🗊Презентация Подготовка к написанию сочинения. Определение проблемы исходного текста

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Подготовка к написанию сочинения. Определение проблемы исходного текста, слайд №1Подготовка к написанию сочинения. Определение проблемы исходного текста, слайд №2Подготовка к написанию сочинения. Определение проблемы исходного текста, слайд №3Подготовка к написанию сочинения. Определение проблемы исходного текста, слайд №4Подготовка к написанию сочинения. Определение проблемы исходного текста, слайд №5Подготовка к написанию сочинения. Определение проблемы исходного текста, слайд №6Подготовка к написанию сочинения. Определение проблемы исходного текста, слайд №7Подготовка к написанию сочинения. Определение проблемы исходного текста, слайд №8Подготовка к написанию сочинения. Определение проблемы исходного текста, слайд №9Подготовка к написанию сочинения. Определение проблемы исходного текста, слайд №10Подготовка к написанию сочинения. Определение проблемы исходного текста, слайд №11Подготовка к написанию сочинения. Определение проблемы исходного текста, слайд №12Подготовка к написанию сочинения. Определение проблемы исходного текста, слайд №13Подготовка к написанию сочинения. Определение проблемы исходного текста, слайд №14

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Подготовка к написанию сочинения. Определение проблемы исходного текста. Доклад-сообщение содержит 14 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Подготовка к написанию сочинения (часть С)
Урок 1.  «Определение проблемы исходного текста»
Описание слайда:
Подготовка к написанию сочинения (часть С) Урок 1. «Определение проблемы исходного текста»

Слайд 2





Задачи на урок.
Познакомиться с критериями оценки части С (К1)
Получить практические навыки в определении  проблемы исходного текста.
Повторить «проблемные» вопросы частей АВ (по результатам входного теста)
Описание слайда:
Задачи на урок. Познакомиться с критериями оценки части С (К1) Получить практические навыки в определении проблемы исходного текста. Повторить «проблемные» вопросы частей АВ (по результатам входного теста)

Слайд 3





Особенности части С
Третья часть экзаменационной работы по русскому языку в форме ЕГЭ представляет собой сочинение-рассуждение.
Это сочинение пишется на основе текста, который представлен для анализа в варианте работы.
Это небольшая по объёму работа (не менее 150 слов)
По своему типу это сочинение-рассуждение.
Описание слайда:
Особенности части С Третья часть экзаменационной работы по русскому языку в форме ЕГЭ представляет собой сочинение-рассуждение. Это сочинение пишется на основе текста, который представлен для анализа в варианте работы. Это небольшая по объёму работа (не менее 150 слов) По своему типу это сочинение-рассуждение.

Слайд 4





К1. Формулировка проблем исходного текста
Описание слайда:
К1. Формулировка проблем исходного текста

Слайд 5





К1. Формулировка проблемы.
Проблема – это тот вопрос, на который пытается ответить автор в своём тексте, то, что его волнует, на что он обращает  наше внимание. Она перекликается с темой текста, «вытекает» из нее.
В тексте может решаться несколько проблем, но надо выбрать одну и писать только по ней.
Слово «проблема» (или «вопрос») обязательно должно прозвучать в тексте сочинения. 
Проблема должна быть взята более крупно, чем просто частный случай, описанный автором. Случай, описанный автором, как правило,  иллюстрация к его размышлениям о проблеме.
Описание слайда:
К1. Формулировка проблемы. Проблема – это тот вопрос, на который пытается ответить автор в своём тексте, то, что его волнует, на что он обращает наше внимание. Она перекликается с темой текста, «вытекает» из нее. В тексте может решаться несколько проблем, но надо выбрать одну и писать только по ней. Слово «проблема» (или «вопрос») обязательно должно прозвучать в тексте сочинения. Проблема должна быть взята более крупно, чем просто частный случай, описанный автором. Случай, описанный автором, как правило, иллюстрация к его размышлениям о проблеме.

Слайд 6





К1. Формулировка проблемы
Нельзя!!!! писать фразу: «У автора есть проблема…» 
Если вам сложно обозначить проблему, попробуйте идти от обратного. Прочитайте текст внимательно и подумайте, зачем, ради какой идеи (мысли, концепции) тратит усилия автор? Что он хотел вам сказать? Нашли? Попробуйте задать к этому тезису вопрос, а лучше  несколько вопросов об одном общем предмете. 
Вопрос не должен быть риторическим!
Описание слайда:
К1. Формулировка проблемы Нельзя!!!! писать фразу: «У автора есть проблема…» Если вам сложно обозначить проблему, попробуйте идти от обратного. Прочитайте текст внимательно и подумайте, зачем, ради какой идеи (мысли, концепции) тратит усилия автор? Что он хотел вам сказать? Нашли? Попробуйте задать к этому тезису вопрос, а лучше несколько вопросов об одном общем предмете. Вопрос не должен быть риторическим!

Слайд 7





Виды проблемы:
Политическая (проблема отношения к малым народам, проблема самоопределения стран, политика в жизни общества, национализм, терроризм, международные конфликты
Нравственные (Эгоизм и гуманизм, доброта и жестокость, духовность и бездуховность, честь и бесчестье, интеллигентность и хамство, дружба и предательство, любовь и ревность, конфликт поколений (отцы и дети)
Философская (проблема жизни и смерти, человек в работе над собой, смысл жизни человека, познание и самопознание, свобода и ответственность,человек и история,человек и культура)
Эстетические (восприятие искусства, воспитание эстетического вкуса, духовность в искусстве, чтение, роль книги в жизни человека, массовая культура. Телевидение. Интернет.)
Идеологическая (проблема вседозволенности, проблема  самоопределения народа)
Социальная (проблема отношения человека к труду, человек среди людей, социальная справедливость/несправедливость, создание правового государства, соблюдение прав человека, прогресс и общество, наука и общество)
Национальная (проблема отношения к родному языку, отношение к родному краю, к отечеству)
Международная (проблема толерантности, терпимости, проблема экологии)
Описание слайда:
Виды проблемы: Политическая (проблема отношения к малым народам, проблема самоопределения стран, политика в жизни общества, национализм, терроризм, международные конфликты Нравственные (Эгоизм и гуманизм, доброта и жестокость, духовность и бездуховность, честь и бесчестье, интеллигентность и хамство, дружба и предательство, любовь и ревность, конфликт поколений (отцы и дети) Философская (проблема жизни и смерти, человек в работе над собой, смысл жизни человека, познание и самопознание, свобода и ответственность,человек и история,человек и культура) Эстетические (восприятие искусства, воспитание эстетического вкуса, духовность в искусстве, чтение, роль книги в жизни человека, массовая культура. Телевидение. Интернет.) Идеологическая (проблема вседозволенности, проблема самоопределения народа) Социальная (проблема отношения человека к труду, человек среди людей, социальная справедливость/несправедливость, создание правового государства, соблюдение прав человека, прогресс и общество, наука и общество) Национальная (проблема отношения к родному языку, отношение к родному краю, к отечеству) Международная (проблема толерантности, терпимости, проблема экологии)

Слайд 8





Шаблоны для ввода проблемы
Автор в данном тексте коснулся проблемы (чего? Р. П.)
Автор в данном тексте уделил внимание проблеме …
Автор затрагивает проблему (чего? Р. П.)
В тексте поднимается проблема …
Текст … заставил задуматься над сложной проблемой (чего? Р. П.)
Проблема возникает, встаёт, представляет интерес, заслуживает внимания, ждёт решения
Проблему можно поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить 
В данном тексе автором затрагивается (=поднимается=освещается) актуальная (=злободневная= важная= сложная=острая=назревшая=актуальная для современника)  проблема (=вопрос)….
На первый план автором  выдвигается проблема…
Автор текста (=статьи=отрывка), известный публицист (=ученый=писатель=мыслитель)…, поднимает важную проблему…(можно вставить цитату из текста)
Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что…
Описание слайда:
Шаблоны для ввода проблемы Автор в данном тексте коснулся проблемы (чего? Р. П.) Автор в данном тексте уделил внимание проблеме … Автор затрагивает проблему (чего? Р. П.) В тексте поднимается проблема … Текст … заставил задуматься над сложной проблемой (чего? Р. П.) Проблема возникает, встаёт, представляет интерес, заслуживает внимания, ждёт решения Проблему можно поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить В данном тексе автором затрагивается (=поднимается=освещается) актуальная (=злободневная= важная= сложная=острая=назревшая=актуальная для современника) проблема (=вопрос)…. На первый план автором выдвигается проблема… Автор текста (=статьи=отрывка), известный публицист (=ученый=писатель=мыслитель)…, поднимает важную проблему…(можно вставить цитату из текста) Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что…

Слайд 9





Задание 1. Найдите в тексте:  сложноподчиненное предложение; бессоюзное сложное предложение.  Выпишите из текста: 1. краткое причастие, 2. действительное  причастие, 3. деепричастия

Костер и муравьи.
1)Я бросил в костер гнилое бревнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями.
2)Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали  поверху и корежились, сгорая в пламени. 3)Я зацепил бревнышко и откатил его на край. 4)Теперь муравьи многие спасались – бежали на песок, на сосновые иглы. 5)Но странно: они не убегали от костра. 6)Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и –какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! - и были многие такие, кто опять взбегали на горящее бревнышко, метались по нему и погибали там…
(А.И.Солженицын)
Описание слайда:
Задание 1. Найдите в тексте: сложноподчиненное предложение; бессоюзное сложное предложение. Выпишите из текста: 1. краткое причастие, 2. действительное причастие, 3. деепричастия Костер и муравьи. 1)Я бросил в костер гнилое бревнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями. 2)Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корежились, сгорая в пламени. 3)Я зацепил бревнышко и откатил его на край. 4)Теперь муравьи многие спасались – бежали на песок, на сосновые иглы. 5)Но странно: они не убегали от костра. 6)Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и –какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! - и были многие такие, кто опять взбегали на горящее бревнышко, метались по нему и погибали там… (А.И.Солженицын)

Слайд 10





Задание 2:  прочитать текст, определить стиль и тип речи, использованные в тексте. 
Костер и муравьи.
1)Я бросил в костер гнилое бревнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями.
2)Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали  поверху и корежились, сгорая в пламени. 3)Я зацепил бревнышко и откатил его на край. 4)Теперь муравьи многие спасались – бежали на песок, на сосновые иглы. 5)Но странно: они не убегали от костра. 6)Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и –какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! - и были многие такие, кто опять взбегали на горящее бревнышко, метались по нему и погибали там…
(А.И.Солженицын)
Описание слайда:
Задание 2: прочитать текст, определить стиль и тип речи, использованные в тексте. Костер и муравьи. 1)Я бросил в костер гнилое бревнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями. 2)Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корежились, сгорая в пламени. 3)Я зацепил бревнышко и откатил его на край. 4)Теперь муравьи многие спасались – бежали на песок, на сосновые иглы. 5)Но странно: они не убегали от костра. 6)Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и –какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! - и были многие такие, кто опять взбегали на горящее бревнышко, метались по нему и погибали там… (А.И.Солженицын)

Слайд 11





Задание 3:    какое слово (словосочетание) в тексте позволяет предположить, что описанный случай автор трактует аллегорически, видит в нем иносказательный смысл?
Костер и муравьи.
1)Я бросил в костер гнилое бревнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями.
2)Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали  поверху и корежились, сгорая в пламени. 3)Я зацепил бревнышко и откатил его на край. 4)Теперь муравьи многие спасались – бежали на песок, на сосновые иглы. 5)Но странно: они не убегали от костра. 6)Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и –какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! - и были многие такие, кто опять взбегали на горящее бревнышко, метались по нему и погибали там…
(А.И.Солженицын)
Описание слайда:
Задание 3: какое слово (словосочетание) в тексте позволяет предположить, что описанный случай автор трактует аллегорически, видит в нем иносказательный смысл? Костер и муравьи. 1)Я бросил в костер гнилое бревнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями. 2)Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корежились, сгорая в пламени. 3)Я зацепил бревнышко и откатил его на край. 4)Теперь муравьи многие спасались – бежали на песок, на сосновые иглы. 5)Но странно: они не убегали от костра. 6)Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и –какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! - и были многие такие, кто опять взбегали на горящее бревнышко, метались по нему и погибали там… (А.И.Солженицын)

Слайд 12





Задание 4:    найдите в тексте  предложение, в котором  автор показывает противоречивость описанной им ситуации? Задайте вопрос, поясняющий это противоречие, - это и будет проблема, поднятая в тексте.
Костер и муравьи.
1)Я бросил в костер гнилое бревнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями.
2)Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали  поверху и корежились, сгорая в пламени. 3)Я зацепил бревнышко и откатил его на край. 4)Теперь муравьи многие спасались – бежали на песок, на сосновые иглы. 5)Но странно: они не убегали от костра. 6)Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и –какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! - и были многие такие, кто опять взбегали на горящее бревнышко, метались по нему и погибали там…
(А.И.Солженицын)
Описание слайда:
Задание 4: найдите в тексте предложение, в котором автор показывает противоречивость описанной им ситуации? Задайте вопрос, поясняющий это противоречие, - это и будет проблема, поднятая в тексте. Костер и муравьи. 1)Я бросил в костер гнилое бревнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями. 2)Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корежились, сгорая в пламени. 3)Я зацепил бревнышко и откатил его на край. 4)Теперь муравьи многие спасались – бежали на песок, на сосновые иглы. 5)Но странно: они не убегали от костра. 6)Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и –какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! - и были многие такие, кто опять взбегали на горящее бревнышко, метались по нему и погибали там… (А.И.Солженицын)

Слайд 13





Задание 5:    Напишите 1-3 предложения, в которых сформулируйте проблему, поднятую автором  данного  текста, используя шаблоны, предложенные вам ранее.  Помните: хорошо, когда сочинение имеет вступление.
Костер и муравьи.
1)Я бросил в костер гнилое бревнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями.
2)Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали  поверху и корежились, сгорая в пламени. 3)Я зацепил бревнышко и откатил его на край. 4)Теперь муравьи многие спасались – бежали на песок, на сосновые иглы. 5)Но странно: они не убегали от костра. 6)Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и –какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! - и были многие такие, кто опять взбегали на горящее бревнышко, метались по нему и погибали там…
(А.И.Солженицын)
Описание слайда:
Задание 5: Напишите 1-3 предложения, в которых сформулируйте проблему, поднятую автором данного текста, используя шаблоны, предложенные вам ранее. Помните: хорошо, когда сочинение имеет вступление. Костер и муравьи. 1)Я бросил в костер гнилое бревнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями. 2)Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корежились, сгорая в пламени. 3)Я зацепил бревнышко и откатил его на край. 4)Теперь муравьи многие спасались – бежали на песок, на сосновые иглы. 5)Но странно: они не убегали от костра. 6)Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и –какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! - и были многие такие, кто опять взбегали на горящее бревнышко, метались по нему и погибали там… (А.И.Солженицын)

Слайд 14





Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение по крохотке А.И.Солженицына «Лиственница»
и сформулировать  проблему исходного текста, учитывая все замечания и рекомендации, полученные на уроке.
Описание слайда:
Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение по крохотке А.И.Солженицына «Лиственница» и сформулировать проблему исходного текста, учитывая все замечания и рекомендации, полученные на уроке.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию