🗊Презентация Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках

Нажмите для полного просмотра!
Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №1Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №2Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №3Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №4Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №5Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №6Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №7Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №8Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №9Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №10Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №11Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №12Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №13Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №14Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №15Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №16Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №17Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №18Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №19Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №20Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №21Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №22Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №23Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №24Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №25Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №26Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №27Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №28Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №29Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №30Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №31Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №32Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №33Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №34Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №35Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №36Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №37Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №38Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №39Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №40Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №41Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №42Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №43Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №44Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №45Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №46Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №47Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №48Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №49Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №50Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №51Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №52Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №53Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №54Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №55Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №56Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №57Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №58Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №59Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №60Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №61Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №62Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №63Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №64Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №65Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №66Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №67Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №68Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №69Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №70Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №71Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №72Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №73Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №74Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №75Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №76Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №77Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №78Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №79Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №80Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №81Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №82Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №83Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №84Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №85Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №86Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №87Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №88Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №89Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №90Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №91Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №92Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №93Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №94Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №95Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №96Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №97Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №98Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №99Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №100Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №101Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №102Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №103Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №104Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №105Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №106Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №107Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №108Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №109Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №110Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №111Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №112Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №113Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №114Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №115Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №116Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №117Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №118Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №119Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №120Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №121Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №122Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №123Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №124Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №125Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №126Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №127Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №128Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №129Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №130Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №131Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №132Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №133Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №134Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №135Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №136Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №137Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №138Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №139Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №140Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №141Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №142Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №143Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №144Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №145Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №146Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №147Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №148Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №149Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №150Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №151Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №152Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №153Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №154Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №155Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №156Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №157Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №158Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №159Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №160Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №161

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках. Доклад-сообщение содержит 161 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Лекция № 8
Лекция № 8
Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках
Описание слайда:
Лекция № 8 Лекция № 8 Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках

Слайд 2





План:
План:
1. Неклассический период развития культурологии
1.1. Культурологическая концепция эволюционизма 
1.1.1. Социокультурная эволюция О. Конта
1.1.2. Эволюционная теория культуры Г. Спенсера 
1.1.3. Основные положения эволюционизма 
1.1.4. Теория матриархата И. Бахофена
1.1.5. Теория эволюции Л.Г. Моргана
1.1.6. Эволюционная концепция Э.Б. Тэйлора
Описание слайда:
План: План: 1. Неклассический период развития культурологии 1.1. Культурологическая концепция эволюционизма 1.1.1. Социокультурная эволюция О. Конта 1.1.2. Эволюционная теория культуры Г. Спенсера 1.1.3. Основные положения эволюционизма 1.1.4. Теория матриархата И. Бахофена 1.1.5. Теория эволюции Л.Г. Моргана 1.1.6. Эволюционная концепция Э.Б. Тэйлора

Слайд 3





План:
План:
1.2. Ф. Ницше: культура и философия жизни 
1.3. Неокантианство (баденская школа)
1.4. Школа диффузионистов
1.5. Теория «идеальных типов» М. Вебера
2. Культурологические теории современности
2.1. Структурно-функциональное направление в культурологии
2.1.1. Основные положения структурно-функциональной школы
2.1.2. Функциональная теория культуры Б. Малиновского 
2.2. Французская школа «Анналов»
2.3. Концепция волнообразного развития культуры П.А. Сорокина
Описание слайда:
План: План: 1.2. Ф. Ницше: культура и философия жизни 1.3. Неокантианство (баденская школа) 1.4. Школа диффузионистов 1.5. Теория «идеальных типов» М. Вебера 2. Культурологические теории современности 2.1. Структурно-функциональное направление в культурологии 2.1.1. Основные положения структурно-функциональной школы 2.1.2. Функциональная теория культуры Б. Малиновского 2.2. Французская школа «Анналов» 2.3. Концепция волнообразного развития культуры П.А. Сорокина

Слайд 4








1. Неклассический период развития культурологии


1.1. Культурологическая концепция эволюционизма

Представители и их труды:
1. Фридрих Густав Клемм (1802-1867), «Общая история культуры человечества», 1843-1847.
2. Эдуард Бернетт Тайлор (1832-1972), «Первобытная культура», 1871. 
3. Льюис Генри Морган (1818-1881), «Древнее общество», 1877.
4. Джеймс Джордж Фрезер (1854-1941), «Золотая ветвь», 1890.
5. Иоганн Бахофен (1815-1887), «Матриархат»,1897.
Описание слайда:
1. Неклассический период развития культурологии 1.1. Культурологическая концепция эволюционизма Представители и их труды: 1. Фридрих Густав Клемм (1802-1867), «Общая история культуры человечества», 1843-1847. 2. Эдуард Бернетт Тайлор (1832-1972), «Первобытная культура», 1871.  3. Льюис Генри Морган (1818-1881), «Древнее общество», 1877. 4. Джеймс Джордж Фрезер (1854-1941), «Золотая ветвь», 1890. 5. Иоганн Бахофен (1815-1887), «Матриархат»,1897.

Слайд 5


Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках, слайд №5
Описание слайда:

Слайд 6





Представители школы эволюционистов
Описание слайда:
Представители школы эволюционистов

Слайд 7





Влияние на эволюционистов
Данное направление сложилось под влиянием позитивизма Огюста Конта (1798-1857), Герберта Спенсера (1820-1903) и теории Чарльза Дарвина (1809-1882).
Описание слайда:
Влияние на эволюционистов Данное направление сложилось под влиянием позитивизма Огюста Конта (1798-1857), Герберта Спенсера (1820-1903) и теории Чарльза Дарвина (1809-1882).

Слайд 8





1.1.1. Социокультурная эволюция О. Конта
Согласно теории Огюста Конта, все народы в своем развитии проходят тождественные стадии. Социокультурная эволюция является интеллектуальной: тип интеллекта определяет тип культуры. 
1. Первобытный тип культуры строится на основе мифа и религии.
Описание слайда:
1.1.1. Социокультурная эволюция О. Конта Согласно теории Огюста Конта, все народы в своем развитии проходят тождественные стадии. Социокультурная эволюция является интеллектуальной: тип интеллекта определяет тип культуры. 1. Первобытный тип культуры строится на основе мифа и религии.

Слайд 9






2. Средневековый тип культуры основан на метафизике.
Описание слайда:
2. Средневековый тип культуры основан на метафизике.

Слайд 10






3. Новейший (позитивный) тип культуры основан на науке, которая отвергает религию, метафизику и объясняет мир путем установления естественных, эмпирически наблюдаемых взаимозависимостей.
Описание слайда:
3. Новейший (позитивный) тип культуры основан на науке, которая отвергает религию, метафизику и объясняет мир путем установления естественных, эмпирически наблюдаемых взаимозависимостей.

Слайд 11






1.1.2. Эволюционная теория культуры Г. Спенсера

Исследовав природу эволюции («Социальная статика», 1850), Герберт Спенсер пришел к выводу, что эволюция подчиняется закону сохранения силы и материи. 
На основе этого закона ученый объясняет многообразный мир культуры.
Описание слайда:
1.1.2. Эволюционная теория культуры Г. Спенсера Исследовав природу эволюции («Социальная статика», 1850), Герберт Спенсер пришел к выводу, что эволюция подчиняется закону сохранения силы и материи. На основе этого закона ученый объясняет многообразный мир культуры.

Слайд 12






Спенсер рассматривает стадии эволюции человеческого общества и культуры от «дикости» и «варварства» до высших ступеней цивилизации.
Описание слайда:
Спенсер рассматривает стадии эволюции человеческого общества и культуры от «дикости» и «варварства» до высших ступеней цивилизации.

Слайд 13






В ходе однолинейной эволюции культура каждого общества приобретает более сложный. 
Это происходит потому, что сознание человека меняется под воздействием господства науки и техники. 
Сам по себе человек является продуктом поэтапного развития культуры.
Описание слайда:
В ходе однолинейной эволюции культура каждого общества приобретает более сложный. Это происходит потому, что сознание человека меняется под воздействием господства науки и техники. Сам по себе человек является продуктом поэтапного развития культуры.

Слайд 14





1.1.3. Основные положения эволюционизма
1. Существует общий, универсальный закон развития человеческих культур.
Описание слайда:
1.1.3. Основные положения эволюционизма 1. Существует общий, универсальный закон развития человеческих культур.

Слайд 15






2. Человеческий род един, поэтому все люди имеют примерно одни и те же умственные способности и в сходных ситуациях будут принимать примерно аналогичные решения, что в свою очередь определяет единство человечества и единообразие его культуры на сходных ступенях развития.
Описание слайда:
2. Человеческий род един, поэтому все люди имеют примерно одни и те же умственные способности и в сходных ситуациях будут принимать примерно аналогичные решения, что в свою очередь определяет единство человечества и единообразие его культуры на сходных ступенях развития.

Слайд 16





Эволюционное развитие
3. В человеческом обществе имеет место непрерывный прогресс, т.е. прямолинейный процесс перехода от простого ко все более сложному. Таким образом общественное развитие идёт по законам эволюции.
Описание слайда:
Эволюционное развитие 3. В человеческом обществе имеет место непрерывный прогресс, т.е. прямолинейный процесс перехода от простого ко все более сложному. Таким образом общественное развитие идёт по законам эволюции.

Слайд 17





Эволюционисты об единстве народов
4. Культурные различия народов вызваны их различными ступенями развития, а все народы и все культуры соединены между собой в один непрерывный развивающийся эволюционный ряд.
Описание слайда:
Эволюционисты об единстве народов 4. Культурные различия народов вызваны их различными ступенями развития, а все народы и все культуры соединены между собой в один непрерывный развивающийся эволюционный ряд.

Слайд 18





Эволюционисты о первобытном обществе
5. Первобытное общество имело единые для всех народов социальные, культурные и экономические модели.
Описание слайда:
Эволюционисты о первобытном обществе 5. Первобытное общество имело единые для всех народов социальные, культурные и экономические модели.

Слайд 19





1.1.4. Теория матриархата И. Бахофена
Известность Иоганну Бахофену принесла его теория матриархата, поставившая под сомнение традиционные представления об обществе.
Описание слайда:
1.1.4. Теория матриархата И. Бахофена Известность Иоганну Бахофену принесла его теория матриархата, поставившая под сомнение традиционные представления об обществе.

Слайд 20






Бахофен утверждал, что исторически матриархат предшествовал устройству семьи и общества, основанного на примате отцовства.
Описание слайда:
Бахофен утверждал, что исторически матриархат предшествовал устройству семьи и общества, основанного на примате отцовства.

Слайд 21






Три наиболее значительных для человека небесных тела (земля, луна и солнце) воплощают определенные этапы развития человеческой истории (например, земля – материнское, солнце – отцовское начало).
Описание слайда:
Три наиболее значительных для человека небесных тела (земля, луна и солнце) воплощают определенные этапы развития человеческой истории (например, земля – материнское, солнце – отцовское начало).

Слайд 22





И. Бахофен о переходе от матриархата к патриархату
Движение от материнского начала к отцовскому Бахофен метафорически разделяет на три стадии: 
«утреннюю», когда сын-солнце еще находится во власти матери-земли;
Описание слайда:
И. Бахофен о переходе от матриархата к патриархату Движение от материнского начала к отцовскому Бахофен метафорически разделяет на три стадии: «утреннюю», когда сын-солнце еще находится во власти матери-земли;

Слайд 23






«полуденную» (фаллически-дионисийскую), когда солнце-сын полностью разворачивает свою светоносную силу;
Описание слайда:
«полуденную» (фаллически-дионисийскую), когда солнце-сын полностью разворачивает свою светоносную силу;

Слайд 24






«аполлонийская»: если Дионис лишь возвышает отцовское начало над материнским, то Аполлон целиком освобождается от всякой связи с женским, его отцовство более высокого, духовного порядка.
Описание слайда:
«аполлонийская»: если Дионис лишь возвышает отцовское начало над материнским, то Аполлон целиком освобождается от всякой связи с женским, его отцовство более высокого, духовного порядка.

Слайд 25





Аполлон и Дионис
Описание слайда:
Аполлон и Дионис

Слайд 26





И. Бахофен о роли женщины в истории
Господствующая роль женщины в родственных отношениях, религиозном культе и в общественной и правовой жизни определяет первую ступень человеческой истории.
Описание слайда:
И. Бахофен о роли женщины в истории Господствующая роль женщины в родственных отношениях, религиозном культе и в общественной и правовой жизни определяет первую ступень человеческой истории.

Слайд 27





И. Бахофен о «поэзии истории»
Об этом периоде Бахофен говорит как о «поэзии истории», времени, когда при преобладании матерински-теллурических принципов господствовало всеобщее братство, мир и гармония в обществе, а также между человеком и природой.
Описание слайда:
И. Бахофен о «поэзии истории» Об этом периоде Бахофен говорит как о «поэзии истории», времени, когда при преобладании матерински-теллурических принципов господствовало всеобщее братство, мир и гармония в обществе, а также между человеком и природой.

Слайд 28





1.1.5. Теория эволюции Л.Г. Моргана
Льюис Генри Морган в работе «Древнее общество» (1877) изложил свою теорию эволюции.
Описание слайда:
1.1.5. Теория эволюции Л.Г. Моргана Льюис Генри Морган в работе «Древнее общество» (1877) изложил свою теорию эволюции.

Слайд 29






Ядром теории Моргана является идея об едином прогрессивном пути развития человечества. 
Морган предложил периодизацию истории, включающую три этапа: 
дикость;
варварство; 
цивилизацию.
Описание слайда:
Ядром теории Моргана является идея об едином прогрессивном пути развития человечества. Морган предложил периодизацию истории, включающую три этапа: дикость; варварство;  цивилизацию.

Слайд 30






На стадии дикости в человеческой деятельности господствовали 
охота, рыболовство и собирательство, отсутствовала 
частная собственность, существовало равенство.
Описание слайда:
На стадии дикости в человеческой деятельности господствовали  охота, рыболовство и собирательство, отсутствовала  частная собственность, существовало равенство.

Слайд 31






На стадии варварства появляется земледелие и скотоводство, возникает частная собственность и социальная иерархия. 
Третья стадия связана с возникновением государства, классового общества, городов, письменности и т. д.
Описание слайда:
На стадии варварства появляется земледелие и скотоводство, возникает частная собственность и социальная иерархия. Третья стадия связана с возникновением государства, классового общества, городов, письменности и т. д.

Слайд 32





Л.Г. Морган об универсальности материнского рода
В «Древнем обществе» Морган обосновал свое открытие универсальности материнского рода, разбив тем самым господствовавшую до того времени теорию, согласно которой основной ячейкой человеческого общества была патриархальная семья, основанная на частной собственности и власти отца.
Описание слайда:
Л.Г. Морган об универсальности материнского рода В «Древнем обществе» Морган обосновал свое открытие универсальности материнского рода, разбив тем самым господствовавшую до того времени теорию, согласно которой основной ячейкой человеческого общества была патриархальная семья, основанная на частной собственности и власти отца.

Слайд 33






Это открытие сыграло революционную роль в развитии этнологии и истории первобытности.
Описание слайда:
Это открытие сыграло революционную роль в развитии этнологии и истории первобытности.

Слайд 34





Л.Г. Морган о семейно-брачных отношениях
Согласно Моргану, семейно-брачные отношения проходят в своем развитии следующий путь:
1) промискуитет (беспорядочная половая связь со многими партнёрами); 
2) кровнородственная семья (половое общение разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению );
Описание слайда:
Л.Г. Морган о семейно-брачных отношениях Согласно Моргану, семейно-брачные отношения проходят в своем развитии следующий путь: 1) промискуитет (беспорядочная половая связь со многими партнёрами); 2) кровнородственная семья (половое общение разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению );

Слайд 35






3) пуналуальная семья (форма группового брака, исключающая половую связь между единоутробными братьями и сёстрами, а также братьями и сёстрами более дальних степеней родства); 
4) синдиасмическая семья (один мужчина живет с одной женщиной; брачные узы легко расторгаются, дети остаются с матерью; впервые становится известен действительный биологический отец); 
5) моногамия (отличается тесной связью между мужчиной и женщиной, которая может быть расторгнута только по воле мужчины).
Описание слайда:
3) пуналуальная семья (форма группового брака, исключающая половую связь между единоутробными братьями и сёстрами, а также братьями и сёстрами более дальних степеней родства); 4) синдиасмическая семья (один мужчина живет с одной женщиной; брачные узы легко расторгаются, дети остаются с матерью; впервые становится известен действительный биологический отец); 5) моногамия (отличается тесной связью между мужчиной и женщиной, которая может быть расторгнута только по воле мужчины).

Слайд 36






Несмотря на то что гипотезы Моргана о существовании кровнородственный семьи и семьи пуналуа были опровергнуты, в целом его идеи о материнском роде и общей логике развития семьи стали общепризнанными.
Описание слайда:
Несмотря на то что гипотезы Моргана о существовании кровнородственный семьи и семьи пуналуа были опровергнуты, в целом его идеи о материнском роде и общей логике развития семьи стали общепризнанными.

Слайд 37





1.1.6. Эволюционная концепция Э.Б. Тэйлора
Эдуард Бернетт Тэйлор исходил из эволюционной концепции поступательного прогрессивного развития человечества и решительно выступал против утверждений о регрессе отдельных народов.
Описание слайда:
1.1.6. Эволюционная концепция Э.Б. Тэйлора Эдуард Бернетт Тэйлор исходил из эволюционной концепции поступательного прогрессивного развития человечества и решительно выступал против утверждений о регрессе отдельных народов.

Слайд 38






Тэйлор считал, что народы всего мира, стоящие на разных стадиях эволюции вносят свою лепту в единую общечеловеческую культуру. 
Отстаивая однолинейную эволюцию, Тэйлор рассматривал ее как саморазвитие идей; технических изобретений, научных знаний и т.п.
Описание слайда:
Тэйлор считал, что народы всего мира, стоящие на разных стадиях эволюции вносят свою лепту в единую общечеловеческую культуру. Отстаивая однолинейную эволюцию, Тэйлор рассматривал ее как саморазвитие идей; технических изобретений, научных знаний и т.п.

Слайд 39





Э.Б. Тэйлор о культуре и религии
Э. Тэйлор определял культуру как  
совокупность знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев.
Описание слайда:
Э.Б. Тэйлор о культуре и религии Э. Тэйлор определял культуру как совокупность знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев.

Слайд 40






Тэйлор полагал, что культуры человеческих коллективов развиваются схожим образом.
Описание слайда:
Тэйлор полагал, что культуры человеческих коллективов развиваются схожим образом.

Слайд 41






Тейлор считал, что корни религии лежат в психической жизни людей, доказывал, что монотеизму (единобожию) предшествовал политеизм (многобожие), а на заре человечества религии как таковой не существовало.
Описание слайда:
Тейлор считал, что корни религии лежат в психической жизни людей, доказывал, что монотеизму (единобожию) предшествовал политеизм (многобожие), а на заре человечества религии как таковой не существовало.

Слайд 42





1.2. Ф. Ницше: культура и философия жизни
Немецким философом Фридрихом Ницше (1844–1900), автором произведений «По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра», был поднят вопрос о соотношении культуры и жизни. 
Это направление получило название философии жизни.
Описание слайда:
1.2. Ф. Ницше: культура и философия жизни Немецким философом Фридрихом Ницше (1844–1900), автором произведений «По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра», был поднят вопрос о соотношении культуры и жизни. Это направление получило название философии жизни.

Слайд 43






Центральным понятием философии Ницше является «жизнь», которая считается единственной подлинной реальностью.
Описание слайда:
Центральным понятием философии Ницше является «жизнь», которая считается единственной подлинной реальностью.

Слайд 44






Все прочие явления интересны постольку, поскольку они связаны с главной целью – сохранением жизни. Человек, по мысли Ницше, изначально антикультурен, он – природное существо, а культура создана для подавления и порабощения человека.
Описание слайда:
Все прочие явления интересны постольку, поскольку они связаны с главной целью – сохранением жизни. Человек, по мысли Ницше, изначально антикультурен, он – природное существо, а культура создана для подавления и порабощения человека.

Слайд 45






Только благодаря культурным запретам, созданных обществом, моральным правовым нормам и принципам искусства формируются социальные мифы и создаются иллюзорные мечты о гуманизме, свободе и справедливости.
Описание слайда:
Только благодаря культурным запретам, созданных обществом, моральным правовым нормам и принципам искусства формируются социальные мифы и создаются иллюзорные мечты о гуманизме, свободе и справедливости.

Слайд 46






Культура для Ницше – это специфический способ адаптации человека к жизни, который, будучи «больным» существом, не способен самостоятельно выжить в потоке жизни. 
Поэтому человек и придумывает различные приспособления, защищающие его от потока жизни.
Описание слайда:
Культура для Ницше – это специфический способ адаптации человека к жизни, который, будучи «больным» существом, не способен самостоятельно выжить в потоке жизни. Поэтому человек и придумывает различные приспособления, защищающие его от потока жизни.

Слайд 47






В основании культуры, как считает Ницше, лежат языки и символы. 
Ф. Ницше считал, что развитие культуры предполагает построение логических конструкций и символизацию.
Описание слайда:
В основании культуры, как считает Ницше, лежат языки и символы. Ф. Ницше считал, что развитие культуры предполагает построение логических конструкций и символизацию.

Слайд 48






Но оборотной стороной этого процесса становится стена, воздвигнутая языком и отчуждающая человека от непосредственного переживания, от реальности, что еще больше увеличивает слабость животного-человека.
Описание слайда:
Но оборотной стороной этого процесса становится стена, воздвигнутая языком и отчуждающая человека от непосредственного переживания, от реальности, что еще больше увеличивает слабость животного-человека.

Слайд 49






Таким образом, в основе культуры лежит отчуждение, особенно заметное в XIX в., завершающимся культурным кризисом. 
Можно сказать, что для Ницше язык – средство диверсии, разрушающее само бытие.
Описание слайда:
Таким образом, в основе культуры лежит отчуждение, особенно заметное в XIX в., завершающимся культурным кризисом. Можно сказать, что для Ницше язык – средство диверсии, разрушающее само бытие.

Слайд 50






Благодаря нему культура структурирует реальность, накладывая на нее схему-сетку норм и ценностей, предопределяя довольно жестко фиксированный образ мира. 
В этом репрессивная роль культуры.
Описание слайда:
Благодаря нему культура структурирует реальность, накладывая на нее схему-сетку норм и ценностей, предопределяя довольно жестко фиксированный образ мира. В этом репрессивная роль культуры.

Слайд 51






Вторым ключевым понятием философии Ницше является воля – как некий органичный центр силы. 
Ницше был атеистом и поэтому высшей ценностью считал биологическую жизнь, характерной чертой которой является присущая всему живому «воля к власти».
Описание слайда:
Вторым ключевым понятием философии Ницше является воля – как некий органичный центр силы. Ницше был атеистом и поэтому высшей ценностью считал биологическую жизнь, характерной чертой которой является присущая всему живому «воля к власти».

Слайд 52






«Воля к власти» является главной движущей силой истории, а христианская мораль подавляет ее, так как проповедует равенство, культ слабости, отказ от насилия, смирение и аскетизм.
Описание слайда:
«Воля к власти» является главной движущей силой истории, а христианская мораль подавляет ее, так как проповедует равенство, культ слабости, отказ от насилия, смирение и аскетизм.

Слайд 53






В ответ на это Ницше высшей ценностью провозгласил саму «жизнь».
Описание слайда:
В ответ на это Ницше высшей ценностью провозгласил саму «жизнь».

Слайд 54






По его мнению, человечеству необходимо избавиться от ложных христианских ценностей и утвердить истинные ценности, которыми могут быть только культ силы, индивидуализм, элитарность, аристократизм. 
Поэтому Ницше признает лишь волю к власти – средство осознания человеком своей особости, стремление управлять своей жизнью.
Описание слайда:
По его мнению, человечеству необходимо избавиться от ложных христианских ценностей и утвердить истинные ценности, которыми могут быть только культ силы, индивидуализм, элитарность, аристократизм. Поэтому Ницше признает лишь волю к власти – средство осознания человеком своей особости, стремление управлять своей жизнью.

Слайд 55






Лабиринтный человек, аристократ духа и сверхчеловек
Важное место в концепции Ницше занимает анализ разных типов личностей, связанных с культурой. 
В основе этого анализа – наличие у людей той или иной воли.
Описание слайда:
Лабиринтный человек, аристократ духа и сверхчеловек Важное место в концепции Ницше занимает анализ разных типов личностей, связанных с культурой. В основе этого анализа – наличие у людей той или иной воли.

Слайд 56






Большую часть человечества составляет нетворческое большинство, обладающее лишь волей к вещам или к символам. 
Это серая масса, потребляющая то, что создается другими. 
Ницше называет такой тип личности лабиринтным человеком.
Описание слайда:
Большую часть человечества составляет нетворческое большинство, обладающее лишь волей к вещам или к символам. Это серая масса, потребляющая то, что создается другими. Ницше называет такой тип личности лабиринтным человеком.

Слайд 57






Для них культура – хаотический набор ценностей.
Они испытывают постоянный страх, что сделают что-то не так и пытаются заглушить его, гоняясь за материальной обеспеченностью (вещами) либо за новыми знаниями (символами и образами).
Описание слайда:
Для них культура – хаотический набор ценностей. Они испытывают постоянный страх, что сделают что-то не так и пытаются заглушить его, гоняясь за материальной обеспеченностью (вещами) либо за новыми знаниями (символами и образами).

Слайд 58






Поэтому они постоянно отгорожены от потока жизни стеной культуры, не могут выжить самостоятельно, а значит, нуждаются в руководстве и сильной власти, которая заменяет отсутствующую у них волю к власти.
Описание слайда:
Поэтому они постоянно отгорожены от потока жизни стеной культуры, не могут выжить самостоятельно, а значит, нуждаются в руководстве и сильной власти, которая заменяет отсутствующую у них волю к власти.

Слайд 59






Воля к власти рождает людей-львов, аристократов духа, осознающих, что культура не должна строиться на принципах равенства, что в ее основе – различение людей.
Описание слайда:
Воля к власти рождает людей-львов, аристократов духа, осознающих, что культура не должна строиться на принципах равенства, что в ее основе – различение людей.

Слайд 60






Эти люди безжалостны по отношению к другим и к себе, с ними связано изменение стиля жизни, появление новаций.
Описание слайда:
Эти люди безжалостны по отношению к другим и к себе, с ними связано изменение стиля жизни, появление новаций.

Слайд 61






Именно аристократическая культура является той «закваской», которая не дает успокоиться культуре и человеку. 
Но эти люди также не свободны полностью, ведь они могут погружаться в поток жизни лишь в моменты творчества.
Описание слайда:
Именно аристократическая культура является той «закваской», которая не дает успокоиться культуре и человеку. Но эти люди также не свободны полностью, ведь они могут погружаться в поток жизни лишь в моменты творчества.

Слайд 62






Итогом, вершиной человеческого развития станет сверхчеловек, который развернет свою деятельность в будущем.
Описание слайда:
Итогом, вершиной человеческого развития станет сверхчеловек, который развернет свою деятельность в будущем.

Слайд 63






Изредка такие люди встречаются в наши дни, это те, кто сделал особенно много для смены культурных ориентиров человечества – Цезарь, Александр Македонский, Платон, Сократ.
Описание слайда:
Изредка такие люди встречаются в наши дни, это те, кто сделал особенно много для смены культурных ориентиров человечества – Цезарь, Александр Македонский, Платон, Сократ.

Слайд 64






С появлением сверхчеловека будет связано формирование совершенно новой культуры.
Описание слайда:
С появлением сверхчеловека будет связано формирование совершенно новой культуры.

Слайд 65






Для сверхчеловека характерна полная открытость миру, поэтому его прообразом становится ребенок, непосредственно радующийся жизни и всему, что она посылает.
Описание слайда:
Для сверхчеловека характерна полная открытость миру, поэтому его прообразом становится ребенок, непосредственно радующийся жизни и всему, что она посылает.

Слайд 66






Сверхчеловек изживет отношение к культуре как к игре, правила которой устанавливает природа. 
Он сам определяет эти правила и берет на себя ответственность за все, что происходит в этой жизни.
Описание слайда:
Сверхчеловек изживет отношение к культуре как к игре, правила которой устанавливает природа. Он сам определяет эти правила и берет на себя ответственность за все, что происходит в этой жизни.

Слайд 67






Ведь придуманная лабиринтными людьми обычная мораль – чтобы никто не выделялся из серой массы – не для него.
Описание слайда:
Ведь придуманная лабиринтными людьми обычная мораль – чтобы никто не выделялся из серой массы – не для него.

Слайд 68






Понимая это, сверхчеловек становится имморален. 
В будущем он будет ориентироваться на этические детерминанты в своей деятельности – любовь, равенство, ответственность, но это будут не христианские ценности, созданные лабиринтным человеком.
Описание слайда:
Понимая это, сверхчеловек становится имморален. В будущем он будет ориентироваться на этические детерминанты в своей деятельности – любовь, равенство, ответственность, но это будут не христианские ценности, созданные лабиринтным человеком.

Слайд 69






Сверхчеловек наполнит эти понятия новым смыслом, ибо равенство возможно только в ответственности – в мире нет богов, которые могли бы освободить нас от того, что мы сами должны делать. 
Поэтому Ницше говорит о «смерти Бога».
Описание слайда:
Сверхчеловек наполнит эти понятия новым смыслом, ибо равенство возможно только в ответственности – в мире нет богов, которые могли бы освободить нас от того, что мы сами должны делать. Поэтому Ницше говорит о «смерти Бога».

Слайд 70






Важна для Ницше и половая идентификация в культуре, в свое время впервые рассмотренная Руссо. 
Ницше выделял женскую форму усвоения культурных ценностей и женский стиль жизни – аморальный.
Описание слайда:
Важна для Ницше и половая идентификация в культуре, в свое время впервые рассмотренная Руссо. Ницше выделял женскую форму усвоения культурных ценностей и женский стиль жизни – аморальный.

Слайд 71






Женщина для него – всегда человек толпы, она не сомневается, не думает, что низводит ее на второстепенное положение. 
Ради минутной прихоти она готова отвергнуть любые нравственные детерминанты.
Описание слайда:
Женщина для него – всегда человек толпы, она не сомневается, не думает, что низводит ее на второстепенное положение. Ради минутной прихоти она готова отвергнуть любые нравственные детерминанты.

Слайд 72






Она не подвержена аккультурации, в ней много звериного. 
У нее нет воли, но под видом слабого животного таится жесткая репрессия.
Описание слайда:
Она не подвержена аккультурации, в ней много звериного. У нее нет воли, но под видом слабого животного таится жесткая репрессия.

Слайд 73






Выделяет Ницше также мужское поведение, связанное с ответственностью за род.
Мужчина изобретателен, он вводит все культурные новации, изобретает новые формы культурного воздействия. 
У него есть воля, он быстро поддается аккультурации. 
Мужчина имморален.
Описание слайда:
Выделяет Ницше также мужское поведение, связанное с ответственностью за род. Мужчина изобретателен, он вводит все культурные новации, изобретает новые формы культурного воздействия. У него есть воля, он быстро поддается аккультурации. Мужчина имморален.

Слайд 74






Он апофеоз культуры, является условием ее существования. 
Но в то же время он – жертва культуры, так как большая часть мужчин становится лабиринтными людьми, из которых можно сделать все, что угодно.
Описание слайда:
Он апофеоз культуры, является условием ее существования. Но в то же время он – жертва культуры, так как большая часть мужчин становится лабиринтными людьми, из которых можно сделать все, что угодно.

Слайд 75






Огромное значение в культуре, по мнению Ницше, имеет искусство, которое он считал противоядием нигилизму. 
С помощью искусства можно воспитать и тем самым усовершенствовать человечество.
Искусство – это иллюзия, которая непосредственно связана с жизнью и наиболее полно отражает ее сущность.
Описание слайда:
Огромное значение в культуре, по мнению Ницше, имеет искусство, которое он считал противоядием нигилизму. С помощью искусства можно воспитать и тем самым усовершенствовать человечество. Искусство – это иллюзия, которая непосредственно связана с жизнью и наиболее полно отражает ее сущность.

Слайд 76






Два начала европейской культуры и ее кризис
Значительное место в концепции культуры Ницше занимает его анализ европейской культуры.
Описание слайда:
Два начала европейской культуры и ее кризис Значительное место в концепции культуры Ницше занимает его анализ европейской культуры.

Слайд 77






В работе «Рождение трагедии из духа музыки» (1872) он выявил два фундаментальных начала европейской культуры – дионисийское и аполлонийское. 
Разные полюсы человеческой культуры он отождествляет с образами древнегреческих богов Диониса и Аполлона.
Описание слайда:
В работе «Рождение трагедии из духа музыки» (1872) он выявил два фундаментальных начала европейской культуры – дионисийское и аполлонийское. Разные полюсы человеческой культуры он отождествляет с образами древнегреческих богов Диониса и Аполлона.

Слайд 78






Они олицетворяют два противоборствующих начала и одновременно выражают всю полноту жизни. 
Мир Диониса – это стихийный, неуправляемый, хаотичный мир эмоций. 
Он выражается через стихию звуков, обращается исключительно к слуху, и связан с первичным трагическим переживанием жизни. 
Поэтому дионисийское начало воплощается в трагедии и музыке.
Описание слайда:
Они олицетворяют два противоборствующих начала и одновременно выражают всю полноту жизни. Мир Диониса – это стихийный, неуправляемый, хаотичный мир эмоций. Он выражается через стихию звуков, обращается исключительно к слуху, и связан с первичным трагическим переживанием жизни. Поэтому дионисийское начало воплощается в трагедии и музыке.

Слайд 79






Мир Аполлона связан с гармонией, спокойствием, красотой и четкой формой. 
Аполлонийское начало связано с замещением трагического переживания жизни прекрасными формами в изобразительных, пластических искусствах.
Описание слайда:
Мир Аполлона связан с гармонией, спокойствием, красотой и четкой формой. Аполлонийское начало связано с замещением трагического переживания жизни прекрасными формами в изобразительных, пластических искусствах.

Слайд 80






Противопоставление аполлонийского и дионисийского начал началось еще в античности, так как, по мнению Ницше, именно греки в полной мере ощутили трагичность бытия, а также скорбь и восторг, являющиеся первопричиной творчества.
Описание слайда:
Противопоставление аполлонийского и дионисийского начал началось еще в античности, так как, по мнению Ницше, именно греки в полной мере ощутили трагичность бытия, а также скорбь и восторг, являющиеся первопричиной творчества.

Слайд 81






Соединяясь и растворяясь друг в друге, эти два начала должны восстановить давно разорванное единство природы и человека. 
Однажды этого удалось добиться в античной трагедии, в которой оба начала проявляют себя в равной степени. 
Вновь этого удастся добиться лишь после появления сверхчеловека, который сможет окончательно примирить эти два начала.
Описание слайда:
Соединяясь и растворяясь друг в друге, эти два начала должны восстановить давно разорванное единство природы и человека. Однажды этого удалось добиться в античной трагедии, в которой оба начала проявляют себя в равной степени. Вновь этого удастся добиться лишь после появления сверхчеловека, который сможет окончательно примирить эти два начала.

Слайд 82






Оценивая состояние современной ему европейской культуры, Ницше отмечает, что она находится в состоянии кризиса.
Описание слайда:
Оценивая состояние современной ему европейской культуры, Ницше отмечает, что она находится в состоянии кризиса.

Слайд 83






Показателями кризиса Ницше считает недостаточность питания, преждевременное эротическое развитие, которое является бичом молодежи, вступающей в жизнь уже развращенной и неспособной избавиться от позорных наклонностей, а также алкоголизм, который стал привычкой.
Описание слайда:
Показателями кризиса Ницше считает недостаточность питания, преждевременное эротическое развитие, которое является бичом молодежи, вступающей в жизнь уже развращенной и неспособной избавиться от позорных наклонностей, а также алкоголизм, который стал привычкой.

Слайд 84






Свидетельством кризисного состояния европейской культуры, с точки зрения Ницше, также является широкое распространение декадентского искусства, которое служит не духовному возвышению человека, а направлено на подавление его воли.
Описание слайда:
Свидетельством кризисного состояния европейской культуры, с точки зрения Ницше, также является широкое распространение декадентского искусства, которое служит не духовному возвышению человека, а направлено на подавление его воли.

Слайд 85






В перспективе европейскую культуру ожидает печальная судьба, но после того как она достигнет низшей точки в своем развитии, начнется новый подъем и цикл повторится.
Описание слайда:
В перспективе европейскую культуру ожидает печальная судьба, но после того как она достигнет низшей точки в своем развитии, начнется новый подъем и цикл повторится.

Слайд 86





1.3. Неокантианство (баденская школа)
Представители этой школы (Генрих Риккерт (1863-1936), Вильгельм Виндельбанд (1848-1915)) попытались установить фундаментальное отличие «наук о культуре» от «наук о природе». 
Они пришли к выводу о том, что различие между этими науками заключается не в предмете, а методе познания, исследования.
Описание слайда:
1.3. Неокантианство (баденская школа) Представители этой школы (Генрих Риккерт (1863-1936), Вильгельм Виндельбанд (1848-1915)) попытались установить фундаментальное отличие «наук о культуре» от «наук о природе». Они пришли к выводу о том, что различие между этими науками заключается не в предмете, а методе познания, исследования.

Слайд 87






Науки о природе стремятся установить сходное, повторяющееся в явлениях природы, законы их развития. 
Для естественных наук характерен генерализирующий метод – выделяющий общее в вещах.
Описание слайда:
Науки о природе стремятся установить сходное, повторяющееся в явлениях природы, законы их развития. Для естественных наук характерен генерализирующий метод – выделяющий общее в вещах.

Слайд 88






Науки о культуре пытаются объяснить единичные, однократные культурно-исторические факты, которые нельзя подвести под понятие общего закона. 
Для гуманитарных наук характерен индивидуализирующий метод – подчёркивающий неповторимость, уникальность явления.
Описание слайда:
Науки о культуре пытаются объяснить единичные, однократные культурно-исторические факты, которые нельзя подвести под понятие общего закона. Для гуманитарных наук характерен индивидуализирующий метод – подчёркивающий неповторимость, уникальность явления.

Слайд 89






По мнению неокантианцев, науки о природе и науки о культуре различаются их отношением к ценностям. 
Культура имеет ценностную природу.
Описание слайда:
По мнению неокантианцев, науки о природе и науки о культуре различаются их отношением к ценностям. Культура имеет ценностную природу.

Слайд 90






Познание культурно-исторического факта и состоит в его отнесении к определённого рода ценности –  политической, религиозной, моральной, эстетической.
Описание слайда:
Познание культурно-исторического факта и состоит в его отнесении к определённого рода ценности – политической, религиозной, моральной, эстетической.

Слайд 91






По мнению неокантианцев, ценности – это не объективная реальность, а идеальное бытие, идеалы истины, добра и красоты, которые носят абсолютный, вневременной характер.
Описание слайда:
По мнению неокантианцев, ценности – это не объективная реальность, а идеальное бытие, идеалы истины, добра и красоты, которые носят абсолютный, вневременной характер.

Слайд 92






По словам Г. Риккерта, «без идеала человек в духовном смысле не может правильно жить». 
Ценности, воплощённые в идеалах, придают смысл человеческой жизни, выступают как духовные опоры, ориентиры жизни человека, его деятельности, культурного развития общества.
Описание слайда:
По словам Г. Риккерта, «без идеала человек в духовном смысле не может правильно жить». Ценности, воплощённые в идеалах, придают смысл человеческой жизни, выступают как духовные опоры, ориентиры жизни человека, его деятельности, культурного развития общества.

Слайд 93





1.4. Школа диффузионистов
В конце XIX-начале XX вв. эволюционные представления о культуре были подвергнуты критике баденской школой неокантианства и представителями культурно-исторической школы диффузионистов – немецкими исследователями Фридрихом Ратцелем (1844-1904) и Лео Фробениусом (1873-1938).
Описание слайда:
1.4. Школа диффузионистов В конце XIX-начале XX вв. эволюционные представления о культуре были подвергнуты критике баденской школой неокантианства и представителями культурно-исторической школы диффузионистов – немецкими исследователями Фридрихом Ратцелем (1844-1904) и Лео Фробениусом (1873-1938).

Слайд 94





Концепции культуры Ф. Ратцеля и Л. Фробениуса
Ф. Ратцель рассматривал общества и культуры различных народов в неразрывной связи с природными условиями. 
Нерасторжимая связь между человеком и «землей» – основополагающий принцип разработанной им антропогеографии. 
В историю науки Ратцель вошел прежде всего как один из наиболее ярких представителей географического детерминизма.
Описание слайда:
Концепции культуры Ф. Ратцеля и Л. Фробениуса Ф. Ратцель рассматривал общества и культуры различных народов в неразрывной связи с природными условиями. Нерасторжимая связь между человеком и «землей» – основополагающий принцип разработанной им антропогеографии. В историю науки Ратцель вошел прежде всего как один из наиболее ярких представителей географического детерминизма.

Слайд 95






Лео Фробениус выдвигает теорию «культурного круга». 
В соответствии с ней любой предмет рассматривается как творческий акт, который возникает лишь однажды в истории и, возникнув однажды, распространяется по всему миру. 
Исследователь проводит аналогию кругами от брошенного в воду камня.
Описание слайда:
Лео Фробениус выдвигает теорию «культурного круга». В соответствии с ней любой предмет рассматривается как творческий акт, который возникает лишь однажды в истории и, возникнув однажды, распространяется по всему миру. Исследователь проводит аналогию кругами от брошенного в воду камня.

Слайд 96





Диффузионисты о культуре как сочетании творчества и заимствования
Развитие культуры объясняется в соответствии с данным подходом не закономерной линейной эволюцией от примитивного к более высокому уровню, а случайным сочетанием творчества и заимствования.
Описание слайда:
Диффузионисты о культуре как сочетании творчества и заимствования Развитие культуры объясняется в соответствии с данным подходом не закономерной линейной эволюцией от примитивного к более высокому уровню, а случайным сочетанием творчества и заимствования.

Слайд 97






То есть авторы придерживаются мнения, что творческий акт протекает как сочетание случайностей.
Описание слайда:
То есть авторы придерживаются мнения, что творческий акт протекает как сочетание случайностей.

Слайд 98





1.5. Теория «идеальных типов» М. Вебера
Немецким социологом, историком Максимилианом (Максом) Карлом Эмилем Вебером (1864-1920) были предложены абстрактные «идеальные типы», представляющие собой образ, схему.
Описание слайда:
1.5. Теория «идеальных типов» М. Вебера Немецким социологом, историком Максимилианом (Максом) Карлом Эмилем Вебером (1864-1920) были предложены абстрактные «идеальные типы», представляющие собой образ, схему.

Слайд 99





М. Вебер о соотношении религии с типом хозяйственной деятельности
Понятие идеального типа – познавательная модель, позволяющая выявить соотношение между религией как существенным компонентом социокультурной системы и хозяйственный деятельностью. 
Идеальный тип фиксирует «культурный смысл» того или иного явления.
Описание слайда:
М. Вебер о соотношении религии с типом хозяйственной деятельности Понятие идеального типа – познавательная модель, позволяющая выявить соотношение между религией как существенным компонентом социокультурной системы и хозяйственный деятельностью. Идеальный тип фиксирует «культурный смысл» того или иного явления.

Слайд 100





М. Вебер об идеально-типических организациях экономического поведения
Вебер выделяет две идеально-типические организации экономического поведения: традиционную и целерациональную. 
Первая существует с древности, вторая развивается в Новое время. 
Преодоление традиционализма связано с развитием современной рациональной капиталистической экономики, которая предполагает наличие определённых типов социальных отношений.
Описание слайда:
М. Вебер об идеально-типических организациях экономического поведения Вебер выделяет две идеально-типические организации экономического поведения: традиционную и целерациональную. Первая существует с древности, вторая развивается в Новое время. Преодоление традиционализма связано с развитием современной рациональной капиталистической экономики, которая предполагает наличие определённых типов социальных отношений.

Слайд 101






Анализируя эти формы, Вебер идеальный тип капитализма описывает как торжество рациональности во всех сферах хозяйственной жизни.
Описание слайда:
Анализируя эти формы, Вебер идеальный тип капитализма описывает как торжество рациональности во всех сферах хозяйственной жизни.

Слайд 102






В своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер  усматривает связь между этическим кодексом протестантских вероисповеданий и духом капиталистической экономики, основанной на идеале предпринимателя-рационалиста.
Описание слайда:
В своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер  усматривает связь между этическим кодексом протестантских вероисповеданий и духом капиталистической экономики, основанной на идеале предпринимателя-рационалиста.

Слайд 103






В протестантизме в противоположность католичеству упор делается не на изучении догматики, но на моральной практике, выражающейся в мирском служении человека, в выполнении своего мирского долга.
Описание слайда:
В протестантизме в противоположность католичеству упор делается не на изучении догматики, но на моральной практике, выражающейся в мирском служении человека, в выполнении своего мирского долга.

Слайд 104





2. Культурологические теории современности

2.1. Структурно-функциональное направление в культурологии
Структурно-функциональный подход разрабатывали в основном в рамках культурной антропологии такие учёные, как американцы: 
Алфред Луис Крёбер (1876-1960), 
Рут Бенедикт (1887-1948), 
Маргарет Мид (1901-1978); 
Британцы: 
Эдвард Эван Эванс-Притчард (1902-1973 ), 
Бронислав Каспер Малиновски (1884-1942), 
Альфред Рэдклифф-Браун (1881-1955) и др.
Описание слайда:
2. Культурологические теории современности 2.1. Структурно-функциональное направление в культурологии Структурно-функциональный подход разрабатывали в основном в рамках культурной антропологии такие учёные, как американцы: Алфред Луис Крёбер (1876-1960), Рут Бенедикт (1887-1948), Маргарет Мид (1901-1978); Британцы: Эдвард Эван Эванс-Притчард (1902-1973 ), Бронислав Каспер Малиновски (1884-1942), Альфред Рэдклифф-Браун (1881-1955) и др.

Слайд 105





США: представители структурно-функционально школы
Описание слайда:
США: представители структурно-функционально школы

Слайд 106





Великобритания: представители структурно-функциональной школы
Описание слайда:
Великобритания: представители структурно-функциональной школы

Слайд 107





2.1.1. Основные положения структурно-функциональной школы
Для структурно-функционального направления в культурологии характерны:
1. Отказ от принципа историзма, то есть признания развития в том или ином виде;
Описание слайда:
2.1.1. Основные положения структурно-функциональной школы Для структурно-функционального направления в культурологии характерны: 1. Отказ от принципа историзма, то есть признания развития в том или ином виде;

Слайд 108






2. Признание существования устойчивых, неизменяемых, неразвивающихся явлений, «структур», которые  одинаковы для всех обществ, народов, культур.
Описание слайда:
2. Признание существования устойчивых, неизменяемых, неразвивающихся явлений, «структур», которые одинаковы для всех обществ, народов, культур.

Слайд 109






3. Наличие общих функций во всех культурах, которые образуют «функциональное единство» культур.
Описание слайда:
3. Наличие общих функций во всех культурах, которые образуют «функциональное единство» культур.

Слайд 110





Культура в трактовке функционалистов
Культура есть целое, интегрированное из множества частей (элементов), каждый элемент отвечает определённой потребности, функции.
Описание слайда:
Культура в трактовке функционалистов Культура есть целое, интегрированное из множества частей (элементов), каждый элемент отвечает определённой потребности, функции.

Слайд 111






Эта функция задана целым, культурой или её компонентами. 
Единство общества обеспечивается единством его культуры, производством и воспроизводством функций (ритуал, нормы, традиции и т.д.).
Описание слайда:
Эта функция задана целым, культурой или её компонентами. Единство общества обеспечивается единством его культуры, производством и воспроизводством функций (ритуал, нормы, традиции и т.д.).

Слайд 112





2.1.2. Функциональная теория культуры Б. Малиновского
Бронислав Каспер Малиновский считал, что культура – вещественная и духовная система, направленная на обеспечение существования человека.
Описание слайда:
2.1.2. Функциональная теория культуры Б. Малиновского Бронислав Каспер Малиновский считал, что культура – вещественная и духовная система, направленная на обеспечение существования человека.

Слайд 113






В поздних работах, особенно в опубликованном после его смерти очерке «Научная теория культуры» (1944), Малиновский в систематической форме изложил свои взгляды на природу культур и метод их познания.
Описание слайда:
В поздних работах, особенно в опубликованном после его смерти очерке «Научная теория культуры» (1944), Малиновский в систематической форме изложил свои взгляды на природу культур и метод их познания.

Слайд 114





Б.К. Малиновский о культуре и человеческих потребностях
Культурологическая концепция основателя функционализма строилась на теории потребностей. 
Для выделения человека из царства животных он делит потребности на:
основные и производные, порожденные культурной средой. 
К последним относятся потребности в экономическом обмене, авторитете, социальном контроле, системе образования в каком-либо виде и т. д.
Описание слайда:
Б.К. Малиновский о культуре и человеческих потребностях Культурологическая концепция основателя функционализма строилась на теории потребностей. Для выделения человека из царства животных он делит потребности на: основные и производные, порожденные культурной средой. К последним относятся потребности в экономическом обмене, авторитете, социальном контроле, системе образования в каком-либо виде и т. д.

Слайд 115





Б.К. Малиновский о культуре как о производном окружении
Удовлетворяя свои биологические потребности, человек добывает пищу, строит жилище и т. д. 
Тем самым он преобразует окружающую среду и создает производное окружение, которое и есть культура. 
Культура – совокупность ответов на основные и производные потребности.
Описание слайда:
Б.К. Малиновский о культуре как о производном окружении Удовлетворяя свои биологические потребности, человек добывает пищу, строит жилище и т. д. Тем самым он преобразует окружающую среду и создает производное окружение, которое и есть культура. Культура – совокупность ответов на основные и производные потребности.

Слайд 116





Б.К. Малиновский об элементах культуры и их функциях
Любая культура в ходе своего развития вырабатывает некоторую систему устойчивого равновесия, где каждая часть целого выполняет свою функцию.
Описание слайда:
Б.К. Малиновский об элементах культуры и их функциях Любая культура в ходе своего развития вырабатывает некоторую систему устойчивого равновесия, где каждая часть целого выполняет свою функцию.

Слайд 117






Если уничтожить какой-либо элемент культуры (например, запретить вредный, с нашей точки зрения, обряд), то вся этнокультурная система, а значит, и народ, живущий в ней, может быть подвержена деградации и гибели.
Описание слайда:
Если уничтожить какой-либо элемент культуры (например, запретить вредный, с нашей точки зрения, обряд), то вся этнокультурная система, а значит, и народ, живущий в ней, может быть подвержена деградации и гибели.

Слайд 118






Б. Малиновский резко осуждал грубое вмешательство колониальных чиновников в жизнь коренного населения, что свидетельствовало о невежестве и непонимании ценностей других культур.
Описание слайда:
Б. Малиновский резко осуждал грубое вмешательство колониальных чиновников в жизнь коренного населения, что свидетельствовало о невежестве и непонимании ценностей других культур.

Слайд 119






Он подчеркивал, что «традиция, с биологической точки зрения, есть форма коллективной адаптации общности к ее среде. 
Уничтожьте традицию, и вы лишите социальный организм его защитного покрова и обречете его на медленный, неизбежный процесс умирания».
Описание слайда:
Он подчеркивал, что «традиция, с биологической точки зрения, есть форма коллективной адаптации общности к ее среде. Уничтожьте традицию, и вы лишите социальный организм его защитного покрова и обречете его на медленный, неизбежный процесс умирания».

Слайд 120





Б.К. Малиновский о нарушениях равновесия культуры
В качестве примера нарушения функционального равновесия Малиновский приводил запрет на обычай «охоты за головами», совершаемый юношами в день инициации на одном из островов Тихого океана. 
Вскоре после того, как англичане запретили этот обычай как антигуманный, в обществе аборигенов началась дезорганизация.
Описание слайда:
Б.К. Малиновский о нарушениях равновесия культуры В качестве примера нарушения функционального равновесия Малиновский приводил запрет на обычай «охоты за головами», совершаемый юношами в день инициации на одном из островов Тихого океана. Вскоре после того, как англичане запретили этот обычай как антигуманный, в обществе аборигенов началась дезорганизация.

Слайд 121






Старейшины утратили авторитет, старым и больным не оказывалась помощь. 
Рисовые поля и хранилища остались без присмотра, так как люди покинули обжитые места.
Описание слайда:
Старейшины утратили авторитет, старым и больным не оказывалась помощь. Рисовые поля и хранилища остались без присмотра, так как люди покинули обжитые места.

Слайд 122






Приглашенные на остров антропологи выяснили, что «инициации» и «охота за головами» были пусковыми событиями, обеспечивающими обязательность сельскохозяйственных работ и тем самым поддерживающими сплоченность между семьями.
Описание слайда:
Приглашенные на остров антропологи выяснили, что «инициации» и «охота за головами» были пусковыми событиями, обеспечивающими обязательность сельскохозяйственных работ и тем самым поддерживающими сплоченность между семьями.

Слайд 123





Б.К. Малиновский о последствиях нарушения культурного равновесия 
Кроме этого, на всех членов общности лежала обязанность сохранять запасы риса. 
При запрете обычая не приводилась в движение вся система культурно-хозяйственных связей.
Описание слайда:
Б.К. Малиновский о последствиях нарушения культурного равновесия Кроме этого, на всех членов общности лежала обязанность сохранять запасы риса. При запрете обычая не приводилась в движение вся система культурно-хозяйственных связей.

Слайд 124






Без рисосеяния за счет урожая фруктов и рыбной ловли можно было прожить несколько лет. 
Но в этой местности постоянно случались неурожаи и были периоды отсутствия рыбы.
Описание слайда:
Без рисосеяния за счет урожая фруктов и рыбной ловли можно было прожить несколько лет. Но в этой местности постоянно случались неурожаи и были периоды отсутствия рыбы.

Слайд 125






Запас риса гарантировал выживание племени, поэтому регулярные полевые работы (необязательные с точки зрения сиюминутных потребностей) должны были как-то поддерживаться. 
Таким поддерживающим символом и была «охота за головами».
Описание слайда:
Запас риса гарантировал выживание племени, поэтому регулярные полевые работы (необязательные с точки зрения сиюминутных потребностей) должны были как-то поддерживаться. Таким поддерживающим символом и была «охота за головами».

Слайд 126






Одновременно с запретом этого обычая была нарушена церемония посвящения во взрослые, что, в свою очередь, внесло дезорганизацию в иерархическую структуру общности, нарушило систему подчинения младших старшим.
Описание слайда:
Одновременно с запретом этого обычая была нарушена церемония посвящения во взрослые, что, в свою очередь, внесло дезорганизацию в иерархическую структуру общности, нарушило систему подчинения младших старшим.

Слайд 127







2.2. Французская школа «Анналов»

 Одним из основателей французской школы «Анналов» является Люсьен Февр (1878-1956). 
Название школы возникло по названию журнала «Анналы социальной и экономической истории», основанного в 1929 г. Люсьеном Февром и Марком Блоком (1886-1944).
Описание слайда:
2.2. Французская школа «Анналов» Одним из основателей французской школы «Анналов» является Люсьен Февр (1878-1956). Название школы возникло по названию журнала «Анналы социальной и экономической истории», основанного в 1929 г. Люсьеном Февром и Марком Блоком (1886-1944).

Слайд 128





Принцип «тотальной» истории
Французская школа «Анналов» ведущим принципом объявляет «тотальную», или «глобальную», историю. 
Это история живших в конкретном времени и пространстве людей, причем рассматриваемая с максимально большого количества точек наблюдения.
Описание слайда:
Принцип «тотальной» истории Французская школа «Анналов» ведущим принципом объявляет «тотальную», или «глобальную», историю. Это история живших в конкретном времени и пространстве людей, причем рассматриваемая с максимально большого количества точек наблюдения.

Слайд 129






Ее целью является восстановление всех доступных историку аспектов деятельности людей, понимания их поступков и мотиваций деятельности.
Описание слайда:
Ее целью является восстановление всех доступных историку аспектов деятельности людей, понимания их поступков и мотиваций деятельности.

Слайд 130






«Тотальная» история устраняет искусственное деление истории на: 
– политическую, 
– экономическую, 
– социальную, 
– дипломатическую, 
– военную –
и стремиться дать объемную картину исторической жизни на различных ее этапах.
Описание слайда:
«Тотальная» история устраняет искусственное деление истории на: – политическую, – экономическую, – социальную, – дипломатическую, – военную – и стремиться дать объемную картину исторической жизни на различных ее этапах.

Слайд 131






Задача историка, по мнению представителей школы «Анналов», состоит не в оценке событий, а в понимании и объяснении поступков людей.
Описание слайда:
Задача историка, по мнению представителей школы «Анналов», состоит не в оценке событий, а в понимании и объяснении поступков людей.

Слайд 132






А для этого необходимо изучение среды, в которой жили люди, а именно: природных условий средств коммуникаций и обмена, состояния техники, а также плотности населения, продолжительности жизни и др.
Описание слайда:
А для этого необходимо изучение среды, в которой жили люди, а именно: природных условий средств коммуникаций и обмена, состояния техники, а также плотности населения, продолжительности жизни и др.

Слайд 133






2.3. Концепция волнообразного развития культуры П.А. Сорокина

   Американский социолог русского происхождения Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) считал, что в истории человечества нет замкнутых цивилизаций, происходит волнообразное развитие культур.
Описание слайда:
2.3. Концепция волнообразного развития культуры П.А. Сорокина Американский социолог русского происхождения Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) считал, что в истории человечества нет замкнутых цивилизаций, происходит волнообразное развитие культур.

Слайд 134






Человечество как социокультурная суперсистема
В своем четырехтомном труде «Социальная  и культурная динамика» (1937-1941) Сорокин рассмотрел человечество как смену социокультурных суперсистем.
Описание слайда:
Человечество как социокультурная суперсистема В своем четырехтомном труде «Социальная  и культурная динамика» (1937-1941) Сорокин рассмотрел человечество как смену социокультурных суперсистем.

Слайд 135






Исторический процесс представлялся ему как «циклическая флуктуация», т.е. идущая законченными циклами смена переходящих друг в друга типов культуры.
Описание слайда:
Исторический процесс представлялся ему как «циклическая флуктуация», т.е. идущая законченными циклами смена переходящих друг в друга типов культуры.

Слайд 136






В культуре следует различать два аспекта: 
– внутренний – смысл, ценность, духовное содержание культурных феноменов, 
– внешний – материальное воплощение смыслов и ценностей в вещах и явлениях.
Описание слайда:
В культуре следует различать два аспекта: – внутренний – смысл, ценность, духовное содержание культурных феноменов, – внешний – материальное воплощение смыслов и ценностей в вещах и явлениях.

Слайд 137






По его мнению, все предметы культуры являются знаками и символами, этим они отличаются от природных объектов.
Описание слайда:
По его мнению, все предметы культуры являются знаками и символами, этим они отличаются от природных объектов.

Слайд 138






Если люди высоко ставят материальные ценности, то они сообща трудятся для того, чтобы их получить. 
Если интересы людей ориентированы на духовные ценности, то религиозные верования скрепляют общество.
Описание слайда:
Если люди высоко ставят материальные ценности, то они сообща трудятся для того, чтобы их получить. Если интересы людей ориентированы на духовные ценности, то религиозные верования скрепляют общество.

Слайд 139






Значения и ценности определяют место тех или иных вещей, явлений природы, человеческих действий, психологических состояний в системе культуры.
Описание слайда:
Значения и ценности определяют место тех или иных вещей, явлений природы, человеческих действий, психологических состояний в системе культуры.

Слайд 140






Поэтому культура не может быть уподоблена ни механизму, ни организму.
П. Сорокин полагал, что культура – симфония, гармония которой складывается с помощью символов и ценностей.
Описание слайда:
Поэтому культура не может быть уподоблена ни механизму, ни организму. П. Сорокин полагал, что культура – симфония, гармония которой складывается с помощью символов и ценностей.

Слайд 141






Два основных типа культуры – идеациональная и чувственная
В зависимости от того, какие ценности господствуют в обществе, Сорокин выделяет два основных типа культуры – идеациональную и чувственную культуры.
Описание слайда:
Два основных типа культуры – идеациональная и чувственная В зависимости от того, какие ценности господствуют в обществе, Сорокин выделяет два основных типа культуры – идеациональную и чувственную культуры.

Слайд 142






Идеациональная культура характеризуется наличием носителей культуры, которые основывают свои ценности на господствующих идеях, даже если эти идеи весьма примитивны.
Описание слайда:
Идеациональная культура характеризуется наличием носителей культуры, которые основывают свои ценности на господствующих идеях, даже если эти идеи весьма примитивны.

Слайд 143






В этой культуре преобладают сверхчувственные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу, который считается подлинной реальностью, а материальный мир лишь сотворенное Богом бытие.
Описание слайда:
В этой культуре преобладают сверхчувственные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу, который считается подлинной реальностью, а материальный мир лишь сотворенное Богом бытие.

Слайд 144






Этот мир лишь временное пристанище человеческой души, которая лишь после смерти окажется в божественном вечном мире.
Описание слайда:
Этот мир лишь временное пристанище человеческой души, которая лишь после смерти окажется в божественном вечном мире.

Слайд 145






В этом мире вера господствовала над разумом. 
Искусство также полностью подчинялось задачам религии, знаки этого искусства, воплощенные в конкретных образах, на самом деле символы ценностей невидимого божественного мира.
Описание слайда:
В этом мире вера господствовала над разумом. Искусство также полностью подчинялось задачам религии, знаки этого искусства, воплощенные в конкретных образах, на самом деле символы ценностей невидимого божественного мира.

Слайд 146






Герои произведений искусства – боги, ангелы и святые. 
Считалось, что шедевры рождаются по Божьей воле, а художники – лишь инструменты в руках Его.
Описание слайда:
Герои произведений искусства – боги, ангелы и святые. Считалось, что шедевры рождаются по Божьей воле, а художники – лишь инструменты в руках Его.

Слайд 147






Образцом идеациональной культуры служит европейское Средневековье, в котором господствующее место занимала религия.
Описание слайда:
Образцом идеациональной культуры служит европейское Средневековье, в котором господствующее место занимала религия.

Слайд 148






Идеальный образец этой культуры – аскет-отшельник, умерщвляющий плоть и в мистическом экстазе приближающийся к Богу.
Описание слайда:
Идеальный образец этой культуры – аскет-отшельник, умерщвляющий плоть и в мистическом экстазе приближающийся к Богу.

Слайд 149






От человека требовалось благочестие и послушание, добивались этого очень жесткими законами, которые строже всего карали богохульство, святотатство и ересь. 
Наказывали тело, чтобы спасти душу.
Описание слайда:
От человека требовалось благочестие и послушание, добивались этого очень жесткими законами, которые строже всего карали богохульство, святотатство и ересь. Наказывали тело, чтобы спасти душу.

Слайд 150





Тициан Вечеллио Венера Урбинская
Чувственная (сенситивная) культура является по своей сути эмпирической, светской, поскольку основана на доминировании чувственного восприятия и оценке действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения.
Описание слайда:
Тициан Вечеллио Венера Урбинская Чувственная (сенситивная) культура является по своей сути эмпирической, светской, поскольку основана на доминировании чувственного восприятия и оценке действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения.

Слайд 151







Тициан Вечеллио Любовь земная и небесная
 
Реальным и значимым здесь признается лишь то, что воспринимается глазами, ушами, языком, осязается пальцами, представляется верным рассудку. 
Истина чувства ценится выше истины веры.
Описание слайда:
Тициан Вечеллио Любовь земная и небесная Реальным и значимым здесь признается лишь то, что воспринимается глазами, ушами, языком, осязается пальцами, представляется верным рассудку. Истина чувства ценится выше истины веры.

Слайд 152






Поэтому для этой культуры типичны материализм, релятивизм и скептицизм, а наука является ее важнейшим компонентом. 
Все, что противоречит научным истинам, отвергается.
Описание слайда:
Поэтому для этой культуры типичны материализм, релятивизм и скептицизм, а наука является ее важнейшим компонентом. Все, что противоречит научным истинам, отвергается.

Слайд 153






В этом типе культуры человек ориентирован на удовлетворение чувственных потребностей. 
Аскеза кажется ему противоестественной и чуждой.
Его идеал – личное счастье.
Описание слайда:
В этом типе культуры человек ориентирован на удовлетворение чувственных потребностей. Аскеза кажется ему противоестественной и чуждой. Его идеал – личное счастье.

Слайд 154






Поэтому для сенситивной культуры, которая начинает развиваться в Европе с эпохи Возрождения, характерны теории естественного права, общественного договора, разумного эгоизма и утилитаризма. 
Естественно, что нравственность людей менее строга, более эгоистична, чем в идеациональной культуре.
Описание слайда:
Поэтому для сенситивной культуры, которая начинает развиваться в Европе с эпохи Возрождения, характерны теории естественного права, общественного договора, разумного эгоизма и утилитаризма. Естественно, что нравственность людей менее строга, более эгоистична, чем в идеациональной культуре.

Слайд 155






Идеалистический тип культуры
Между этими двумя типами культуры существует промежуточный третий тип культуры – идеалистический, соединяющий в себе черты двух основных типов.
Описание слайда:
Идеалистический тип культуры Между этими двумя типами культуры существует промежуточный третий тип культуры – идеалистический, соединяющий в себе черты двух основных типов.

Слайд 156






В нем чувство уравновешивается интеллектом, вера – наукой, опытное познание – интуицией. 
Наиболее отчетливо это позиция выражена в философии Аристотеля.
Описание слайда:
В нем чувство уравновешивается интеллектом, вера – наукой, опытное познание – интуицией. Наиболее отчетливо это позиция выражена в философии Аристотеля.

Слайд 157






Мысли человека обращены к идеальному, разумному миропорядку, который возможен и существует в виде отдельных фрагментов здесь, на земле.
Описание слайда:
Мысли человека обращены к идеальному, разумному миропорядку, который возможен и существует в виде отдельных фрагментов здесь, на земле.

Слайд 158





Агесандр, Полидор и Афинодор Лаокоон и его сыновья
Искусство также насыщается как церковным, так и светским содержанием. 
Его задача – изображение разумного и прекрасного в мире, оставаясь при этом возвышенным и серьезным. 
В художественных произведениях преобладают аллегорические и идеализированные образы.
Описание слайда:
Агесандр, Полидор и Афинодор Лаокоон и его сыновья Искусство также насыщается как церковным, так и светским содержанием. Его задача – изображение разумного и прекрасного в мире, оставаясь при этом возвышенным и серьезным. В художественных произведениях преобладают аллегорические и идеализированные образы.

Слайд 159






Персонажами произведений становятся благородные, героические личности. 
Даже негативные стороны жизни приукрашиваются и показываются, чтобы в контрасте с ними ярче высветить позитивные идеалы.
Описание слайда:
Персонажами произведений становятся благородные, героические личности. Даже негативные стороны жизни приукрашиваются и показываются, чтобы в контрасте с ними ярче высветить позитивные идеалы.

Слайд 160






Циклическое развитие культуры: смерть старой и рождение новой культуры
Главный вывод ученого – в истории все три типа культуры чередуются с неотвратимостью природных процессов. 
Идет волнообразное изменение культур: от идеационального типа к идеалистическому, и от него – к чувственному.
Описание слайда:
Циклическое развитие культуры: смерть старой и рождение новой культуры Главный вывод ученого – в истории все три типа культуры чередуются с неотвратимостью природных процессов. Идет волнообразное изменение культур: от идеационального типа к идеалистическому, и от него – к чувственному.

Слайд 161






В начальной стадии развития культуры она экспансивна, энергична, но постепенно теряет запас своих сил и переходит в кризисное состояние. 
После этого приходится обращаться к другим принципам и двигаться к иному типу культуры.
Описание слайда:
В начальной стадии развития культуры она экспансивна, энергична, но постепенно теряет запас своих сил и переходит в кризисное состояние. После этого приходится обращаться к другим принципам и двигаться к иному типу культуры.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию