🗊Презентация Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия

Категория: Математика
Нажмите для полного просмотра!
Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №1Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №2Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №3Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №4Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №5Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №6Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №7Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №8Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №9Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №10Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №11Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №12Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №13Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №14Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №15Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №16Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №17Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №18Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №19Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №20Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №21Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №22Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №23Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №24Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №25Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №26Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №27Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №28Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №29Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №30Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №31Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №32Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №33Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №34Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №35Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №36Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №37Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №38Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №39Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №40Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №41Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №42Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №43Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №44Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №45Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №46Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №47Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №48Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №49Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №50Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №51Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №52Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №53Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №54Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №55Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №56Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №57Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия, слайд №58

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия. Доклад-сообщение содержит 58 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Тема №3
ПОНЯТИЕ
Описание слайда:
Тема №3 ПОНЯТИЕ

Слайд 2





ПЛАН
1. Понятие как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении (в суждении). Признаки предмета и признаки понятия.
2. Содержание и объем понятия. Логические операции с объемом. Отношения между понятиями.
3. Определение понятия
Описание слайда:
ПЛАН 1. Понятие как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении (в суждении). Признаки предмета и признаки понятия. 2. Содержание и объем понятия. Логические операции с объемом. Отношения между понятиями. 3. Определение понятия

Слайд 3





Вопрос 1.
Понятие – самая простая форма абстрактного мышления
Понятие фиксирует существенные и отличительные признаки предмета или класса предметов
Описание слайда:
Вопрос 1. Понятие – самая простая форма абстрактного мышления Понятие фиксирует существенные и отличительные признаки предмета или класса предметов

Слайд 4





Вопрос 1.
Понятие отличается от чувственного образа
Чувственный образ отражает внешние признаки (стороны) предметов
Понятие (от «понимать»: «имать», «хватать», ст.сл.) – отражает, схватывает сущность предметов, их глубинный смысл, внутреннее содержание
Описание слайда:
Вопрос 1. Понятие отличается от чувственного образа Чувственный образ отражает внешние признаки (стороны) предметов Понятие (от «понимать»: «имать», «хватать», ст.сл.) – отражает, схватывает сущность предметов, их глубинный смысл, внутреннее содержание

Слайд 5





Вопрос 1.
   Понятие есть мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и существенные связи между ними (посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов, явлений и отношения между ними) - ФЭС
Описание слайда:
Вопрос 1. Понятие есть мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и существенные связи между ними (посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов, явлений и отношения между ними) - ФЭС

Слайд 6





Вопрос 1.
Логику интересует то, как образуются понятия о сущности, по каким законам они существуют?
Логика изучает общую структуру понятия, виды понятий, возможные логические операции с ПОНЯТИЕМ (обобщение, ограничение, определение, деление понятий)
Описание слайда:
Вопрос 1. Логику интересует то, как образуются понятия о сущности, по каким законам они существуют? Логика изучает общую структуру понятия, виды понятий, возможные логические операции с ПОНЯТИЕМ (обобщение, ограничение, определение, деление понятий)

Слайд 7





Вопрос 1.
Особую проблематику логической науки составляет то, как понятия выражаются в языке и как существуют в рамках высказываний, суждений, умозаключений
Примеры: А.Стих Ф.Тютчева «Чему бы жизнь нас ни учила…» (утверждение существования «нереальных вещей»); В. «Эта книга», «мой дом», «мышка за печкою спит, дверь ни одна не скрипит»… и т.д.
Описание слайда:
Вопрос 1. Особую проблематику логической науки составляет то, как понятия выражаются в языке и как существуют в рамках высказываний, суждений, умозаключений Примеры: А.Стих Ф.Тютчева «Чему бы жизнь нас ни учила…» (утверждение существования «нереальных вещей»); В. «Эта книга», «мой дом», «мышка за печкою спит, дверь ни одна не скрипит»… и т.д.

Слайд 8





Вопрос 1.
Мысль – всегда мысль о предмете (в логике – об ОБЪЕКТЕ)
ОБЪЕКТОМ мысли являются вещи, их свойства, действия, отношения и т.д.
ОБЪЕКТ (предмет) мысли многообразен (стакан – сосуд для питья и предмет для бросания…)
Описание слайда:
Вопрос 1. Мысль – всегда мысль о предмете (в логике – об ОБЪЕКТЕ) ОБЪЕКТОМ мысли являются вещи, их свойства, действия, отношения и т.д. ОБЪЕКТ (предмет) мысли многообразен (стакан – сосуд для питья и предмет для бросания…)

Слайд 9





Вопрос 1.
Понятие о предмете всегда выражается именем – словом или словосочетанием описательного характера
Понятие о предмете всегда имеет две характеристики: содержание и объем
Описание слайда:
Вопрос 1. Понятие о предмете всегда выражается именем – словом или словосочетанием описательного характера Понятие о предмете всегда имеет две характеристики: содержание и объем

Слайд 10





Вопрос 1.
Мысль может схватить лишь часть свойств и, следовательно, лишь часть содержания. Как это происходит?
Путем: а) указания на предмет, – вырабатывается представление о субъекте суждения; б)  раскрытия части содержания, - вырабатывается предикат суждения; в) определения отношения между предметом и раскрытой частью содержания (отношение)
Описание слайда:
Вопрос 1. Мысль может схватить лишь часть свойств и, следовательно, лишь часть содержания. Как это происходит? Путем: а) указания на предмет, – вырабатывается представление о субъекте суждения; б) раскрытия части содержания, - вырабатывается предикат суждения; в) определения отношения между предметом и раскрытой частью содержания (отношение)

Слайд 11





Вопрос 1.
  Совокупность этих операций: а), б) и в)  НАЗЫВАЕТСЯ СУЖДЕНИЕМ
Описание слайда:
Вопрос 1. Совокупность этих операций: а), б) и в) НАЗЫВАЕТСЯ СУЖДЕНИЕМ

Слайд 12





Вопрос 1.
Примеры суждений:
теоремы, аксиомы, законы
 («пифагоровы штаны во все стороны равны»), постулаты (Евклида) и т.д.
Высказывания в обыденной и художественной речи
Описание слайда:
Вопрос 1. Примеры суждений: теоремы, аксиомы, законы («пифагоровы штаны во все стороны равны»), постулаты (Евклида) и т.д. Высказывания в обыденной и художественной речи

Слайд 13






   
   Евклид сформулировал небольшое количество простых предложений (аксиом), из которых логически выводятся все теоремы геометрии.
Описание слайда:
Евклид сформулировал небольшое количество простых предложений (аксиом), из которых логически выводятся все теоремы геометрии.

Слайд 14





Пятый постулат Евклида
   
   Если две прямые а и в образуют при пересечении с третьей прямой внутренние односторонние углы a и в, сумма величин которых меньше двух прямых углов (т.е. меньше 180°), то эти две прямые обязательно пересекаются, причем именно с той стороны от третьей прямой, по которую расположены углы а и в (составляющие вместе менее 180°).
Описание слайда:
Пятый постулат Евклида Если две прямые а и в образуют при пересечении с третьей прямой внутренние односторонние углы a и в, сумма величин которых меньше двух прямых углов (т.е. меньше 180°), то эти две прямые обязательно пересекаются, причем именно с той стороны от третьей прямой, по которую расположены углы а и в (составляющие вместе менее 180°).

Слайд 15





Пятый постулат Евклида
Описание слайда:
Пятый постулат Евклида

Слайд 16





Вопрос 1.
  То, с помощью чего выражены составные части суждения – субъект, предикат и отношение, – в логике называется
ПОНЯТИЕМ
Описание слайда:
Вопрос 1. То, с помощью чего выражены составные части суждения – субъект, предикат и отношение, – в логике называется ПОНЯТИЕМ

Слайд 17





Вопрос 1.
Совокупность существенных признаков предмета образует содержание понятия
Множество обобщаемых в понятии предметов есть объем понятия
Описание слайда:
Вопрос 1. Совокупность существенных признаков предмета образует содержание понятия Множество обобщаемых в понятии предметов есть объем понятия

Слайд 18





Вопрос 1.
Признаки предмета и признаки понятия

Признаки предмета – это целый ряд свойств, принадлежащих предмету; они могут быть общими с другими предметами, а могут отличать этот предмет от других предметов
Описание слайда:
Вопрос 1. Признаки предмета и признаки понятия Признаки предмета – это целый ряд свойств, принадлежащих предмету; они могут быть общими с другими предметами, а могут отличать этот предмет от других предметов

Слайд 19





Вопрос 1.
Пример.
Свойства человека вообще
Свойства отдельного индивида
(принадлежат предмету, независимо от нас)
Мысли об этих свойствах – «признаки» предмета
Они присущи предмету независимо от того, что мы МЫСЛИМ об этом предмете
Описание слайда:
Вопрос 1. Пример. Свойства человека вообще Свойства отдельного индивида (принадлежат предмету, независимо от нас) Мысли об этих свойствах – «признаки» предмета Они присущи предмету независимо от того, что мы МЫСЛИМ об этом предмете

Слайд 20





Вопрос 1.
Признаки ПОНЯТИЯ
Это мысли о данном признаке или 
МЫСЛИМЫЕ ПРИЗНАКИ
Описание слайда:
Вопрос 1. Признаки ПОНЯТИЯ Это мысли о данном признаке или МЫСЛИМЫЕ ПРИЗНАКИ

Слайд 21





ВОПРОС 1.
 Не существует такого понятия, которое могло бы отразить абсолютно все свойства и признаки
(человеческой мысли не под силу «слишком много реальности»)
Описание слайда:
ВОПРОС 1. Не существует такого понятия, которое могло бы отразить абсолютно все свойства и признаки (человеческой мысли не под силу «слишком много реальности»)

Слайд 22





Вопрос 1.
Человеческая мысль устроена так, что схватывает лишь ту группу признаков предмета, которая как бы представительствует от лица (имени) предмета
Описание слайда:
Вопрос 1. Человеческая мысль устроена так, что схватывает лишь ту группу признаков предмета, которая как бы представительствует от лица (имени) предмета

Слайд 23





Вопрос 1.
Пример.
«Квадрат – прямоугольник, у которого все стороны равны»
Этих признаков достаточно, чтобы отличить квадрат от круга, ромба и т.д.
Описание слайда:
Вопрос 1. Пример. «Квадрат – прямоугольник, у которого все стороны равны» Этих признаков достаточно, чтобы отличить квадрат от круга, ромба и т.д.

Слайд 24





Вопрос 1.
Такие признаки (они не случайны, а необходимы) называются СУЩЕСТВЕННЫМИ
Существенные признаки – наиболее важные, мысль о них называется
ПОНЯТИЕМ
Описание слайда:
Вопрос 1. Такие признаки (они не случайны, а необходимы) называются СУЩЕСТВЕННЫМИ Существенные признаки – наиболее важные, мысль о них называется ПОНЯТИЕМ

Слайд 25





Вопрос 2.
Существенные признаки составляют в совокупности
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ
Проблема определения существенных признаков понятия (решается путем сравнения предметов, выявления их отношений к другим предметам)
Описание слайда:
Вопрос 2. Существенные признаки составляют в совокупности СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ Проблема определения существенных признаков понятия (решается путем сравнения предметов, выявления их отношений к другим предметам)

Слайд 26





Вопрос 2.
Для формирования понятия важны не любые многие признаки, а мысль о том, какие именно предметы образуют данное понятие
ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ – совокупность предметов, мыслимых в данном понятии
Описание слайда:
Вопрос 2. Для формирования понятия важны не любые многие признаки, а мысль о том, какие именно предметы образуют данное понятие ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ – совокупность предметов, мыслимых в данном понятии

Слайд 27





Вопрос 2.
Пример: объем понятия «кошка»
Описание слайда:
Вопрос 2. Пример: объем понятия «кошка»

Слайд 28





Вопрос 2.
   Работа мысли по формированию понятия двояка:
в известном круге предметов (объем) «схватываются» сходные и отличительные черты, их отношения друг к другу;
из черт и отношений складывается содержание понятия в его существенных признаках.
Описание слайда:
Вопрос 2. Работа мысли по формированию понятия двояка: в известном круге предметов (объем) «схватываются» сходные и отличительные черты, их отношения друг к другу; из черт и отношений складывается содержание понятия в его существенных признаках.

Слайд 29





Вопрос 2.
По ОБЪЕМУ различают:
Единичные понятия (входит только один предмет: «естественный спутник Земли» и др.)
Общие понятия (в круге множество предметов, напр., «шкаф», «кошка»)
Универсальные понятия (предельно общие – бытие, материя, пространство)
Пустые, нулевые – не содержат ни одного реального предмета (русалка, женатый холостяк и др.)
Описание слайда:
Вопрос 2. По ОБЪЕМУ различают: Единичные понятия (входит только один предмет: «естественный спутник Земли» и др.) Общие понятия (в круге множество предметов, напр., «шкаф», «кошка») Универсальные понятия (предельно общие – бытие, материя, пространство) Пустые, нулевые – не содержат ни одного реального предмета (русалка, женатый холостяк и др.)

Слайд 30





Вопрос 2.
   Но и в самом процессе установления признаков (содержание) – определяется  ОБЪЕМ
Описание слайда:
Вопрос 2. Но и в самом процессе установления признаков (содержание) – определяется ОБЪЕМ

Слайд 31





Вопрос 2.
По СОДЕРЖАНИЮ различают:
Конкретные понятия (указ. на предмет, напр., человек, книга, дерево, самолет)
Абстрактные понятия – фиксир. св-ва, отвлекаясь от отдельного предмета (синева, белизна, красота, честь)
Положительные понятия – фиксир. наличие признака, напр., честный, справедливый
Описание слайда:
Вопрос 2. По СОДЕРЖАНИЮ различают: Конкретные понятия (указ. на предмет, напр., человек, книга, дерево, самолет) Абстрактные понятия – фиксир. св-ва, отвлекаясь от отдельного предмета (синева, белизна, красота, честь) Положительные понятия – фиксир. наличие признака, напр., честный, справедливый

Слайд 32





Вопрос 2.
Пояснение
Абстракция – действие мышления, состоящее в том, что, заметив в ряде предметов известное свойство или признак, отношение, - мышление «отделяет» этот признак от самого предмета и превращает это свойство в особый предмет (см. Гегель, «Кто мыслит абстрактно»)
Описание слайда:
Вопрос 2. Пояснение Абстракция – действие мышления, состоящее в том, что, заметив в ряде предметов известное свойство или признак, отношение, - мышление «отделяет» этот признак от самого предмета и превращает это свойство в особый предмет (см. Гегель, «Кто мыслит абстрактно»)

Слайд 33





Вопрос 2.
По СОДЕРЖАНИЮ различают:
Отрицательные понятия, фиксир. отсутствие признака – бесчестный, несправедливый
Описание слайда:
Вопрос 2. По СОДЕРЖАНИЮ различают: Отрицательные понятия, фиксир. отсутствие признака – бесчестный, несправедливый

Слайд 34





Вопрос 2.
Собирательные понятия – посредством которых фиксир. особенности некой совокупности предметов, некое целое – (с точки зрения количества предметов, мыслимых посредством понятий); однако, мыслит эта группа в качестве единого предмета: «библиотека», «экипаж», «созвездие», «батальон», «роща»
Описание слайда:
Вопрос 2. Собирательные понятия – посредством которых фиксир. особенности некой совокупности предметов, некое целое – (с точки зрения количества предметов, мыслимых посредством понятий); однако, мыслит эта группа в качестве единого предмета: «библиотека», «экипаж», «созвездие», «батальон», «роща»

Слайд 35





Вопрос 2.
Логические операции с объемом понятия
Если объем одного понятия включается в объем другого, то первое понятие называется видовым, а второе – родовым
Переход от рода к виду – это логическая операция ограничения понятия
(напр., организм → растение)
Описание слайда:
Вопрос 2. Логические операции с объемом понятия Если объем одного понятия включается в объем другого, то первое понятие называется видовым, а второе – родовым Переход от рода к виду – это логическая операция ограничения понятия (напр., организм → растение)

Слайд 36





Вопрос 2.
Переход от вида к роду – операция обобщения понятия
(напр., дерево →растение)
Предел ограничения – единичное понятие;
Предел обобщения – универсальное понятие.
Описание слайда:
Вопрос 2. Переход от вида к роду – операция обобщения понятия (напр., дерево →растение) Предел ограничения – единичное понятие; Предел обобщения – универсальное понятие.

Слайд 37





Вопрос 2.
Логическая операция
   ДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ
Это операция, раскрывающая объем понятия через перечисление его видов.
Понятие, объем которого раскрывается, - делимое
Виды, получающиеся в результате деления – члены деления
Описание слайда:
Вопрос 2. Логическая операция ДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ Это операция, раскрывающая объем понятия через перечисление его видов. Понятие, объем которого раскрывается, - делимое Виды, получающиеся в результате деления – члены деления

Слайд 38





Вопрос 2.
Признак, по которому выделяются виды, - основание деления
Различают:
деление по видообразующему признаку (студенты: успевающие и отстающие)
деление дихотомическое (двучленное), когда объем делимого понятия образует основу классификации (в ест. и технич. науках)
Описание слайда:
Вопрос 2. Признак, по которому выделяются виды, - основание деления Различают: деление по видообразующему признаку (студенты: успевающие и отстающие) деление дихотомическое (двучленное), когда объем делимого понятия образует основу классификации (в ест. и технич. науках)

Слайд 39





Вопрос 2.
Правила деления понятия
Деление должно быть соразмерным: сумма объемов полученных при делении понятий равна объему делимого понятия.
Нарушение: «Люди бывают высокие и низкорослые» (неполное деление – логическая ошибка)
Описание слайда:
Вопрос 2. Правила деления понятия Деление должно быть соразмерным: сумма объемов полученных при делении понятий равна объему делимого понятия. Нарушение: «Люди бывают высокие и низкорослые» (неполное деление – логическая ошибка)

Слайд 40





Вопрос 2.
2. Деление должно производиться по одному основанию, иначе при делении может получиться лишний член, напр., «Дети: воспитанные и наши»
3.Члены деления должны исключать друг друга. Ошибка: «Дети до 16 лет и подростки всех возрастов на вечерний сеанс в кинотеатр не допускаются»
Описание слайда:
Вопрос 2. 2. Деление должно производиться по одному основанию, иначе при делении может получиться лишний член, напр., «Дети: воспитанные и наши» 3.Члены деления должны исключать друг друга. Ошибка: «Дети до 16 лет и подростки всех возрастов на вечерний сеанс в кинотеатр не допускаются»

Слайд 41





Вопрос 2.
4. Деление понятий должно быть непрерывным и последовательным.
   
Видом деления, при котором эти правила не нарушаются, является дихотомия, т.е., деление надвое
Пример: ученый: математик и не-математик →историк и не-историк
Описание слайда:
Вопрос 2. 4. Деление понятий должно быть непрерывным и последовательным. Видом деления, при котором эти правила не нарушаются, является дихотомия, т.е., деление надвое Пример: ученый: математик и не-математик →историк и не-историк

Слайд 42





Вопрос 2.
Однако, роль дихотомии в научных классификациях предметов и явлений очень ограничена, поэтому, дихотомия используется лишь как предварительный вспомогательный прием ориентировки
Описание слайда:
Вопрос 2. Однако, роль дихотомии в научных классификациях предметов и явлений очень ограничена, поэтому, дихотомия используется лишь как предварительный вспомогательный прием ориентировки

Слайд 43





Вопрос 2.
Отношения между понятиями
Есть пары (группы) понятий, например, «человек» и «животное», к-ые имеют своим предметом одну большую группу предметов – «живые существа»
А есть такие, например, «дом» и «белизна», - к-ые вместе не могут быть отнесены ни к какой одной группе. По реальному предметному содержанию у них нет общих признаков
Описание слайда:
Вопрос 2. Отношения между понятиями Есть пары (группы) понятий, например, «человек» и «животное», к-ые имеют своим предметом одну большую группу предметов – «живые существа» А есть такие, например, «дом» и «белизна», - к-ые вместе не могут быть отнесены ни к какой одной группе. По реальному предметному содержанию у них нет общих признаков

Слайд 44





Вопрос 2.
Из этих двух типов отношений между понятиями первые – СРАВНИМЫЕ понятия, а вторые – НЕСРАВНИМЫЕ
В рассуждении важно их различать и пользоваться сравнимыми понятиями, иначе будет «летели два крокодила, один зеленый, другой налево»…
Т.е., в логических отношениях могут быть только СРАВНИМЫЕ понятия
Описание слайда:
Вопрос 2. Из этих двух типов отношений между понятиями первые – СРАВНИМЫЕ понятия, а вторые – НЕСРАВНИМЫЕ В рассуждении важно их различать и пользоваться сравнимыми понятиями, иначе будет «летели два крокодила, один зеленый, другой налево»… Т.е., в логических отношениях могут быть только СРАВНИМЫЕ понятия

Слайд 45





Сравнимые по содержанию понятия бывают:
Совместимыми: А – животные, В - люди
Описание слайда:
Сравнимые по содержанию понятия бывают: Совместимыми: А – животные, В - люди

Слайд 46





Вопрос 2.
Несовместимыми:
А – «больной»     В – «здоровый»
Описание слайда:
Вопрос 2. Несовместимыми: А – «больной» В – «здоровый»

Слайд 47





Вопрос 2.
Разные способы (случаи) совместимости понятий:
Равнозначащие
Подчиненные
Перекрещивающиеся
Описание слайда:
Вопрос 2. Разные способы (случаи) совместимости понятий: Равнозначащие Подчиненные Перекрещивающиеся

Слайд 48





Вопрос 2.
Равнозначащие:
А – основатель Петербурга; В – русский царь
Описание слайда:
Вопрос 2. Равнозначащие: А – основатель Петербурга; В – русский царь

Слайд 49





Вопрос 2.
Подчиненные
А – подчиняющее пон.; В – подчиненн.
Их объем         А – тр-к; В – прямоуг. тр-к
Описание слайда:
Вопрос 2. Подчиненные А – подчиняющее пон.; В – подчиненн. Их объем А – тр-к; В – прямоуг. тр-к

Слайд 50





Вопрос 2.
А – подчиняющее – более общее
В – подчиненное – частное
Особый случай – когда оба – общие, тогда:
подчиняющее – род (более шир. по объему, но вкл. меньшее число признаков, чем видовое)
подчиненное – вид
Описание слайда:
Вопрос 2. А – подчиняющее – более общее В – подчиненное – частное Особый случай – когда оба – общие, тогда: подчиняющее – род (более шир. по объему, но вкл. меньшее число признаков, чем видовое) подчиненное – вид

Слайд 51





Вопрос 2.
Так, о прямоугольном треугольнике ничего не говорится в определении треугольника вообще, в этом нет необходимости, т.к. в содержании общего понятия заключены все частные, особые признаки
Частные признаки могут быть выведены из общего содержания
Описание слайда:
Вопрос 2. Так, о прямоугольном треугольнике ничего не говорится в определении треугольника вообще, в этом нет необходимости, т.к. в содержании общего понятия заключены все частные, особые признаки Частные признаки могут быть выведены из общего содержания

Слайд 52





Вопрос 2.
Закон:
  В определение вводятся лишь необходимые и достаточные признаки
Описание слайда:
Вопрос 2. Закон: В определение вводятся лишь необходимые и достаточные признаки

Слайд 53





Вопрос 2.
Перекрещивающиеся (пересечение понятий): А – металл; В – жидкость (объемы частично совпадают)
Описание слайда:
Вопрос 2. Перекрещивающиеся (пересечение понятий): А – металл; В – жидкость (объемы частично совпадают)

Слайд 54





Вопрос 2.
Логика рассматривает также разновидности несовместимых понятий
Это: противоречащие (отн. отрицания), противоположные (макс. отличие), соподчиненные (непересекающиеся понятия общего рода)
Описание слайда:
Вопрос 2. Логика рассматривает также разновидности несовместимых понятий Это: противоречащие (отн. отрицания), противоположные (макс. отличие), соподчиненные (непересекающиеся понятия общего рода)

Слайд 55





Вопрос 3. Определение понятия
Понятие должно быть точным в указании существенных признаков и в установлении содержания
Действие установления содержания называется
ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ПОНЯТИЯ
Описание слайда:
Вопрос 3. Определение понятия Понятие должно быть точным в указании существенных признаков и в установлении содержания Действие установления содержания называется ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ПОНЯТИЯ

Слайд 56





Вопрос 3.
Условия правильности определения
Соразмерность
Определение не должно заключать круга (тавтология «стиль Мейербера – настоящий мейерберовский стиль», небрежность в мышлении)
Определение не должно быть только отрицательным
Описание слайда:
Вопрос 3. Условия правильности определения Соразмерность Определение не должно заключать круга (тавтология «стиль Мейербера – настоящий мейерберовский стиль», небрежность в мышлении) Определение не должно быть только отрицательным

Слайд 57






4. Ясность определения
Описание слайда:
4. Ясность определения

Слайд 58





Вопрос 3.
Приемы определения понятий (логич.действия над понятиями)
1. Через род и видовое отличие
2.Генетическое определение
3.Ограничение понятия
4.Обобщение понятия
5.Разделение понятия
6.Дихотомия
Описание слайда:
Вопрос 3. Приемы определения понятий (логич.действия над понятиями) 1. Через род и видовое отличие 2.Генетическое определение 3.Ограничение понятия 4.Обобщение понятия 5.Разделение понятия 6.Дихотомия



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию