🗊Скачать презентацию Корень слова 5 класс

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Скачать презентацию Корень слова 5 класс , слайд №1Скачать презентацию Корень слова 5 класс , слайд №2Скачать презентацию Корень слова 5 класс , слайд №3Скачать презентацию Корень слова 5 класс , слайд №4Скачать презентацию Корень слова 5 класс , слайд №5Скачать презентацию Корень слова 5 класс , слайд №6Скачать презентацию Корень слова 5 класс , слайд №7Скачать презентацию Корень слова 5 класс , слайд №8Скачать презентацию Корень слова 5 класс , слайд №9Скачать презентацию Корень слова 5 класс , слайд №10Скачать презентацию Корень слова 5 класс , слайд №11Скачать презентацию Корень слова 5 класс , слайд №12Скачать презентацию Корень слова 5 класс , слайд №13Скачать презентацию Корень слова 5 класс , слайд №14Скачать презентацию Корень слова 5 класс , слайд №15Скачать презентацию Корень слова 5 класс , слайд №16Скачать презентацию Корень слова 5 класс , слайд №17Скачать презентацию Корень слова 5 класс , слайд №18Скачать презентацию Корень слова 5 класс , слайд №19Скачать презентацию Корень слова 5 класс , слайд №20Скачать презентацию Корень слова 5 класс , слайд №21Скачать презентацию Корень слова 5 класс , слайд №22Скачать презентацию Корень слова 5 класс , слайд №23Скачать презентацию Корень слова 5 класс , слайд №24

Содержание


Слайды и текст этой презентации


Слайд 1




















Ахметова Вера Владимировна, 
учитель  русского языка  и литературы                                                                                                                                                            МАОУ «Лесновская ООШ»                                                                                                                                         Новгородского муниципального района                                                                                                  Новгородской области
5 класс                            Корень слова
Описание слайда:
Ахметова Вера Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Лесновская ООШ» Новгородского муниципального района Новгородской области 5 класс Корень слова

Слайд 2





Корень - родоначальник                                     
      Жил–был Корень –уч-, но так как одному тоскливо жить на свете, то призвал он                приставки и суффиксы, объединился с ними и превратился в корень большого семейства слов.                                        Его родственниками стали слова ученик, обучение, переучивать, учёный, заучивать, учитель                        и многие другие. Когда Корень спрашивали,                    как ему удалось обзавестись такой                       большой роднёй,  он отвечал вопросом:                                          «Вас интересует наше словообразование?»                       Корень был прав: словообразование действительно изучает, из каких частей  состоят    и в какой последовательности образуются слова.                                                                      Но начинается-то всё с корня!
Описание слайда:
Корень - родоначальник Жил–был Корень –уч-, но так как одному тоскливо жить на свете, то призвал он приставки и суффиксы, объединился с ними и превратился в корень большого семейства слов. Его родственниками стали слова ученик, обучение, переучивать, учёный, заучивать, учитель и многие другие. Когда Корень спрашивали, как ему удалось обзавестись такой большой роднёй, он отвечал вопросом: «Вас интересует наше словообразование?» Корень был прав: словообразование действительно изучает, из каких частей состоят и в какой последовательности образуются слова. Но начинается-то всё с корня!

Слайд 3





     Шёл Прогульщик на прогулку,                                      Шёл и песенку свистел.                     Захотел Прогульщик булку                    И баранку захотел.                         Захотел он шоколадку,                     Пососал бы леденцов …                      Но прогуливал буфетчик,                    И не видно продавцов.                          И гулял киномеханик –                         Не показывал кино,                Футболисты и артисты Прогуляли заодно…                            И обиделся Прогульщик!                     И Прогульщик не смолчал!               И прогульщикам Прогульщик «Вы – прогульщики!» кричал.   Э. Мошковская            
     Шёл Прогульщик на прогулку,                                      Шёл и песенку свистел.                     Захотел Прогульщик булку                    И баранку захотел.                         Захотел он шоколадку,                     Пососал бы леденцов …                      Но прогуливал буфетчик,                    И не видно продавцов.                          И гулял киномеханик –                         Не показывал кино,                Футболисты и артисты Прогуляли заодно…                            И обиделся Прогульщик!                     И Прогульщик не смолчал!               И прогульщикам Прогульщик «Вы – прогульщики!» кричал.   Э. Мошковская
Описание слайда:
Шёл Прогульщик на прогулку, Шёл и песенку свистел. Захотел Прогульщик булку И баранку захотел. Захотел он шоколадку, Пососал бы леденцов … Но прогуливал буфетчик, И не видно продавцов. И гулял киномеханик – Не показывал кино, Футболисты и артисты Прогуляли заодно… И обиделся Прогульщик! И Прогульщик не смолчал! И прогульщикам Прогульщик «Вы – прогульщики!» кричал. Э. Мошковская Шёл Прогульщик на прогулку, Шёл и песенку свистел. Захотел Прогульщик булку И баранку захотел. Захотел он шоколадку, Пососал бы леденцов … Но прогуливал буфетчик, И не видно продавцов. И гулял киномеханик – Не показывал кино, Футболисты и артисты Прогуляли заодно… И обиделся Прогульщик! И Прогульщик не смолчал! И прогульщикам Прогульщик «Вы – прогульщики!» кричал. Э. Мошковская

Слайд 4






Кто изображён на картинках?                                         Есть ли Что-то общее                                                                        в названиях  этих  животных?                                                           Являются ли эти слова однокоренными?
Описание слайда:
Кто изображён на картинках? Есть ли Что-то общее в названиях этих животных? Являются ли эти слова однокоренными?

Слайд 5





Слова, которые одинаково звучат, но имеют разное лексическое значение, называются …
Описание слайда:
Слова, которые одинаково звучат, но имеют разное лексическое значение, называются …

Слайд 6


Скачать презентацию Корень слова 5 класс , слайд №6
Описание слайда:

Слайд 7





Корни - Омонимы 
      Ничего общего между лексическими значениями слов «носить» и «нос» нет,                    просто корни этих слов                                       по внешнему виду напоминают близнецов: звучат и пишутся одинаково.                                                      Такие корни слов называются омонимичными.
      Слова с омонимичными корнями однокоренными не являются!
Описание слайда:
Корни - Омонимы Ничего общего между лексическими значениями слов «носить» и «нос» нет, просто корни этих слов по внешнему виду напоминают близнецов: звучат и пишутся одинаково. Такие корни слов называются омонимичными. Слова с омонимичными корнями однокоренными не являются!

Слайд 8





Где чьё гнездо?
водный                                  
                          заводной                                                заводь
                                  

подводить 
                         безводный
Описание слайда:
Где чьё гнездо? водный заводной заводь подводить безводный

Слайд 9





Найди «родственников»
Горка
 горец
 загорелый
 горение
 горный
 выгоревший
 гористый
 горючий
 предгорье
пригорок
Описание слайда:
Найди «родственников» Горка горец загорелый горение горный выгоревший гористый горючий предгорье пригорок

Слайд 10





А вы как думаете?
     Что вы скажете, если вас кто-нибудь дёрнет за ухо? Наверное, крикните:          «Не тронь моё ухо!»                                                      А если дёрнут за оба уха? Попробуйте только сказать: «Не тронь мои ухи!»                    Над вами посмеются: «Ну и грамотей!»           Да вы и сами прекрасно знаете:                    одно – ухо, а два – уши.
     Что же произошло в корне этих слов?
Описание слайда:
А вы как думаете? Что вы скажете, если вас кто-нибудь дёрнет за ухо? Наверное, крикните: «Не тронь моё ухо!» А если дёрнут за оба уха? Попробуйте только сказать: «Не тронь мои ухи!» Над вами посмеются: «Ну и грамотей!» Да вы и сами прекрасно знаете: одно – ухо, а два – уши. Что же произошло в корне этих слов?

Слайд 11





В корнях может происходить чередование согласных или гласных звуков                               или даже «исчезновение» гласных
просить
 прошу         с//ш

распушила
пух                  ш//х
Описание слайда:
В корнях может происходить чередование согласных или гласных звуков или даже «исчезновение» гласных просить прошу с//ш распушила пух ш//х

Слайд 12





Подбери «родственников»                                        с чередованием согласных                                    в корне к следующим словам
Описание слайда:
Подбери «родственников» с чередованием согласных в корне к следующим словам

Слайд 13





Найди слова с корнями, в которых возможно «исчезновение» гласных
 Лев    орел  сокол  пень, олень сурок коза собака пес   конь
Описание слайда:
Найди слова с корнями, в которых возможно «исчезновение» гласных Лев орел сокол пень, олень сурок коза собака пес конь

Слайд 14





Найди корень                                                           в следующих словах
   Отец
   отца                                 
  отчизна
 отчество
   отечество
 отеческий
Описание слайда:
Найди корень в следующих словах Отец отца отчизна отчество отечество отеческий

Слайд 15





Если один согласный чередуется         с сочетанием согласных,                                                          то это сочетание полностью                   входит в состав корня                                                        
Кормить - кормлю
Любить - люблю
Слепой - ослепление
 -л- не является новым суффиксом,                               а входит в состав корня.
Описание слайда:
Если один согласный чередуется с сочетанием согласных, то это сочетание полностью входит в состав корня Кормить - кормлю Любить - люблю Слепой - ослепление -л- не является новым суффиксом, а входит в состав корня.

Слайд 16





 В каком примере правильно выделен корень в слове поздравление?
 1. ПОЗДРАВление
 2. ПОЗДРАВЛение
 3. поЗДРАВление
 4. поЗДРАВЛение
 5. ПОЗДРАВЛЕНие
 6. ПОЗДРАВЛЕНИе
Ответ:  4. поЗДРАВЛение, но поЗДРАВил
Описание слайда:
В каком примере правильно выделен корень в слове поздравление? 1. ПОЗДРАВление 2. ПОЗДРАВЛение 3. поЗДРАВление 4. поЗДРАВЛение 5. ПОЗДРАВЛЕНие 6. ПОЗДРАВЛЕНИе Ответ: 4. поЗДРАВЛение, но поЗДРАВил

Слайд 17





Как вы думаете, это однокоренные слова? Попробуем найти корень…
   Жечь
   зажечь
   зажигать
   жгучий
   жжение
   поджог
Описание слайда:
Как вы думаете, это однокоренные слова? Попробуем найти корень… Жечь зажечь зажигать жгучий жжение поджог

Слайд 18





Как откопать древний корень,                            или этимологический разбор
      Изучая древние книги, языковеды узнали, что слова не всегда были такими, каковы они сегодня. Чтобы определить, какую форму имело слово, что оно значило, какие слова были родственными ему,               от какого корня произошло слово или из какого            языка заимствовано, необходимо сделать языковые раскопки. Так, например, слово булыжник имеет древний корень бул - (була – «шишка, ком»).                                           Сведения по истории слов содержатся в этимологических словарях. Там можно прочитать, что в слове сутки древний корень - тк -, что сутки – это стык дня и ночи; а в слове перчатка древний корень перст – (палец).
Описание слайда:
Как откопать древний корень, или этимологический разбор Изучая древние книги, языковеды узнали, что слова не всегда были такими, каковы они сегодня. Чтобы определить, какую форму имело слово, что оно значило, какие слова были родственными ему, от какого корня произошло слово или из какого языка заимствовано, необходимо сделать языковые раскопки. Так, например, слово булыжник имеет древний корень бул - (була – «шишка, ком»). Сведения по истории слов содержатся в этимологических словарях. Там можно прочитать, что в слове сутки древний корень - тк -, что сутки – это стык дня и ночи; а в слове перчатка древний корень перст – (палец).

Слайд 19





Как вы думаете, что объединяет слова льгота, польза, лёгкий, нельзя?
Не знаете? Тогда послушайте!                                                  В очень далёкие времена в стране слов                    жило-было существительное льга. Была у этого существительного одна особенность: очень любило оно менять свой облик, а изменившись, да взяв с собой в спутники приставку или суффикс, разгуливать по стране слов. Привыкло существительное к своим помощникам: не может с ними расстаться до сих пор. Говорят, что видели его и без спутников, но сейчас оно одно не попадается. Да и вы его часто встречаете, но не всегда подозреваете, что это именно оно. Так знайте,           если встретите существительные льгота, польза, прилагательное лёгкий, наречие нельзя –                       это слова с тем же корнем льга.
Описание слайда:
Как вы думаете, что объединяет слова льгота, польза, лёгкий, нельзя? Не знаете? Тогда послушайте! В очень далёкие времена в стране слов жило-было существительное льга. Была у этого существительного одна особенность: очень любило оно менять свой облик, а изменившись, да взяв с собой в спутники приставку или суффикс, разгуливать по стране слов. Привыкло существительное к своим помощникам: не может с ними расстаться до сих пор. Говорят, что видели его и без спутников, но сейчас оно одно не попадается. Да и вы его часто встречаете, но не всегда подозреваете, что это именно оно. Так знайте, если встретите существительные льгота, польза, прилагательное лёгкий, наречие нельзя – это слова с тем же корнем льга.

Слайд 20






Попробуйте Выделить корень                                                         в следующих глаголах

ОБОШЛА
СОГНУЛ
ОБУЛА
ПРЕДПОЧЛА
Справка: предпочесть - признать лучшим по сравнению с кем-либо, чем-либо другим; отдать преимущество, выбрать.
Описание слайда:
Попробуйте Выделить корень в следующих глаголах ОБОШЛА СОГНУЛ ОБУЛА ПРЕДПОЧЛА Справка: предпочесть - признать лучшим по сравнению с кем-либо, чем-либо другим; отдать преимущество, выбрать.

Слайд 21





                                                                                Бывают ли слова без корня?

      Слов без корней не бывает. Единственным исключением в русском языке является глагол вынуть, в котором выделяется приставка вы-, суффикс -ну- и окончание -ть. В результате исторических изменений сегодня слово вынуть осталось без корня. Но вынимать и вынуть — однокоренные слова. В слове вынимать корень -ним-, а в слове вынуть, образованном от вынять, был корень -ня: историческое чередование я/им (сравните понять — понимать).
Описание слайда:
Бывают ли слова без корня? Слов без корней не бывает. Единственным исключением в русском языке является глагол вынуть, в котором выделяется приставка вы-, суффикс -ну- и окончание -ть. В результате исторических изменений сегодня слово вынуть осталось без корня. Но вынимать и вынуть — однокоренные слова. В слове вынимать корень -ним-, а в слове вынуть, образованном от вынять, был корень -ня: историческое чередование я/им (сравните понять — понимать).

Слайд 22





Подведём итоги. 
                                Закончи фразу.
Корнем называется … .
Корень - …… часть слова.
 Корень выражает … .
Корень в слове выделяется с помощью подбора … .
 Одинаковые по звучанию и написанию, но   различные по   значению корни называются … . 
Омонимичные корни не являются ... .
В корнях слов может происходить … .
Описание слайда:
Подведём итоги. Закончи фразу. Корнем называется … . Корень - …… часть слова. Корень выражает … . Корень в слове выделяется с помощью подбора … . Одинаковые по звучанию и написанию, но различные по значению корни называются … . Омонимичные корни не являются ... . В корнях слов может происходить … .

Слайд 23





Домашнее задание (на выбор)
Параграф 74; выучить правило;                                  упр. 383; объяснить выбор гласной в корне слова;
Найти в «Школьном словообразовательном словаре» корни, имеющие в родственных словах чередования;
подготовить устное сообщение о корнях двух - трёх слов по материалу, взятому из «Этимологического словарика школьника»;
Подготовить рассказ о существительном «вага» (по материалу из книги В. В. Одинцова «Лингвистические парадоксы») – индивидуальное задание.
Описание слайда:
Домашнее задание (на выбор) Параграф 74; выучить правило; упр. 383; объяснить выбор гласной в корне слова; Найти в «Школьном словообразовательном словаре» корни, имеющие в родственных словах чередования; подготовить устное сообщение о корнях двух - трёх слов по материалу, взятому из «Этимологического словарика школьника»; Подготовить рассказ о существительном «вага» (по материалу из книги В. В. Одинцова «Лингвистические парадоксы») – индивидуальное задание.

Слайд 24





Использованные ресурсы
В. М. Бурмако. «Русский язык в рисунках» -                                       М.: Просвещение, 1991; 
Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая.                       «Секреты орфографии» - М.: Просвещение, 1991;
В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. «Занимательно о русском языке» – Л.: Просвещение. Ленинградское отделение, 1990; 
http://fotki.yandex.ru - картинка «Барс»;
http://сzhevelo.com - картинка «Барсук»;
http://rus.1september.ru;
http://ru.wiktionary.org;
http://siryx.ru – картинка «В море суши полоса»;
 http://artsurikov.ru – картинка «Девушка с косами»;
 http://dreams.grimuar.info – картинка «Косарь»
 http:// edu.internet-school.ru
Описание слайда:
Использованные ресурсы В. М. Бурмако. «Русский язык в рисунках» - М.: Просвещение, 1991; Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. «Секреты орфографии» - М.: Просвещение, 1991; В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. «Занимательно о русском языке» – Л.: Просвещение. Ленинградское отделение, 1990; http://fotki.yandex.ru - картинка «Барс»; http://сzhevelo.com - картинка «Барсук»; http://rus.1september.ru; http://ru.wiktionary.org; http://siryx.ru – картинка «В море суши полоса»; http://artsurikov.ru – картинка «Девушка с косами»; http://dreams.grimuar.info – картинка «Косарь» http:// edu.internet-school.ru


Презентацию на тему Корень слова 5 класс можно скачать бесплатно ниже:

Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию