Описание слайда:
Лирическому герою «Детства» свойственно восприятие жизни, людей, природы в цвете и в красках. Свои первые живописные впечатления Алёша Пешков получает в красильне деда. Кипящие растворы радужных красок, пёстрые ткани: разноцветные, «как риза попа», передники красильщиков, цветные капли; ловкость, с которой взрослые изменяют цвета материи – все это неизгладимо запоминается мальчику. Жизнь деда социально бедна и запутана. Перед нами – многоликий дед, эпизоды жизни его мелькают, как кадры киноленты. Вот дед – бурлак, а вот он богач, владелец четырёх домов, грешный дед – деспотичный хозяин, тиран домашних. Но вот вдруг - умный русский мужик, наконец – ссохшийся, сморщенный, почти безумный старик.
Лирическому герою «Детства» свойственно восприятие жизни, людей, природы в цвете и в красках. Свои первые живописные впечатления Алёша Пешков получает в красильне деда. Кипящие растворы радужных красок, пёстрые ткани: разноцветные, «как риза попа», передники красильщиков, цветные капли; ловкость, с которой взрослые изменяют цвета материи – все это неизгладимо запоминается мальчику. Жизнь деда социально бедна и запутана. Перед нами – многоликий дед, эпизоды жизни его мелькают, как кадры киноленты. Вот дед – бурлак, а вот он богач, владелец четырёх домов, грешный дед – деспотичный хозяин, тиран домашних. Но вот вдруг - умный русский мужик, наконец – ссохшийся, сморщенный, почти безумный старик.
Сравним два ярких детских впечатления. Первое – приезд матери в дом деда. Мать сразу встала в цент жизни Алёши – самая высокая, самая сильная. В сравнении с ней всё было маленькое, жалостное и старое. И вдруг воспоминание – возвращение матери в дом вместе с отчимом. Мать точно подменили, она совсем не та, не прежняя, одета некрасиво. А последнее впечатление – мать перед смертью.
В «Детстве» именно так попеременно вырастают и занимают весь кругозор рассказчика мать, отец, Цыганок, дед. Но есть рядом с ним человек, остающийся неизменно «больше», «крупнее» всех, - это бабушка, которой принадлежит особая роль в жизни Алёши.
Замечательные страницы в последней главе посвящены изображению уличной вольницы, мальчишеской нищей бродячей артели. Жизненная стойкость бабушки, бесстрашие Цыганка, сознательность и совестливость Хорошего дела, вольная дружба на улице – всё переходит в характер горьковского героя, образуя новую человеческую личность.