🗊Презентация Раздел языкознания фонетика

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Раздел языкознания фонетика, слайд №1Раздел языкознания фонетика, слайд №2Раздел языкознания фонетика, слайд №3Раздел языкознания фонетика, слайд №4Раздел языкознания фонетика, слайд №5Раздел языкознания фонетика, слайд №6Раздел языкознания фонетика, слайд №7Раздел языкознания фонетика, слайд №8Раздел языкознания фонетика, слайд №9Раздел языкознания фонетика, слайд №10Раздел языкознания фонетика, слайд №11Раздел языкознания фонетика, слайд №12Раздел языкознания фонетика, слайд №13Раздел языкознания фонетика, слайд №14Раздел языкознания фонетика, слайд №15Раздел языкознания фонетика, слайд №16Раздел языкознания фонетика, слайд №17Раздел языкознания фонетика, слайд №18Раздел языкознания фонетика, слайд №19Раздел языкознания фонетика, слайд №20Раздел языкознания фонетика, слайд №21Раздел языкознания фонетика, слайд №22Раздел языкознания фонетика, слайд №23Раздел языкознания фонетика, слайд №24Раздел языкознания фонетика, слайд №25Раздел языкознания фонетика, слайд №26Раздел языкознания фонетика, слайд №27Раздел языкознания фонетика, слайд №28Раздел языкознания фонетика, слайд №29Раздел языкознания фонетика, слайд №30Раздел языкознания фонетика, слайд №31Раздел языкознания фонетика, слайд №32Раздел языкознания фонетика, слайд №33Раздел языкознания фонетика, слайд №34Раздел языкознания фонетика, слайд №35Раздел языкознания фонетика, слайд №36Раздел языкознания фонетика, слайд №37Раздел языкознания фонетика, слайд №38Раздел языкознания фонетика, слайд №39Раздел языкознания фонетика, слайд №40Раздел языкознания фонетика, слайд №41Раздел языкознания фонетика, слайд №42Раздел языкознания фонетика, слайд №43Раздел языкознания фонетика, слайд №44Раздел языкознания фонетика, слайд №45Раздел языкознания фонетика, слайд №46

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Раздел языкознания фонетика. Доклад-сообщение содержит 46 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Повторяем
фонетику
Описание слайда:
Повторяем фонетику

Слайд 2





Фонетика -
	раздел языкознания, который изучает звуковую сторону языка, т. е. способы образования и изменения звуков в речи, а также их акустические свойства.
Описание слайда:
Фонетика - раздел языкознания, который изучает звуковую сторону языка, т. е. способы образования и изменения звуков в речи, а также их акустические свойства.

Слайд 3


Раздел языкознания фонетика, слайд №3
Описание слайда:

Слайд 4






Букв или звуков больше в русском языке? Аргументируйте свой ответ. 

В русском языке звуков больше, чем букв: соответственно – 42 звука, 33 буквы, из которых Ъ и Ь не используются для обозначения звуков, для обозначения парных твердых и мягких согласных используется одна и та же буква (ср. мэр – мир).
Описание слайда:
Букв или звуков больше в русском языке? Аргументируйте свой ответ. В русском языке звуков больше, чем букв: соответственно – 42 звука, 33 буквы, из которых Ъ и Ь не используются для обозначения звуков, для обозначения парных твердых и мягких согласных используется одна и та же буква (ср. мэр – мир).

Слайд 5





Гласные 
		Гласный звук состоит только из голоса.
		В русском языке имеется шесть основных гласных звуков, которые выделяются под ударением: [а], [о], [э], [у],[и], [ы]. 
		Например: сад [сат], сон [сон], эхо [эха], [суп], пил [п'ил], сыр [сыр].
Описание слайда:
Гласные Гласный звук состоит только из голоса. В русском языке имеется шесть основных гласных звуков, которые выделяются под ударением: [а], [о], [э], [у],[и], [ы]. Например: сад [сат], сон [сон], эхо [эха], [суп], пил [п'ил], сыр [сыр].

Слайд 6


Раздел языкознания фонетика, слайд №6
Описание слайда:

Слайд 7





1. Определите, сколько раз встречается звук[а] в следующем предложении?
	Я люблю свою лошадку.


	[j а  л убл у сваj у лашатку].
Описание слайда:
1. Определите, сколько раз встречается звук[а] в следующем предложении? Я люблю свою лошадку. [j а л убл у сваj у лашатку].

Слайд 8





2. Определите, сколько раз встречается звук [ы] в следующем стихотворении?
	Аист жил у нас на крыше,
	А в подвале жили мыши.

	 [жыл], [крышы ],
	 [жыли],  [мышы].
Описание слайда:
2. Определите, сколько раз встречается звук [ы] в следующем стихотворении? Аист жил у нас на крыше, А в подвале жили мыши. [жыл], [крышы ], [жыли], [мышы].

Слайд 9





3. Сколько общих звукоа всловах ЗАВОД и ЗОВЁТ
	[зав от] и [завот]
	различаются мягкость\твёрдостью
	согласного [В].
Описание слайда:
3. Сколько общих звукоа всловах ЗАВОД и ЗОВЁТ [зав от] и [завот] различаются мягкость\твёрдостью согласного [В].

Слайд 10





Согласные
		Согласный звук состоит из голоса и шума или только из шума.
	В составе русского языка 36 согласных звуков: [б], [б'], [п], [п'], [в], [в'], [ф], [ф'], [г], [г'], [к], [к'], [д], [д'], [т], [т'], [з], [з'], [с], [с'], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'], [х], [х'], [ж], [ш], [ц], [ч'], [щ'], [й']
Описание слайда:
Согласные Согласный звук состоит из голоса и шума или только из шума. В составе русского языка 36 согласных звуков: [б], [б'], [п], [п'], [в], [в'], [ф], [ф'], [г], [г'], [к], [к'], [д], [д'], [т], [т'], [з], [з'], [с], [с'], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'], [х], [х'], [ж], [ш], [ц], [ч'], [щ'], [й']

Слайд 11





Звонкие и глухие согласные звуки
Описание слайда:
Звонкие и глухие согласные звуки

Слайд 12





Звонкие и глухие согласные
Описание слайда:
Звонкие и глухие согласные

Слайд 13





Сильные и слабые позиции звуков
Описание слайда:
Сильные и слабые позиции звуков

Слайд 14





Обозначение звонких и глухих  согласных на письме.
     Сравните, какой звук обозначает буква Д в словах САДЫ, САД и ПОСАДКА.
     САДЫ		САД			ПОСАДКА
    [сады]		[сат]			[пасатка]
 
    
В русском языке звонкие согласные могут заменяться парными им глухими согласными на конце слова или перед глухим согласным. Этот процесс называется оглушением.
Описание слайда:
Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Сравните, какой звук обозначает буква Д в словах САДЫ, САД и ПОСАДКА. САДЫ САД ПОСАДКА [сады] [сат] [пасатка] В русском языке звонкие согласные могут заменяться парными им глухими согласными на конце слова или перед глухим согласным. Этот процесс называется оглушением.

Слайд 15





	Звонкие согласные на конце слов и перед глухими оглушаются – заменяются парными глухими; глухие согласные в позиции перед звонкими согласными озвончаются – заменяются парными звонкими. При этом могут возникать слова-омофоны, совпадающими по звучанию, на различные по написанию ( [прут] – это ПРУД и ПРУТ)
	Звонкие согласные на конце слов и перед глухими оглушаются – заменяются парными глухими; глухие согласные в позиции перед звонкими согласными озвончаются – заменяются парными звонкими. При этом могут возникать слова-омофоны, совпадающими по звучанию, на различные по написанию ( [прут] – это ПРУД и ПРУТ)
Описание слайда:
Звонкие согласные на конце слов и перед глухими оглушаются – заменяются парными глухими; глухие согласные в позиции перед звонкими согласными озвончаются – заменяются парными звонкими. При этом могут возникать слова-омофоны, совпадающими по звучанию, на различные по написанию ( [прут] – это ПРУД и ПРУТ) Звонкие согласные на конце слов и перед глухими оглушаются – заменяются парными глухими; глухие согласные в позиции перед звонкими согласными озвончаются – заменяются парными звонкими. При этом могут возникать слова-омофоны, совпадающими по звучанию, на различные по написанию ( [прут] – это ПРУД и ПРУТ)

Слайд 16





1. Сколько русских слов можно составить из звуков [Г], [Р], [Т ], [У] так, чтобы каждый звук был использован, и притом только один раз?
	А. ни одного
	Б. одно
	В. два
	Г. три
	Д. четыре
	как ГРУ[С  ]Т звучат слова 
	груздь и грусть
Описание слайда:
1. Сколько русских слов можно составить из звуков [Г], [Р], [Т ], [У] так, чтобы каждый звук был использован, и притом только один раз? А. ни одного Б. одно В. два Г. три Д. четыре как ГРУ[С ]Т звучат слова груздь и грусть

Слайд 17





2. Найдите четвёртое лишнее слово: зодчий, редька, след, усадьба.
	Лишнее слово УСАДЬБА,
	т.к. только в нём буква Д 
	обозначает звонкий 
	звук [Д ], в остальных трёх 
	словах [Д], оглушаясь, 
	звучит, как [Т].
Описание слайда:
2. Найдите четвёртое лишнее слово: зодчий, редька, след, усадьба. Лишнее слово УСАДЬБА, т.к. только в нём буква Д обозначает звонкий звук [Д ], в остальных трёх словах [Д], оглушаясь, звучит, как [Т].

Слайд 18





Обозначение звонких и глухих согласных на письме.
    С глухими согласными в словах может происходить противоположное явление. В позиции перед звонкими согласными глухие согласные могут заменяться на парные звонкие, то есть озвончаться.
        просить			просьба
       [прас , ит , ]			[проз , ба]
Шалаш  был  рядом  с  домом.
            [ж]                           [з]
Описание слайда:
Обозначение звонких и глухих согласных на письме. С глухими согласными в словах может происходить противоположное явление. В позиции перед звонкими согласными глухие согласные могут заменяться на парные звонкие, то есть озвончаться. просить просьба [прас , ит , ] [проз , ба] Шалаш был рядом с домом. [ж] [з]

Слайд 19





1. Какие звуки может обозначать буква С?
[с] – [сам], [с ] [с ила], [з] – [зб ил] (сбил),
[з ] – [проз ба]; в сочетаниях с 
шипящими: [ш] – [шшыла] 
(сшила), [ж] – [жжымал] (сжимал),
[щ] – [щ от] (счёт).
Описание слайда:
1. Какие звуки может обозначать буква С? [с] – [сам], [с ] [с ила], [з] – [зб ил] (сбил), [з ] – [проз ба]; в сочетаниях с шипящими: [ш] – [шшыла] (сшила), [ж] – [жжымал] (сжимал), [щ] – [щ от] (счёт).

Слайд 20





Следующие сочетания букв имеют непроизносимый согласный
СТН = [СН]: грустный
ЗДН = [ЗН]: звёздный
РДЦ = [РЦ]: сердце
ЛНЦ = [НЦ]: солнце
Описание слайда:
Следующие сочетания букв имеют непроизносимый согласный СТН = [СН]: грустный ЗДН = [ЗН]: звёздный РДЦ = [РЦ]: сердце ЛНЦ = [НЦ]: солнце

Слайд 21





Некоторые сочетания согласных имеют особенности произношения
СЧ, ЖЧ, СЩ, ЗЩ, ЗЧ

			[Щ  ]
Расчёска, перебежчик,
расщедриться
Описание слайда:
Некоторые сочетания согласных имеют особенности произношения СЧ, ЖЧ, СЩ, ЗЩ, ЗЧ [Щ ] Расчёска, перебежчик, расщедриться

Слайд 22





Некоторые сочетания согласных имеют особенности произношения
СШ, ЗШ
			бесшумный, 
    [Ш]     без шарфика
СЖ, ЗЖ

    [Ж]      сжечь,
			без жалости
Описание слайда:
Некоторые сочетания согласных имеют особенности произношения СШ, ЗШ бесшумный, [Ш] без шарфика СЖ, ЗЖ [Ж] сжечь, без жалости

Слайд 23





Некоторые сочетания согласных имеют особенности произношения
ТС(я), ТЬС(я), ДС, ТЦ, ДЦ
			
			     
			      [Ц]
Учится, учиться, 
уродство, братцы, сердце
Описание слайда:
Некоторые сочетания согласных имеют особенности произношения ТС(я), ТЬС(я), ДС, ТЦ, ДЦ [Ц] Учится, учиться, уродство, братцы, сердце

Слайд 24





Укажите, сколько раз встречается звук [Т] в предложении:
	Документ подписан директором.
Описание слайда:
Укажите, сколько раз встречается звук [Т] в предложении: Документ подписан директором.

Слайд 25





Укажите, сколько раз встречается звук [З] в предложении:
	Зина обратилась с просьбой к Лизе.
Описание слайда:
Укажите, сколько раз встречается звук [З] в предложении: Зина обратилась с просьбой к Лизе.

Слайд 26





Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов
	Ноль, муж, суд, торг, ель
Лён, шум, туз, крот, лей
Описание слайда:
Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов Ноль, муж, суд, торг, ель Лён, шум, туз, крот, лей

Слайд 27





Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов
	Лог, счёт, шей, ожёг, лось, люк, шёл, лей, лёд, лён
	Кол, тощ, ешь, кожа, сёл, куль, ложь, ель, толь, ноль
Описание слайда:
Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов Лог, счёт, шей, ожёг, лось, люк, шёл, лей, лёд, лён Кол, тощ, ешь, кожа, сёл, куль, ложь, ель, толь, ноль

Слайд 28





Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я
    Буквы Е, Ё, Ю,Я обозначают согласный [й,] и гласные [o], [э], [у], [a] если они находятся:
в начале слова;
после Ь и Ъ разделительного знака;
после гласных букв.
Юла - [й,ула]
Маяк - [май,ак]
Поют  - [пай,ут]
Вьюга - [в,й,уга]
Подъём - [падй,ом]
Описание слайда:
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я Буквы Е, Ё, Ю,Я обозначают согласный [й,] и гласные [o], [э], [у], [a] если они находятся: в начале слова; после Ь и Ъ разделительного знака; после гласных букв. Юла - [й,ула] Маяк - [май,ак] Поют - [пай,ут] Вьюга - [в,й,уга] Подъём - [падй,ом]

Слайд 29





В каком из слов количество букв совпадает с количеством звуков?
	А. приятно
	Б. грустный
	В. соль
	Г. ехать
	Д. юг
Описание слайда:
В каком из слов количество букв совпадает с количеством звуков? А. приятно Б. грустный В. соль Г. ехать Д. юг

Слайд 30





Догадайтесь, какие слова в транскрипции выглядят следующим образом.
	[баица], [м эснас т ], [б эзна], [рацтво], 
	[л ох к иj ], [адгатка], [игзам ин], 
	[лошк и], [дроп ], [поj ист], 
	[пач иркн и], [фтарова], [п итну], 
	[j изык], [j эл н ик]
	боится, местность, бездна, родство, лёгкий, отгадка, экзамен, ложки, дробь, поезд, подчеркни, второго, пятно, язык
Описание слайда:
Догадайтесь, какие слова в транскрипции выглядят следующим образом. [баица], [м эснас т ], [б эзна], [рацтво], [л ох к иj ], [адгатка], [игзам ин], [лошк и], [дроп ], [поj ист], [пач иркн и], [фтарова], [п итну], [j изык], [j эл н ик] боится, местность, бездна, родство, лёгкий, отгадка, экзамен, ложки, дробь, поезд, подчеркни, второго, пятно, язык

Слайд 31





Какие звуки обозначает буква Г в словах:
Какие звуки обозначает буква Г в словах:
газета, сегодня, лёгкий, герой, друг? 
[г] азета, се[в]одня, лё[х]кий, [г’]ерой, дру[к].
Описание слайда:
Какие звуки обозначает буква Г в словах: Какие звуки обозначает буква Г в словах: газета, сегодня, лёгкий, герой, друг? [г] азета, се[в]одня, лё[х]кий, [г’]ерой, дру[к].

Слайд 32





В слове  ночь  гласный О – исконный (в древнерусском языке ночь), а  в слове рожь на месте гласного  О  был  раньше другой звук, более краткий  в произношении  -  редуцированный  Ъ (в древнерусском языке  ръжь).
В слове  ночь  гласный О – исконный (в древнерусском языке ночь), а  в слове рожь на месте гласного  О  был  раньше другой звук, более краткий  в произношении  -  редуцированный  Ъ (в древнерусском языке  ръжь).
Разделите  данные ниже слова на две группы:
	- c  исконным   русским  О;
	- с гласным  О, возникшим из древнего сверхкратного  Ъ. Свой ответ объясните.
   
      сон, сок, вол, мох, рот, кость, ложь, лоб, конь, дочь
Описание слайда:
В слове ночь гласный О – исконный (в древнерусском языке ночь), а в слове рожь на месте гласного О был раньше другой звук, более краткий в произношении - редуцированный Ъ (в древнерусском языке ръжь). В слове ночь гласный О – исконный (в древнерусском языке ночь), а в слове рожь на месте гласного О был раньше другой звук, более краткий в произношении - редуцированный Ъ (в древнерусском языке ръжь). Разделите данные ниже слова на две группы: - c исконным русским О; - с гласным О, возникшим из древнего сверхкратного Ъ. Свой ответ объясните. сон, сок, вол, мох, рот, кость, ложь, лоб, конь, дочь

Слайд 33





Слова с исконным О:        Слова с гласным     О на месте 				       бывшего редуцированного Ъ
Слова с исконным О:        Слова с гласным     О на месте 				       бывшего редуцированного Ъ
	сок (сока)                                сон (сна)
	вол (вола)                               мох (мха)
	дом (дома)                              рот (рта)
	кость (кости)                          ложь (лжи)
	конь (коня)                             лоб (лба)
                                                дочь (дочери, но 				       падчерица, дщерь)
Описание слайда:
Слова с исконным О: Слова с гласным О на месте бывшего редуцированного Ъ Слова с исконным О: Слова с гласным О на месте бывшего редуцированного Ъ сок (сока) сон (сна) вол (вола) мох (мха) дом (дома) рот (рта) кость (кости) ложь (лжи) конь (коня) лоб (лба) дочь (дочери, но падчерица, дщерь)

Слайд 34





НЕПОЛНОГЛА́СИЕ-
	оро // ра
	оло // ла
	ёре // ре
Описание слайда:
НЕПОЛНОГЛА́СИЕ- оро // ра оло // ла ёре // ре

Слайд 35





Найдите слова с неполногласными сочетаниями.
1. В пещере старец; ясный вид, спокойный взор, брада седая. 
2. Давно пора бы мне подумать о младой княжне и об ужасном Черноморе.
3. Одна (дева) поближе подошла; княжне воздушными перстами златую косу заплела.
4. Все их громко величают и царевича венчают княжей шапкой и главой возглашают над собой.
Описание слайда:
Найдите слова с неполногласными сочетаниями. 1. В пещере старец; ясный вид, спокойный взор, брада седая. 2. Давно пора бы мне подумать о младой княжне и об ужасном Черноморе. 3. Одна (дева) поближе подошла; княжне воздушными перстами златую косу заплела. 4. Все их громко величают и царевича венчают княжей шапкой и главой возглашают над собой.

Слайд 36





Проверяем
Описание слайда:
Проверяем

Слайд 37





По чьей инициативе в русском языке появилась буква Ё: кн. Е. Р. Дашковой, Н. М. Карамзина или Г. Р. Державина?
По инициативе кн. Е. Р. Дашковой. 18/ 29 ноября 1783 г. в доме директора Петербургской академии наук княгини Е. Р. Дашковой в присутствии выдающихся литераторов учёных Г. Р. Державина, Д. И. Фонвизина, Я. Б. Княжнина, И. И. Лепехина и др. Екатерина Романовна (Дашкова) при обсуждении проекта первого в нашей истории толкового словаря – шеститомного Словаря Академии Российской, вдруг спросила мужей науки, а почему слово «ёлка» у нас пишется «iолка». И почему это нужно один звук, кстати, очень частый в языке к тому времени, изображать двумя буквами? А не лучше ли ввести новую букву Ё, которая и была тут же рукою княгини начертана. Научный авторитет кн. Дашковой был очень высок и возразивших не оказалось. Так этот день стал днём рождения новой русской буквы.
Описание слайда:
По чьей инициативе в русском языке появилась буква Ё: кн. Е. Р. Дашковой, Н. М. Карамзина или Г. Р. Державина? По инициативе кн. Е. Р. Дашковой. 18/ 29 ноября 1783 г. в доме директора Петербургской академии наук княгини Е. Р. Дашковой в присутствии выдающихся литераторов учёных Г. Р. Державина, Д. И. Фонвизина, Я. Б. Княжнина, И. И. Лепехина и др. Екатерина Романовна (Дашкова) при обсуждении проекта первого в нашей истории толкового словаря – шеститомного Словаря Академии Российской, вдруг спросила мужей науки, а почему слово «ёлка» у нас пишется «iолка». И почему это нужно один звук, кстати, очень частый в языке к тому времени, изображать двумя буквами? А не лучше ли ввести новую букву Ё, которая и была тут же рукою княгини начертана. Научный авторитет кн. Дашковой был очень высок и возразивших не оказалось. Так этот день стал днём рождения новой русской буквы.

Слайд 38





Назовите первое слово, напечатанное с буквой Ё. Когда это произошло и в произведении какого автора?
Слово всё в книге И. И. Дмитриева «И мои безделки» (1795). Тиражирование буквы Ё печатным станком состоялось в 1795 г. в Московской университетской типографии у Х. Ридигера и Х. А. Клаудия при издании книги «И мои безделки» Ивана Ивановича Дмитриева – поэта, баснописца и к тому же обер-прокурора Сената, а потом министра юстиции. Первым словом, напечатанным с Ё, было слово «всё». Затем последовали слова: огонёк, пенёк, безсмёртна, василёчик. В 1796 г. в той же типографии Н. М. Карамзин в первой книжке «Аонид» с буквой Ё печатает: зарёю, орёл, мотылёк, слёзы и первый глагол с Ё «потёк». В Большой Советской энциклопедии написано, что «изобретателем» буквы Ё был Н. М. Карамзин и тиражировать эту букву он начал в 1797 году. Увы, эта ошибка просуществовала добрую сотню лет.
Описание слайда:
Назовите первое слово, напечатанное с буквой Ё. Когда это произошло и в произведении какого автора? Слово всё в книге И. И. Дмитриева «И мои безделки» (1795). Тиражирование буквы Ё печатным станком состоялось в 1795 г. в Московской университетской типографии у Х. Ридигера и Х. А. Клаудия при издании книги «И мои безделки» Ивана Ивановича Дмитриева – поэта, баснописца и к тому же обер-прокурора Сената, а потом министра юстиции. Первым словом, напечатанным с Ё, было слово «всё». Затем последовали слова: огонёк, пенёк, безсмёртна, василёчик. В 1796 г. в той же типографии Н. М. Карамзин в первой книжке «Аонид» с буквой Ё печатает: зарёю, орёл, мотылёк, слёзы и первый глагол с Ё «потёк». В Большой Советской энциклопедии написано, что «изобретателем» буквы Ё был Н. М. Карамзин и тиражировать эту букву он начал в 1797 году. Увы, эта ошибка просуществовала добрую сотню лет.

Слайд 39






Исчезновение ѣ из русского произношения и письма
Описание слайда:
Исчезновение ѣ из русского произношения и письма

Слайд 40






Исчезновение ѣ из русского произношения и письма

В текстах XVII века «ять» иногда смешивается с е в безударном положении, но никогда — под ударением. Безоговорочное сохранение ятя после петровской реформы азбуки 1708 года указывает, что выговор букв «е» и «ѣ» тогда ещё оставался различимым. Уже Тредиаковский в XVIII веке ратует за упразднение ятя. Сохранилось предание, что поздне́е Николай I обдумывал, не стоит ли упразднить эту букву, но был остановлен замечанием Греча, ответившего на его вопрос о назначении буквы: «Это знак отличия грамотных от неграмотных». Проект реформы орфографии 1911 года, выработанный Императорской Академией наук, был законсервирован высочайшим повелением Николая II. Буква «ять» осталась на время кошмаром русских школьников: от трудности усвоения длинного списка слов, несмотря на запоминание мнемонических стихов, очевидно, и появилась поговорка «выучить на ять».
Мнемо́ника (греч. τα μνημονιχα — искусство запоминания)
Описание слайда:
Исчезновение ѣ из русского произношения и письма В текстах XVII века «ять» иногда смешивается с е в безударном положении, но никогда — под ударением. Безоговорочное сохранение ятя после петровской реформы азбуки 1708 года указывает, что выговор букв «е» и «ѣ» тогда ещё оставался различимым. Уже Тредиаковский в XVIII веке ратует за упразднение ятя. Сохранилось предание, что поздне́е Николай I обдумывал, не стоит ли упразднить эту букву, но был остановлен замечанием Греча, ответившего на его вопрос о назначении буквы: «Это знак отличия грамотных от неграмотных». Проект реформы орфографии 1911 года, выработанный Императорской Академией наук, был законсервирован высочайшим повелением Николая II. Буква «ять» осталась на время кошмаром русских школьников: от трудности усвоения длинного списка слов, несмотря на запоминание мнемонических стихов, очевидно, и появилась поговорка «выучить на ять». Мнемо́ника (греч. τα μνημονιχα — искусство запоминания)

Слайд 41





Реформа орфографии была объявлена несколькими циркулярами Временного правительства летом 1917 года (на новое правописание с начала учебного года переводилась школа), подтверждёнными декретом советской власти от 23 декабря 1917 года; делопроизводство и пресса на новое правописание были переведены декретом 1918 года.
Реформа орфографии была объявлена несколькими циркулярами Временного правительства летом 1917 года (на новое правописание с начала учебного года переводилась школа), подтверждёнными декретом советской власти от 23 декабря 1917 года; делопроизводство и пресса на новое правописание были переведены декретом 1918 года.
В обыденном же сознании реформа (и упразднение ятя, как самый яркий её пункт) прочно соединилась с делами большевиков, так что буква «ѣ» стала чуть ли не символом белой интеллигенции (фактически среди сторонников её упразднения, участвовавших в разработке проекта 1911 г., было немало представителей правых академических кругов, в том числе член Союза русского народа академик А. И. Соболевский). Эмигрантские издания (кроме троцкистских и т. п.) в подавляющем большинстве печатались по-старому вплоть до Второй мировой войны, а небольшая часть их сохраняет дореформенную орфографию и после неё, вплоть до конца ХХ века (особенно в книгах церковных издательств).
Описание слайда:
Реформа орфографии была объявлена несколькими циркулярами Временного правительства летом 1917 года (на новое правописание с начала учебного года переводилась школа), подтверждёнными декретом советской власти от 23 декабря 1917 года; делопроизводство и пресса на новое правописание были переведены декретом 1918 года. Реформа орфографии была объявлена несколькими циркулярами Временного правительства летом 1917 года (на новое правописание с начала учебного года переводилась школа), подтверждёнными декретом советской власти от 23 декабря 1917 года; делопроизводство и пресса на новое правописание были переведены декретом 1918 года. В обыденном же сознании реформа (и упразднение ятя, как самый яркий её пункт) прочно соединилась с делами большевиков, так что буква «ѣ» стала чуть ли не символом белой интеллигенции (фактически среди сторонников её упразднения, участвовавших в разработке проекта 1911 г., было немало представителей правых академических кругов, в том числе член Союза русского народа академик А. И. Соболевский). Эмигрантские издания (кроме троцкистских и т. п.) в подавляющем большинстве печатались по-старому вплоть до Второй мировой войны, а небольшая часть их сохраняет дореформенную орфографию и после неё, вплоть до конца ХХ века (особенно в книгах церковных издательств).

Слайд 42





По мнению критиков реформы, упразднение буквы «ять» нанесло определённый ущерб удобочитаемости русского текста:
По мнению критиков реформы, упразднение буквы «ять» нанесло определённый ущерб удобочитаемости русского текста:
ять был одной из немногих букв, графически разбивающих монотонность строки;
с упразднением ятя стали омонимами многие слова от разных корней с «е» и «ѣ»: ѣсть («принимать пищу») и есть (ед. ч. 3-е лицо глагола «быть»), лечу (по воздуху) и лѣчу (людей), синѣ́е и си́нее, вѣ́дѣніе и веде́ніе, и т. п.; частично эти совпадения компенсируются расстановкой (при необходимости) ударений и точек над «ё»: всѣ «все» — все «всё».
Описание слайда:
По мнению критиков реформы, упразднение буквы «ять» нанесло определённый ущерб удобочитаемости русского текста: По мнению критиков реформы, упразднение буквы «ять» нанесло определённый ущерб удобочитаемости русского текста: ять был одной из немногих букв, графически разбивающих монотонность строки; с упразднением ятя стали омонимами многие слова от разных корней с «е» и «ѣ»: ѣсть («принимать пищу») и есть (ед. ч. 3-е лицо глагола «быть»), лечу (по воздуху) и лѣчу (людей), синѣ́е и си́нее, вѣ́дѣніе и веде́ніе, и т. п.; частично эти совпадения компенсируются расстановкой (при необходимости) ударений и точек над «ё»: всѣ «все» — все «всё».

Слайд 43






Алфавит

До революции русский алфавит насчитывал 35, а не 33 буквы, как сейчас. В него входили следующие буквы:
А а   Б б   В в   Г г   Д д   Е е   Ж ж 
З з    И и   І і    К к   Л л   М м  Н н 
О о   П п   Рр  С с   Т т     У у    Ф ф 
Х х    Ц ц  Чч  Шш   Щщ  Ъ ъ    Ы ы 
Ь ь    Ѣѣ   Ээ  Юю   Я я    Ѳ ѳ    Ѵ ѵ
Описание слайда:
Алфавит До революции русский алфавит насчитывал 35, а не 33 буквы, как сейчас. В него входили следующие буквы: А а Б б В в Г г Д д Е е Ж ж З з И и І і К к Л л М м Н н О о П п Рр С с Т т У у Ф ф Х х Ц ц Чч Шш Щщ Ъ ъ Ы ы Ь ь Ѣѣ Ээ Юю Я я Ѳ ѳ Ѵ ѵ

Слайд 44





А а   Б б   В в   Г г   Д д   Е е   Ж ж 
А а   Б б   В в   Г г   Д д   Е е   Ж ж 
З з    И и   І і    К к   Л л   М м  Н н 
О о   П п   Рр  С с   Т т     У у    Ф ф 
Х х    Ц ц  Чч  Шш   Щщ  Ъ ъ    Ы ы 
Ь ь    Ѣѣ    Ээ    Юю    Я я     Ѳ ѳ      Ѵ ѵ
Названия букв русского дореформенного алфавита (написание современное): аз, буки, веди, глаголь, добро, есть, живете, земля, иже, и десятери́чное, како, люди, мыслете, наш, он, покой, рцы, слово, твёрдо, ук, ферт, хер, цы, червь, ша, ща, ер, еры́, ерь, ять, э, ю, я, фита́, и́жица.
Описание слайда:
А а Б б В в Г г Д д Е е Ж ж А а Б б В в Г г Д д Е е Ж ж З з И и І і К к Л л М м Н н О о П п Рр С с Т т У у Ф ф Х х Ц ц Чч Шш Щщ Ъ ъ Ы ы Ь ь Ѣѣ Ээ Юю Я я Ѳ ѳ Ѵ ѵ Названия букв русского дореформенного алфавита (написание современное): аз, буки, веди, глаголь, добро, есть, живете, земля, иже, и десятери́чное, како, люди, мыслете, наш, он, покой, рцы, слово, твёрдо, ук, ферт, хер, цы, червь, ша, ща, ер, еры́, ерь, ять, э, ю, я, фита́, и́жица.

Слайд 45





Произношение упразднённых букв

Буква i читалась как «и».
Буква ѣ читалась как «е».
Буква ѳ читалась как «ф».
Буква ѵ читалась как «и».
Буква ъ на конце слов не читалась.
Таким образом, для звука [ф] имелось две буквы — ф и ѳ, для звукосочетания [йэ] также имелось две буквы — е и ѣ, а для звука [и] — три буквы — и, і и ѵ.
Описание слайда:
Произношение упразднённых букв Буква i читалась как «и». Буква ѣ читалась как «е». Буква ѳ читалась как «ф». Буква ѵ читалась как «и». Буква ъ на конце слов не читалась. Таким образом, для звука [ф] имелось две буквы — ф и ѳ, для звукосочетания [йэ] также имелось две буквы — е и ѣ, а для звука [и] — три буквы — и, і и ѵ.

Слайд 46





Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие.
Описание слайда:
Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию