🗊Презентация Пунктуация. Функции знаков препинания. (11 класс)

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Пунктуация. Функции знаков препинания. (11 класс), слайд №1Пунктуация. Функции знаков препинания. (11 класс), слайд №2Пунктуация. Функции знаков препинания. (11 класс), слайд №3Пунктуация. Функции знаков препинания. (11 класс), слайд №4Пунктуация. Функции знаков препинания. (11 класс), слайд №5Пунктуация. Функции знаков препинания. (11 класс), слайд №6Пунктуация. Функции знаков препинания. (11 класс), слайд №7Пунктуация. Функции знаков препинания. (11 класс), слайд №8Пунктуация. Функции знаков препинания. (11 класс), слайд №9Пунктуация. Функции знаков препинания. (11 класс), слайд №10Пунктуация. Функции знаков препинания. (11 класс), слайд №11Пунктуация. Функции знаков препинания. (11 класс), слайд №12Пунктуация. Функции знаков препинания. (11 класс), слайд №13Пунктуация. Функции знаков препинания. (11 класс), слайд №14Пунктуация. Функции знаков препинания. (11 класс), слайд №15Пунктуация. Функции знаков препинания. (11 класс), слайд №16Пунктуация. Функции знаков препинания. (11 класс), слайд №17Пунктуация. Функции знаков препинания. (11 класс), слайд №18

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Пунктуация. Функции знаков препинания. (11 класс). Доклад-сообщение содержит 18 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Принципы русской пунктуации.
Функции знаков препинания.
Описание слайда:
Принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания.

Слайд 2






Пунктуация (позднелат. punctuatio, от лат. punctum — точка), система знаков препинания в письменности какого-либо языка, правила их употребления; их расстановка в тексте; наряду с графикой и орфографией — основной элемент письменной речи.
Описание слайда:
Пунктуация (позднелат. punctuatio, от лат. punctum — точка), система знаков препинания в письменности какого-либо языка, правила их употребления; их расстановка в тексте; наряду с графикой и орфографией — основной элемент письменной речи.

Слайд 3






Известно, что до XV века в книгах не было знаков препинания. 
А сколько знаков препинания в системе русской пунктуации в настоящее время? 
Умеем ли мы пользоваться возможностями, которые предоставляет стройная система знаков препинания?
Описание слайда:
Известно, что до XV века в книгах не было знаков препинания. А сколько знаков препинания в системе русской пунктуации в настоящее время? Умеем ли мы пользоваться возможностями, которые предоставляет стройная система знаков препинания?

Слайд 4


Пунктуация. Функции знаков препинания. (11 класс), слайд №4
Описание слайда:

Слайд 5





Употребление знаков препинания обусловлено прежде всего строением предложения, его синтаксической структурой.
     Основным принципом, на котором строится современная русская пунктуация, является структурный (или синтаксический) принцип
Со структурой предложения связано употребление: 
точки, фиксирующей конец предложения; 
знаков между частями сложного предложения; 
знаков, выделяющих разнообразные конструкции в составе простого предложения (обособленные члены, однородные члены, обращения, вводные и др. конструкции). 
.
Описание слайда:
Употребление знаков препинания обусловлено прежде всего строением предложения, его синтаксической структурой. Основным принципом, на котором строится современная русская пунктуация, является структурный (или синтаксический) принцип Со структурой предложения связано употребление: точки, фиксирующей конец предложения; знаков между частями сложного предложения; знаков, выделяющих разнообразные конструкции в составе простого предложения (обособленные члены, однородные члены, обращения, вводные и др. конструкции). .

Слайд 6





Например:
        Известно,1 (что,2 (для того чтобы увидеть в лесу нужный гриб,3 птицу,4 притаив­шуюся в ветвях,5 птичье гнездо,6 орех на ветке —7 одним словом,8 всё),9 (что редко попадается и так или иначе прячется от глаз),10 надо держать в воображении то),11 (что ищешь).12 
      Здесь знаки препинания отражают структуру предложения: 
1 — запятая отделяет придаточное от главного;
 2 — запятая на стыке союзов при последователь­ном подчинении придаточных; 
2, 10— запятые выделяют придаточные внутри другого придаточного при последовательном подчинении; 
3, 6 — запятые разделяют однород­ные члены, связанные бессоюзно; 
4, 5 — запятые выделяют причастный оборот после определяемого слова;
 7 — тире после однородного ряда перед обобщающим словом;
 8 — за­пятая выделяет вводную конструкцию;
 9, 11 — запятые разделяют придаточные при последовательном  подчинении; 
12 — точка указывает на конец предложения.
Описание слайда:
Например: Известно,1 (что,2 (для того чтобы увидеть в лесу нужный гриб,3 птицу,4 притаив­шуюся в ветвях,5 птичье гнездо,6 орех на ветке —7 одним словом,8 всё),9 (что редко попадается и так или иначе прячется от глаз),10 надо держать в воображении то),11 (что ищешь).12 Здесь знаки препинания отражают структуру предложения: 1 — запятая отделяет придаточное от главного; 2 — запятая на стыке союзов при последователь­ном подчинении придаточных; 2, 10— запятые выделяют придаточные внутри другого придаточного при последовательном подчинении; 3, 6 — запятые разделяют однород­ные члены, связанные бессоюзно; 4, 5 — запятые выделяют причастный оборот после определяемого слова; 7 — тире после однородного ряда перед обобщающим словом; 8 — за­пятая выделяет вводную конструкцию; 9, 11 — запятые разделяют придаточные при последовательном  подчинении; 12 — точка указывает на конец предложения.

Слайд 7





Второй принцип, на котором основаны пунктуационные правила, — это принцип смысловой
Синтаксическое членение текста ( в том числе и отдельного предложения) связано с его смысловым членением и в большинстве случаев совпадает с ним. 
Однако часто случается и так, что смысловое членение речи подчиняет себе структурное и диктует ту или иную расстановку знаков препинания (их выбор или место).
Описание слайда:
Второй принцип, на котором основаны пунктуационные правила, — это принцип смысловой Синтаксическое членение текста ( в том числе и отдельного предложения) связано с его смысловым членением и в большинстве случаев совпадает с ним. Однако часто случается и так, что смысловое членение речи подчиняет себе структурное и диктует ту или иную расстановку знаков препинания (их выбор или место).

Слайд 8





Расставьте знаки препинания в следующей фразе (заголовок одной из статей газеты «Аргументы и факты»), чтобы получилось несколько вариантов смыслового содержания.
Хватит жевать давайте читать
Хватит! Жевать давайте, читать…
Хватит. Жевать? Давайте! Читать?
Хватит жевать – давайте читать. 
(Статья о необходимости внимательного изучения того, что написано на упаковке товара.)
Чем вы руководствовались при расстановке знаков препинания?
Какую функцию выполняет в этом предложении тире? 
Тире в БСП, во второй части выражено противопоставление по отношению к содержанию 1-й части (между частями можно вставить союз а, но).
Описание слайда:
Расставьте знаки препинания в следующей фразе (заголовок одной из статей газеты «Аргументы и факты»), чтобы получилось несколько вариантов смыслового содержания. Хватит жевать давайте читать Хватит! Жевать давайте, читать… Хватит. Жевать? Давайте! Читать? Хватит жевать – давайте читать. (Статья о необходимости внимательного изучения того, что написано на упаковке товара.) Чем вы руководствовались при расстановке знаков препинания? Какую функцию выполняет в этом предложении тире? Тире в БСП, во второй части выражено противопоставление по отношению к содержанию 1-й части (между частями можно вставить союз а, но).

Слайд 9





Смысловой принцип допускает и так называемые «авторские» знаки.
Например: 
Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волков (И. Тургенев). 
Первые две запятые — знаки «авторские», их не требует структура предложения. Но благодаря этому авторскому обособлению признаки, которые обозначаются обстоятельствами без хворостинки в руке, ночью, оказываются выделенными, подчёркнута их исключительность. 
При отсутствии запятых этот важный для автора оттенок значения исчезает.
Описание слайда:
Смысловой принцип допускает и так называемые «авторские» знаки. Например: Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волков (И. Тургенев). Первые две запятые — знаки «авторские», их не требует структура предложения. Но благодаря этому авторскому обособлению признаки, которые обозначаются обстоятельствами без хворостинки в руке, ночью, оказываются выделенными, подчёркнута их исключительность. При отсутствии запятых этот важный для автора оттенок значения исчезает.

Слайд 10





Русская пунктуация отчасти отражает и интонацию (и это третий, интонационный принцип).
Например, интонацией обусловлены:
 выбор точки или восклицательного знака в конце предложения (невосклицательная или восклицательная интонация), 
выбор запятой или восклицательного знака после обращения, 
постановка интонационного тире и др.
Описание слайда:
Русская пунктуация отчасти отражает и интонацию (и это третий, интонационный принцип). Например, интонацией обусловлены: выбор точки или восклицательного знака в конце предложения (невосклицательная или восклицательная интонация), выбор запятой или восклицательного знака после обращения, постановка интонационного тире и др.

Слайд 11





Однако буквального совпадения между знаками препинания и интонацией нет.
Это проявляется, с одной стороны, в том, что далеко не всем паузам соответствуют на письме знаки препинания, а с другой — в том, что запятая может употребляться там, где в устной речи паузы нет. 
Например: 
1) В предложении Краткие речи/всегда более содержательны/и способны вызвать /сильное впечатление (М. Горький) три паузы, а знаков препинания нет.
 2) В предложении Под мышкой мальчик нёс какой-то узел/ и, повернув к пристани,/ стал спускаться по узкой и крутой тропинке (М. Лермонтов) между союзом и и деепричастием повернув запятая есть, а пауза в устной речи отсутствует; наоборот, перед этим союзом есть пауза, а запятой нет.
Таким образом, современная пунктуация опирается и на структуру, и на смысл, и на интонационное членение речи в их взаимодействии.
Описание слайда:
Однако буквального совпадения между знаками препинания и интонацией нет. Это проявляется, с одной стороны, в том, что далеко не всем паузам соответствуют на письме знаки препинания, а с другой — в том, что запятая может употребляться там, где в устной речи паузы нет. Например: 1) В предложении Краткие речи/всегда более содержательны/и способны вызвать /сильное впечатление (М. Горький) три паузы, а знаков препинания нет. 2) В предложении Под мышкой мальчик нёс какой-то узел/ и, повернув к пристани,/ стал спускаться по узкой и крутой тропинке (М. Лермонтов) между союзом и и деепричастием повернув запятая есть, а пауза в устной речи отсутствует; наоборот, перед этим союзом есть пауза, а запятой нет. Таким образом, современная пунктуация опирается и на структуру, и на смысл, и на интонационное членение речи в их взаимодействии.

Слайд 12


Пунктуация. Функции знаков препинания. (11 класс), слайд №12
Описание слайда:

Слайд 13


Пунктуация. Функции знаков препинания. (11 класс), слайд №13
Описание слайда:

Слайд 14


Пунктуация. Функции знаков препинания. (11 класс), слайд №14
Описание слайда:

Слайд 15






 
Описание слайда:
 

Слайд 16


Пунктуация. Функции знаков препинания. (11 класс), слайд №16
Описание слайда:

Слайд 17


Пунктуация. Функции знаков препинания. (11 класс), слайд №17
Описание слайда:

Слайд 18





Прочитайте текст. Выделите грамматическую основу предложения, укажите, чем она выражена. Объясните постановку знаков препинания и укажите их функцию.
1. Россия не только государство... 2. Она – сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега. 3. Не засверкала еще в отточенных и ограненных понятиях в своем своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. 4. Она вся еще в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных органических возможностях.5. Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.6. Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия – меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов ветреных и цветущих.7. Россия – это бесконечные снега, над которыми поют мертвые серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными веснами выходят темные фиалки, синие подснежники. <…>8. Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые… таятся в ее глухих недрах.9. Россия есть страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима – Византии, второго Рима. 10. И придают России неслыханную красоту, запечатленную в русском искусстве. <...>
Описание слайда:
Прочитайте текст. Выделите грамматическую основу предложения, укажите, чем она выражена. Объясните постановку знаков препинания и укажите их функцию. 1. Россия не только государство... 2. Она – сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега. 3. Не засверкала еще в отточенных и ограненных понятиях в своем своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. 4. Она вся еще в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных органических возможностях.5. Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.6. Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия – меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов ветреных и цветущих.7. Россия – это бесконечные снега, над которыми поют мертвые серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными веснами выходят темные фиалки, синие подснежники. <…>8. Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые… таятся в ее глухих недрах.9. Россия есть страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима – Византии, второго Рима. 10. И придают России неслыханную красоту, запечатленную в русском искусстве. <...>



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию