Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Слайд 2
Описание слайда:
Pascal
Паскаль был разработан швейцарским ученым Никлаусом Виртом. Паскаль считается важнейшим инструментом для обучения методам структурного программирования и с 1983 г. введен в учебные курсы в школах для учащихся, которые специализируются в области информатики.
В дальнейшем язык Паскаль совершенствовался и приобрел новые свойства, отличные от авторского варианта.
Слайд 3
Описание слайда:
Язык Паскаль относительно прост в изучении, довольно ясен и логичен и, будучи первым изучаемым языком программирования, приучает к хорошему стилю.
Язык Паскаль относительно прост в изучении, довольно ясен и логичен и, будучи первым изучаемым языком программирования, приучает к хорошему стилю.
Слайд 4
Описание слайда:
Как и естественные языки, каждый язык программирования имеет свой стиль и свои правила.
Как и естественные языки, каждый язык программирования имеет свой стиль и свои правила.
Синтаксис языка программирования – это набор правил, которые определяют способы построения правильных программ из символов алфавита.
Слайд 5
Описание слайда:
Алфавит языка Паскаль
26 латинских строчных и 26 латинских прописных букв:
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z
подчеркивание _
10 цифр:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
знаки операций:
+ - * / = <> < > <= >= := @
ограничители (разделители):
. , ' ( ) [ ] (. .) { } (* *) .. : ;
спецификаторы:
^ # $
Слайд 6
Описание слайда:
Структура программы
{1. заголовок программы}
program Имя_Программы;
{2. раздел указания используемых модулей}
uses Список_Используемых_Модулей;
{3. Раздел описаний}
label Описания_меток;
const Описания_Констант;
type Описания_Типов;
var Описания_Переменных;
procedure Описания_Процедур_и_функций;
function
exports Описания_Экспортируемых_Имен;
{4. Раздел операторов}
begin
Операторы
end.
Слайд 7
Описание слайда:
Упрощенная структура программы
{1. заголовок программы}
program Имя_Программы;
{2. раздел указания используемых модулей}
uses Список_Используемых_Модулей;
{3. Раздел описаний}
const Описания_Констант;
var Описания_Переменных;
{4. Раздел операторов}
begin
Операторы программы
end.
Слайд 8
Описание слайда:
Команды языка программирования называются операторами
Команды языка программирования называются операторами
Разделителем операторов в Паскале является ; (точка с запятой)
Слайд 9
Описание слайда:
Комментарий представляет собой фрагмент текста программы, ограниченный символами { }. Комменнтарии в программе выполняют информационную функцию.
{Моя первая программа }
program first;
begin
writeln(‘Hello, World!’)
end.
Слайд 10
Описание слайда:
Пример: периметр прямоугольника
program perimetr; {заголовок программы}
uses crt; {crt – необходим для очистки экрана}
var a,b:integer; {объявление переменных}
P:integer;
Begin {начало программы}
clrscr; {очистка экрана}
a:=12; {присваиваем переменной а значение 12}
b:=7; {присваиваем переменной b значение 7}
P:=2*(a+b); {значение выражения присваиваем P}
write('P = ',P); {выводим на экран значение P}
end. {конец программы}
Слайд 11
Описание слайда:
Программа в своей работе имеет дело с данными.
Некоторые данные устанавливаются еще до того, как программа начнет выполняться, а после ее запуска сохраняют свои значения неизменными на всем протяжении работы
программы. Это константы.
Другие данные могут изменяться во время выполнения программы. Они называются переменными.
Слайд 12
Описание слайда:
Различие между переменной и константой довольно очевидно: во время выполнения программы значение переменной может быть изменено, а значение константы нет.
Различие между переменной и константой довольно очевидно: во время выполнения программы значение переменной может быть изменено, а значение константы нет.
Слайд 13
Описание слайда:
Под переменной мы будем понимать ячейку («коробку»), куда компьютер может записывать («складывать») данные.
Под переменной мы будем понимать ячейку («коробку»), куда компьютер может записывать («складывать») данные.
Под ячейкой мы в действительности подразумеваем «кусочек памяти» в котором хранится информация.
Чтобы воспользоваться информацией, хранящейся в ячейке, нужно, чтобы каждая ячейка имела свое имя или, как часто говорят, - идентификатор.
Слайд 14
Описание слайда:
Идентификаторы.
Именами (идентификаторами) называют элементы языка - константы, метки, типы, переменные, процедуры, функции, модули, объекты.
Идентификатором является последовательность букв, цифр и знаков подчеркивания, которая начинается с буквы или символа подчеркивания и не содержит пробелов.
Слайд 15
Описание слайда:
Имя может содержать произвольное количество символов, но значащими являются 63 символа.
Имя может содержать произвольное количество символов, но значащими являются 63 символа.
Не разрешается в языке ПАСКАЛЬ использовать в качестве имен служебные слова и стандартные имена, которыми названы стандартные константы, типы, процедуры, функции и файлы.
Примеры имен языка ПАСКАЛЬ:
A b12 r1m SIGMA gamma I80_86
Слайд 16
Описание слайда:
В Паскале разница между строчными и
прописными буквами игнорируется, поэтому имена NaMe и name одинаковы.
Слайд 17
Описание слайда:
Служебное слово – это слово, которое в языке ПАСКАЛЬ имеет определенное смысловое значение, которое не может быть изменено. Иногда его называют ключевым словом.
Служебное слово – это слово, которое в языке ПАСКАЛЬ имеет определенное смысловое значение, которое не может быть изменено. Иногда его называют ключевым словом.
Слайд 18
Описание слайда:
Служебные (зарезервированные) слова:
ABSOLUTE EXPORTS LIBRARY SET
ASSEMBLER EXTERNAL MOD SHL
AND FAR NAME SHR
ARRAY FILE NIL STRING
ASM FOR NEAR THEN
ASSEMBLER FORWARD NOT TO
BEGIN FUNCTION OBJECT TYPE
CASE GOTO OF UNIT
CONST IF OR UNTIL
CONSTRUCTOR IMPLEMENTATION PACKED USES
DESTRUCTOR IN PRIVATE VAR
DIV INDEX PROCEDURE VIRTUAL
DO INHERITED PROGRAM WHILE
DOWNTO INLINE PUBLIC WITH
ELSE INTERFACE RECORD XOR
END INTERRUPT REPEAT
EXPORT LABEL RESIDENT
Слайд 19
Описание слайда:
Пробелы нельзя использовать внутри сдвоенных символов и зарезервированных слов.
Пробелы нельзя использовать внутри сдвоенных символов и зарезервированных слов.
Существуют имена которые называются стандартными.
sin cos real true
В отличие от служебных слов смысл стандартных имен может быть переопределен программистом.
Слайд 20
Описание слайда:
Это указание компилятору, сколько памяти необходимо зарезервировать для переменных нашей программы.
Это указание компилятору, сколько памяти необходимо зарезервировать для переменных нашей программы.
В откомпилированной программе для всех переменных отведено место в памяти, и всем переменным присвоены нулевые значения.
Все переменные, используемые в программе необходимо объявить в разделе описания переменных после зарезервированного слова var.
Слайд 21
Описание слайда:
Данные бывают различных типов...
Слайд 22
Описание слайда:
Типы данных
Имена стандартных типов являются предопределенными идентификаторами и действуют в любой точке программы. Они описаны в стандартном модуле System, который по умолчанию подключается в список используемых модулей.
Пользовательские типы – это дополнительные типы (простые и структурированные) описанные пользователем.
Слайд 23
Описание слайда:
Стандартные типы данных
группа целых типов (Shortint, Integer, Longint, Byte, Word);
группа действительных типов(Single, Real, Double, Extended, Comp);
логические (булевские типы)(Boolean, ByteBool, WordBool, LongBool);
символьный(Char);
строковый (String);
указательный (Pointer);
текстовый тип (Text).
Слайд 24
Описание слайда:
Группа целых типов
Слайд 25
Описание слайда:
Var b : byte;
Var b : byte;
summa, count : integer;
Слайд 26
Слайд 27
Слайд 28
Слайд 29
Слайд 30
Слайд 31
Описание слайда:
Символьному типу соответствует стандартный идентификатор Char.
Переменные и константы символьного типа могут принимать значения из множества символов кода ASCII.
Слайд 32
Описание слайда:
Строковому типу соответствует стандартный идентификатор String.
Строковому типу соответствует стандартный идентификатор String.
Var
S : String;
{строка от 0 до 255 символов}
S2: String[5];
{стока из 5-ти символов}
Слайд 33
Описание слайда:
Строка символов представляет собой последовательность символов из набора символов кода ASCII, заключенную в одиночные кавычки.
Строка символов представляет собой последовательность символов из набора символов кода ASCII, заключенную в одиночные кавычки.
Строки в языке ПАСКАЛЬ - это последовательность символов, записанная между апострофами. Если в строке в качестве содержательного символа необходимо употребить сам апостроф, то следует записать два апострофа.
Примеры строк:
'СТРОКА' 'STRING' 'АД''ЮТАНТ'
Слайд 34
Описание слайда:
Символьный тип, а также целые и булевские типы относят к, так называемым, порядковым типам.
Символьный тип, а также целые и булевские типы относят к, так называемым, порядковым типам.
Множество допустимых значений любого порядкового типа представляет собой упорядоченную последовательность, каждый элемент которой имеет свой порядковый номер (начиная с 0).
Слайд 35
Описание слайда:
Функция Ord
возвращает порядковый номер этого значения в описании типа.
Ord(2)=2, Ord(‘0’)=48
Writeln(ord(‘e’));
Writeln(ord(‘9’));
Слайд 36
Описание слайда:
Таблица кодировки ASCII
ASCII (American Standard Code for Information Interchange; произносится «а́ски») —компьютерная кодировка для представления латинского алфавита, арабских цифр, некоторых знаков пунктуации и управляющих символов.
Ее ввел американский институт стандартизации ANSI.
Слайд 37
Слайд 38
Слайд 39
Описание слайда:
Стандартный ввод и вывод
Осуществляется встроенными процедурами
Read(список переменных); – чтение значений, введенных с клавиатуры
Readln(список переменных); - ln в конце означает переход на новую строку
Write(список переменных); - вывод на экран
Writeln(список переменных);
Слайд 40
Описание слайда:
Пример
Program primer;
Uses crt;
Var a,b,summa:integer;
Begin
clrscr;
write(‘Введите 2 целых числа: ’);
readln(a,b);
Summa:=a+b;
write(‘Сумма = ’,summa);
End.
Слайд 41
Описание слайда:
Вводить можно переменные целых, вещественных, символьного и строкового типов.
Вводить можно переменные целых, вещественных, символьного и строкового типов.
Допускается вывод значений целых, вещественных, символьного, строкового и булевских типов.
Слайд 42
Описание слайда:
Операции и выражения
Выражение
в программировании служит для определения действий.
Выражения состоят из операций и операндов.
По количеству операндов выражения делятся на унарные (один операнд с символом операции: -5, -(-6), not False) и бинарные (два операнда, между которыми ставится символ операции: 5+7, (4-2)*5+10, True or False - истина или ложь).
Слайд 43
Описание слайда:
Классификация операций
арифметические операции:
унарные: +, -
бинарные: +, -, *, /, div, mod
2. операции отношения: =, <>, <, >, <=, >=
3. булевские (логические) операции:
not (логическое отрицание), and (лог. И), or (лог. ИЛИ), xor (исключающее ИЛИ)
4. строковая операция (конкатенация) +
Слайд 44
Описание слайда:
div – частное от деления
div – частное от деления
7 div 3 = 2
A:=10 div 3;
mod – остаток от деления
7 mod 3 = 1
A:=25 mod 10;
Слайд 45
Описание слайда:
Операторы
предназначены для описания действий, которые будут выполняться при реализации алгоритма.
Слайд 46
Описание слайда:
Простые операторы не содержат в себе других операторов.
1. Оператор присваивания :=
2. Оператор процедуры состоит из имени, за которым в круглых скобках может располагаться список фактических параметров. Swap(x, y).
3. Оператор перехода GoTo
Слайд 47
Описание слайда:
Структурные операторы включают в себя другие операторы.
Составной оператор
Условные операторы (if, case)
Операторы цикла (while, repeat, for)
Оператор присоединения with
Презентацию на
тему Язык Паскаль можно скачать бесплатно ниже: