🗊Презентация Особенности развития психических расстройств у пораженного медицинского персонала и спасателей ЧС различного характера

Нажмите для полного просмотра!
Особенности развития психических расстройств у пораженного медицинского персонала и спасателей ЧС различного характера, слайд №1Особенности развития психических расстройств у пораженного медицинского персонала и спасателей ЧС различного характера, слайд №2Особенности развития психических расстройств у пораженного медицинского персонала и спасателей ЧС различного характера, слайд №3Особенности развития психических расстройств у пораженного медицинского персонала и спасателей ЧС различного характера, слайд №4Особенности развития психических расстройств у пораженного медицинского персонала и спасателей ЧС различного характера, слайд №5Особенности развития психических расстройств у пораженного медицинского персонала и спасателей ЧС различного характера, слайд №6Особенности развития психических расстройств у пораженного медицинского персонала и спасателей ЧС различного характера, слайд №7Особенности развития психических расстройств у пораженного медицинского персонала и спасателей ЧС различного характера, слайд №8Особенности развития психических расстройств у пораженного медицинского персонала и спасателей ЧС различного характера, слайд №9Особенности развития психических расстройств у пораженного медицинского персонала и спасателей ЧС различного характера, слайд №10Особенности развития психических расстройств у пораженного медицинского персонала и спасателей ЧС различного характера, слайд №11Особенности развития психических расстройств у пораженного медицинского персонала и спасателей ЧС различного характера, слайд №12Особенности развития психических расстройств у пораженного медицинского персонала и спасателей ЧС различного характера, слайд №13Особенности развития психических расстройств у пораженного медицинского персонала и спасателей ЧС различного характера, слайд №14Особенности развития психических расстройств у пораженного медицинского персонала и спасателей ЧС различного характера, слайд №15Особенности развития психических расстройств у пораженного медицинского персонала и спасателей ЧС различного характера, слайд №16Особенности развития психических расстройств у пораженного медицинского персонала и спасателей ЧС различного характера, слайд №17Особенности развития психических расстройств у пораженного медицинского персонала и спасателей ЧС различного характера, слайд №18Особенности развития психических расстройств у пораженного медицинского персонала и спасателей ЧС различного характера, слайд №19Особенности развития психических расстройств у пораженного медицинского персонала и спасателей ЧС различного характера, слайд №20

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Особенности развития психических расстройств у пораженного медицинского персонала и спасателей ЧС различного характера. Доклад-сообщение содержит 20 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Особенности развития психических расстройств у пораженного медицинского персонала и спасателей ЧС различного характера
Руководитель:  Кулинцова Я.В.
Выполнил: ординатор кафедры стоматологии  общей практики  Кумбутаев М. А.
Описание слайда:
Особенности развития психических расстройств у пораженного медицинского персонала и спасателей ЧС различного характера Руководитель: Кулинцова Я.В. Выполнил: ординатор кафедры стоматологии общей практики Кумбутаев М. А.

Слайд 2





Чрезвычайная ситуация (ЧС) — это обстановка на опре­деленной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которое может повлечь за собой чело­веческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей («Закон о защите на­селения и территорий от чрезвычайных ситуаций природ­ного и техногенного характера от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ (СЗРФ 94-35)»).
Экстремальная ситуация (от лат. extremus — крайний, критический) — внезапно возникшая ситуация, угрожаю­щая или субъективно воспринимающаяся человеком как угрожающая жизни, здоровью, личностной целостности, благополучию.
Кризисная ситуация (от греч. krisis — решение, поворот­ный пункт, исход) — это ситуация, требующая от человека значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Эти изменения могут носить как позитивный, так и негативный характер.
Описание слайда:
Чрезвычайная ситуация (ЧС) — это обстановка на опре­деленной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которое может повлечь за собой чело­веческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей («Закон о защите на­селения и территорий от чрезвычайных ситуаций природ­ного и техногенного характера от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ (СЗРФ 94-35)»). Экстремальная ситуация (от лат. extremus — крайний, критический) — внезапно возникшая ситуация, угрожаю­щая или субъективно воспринимающаяся человеком как угрожающая жизни, здоровью, личностной целостности, благополучию. Кризисная ситуация (от греч. krisis — решение, поворот­ный пункт, исход) — это ситуация, требующая от человека значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Эти изменения могут носить как позитивный, так и негативный характер.

Слайд 3





Виды и критерии чрезвычайных ситуаций
 

По степени конфликтности
Конфликтные
Военные столкновения, экономические кризисы, социальные взрывы, национальные и религиозные конфликты, разгул уголовной преступности, террористические акты и др.
 Бесконфликтные
Техногенные, экологические и природные явления, вызы­вающие ЧС
По скорости распространения 
Внезапно возникшие
Техногенные аварии, террористические акты, природные бедствия (землетрясения, извержение вулканов)
Быстро распро­страняющиеся
Военные, религиозные и национальные конфликты, природ­ные стихийные бедствия (торнадо, цунами, лесные пожары, лавины)
 Умеренно распро­страняющиеся
Массовое заболевание людей инфекционными болезнями (эпидемии), массовое поражение сельскохозяйственных растений болезнями или вредителями, природные бедствия (наводнения, засуха)
 Медленно распро­страняющиеся
Изменение состояния водных ресурсов и биосферы, дегра­дация почв, истощение невозобновляемых природных ископаемых, разрушение озонового слоя атмосферы, истощение водных ресурсов, исчезновение видов животных, растений и т.д. в результате деятельности человека
Описание слайда:
Виды и критерии чрезвычайных ситуаций   По степени конфликтности Конфликтные Военные столкновения, экономические кризисы, социальные взрывы, национальные и религиозные конфликты, разгул уголовной преступности, террористические акты и др.  Бесконфликтные Техногенные, экологические и природные явления, вызы­вающие ЧС По скорости распространения Внезапно возникшие Техногенные аварии, террористические акты, природные бедствия (землетрясения, извержение вулканов) Быстро распро­страняющиеся Военные, религиозные и национальные конфликты, природ­ные стихийные бедствия (торнадо, цунами, лесные пожары, лавины)  Умеренно распро­страняющиеся Массовое заболевание людей инфекционными болезнями (эпидемии), массовое поражение сельскохозяйственных растений болезнями или вредителями, природные бедствия (наводнения, засуха)  Медленно распро­страняющиеся Изменение состояния водных ресурсов и биосферы, дегра­дация почв, истощение невозобновляемых природных ископаемых, разрушение озонового слоя атмосферы, истощение водных ресурсов, исчезновение видов животных, растений и т.д. в результате деятельности человека

Слайд 4


Особенности развития психических расстройств у пораженного медицинского персонала и спасателей ЧС различного характера, слайд №4
Описание слайда:

Слайд 5


Особенности развития психических расстройств у пораженного медицинского персонала и спасателей ЧС различного характера, слайд №5
Описание слайда:

Слайд 6


Особенности развития психических расстройств у пораженного медицинского персонала и спасателей ЧС различного характера, слайд №6
Описание слайда:

Слайд 7





В качестве факторов, определяющих экстремальность, могут рассматриваться следующие:

Различные эмоциогенные воздействия в связи с опасностью, трудностью, новизной, ответственностью ситуации.
Дефицит необходимой информации или явный из­быток противоречивой информации.
Чрезмерное психическое, физическое, эмоциональ­ное напряжение.
Воздействие неблагоприятных климатических усло­вий: жары, холода, кислородной недостаточности и т.д.
Наличие голода, жажды.
Описание слайда:
В качестве факторов, определяющих экстремальность, могут рассматриваться следующие: Различные эмоциогенные воздействия в связи с опасностью, трудностью, новизной, ответственностью ситуации. Дефицит необходимой информации или явный из­быток противоречивой информации. Чрезмерное психическое, физическое, эмоциональ­ное напряжение. Воздействие неблагоприятных климатических усло­вий: жары, холода, кислородной недостаточности и т.д. Наличие голода, жажды.

Слайд 8





Субъекты экстремальной ситуации

Первая группа — это специалисты. Люди, оказывающие помощь пострадавшим, принимающие участие в ликви­дации последствий ЧС. В ситуации выполнения профес­сиональных обязанностей, связанных с помощью другим людям, эмоциональные переживания ощущаются как приглушенные, специалист в первую очередь ориенти­рован на выполнение задачи. Часто это беспокоит спе­циалистов.
 Вторая группа — жертвы. Люди, пострадавшие, изоли­рованные в очаге чрезвычайной ситуации (заложники, люди под завалами, на крышах затопленных домов и т.д.). Как правило, люди, пережившие чрезвычайную ситуацию, потратили много сил на борьбу за жизнь и уже сам факт того, что они остались живы, является для них огромным ресурсом для дальнейшего преодоления ситуации и воз­вращения к нормальной жизни.
Психические реакции этой категории людей после ка­тастрофы можно разделить на четыре стадии:
первая стадия — героизм (альтруизм, героическое по­ведение, желание помочь другим людям и выжить самому);
вторая стадия — «медовый месяц» (чувство гордости за то, что выжил и преодолел все опасности);
третья стадия — разочарование (гнев, разочарование: «мне казалось в моей жизни все должно измениться, а все осталось по-прежнему, о моем подвиге все забыли, только я помню о нем», крушение надежд);
четвертая стадия — восстановление (осознание, что необходимо налаживать быт, возвращаться к своим обя­занностям).
Описание слайда:
Субъекты экстремальной ситуации Первая группа — это специалисты. Люди, оказывающие помощь пострадавшим, принимающие участие в ликви­дации последствий ЧС. В ситуации выполнения профес­сиональных обязанностей, связанных с помощью другим людям, эмоциональные переживания ощущаются как приглушенные, специалист в первую очередь ориенти­рован на выполнение задачи. Часто это беспокоит спе­циалистов. Вторая группа — жертвы. Люди, пострадавшие, изоли­рованные в очаге чрезвычайной ситуации (заложники, люди под завалами, на крышах затопленных домов и т.д.). Как правило, люди, пережившие чрезвычайную ситуацию, потратили много сил на борьбу за жизнь и уже сам факт того, что они остались живы, является для них огромным ресурсом для дальнейшего преодоления ситуации и воз­вращения к нормальной жизни. Психические реакции этой категории людей после ка­тастрофы можно разделить на четыре стадии: первая стадия — героизм (альтруизм, героическое по­ведение, желание помочь другим людям и выжить самому); вторая стадия — «медовый месяц» (чувство гордости за то, что выжил и преодолел все опасности); третья стадия — разочарование (гнев, разочарование: «мне казалось в моей жизни все должно измениться, а все осталось по-прежнему, о моем подвиге все забыли, только я помню о нем», крушение надежд); четвертая стадия — восстановление (осознание, что необходимо налаживать быт, возвращаться к своим обя­занностям).

Слайд 9





Третья группа — пострадавшие (материально или физи­чески). Люди, потерявшие своих близких или не имеющие информации об их судьбе, лишившиеся своих домов, иму­щества и т.д. В этой группе наблюдаются наиболее тяже­лые эмоциональные реакции, длительные негативные переживания. Пострадавшим особенно трудно смириться с постигшим их горем, адаптироваться к изменившимся условиям жизни.
Третья группа — пострадавшие (материально или физи­чески). Люди, потерявшие своих близких или не имеющие информации об их судьбе, лишившиеся своих домов, иму­щества и т.д. В этой группе наблюдаются наиболее тяже­лые эмоциональные реакции, длительные негативные переживания. Пострадавшим особенно трудно смириться с постигшим их горем, адаптироваться к изменившимся условиям жизни.
Четвертая группа — очевидцы или свидетели. Люди, про­живающие или оказавшиеся в непосредственной близос­ти к зоне ЧС.
Пятая группа — наблюдатели (или зеваки). Люди, по­лучившие информацию о происходящем и прибывшие на место.
Степень травматизации людей в этих двух группах во многом зависит от их личностных особенностей и нали­чия травматических ситуаций в прошлом. Для одних ту­шение пожара в жилом доме станет лишь любопытным, захватывающим зрелищем, у других может вызвать пси­хические (страхи, неврозы) и соматические (обострение хронических заболеваний, бессонница, головные боли) нарушения.
Шестая группа — телезрители. Люди, получающие ин­формацию о ЧС и следящие за развитием ситуации с по­мощью средств массовой информации (СМИ). Неоспорим тот факт, что люди должны получать информацию о со­бытиях. Однако специалистам известно немало случаев негативных психологических последствий освещения СМИ чрезвычайных ситуаций. Часто эмоциональная ок­раска репортажей носит чрезмерно негативный, трагич­ный, подчеркнуто пессимистичный характер.
Описание слайда:
Третья группа — пострадавшие (материально или физи­чески). Люди, потерявшие своих близких или не имеющие информации об их судьбе, лишившиеся своих домов, иму­щества и т.д. В этой группе наблюдаются наиболее тяже­лые эмоциональные реакции, длительные негативные переживания. Пострадавшим особенно трудно смириться с постигшим их горем, адаптироваться к изменившимся условиям жизни. Третья группа — пострадавшие (материально или физи­чески). Люди, потерявшие своих близких или не имеющие информации об их судьбе, лишившиеся своих домов, иму­щества и т.д. В этой группе наблюдаются наиболее тяже­лые эмоциональные реакции, длительные негативные переживания. Пострадавшим особенно трудно смириться с постигшим их горем, адаптироваться к изменившимся условиям жизни. Четвертая группа — очевидцы или свидетели. Люди, про­живающие или оказавшиеся в непосредственной близос­ти к зоне ЧС. Пятая группа — наблюдатели (или зеваки). Люди, по­лучившие информацию о происходящем и прибывшие на место. Степень травматизации людей в этих двух группах во многом зависит от их личностных особенностей и нали­чия травматических ситуаций в прошлом. Для одних ту­шение пожара в жилом доме станет лишь любопытным, захватывающим зрелищем, у других может вызвать пси­хические (страхи, неврозы) и соматические (обострение хронических заболеваний, бессонница, головные боли) нарушения. Шестая группа — телезрители. Люди, получающие ин­формацию о ЧС и следящие за развитием ситуации с по­мощью средств массовой информации (СМИ). Неоспорим тот факт, что люди должны получать информацию о со­бытиях. Однако специалистам известно немало случаев негативных психологических последствий освещения СМИ чрезвычайных ситуаций. Часто эмоциональная ок­раска репортажей носит чрезмерно негативный, трагич­ный, подчеркнуто пессимистичный характер.

Слайд 10





СТРЕСС.

Все включающиеся в организме человека при воздей­ствии стресса приспособительные механизмы назваются «общим адаптационным синдромом», или «стресс-реакцией». Существует 3 стадии развития этого синдро­ма: стадия тревоги, стадия сопротивления, стадия ис­тощения.
1. Стадия тревоги — это первоначальный отклик нашего организма на опасность или угрозу, возникающий для того, чтобы помочь нам справиться с ситуацией. В стадии тревоги выделяют фазу шока и противошока. Как только мозг воспринимает опасность, в кровь в большом количестве выбрасываются гормоны тревоги, сердце бьется быстрее, кровь от внутренних орга­нов устремляется к тем частям тела, которым предстоит действовать (мышцы туловища, рук и ног), печень вырабатывает больше сахара, чтобы обеспечить мышцы энер­гией. Ресурсы организма расходуются неэкономно, здесь все ставится на карту в попытке добиться цели любой це­ной. Эти, а также другие сложные изменения обычно воз­никают мгновенно и соответствуют фазе шока. Поскольку чрезмерный избыток гормонов и энергии, а также функ­ционирование систем органов «на износ» являются угро­зой для жизнедеятельности организма, довольно быстро на смену шоковой фазе приходит фаза противошока, при которой активизируются первые механизмы, снижающие воздействие стресса.
Таким образом, биологический смысл стадии тревоги заключается в максимальной мобилизации адаптационных ресурсов организма, быстром приведении человека в со­стояние напряженной готовности — готовности бороться или бежать от опасности.
Описание слайда:
СТРЕСС. Все включающиеся в организме человека при воздей­ствии стресса приспособительные механизмы назваются «общим адаптационным синдромом», или «стресс-реакцией». Существует 3 стадии развития этого синдро­ма: стадия тревоги, стадия сопротивления, стадия ис­тощения. 1. Стадия тревоги — это первоначальный отклик нашего организма на опасность или угрозу, возникающий для того, чтобы помочь нам справиться с ситуацией. В стадии тревоги выделяют фазу шока и противошока. Как только мозг воспринимает опасность, в кровь в большом количестве выбрасываются гормоны тревоги, сердце бьется быстрее, кровь от внутренних орга­нов устремляется к тем частям тела, которым предстоит действовать (мышцы туловища, рук и ног), печень вырабатывает больше сахара, чтобы обеспечить мышцы энер­гией. Ресурсы организма расходуются неэкономно, здесь все ставится на карту в попытке добиться цели любой це­ной. Эти, а также другие сложные изменения обычно воз­никают мгновенно и соответствуют фазе шока. Поскольку чрезмерный избыток гормонов и энергии, а также функ­ционирование систем органов «на износ» являются угро­зой для жизнедеятельности организма, довольно быстро на смену шоковой фазе приходит фаза противошока, при которой активизируются первые механизмы, снижающие воздействие стресса. Таким образом, биологический смысл стадии тревоги заключается в максимальной мобилизации адаптационных ресурсов организма, быстром приведении человека в со­стояние напряженной готовности — готовности бороться или бежать от опасности.

Слайд 11





2.	Стадия сопротивления (резистентности) наступает, если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие достаточно длительный промежуток времени. На этой стадии происходит приспособление к изменяющимся обстоятельствам. В результате этого возникает стойкая адаптация: активность физиологических процессов резко снижается, все ресурсы расходуются оптимально — организм готов к длительной борьбе за жизнь, его устойчивость к различным воздействиям повышена.
2.	Стадия сопротивления (резистентности) наступает, если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие достаточно длительный промежуток времени. На этой стадии происходит приспособление к изменяющимся обстоятельствам. В результате этого возникает стойкая адаптация: активность физиологических процессов резко снижается, все ресурсы расходуются оптимально — организм готов к длительной борьбе за жизнь, его устойчивость к различным воздействиям повышена.
Все изменения, происходящие на этой стадии адаптаци­онного синдрома, можно считать обратимыми, поскольку прекращение воздействия стрессора возвращает организм в состояние нормы.
 
3.	Стадия истощения. Если мы длительное время продолжаем идти навстречу стрессу, то наступит момент, когда мы уже не сможем найти силы, чтобы справиться с ситуацией. На этой стадии энергия исчерпана, физиологическая
и психологическая защиты оказываются сломленными. Человек не имеет больше возможности сопротивляться стрессу. Помощь может прийти только извне — либо в виде поддержки, либо в виде устранения стрессора. На этой стадии происходят стойкие дезадаптивные нарушения, и, если стрессор продолжает действовать, организм может
погибнуть.
Описание слайда:
2. Стадия сопротивления (резистентности) наступает, если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие достаточно длительный промежуток времени. На этой стадии происходит приспособление к изменяющимся обстоятельствам. В результате этого возникает стойкая адаптация: активность физиологических процессов резко снижается, все ресурсы расходуются оптимально — организм готов к длительной борьбе за жизнь, его устойчивость к различным воздействиям повышена. 2. Стадия сопротивления (резистентности) наступает, если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие достаточно длительный промежуток времени. На этой стадии происходит приспособление к изменяющимся обстоятельствам. В результате этого возникает стойкая адаптация: активность физиологических процессов резко снижается, все ресурсы расходуются оптимально — организм готов к длительной борьбе за жизнь, его устойчивость к различным воздействиям повышена. Все изменения, происходящие на этой стадии адаптаци­онного синдрома, можно считать обратимыми, поскольку прекращение воздействия стрессора возвращает организм в состояние нормы.   3. Стадия истощения. Если мы длительное время продолжаем идти навстречу стрессу, то наступит момент, когда мы уже не сможем найти силы, чтобы справиться с ситуацией. На этой стадии энергия исчерпана, физиологическая и психологическая защиты оказываются сломленными. Человек не имеет больше возможности сопротивляться стрессу. Помощь может прийти только извне — либо в виде поддержки, либо в виде устранения стрессора. На этой стадии происходят стойкие дезадаптивные нарушения, и, если стрессор продолжает действовать, организм может погибнуть.

Слайд 12





ОТСРОЧЕННЫЕ РЕАКЦИИ НА ТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС

Психическая травма — следствие травматического стрессогенного воздействия; она предполагает крайнюю (экстремальную) степень стрессогенности фактора, разру­шающего систему индивидуальных личностных защит, приводящее к глубинным нарушениям (от психологичес­ких до биологических) целостной системы функциониро­вания практически любого человека.
Описание слайда:
ОТСРОЧЕННЫЕ РЕАКЦИИ НА ТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС Психическая травма — следствие травматического стрессогенного воздействия; она предполагает крайнюю (экстремальную) степень стрессогенности фактора, разру­шающего систему индивидуальных личностных защит, приводящее к глубинным нарушениям (от психологичес­ких до биологических) целостной системы функциониро­вания практически любого человека.

Слайд 13





Динамика переживания травматической ситуации. Дина­мика переживания травматической ситуации включает четыре этапа.
Динамика переживания травматической ситуации. Дина­мика переживания травматической ситуации включает четыре этапа.
Первый этап — фаза отрицания, или шока. На этой фазе, наступающей сразу после действия травмирующего фактора, человек не может принять произошедшее на эмоцио­нальном уровне. Психика защищается от разрушительно­го действия травматической ситуации. Этот этап, как пра­вило, относительно непродолжителен.
Второй этап носит название фазы агрессии и вины. По­степенно начиная переживать случившееся, человек пыта­ется обвинять в произошедшем тех, кто прямо или косвенно имел отношение к событию. После человек обращает аг­рессию на самого себя и испытывает интенсивное чувство вины («Если бы я поступил иначе, этого бы не случилось»).
Третий этап — фаза депрессии. После того, как человек осознает, что обстоятельства сильнее его, наступает деп­рессия. Она сопровождается чувствами беспомощности, брошенности, одиночества, собственной бесполезности. Человек не видит выхода из создавшегося положения, те­ряет ощущение цели. Жизнь становится бессмысленной: «Что бы я ни делал, ничего не изменишь».
Четвертый этап — это фаза исцеления. Для нее характер­но полное (сознательное и эмоциональное) принятие сво­его прошлого и обретение нового смысла жизни: «То, что случилось, действительно было, я не могу этого изменить; я могу измениться сам и продолжать жизнь, несмотря на травму». Человек оказывается способен извлечь из произо­шедшего полезный жизненный опыт.
Описание слайда:
Динамика переживания травматической ситуации. Дина­мика переживания травматической ситуации включает четыре этапа. Динамика переживания травматической ситуации. Дина­мика переживания травматической ситуации включает четыре этапа. Первый этап — фаза отрицания, или шока. На этой фазе, наступающей сразу после действия травмирующего фактора, человек не может принять произошедшее на эмоцио­нальном уровне. Психика защищается от разрушительно­го действия травматической ситуации. Этот этап, как пра­вило, относительно непродолжителен. Второй этап носит название фазы агрессии и вины. По­степенно начиная переживать случившееся, человек пыта­ется обвинять в произошедшем тех, кто прямо или косвенно имел отношение к событию. После человек обращает аг­рессию на самого себя и испытывает интенсивное чувство вины («Если бы я поступил иначе, этого бы не случилось»). Третий этап — фаза депрессии. После того, как человек осознает, что обстоятельства сильнее его, наступает деп­рессия. Она сопровождается чувствами беспомощности, брошенности, одиночества, собственной бесполезности. Человек не видит выхода из создавшегося положения, те­ряет ощущение цели. Жизнь становится бессмысленной: «Что бы я ни делал, ничего не изменишь». Четвертый этап — это фаза исцеления. Для нее характер­но полное (сознательное и эмоциональное) принятие сво­его прошлого и обретение нового смысла жизни: «То, что случилось, действительно было, я не могу этого изменить; я могу измениться сам и продолжать жизнь, несмотря на травму». Человек оказывается способен извлечь из произо­шедшего полезный жизненный опыт.

Слайд 14





психологическая помощь при острой реакции на стресс

Необходимо позаботиться о собственной безопасно­сти. Переживая горе, человек часто не понимает, что делает, и поэтому может быть опасен. Не пытайтесь помочь человеку, если не уверены в вашей абсолютной физичес­кой безопасности (есть примеры, когда при попытке са­моубийства человек не только сам бросается с крыши, но и тянет за собой того, кто пытается ему помочь; или, на­пример, люди часто накидываются с кулаками на того, кто сообщает о смерти близкого, даже если это случайный, посторонний человек).
Позаботьтесь о медицинской помощи. Убедитесь, что у человека нет физических травм, проблем с сердцем. При необходимости позовите врача, вызовите скорую по­мощь. Единственное исключение — это ситуация, когда по каким-то причинам медицинская помощь не может быть оказана незамедлительно (например, приезда врачей при­ходится ожидать, или пострадавший изолирован, к при­меру, заблокирован в завале при обрушении здания и т.д.). В этом случае Ваши действия должны быть такими:
сообщите пострадавшему о том, что помощь уже идет;
подскажите ему, как необходимо себя вести: мак­симально экономить силы; дышать неглубоко, медленно, через нос — это позволит экономить кис­лород в организме и окружающем пространстве;
запретите пострадавшему делать что-либо для самоэвакуации, самоосвобождения.
 
Находясь рядом с человеком, получившим психи­ческую травму в результате воздействия экстремальных факторов (при теракте, аварии, потере близких, трагичес­ком известии, физическом или сексуальном насилии и т.п.), не теряйте самообладания. Поведение пострадавше­го не должно вас пугать, раздражать или удивлять. Его со­стояние, поступки, эмоции — это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства.
Если вы чувствуете, что не готовы оказать человеку помощь, вам страшно, неприятно разговаривать с челове­ком, не делайте этого. Знайте, это нормальная реакция и вы имеете на нее право. Человек всегда чувствует неиск­ренность по позе, жестам, интонациям, и попытка помочь через силу все равно будет неэффективной. Найдите того, кто может это сделать.
Основной принцип оказания помощи в психологии такой же, как в медицине: «Не навреди». Лучше отказаться от необоснованных, необдуманных действий, чем навре­дить человеку. Поэтому, если вы не уверены в правильнос­ти того, что собираетесь делать — лучше воздержитесь.
Описание слайда:
психологическая помощь при острой реакции на стресс Необходимо позаботиться о собственной безопасно­сти. Переживая горе, человек часто не понимает, что делает, и поэтому может быть опасен. Не пытайтесь помочь человеку, если не уверены в вашей абсолютной физичес­кой безопасности (есть примеры, когда при попытке са­моубийства человек не только сам бросается с крыши, но и тянет за собой того, кто пытается ему помочь; или, на­пример, люди часто накидываются с кулаками на того, кто сообщает о смерти близкого, даже если это случайный, посторонний человек). Позаботьтесь о медицинской помощи. Убедитесь, что у человека нет физических травм, проблем с сердцем. При необходимости позовите врача, вызовите скорую по­мощь. Единственное исключение — это ситуация, когда по каким-то причинам медицинская помощь не может быть оказана незамедлительно (например, приезда врачей при­ходится ожидать, или пострадавший изолирован, к при­меру, заблокирован в завале при обрушении здания и т.д.). В этом случае Ваши действия должны быть такими: сообщите пострадавшему о том, что помощь уже идет; подскажите ему, как необходимо себя вести: мак­симально экономить силы; дышать неглубоко, медленно, через нос — это позволит экономить кис­лород в организме и окружающем пространстве; запретите пострадавшему делать что-либо для самоэвакуации, самоосвобождения.   Находясь рядом с человеком, получившим психи­ческую травму в результате воздействия экстремальных факторов (при теракте, аварии, потере близких, трагичес­ком известии, физическом или сексуальном насилии и т.п.), не теряйте самообладания. Поведение пострадавше­го не должно вас пугать, раздражать или удивлять. Его со­стояние, поступки, эмоции — это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства. Если вы чувствуете, что не готовы оказать человеку помощь, вам страшно, неприятно разговаривать с челове­ком, не делайте этого. Знайте, это нормальная реакция и вы имеете на нее право. Человек всегда чувствует неиск­ренность по позе, жестам, интонациям, и попытка помочь через силу все равно будет неэффективной. Найдите того, кто может это сделать. Основной принцип оказания помощи в психологии такой же, как в медицине: «Не навреди». Лучше отказаться от необоснованных, необдуманных действий, чем навре­дить человеку. Поэтому, если вы не уверены в правильнос­ти того, что собираетесь делать — лучше воздержитесь.

Слайд 15





ПОМОЩЬ ПРИ СТРАХЕ

Не оставляйте человека одного. Страх тяжело пере­носить в одиночестве.
Говорите о том, чего человек боится. Есть мнение, что такие разговоры только усиливают страх, однако уче­ные давно доказали, что, когда человек проговорит свой страх, тот становится не таким сильным. Поэтому, если человек говорит о том, чего он боится — поддерживайте его, говорите на эту тему.
Не пытайтесь отвлечь человека фразами: «Не думай об этом», «Это ерунда», «Это глупости» и т.д.
Предложите человеку сделать несколько дыхательных упражнений, например таких:
 
Положите руку на живот; медленно вдохните, по­чувствуйте, как сначала воздухом наполняется грудь, потом живот. Задержите дыхание на 1—2 се­кунды. Выдохните. Сначала опускается живот, по­том грудь. Медленно повторите это упражнение 3—4 раза;
Глубоко вдохните. Задержите дыхание на 1—2 се­кунды. Начинайте выдыхать. Выдыхайте медлен­но и примерно на середине выдоха сделайте паузу на 1—2 секунды. Постарайтесь выдохнуть как мож­но сильнее. Медленно повторите это упражнение 3—4 раза. Если человеку трудно дышать в таком ритме, присоединитесь к нему — дышите вместе. Это поможет ему успокоиться, почувствовать, что вы рядом.
Если боится ребенок, поговорите с ним о его стра­хах, после этого можно поиграть, порисовать, полепить. Эти занятия помогут ребенку выразить свои чувства.
Постарайтесь занять человека каким-нибудь делом. Этим вы отвлечете его от переживаний.
Помните — страх может быть полезным (если помога­ет избегать опасных ситуаций), поэтому бороться с ним нужно тогда, когда он мешает жить нормальной жизнью.
Описание слайда:
ПОМОЩЬ ПРИ СТРАХЕ Не оставляйте человека одного. Страх тяжело пере­носить в одиночестве. Говорите о том, чего человек боится. Есть мнение, что такие разговоры только усиливают страх, однако уче­ные давно доказали, что, когда человек проговорит свой страх, тот становится не таким сильным. Поэтому, если человек говорит о том, чего он боится — поддерживайте его, говорите на эту тему. Не пытайтесь отвлечь человека фразами: «Не думай об этом», «Это ерунда», «Это глупости» и т.д. Предложите человеку сделать несколько дыхательных упражнений, например таких:   Положите руку на живот; медленно вдохните, по­чувствуйте, как сначала воздухом наполняется грудь, потом живот. Задержите дыхание на 1—2 се­кунды. Выдохните. Сначала опускается живот, по­том грудь. Медленно повторите это упражнение 3—4 раза; Глубоко вдохните. Задержите дыхание на 1—2 се­кунды. Начинайте выдыхать. Выдыхайте медлен­но и примерно на середине выдоха сделайте паузу на 1—2 секунды. Постарайтесь выдохнуть как мож­но сильнее. Медленно повторите это упражнение 3—4 раза. Если человеку трудно дышать в таком ритме, присоединитесь к нему — дышите вместе. Это поможет ему успокоиться, почувствовать, что вы рядом. Если боится ребенок, поговорите с ним о его стра­хах, после этого можно поиграть, порисовать, полепить. Эти занятия помогут ребенку выразить свои чувства. Постарайтесь занять человека каким-нибудь делом. Этим вы отвлечете его от переживаний. Помните — страх может быть полезным (если помога­ет избегать опасных ситуаций), поэтому бороться с ним нужно тогда, когда он мешает жить нормальной жизнью.

Слайд 16





ПОМОЩЬ ПРИ ТРЕВОГЕ
Очень важно постараться разговорить человека и по­нять, что именно его тревожит. В этом случае, возможно, человек осознает источник тревоги и сможет успокоиться.
Часто человек тревожится, когда у него не хватает информации о происходящих событиях. В этом случае можно попытаться составить план, когда, где и какую ин­формацию можно получить.
Попытайтесь занять человека умственным трудом: считать, писать и т.д. Если он будет увлечен этим, то тре­вога отступит.
Физический труд, домашние хлопоты тоже могут быть хорошим способом успокоиться. Если есть возмож­ность, можно сделать зарядку или совершить пробежку.
Описание слайда:
ПОМОЩЬ ПРИ ТРЕВОГЕ Очень важно постараться разговорить человека и по­нять, что именно его тревожит. В этом случае, возможно, человек осознает источник тревоги и сможет успокоиться. Часто человек тревожится, когда у него не хватает информации о происходящих событиях. В этом случае можно попытаться составить план, когда, где и какую ин­формацию можно получить. Попытайтесь занять человека умственным трудом: считать, писать и т.д. Если он будет увлечен этим, то тре­вога отступит. Физический труд, домашние хлопоты тоже могут быть хорошим способом успокоиться. Если есть возмож­ность, можно сделать зарядку или совершить пробежку.

Слайд 17





ПОМОЩЬ ПРИ ИСТЕРИКЕ
Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Останьтесь с человеком наедине, если это не опасно для вас.
Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (например, можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на по­страдавшего). Если такое действие совершить не удается, то сидите рядом с человеком, держите его за руку, погла­живайте по спине, но не вступайте с ним в беседу или, тем более, в спор. Любые ваши слова в этой ситуации только подольют масла в огонь.
После того, как истерика пошла на спад, говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным, но добро­желательным тоном («выпей воды», «умойся»).
После истерики наступает упадок сил. Дайте чело­веку возможность отдохнуть.
Описание слайда:
ПОМОЩЬ ПРИ ИСТЕРИКЕ Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Останьтесь с человеком наедине, если это не опасно для вас. Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (например, можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на по­страдавшего). Если такое действие совершить не удается, то сидите рядом с человеком, держите его за руку, погла­живайте по спине, но не вступайте с ним в беседу или, тем более, в спор. Любые ваши слова в этой ситуации только подольют масла в огонь. После того, как истерика пошла на спад, говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным, но добро­желательным тоном («выпей воды», «умойся»). После истерики наступает упадок сил. Дайте чело­веку возможность отдохнуть.

Слайд 18





ПОМОЩЬ ПРИ ДВИГАТЕЛЬНОМ ВОЗБУЖДЕНИИ

Задавайте человеку вопросы, которые привлекут его внимание, или поручите дело, которое заставит его заду­маться. Любая интеллектуальная активность снизит уро­вень активности физической.
Предложите прогуляться, сделать несколько физи­ческих упражнений, выполнить какую-то физическую ра­боту (что-то принести, переставить и т.д.), так, чтобы он почувствовал физическую усталость.
Предложите совместно сделать дыхательную гимна­стику. Например, такую:
Встаньте. Сделайте медленный вдох, почувствуйте, как воздух заполняет сначала грудную клетку, потом живот. Выдыхайте в обратном порядке — сначала нижние отделы легких, потом верхние. Сделайте паузу в 1—2 сек. Повторите упражнение еще 1 раз.
Важно дышать медленно, иначе от переизбытка кис­лорода может закружиться голова.
Продолжайте глубоко и медленно дышать. При этом на каждом выдохе постарайтесь почувствовать рас­слабление. Расслабьте руки, плечи, спину. Почув­ствуйте их тяжесть. Концентрируйтесь на дыхании, представьте, что выдыхаете свое напряжение. Сде­лайте 3—4 вдоха-выдоха.
Некоторое время (примерно 1—2 минуты) дышите нормально.
Снова начинайте медленно дышать. Вдыхайте те­перь через нос, а выдыхайте через рот, сложив губы трубочкой. При выдохе представьте, что осторожно дуете на свечку, стараясь не погасить пламя. Старай­тесь сохранять состояние расслабленности. Повто­рите упражнение 3—4 раза.
Дышите как обычно.
Описание слайда:
ПОМОЩЬ ПРИ ДВИГАТЕЛЬНОМ ВОЗБУЖДЕНИИ Задавайте человеку вопросы, которые привлекут его внимание, или поручите дело, которое заставит его заду­маться. Любая интеллектуальная активность снизит уро­вень активности физической. Предложите прогуляться, сделать несколько физи­ческих упражнений, выполнить какую-то физическую ра­боту (что-то принести, переставить и т.д.), так, чтобы он почувствовал физическую усталость. Предложите совместно сделать дыхательную гимна­стику. Например, такую: Встаньте. Сделайте медленный вдох, почувствуйте, как воздух заполняет сначала грудную клетку, потом живот. Выдыхайте в обратном порядке — сначала нижние отделы легких, потом верхние. Сделайте паузу в 1—2 сек. Повторите упражнение еще 1 раз. Важно дышать медленно, иначе от переизбытка кис­лорода может закружиться голова. Продолжайте глубоко и медленно дышать. При этом на каждом выдохе постарайтесь почувствовать рас­слабление. Расслабьте руки, плечи, спину. Почув­ствуйте их тяжесть. Концентрируйтесь на дыхании, представьте, что выдыхаете свое напряжение. Сде­лайте 3—4 вдоха-выдоха. Некоторое время (примерно 1—2 минуты) дышите нормально. Снова начинайте медленно дышать. Вдыхайте те­перь через нос, а выдыхайте через рот, сложив губы трубочкой. При выдохе представьте, что осторожно дуете на свечку, стараясь не погасить пламя. Старай­тесь сохранять состояние расслабленности. Повто­рите упражнение 3—4 раза. Дышите как обычно.

Слайд 19





ПОМОЩЬ ПРИ ГНЕВЕ, ЗЛОСТИ, АГРЕССИИ

Сведите к минимуму количество окружающих.
Дайте пострадавшему возможность «выпустить пар» (например, выговориться или избить подушку).
Поручите работу, связанную с высокой физической нагрузкой.
Демонстрируйте благожелательность. Даже если вы не согласны с пострадавшим, не обвиняйте его самого, а высказывайтесь по поводу его действий. В противном слу­чае агрессивное поведение будет направлено на вас. Нельзя говорить: «Что же ты за человек!». Надо говорить: «Ты ужасно злишься, тебе хочется все разнести вдребезги. Давай вместе попытаемся найти выход из этой ситуации».
Старайтесь разрядить обстановку смешными ком­ментариями или действиями, но только в том случае, если это уместно.
Агрессия может быть погашена страхом наказания, если:
 нет цели получить выгоду от агрессивного пове­дения;
наказание строгое и вероятность его осуществления велика.
Описание слайда:
ПОМОЩЬ ПРИ ГНЕВЕ, ЗЛОСТИ, АГРЕССИИ Сведите к минимуму количество окружающих. Дайте пострадавшему возможность «выпустить пар» (например, выговориться или избить подушку). Поручите работу, связанную с высокой физической нагрузкой. Демонстрируйте благожелательность. Даже если вы не согласны с пострадавшим, не обвиняйте его самого, а высказывайтесь по поводу его действий. В противном слу­чае агрессивное поведение будет направлено на вас. Нельзя говорить: «Что же ты за человек!». Надо говорить: «Ты ужасно злишься, тебе хочется все разнести вдребезги. Давай вместе попытаемся найти выход из этой ситуации». Старайтесь разрядить обстановку смешными ком­ментариями или действиями, но только в том случае, если это уместно. Агрессия может быть погашена страхом наказания, если:  нет цели получить выгоду от агрессивного пове­дения; наказание строгое и вероятность его осуществления велика.

Слайд 20





Спасибо за внимание
Описание слайда:
Спасибо за внимание



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию