🗊Презентация Особенности языковой формы выражения научной информации

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Особенности языковой формы выражения научной информации, слайд №1Особенности языковой формы выражения научной информации, слайд №2Особенности языковой формы выражения научной информации, слайд №3Особенности языковой формы выражения научной информации, слайд №4Особенности языковой формы выражения научной информации, слайд №5Особенности языковой формы выражения научной информации, слайд №6Особенности языковой формы выражения научной информации, слайд №7Особенности языковой формы выражения научной информации, слайд №8Особенности языковой формы выражения научной информации, слайд №9Особенности языковой формы выражения научной информации, слайд №10Особенности языковой формы выражения научной информации, слайд №11Особенности языковой формы выражения научной информации, слайд №12Особенности языковой формы выражения научной информации, слайд №13Особенности языковой формы выражения научной информации, слайд №14Особенности языковой формы выражения научной информации, слайд №15Особенности языковой формы выражения научной информации, слайд №16Особенности языковой формы выражения научной информации, слайд №17Особенности языковой формы выражения научной информации, слайд №18

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Особенности языковой формы выражения научной информации. Доклад-сообщение содержит 18 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Особенности языковой формы выражения научной информации
кафедра русского языка, русской и зарубежной литературы,
журналистики факультета филологии  и журналистики,
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
Описание слайда:
Особенности языковой формы выражения научной информации кафедра русского языка, русской и зарубежной литературы, журналистики факультета филологии и журналистики, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

Слайд 2






 
В указах императора Петра I  наш язык назывался российским, на смену которому пришло официальное название – русский язык. 
Сосуществование прилагательных русский и российский обязано разнобоем в наименовании страны (Русь и Россия). 
Слово Россия употреблялось еще в произведениях М.В. Ломоносова.
Описание слайда:
  В указах императора Петра I наш язык назывался российским, на смену которому пришло официальное название – русский язык. Сосуществование прилагательных русский и российский обязано разнобоем в наименовании страны (Русь и Россия). Слово Россия употреблялось еще в произведениях М.В. Ломоносова.

Слайд 3





Что такое язык, слово, речь?
«Важнейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер  прислушайтесь к тому, как он говорит». 
Д.С.  Лихачев 
         «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.  		     Берегись   от такого слова, которое разъединяет 	людей».													    	                         Л.Н. Толстой
Умён ты или глуп,
велик ты или мал,
	не знаем мы, пока 
	ты слова не сказал
Муслин ад-Дин Саади, 
восточный мудрец и поэт XIII века
Описание слайда:
Что такое язык, слово, речь? «Важнейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер прислушайтесь к тому, как он говорит». Д.С. Лихачев «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей». Л.Н. Толстой Умён ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал Муслин ад-Дин Саади, восточный мудрец и поэт XIII века

Слайд 4





Делай всё сам!
Делай всё сразу
Торопись медленно!
Итак, воздадим славу тройственному союзу! 
Будем параллельно читать чужое, собирать факты и писать свое, чтобы исследование наше не угасало. Каждая из этих трех сторон деятельности будет благоговейно подчиняться двум остальным.
Описание слайда:
Делай всё сам! Делай всё сразу Торопись медленно! Итак, воздадим славу тройственному союзу! Будем параллельно читать чужое, собирать факты и писать свое, чтобы исследование наше не угасало. Каждая из этих трех сторон деятельности будет благоговейно подчиняться двум остальным.

Слайд 5





. Научный стиль речи
 (общая характеристика)
Научный стиль – это стиль, который обслуживает научную 
сферу общественной деятельности. 
Он предназначен для передачи научной информации в подготовленной и заинтересованной аудитории.
Описание слайда:
. Научный стиль речи (общая характеристика) Научный стиль – это стиль, который обслуживает научную сферу общественной деятельности. Он предназначен для передачи научной информации в подготовленной и заинтересованной аудитории.

Слайд 6





Основные характеристики научного стиля
1. Сфера общественной жизни – наука. 
2. Доминирующая функция – познавательная. 
3.Тип отношений между участниками речи – сотворчество. 
4. Степень подготовленности. 
5. Наличие ограничений. 
6. Круг тем – неограниченный. 
7. Преобладающая форма речи – письменная. 
8. Форма изложения – безличная. 
9. Выражение оценки – косвенное или скрытое. 
10. Степень эмоциональности и экспрессивности научного текста зависит от области научного знания.
Описание слайда:
Основные характеристики научного стиля 1. Сфера общественной жизни – наука. 2. Доминирующая функция – познавательная. 3.Тип отношений между участниками речи – сотворчество. 4. Степень подготовленности. 5. Наличие ограничений. 6. Круг тем – неограниченный. 7. Преобладающая форма речи – письменная. 8. Форма изложения – безличная. 9. Выражение оценки – косвенное или скрытое. 10. Степень эмоциональности и экспрессивности научного текста зависит от области научного знания.

Слайд 7





Разновидности подстилей 
научного стиля 
 1) собственно научный (монографии, диссертации, научные статьи, доклады, курсовые и дипломные работы);
 2) научно-популярный (лекции, статьи, очерки); 
3) учебно-научный (учебники, методические пособия, программы, лекции, конспекты); 
4) научно-деловой (техническая документация, контракты, сообщения об испытаниях, инструкции для предприятий);
 5) научно-информативный (патентные описания, информативные рефераты, аннотации);
 6) научно-справочный (словари, энциклопедии, справочники каталоги).
Описание слайда:
Разновидности подстилей научного стиля 1) собственно научный (монографии, диссертации, научные статьи, доклады, курсовые и дипломные работы); 2) научно-популярный (лекции, статьи, очерки); 3) учебно-научный (учебники, методические пособия, программы, лекции, конспекты); 4) научно-деловой (техническая документация, контракты, сообщения об испытаниях, инструкции для предприятий); 5) научно-информативный (патентные описания, информативные рефераты, аннотации); 6) научно-справочный (словари, энциклопедии, справочники каталоги).

Слайд 8





Языковые признаки 
научного стиля речи
Лексические признаки научного стиля речи:
	Характерная черта научного стиля – высокая терминологичность (насыщенность терминами). 
Термин – слово или словосочетание, выражающее понятие
специальной области знания или деятельности.
     В научном стиле частотны существительные и прилагательные с
определенным типом лексического значения и морфологическими
характеристиками. Например: 
а) существительные, выражающие понятие признака, состояния, изменения на -ние, -ость, -ство, -ие, -ция),
б) существительные на -тель, обозначающие инструмент, орудие, производителя действия (двигатель, усилитель); 
в) прилагательные с суффиксом -ист(ый) в значении «содержащий в малом количестве определенную примесь» (глинистый, песчанистый, хлористый).
Описание слайда:
Языковые признаки научного стиля речи Лексические признаки научного стиля речи: Характерная черта научного стиля – высокая терминологичность (насыщенность терминами). Термин – слово или словосочетание, выражающее понятие специальной области знания или деятельности. В научном стиле частотны существительные и прилагательные с определенным типом лексического значения и морфологическими характеристиками. Например: а) существительные, выражающие понятие признака, состояния, изменения на -ние, -ость, -ство, -ие, -ция), б) существительные на -тель, обозначающие инструмент, орудие, производителя действия (двигатель, усилитель); в) прилагательные с суффиксом -ист(ый) в значении «содержащий в малом количестве определенную примесь» (глинистый, песчанистый, хлористый).

Слайд 9





Языковые признаки 
научного стиля речи
Морфологические признаки научного стиля речи:
1. Специфично употребляется в научном стиле глагол, чаще используются глаголы несовершенного вида. 
2. В научном стиле часто используются возвратные глаголы (с суффиксом -ся) в страдательном (пассивном) значении. 
3.  Большое распространение в научных текстах имеют краткие страдательные причастия, например: Теорема доказана.
4. В научной речи чаще, чем в других стилях речи, употребляются краткие прилагательные,  например: Многообразны и неоднозначны функции этих элементов.
5. Своеобразно проявляется в языке науки категория лица.
6. Часто встречаются формы множественного числа существительных, которые в других типах речи не встречаются.
Описание слайда:
Языковые признаки научного стиля речи Морфологические признаки научного стиля речи: 1. Специфично употребляется в научном стиле глагол, чаще используются глаголы несовершенного вида. 2. В научном стиле часто используются возвратные глаголы (с суффиксом -ся) в страдательном (пассивном) значении. 3. Большое распространение в научных текстах имеют краткие страдательные причастия, например: Теорема доказана. 4. В научной речи чаще, чем в других стилях речи, употребляются краткие прилагательные, например: Многообразны и неоднозначны функции этих элементов. 5. Своеобразно проявляется в языке науки категория лица. 6. Часто встречаются формы множественного числа существительных, которые в других типах речи не встречаются.

Слайд 10





Языковые признаки 
научного стиля речи
Синтаксические признаки научного стиля:
   Современный научный стиль характеризуется стремлением к синтаксической компрессии – к сжатию, увеличению объема информации при сокращении объема текста.
    Взаимосвязанность отдельных частей научного 
высказывания достигается при помощи определенных 
связующих слов, наречий, наречных выражений и других 
частей речи, а также сочетаний слов (так, таким образом, 
поэтому, теперь, итак, кроме того, кроме, к тому же, также, 
тем не менее, еще, все же, между тем, помимо, сверх того, 
однако, несмотря на, прежде всего, в первую очередь, 
сначала, в заключение, в конце концов, следовательно и т.п
Описание слайда:
Языковые признаки научного стиля речи Синтаксические признаки научного стиля: Современный научный стиль характеризуется стремлением к синтаксической компрессии – к сжатию, увеличению объема информации при сокращении объема текста. Взаимосвязанность отдельных частей научного высказывания достигается при помощи определенных связующих слов, наречий, наречных выражений и других частей речи, а также сочетаний слов (так, таким образом, поэтому, теперь, итак, кроме того, кроме, к тому же, также, тем не менее, еще, все же, между тем, помимо, сверх того, однако, несмотря на, прежде всего, в первую очередь, сначала, в заключение, в конце концов, следовательно и т.п

Слайд 11









 

СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ
 СВЯЗАННОСТИ ТЕКСТА
средства зацепления:
- личные местоимения,
-указательные местоимения,
- эллипсис,
- вводные слова,
- наречия времени,
- адресные отсылки,
- слова также, тоже 
Повторы. Повторы могут быть лексическими; грамматическими; синтаксическими; семантическими или смысловыми.
Описание слайда:
  СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ СВЯЗАННОСТИ ТЕКСТА средства зацепления: - личные местоимения, -указательные местоимения, - эллипсис, - вводные слова, - наречия времени, - адресные отсылки, - слова также, тоже Повторы. Повторы могут быть лексическими; грамматическими; синтаксическими; семантическими или смысловыми.

Слайд 12





ТОЧКА, ТОЧКА, ЗАПЯТАЯ…

Обратите внимание:				Значение слова меняется
                                                          в зависимости от места ударения:					Атлас -   атлАс 
 афера (не афёра!) 				брОня -  бронЯ
взбешённый  (а не взбешенный!) 			вИдение - видЕние 
длинен (а не длинён!) 				истЕкший –истЁкший
договорённость ( а не договоренность) 		проЯснится – проснИтся
свёкла (а не свекла)  			              старшинствО – старшИнств истекший (а не истёкший) 				добЫча  - дОбыча (проф.)	
	Надо произносить:славянИн, христианИн, украИнский; путепровОд, созЫв,  торгИ, экспЕрт, усугубИть, оптОвый, спиртовОй, намЕрение,  звонИт, изобретЕние .
Описание слайда:
ТОЧКА, ТОЧКА, ЗАПЯТАЯ… Обратите внимание: Значение слова меняется в зависимости от места ударения: Атлас - атлАс афера (не афёра!) брОня - бронЯ взбешённый (а не взбешенный!) вИдение - видЕние длинен (а не длинён!) истЕкший –истЁкший договорённость ( а не договоренность) проЯснится – проснИтся свёкла (а не свекла) старшинствО – старшИнств истекший (а не истёкший) добЫча - дОбыча (проф.) Надо произносить:славянИн, христианИн, украИнский; путепровОд, созЫв, торгИ, экспЕрт, усугубИть, оптОвый, спиртовОй, намЕрение, звонИт, изобретЕние .

Слайд 13





Синтаксические нормы 
«отвечают» за правильное сочетание слов
Описание слайда:
Синтаксические нормы «отвечают» за правильное сочетание слов

Слайд 14





Предлоги благодаря и согласно
Предлоги согласно, благодаря, вопреки требуют дательного падежа существительного:  например, согласно приказу.
благодаря чему? 				удивлён чем? 
уделять внимание чему? 			удивляться чему? 
обращать внимание на что? 			различать что? 
отзыв о чем?					тормозить что? 
превосходство над кем?		              благодаря (чему?) решению
преимущество перед кем? 		        препятствовать чему?
отличать что? и  от чего?		согласно (чему?) правилам
сообразно (чему?) правилам	         сообразно с (чем?)  правилами
Описание слайда:
Предлоги благодаря и согласно Предлоги согласно, благодаря, вопреки требуют дательного падежа существительного: например, согласно приказу. благодаря чему? удивлён чем? уделять внимание чему? удивляться чему? обращать внимание на что? различать что? отзыв о чем? тормозить что? превосходство над кем? благодаря (чему?) решению преимущество перед кем? препятствовать чему? отличать что? и от чего? согласно (чему?) правилам сообразно (чему?) правилам сообразно с (чем?) правилами

Слайд 15





Редактирование научного текста 
Не следует смешивать глаголы в устойчивых словосочетаниях, например: 
иметь большое значение, 
 играть важную роль, 
 представлять собой (что?), 
оказать влияние (на кого? что?),
 привлекать внимание, 
 претерпевать изменения и др.
Описание слайда:
Редактирование научного текста Не следует смешивать глаголы в устойчивых словосочетаниях, например: иметь большое значение, играть важную роль, представлять собой (что?), оказать влияние (на кого? что?), привлекать внимание, претерпевать изменения и др.

Слайд 16





Средства связи в научном тексте 
Научный текст имеет строгую внутреннюю организацию составляющих его логико-смысловых частей. 
Основными свойствами научного текста являются 
связность, целостность и логичность. 
Целостность текста проявляется на уровне содержания (единство темы), функции (стилистическое единство, т. е. в научном тексте не должно быть языковых средств из разговорного стиля) и формы (структурное единство). Целостность текста определяется наличием границ текста (начала и конца), завершенностью и связностью, проявляющейся в том, что все компоненты текста непосредственно или опосредованно взаимосвязаны в определенную структуру. 
Связанность текста проявляется в объединении таких его аспектов, как содержание, оценка содержания, композиция содержания, а также связь предложений, абзацев, сверхабазацев.
Описание слайда:
Средства связи в научном тексте Научный текст имеет строгую внутреннюю организацию составляющих его логико-смысловых частей. Основными свойствами научного текста являются связность, целостность и логичность. Целостность текста проявляется на уровне содержания (единство темы), функции (стилистическое единство, т. е. в научном тексте не должно быть языковых средств из разговорного стиля) и формы (структурное единство). Целостность текста определяется наличием границ текста (начала и конца), завершенностью и связностью, проявляющейся в том, что все компоненты текста непосредственно или опосредованно взаимосвязаны в определенную структуру. Связанность текста проявляется в объединении таких его аспектов, как содержание, оценка содержания, композиция содержания, а также связь предложений, абзацев, сверхабазацев.

Слайд 17





ПОСТУЛАТЫ 
 1. Каков язык, такова и жизнь. 
	Это закон активного формирования языком образа жизни общества.
2. Каков язык, таков и человек.
	Через язык выражается вся сущность человека: мысли, чувства, воля, дела. 
3. Культура выражает себя через язык, а хорошая речь может основываться только на культуре.

4. Стиль жизни формируется стилем речи.
 
5. Стиль речи создает общественный настрой.
Описание слайда:
ПОСТУЛАТЫ  1. Каков язык, такова и жизнь. Это закон активного формирования языком образа жизни общества. 2. Каков язык, таков и человек. Через язык выражается вся сущность человека: мысли, чувства, воля, дела. 3. Культура выражает себя через язык, а хорошая речь может основываться только на культуре. 4. Стиль жизни формируется стилем речи. 5. Стиль речи создает общественный настрой.

Слайд 18










Благодарю за внимание.
Описание слайда:
Благодарю за внимание.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию