🗊Презентация Психологическое обеспечение в спорте

Категория: Спорт
Нажмите для полного просмотра!
Психологическое обеспечение в спорте, слайд №1Психологическое обеспечение в спорте, слайд №2Психологическое обеспечение в спорте, слайд №3Психологическое обеспечение в спорте, слайд №4Психологическое обеспечение в спорте, слайд №5Психологическое обеспечение в спорте, слайд №6Психологическое обеспечение в спорте, слайд №7Психологическое обеспечение в спорте, слайд №8Психологическое обеспечение в спорте, слайд №9Психологическое обеспечение в спорте, слайд №10Психологическое обеспечение в спорте, слайд №11Психологическое обеспечение в спорте, слайд №12Психологическое обеспечение в спорте, слайд №13Психологическое обеспечение в спорте, слайд №14Психологическое обеспечение в спорте, слайд №15Психологическое обеспечение в спорте, слайд №16Психологическое обеспечение в спорте, слайд №17Психологическое обеспечение в спорте, слайд №18Психологическое обеспечение в спорте, слайд №19Психологическое обеспечение в спорте, слайд №20Психологическое обеспечение в спорте, слайд №21Психологическое обеспечение в спорте, слайд №22Психологическое обеспечение в спорте, слайд №23Психологическое обеспечение в спорте, слайд №24Психологическое обеспечение в спорте, слайд №25Психологическое обеспечение в спорте, слайд №26Психологическое обеспечение в спорте, слайд №27

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Психологическое обеспечение в спорте. Доклад-сообщение содержит 27 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





 Психологическое обеспечение  в спорте
Описание слайда:
Психологическое обеспечение в спорте

Слайд 2





План
Структура психологического обеспечения в спорте;
Понятие психодиагностики в спорте;
Психологическая подготовка;
Психопрофилактика и психогигиена спортсмена.
Описание слайда:
План Структура психологического обеспечения в спорте; Понятие психодиагностики в спорте; Психологическая подготовка; Психопрофилактика и психогигиена спортсмена.

Слайд 3





1. Психологическое обеспечение – 
1. Психологическое обеспечение – 
комплекс мероприятий направленный на специальное развитие, совершенствование и оптимизацию системы психического регулирования функций организма и поведения спортсмена с учетом задач тренировки и соревнований.
Описание слайда:
1. Психологическое обеспечение – 1. Психологическое обеспечение – комплекс мероприятий направленный на специальное развитие, совершенствование и оптимизацию системы психического регулирования функций организма и поведения спортсмена с учетом задач тренировки и соревнований.

Слайд 4


Психологическое обеспечение в спорте, слайд №4
Описание слайда:

Слайд 5


Психологическое обеспечение в спорте, слайд №5
Описание слайда:

Слайд 6





2. Психодиагностика в спорте
2. Психодиагностика в спорте
Спортивная психодиагностика - это прикладной раздел психологии спорта, предметом которой являются измерение и контроль психи­ческих особенностей спортивной деятельности и ее исполнителей - спортсменов. 
Практическое использование психодиагностики в спорте позволяет решать следующие задачи: 
- обеспечить отбор спортсменов и снизить субъективный отсев из команд; 
- определять степень и уровень готовности спортсмена и команды к предстоящим соревнованиям;
- разработать адекватные методы индивидуальной подготовки спортсменов, а соответственно сократить время и затраты на спортивную подготовку; 
- разработать и предложить тренеру индивидуальные рекомендации по работе со спортсменом или командой.
Описание слайда:
2. Психодиагностика в спорте 2. Психодиагностика в спорте Спортивная психодиагностика - это прикладной раздел психологии спорта, предметом которой являются измерение и контроль психи­ческих особенностей спортивной деятельности и ее исполнителей - спортсменов. Практическое использование психодиагностики в спорте позволяет решать следующие задачи: - обеспечить отбор спортсменов и снизить субъективный отсев из команд; - определять степень и уровень готовности спортсмена и команды к предстоящим соревнованиям; - разработать адекватные методы индивидуальной подготовки спортсменов, а соответственно сократить время и затраты на спортивную подготовку; - разработать и предложить тренеру индивидуальные рекомендации по работе со спортсменом или командой.

Слайд 7





Классификации методов психодиагностики ( Й.Шванцаре)
Классификации методов психодиагностики ( Й.Шванцаре)
1) по используемому материалу      (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты «бумаги и карандаша» и т.д.); 
2) по количеству получаемых показателей      (простые и комплексные); 
3) тесты с «правильным» решением и     тесты с возможностью различных ответов; 
4) по психической активности испытуемых: 
- интроспективные   (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях), анкеты, беседа; 
- экстроспективные  (наблюдение и оценка разнообразных проявлений); 
проективные         Испытуемый проецирует неосознаваемые свойства   личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы;
исполнительные      Испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные  особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.
Описание слайда:
Классификации методов психодиагностики ( Й.Шванцаре) Классификации методов психодиагностики ( Й.Шванцаре) 1) по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты «бумаги и карандаша» и т.д.); 2) по количеству получаемых показателей (простые и комплексные); 3) тесты с «правильным» решением и тесты с возможностью различных ответов; 4) по психической активности испытуемых: - интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях), анкеты, беседа; - экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений); проективные Испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы; исполнительные Испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.

Слайд 8





Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову представлена по следующим основаниям:

1) по качеству: стандартизованные, не стандартизованные;
2) по назначению:  - общедиагностические   (тесты личности по типу опросников Р. Кеттелла или Г. Айзенка, тесты общего интеллекта); - тесты профессиональной пригодности; - тесты специальных способностей (технических,  музыкальных, тесты для пилотов); - тесты достижений;
3) по материалу, которым оперирует испытуемый: - бланковые; - предметные (кубики Кооса, «сложение фигур» из набора Векслера); - аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);
4) по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;
5) по форме ответа: устные и письменные;
6) по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные  тесты. 
7) по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные: 
- в гомогенных тестах задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств;  - в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта;
8) по комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);
9) по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;
10) по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;
11)  по характеру умственных действий: вербальные и невербальные.
Описание слайда:
Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову представлена по следующим основаниям: 1) по качеству: стандартизованные, не стандартизованные; 2) по назначению: - общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р. Кеттелла или Г. Айзенка, тесты общего интеллекта); - тесты профессиональной пригодности; - тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов); - тесты достижений; 3) по материалу, которым оперирует испытуемый: - бланковые; - предметные (кубики Кооса, «сложение фигур» из набора Векслера); - аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.); 4) по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые; 5) по форме ответа: устные и письменные; 6) по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. 7) по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные: - в гомогенных тестах задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; - в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта; 8) по комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи); 9) по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами; 10) по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты; 11) по характеру умственных действий: вербальные и невербальные.

Слайд 9






В психодиагностике нет ни одного универсального приема диагностирования, что требует от диагноста специальных знаний, профессионального опыта, интуиции и культуры диагностирования. 

                                          Теоретическая компетентность
 
             Предварительное изучение не эффективной деятельности спортсмена
 
                                                         Наблюдение
               Оценка тренером подготовки спортсмена
 
                                     
                                   Выдвижение гипотез и постановка задач
  
          Планирование (разработка программы)                Отбор (разработка) психодиагностических методов
  
               Реализация программы                                       Обработка                                              Оценка
 
                                                                                       Заключение

                                                                                                                                схема диагностического процесса  
 
Описание слайда:
В психодиагностике нет ни одного универсального приема диагностирования, что требует от диагноста специальных знаний, профессионального опыта, интуиции и культуры диагностирования. Теоретическая компетентность    Предварительное изучение не эффективной деятельности спортсмена   Наблюдение Оценка тренером подготовки спортсмена     Выдвижение гипотез и постановка задач    Планирование (разработка программы) Отбор (разработка) психодиагностических методов    Реализация программы Обработка Оценка    Заключение  схема диагностического процесса  

Слайд 10





 процедура диагностики
 включает четыре этапа:
 -    Планирование, 
Проведение, 
Обработка, 
Оценка (которая может быть отражена в письменном заключении). 
1 этап     Планирование обследования или разработка программы обусловлено рядом факторов: 
- практической задачей (профотбор, консультирование, экспертиза и т.д.), 
- определением предмета психодиагностики (черт личности, эмоциональных и функциональных состояний, мотивационно-смысловой сферы и т.д.), 
- количеством обследуемых (индивидуальная или групповая диагностика),  
- подбором соответствующих методик, их комплексностью, достоверностью, подготовкой стимульного материала, 
- ответственностью за последствия выводов. 
	На этапе планирования составляют схему обследования, определяют состав и количество испытуемых, необходимое число измерений, выбирают математико-статистический способ обработки результатов, готовят условия проведения обследования.
Описание слайда:
процедура диагностики включает четыре этапа: - Планирование, Проведение, Обработка, Оценка (которая может быть отражена в письменном заключении). 1 этап Планирование обследования или разработка программы обусловлено рядом факторов: - практической задачей (профотбор, консультирование, экспертиза и т.д.), - определением предмета психодиагностики (черт личности, эмоциональных и функциональных состояний, мотивационно-смысловой сферы и т.д.), - количеством обследуемых (индивидуальная или групповая диагностика), - подбором соответствующих методик, их комплексностью, достоверностью, подготовкой стимульного материала, - ответственностью за последствия выводов. На этапе планирования составляют схему обследования, определяют состав и количество испытуемых, необходимое число измерений, выбирают математико-статистический способ обработки результатов, готовят условия проведения обследования.

Слайд 11





 процедура диагностики
 включает четыре этапа:
 -    Планирование, 
Проведение, 
Обработка, 
Оценка (которая может быть отражена в письменном заключении). 
1 этап Планирование обследования или разработка программы обусловлено рядом факторов: 
- практической задачей (профотбор, консультирование, экспертиза и т.д.), 
- определением предмета психодиагностики (черт личности, эмоциональных и функциональных состояний, мотивационно-смысловой сферы и т.д.), 
- количеством обследуемых (индивидуальная или групповая диагностика),  
- подбором соответствующих методик, их комплексностью, достоверностью, подготовкой стимульного материала, 
- ответственностью за последствия выводов. 
	На этапе планирования составляют схему обследования, определяют состав и количество испытуемых, необходимое число измерений, выбирают математико-статистический способ обработки результатов, готовят условия проведения обследования.
Описание слайда:
процедура диагностики включает четыре этапа: - Планирование, Проведение, Обработка, Оценка (которая может быть отражена в письменном заключении). 1 этап Планирование обследования или разработка программы обусловлено рядом факторов: - практической задачей (профотбор, консультирование, экспертиза и т.д.), - определением предмета психодиагностики (черт личности, эмоциональных и функциональных состояний, мотивационно-смысловой сферы и т.д.), - количеством обследуемых (индивидуальная или групповая диагностика), - подбором соответствующих методик, их комплексностью, достоверностью, подготовкой стимульного материала, - ответственностью за последствия выводов. На этапе планирования составляют схему обследования, определяют состав и количество испытуемых, необходимое число измерений, выбирают математико-статистический способ обработки результатов, готовят условия проведения обследования.

Слайд 12





3 этап    Обработка полученных данных представляет собой очень ответственный и трудоемкий процесс. Он включает в себя анализ данных, сопоставление с другими результатами, обобщение и интерпретацию. Это возможно только при достаточном профессиональном опыте и умении пользоваться методами статистической обработки данных. 
3 этап    Обработка полученных данных представляет собой очень ответственный и трудоемкий процесс. Он включает в себя анализ данных, сопоставление с другими результатами, обобщение и интерпретацию. Это возможно только при достаточном профессиональном опыте и умении пользоваться методами статистической обработки данных. 
4 этап     Оценка - не менее важный и морально ответственный момент - это написание заключения о проведенном обследовании. Одно дело дать оценку (диагноз) - годен или не годен, болен или не болен и т.д., и совсем другое дать развернутую оценку с рекомендациями или заключение. 
Отметим также, что написание заключения порой занимает гораздо больше времени, чем проведение всей диагностики.
Описание слайда:
3 этап Обработка полученных данных представляет собой очень ответственный и трудоемкий процесс. Он включает в себя анализ данных, сопоставление с другими результатами, обобщение и интерпретацию. Это возможно только при достаточном профессиональном опыте и умении пользоваться методами статистической обработки данных. 3 этап Обработка полученных данных представляет собой очень ответственный и трудоемкий процесс. Он включает в себя анализ данных, сопоставление с другими результатами, обобщение и интерпретацию. Это возможно только при достаточном профессиональном опыте и умении пользоваться методами статистической обработки данных. 4 этап Оценка - не менее важный и морально ответственный момент - это написание заключения о проведенном обследовании. Одно дело дать оценку (диагноз) - годен или не годен, болен или не болен и т.д., и совсем другое дать развернутую оценку с рекомендациями или заключение. Отметим также, что написание заключения порой занимает гораздо больше времени, чем проведение всей диагностики.

Слайд 13





3. Психологическая подготовка
 - это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.
Описание слайда:
3. Психологическая подготовка - это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.

Слайд 14





Общая психологическая подготовка -предусматривает формирование личности спортсменов и межличностных отношений, развитие спортивного  интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств.
Общая психологическая подготовка -предусматривает формирование личности спортсменов и межличностных отношений, развитие спортивного  интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств.
Специальная  к конкретному соревнованию - формирование у спортсмена такого психического состояния, при котором он может в полной мере использовать свою функциональную и специальную готовность для реализации в соревновании максимально возможного результата;     а также,
    противостоять многим предсоревновательным и соревновательным ситуациям, оказывающим отрицательное влияние и вызывающим рассогласование функций, т. е. проявить высокую надежность соревновательной деятельности.
Описание слайда:
Общая психологическая подготовка -предусматривает формирование личности спортсменов и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств. Общая психологическая подготовка -предусматривает формирование личности спортсменов и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств. Специальная к конкретному соревнованию - формирование у спортсмена такого психического состояния, при котором он может в полной мере использовать свою функциональную и специальную готовность для реализации в соревновании максимально возможного результата; а также, противостоять многим предсоревновательным и соревновательным ситуациям, оказывающим отрицательное влияние и вызывающим рассогласование функций, т. е. проявить высокую надежность соревновательной деятельности.

Слайд 15


Психологическое обеспечение в спорте, слайд №15
Описание слайда:

Слайд 16





Компонентами психологической подготовки являются:

психические качества и процессы, способствующие овладению техникой и тактикой; 
свойства личности, обеспечивающие стабильные выступления на соревнованиях; 
высокий уровень работоспособности и психической деятельности в трудных условиях тренировки и соревнований;
стабильные положительные психические состояния, проявляемые в этих условиях.
Описание слайда:
Компонентами психологической подготовки являются: психические качества и процессы, способствующие овладению техникой и тактикой; свойства личности, обеспечивающие стабильные выступления на соревнованиях; высокий уровень работоспособности и психической деятельности в трудных условиях тренировки и соревнований; стабильные положительные психические состояния, проявляемые в этих условиях.

Слайд 17





Процесс воспитания в структуре общей психологической подготовки спортсменов

	Общим принципом методики психологической подготовки спортсмена является воздействие как на сознание, так и на подсознание. Методы и психо-педагогические мероприятия должны использоваться с учетом уровней воздействия на организм и поведение человека.
1.   Лекции и беседы направлены на психологическое образование спортсменов. Их содержание должно включать в себя: объяснение особенностей психических состояний, характерных для спорта; обучение специфическим приемам, поведенческим актам и т.п. Следует помнить, что основным методом воздействия на сознание спортсмена является убеждение.
2. Беседы с другими людьми при спортсменах. Содержание бесед косвенно направлено на спортсмена. В данном случае основной метод воздействия – косвенное внушение.
3. Гетеротренинг (сеанс обучения аутогенной тренировке). В состоянии расслабления спортсмены изучают и повторяют специально разработанные формулы самовнушения.
4. Внушенный отдых. Спортсмену внушается покой, отдых в состоянии полного расслабления при ощущении приятной тяжести тела и тепла в мышцах. В состоянии полудремоты он воспринимает словесные формулы (не повторяя и не противодействуя, не напрягаясь и не отвлекаясь). Метод воздействия – внушение, воздействие на сознательный и подсознательный уровни.
5. Внушенный сон (гипноз) с сохранением высокой восприимчивости спортсмена к тому, что говорит ведущий. Воздействие на подсознание. Метод – императивное внушение.
6. Аутотренинг. Самостоятельное, без посторонней помощи использование заранее подготовленных или изученных ранее внушений в состоянии глубокого расслабления. Целью является перевод внушений в самовнушения, совершенствование механизмов саморегуляции. Метод -самовнушение.
7. Размышления и рассуждения. Это способы перевода внушений в самовнушения, но только методом само-убеждения.
	Комплексное использование данных методов совершенствует систему саморегуляции спортсмена. В последующем (в период соревнований) это облегчает работу саморегуляторных механизмов сознания, так как снижается негативное влияние подсознания.
Описание слайда:
Процесс воспитания в структуре общей психологической подготовки спортсменов Общим принципом методики психологической подготовки спортсмена является воздействие как на сознание, так и на подсознание. Методы и психо-педагогические мероприятия должны использоваться с учетом уровней воздействия на организм и поведение человека. 1. Лекции и беседы направлены на психологическое образование спортсменов. Их содержание должно включать в себя: объяснение особенностей психических состояний, характерных для спорта; обучение специфическим приемам, поведенческим актам и т.п. Следует помнить, что основным методом воздействия на сознание спортсмена является убеждение. 2. Беседы с другими людьми при спортсменах. Содержание бесед косвенно направлено на спортсмена. В данном случае основной метод воздействия – косвенное внушение. 3. Гетеротренинг (сеанс обучения аутогенной тренировке). В состоянии расслабления спортсмены изучают и повторяют специально разработанные формулы самовнушения. 4. Внушенный отдых. Спортсмену внушается покой, отдых в состоянии полного расслабления при ощущении приятной тяжести тела и тепла в мышцах. В состоянии полудремоты он воспринимает словесные формулы (не повторяя и не противодействуя, не напрягаясь и не отвлекаясь). Метод воздействия – внушение, воздействие на сознательный и подсознательный уровни. 5. Внушенный сон (гипноз) с сохранением высокой восприимчивости спортсмена к тому, что говорит ведущий. Воздействие на подсознание. Метод – императивное внушение. 6. Аутотренинг. Самостоятельное, без посторонней помощи использование заранее подготовленных или изученных ранее внушений в состоянии глубокого расслабления. Целью является перевод внушений в самовнушения, совершенствование механизмов саморегуляции. Метод -самовнушение. 7. Размышления и рассуждения. Это способы перевода внушений в самовнушения, но только методом само-убеждения. Комплексное использование данных методов совершенствует систему саморегуляции спортсмена. В последующем (в период соревнований) это облегчает работу саморегуляторных механизмов сознания, так как снижается негативное влияние подсознания.

Слайд 18





 Ранняя предсоревновательная подготовка предполагает:
получение информации об условиях предстоящего соревнования и основных конкурен­тах; 
получение информации об уровне тренированности спортсмена, осо­бенностях его личности и психического состояния на настоящем этапе 
подготовки; 
- определение цели выступления, составление программы дей­ствий в предстоящих соревнованиях (с учетом имеющейся информации); 
- разработку подробной программы психологической подготовки к соревно­ваниям и поведения, включая и этап самих соревнований;
разработку сис­темы моделирования условий предстоящих соревнований; 
стимуляцию пра­вильных личных и общественных мотивов участия в соревнованиях в соответствии с поставленной целью, задачами выступления и намеченной программой подготовки; 
организацию преодоления трудностей и препятствий в условиях, моделирующих соревновательную деятельность, с установкой на совершенствование у спортсмена волевых качеств, уверенности и тактического мышления; 
создание в процессе подготовки условий и использование приемов для снижения психической напряженности спортсмена.
Описание слайда:
Ранняя предсоревновательная подготовка предполагает: получение информации об условиях предстоящего соревнования и основных конкурен­тах; получение информации об уровне тренированности спортсмена, осо­бенностях его личности и психического состояния на настоящем этапе подготовки; - определение цели выступления, составление программы дей­ствий в предстоящих соревнованиях (с учетом имеющейся информации); - разработку подробной программы психологической подготовки к соревно­ваниям и поведения, включая и этап самих соревнований; разработку сис­темы моделирования условий предстоящих соревнований; стимуляцию пра­вильных личных и общественных мотивов участия в соревнованиях в соответствии с поставленной целью, задачами выступления и намеченной программой подготовки; организацию преодоления трудностей и препятствий в условиях, моделирующих соревновательную деятельность, с установкой на совершенствование у спортсмена волевых качеств, уверенности и тактического мышления; создание в процессе подготовки условий и использование приемов для снижения психической напряженности спортсмена.

Слайд 19





Непосредственная психологическая подготовка к соревнованию 
Включает:
-психическую настройку и управление психическим состоянием непосредственно перед выступлением;
психологическое воздействие в перерывах между выступлениями и организацию условий для нервно-пси­хологического восстановления; 
психологическое воздействие в ходе одного выступления, психологическое воздействие после окончания очередного выступления. 
	*Психологическая настройка перед каждым выступлением должна предусматривать :
интеллектуальную настройку на выступление, заключающуюся в уточнении и детализации предстоящей спортивной борь­бы, и волевую настройку, связанную с созданием готовности к макси­мальным усилиям и проявлению необходимых волевых качеств в предстоящей спортивной борьбе, а также систему воздействия, уменьшающих эмоциональную напряженность спортсмена. 
	*Психологическое воздействие в ходе одного выступления предусматривает: краткий самоанализ (в перерывах) и коррекцию поведения во время борьбы; стимуляцию волевых усилий, уменьшение напряженности; психологическое воздействие после окончания классификационных выступлений — нормализацию психического состояния, устранение эмоций, мешающих объективной оцен­ке своих возможностей, выработку уверенности в своих силах; 
	*Психологическое воздействие в перерыве между отдельными выступлениями — ана­лиз прошедших выступлений; ориентировочное программирование очеред­ного выступления с учетом сил соперников, восстановление уверенности;
Описание слайда:
Непосредственная психологическая подготовка к соревнованию Включает: -психическую настройку и управление психическим состоянием непосредственно перед выступлением; психологическое воздействие в перерывах между выступлениями и организацию условий для нервно-пси­хологического восстановления; психологическое воздействие в ходе одного выступления, психологическое воздействие после окончания очередного выступления. *Психологическая настройка перед каждым выступлением должна предусматривать : интеллектуальную настройку на выступление, заключающуюся в уточнении и детализации предстоящей спортивной борь­бы, и волевую настройку, связанную с созданием готовности к макси­мальным усилиям и проявлению необходимых волевых качеств в предстоящей спортивной борьбе, а также систему воздействия, уменьшающих эмоциональную напряженность спортсмена. *Психологическое воздействие в ходе одного выступления предусматривает: краткий самоанализ (в перерывах) и коррекцию поведения во время борьбы; стимуляцию волевых усилий, уменьшение напряженности; психологическое воздействие после окончания классификационных выступлений — нормализацию психического состояния, устранение эмоций, мешающих объективной оцен­ке своих возможностей, выработку уверенности в своих силах; *Психологическое воздействие в перерыве между отдельными выступлениями — ана­лиз прошедших выступлений; ориентировочное программирование очеред­ного выступления с учетом сил соперников, восстановление уверенности;

Слайд 20





Способы психологической подготовки спортсменов к соревнованиям: 

1) сбор достаточной и достоверной информации об условиях предстоящего соревнования и в особенности о противниках;
2) пополнение и уточнение информации о тренированности, возможностях спортсмена или команды к началу соревнования;
3) правильное определение и формулировка цели участия в соревновании;
4) формирование общественно значимых мотивов выступления в соревновании;
5) вероятное программирование соревновательной деятельности;
6) специальная подготовка к встрече с соревновательными препятствиями различной степени трудности (особенно неожиданными) и упражнение в их преодолении;
7) предусмотрение приемов само-регуляции возможных неблагоприятных внутренних состояний;
8) отбор и использование способов сохранения нервно-психической свежести к началу соревнования, восстановление ее в ходе соревнования.
Описание слайда:
Способы психологической подготовки спортсменов к соревнованиям: 1) сбор достаточной и достоверной информации об условиях предстоящего соревнования и в особенности о противниках; 2) пополнение и уточнение информации о тренированности, возможностях спортсмена или команды к началу соревнования; 3) правильное определение и формулировка цели участия в соревновании; 4) формирование общественно значимых мотивов выступления в соревновании; 5) вероятное программирование соревновательной деятельности; 6) специальная подготовка к встрече с соревновательными препятствиями различной степени трудности (особенно неожиданными) и упражнение в их преодолении; 7) предусмотрение приемов само-регуляции возможных неблагоприятных внутренних состояний; 8) отбор и использование способов сохранения нервно-психической свежести к началу соревнования, восстановление ее в ходе соревнования.

Слайд 21





Завершающий этап всей психологической подготовки к соревнованиям 
1. Контрольные мероприятия. Проводятся в виде соревнований в определенном спортивном коллективе (внутригрупповые соревнования), для которых характерны следующие элементы психологической напряженности: спортивная конкуренция, стремление каждого спортсмена к победе, соревновательный дух, желание показать высокие спортивные результаты и т.п. Важно, что присутствуют на этих соревнованиях посторонние люди (родители, знакомые, друзья спортсменов, руководители спортивной организации), что повышает значимость мероприятия в глазах спортсменов-участников. Также следует соблюдать основные для данного вида спорта традиционные ритуалы, правила ведения спортивной борьбы.
2. Товарищеские встречи. Проводятся в виде соревнований в определенной спортивной группе с приглашением спортсменов из других спортивных коллективов (межгрупповые соревнования) в присутствии других людей и с соблюдением всех правил и ритуалов в целях обеспечения высокой значимости мероприятия для спортсменов-участников.
3. Психофизические упражнения. Эти упражнения характеризуются выполнением определенных тактических задач при наличии физической нагрузки и способствуют развитию и совершенствованию не только адаптационных возможностей спортсмена к экстремальным условиям, но и воспитанию его волевых и физических качеств. Использование психофизических упражнений требует: 1) постановки и решения конкретной тактической задачи; 2) наличия физической нагрузки (в качестве «помехи» для решения психологической задачи). 	*Например, перед легкоатлетом ставится тактическая задача, связанная с прохождением дистанции (1/2 – бежать в среднем темпе, затем в максимальном), при этом на спортсмена одевается специальный пояс, увеличивающий его вес (тяжесть пояса зависит от тренированности спортсмена).
4. Психотехнические упражнения. В их основе лежит выполнение определенных психологических задач в условиях максимальной точности технических действий соревновательного характера. Осуществление этих упражнений требует: 1) постановки и решения достаточно сложных (в зависимости от уровня мастерства спортсмена) психологических задач; 2) использования для решения поставленной задачи основных технических соревновательных действий. 
	*Например, боксер должен по сигналу тренера выполнить определенный удар (или серию ударов), причем оценивается и быстрота реакции спортсмена на сигнал тренера, и быстрота и точность технических действий. Или боксер должен за 10 с нанести максимальное количество ударов, а оцениваться при этом будут техническое исполнение, количество и сила ударов.
5. Интеллектуальные задачи (без физической нагрузки и технических действий). 
Этот прием требует: 1) разработки специальных задач, включающих в себя теоретические описания соревновательных ситуаций (экстремальных); 2) решение их спортсменом за определенное время (срок зависит от опытности спортсмена); 3) последующего обсуждения принятого спортсменом решения (эффективность, рациональность, оптимальность предполагаемых действий).
Описание слайда:
Завершающий этап всей психологической подготовки к соревнованиям 1. Контрольные мероприятия. Проводятся в виде соревнований в определенном спортивном коллективе (внутригрупповые соревнования), для которых характерны следующие элементы психологической напряженности: спортивная конкуренция, стремление каждого спортсмена к победе, соревновательный дух, желание показать высокие спортивные результаты и т.п. Важно, что присутствуют на этих соревнованиях посторонние люди (родители, знакомые, друзья спортсменов, руководители спортивной организации), что повышает значимость мероприятия в глазах спортсменов-участников. Также следует соблюдать основные для данного вида спорта традиционные ритуалы, правила ведения спортивной борьбы. 2. Товарищеские встречи. Проводятся в виде соревнований в определенной спортивной группе с приглашением спортсменов из других спортивных коллективов (межгрупповые соревнования) в присутствии других людей и с соблюдением всех правил и ритуалов в целях обеспечения высокой значимости мероприятия для спортсменов-участников. 3. Психофизические упражнения. Эти упражнения характеризуются выполнением определенных тактических задач при наличии физической нагрузки и способствуют развитию и совершенствованию не только адаптационных возможностей спортсмена к экстремальным условиям, но и воспитанию его волевых и физических качеств. Использование психофизических упражнений требует: 1) постановки и решения конкретной тактической задачи; 2) наличия физической нагрузки (в качестве «помехи» для решения психологической задачи). *Например, перед легкоатлетом ставится тактическая задача, связанная с прохождением дистанции (1/2 – бежать в среднем темпе, затем в максимальном), при этом на спортсмена одевается специальный пояс, увеличивающий его вес (тяжесть пояса зависит от тренированности спортсмена). 4. Психотехнические упражнения. В их основе лежит выполнение определенных психологических задач в условиях максимальной точности технических действий соревновательного характера. Осуществление этих упражнений требует: 1) постановки и решения достаточно сложных (в зависимости от уровня мастерства спортсмена) психологических задач; 2) использования для решения поставленной задачи основных технических соревновательных действий. *Например, боксер должен по сигналу тренера выполнить определенный удар (или серию ударов), причем оценивается и быстрота реакции спортсмена на сигнал тренера, и быстрота и точность технических действий. Или боксер должен за 10 с нанести максимальное количество ударов, а оцениваться при этом будут техническое исполнение, количество и сила ударов. 5. Интеллектуальные задачи (без физической нагрузки и технических действий). Этот прием требует: 1) разработки специальных задач, включающих в себя теоретические описания соревновательных ситуаций (экстремальных); 2) решение их спортсменом за определенное время (срок зависит от опытности спортсмена); 3) последующего обсуждения принятого спортсменом решения (эффективность, рациональность, оптимальность предполагаемых действий).

Слайд 22





Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена в условиях соревнований
	Мероприятия по управлению  состояниями спортсмена  называют секундированием, главной задачей секундирования является снижение психического напряжения.
Процесс секундирования включает в себя несколько этапов.
	*Первый этап -  Решается специальная задача — снижение общей психической активности и уровня бодрствования. 
Для этого необходимо провести сеанс релаксации, желательно в отдельном помещении (в условиях соревнований это редко возможно, поэтому такое мероприятие проводят в углу зала, просто в стороне от основного места соревнований...). Сглаживают неблагоприятное воздействие соревновательной обстановки приемами словесных формулировок (направленных на расслабление, успокоение и т. д.) или включением в процесс секундирования специального массажа (последовательное расслабление рук, ног, плеч, спины...), кроме того, часто используются заранее подготовленные магнитофонные записи (шум горного ручья, специальные речевые наговоры и т. п.).
	*Второй этап -   После сеанса релаксации, если еще есть время, спортсмену предлагается провести самостоятельный сеанс сюжетного представления. Он должен сам выбрать вариант, который позволяет:
 — как можно больше отвлечься от всего окружающего;
 — четко воссоздать представляемую обстановку, предметы, их расстановку, цвет и т. д.;
 — воспроизвести приятные чувства, которые спортсмен испытывает обычно в той ситуации.
	*Третий этап -   В заключение спортсмену делаются следующие внушения:
1) он должен быть спокоен и уверен в себе, работать с полной отдачей сил, полностью реализовать все, что заложено в подготовительном периоде, не сомневаться, что находится в прекрасной спортивной форме;
 2) ему следует напомнить о характере поведения при выходе на старт и на старте: твердый уверенный взгляд, четкие уверенные движения, раскованность и т. д.;
 3) ему необходимо поднять боевой дух (он должен неудержимо стремиться к борьбе, к победе, к успеху);
 4) ему следует напомнить о содержании деятельности (это зависит от вида спорта).
Описание слайда:
Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена в условиях соревнований Мероприятия по управлению состояниями спортсмена называют секундированием, главной задачей секундирования является снижение психического напряжения. Процесс секундирования включает в себя несколько этапов. *Первый этап - Решается специальная задача — снижение общей психической активности и уровня бодрствования. Для этого необходимо провести сеанс релаксации, желательно в отдельном помещении (в условиях соревнований это редко возможно, поэтому такое мероприятие проводят в углу зала, просто в стороне от основного места соревнований...). Сглаживают неблагоприятное воздействие соревновательной обстановки приемами словесных формулировок (направленных на расслабление, успокоение и т. д.) или включением в процесс секундирования специального массажа (последовательное расслабление рук, ног, плеч, спины...), кроме того, часто используются заранее подготовленные магнитофонные записи (шум горного ручья, специальные речевые наговоры и т. п.). *Второй этап - После сеанса релаксации, если еще есть время, спортсмену предлагается провести самостоятельный сеанс сюжетного представления. Он должен сам выбрать вариант, который позволяет: — как можно больше отвлечься от всего окружающего; — четко воссоздать представляемую обстановку, предметы, их расстановку, цвет и т. д.; — воспроизвести приятные чувства, которые спортсмен испытывает обычно в той ситуации. *Третий этап - В заключение спортсмену делаются следующие внушения: 1) он должен быть спокоен и уверен в себе, работать с полной отдачей сил, полностью реализовать все, что заложено в подготовительном периоде, не сомневаться, что находится в прекрасной спортивной форме; 2) ему следует напомнить о характере поведения при выходе на старт и на старте: твердый уверенный взгляд, четкие уверенные движения, раскованность и т. д.; 3) ему необходимо поднять боевой дух (он должен неудержимо стремиться к борьбе, к победе, к успеху); 4) ему следует напомнить о содержании деятельности (это зависит от вида спорта).

Слайд 23





4. Психопрофилактика и  психогигиена
Психопрофилактика - область медицинской психологии, занимающаяся выявлением и предупреждением нервно-психических и психосоматических (т.е. телесных, но вызванных воздействием психологических причин) заболеваний у спортсменов.
 Принято выделять четыре направления психопрофилактики: 
-оптимизация социально-психологических условий подготовки спортсмена,
-индивидуализация тренировочного процесса, 
-индивидуализация подготовки к соревнованиям, 
-обучение приемам саморегуляции.
Описание слайда:
4. Психопрофилактика и психогигиена Психопрофилактика - область медицинской психологии, занимающаяся выявлением и предупреждением нервно-психических и психосоматических (т.е. телесных, но вызванных воздействием психологических причин) заболеваний у спортсменов. Принято выделять четыре направления психопрофилактики: -оптимизация социально-психологических условий подготовки спортсмена, -индивидуализация тренировочного процесса, -индивидуализация подготовки к соревнованиям, -обучение приемам саморегуляции.

Слайд 24





	Психогигиена спорта – это область гигиены, разрабатывающая и осуществляющая мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья спортсменов.
	Психогигиена спорта – это область гигиены, разрабатывающая и осуществляющая мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья спортсменов.
	Главная задача психогигиены спорта – обеспечение психического здоровья спортсмена, что тесно связано с психологией личности спортсмена, психологией спортивного коллектива, психорегуляцией, психо-профилактикой и психотерапией.
Спортивная психогигиена - это система социальных и профессиональных мер, обеспечивающая здоровое и полноценное существование спортсмена в современном спорте высших достижений.
Описание слайда:
Психогигиена спорта – это область гигиены, разрабатывающая и осуществляющая мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья спортсменов. Психогигиена спорта – это область гигиены, разрабатывающая и осуществляющая мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья спортсменов. Главная задача психогигиены спорта – обеспечение психического здоровья спортсмена, что тесно связано с психологией личности спортсмена, психологией спортивного коллектива, психорегуляцией, психо-профилактикой и психотерапией. Спортивная психогигиена - это система социальных и профессиональных мер, обеспечивающая здоровое и полноценное существование спортсмена в современном спорте высших достижений.

Слайд 25






В современном спорте психологические нагрузки очень велики. В ряде случаев, соревнуясь на пределе человеческих возможностей, побеждают те, у кого крепче нервы, лучше эмоционально-волевая подготовленность, кто способен более качественно восстанавливать свою психическую работоспособность, устраняя избыточное нервно-психическое напряжение.
Необходимость постоянно преодолевать большие физические и психические нагрузки связана с повышенной нервно-психической активностью и эмоциональными стрессами.
Описание слайда:
В современном спорте психологические нагрузки очень велики. В ряде случаев, соревнуясь на пределе человеческих возможностей, побеждают те, у кого крепче нервы, лучше эмоционально-волевая подготовленность, кто способен более качественно восстанавливать свою психическую работоспособность, устраняя избыточное нервно-психическое напряжение. Необходимость постоянно преодолевать большие физические и психические нагрузки связана с повышенной нервно-психической активностью и эмоциональными стрессами.

Слайд 26






В целях психопрофилактики и психогигиены в спорте используются различные психофармакологические средства. Целесообразность их использования объясняется тем, что:
основное действие этих препаратов помогает нормализовать психо-вегетативные реакции;
они значительно повышают физическую и умственную работоспособности.
Психофармакологические средства делятся на пять групп:
1)  транквилизаторы   оказывают седативное, успокаивающее действие, снижают психическое напряжение, страх и тревогу, нормализуют психическое состояние и уменьшают вегетативные расстройства;
2)  антидепрессанты   (две разновидности): одни успокаивают и повышают настроение, другие стимулируют психическую активность;
3)  психостимуляторы   оказывают тонизирующее, энергизирующее действие и стимулируют мотивацию достижений;
4)  ноотропы   действуют на разум, улучшают деятельность высших психических функций, используются в качестве средств оптимизации умственной деятельности и повышения адаптации к длительным физическим нагрузкам;
5)  адаптогены   очень многочисленны, широко используются в народной медицине. Выделяют две группы адаптогенов:
а) преобладают экономизирующие свойства (препараты женьшеня, элеутерококка, золотого корня и др.);
б)  выражены стимулирующие свойства (препараты китайского лимонника, левзеи и др.).
Психофармакологические средства должны применяться по назначению врача в случаях необходимости, только в послесоревновательном или тренировочном периоде.
Описание слайда:
В целях психопрофилактики и психогигиены в спорте используются различные психофармакологические средства. Целесообразность их использования объясняется тем, что: основное действие этих препаратов помогает нормализовать психо-вегетативные реакции; они значительно повышают физическую и умственную работоспособности. Психофармакологические средства делятся на пять групп: 1) транквилизаторы оказывают седативное, успокаивающее действие, снижают психическое напряжение, страх и тревогу, нормализуют психическое состояние и уменьшают вегетативные расстройства; 2) антидепрессанты (две разновидности): одни успокаивают и повышают настроение, другие стимулируют психическую активность; 3) психостимуляторы оказывают тонизирующее, энергизирующее действие и стимулируют мотивацию достижений; 4) ноотропы действуют на разум, улучшают деятельность высших психических функций, используются в качестве средств оптимизации умственной деятельности и повышения адаптации к длительным физическим нагрузкам; 5) адаптогены очень многочисленны, широко используются в народной медицине. Выделяют две группы адаптогенов: а) преобладают экономизирующие свойства (препараты женьшеня, элеутерококка, золотого корня и др.); б) выражены стимулирующие свойства (препараты китайского лимонника, левзеи и др.). Психофармакологические средства должны применяться по назначению врача в случаях необходимости, только в послесоревновательном или тренировочном периоде.

Слайд 27





Литература
Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. – М.: - 2000 г.
Ильин Е.П. Психология спорта. – Спб.: - 2008.
Родионов А.В. Психология физической культуры и спорта. -  Academia. - 2010.
 Акимова Л.Н. Психология спорта: Курс лекций. – Одесса: Студия «Негоциант», 2004. 
Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры: Уч. пос. –СПб.: издательство «Центр карьеры», - 1999.
Кузьменко Г.А.  Психолого-педагогические основы спортивной подготовки детей 9-12 лет. – М.: Советский спорт, 2008.
Кузьменко Г.А. Методики развития социального, эмоционального и практического интеллекта юного спортсмена в системе значимых качеств личности: Уч. пос. – М.: Советский спорт, 2010.
Серова Л.К. Психология личности спортсмена: учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2007.
Алексеев А.В. «Психогогика». – Р/Д: «Феникс», 2004.
 Педагогическая библиотека URL: http://www.pedlib.ru/Books/4/0324/
Описание слайда:
Литература Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. – М.: - 2000 г. Ильин Е.П. Психология спорта. – Спб.: - 2008. Родионов А.В. Психология физической культуры и спорта. - Academia. - 2010. Акимова Л.Н. Психология спорта: Курс лекций. – Одесса: Студия «Негоциант», 2004. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры: Уч. пос. –СПб.: издательство «Центр карьеры», - 1999. Кузьменко Г.А. Психолого-педагогические основы спортивной подготовки детей 9-12 лет. – М.: Советский спорт, 2008. Кузьменко Г.А. Методики развития социального, эмоционального и практического интеллекта юного спортсмена в системе значимых качеств личности: Уч. пос. – М.: Советский спорт, 2010. Серова Л.К. Психология личности спортсмена: учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2007. Алексеев А.В. «Психогогика». – Р/Д: «Феникс», 2004. Педагогическая библиотека URL: http://www.pedlib.ru/Books/4/0324/



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию