🗊Презентация Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Вебинар-консультация

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Вебинар-консультация, слайд №1Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Вебинар-консультация, слайд №2Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Вебинар-консультация, слайд №3Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Вебинар-консультация, слайд №4Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Вебинар-консультация, слайд №5Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Вебинар-консультация, слайд №6Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Вебинар-консультация, слайд №7Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Вебинар-консультация, слайд №8Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Вебинар-консультация, слайд №9Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Вебинар-консультация, слайд №10Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Вебинар-консультация, слайд №11Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Вебинар-консультация, слайд №12Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Вебинар-консультация, слайд №13Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Вебинар-консультация, слайд №14Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Вебинар-консультация, слайд №15Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Вебинар-консультация, слайд №16Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Вебинар-консультация, слайд №17Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Вебинар-консультация, слайд №18Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Вебинар-консультация, слайд №19Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Вебинар-консультация, слайд №20Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Вебинар-консультация, слайд №21Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Вебинар-консультация, слайд №22Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Вебинар-консультация, слайд №23Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Вебинар-консультация, слайд №24Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Вебинар-консультация, слайд №25Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Вебинар-консультация, слайд №26Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Вебинар-консультация, слайд №27Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Вебинар-консультация, слайд №28Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Вебинар-консультация, слайд №29Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Вебинар-консультация, слайд №30Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Вебинар-консультация, слайд №31Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Вебинар-консультация, слайд №32Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Вебинар-консультация, слайд №33Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Вебинар-консультация, слайд №34Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Вебинар-консультация, слайд №35Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Вебинар-консультация, слайд №36Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Вебинар-консультация, слайд №37Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Вебинар-консультация, слайд №38Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Вебинар-консультация, слайд №39Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Вебинар-консультация, слайд №40Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Вебинар-консультация, слайд №41Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Вебинар-консультация, слайд №42

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Вебинар-консультация. Доклад-сообщение содержит 42 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Подготовка к олимпиаде по русскому языку 

Вебинар-консультация
МОИПКРОиК
Описание слайда:
Подготовка к олимпиаде по русскому языку Вебинар-консультация МОИПКРОиК

Слайд 2








Участники Олимпиады должны  знать:



историю русского алфавита и основные этапы становления русской орфографии;
семантическую систему современного русского литературного языка и закономерности исторического развития лексического значения слова;
русскую фразеологию;
речевые нормы русского языка в их обусловленности языковой системой;
морфологическую систему русского языка;
синтаксическую систему русского языка;
Описание слайда:
Участники Олимпиады должны знать: историю русского алфавита и основные этапы становления русской орфографии; семантическую систему современного русского литературного языка и закономерности исторического развития лексического значения слова; русскую фразеологию; речевые нормы русского языка в их обусловленности языковой системой; морфологическую систему русского языка; синтаксическую систему русского языка;

Слайд 3





Участники Олимпиады должны продемонстрировать:
владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.);
умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте
навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа;
 навыки морфологического анализа слова;
 умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности
осведомленность в области истории русского языкознания;
творческие способности.
Описание слайда:
Участники Олимпиады должны продемонстрировать: владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.); умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа; навыки морфологического анализа слова; умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности осведомленность в области истории русского языкознания; творческие способности.

Слайд 4





Формулировка заданий
В задании должна подразумеваться или быть указана форма ответа (подчеркнуть…, обозначить графически, сформулировать… и т.д.), а в некоторых случаях и его объем. 
Если при проверке предполагается оценить какие-то отдельные стороны ответа, то они должны быть обозначены в задании в виде отдельного дополнительного вопроса или серии вопросов.
Задания, для выполнения которых необходима аргументация, включают формулировки «докажите», «обоснуйте», «дайте мотивированный ответ».
Описание слайда:
Формулировка заданий В задании должна подразумеваться или быть указана форма ответа (подчеркнуть…, обозначить графически, сформулировать… и т.д.), а в некоторых случаях и его объем. Если при проверке предполагается оценить какие-то отдельные стороны ответа, то они должны быть обозначены в задании в виде отдельного дополнительного вопроса или серии вопросов. Задания, для выполнения которых необходима аргументация, включают формулировки «докажите», «обоснуйте», «дайте мотивированный ответ».

Слайд 5





Типы заданий

Лингвистические тесты
 Лингвистические задачи
Творческие задания
Описание слайда:
Типы заданий Лингвистические тесты Лингвистические задачи Творческие задания

Слайд 6





Лингвистические тесты

Лингвистические тесты – это задания, предполагающие воспроизведение знаний определенного раздела и демонстрацию навыков языкового разбора в рамках школьного курса русского языка.
Задания тестового характера предполагают формулировки вставьте пропущенные буквы…, раскройте скобки…, расставьте знаки препинания…, подчеркните…, выделите графически…, постройте схему…, укажите номер правильного ответа…и др. 
К заданиям данного типа можно отнести и те, которые требуют точного и лаконичного ответа в утвердительной форме.
Описание слайда:
Лингвистические тесты Лингвистические тесты – это задания, предполагающие воспроизведение знаний определенного раздела и демонстрацию навыков языкового разбора в рамках школьного курса русского языка. Задания тестового характера предполагают формулировки вставьте пропущенные буквы…, раскройте скобки…, расставьте знаки препинания…, подчеркните…, выделите графически…, постройте схему…, укажите номер правильного ответа…и др. К заданиям данного типа можно отнести и те, которые требуют точного и лаконичного ответа в утвердительной форме.

Слайд 7





Лингвистические тесты

Образуйте от данных прилагательных все краткие формы и запишите их. Расставьте ударения в кратких формах: ветхий, дешёвый, дикий, славный.
Перечислите единицы языка, которые могут быть выражены звуком [у].
Кого из перечисленных ниже языковедов можно назвать современниками А. С. Пушкина: В. В. Виноградов, Н. И. Греч, В. И. Даль, М. В. Ломоносов, А. А. Потебня, М. Г. Смотрицкий, Ф.Ф. Фортунатов, Л. В. Щерба? 
Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами: зеница, длань, рубище.
Описание слайда:
Лингвистические тесты Образуйте от данных прилагательных все краткие формы и запишите их. Расставьте ударения в кратких формах: ветхий, дешёвый, дикий, славный. Перечислите единицы языка, которые могут быть выражены звуком [у]. Кого из перечисленных ниже языковедов можно назвать современниками А. С. Пушкина: В. В. Виноградов, Н. И. Греч, В. И. Даль, М. В. Ломоносов, А. А. Потебня, М. Г. Смотрицкий, Ф.Ф. Фортунатов, Л. В. Щерба? Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами: зеница, длань, рубище.

Слайд 8





Лингвистические задачи

Лингвистические задачи – это задания эвристического характера, требующие 
а) знаний в разных областях русского языка, 
б) навыков морфемного, словообразовательного, этимологического, морфологического и синтаксического анализа, 
в) языкового чутья и лингвистической догадки, 
г) использования общих исследовательских приемов (наблюдение, описание, сопоставление, систематизация, обобщение). 
Классификацию лингвистических задач возможно производить в рамках отношений текста и языка
Описание слайда:
Лингвистические задачи Лингвистические задачи – это задания эвристического характера, требующие а) знаний в разных областях русского языка, б) навыков морфемного, словообразовательного, этимологического, морфологического и синтаксического анализа, в) языкового чутья и лингвистической догадки, г) использования общих исследовательских приемов (наблюдение, описание, сопоставление, систематизация, обобщение). Классификацию лингвистических задач возможно производить в рамках отношений текста и языка

Слайд 9





От текста к языку
В заданиях этого типа предлагается текст, высказывание или словоупотребление в речи, требуется сделать вывод о свойствах языковых единиц как элементов языковой системы. 
В чем заключается особенность употребления выделенных слов? Почему такие слова иногда называют «губками», «джокерами»? Восток – дело тонкое. Жизнь – интересная штука. Человеческое счастье – вещь сложная.
Найдите фразеологизм в предложениях из рассказа А. П. Чехова «Сельские эскулапы». Восстановите его в первоначальном виде. Как, по вашему мнению, появилось в русском языке это устойчивое выражение? С какой целью автор изменил его?
		В приемную входит маленькая, в три погибели сморщенная, как бы злым роком приплюснутая старушонка. Она крестится и почтительно кланяется эскулапствующему.
Описание слайда:
От текста к языку В заданиях этого типа предлагается текст, высказывание или словоупотребление в речи, требуется сделать вывод о свойствах языковых единиц как элементов языковой системы. В чем заключается особенность употребления выделенных слов? Почему такие слова иногда называют «губками», «джокерами»? Восток – дело тонкое. Жизнь – интересная штука. Человеческое счастье – вещь сложная. Найдите фразеологизм в предложениях из рассказа А. П. Чехова «Сельские эскулапы». Восстановите его в первоначальном виде. Как, по вашему мнению, появилось в русском языке это устойчивое выражение? С какой целью автор изменил его? В приемную входит маленькая, в три погибели сморщенная, как бы злым роком приплюснутая старушонка. Она крестится и почтительно кланяется эскулапствующему.

Слайд 10





От текста к языку
Можно ли словосочетания всемирная паутина, встреча без галстуков, страны ближнего зарубежья считать фразеологизмами? Ответ обоснуйте. Объясните значение данных сочетаний.
В данных выражениях определите значение выделенного слова. 
Идти с миром, одним миром мазаны, тесен мир, на миру и смерть красна.
	Как называется это явление в лексикологии? 
	Объясните значение подчеркнутого фразеологизма.
Описание слайда:
От текста к языку Можно ли словосочетания всемирная паутина, встреча без галстуков, страны ближнего зарубежья считать фразеологизмами? Ответ обоснуйте. Объясните значение данных сочетаний. В данных выражениях определите значение выделенного слова. Идти с миром, одним миром мазаны, тесен мир, на миру и смерть красна. Как называется это явление в лексикологии? Объясните значение подчеркнутого фразеологизма.

Слайд 11





От текста к языку
Форма превосходной степени прилагательного может иметь разные значения. Проанализируйте данные ниже пары и объясните эти различия. 
Этот городок – ближайший к пограничной заставе населенный пункт. – В ближайшее время нам предстоит интересная встреча.
Какое озеро считается глубочайшим на планете? – На ее лице отразилось глубочайшее волнение.
Образуйте составную форму превосходной степени прилагательного сильный и составьте два предложения, в которых эта форма имела бы разные значения.
Описание слайда:
От текста к языку Форма превосходной степени прилагательного может иметь разные значения. Проанализируйте данные ниже пары и объясните эти различия. Этот городок – ближайший к пограничной заставе населенный пункт. – В ближайшее время нам предстоит интересная встреча. Какое озеро считается глубочайшим на планете? – На ее лице отразилось глубочайшее волнение. Образуйте составную форму превосходной степени прилагательного сильный и составьте два предложения, в которых эта форма имела бы разные значения.

Слайд 12





От текста к языку
Что обозначает выделенное слово в приведенных ниже фрагментах? Какое из современных значений слова комиссия ближе всего к этому устаревшему значению?
 	Что за комиссия, создатель, 
	Быть взрослой дочери отцом… (А.С. Грибоедов)
 
	Пьер…по списку, составленному женой, купил все, не забыв ни комиссий матери и брата, ни подарков на платье Беловой, ни игрушек племянникам (Л.Н. Толстой)
Описание слайда:
От текста к языку Что обозначает выделенное слово в приведенных ниже фрагментах? Какое из современных значений слова комиссия ближе всего к этому устаревшему значению?   Что за комиссия, создатель, Быть взрослой дочери отцом… (А.С. Грибоедов)   Пьер…по списку, составленному женой, купил все, не забыв ни комиссий матери и брата, ни подарков на платье Беловой, ни игрушек племянникам (Л.Н. Толстой)

Слайд 13





От языка к тексту
1) От правил и структуры языка к конкретному факту
Можете ли Вы назвать обязанности, которые должны выполнять люди следующих профессий? 
		Аквизитор,   неонщик, интервьюер, клипмейкер, витражист, консигнатор, копирайтер, вальвеолог, логистик, маркетолог, мерчендайзер, промоутер, рецепшионист,   супервайзер
Употребите эти слова в составе предложений, которые бы раскрывали их значения.
Описание слайда:
От языка к тексту 1) От правил и структуры языка к конкретному факту Можете ли Вы назвать обязанности, которые должны выполнять люди следующих профессий? Аквизитор, неонщик, интервьюер, клипмейкер, витражист, консигнатор, копирайтер, вальвеолог, логистик, маркетолог, мерчендайзер, промоутер, рецепшионист, супервайзер Употребите эти слова в составе предложений, которые бы раскрывали их значения.

Слайд 14





От языка к тексту
Слова вестибюль, фойе, холл относятся к одной тематической группе, но в их значениях есть и отличия. С учетом этих отличий вставьте подходящие слова на место пропусков. Свой выбор обоснуйте.
Войдя в гимназию, Вы окажетесь в светлом ………….
Во время антракта зрители прошли в  ………………… театра
В просторном ……… на первом этаже особняка все было готово для приема гостей.
Каково происхождение этих слов? Какие признаки позволили Вам сделать такой вывод?
Описание слайда:
От языка к тексту Слова вестибюль, фойе, холл относятся к одной тематической группе, но в их значениях есть и отличия. С учетом этих отличий вставьте подходящие слова на место пропусков. Свой выбор обоснуйте. Войдя в гимназию, Вы окажетесь в светлом …………. Во время антракта зрители прошли в ………………… театра В просторном ……… на первом этаже особняка все было готово для приема гостей. Каково происхождение этих слов? Какие признаки позволили Вам сделать такой вывод?

Слайд 15





От языка к тексту
Придумайте предложения, в которых словосочетание воздушный шар использовалось бы для создания метафоры, метонимии, гиперболы и сравнения. 
Составьте сложноподчиненные предложения, в которых союзное слово что присоединяет разные типы придаточных частей.
Описание слайда:
От языка к тексту Придумайте предложения, в которых словосочетание воздушный шар использовалось бы для создания метафоры, метонимии, гиперболы и сравнения. Составьте сложноподчиненные предложения, в которых союзное слово что присоединяет разные типы придаточных частей.

Слайд 16





От языка к тексту
2) От системы языка к отрывку из текста

Прочитайте текст. Вставьте вместо точек наиболее подходящее слово из тех, которые даны в скобках. Какой из рядов слов, выделенных курсивом, не является синонимическим? Докажите это.
		И разговор зашел опять о войне, о Бонапарте и … (сегодняшних, теперешних, нынешних) генералах и … (официальных, казенных, государственных) людях. Старый князь был убежден даже, что никаких политических … (затруднений, сложностей, трудностей),  не было в Европе, не было и войны, а была какая-то кукольная комедия, в которую играли нынешние люди, … (симулируя, прикидываясь, притворяясь, делая вид, маскируясь), что делают дело. Князь Андрей весело … (сносил, терпел, переносил, выдерживал, переживал) насмешки отца над новыми людьми и с видимою радостью … (вызывал, провоцировал, побуждал, зажигал)  отца на разговор и слушал его. (Л.Н. Толстой)
Описание слайда:
От языка к тексту 2) От системы языка к отрывку из текста Прочитайте текст. Вставьте вместо точек наиболее подходящее слово из тех, которые даны в скобках. Какой из рядов слов, выделенных курсивом, не является синонимическим? Докажите это. И разговор зашел опять о войне, о Бонапарте и … (сегодняшних, теперешних, нынешних) генералах и … (официальных, казенных, государственных) людях. Старый князь был убежден даже, что никаких политических … (затруднений, сложностей, трудностей), не было в Европе, не было и войны, а была какая-то кукольная комедия, в которую играли нынешние люди, … (симулируя, прикидываясь, притворяясь, делая вид, маскируясь), что делают дело. Князь Андрей весело … (сносил, терпел, переносил, выдерживал, переживал) насмешки отца над новыми людьми и с видимою радостью … (вызывал, провоцировал, побуждал, зажигал) отца на разговор и слушал его. (Л.Н. Толстой)

Слайд 17





Проверка 
И   разговор   зашел   опять   о   войне ,  о   Бонапарте   и  нынешних генералах  и  государственных людях. Старый князь, казалось, был убежден не только в том, что все теперешние деятели были мальчишки, не смыслившие  и  азбуки военного  и  государственного дела,  и  что  Бонапарте  был ничтожный французишка, имевший успех только потому, что уже не было Потемкиных  и  Суворовых противопоставить ему; но он был убежден даже, что никаких политических затруднений не было в Европе, не было  и   войны , а была какая-то кукольная комедия, в которую играли нынешние люди, притворяясь, что делают дело. Князь Андрей весело выдерживал насмешки отца над новыми людьми  и  с видимою радостью вызывал отца на  разговор   и  слушал его.
Описание слайда:
Проверка И разговор зашел опять о войне , о Бонапарте и нынешних генералах и государственных людях. Старый князь, казалось, был убежден не только в том, что все теперешние деятели были мальчишки, не смыслившие и азбуки военного и государственного дела, и что Бонапарте был ничтожный французишка, имевший успех только потому, что уже не было Потемкиных и Суворовых противопоставить ему; но он был убежден даже, что никаких политических затруднений не было в Европе, не было и войны , а была какая-то кукольная комедия, в которую играли нынешние люди, притворяясь, что делают дело. Князь Андрей весело выдерживал насмешки отца над новыми людьми и с видимою радостью вызывал отца на разговор и слушал его.

Слайд 18





От языка к тексту
Прочитайте фрагмент из книги «Встречи в редакции».
В ту ночь я был дежурным редактором. «Сюрпризы» следовали один за другим. Читая заметки, я встал в тупик, когда в списке, озаглавленном «Лучшие доярки области», нашел … мужчину. Стали раздумывать, как заменить заголовок. «Лучшие доярки и дояры» - не подходит. Ведь дояр всего один.
Что сделали бы Вы на месте редактора?
А если бы речь в заметке шла об учителях или о врачах, стал бы ее заголовок проблемой для редактора? Ответ обоснуйте.
Описание слайда:
От языка к тексту Прочитайте фрагмент из книги «Встречи в редакции». В ту ночь я был дежурным редактором. «Сюрпризы» следовали один за другим. Читая заметки, я встал в тупик, когда в списке, озаглавленном «Лучшие доярки области», нашел … мужчину. Стали раздумывать, как заменить заголовок. «Лучшие доярки и дояры» - не подходит. Ведь дояр всего один. Что сделали бы Вы на месте редактора? А если бы речь в заметке шла об учителях или о врачах, стал бы ее заголовок проблемой для редактора? Ответ обоснуйте.

Слайд 19





От языка к языку
Задания структурно-лингвистического плана требуют аналитического подхода, понимания системных связей внутри языка, как на одном языковом уровне, так и межуровневых.
По принятой в лингвистике терминологии буквы могут быть однозначными и двузначными, а их значения – основными и второстепенными. Проиллюстрируйте эти термины.
Описание слайда:
От языка к языку Задания структурно-лингвистического плана требуют аналитического подхода, понимания системных связей внутри языка, как на одном языковом уровне, так и межуровневых. По принятой в лингвистике терминологии буквы могут быть однозначными и двузначными, а их значения – основными и второстепенными. Проиллюстрируйте эти термины.

Слайд 20





От языка к языку
Являются ли слова досуг и недосягаемый этимологическими родственниками? Докажите.
Досягати – доставать, дотягиваться; достигать, добиваться чего-либо
Описание слайда:
От языка к языку Являются ли слова досуг и недосягаемый этимологическими родственниками? Докажите. Досягати – доставать, дотягиваться; достигать, добиваться чего-либо

Слайд 21





От языка к языку
1) Поиск закономерностей по данным примерам (в открытом ряду примеров). 
Продолжите ряд слов. Объясните свое решение. 
Красота – красоты, забота – заботы, глубина – глубины… 
Хлеб - хлеба, снег – снега… 
Сок – соки, масло – масла…
В чем проявляется грамматическое своеобразие глаголов казнить и миловать? Приведите другие примеры подобных глаголов? Каким термином они называются?
Описание слайда:
От языка к языку 1) Поиск закономерностей по данным примерам (в открытом ряду примеров). Продолжите ряд слов. Объясните свое решение. Красота – красоты, забота – заботы, глубина – глубины… Хлеб - хлеба, снег – снега… Сок – соки, масло – масла… В чем проявляется грамматическое своеобразие глаголов казнить и миловать? Приведите другие примеры подобных глаголов? Каким термином они называются?

Слайд 22





От языка к языку
В. И. Даль назвал прилагательное лихой «словом двусмысленным». В лингвистике для этого и подобных многозначных слов есть термин энантиосемия. Как вы думаете, что обозначает этот термин? Приведите свои примеры аналогичных слов.  
С одной стороны, молодецкий, хваткий, бойкий, проворный, смелый и решительный; с другой – злой, злобный, мстительный, лукавый.
Внутрисловная антонимия.
Одолжить, задуть, слоить.
Описание слайда:
От языка к языку В. И. Даль назвал прилагательное лихой «словом двусмысленным». В лингвистике для этого и подобных многозначных слов есть термин энантиосемия. Как вы думаете, что обозначает этот термин? Приведите свои примеры аналогичных слов. С одной стороны, молодецкий, хваткий, бойкий, проворный, смелый и решительный; с другой – злой, злобный, мстительный, лукавый. Внутрисловная антонимия. Одолжить, задуть, слоить.

Слайд 23





От языка к языку
2) Разбор известных (трудных) единиц и категорий письма и языка. 
Выпишите из предложений грамматические основы и определите тип сказуемых.
Я буду диктовать, а ты записывай.
Ты не должен отказываться от участия в конкурсе.
Я буду первым в этом соревновании.
Мне нужна твоя помощь.
Я прошу тебя помочь мне.
Я и прибежал помогать.
 
Описание слайда:
От языка к языку 2) Разбор известных (трудных) единиц и категорий письма и языка. Выпишите из предложений грамматические основы и определите тип сказуемых. Я буду диктовать, а ты записывай. Ты не должен отказываться от участия в конкурсе. Я буду первым в этом соревновании. Мне нужна твоя помощь. Я прошу тебя помочь мне. Я и прибежал помогать.  

Слайд 24





От языка к языку
Мы говорим два (три, четыре) года, но пять (шесть и т.д) лет. Возможно ли в русском языке  наличие у форм одного слова разных основ? Можно ли считать, что год и лет - формы одного и того же существительного? Докажите.
	В словарях отмечена и другая форма существительного год – годов. Объясните с исторической и современной точки зрения наличие в языке двух вариантов для обозначения множественного числа.
Описание слайда:
От языка к языку Мы говорим два (три, четыре) года, но пять (шесть и т.д) лет. Возможно ли в русском языке наличие у форм одного слова разных основ? Можно ли считать, что год и лет - формы одного и того же существительного? Докажите. В словарях отмечена и другая форма существительного год – годов. Объясните с исторической и современной точки зрения наличие в языке двух вариантов для обозначения множественного числа.

Слайд 25





От языка к языку
Найдите в предложениях сказуемое и определите его тип. Объясните свое решение.                      	                   Давай посмотрим. Пойду посмотрю. Буду смотреть во все глаза. 
В речи иногда употребляется сочетание прошедшего времени с неизменяемым словом было. Какое значение имеют такие конструкции? Какой частью речи является это неизменяемое слово? Дайте исторический комментарий этому факту.
Постройте словообразовательную цепочку от слова ум к слову умничание. Сколько «шагов» отделяет эти слова?
Описание слайда:
От языка к языку Найдите в предложениях сказуемое и определите его тип. Объясните свое решение. Давай посмотрим. Пойду посмотрю. Буду смотреть во все глаза. В речи иногда употребляется сочетание прошедшего времени с неизменяемым словом было. Какое значение имеют такие конструкции? Какой частью речи является это неизменяемое слово? Дайте исторический комментарий этому факту. Постройте словообразовательную цепочку от слова ум к слову умничание. Сколько «шагов» отделяет эти слова?

Слайд 26





От языка к науке о языке, описанию языка
В каких разделах школьного учебника по русскому языку может быть рассмотрено слово бесспорно? Аргументируйте свое мнение.
Какие задачи выполняют «словари трудностей языка»? Назовите известные вам словари этого типа и их авторов.
Описание слайда:
От языка к науке о языке, описанию языка В каких разделах школьного учебника по русскому языку может быть рассмотрено слово бесспорно? Аргументируйте свое мнение. Какие задачи выполняют «словари трудностей языка»? Назовите известные вам словари этого типа и их авторов.

Слайд 27





Творческие задания

Преобразование, творческая переработка текста
Перевод древнего текста
Создание эссе по проблемам, затронутым в прочитанном тексте или высказывании известного лица и т. п.
1. От модели текста к тексту. 
В ходе подобных конкурсных испытаний может быть предложено написать текст заданного стиля или жанра (художественная миниатюра, письмо в газету, торжественная речь, деловой отчет и т. д.) на предложенную тему.
Описание слайда:
Творческие задания Преобразование, творческая переработка текста Перевод древнего текста Создание эссе по проблемам, затронутым в прочитанном тексте или высказывании известного лица и т. п. 1. От модели текста к тексту. В ходе подобных конкурсных испытаний может быть предложено написать текст заданного стиля или жанра (художественная миниатюра, письмо в газету, торжественная речь, деловой отчет и т. д.) на предложенную тему.

Слайд 28





Творческие задания

2. От текста к тексту. 
Этот тип заданий связан с традиционной филологической работой над текстом, его толкованием и оформлением. В качестве исходного условия задан текст, требуется в процессе его анализа создать свой оригинальный текст.
А) Прочитайте фрагмент рассказа А.П. Чехова «Происшествие (рассказ ямщика)». Определите стиль повествания. Найдите языковые средства, помогающие автору в создании образа рассказчика. Какой образ создается при помощи этой речевой характеристики? Свой ответ оформите в виде связного текста.   	Мой покойный батенька, царство им небесное, везли к барину пятьсот целковых денег; тогда наши и шепелевские мужики снимали у барина землю в аренду, так батенька везли деньги за полгода. Человек они были богобоязненный, писание читали, и чтобы обсчитать кого, или обидеть, или, скажем, не ровен час, обжулить - это не дай бог, и мужики их очень обожали, и когда нужно было кого в город послать - по начальству, или с деньгами, то их посылали. Были они выделяющее из обыкновенного, но, не в обиду будь сказано, сидела в них малодушная фантазия. Любили они муху зашибить.
Описание слайда:
Творческие задания 2. От текста к тексту. Этот тип заданий связан с традиционной филологической работой над текстом, его толкованием и оформлением. В качестве исходного условия задан текст, требуется в процессе его анализа создать свой оригинальный текст. А) Прочитайте фрагмент рассказа А.П. Чехова «Происшествие (рассказ ямщика)». Определите стиль повествания. Найдите языковые средства, помогающие автору в создании образа рассказчика. Какой образ создается при помощи этой речевой характеристики? Свой ответ оформите в виде связного текста. Мой покойный батенька, царство им небесное, везли к барину пятьсот целковых денег; тогда наши и шепелевские мужики снимали у барина землю в аренду, так батенька везли деньги за полгода. Человек они были богобоязненный, писание читали, и чтобы обсчитать кого, или обидеть, или, скажем, не ровен час, обжулить - это не дай бог, и мужики их очень обожали, и когда нужно было кого в город послать - по начальству, или с деньгами, то их посылали. Были они выделяющее из обыкновенного, но, не в обиду будь сказано, сидела в них малодушная фантазия. Любили они муху зашибить.

Слайд 29





Терминология как система
Лексикология, лексика, прямое значение, устаревшие слова, лексическое значение, гиперонимы, омонимы, многозначное слово, переносное значение, метонимия, синонимы, метафора, синекдоха, активный и пассивный запас, омографы, архаизмы (лексические, семантические, фонетические, грамматические), омоформы, исконно русская лексика, историзмы, заимствованная лексика, слово, гипонимы, антонимы, омофоны, старославянизмы, паронимы. 
Отметьте термины, значение которых Вам неизвестно. 
Среди известных Вам терминов найдите такие, которые соотносятся как родовые (более широкие по значению) и видовые (более узкие по значению) понятия (например, лексическое значение – прямое, переносное). 
Сколько классификаций лексики представлено в терминологическом минимуме? Какие ещё классификации Вам известны?
Описание слайда:
Терминология как система Лексикология, лексика, прямое значение, устаревшие слова, лексическое значение, гиперонимы, омонимы, многозначное слово, переносное значение, метонимия, синонимы, метафора, синекдоха, активный и пассивный запас, омографы, архаизмы (лексические, семантические, фонетические, грамматические), омоформы, исконно русская лексика, историзмы, заимствованная лексика, слово, гипонимы, антонимы, омофоны, старославянизмы, паронимы.  Отметьте термины, значение которых Вам неизвестно.  Среди известных Вам терминов найдите такие, которые соотносятся как родовые (более широкие по значению) и видовые (более узкие по значению) понятия (например, лексическое значение – прямое, переносное).  Сколько классификаций лексики представлено в терминологическом минимуме? Какие ещё классификации Вам известны?

Слайд 30





Направления подготовки
Расширение лингвистического кругозора
фонетика (классификация согласных, изменения звуков в потоке речи);
история графики и орфографии;
лексикология (в т.ч. историческая) и фразеология;
перевод и анализ древнерусского текста;
современное языкознание.
Описание слайда:
Направления подготовки Расширение лингвистического кругозора фонетика (классификация согласных, изменения звуков в потоке речи); история графики и орфографии; лексикология (в т.ч. историческая) и фразеология; перевод и анализ древнерусского текста; современное языкознание.

Слайд 31





Фонетика
Какими звуками в современном нормативном, но естественном литературном произношении различаются сочетания 
1) чтобы мы и чтоб и мы 
2) если и есть ли 
3) но с тигра и нос тигра? 
Сочетания чтобы мы и чтоб и мы различаются глухостью/звонкостью последнего согласного звука в слове чтоб: [штобы мы] // [штоп ы мы]. 
Сочетания если и есть ли различаются твердостью/мягкостью согласного с: [jэсл'и] и [jэс'л'и]. 
Сочетания но с тигра и нос тигра различаются твердостью/мягкостью согласного с: [но с'т'игра] // [нос т'игра].
Описание слайда:
Фонетика Какими звуками в современном нормативном, но естественном литературном произношении различаются сочетания 1) чтобы мы и чтоб и мы 2) если и есть ли 3) но с тигра и нос тигра? Сочетания чтобы мы и чтоб и мы различаются глухостью/звонкостью последнего согласного звука в слове чтоб: [штобы мы] // [штоп ы мы]. Сочетания если и есть ли различаются твердостью/мягкостью согласного с: [jэсл'и] и [jэс'л'и]. Сочетания но с тигра и нос тигра различаются твердостью/мягкостью согласного с: [но с'т'игра] // [нос т'игра].

Слайд 32





Фонетика
Разговорным вариантом какого сочетания является форма чой-то в названии спектакля театра «Школа современной пьесы» «А чой-то ты во фраке?» (по рассказу А. Чехова «Предложение», режиссер И. Райхельгауз).  Обоснуйте свой выбор.  Укажите, какое нетипичное для русского языка сочетание звуков устраняется в таком произношении? Каким способом то же самое сочетание устраняется, например, в просторечном произношении слов океан и какао? 
Форма чой-то является редуцированным вариантом сочетания чего это.  Данная форма не могла быть образована от сочетания что это, так как в современном русском литературном языке слово что произносится как [што] Устраняется нетипичное для русского языка зияние (сочетание нескольких гласных звуков подряд). То же самое сочетание устраняется, в просторечном произношении слов океан и какао путём вставки согласного: океян, какаво.
Описание слайда:
Фонетика Разговорным вариантом какого сочетания является форма чой-то в названии спектакля театра «Школа современной пьесы» «А чой-то ты во фраке?» (по рассказу А. Чехова «Предложение», режиссер И. Райхельгауз). Обоснуйте свой выбор. Укажите, какое нетипичное для русского языка сочетание звуков устраняется в таком произношении? Каким способом то же самое сочетание устраняется, например, в просторечном произношении слов океан и какао? Форма чой-то является редуцированным вариантом сочетания чего это. Данная форма не могла быть образована от сочетания что это, так как в современном русском литературном языке слово что произносится как [што] Устраняется нетипичное для русского языка зияние (сочетание нескольких гласных звуков подряд). То же самое сочетание устраняется, в просторечном произношении слов океан и какао путём вставки согласного: океян, какаво.

Слайд 33





История графики
А.С.Пушкин в своих заметках «Опровержение на критики и замечания на собственные сочинения» писал: Шпионы подобны букве Ъ. Они нужны в некоторых только случаях, но и тут можно без них обойтиться, а они привыкли всюду соваться.
Вопросы и задания.
1. Какие случаи употребления ъ имел в виду поэт? Приведите примеры.
2. Как обошлись с буквой-«шпионом» Советское правительство и революционные рабочие и матросы в 1917-1918 годах?
Описание слайда:
История графики А.С.Пушкин в своих заметках «Опровержение на критики и замечания на собственные сочинения» писал: Шпионы подобны букве Ъ. Они нужны в некоторых только случаях, но и тут можно без них обойтиться, а они привыкли всюду соваться. Вопросы и задания. 1. Какие случаи употребления ъ имел в виду поэт? Приведите примеры. 2. Как обошлись с буквой-«шпионом» Советское правительство и революционные рабочие и матросы в 1917-1918 годах?

Слайд 34





Грамматическая омонимия
Существуют словоформы разных слов, в точности совпадающие друг с другом по произношению (без изменения места ударения) в отдельных грамматических формах. Такие словоформы называются омоформами (в отличие от полных омонимов). Выпишите из приведённого ниже предложения слова, которые имеют в русском языке омоформы. Составьте по одному словосочетанию или предложению с выписанными вами словами, чтобы продемонстрировать их омонимичность в отдельных грамматических формах.
Чем дальше идёт, тем светлее становится, и стало, почитай, как белый день, а не слышно шуму и треску пожарного. (С. Т. Аксаков. Aленький цветочек).
Описание слайда:
Грамматическая омонимия Существуют словоформы разных слов, в точности совпадающие друг с другом по произношению (без изменения места ударения) в отдельных грамматических формах. Такие словоформы называются омоформами (в отличие от полных омонимов). Выпишите из приведённого ниже предложения слова, которые имеют в русском языке омоформы. Составьте по одному словосочетанию или предложению с выписанными вами словами, чтобы продемонстрировать их омонимичность в отдельных грамматических формах. Чем дальше идёт, тем светлее становится, и стало, почитай, как белый день, а не слышно шуму и треску пожарного. (С. Т. Аксаков. Aленький цветочек).

Слайд 35





Фразеология
В Интернете порой встречается выражение на волоске от смерти, например: «Я вообще предлагаю завести отдельную тему: “На волоске от смерти”»; «На волоске от смерти. Во вторник заново “родились” около трехсот авиапассажиров»; «Дамоклов меч, находиться на волоске от смерти - символ опасности, находящейся рядом».
1. Как возникло это выражение?
2. Соответствует ли оно нормам литературного языка? Если нет, как его исправить?
Описание слайда:
Фразеология В Интернете порой встречается выражение на волоске от смерти, например: «Я вообще предлагаю завести отдельную тему: “На волоске от смерти”»; «На волоске от смерти. Во вторник заново “родились” около трехсот авиапассажиров»; «Дамоклов меч, находиться на волоске от смерти - символ опасности, находящейся рядом». 1. Как возникло это выражение? 2. Соответствует ли оно нормам литературного языка? Если нет, как его исправить?

Слайд 36





Фразеология
В данном предложении объединяются два известных фразеологических выражения. Восстановите их первоначальный вид, значения, укажите их источники.
Солдаты требовали, чтобы им показывали иностранные фильмы… даёшь Фербенкса и Мэри Пикфорд, и никаких других «гвоздей сезона!»
Описание слайда:
Фразеология В данном предложении объединяются два известных фразеологических выражения. Восстановите их первоначальный вид, значения, укажите их источники. Солдаты требовали, чтобы им показывали иностранные фильмы… даёшь Фербенкса и Мэри Пикфорд, и никаких других «гвоздей сезона!»

Слайд 37





Направления подготовки
Знакомство с общими принципами устройства и функционирования языка (знаковая природа языка, системность языка, статика и динамика в языке, язык и речь и т.д.)                                                                Сахарный Л.В. Как устроен наш язык. – М., 1978.
Описание слайда:
Направления подготовки Знакомство с общими принципами устройства и функционирования языка (знаковая природа языка, системность языка, статика и динамика в языке, язык и речь и т.д.) Сахарный Л.В. Как устроен наш язык. – М., 1978.

Слайд 38





Знаковая природа языка
Знак – предмет, использующийся вместо другого предмета, замещающий его.
Знак имеет форму и смысл (значение).
Язык – знаковая система, т.к. слово замещает предмет  (форма? значение?).
Знаки:
естественные (признаки, симптомы);
искусственные (несловесные: сигналы, символы и словесные).
Описание слайда:
Знаковая природа языка Знак – предмет, использующийся вместо другого предмета, замещающий его. Знак имеет форму и смысл (значение). Язык – знаковая система, т.к. слово замещает предмет (форма? значение?). Знаки: естественные (признаки, симптомы); искусственные (несловесные: сигналы, символы и словесные).

Слайд 39





Знаковая природа языка
значение 1 = форма 1
                                           форма 1 
значение   = 
                                           форма 2
                                           значение 1
форма   =
                                           значение 2
Описание слайда:
Знаковая природа языка значение 1 = форма 1 форма 1 значение = форма 2 значение 1 форма = значение 2

Слайд 40





Язык 
Язык – 
общая принадлежность человечества;
принадлежность конкретного языкового коллектива;
принадлежность каждого отдельного человека в коллектива (носитель языка, языковая личность).
Можно ли описать язык в целом по его состоянию в отдельном языковом сознании?
Описание слайда:
Язык Язык – общая принадлежность человечества; принадлежность конкретного языкового коллектива; принадлежность каждого отдельного человека в коллектива (носитель языка, языковая личность). Можно ли описать язык в целом по его состоянию в отдельном языковом сознании?

Слайд 41





Язык и речь
Язык – симфония, речь – исполнение этой симфонии. (Фердинанд де Соссюр)
Язык – повторяющееся, регулярное, воспроизводимое; речь – ситуативное, создаваемое в конкретный момент времени («За каждым текстом стоит личность» Ю. Караулов).
Язык – это словарь и грамматика, речь – это тексты.
Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет. (А.А.Мирошниченко)
Описание слайда:
Язык и речь Язык – симфония, речь – исполнение этой симфонии. (Фердинанд де Соссюр) Язык – повторяющееся, регулярное, воспроизводимое; речь – ситуативное, создаваемое в конкретный момент времени («За каждым текстом стоит личность» Ю. Караулов). Язык – это словарь и грамматика, речь – это тексты. Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет. (А.А.Мирошниченко)

Слайд 42





Языковые и речевые явления в тексте
Общеязыковые (узуальные) и окказиональные (контекстуальные, индивидуально-авторские).
Правильность (нормативность) и выразительность (разрушение стандарта, стереотипа, умышленное нарушение нормы).
Языковая игра
Приёмы актуализации идейно-значимых элементов
Описание слайда:
Языковые и речевые явления в тексте Общеязыковые (узуальные) и окказиональные (контекстуальные, индивидуально-авторские). Правильность (нормативность) и выразительность (разрушение стандарта, стереотипа, умышленное нарушение нормы). Языковая игра Приёмы актуализации идейно-значимых элементов



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию