🗊 Углубление читательского восприятия через языковой анализ текста

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
  
  Углубление читательского восприятия через языковой анализ текста  , слайд №1  
  Углубление читательского восприятия через языковой анализ текста  , слайд №2  
  Углубление читательского восприятия через языковой анализ текста  , слайд №3  
  Углубление читательского восприятия через языковой анализ текста  , слайд №4  
  Углубление читательского восприятия через языковой анализ текста  , слайд №5  
  Углубление читательского восприятия через языковой анализ текста  , слайд №6  
  Углубление читательского восприятия через языковой анализ текста  , слайд №7  
  Углубление читательского восприятия через языковой анализ текста  , слайд №8  
  Углубление читательского восприятия через языковой анализ текста  , слайд №9  
  Углубление читательского восприятия через языковой анализ текста  , слайд №10  
  Углубление читательского восприятия через языковой анализ текста  , слайд №11  
  Углубление читательского восприятия через языковой анализ текста  , слайд №12  
  Углубление читательского восприятия через языковой анализ текста  , слайд №13  
  Углубление читательского восприятия через языковой анализ текста  , слайд №14  
  Углубление читательского восприятия через языковой анализ текста  , слайд №15

Вы можете ознакомиться и скачать Углубление читательского восприятия через языковой анализ текста . Презентация содержит 15 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Углубление читательского восприятия через языковой анализ текста
Описание слайда:
Углубление читательского восприятия через языковой анализ текста

Слайд 2






Лингвистический анализ текста – фундамент его литературоведческого и стилистического изучения. 
Лингвистический анализ – это изучение языковых аспектов художественного произведения, раскрытие значения различных элементов языка с целью полного и ясного понимания поэтического и прозаического текста.
Описание слайда:
Лингвистический анализ текста – фундамент его литературоведческого и стилистического изучения. Лингвистический анализ – это изучение языковых аспектов художественного произведения, раскрытие значения различных элементов языка с целью полного и ясного понимания поэтического и прозаического текста.

Слайд 3






Вариант структуры лингвистического анализа текста:

рассмотрение номинаций текста, определение темы, тематических полей;
лексический комментарий;
анализ синтаксиса и изобразительно – выразительных средств. В анализ стихотворных произведений включается рассмотрение метроритмического и фонетического уровней.
Описание слайда:
Вариант структуры лингвистического анализа текста: рассмотрение номинаций текста, определение темы, тематических полей; лексический комментарий; анализ синтаксиса и изобразительно – выразительных средств. В анализ стихотворных произведений включается рассмотрение метроритмического и фонетического уровней.

Слайд 4






Задачи перед учителем:

объяснить учащимся, что исследование художественного текста представляет собою научный поиск;
привить им интерес к этому виду работы и сформировать навыки  чтения текста под лингвистическим «микроскопом»;
в процессе совместной и индивидуальной работы с произведением научить детей  думать, наблюдать и пробовать анализировать самостоятельно, при этом не фотографически точно определять тот или иной троп, фигуру, художественную деталь, а увидеть скрытые элементы авторской оценки, обнаружить миропонимание автора, строй его мыслей и чувств.
Описание слайда:
Задачи перед учителем: объяснить учащимся, что исследование художественного текста представляет собою научный поиск; привить им интерес к этому виду работы и сформировать навыки чтения текста под лингвистическим «микроскопом»; в процессе совместной и индивидуальной работы с произведением научить детей думать, наблюдать и пробовать анализировать самостоятельно, при этом не фотографически точно определять тот или иной троп, фигуру, художественную деталь, а увидеть скрытые элементы авторской оценки, обнаружить миропонимание автора, строй его мыслей и чувств.

Слайд 5






В процессе лингвистического анализа велика роль художественного воображения и образного мышления.
«Дешифровка» художественного текста становится для учащихся моментом своеобразного литературного и языкового «прозрения», проникновения в глубину произведения, постижения того, что было спрятано автором за строками:
Описание слайда:
В процессе лингвистического анализа велика роль художественного воображения и образного мышления. «Дешифровка» художественного текста становится для учащихся моментом своеобразного литературного и языкового «прозрения», проникновения в глубину произведения, постижения того, что было спрятано автором за строками:

Слайд 6


  
  Углубление читательского восприятия через языковой анализ текста  , слайд №6
Описание слайда:

Слайд 7






В процессе лингвистического анализа учащиеся пришли к выводам:
 «Стихотворение без названия. Тема его – молитва, просьба для родных, друзей, любимого человека счастья, доброты, теплоты. И назвать его можно «Молитва». В стихотворении 5 раз употреблен глагол «попрошу», 2 раза – «помолюсь». Этим самым усиливается значение просьбы. Многосоюзие также используется для логического и эмоционального выделения перечисляемых желаний: «и удачу», и счастье, и очаг, и тепло» - семейное благополучие. Эмоциональный настрой передает и чередование односоставных и двусоставных предложений. Третье предложение инверсионного плана – чувствуется взволнованность Автора… В стихотворении 17 глаголов, преобладающих над другими частями речи. Лирический герой очень активен. Будущее время употреблено в форме настоящего – высказывается просьба и на сегодняшний день, и на будущее. Лексических выразительных средств в этом стихотворении немного: эпитеты, метафора. Присутствует высокая лексика – лирический герой обращается к Всевышнему… В тексте много зеленого цвета. Почему именно зеленого? Зеленый цвет – это свобода, покой, это жизнь и счастливый путь вперед, к которому стремится герой и желает того же всем родным и даже врагам… Цветопись – одно из главных средств выразительности, помогающее проникнуть в текст. Закрываются «тяжелые двери» не только для того, чтобы остаться наедине с Богом, но и чтобы оградить себя и родных от житейских невзгод…»
Описание слайда:
В процессе лингвистического анализа учащиеся пришли к выводам: «Стихотворение без названия. Тема его – молитва, просьба для родных, друзей, любимого человека счастья, доброты, теплоты. И назвать его можно «Молитва». В стихотворении 5 раз употреблен глагол «попрошу», 2 раза – «помолюсь». Этим самым усиливается значение просьбы. Многосоюзие также используется для логического и эмоционального выделения перечисляемых желаний: «и удачу», и счастье, и очаг, и тепло» - семейное благополучие. Эмоциональный настрой передает и чередование односоставных и двусоставных предложений. Третье предложение инверсионного плана – чувствуется взволнованность Автора… В стихотворении 17 глаголов, преобладающих над другими частями речи. Лирический герой очень активен. Будущее время употреблено в форме настоящего – высказывается просьба и на сегодняшний день, и на будущее. Лексических выразительных средств в этом стихотворении немного: эпитеты, метафора. Присутствует высокая лексика – лирический герой обращается к Всевышнему… В тексте много зеленого цвета. Почему именно зеленого? Зеленый цвет – это свобода, покой, это жизнь и счастливый путь вперед, к которому стремится герой и желает того же всем родным и даже врагам… Цветопись – одно из главных средств выразительности, помогающее проникнуть в текст. Закрываются «тяжелые двери» не только для того, чтобы остаться наедине с Богом, но и чтобы оградить себя и родных от житейских невзгод…»

Слайд 8






Я люблю весною ранней
Слушать, как журчит ручей
И ловить  в свои ладони
Брызги солнечных лучей.
Я люблю бродить по лужам,
«наступать» на облака,
Песни петь люблю и слушать,
Как вокруг поет Весна.
Я люблю взбежать на взгорье,
Вызов ветру прокричать
И подснежник первый, робкий
Из- под ног своих сорвать.
Я люблю, когда машины,
Грязной брызгая слюной,
Мчатся мимо, улыбаясь
Белозубой шоферней.
Я люблю на ярком солнце
Зайчик в окна наводить,
Добрые ловить улыбки
И взамен свои дарить!
Описание слайда:
Я люблю весною ранней Слушать, как журчит ручей И ловить в свои ладони Брызги солнечных лучей. Я люблю бродить по лужам, «наступать» на облака, Песни петь люблю и слушать, Как вокруг поет Весна. Я люблю взбежать на взгорье, Вызов ветру прокричать И подснежник первый, робкий Из- под ног своих сорвать. Я люблю, когда машины, Грязной брызгая слюной, Мчатся мимо, улыбаясь Белозубой шоферней. Я люблю на ярком солнце Зайчик в окна наводить, Добрые ловить улыбки И взамен свои дарить!

Слайд 9






Результат лингвистического анализа данного стихотворения:
«В этих строчках - внутренний момент жизни автора, его чувства, мысли, настроение, вызванное приходом весны. Лирический герой говорит именно о себе, о своей любви к природе, восхищается ею. Герой полон энергии, которой напитался от природы. Этой энергией он готов поделиться с другими. Лирический герой – «Я». В стихотворении 5 строф, и каждая начинается словами «Я люблю». Дается характеристика этого «я». 21 глагол называет действия в природе, в душе, сердце героя, полного солнечной энергии. Лексические выразительные средства помогают ярче представить образ картины и образ героя. В стих. много метафор. Именно в переносном значении богаче выражено описание действий: «брызги солнечных лучей» - и я вижу яркий- яркий, ослепительный день! «поет весна», - и я слышу не только журчанье ручейков, но и шепот просыпающихся деревьев, пение птиц. «Ловить улыбки» - я чувствую, как меня приветствует первый подснежник, первый нежно- зеленый листочек… Ощущение весны усиливается звукописью (преобладание звонких согласных). Соответствующее настроение создают и яркие эпитеты…»
Описание слайда:
Результат лингвистического анализа данного стихотворения: «В этих строчках - внутренний момент жизни автора, его чувства, мысли, настроение, вызванное приходом весны. Лирический герой говорит именно о себе, о своей любви к природе, восхищается ею. Герой полон энергии, которой напитался от природы. Этой энергией он готов поделиться с другими. Лирический герой – «Я». В стихотворении 5 строф, и каждая начинается словами «Я люблю». Дается характеристика этого «я». 21 глагол называет действия в природе, в душе, сердце героя, полного солнечной энергии. Лексические выразительные средства помогают ярче представить образ картины и образ героя. В стих. много метафор. Именно в переносном значении богаче выражено описание действий: «брызги солнечных лучей» - и я вижу яркий- яркий, ослепительный день! «поет весна», - и я слышу не только журчанье ручейков, но и шепот просыпающихся деревьев, пение птиц. «Ловить улыбки» - я чувствую, как меня приветствует первый подснежник, первый нежно- зеленый листочек… Ощущение весны усиливается звукописью (преобладание звонких согласных). Соответствующее настроение создают и яркие эпитеты…»

Слайд 10






С целью формирования навыков лексического анализа текста предлагается памятка:

«Найди в тексте
ключевые слова (словосочетания)
слова, употребленные в переносном значении
синонимы, антонимы, омонимы
слова, стилистически окрашенные
заимствованные слова, архаизмы, неологизмы (в том числе авторские), профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы и объясните роль этих лексических явлений в тексте (что достигается их использованием).
Проведи наблюдения над использованием в тексте лексического повтора (особенно обрати внимание на те слова, которые, повторяясь, употребляются в разных значениях).
Покажи, с помощью каких лексических средств обеспечивается в тексте связь между предложениями, между абзацами.»
Описание слайда:
С целью формирования навыков лексического анализа текста предлагается памятка: «Найди в тексте ключевые слова (словосочетания) слова, употребленные в переносном значении синонимы, антонимы, омонимы слова, стилистически окрашенные заимствованные слова, архаизмы, неологизмы (в том числе авторские), профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы и объясните роль этих лексических явлений в тексте (что достигается их использованием). Проведи наблюдения над использованием в тексте лексического повтора (особенно обрати внимание на те слова, которые, повторяясь, употребляются в разных значениях). Покажи, с помощью каких лексических средств обеспечивается в тексте связь между предложениями, между абзацами.»

Слайд 11






Обучение лингвистическому анализу идет на интересных и непростых текстах, о которых может быть неоднозначное мнение, могут возникать дискуссии.
После первоначального коллективного анализа текстов учащиеся с желанием выполняют разные виды исследовательских работ:
 «Слово «душа» в творчестве Н.Рубцова и А.Шадринова», «Медитативно – изобразительный язык поэзии А.Шадринова», «Экспрессивный синтаксис поэзии Шадринова», «В чем притягательная сила стихов поэтов – выпускников Борисовской школы?»
О том, какой «след»в душах учеников оставил, например, поэт-белозерец Шадринов, можно узнать из их творческих работ:
Описание слайда:
Обучение лингвистическому анализу идет на интересных и непростых текстах, о которых может быть неоднозначное мнение, могут возникать дискуссии. После первоначального коллективного анализа текстов учащиеся с желанием выполняют разные виды исследовательских работ: «Слово «душа» в творчестве Н.Рубцова и А.Шадринова», «Медитативно – изобразительный язык поэзии А.Шадринова», «Экспрессивный синтаксис поэзии Шадринова», «В чем притягательная сила стихов поэтов – выпускников Борисовской школы?» О том, какой «след»в душах учеников оставил, например, поэт-белозерец Шадринов, можно узнать из их творческих работ:

Слайд 12






«На оставленной человеком земле все еще стоят храмы… Для Алексея Шадринова они не столько религиозные символы, сколько знаки высокой жизни духа. И если у Рубцова мы слышим грустное сожаление о разрушенных церквях, то у Алексея пронзительно звучит подлинно трагическая мелодия, вызванная глубоким противоречием между обыденной подлостью, каждодневно встречаемой в жизни, и стремлением к духовной чистоте, в которой только и возможно истинное творчество. Внешнее не заслоняет от него сущности вещей и явлений: он знает, что 
«…под дождем слезится на горе
Поруганный, опустошенный храм,
Но – Божий…»
Описание слайда:
«На оставленной человеком земле все еще стоят храмы… Для Алексея Шадринова они не столько религиозные символы, сколько знаки высокой жизни духа. И если у Рубцова мы слышим грустное сожаление о разрушенных церквях, то у Алексея пронзительно звучит подлинно трагическая мелодия, вызванная глубоким противоречием между обыденной подлостью, каждодневно встречаемой в жизни, и стремлением к духовной чистоте, в которой только и возможно истинное творчество. Внешнее не заслоняет от него сущности вещей и явлений: он знает, что «…под дождем слезится на горе Поруганный, опустошенный храм, Но – Божий…»

Слайд 13


  
  Углубление читательского восприятия через языковой анализ текста  , слайд №13
Описание слайда:

Слайд 14






Мир слов, их сочетаний в нашем повседневном общении очень сложен и многоцветен. Но еще более сложным оказываются языковые явления тогда, когда они попадают в бурную стихию литературного текста, получая при этом особые эстетические функции. 
Выявить их в целостной художественной системе произведения трудно, но это и становится нашей задачей – научить читать пристально и уважительно, чтобы видеть и слышать то, о чем хотел сказать автор.
 Лингвистический анализ художественного текста особенно актуален в настоящее время, когда учащимся необходимо сдавать ЕМЭ и ЕГЭ по русскому языку.
Описание слайда:
Мир слов, их сочетаний в нашем повседневном общении очень сложен и многоцветен. Но еще более сложным оказываются языковые явления тогда, когда они попадают в бурную стихию литературного текста, получая при этом особые эстетические функции. Выявить их в целостной художественной системе произведения трудно, но это и становится нашей задачей – научить читать пристально и уважительно, чтобы видеть и слышать то, о чем хотел сказать автор. Лингвистический анализ художественного текста особенно актуален в настоящее время, когда учащимся необходимо сдавать ЕМЭ и ЕГЭ по русскому языку.

Слайд 15






Всем спасибо за внимание!
Описание слайда:
Всем спасибо за внимание!



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию