🗊Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №1Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №2Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №3Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №4Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №5Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №6Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №7Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №8Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №9Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №10Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №11Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №12Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №13Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №14Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №15Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №16Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №17Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №18Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №19Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №20Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №21Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №22Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №23Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №24Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №25Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №26Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №27Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №28Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №29Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №30Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №31Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №32Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №33Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №34Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №35Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №36Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №37Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №38Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №39Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №40Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №41Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №42Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №43Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №44Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №45Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №46Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №47Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №48Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №49Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №50Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №51Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №52Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №53Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №54Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №55Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №56Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №57Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №58Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №59Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №60

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку. Презентация содержит 60 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1


Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №1
Описание слайда:

Слайд 2


Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №2
Описание слайда:

Слайд 3


Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №3
Описание слайда:

Слайд 4





- Как жи вошь?
- Так си бе.
Описание слайда:
- Как жи вошь? - Так си бе.

Слайд 5





ГРАФИКА 
И 
ОРФОГРАФИЯ
Л.Б. Савенкова
Описание слайда:
ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ Л.Б. Савенкова

Слайд 6





План
1. Графика как раздел языкознания. Типы 
    письма.
2. Русский алфавит. Несоответствие 
    количества букв русского алфавита 
    количеству фонем русского языка.
3. Обозначение фонем русского языка              
    с помощью букв. Слоговой принцип  
    русского письма.
4. Русская орфография и её принципы.
5. Соотнесённость принципов орфографии        
    с ее главнейшими правилами.
Описание слайда:
План 1. Графика как раздел языкознания. Типы письма. 2. Русский алфавит. Несоответствие количества букв русского алфавита количеству фонем русского языка. 3. Обозначение фонем русского языка с помощью букв. Слоговой принцип русского письма. 4. Русская орфография и её принципы. 5. Соотнесённость принципов орфографии с ее главнейшими правилами.

Слайд 7





Графика
1) совокупность всех средств данной письменности, то есть система знаков, служащая для фиксации речи на письме   с целью передачи её на расстоянии или сохранения её во времени
Описание слайда:
Графика 1) совокупность всех средств данной письменности, то есть система знаков, служащая для фиксации речи на письме с целью передачи её на расстоянии или сохранения её во времени

Слайд 8





Письмо
Описание слайда:
Письмо

Слайд 9





Пиктограммы
Описание слайда:
Пиктограммы

Слайд 10





Иероглифическое письмо
Описание слайда:
Иероглифическое письмо

Слайд 11


Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №11
Описание слайда:

Слайд 12





Русская графика пользуется 
буквами – для передачи звучащей речи, 
знаками препинания – для передачи интонации, 
пробелами – для обозначения на письме границ грамматического слова.
Описание слайда:
Русская графика пользуется буквами – для передачи звучащей речи, знаками препинания – для передачи интонации, пробелами – для обозначения на письме границ грамматического слова.

Слайд 13





Система русского письма носит линейный (или линеарный) характер:
для передачи слов условными знаками (буквами), а не идеограммами или иными символами, предназначенными для прямой передачи (изображения) сообщения или его частей.
Описание слайда:
Система русского письма носит линейный (или линеарный) характер: для передачи слов условными знаками (буквами), а не идеограммами или иными символами, предназначенными для прямой передачи (изображения) сообщения или его частей.

Слайд 14





В основе русского алфавита лежит кириллица
Описание слайда:
В основе русского алфавита лежит кириллица

Слайд 15





По традиции буква используется для обозначения на письме
Описание слайда:
По традиции буква используется для обозначения на письме

Слайд 16





В русском языке
количество букв ≠ количество фонем
Описание слайда:
В русском языке количество букв ≠ количество фонем

Слайд 17





Как удается русскому языку обойтись числом букв, меньшим, чем количество фонем?
В русском языке действует слоговой принцип письма: 
буква читается не сама по себе, а лишь     в составе слога.
               р, м, л …
Какой звук обозначает каждая написанная здесь буква?
Описание слайда:
Как удается русскому языку обойтись числом букв, меньшим, чем количество фонем? В русском языке действует слоговой принцип письма: буква читается не сама по себе, а лишь в составе слога. р, м, л … Какой звук обозначает каждая написанная здесь буква?

Слайд 18





Теперь прочитаем слова:
рад – ряд, 
морс – мёрз, 
лук - люк
Описание слайда:
Теперь прочитаем слова: рад – ряд, морс – мёрз, лук - люк

Слайд 19





«… в русской фонемографии известные особенности согласных получают графическую символизацию не в графемах, в основном соответствующих этим согласным, а в следующих за ними
знаках для гласных или в суррогатах этих гласных. В русских буквосочетаниях ба/бя, ту/тю, сэ/се, пъ/пь, лъ/ль, лы/ли и т.д. знаки для согласных одинаковы, а знаки для гласных различны, в то время как в произношении можно констатировать обратное.
Описание слайда:
«… в русской фонемографии известные особенности согласных получают графическую символизацию не в графемах, в основном соответствующих этим согласным, а в следующих за ними знаках для гласных или в суррогатах этих гласных. В русских буквосочетаниях ба/бя, ту/тю, сэ/се, пъ/пь, лъ/ль, лы/ли и т.д. знаки для согласных одинаковы, а знаки для гласных различны, в то время как в произношении можно констатировать обратное.

Слайд 20





Такое отсутствие параллелизма ведет к смешению понятий, к смешению букв со звуками, к смешению графем с фонемами. Говорят о ”мягких” гласных ja, ju, je, ji и т.п. в отличие от ”твердых” а, и ,э, у». 
Бодуэн де Куртенэ И.А. Влияние языка на мировоззрение и настроение // Избранные труды по общему языкознанию. М., 1963. Т. II.  С. 336
Описание слайда:
Такое отсутствие параллелизма ведет к смешению понятий, к смешению букв со звуками, к смешению графем с фонемами. Говорят о ”мягких” гласных ja, ju, je, ji и т.п. в отличие от ”твердых” а, и ,э, у». Бодуэн де Куртенэ И.А. Влияние языка на мировоззрение и настроение // Избранные труды по общему языкознанию. М., 1963. Т. II. С. 336

Слайд 21





Проиллюстрируем действенность слогового принципа русского письма
Проиллюстрируем действенность слогового принципа русского письма
Описание слайда:
Проиллюстрируем действенность слогового принципа русского письма Проиллюстрируем действенность слогового принципа русского письма

Слайд 22





не хватало буквы «е», и ее пришлось заменить буквой «э». Поэтому первое же отношение, отправленное Остапом в магазин канцелярских принадлежностей, 
не хватало буквы «е», и ее пришлось заменить буквой «э». Поэтому первое же отношение, отправленное Остапом в магазин канцелярских принадлежностей,
Описание слайда:
не хватало буквы «е», и ее пришлось заменить буквой «э». Поэтому первое же отношение, отправленное Остапом в магазин канцелярских принадлежностей, не хватало буквы «е», и ее пришлось заменить буквой «э». Поэтому первое же отношение, отправленное Остапом в магазин канцелярских принадлежностей,

Слайд 23





Четыре особенности обозначения фонетического облика слов средствами русского алфавита 
Первая особенность – обозначения фонемы [j]
Описание слайда:
Четыре особенности обозначения фонетического облика слов средствами русского алфавита Первая особенность – обозначения фонемы [j]

Слайд 24





Для регулярного обозначения фонемы [j] в сильной фонетической позиции отдельной буквы, как правило, не используется, ср.:      
Для регулярного обозначения фонемы [j] в сильной фонетической позиции отдельной буквы, как правило, не используется, ср.:      
            юг,  ёлка,  бельё,  изъян
Описание слайда:
Для регулярного обозначения фонемы [j] в сильной фонетической позиции отдельной буквы, как правило, не используется, ср.: Для регулярного обозначения фонемы [j] в сильной фонетической позиции отдельной буквы, как правило, не используется, ср.: юг, ёлка, бельё, изъян

Слайд 25





Лишь в отдельных заимствованиях и их русских производных           этой цели служит буква й 
йог, йота, йод, йодоформ, йот, йотированный, йодовый, йодинол
                                       и т.п.
Описание слайда:
Лишь в отдельных заимствованиях и их русских производных этой цели служит буква й йог, йота, йод, йодоформ, йот, йотированный, йодовый, йодинол и т.п.

Слайд 26





В абсолютном начале слова или в положении между гласными фонема [j] в сочетании с последующим гласным звуком обозначается буквами е, ё, ю, я 
еловое, 
ёж, 
южную, 
яркая
Описание слайда:
В абсолютном начале слова или в положении между гласными фонема [j] в сочетании с последующим гласным звуком обозначается буквами е, ё, ю, я еловое, ёж, южную, яркая

Слайд 27





В положении после согласного   перед гласным те же сочетания обозначаются буквосочетаниями ъе, ье, ъё, ьё, ьи, ъю, ью, ъя, ья 
.: подъезд, в ручье, объём, побьём  соловьи, отъюлить, ролью, съязвить,  лисья (лапа) и др.
Описание слайда:
В положении после согласного перед гласным те же сочетания обозначаются буквосочетаниями ъе, ье, ъё, ьё, ьи, ъю, ью, ъя, ья .: подъезд, в ручье, объём, побьём соловьи, отъюлить, ролью, съязвить, лисья (лапа) и др.

Слайд 28





В слабой фонетической позиции, после гласного в конце слова или перед согласным, фонема обозначается буквой й 
чай, 
чёрный
стройка
Описание слайда:
В слабой фонетической позиции, после гласного в конце слова или перед согласным, фонема обозначается буквой й чай, чёрный стройка

Слайд 29





Вторая особенность обозначения фонетического облика слов средствами русского алфавита 
Согласные, парные по признаку твёрдости/мягкости, обозначаются одной и той же буквой, однако мягкость имеет обязательное дополнительное обозначение: после согласной буквы ставится буква е, ё, и, ю, я  или ь.
Описание слайда:
Вторая особенность обозначения фонетического облика слов средствами русского алфавита Согласные, парные по признаку твёрдости/мягкости, обозначаются одной и той же буквой, однако мягкость имеет обязательное дополнительное обозначение: после согласной буквы ставится буква е, ё, и, ю, я или ь.

Слайд 30





Дополнительное обозначение мягкости согласного
Описание слайда:
Дополнительное обозначение мягкости согласного

Слайд 31





Третья особенность обозначения фонетического облика слов средствами русского алфавита 
Фонемы, обозначаемые буквами ж, ш, ч, щ, не имеют пар по твёрдости / мягкости, сочетания букв жи, ши, чу, щу принято читать в соответствии с традицией, которая отсутствует для сочетаний парных согласных с соответствующими гласными
Описание слайда:
Третья особенность обозначения фонетического облика слов средствами русского алфавита Фонемы, обозначаемые буквами ж, ш, ч, щ, не имеют пар по твёрдости / мягкости, сочетания букв жи, ши, чу, щу принято читать в соответствии с традицией, которая отсутствует для сочетаний парных согласных с соответствующими гласными

Слайд 32





жир – пир, мир, тир, но дым, тын

шил – пил, лил, мил, но был, тыл

чудный – рудный, но людный

щуп – суп, но любой
Описание слайда:
жир – пир, мир, тир, но дым, тын шил – пил, лил, мил, но был, тыл чудный – рудный, но людный щуп – суп, но любой

Слайд 33





Четвертая особенность обозначения фонетического облика слов средствами русского алфавита
Для обозначения одной гласной фонемы используются пары букв: 
   
   мал – мял, лот – лёт, лук – люк  
          [a]            [o]           [у]
Описание слайда:
Четвертая особенность обозначения фонетического облика слов средствами русского алфавита Для обозначения одной гласной фонемы используются пары букв: мал – мял, лот – лёт, лук – люк [a] [o] [у]

Слайд 34





При этом соотношение букв а – я, 
о – ё, 
 у – ю, 
ы – и 
однотипно:
Описание слайда:
При этом соотношение букв а – я, о – ё, у – ю, ы – и однотипно:

Слайд 35


Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №35
Описание слайда:

Слайд 36


Презентация "ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №36
Описание слайда:

Слайд 37





Не всегда отвечает этому соотношению оппозиция э – е:
в заимствованиях буква е не обязательно предполагает смягчение предшествующего согласного, ср.: 
                  панель - нерв 
                  дельта - деспот 
                  макраме - метр
                  термос - термометр
                  декан - декан
Описание слайда:
Не всегда отвечает этому соотношению оппозиция э – е: в заимствованиях буква е не обязательно предполагает смягчение предшествующего согласного, ср.: панель - нерв дельта - деспот макраме - метр термос - термометр декан - декан

Слайд 38





гласные буквы и и ы обозначают одну фонему, но в разных позициях, что отчётливо осознаётся носителями языка, ср.:
Описание слайда:
гласные буквы и и ы обозначают одну фонему, но в разных позициях, что отчётливо осознаётся носителями языка, ср.:

Слайд 39





Слоговой принцип русского письма позволяет «сэкономить» буквы:
при выполнении соотношения 1 звук – 1 буква пришлось бы оперировать ещё по крайней мере 6 графемами (ПОЧЕМУ?), кроме того, некоторые слова удлинились бы в написании, ср.: юная – йунайа, ясное – йаснойэ.
Описание слайда:
Слоговой принцип русского письма позволяет «сэкономить» буквы: при выполнении соотношения 1 звук – 1 буква пришлось бы оперировать ещё по крайней мере 6 графемами (ПОЧЕМУ?), кроме того, некоторые слова удлинились бы в написании, ср.: юная – йунайа, ясное – йаснойэ.

Слайд 40





Графика   Орфография
способна передать любое звучание слова данного языка
Описание слайда:
Графика Орфография способна передать любое звучание слова данного языка

Слайд 41





Каков основной принцип русской орфографии?
Описание слайда:
Каков основной принцип русской орфографии?

Слайд 42





Морфологический / морфемный?
морфемы в составе слов на письме в основном сохраняют единый облик независимо от произношения
Описание слайда:
Морфологический / морфемный? морфемы в составе слов на письме в основном сохраняют единый облик независимо от произношения

Слайд 43





Морфологический / морфемный?
Описание слайда:
Морфологический / морфемный?

Слайд 44





МФШ: как с опорой на морфемный принцип объяснить следующие явления?
Почему в одной морфеме пишутся разные буквы: ходить – хожу; друг – друзья и т.п. ?
 Почему при наличии произношения [зуп] следует выбрать произношение [зубы], а не [зупы]?
Описание слайда:
МФШ: как с опорой на морфемный принцип объяснить следующие явления? Почему в одной морфеме пишутся разные буквы: ходить – хожу; друг – друзья и т.п. ? Почему при наличии произношения [зуп] следует выбрать произношение [зубы], а не [зупы]?

Слайд 45





Фонемный / фонематический?
на письме обозначается не звуковой,                    а фонемный состав слова.
Описание слайда:
Фонемный / фонематический? на письме обозначается не звуковой, а фонемный состав слова.

Слайд 46





Главенство фонематического принципа в русской орфографии подтверждается анализом её основных правил: 
Главенство фонематического принципа в русской орфографии подтверждается анализом её основных правил:
Описание слайда:
Главенство фонематического принципа в русской орфографии подтверждается анализом её основных правил: Главенство фонематического принципа в русской орфографии подтверждается анализом её основных правил:

Слайд 47





1) безударная гласная проверяется ударением
л[а/о]мóть – лóмт-ик  - в корне
пр[а/о]-жúть – прó-жил  - в приставке

рáд-[a/o]сть – зл-óсть   - в суффиксе
На пáрт-[ь] – на рук[é]  - в окончании
Описание слайда:
1) безударная гласная проверяется ударением л[а/о]мóть – лóмт-ик - в корне пр[а/о]-жúть – прó-жил - в приставке рáд-[a/o]сть – зл-óсть - в суффиксе На пáрт-[ь] – на рук[é] - в окончании

Слайд 48





2) написание звонких/глухих согласных в спорных случаях проверяется постановкой сомнительного согласного в позицию перед гласным или сонорным согласным: 
сто[к/г] – стóга, 
кро[ш/ж]ка – крошить 
кни[ш/ж]ка – книжек
пога[с/з] – погасла, погасать
погря[с/з] – погрязла, погрязнуть, в грязи
Описание слайда:
2) написание звонких/глухих согласных в спорных случаях проверяется постановкой сомнительного согласного в позицию перед гласным или сонорным согласным: сто[к/г] – стóга, кро[ш/ж]ка – крошить кни[ш/ж]ка – книжек пога[с/з] – погасла, погасать погря[с/з] – погрязла, погрязнуть, в грязи

Слайд 49





3) при необходимости определить, надо ли специально обозначать на письме мягкость согласного в середине слова перед другим согласным, меняют слово так, чтобы избежать позиционной мягкости 
бан(ь?)тик – [бант] бант → бантик      

в бан(ь?)ке – [бáн’ъ] баня  → в баньке
Описание слайда:
3) при необходимости определить, надо ли специально обозначать на письме мягкость согласного в середине слова перед другим согласным, меняют слово так, чтобы избежать позиционной мягкости бан(ь?)тик – [бант] бант → бантик в бан(ь?)ке – [бáн’ъ] баня → в баньке

Слайд 50





Вернемся к вопросам МФШ
Почему в одной морфеме пишутся разные буквы: ходить – хожу; друг – друзья и т.п. ? Здесь приходится обозначать разные фонемы.
 Почему при наличии произношения [зуп] следует выбрать произношение [зубы], а не [зупы]? 
В сильной позиции перед гласным в своем основном качестве проявляется фонема /б/.
Описание слайда:
Вернемся к вопросам МФШ Почему в одной морфеме пишутся разные буквы: ходить – хожу; друг – друзья и т.п. ? Здесь приходится обозначать разные фонемы. Почему при наличии произношения [зуп] следует выбрать произношение [зубы], а не [зупы]? В сильной позиции перед гласным в своем основном качестве проявляется фонема /б/.

Слайд 51





Фонемный принцип – не единственный          в русской орфографии.
Наряду с ним действуют и другие.
Описание слайда:
Фонемный принцип – не единственный в русской орфографии. Наряду с ним действуют и другие.

Слайд 52





Фонетический принцип:
написание слова способно отражать его произношение, ср.: 

               разобрать         [з]
               разбить            [з]
               распороть         [c]
               растрясти         [c]
Описание слайда:
Фонетический принцип: написание слова способно отражать его произношение, ср.: разобрать [з] разбить [з] распороть [c] растрясти [c]

Слайд 53





Традиционный принцип:
Не всегда возможно однозначно установить фонемный состав слова, написание также не отражает и реального произношения, однако сохраняется по традиции, ср.: 
           вокзал – [o/a; г/к]
           собака – [o/a]
           шофер – [o/a]
Описание слайда:
Традиционный принцип: Не всегда возможно однозначно установить фонемный состав слова, написание также не отражает и реального произношения, однако сохраняется по традиции, ср.: вокзал – [o/a; г/к] собака – [o/a] шофер – [o/a]

Слайд 54





Вспомним!
Молодой кро-ка… нет, кра-ко-дил хочет завести себе друзей.
Описание слайда:
Вспомним! Молодой кро-ка… нет, кра-ко-дил хочет завести себе друзей.

Слайд 55





Принципы русской орфографии связаны не только с передачей звучания слов, но и                      с отражением смысла, хотя       и не всегда последовательно:
Описание слайда:
Принципы русской орфографии связаны не только с передачей звучания слов, но и с отражением смысла, хотя и не всегда последовательно:

Слайд 56





5 разделов орфографии
Описание слайда:
5 разделов орфографии

Слайд 57





Задание для самостоятельного выполнения
Составьте и запишите текст объемом в 80-100 слов на одну из тем: «Почему я стал студентом филфака?», «Скажи, какие книги ты читаешь, и я скажу, кто ты», «Язык мой – друг мой?», соблюдая следующее требование:
В тексте должно быть не менее чем по пять слов, демонстрирующих орфограммы, которые сориентированы а) на фонемный, б) на фонетический, в) на традиционный принципы русской орфографии. Подчеркните слова с орфограммами. В скобках после каждого такого слова назовите орфограмму и принцип орфографии, на который она сориентирована.
Разместите текст на своей странице в Инкампусе.
Описание слайда:
Задание для самостоятельного выполнения Составьте и запишите текст объемом в 80-100 слов на одну из тем: «Почему я стал студентом филфака?», «Скажи, какие книги ты читаешь, и я скажу, кто ты», «Язык мой – друг мой?», соблюдая следующее требование: В тексте должно быть не менее чем по пять слов, демонстрирующих орфограммы, которые сориентированы а) на фонемный, б) на фонетический, в) на традиционный принципы русской орфографии. Подчеркните слова с орфограммами. В скобках после каждого такого слова назовите орфограмму и принцип орфографии, на который она сориентирована. Разместите текст на своей странице в Инкампусе.

Слайд 58





Литература
1. Аванесов Р.И. Заметки по теории русской орфографии // Восточнославянское и общее языкознание. М., 1978.
2. Аванесов Р.И., Сидоров В.Н. Реформа орфографии в связи с проблемой письменного языка // Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. Очерк. Хрестоматия. М., 1970.
3. Алироев И.Ю. Из истории развития письма. Грозный, 1984.
4. Бодуэн де Куртенэ И.А. Об отношении русского письма к русскому языку // Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. М., 1963. Т. 2.
5. Ветвицкий В.Г., Иванова В.Ф., Моисеев А.И. Современное русское письмо: Пособие для учителей. М., 1974.
6. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. Книга для учащихся. 2-е ид. М., 1994.
7. Гребенщикова Р.Т. Изучение в школе фонетики и графики русского языка. М., 1984.
8. Григорьева Т.М. Кто упразднил ять и ижицу // РЯШ. 1994. № 2.
Описание слайда:
Литература 1. Аванесов Р.И. Заметки по теории русской орфографии // Восточнославянское и общее языкознание. М., 1978. 2. Аванесов Р.И., Сидоров В.Н. Реформа орфографии в связи с проблемой письменного языка // Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. Очерк. Хрестоматия. М., 1970. 3. Алироев И.Ю. Из истории развития письма. Грозный, 1984. 4. Бодуэн де Куртенэ И.А. Об отношении русского письма к русскому языку // Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. М., 1963. Т. 2. 5. Ветвицкий В.Г., Иванова В.Ф., Моисеев А.И. Современное русское письмо: Пособие для учителей. М., 1974. 6. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. Книга для учащихся. 2-е ид. М., 1994. 7. Гребенщикова Р.Т. Изучение в школе фонетики и графики русского языка. М., 1984. 8. Григорьева Т.М. Кто упразднил ять и ижицу // РЯШ. 1994. № 2.

Слайд 59





Литература (продолжение)
9. Григорьева Т.М. Русская орфография в посттоталитарный период // Русский язык сегодня: Сб. ст. Вып. 1 / Отв. ред. Л.П. Крысин. М., 2000.
10.Григорьева Т.М., Осипов Б.И. Русское письмо (От старой азбуки до современного алфавита) // РЯШ. 2002. № 2.
11. Зализняк А.А. Древнейшая кириллическая азбука // ВЯ. 2003. № 2.
12. Зиндер Л.Р. Очерк общей теории письма. Л., 1987.
13. Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии. Л., 1977.
14. Иванова В.Ф. Судьба буквы «ё»// РЯШ. 1988. № 2.
15. Иванова В.Ф., Осипов Б.И. Принципы орфографии и их педагогическое значение: Лингвистические заметки // РЯШ. 1991. № 5.
16. Касаткин Л.Л. Теория письма // Касаткин Л.Л. Фонетика современного русского литературного языка. М., 2003.
17. Ковалёв В.П., Минкина Л.И. Современный русский литературный язык. Ч. I. М., 1979.
18. Копосов Л.Ф. Из истории русской орфографии // РЯШ. 1993. № 3.
Описание слайда:
Литература (продолжение) 9. Григорьева Т.М. Русская орфография в посттоталитарный период // Русский язык сегодня: Сб. ст. Вып. 1 / Отв. ред. Л.П. Крысин. М., 2000. 10.Григорьева Т.М., Осипов Б.И. Русское письмо (От старой азбуки до современного алфавита) // РЯШ. 2002. № 2. 11. Зализняк А.А. Древнейшая кириллическая азбука // ВЯ. 2003. № 2. 12. Зиндер Л.Р. Очерк общей теории письма. Л., 1987. 13. Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии. Л., 1977. 14. Иванова В.Ф. Судьба буквы «ё»// РЯШ. 1988. № 2. 15. Иванова В.Ф., Осипов Б.И. Принципы орфографии и их педагогическое значение: Лингвистические заметки // РЯШ. 1991. № 5. 16. Касаткин Л.Л. Теория письма // Касаткин Л.Л. Фонетика современного русского литературного языка. М., 2003. 17. Ковалёв В.П., Минкина Л.И. Современный русский литературный язык. Ч. I. М., 1979. 18. Копосов Л.Ф. Из истории русской орфографии // РЯШ. 1993. № 3.

Слайд 60





Литература (окончание)
19. Лопатин В.В. О новом своде правил русского правописания // РЯШ. 2001. № 2.
20. Львова С.И. Там, где кончается слово... (о слитных, дефисных и раздельных написаниях). М., 1991.
21. Моисеев А.И. Основной принцип современной русской орфографии: морфологический или фонемный? // РЯШ. 1995. № 1.
22.Обзор предложений по усовершенствованию русской орфографии. М., 1965.
23. Осипов Б.И., Попков В.В. К истории и теории графико-орфографических реформ // Сб. ст. К 60-летию профессора В.П. Нерознака. М., 1999. 
24. Степанов Ю.С. Письмо, алфавит // Константы. Словарь русской культуры. М., 1997.
Описание слайда:
Литература (окончание) 19. Лопатин В.В. О новом своде правил русского правописания // РЯШ. 2001. № 2. 20. Львова С.И. Там, где кончается слово... (о слитных, дефисных и раздельных написаниях). М., 1991. 21. Моисеев А.И. Основной принцип современной русской орфографии: морфологический или фонемный? // РЯШ. 1995. № 1. 22.Обзор предложений по усовершенствованию русской орфографии. М., 1965. 23. Осипов Б.И., Попков В.В. К истории и теории графико-орфографических реформ // Сб. ст. К 60-летию профессора В.П. Нерознака. М., 1999. 24. Степанов Ю.С. Письмо, алфавит // Константы. Словарь русской культуры. М., 1997.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию