Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Концепция личности по З. Фрейду; механизмы психологической защиты
Термин «психоанализ» имеет три значения: 1) теория личности и психопатологии;
2) метод терапии личностных расстройств;
3) метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума.
Слайд 2
Описание слайда:
Даты жизни:
6 мая 1856 г. – 23 сентября 1939 г.
1900 г. – выход книги «Толкование сновидений», считается годом зарождения психоанализа
Слайд 3
Описание слайда:
Жизнь Фрейда
Большую часть жизни Фрейд прожил в Вене
Был женат на Марте Бернейс
В браке у Фрейда родились 6 детей. Особо стоит отметить дочь – Анну Фрейд, которая продолжила дело отца, занималась детским психоанализом и теорией механизмов защиты личности.
Слайд 4
Описание слайда:
Основные положения:
1. человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;
2. Эти влечения преимущественно бессознательны;
3. Попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;
4. Помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;
5. Конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и т. д.;
6. Освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке).
Слайд 5
Описание слайда:
«Топографическая модель» Фрейда.
Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени.
Область предсознательного, иногда называемая «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия.
Слайд 6
Описание слайда:
«Топографическая модель» Фрейда.
Самая глубокая и значимая область человеческого разума – это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного.
Слайд 7
Описание слайда:
Структурная модель психической жизни
Слово «ид» происходит от латинского «оно» и, по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид функционирует целиком в бессознательном и тесно связанно в инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон, дефекация и копуляция), которые наполняют наше поведение энергией.
Слайд 8
Описание слайда:
Структурная модель психической жизни
Согласно Фрейду, ид – нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни.
Слайд 9
Описание слайда:
Структурная модель психической жизни
Эго (от лат. «ego» – «я») – это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствие с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго получает свою структуру и функцию от ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности.
Слайд 10
Описание слайда:
Структурная модель психической жизни
Суперэго. Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе «социализации»; на языке структурной модели психоанализа – посредством формирования суперэго (от лат. «super» – «сверх» и «ego» – «я»).
Слайд 11
Описание слайда:
Инстинкты – движущая сила поведения
У каждого человека определенное ограниченное количество энергии, питающей психическую активность; цель любой формы поведения индивидуума состоит в уменьшении напряжения, вызываемого неприятным для него скоплением этой энергии.
Слайд 12
Описание слайда:
Инстинкты – движущая сила поведения
Фрейд признавал существование двух основных групп: инстинктов жизни(Эрос) и смерти(Танатос).
Слайд 13
Описание слайда:
Инстинкты – движущая сила поведения
Признавая большее значение инстинктов жизни в физической организации индивидуумов, наиболее существенными для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты.
Слайд 14
Описание слайда:
Инстинкты – движущая сила поведения
Энергия сексуальных инстинктов получила название либидо (от лат. «хотеть» или «желать»), или энергия либидо – термин, употребляющийся в значении энергии жизненных инстинктов в целом. Либидо – это определенное количество психической энергии, которая находит разрядку исключительно в сексуальном поведении.
Слайд 15
Описание слайда:
Инстинкты – движущая сила поведения
Вторая группа – инстинкты смерти, называемые Танатос, – лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств.
Слайд 16
Описание слайда:
Инстинкты – движущая сила поведения
Любой инстинкт имеет четыре характеристики: источник, цель, объект и стимул.
Источник инстинкта – состояние организма или потребность, вызывающая это состояние.
Цель инстинкта всегда состоит в устранении или редукции возбуждения, вызванного потребностью.
Если цель достигнута, человек испытывает кратковременного блаженства.
Слайд 17
Описание слайда:
Инстинкты – движущая сила поведения
Объект означает любого человека, предмет в окружающей среде или что-то в собственном теле индивидуума, обеспечивающее удовлетворение (то есть цель) инстинкта. Наконец, стимул представляет собой количество энергии силы или давления, которое требуется для удовлетворения инстинкта.
Слайд 18
Описание слайда:
Развитие личности: психосексуальные стадии
Психосексуальное развитие – это биологически детерминированная последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от их культурного уровня.
Слайд 19
Описание слайда:
Развитие личности: психосексуальные стадии
Оральная стадия длится от рождения приблизительно до 18-месячного возраста.
В этот период область рта наиболее тесно связана и с удовлетворением биологических потребностей, и с приятными ощущениями.
Слайд 20
Описание слайда:
Развитие личности: психосексуальные стадии
Анальная стадия начинается в возрасте около 18 месяцев и продолжается до третьего года жизни. В течение этого периода маленькие дети получают значительное удовольствие от удерживания и выталкивания фекалий.
Слайд 21
Описание слайда:
Развитие личности: психосексуальные стадии
Между тремя и шестью годами интересы ребенка, обусловленные либидо, сдвигаются в новую эрогенную зону, в область гениталий. На протяжении фаллической стадии психосексуального развития дети могут рассматривать и исследовать свои половые органы, мастурбировать и проявлять заинтересованность в вопросах, связанных с рождением и половыми отношениями.
Доминирующий конфликт на фаллической стадии состоит в том, что Фрейд назвал эдиповым комплексом
Слайд 22
Описание слайда:
Развитие личности: психосексуальные стадии
В промежутке от шести-семи лет до начала подросткового возраста располагается фаза сексуального затишья, получившая название латентного периода.
Слайд 23
Описание слайда:
Развитие личности: психосексуальные стадии
С наступлением половой зрелости восстанавливаются сексуальные и агрессивнее побуждения, а вместе с ними интерес к противоположному полу и возрастающее осознание этого интереса. Начальная фаза генитальной стадии.
Слайд 24
Описание слайда:
Развитие личности: психосексуальные стадии
Генитальный характер – это идеальный тип личности в психоаналитической теории. Это человек зрелый и ответственный в социально-сексуальном отношениях. Он испытывает удовлетворение в гетеросексуальной любви.
Слайд 25
Описание слайда:
Природа тревоги
Тревога является функцией эго и назначение ее состоит в том, чтобы предупреждать человека о надвигающейся угрозе, которую надо встретить или избежать. Тревога как таковая дает возможность личности реагировать в угрожающих ситуациях адаптивным способом.
Слайд 26
Описание слайда:
Природа тревоги
Психоаналитическая теория выделяет три типа тревоги:
Слайд 27
Описание слайда:
Природа тревоги
Реалистическая тревога. Эмоциональный ответ на угрозу и/или понимание реальных опасностей внешнего мира (например, опасные животные или выпускной экзамен) называется реалистической тревогой. Она в основном является синонимом страха.
Слайд 28
Описание слайда:
Природа тревоги
Невротическая тревога. Эмоциональный ответ на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны ид станут осознанными, называется невротической тревогой.
Слайд 29
Описание слайда:
Природа тревоги
Моральная тревога. Когда эго испытывает угрозу наказания со стороны суперэго, результирующий эмоциональный ответ называется моральной тревогой. Моральная тревога возникает всегда, когда ид стремится к активному выражению безнравственных мыслей или действий, и суперэго отвечает на это чувством вины, стыда или самообвинения.
Слайд 30
Описание слайда:
Защитные механизмы эго
Основная психодинамическая функция тревоги – помогать человеку избегать осознанного
выявления у себя неприемлемых инстинктивных импульсов.
Слайд 31
Описание слайда:
Защитные механизмы эго
Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: 1) они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана и 2) они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.
Слайд 32
Описание слайда:
Защитные механизмы:
Замещение —может быть понято как более общий процесс замещения одного действия, потребности или объекта другим, более безопасным.
Реактивное образование — психологическая защита, заключающаяся в преобразовании негативного чувства в позитивное, либо наоборот.
Компенса́ция — защитный механизм психики, заключающийся в бессознательной попытке преодоления реальных и воображаемых недостатков
Слайд 33
Описание слайда:
Вытеснение — один из механизмов психологической защиты. Заключается в активном, мотивированном устранении чего-либо из сознания. Обычно проявляется в виде мотивированного забывания или игнорирования.
Вытеснение — один из механизмов психологической защиты. Заключается в активном, мотивированном устранении чего-либо из сознания. Обычно проявляется в виде мотивированного забывания или игнорирования.
Отрицание — проявляется как отказ признавать существование чего-то нежелательного.
Проекция — человек приписывает кому-то или чему-то свои собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и пр., полагая, что он воспринял что-то приходящее извне, а не изнутри самого себя.
Слайд 34
Описание слайда:
Сублимация — защитный механизм психики, представляющий собой способ снятия внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество.
Сублимация — защитный механизм психики, представляющий собой способ снятия внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество.
Рационализация — подбор (поиск) рационального объяснения для поведения или решений, имеющих иные, неосознаваемые причины.
Регрессия — человек бессознательно прибегает к более ранним, менее зрелым и менее адекватным образцам поведения, которые кажутся ему гарантирующими защиту и безопасность.
Слайд 35
Описание слайда:
Структуры психики и структурные механизмы
Невроз —характеризуется навязчивыми и/или истерическими проявлениями, а также временным снижением умственной и физической работоспособности.
Психоз — явно выраженное нарушение психической деятельности, при котором психические реакции грубо противоречат реальной ситуации что отражается в расстройстве восприятия реального мира и дезорганизации поведения.
Перверсия — в высшей степени неестественное поведение, полное искажение, уход от нормы, постановка «с ног на голову».
Слайд 36
Презентацию на
тему Концепция личности по З. Фрейду; механизмы психологической защиты можно скачать бесплатно ниже: