🗊Презентация Религиозная жизнь современного общества и социология религии

Категория: Образование
Нажмите для полного просмотра!
Религиозная жизнь современного общества и социология религии, слайд №1Религиозная жизнь современного общества и социология религии, слайд №2Религиозная жизнь современного общества и социология религии, слайд №3Религиозная жизнь современного общества и социология религии, слайд №4Религиозная жизнь современного общества и социология религии, слайд №5Религиозная жизнь современного общества и социология религии, слайд №6Религиозная жизнь современного общества и социология религии, слайд №7Религиозная жизнь современного общества и социология религии, слайд №8Религиозная жизнь современного общества и социология религии, слайд №9Религиозная жизнь современного общества и социология религии, слайд №10Религиозная жизнь современного общества и социология религии, слайд №11Религиозная жизнь современного общества и социология религии, слайд №12Религиозная жизнь современного общества и социология религии, слайд №13Религиозная жизнь современного общества и социология религии, слайд №14Религиозная жизнь современного общества и социология религии, слайд №15Религиозная жизнь современного общества и социология религии, слайд №16Религиозная жизнь современного общества и социология религии, слайд №17Религиозная жизнь современного общества и социология религии, слайд №18Религиозная жизнь современного общества и социология религии, слайд №19Религиозная жизнь современного общества и социология религии, слайд №20Религиозная жизнь современного общества и социология религии, слайд №21Религиозная жизнь современного общества и социология религии, слайд №22Религиозная жизнь современного общества и социология религии, слайд №23Религиозная жизнь современного общества и социология религии, слайд №24Религиозная жизнь современного общества и социология религии, слайд №25Религиозная жизнь современного общества и социология религии, слайд №26Религиозная жизнь современного общества и социология религии, слайд №27Религиозная жизнь современного общества и социология религии, слайд №28Религиозная жизнь современного общества и социология религии, слайд №29Религиозная жизнь современного общества и социология религии, слайд №30Религиозная жизнь современного общества и социология религии, слайд №31Религиозная жизнь современного общества и социология религии, слайд №32Религиозная жизнь современного общества и социология религии, слайд №33Религиозная жизнь современного общества и социология религии, слайд №34Религиозная жизнь современного общества и социология религии, слайд №35Религиозная жизнь современного общества и социология религии, слайд №36Религиозная жизнь современного общества и социология религии, слайд №37Религиозная жизнь современного общества и социология религии, слайд №38Религиозная жизнь современного общества и социология религии, слайд №39Религиозная жизнь современного общества и социология религии, слайд №40Религиозная жизнь современного общества и социология религии, слайд №41Религиозная жизнь современного общества и социология религии, слайд №42Религиозная жизнь современного общества и социология религии, слайд №43Религиозная жизнь современного общества и социология религии, слайд №44Религиозная жизнь современного общества и социология религии, слайд №45Религиозная жизнь современного общества и социология религии, слайд №46Религиозная жизнь современного общества и социология религии, слайд №47

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Религиозная жизнь современного общества и социология религии. Доклад-сообщение содержит 47 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Религиозная жизнь современного общества и социология религии
Лекция 1
Описание слайда:
Религиозная жизнь современного общества и социология религии Лекция 1

Слайд 2





Социология религии -
наука о формах связи социального и религиозного;
о воздействии социальной жизни на религиозную традицию и
о влиянии религиозной жизни на социальные практики людей и общества
Описание слайда:
Социология религии - наука о формах связи социального и религиозного; о воздействии социальной жизни на религиозную традицию и о влиянии религиозной жизни на социальные практики людей и общества

Слайд 3





Религия как социальный институт:
Функции:
Мировоззренческая
Регулятивная
Коммуникативная
Интегративная
[Иллюзорно-] компенсаторная:
Ф.Энгельс: «всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни; отражением, в котором земные силы принимают форму неземных».
Описание слайда:
Религия как социальный институт: Функции: Мировоззренческая Регулятивная Коммуникативная Интегративная [Иллюзорно-] компенсаторная: Ф.Энгельс: «всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни; отражением, в котором земные силы принимают форму неземных».

Слайд 4





Терминологический аппарат социологии религии:
религиозные группы / организации
религиозные нормы
религиозная социализация
религиозность
секуляризация
светское общество
Секуляризация - это процесс высвобождения общества, культуры, политики, образования и других секторов общества, а также самого индивида из-под влияния религии.
Описание слайда:
Терминологический аппарат социологии религии: религиозные группы / организации религиозные нормы религиозная социализация религиозность секуляризация светское общество Секуляризация - это процесс высвобождения общества, культуры, политики, образования и других секторов общества, а также самого индивида из-под влияния религии.

Слайд 5





Ядро социологии религии -
изучение состояния и роли современной религии в современном обществе, секуляризации, сопровождающей переход от традиционного общества к современному
Описание слайда:
Ядро социологии религии - изучение состояния и роли современной религии в современном обществе, секуляризации, сопровождающей переход от традиционного общества к современному

Слайд 6





Основные направления и школы западной социологии религии (СР):
М.Вебер и его школа («экон. этика религии»)
Сравнительно-типологическое направление (Иоахим Вах и Густав Меншинг)
Функционалистская школа (Э.Дюркгейм, Бронислав Малиновский, А.Р.Рэдклифф-Браун; Т.Парсонс, Р.Мертон, К.Дэвис, Т.О.Диа, Л.Шнайдер, Милтон Йингер)
Американская эмпирическая СР (Ч.Глок, Р.Старк, Томас Форд и др.)
Французская католическая «религиозная социология» (Габриэль Ле Бра, аббат Ф.Булар, иезуит Эмиль Пэн)
Феноменологическая СР кон. 1960-х – нач. 1970-х гг (амер. с-ог Питер Людвиг Бергер, немецкий – Томас Лукман)
Описание слайда:
Основные направления и школы западной социологии религии (СР): М.Вебер и его школа («экон. этика религии») Сравнительно-типологическое направление (Иоахим Вах и Густав Меншинг) Функционалистская школа (Э.Дюркгейм, Бронислав Малиновский, А.Р.Рэдклифф-Браун; Т.Парсонс, Р.Мертон, К.Дэвис, Т.О.Диа, Л.Шнайдер, Милтон Йингер) Американская эмпирическая СР (Ч.Глок, Р.Старк, Томас Форд и др.) Французская католическая «религиозная социология» (Габриэль Ле Бра, аббат Ф.Булар, иезуит Эмиль Пэн) Феноменологическая СР кон. 1960-х – нач. 1970-х гг (амер. с-ог Питер Людвиг Бергер, немецкий – Томас Лукман)

Слайд 7





Э.Дюркгейм «Элементарные формы религиозной жизни» (1912)
Понятие религии:
1. Религия – система верований в сверхъестественные силы.
Советские учебники по «Истории и теории атеизма»: «мировоззрение и поведение отдельного индивида, группы, общности, которое определяется верой в существование сверхъестественного»
2. Религия – верование в связь человека с Богом или верование в существование духов.
Описание слайда:
Э.Дюркгейм «Элементарные формы религиозной жизни» (1912) Понятие религии: 1. Религия – система верований в сверхъестественные силы. Советские учебники по «Истории и теории атеизма»: «мировоззрение и поведение отдельного индивида, группы, общности, которое определяется верой в существование сверхъестественного» 2. Религия – верование в связь человека с Богом или верование в существование духов.

Слайд 8





Э.Дюркгейм: Дуализм священного  (sacré) и профанного (profane):
«Религия есть солидарная система верований и поступков, относящихся к миру священного, т.е. отделенных от мира вульгарного, запрещенного»
верований и поступков, соединяющих в одну церковь всех тех, кто принадлежит к ней
Описание слайда:
Э.Дюркгейм: Дуализм священного (sacré) и профанного (profane): «Религия есть солидарная система верований и поступков, относящихся к миру священного, т.е. отделенных от мира вульгарного, запрещенного» верований и поступков, соединяющих в одну церковь всех тех, кто принадлежит к ней

Слайд 9





Элементарные формы религиозных верований:
Анимизм – вера в существование души и духов, в одушевленность всего мира
Натурализм – обожествление реальных явлений и сил пророды (огонь, звезды, солнце и др.)
Тотемизм – вера в родство между человеческим родом и животным (растением)
Описание слайда:
Элементарные формы религиозных верований: Анимизм – вера в существование души и духов, в одушевленность всего мира Натурализм – обожествление реальных явлений и сил пророды (огонь, звезды, солнце и др.) Тотемизм – вера в родство между человеческим родом и животным (растением)

Слайд 10





Тотем – не просто имя рода, а символ коллективности
Священными являются все предметы – материальные носители тотема.
Тотемизм – не религия тех или иных животных, 
это религия анонимной безличной силы, которая оказывается в каждом из людей.
Что это за сила?
Сам род = общество, которые возносятся на высоту божества. Его символизирует тотем.
Описание слайда:
Тотем – не просто имя рода, а символ коллективности Священными являются все предметы – материальные носители тотема. Тотемизм – не религия тех или иных животных, это религия анонимной безличной силы, которая оказывается в каждом из людей. Что это за сила? Сам род = общество, которые возносятся на высоту божества. Его символизирует тотем.

Слайд 11





Наследие М.Вебера и Э.Трельча
Работы «Протестантская этика и «дух капитализма»
«Хозяйственная этика мировых религий»
«Типы религиозных сообществ»
«Хозяйственная этика» - сложившаяся совокупность традиций и норм – предшествует и определяет формирование определенного типа хозяйства.
	Формирование «духа капитализма» с присущей ему ориентацией на максимизацию прибыли и преумножение капитала.
Описание слайда:
Наследие М.Вебера и Э.Трельча Работы «Протестантская этика и «дух капитализма» «Хозяйственная этика мировых религий» «Типы религиозных сообществ» «Хозяйственная этика» - сложившаяся совокупность традиций и норм – предшествует и определяет формирование определенного типа хозяйства. Формирование «духа капитализма» с присущей ему ориентацией на максимизацию прибыли и преумножение капитала.

Слайд 12





Загадка западноевропейского рационализма и капитализма:
Исследование взаимоотношения между религиозными верованиями и экономическими процессами.
Еще конкретнее: связи между религиозной этикой, экономическим менталитетом и экономическим поведением.
Институты и организации капиталистического общества связаны воедино общим менталитетом, «духом капитализма».
Их источник: аскетическая этика кальвинизма и пуританства
Описание слайда:
Загадка западноевропейского рационализма и капитализма: Исследование взаимоотношения между религиозными верованиями и экономическими процессами. Еще конкретнее: связи между религиозной этикой, экономическим менталитетом и экономическим поведением. Институты и организации капиталистического общества связаны воедино общим менталитетом, «духом капитализма». Их источник: аскетическая этика кальвинизма и пуританства

Слайд 13





Менталитет экономической рациональности:
ориентированность на систематическое преследование экономических целей (умножение капитала, доходов; максимизация прибыли);
рационализм поведения (подсчет, калькуляция возможных прибылей – потерь; экономия);
подчинение потребления интересам накопления
Описание слайда:
Менталитет экономической рациональности: ориентированность на систематическое преследование экономических целей (умножение капитала, доходов; максимизация прибыли); рационализм поведения (подсчет, калькуляция возможных прибылей – потерь; экономия); подчинение потребления интересам накопления

Слайд 14





Протестантская этика центральный, но не единственный феномен, определивший развитие западноевропейского капитализма:
формирование средневековых городов с социально связующим городским средним классом и присущей ему универсалистской этикой торговли;
развитие экспериментальной науки;
рационализация права и рациональная правительственная администрация
Описание слайда:
Протестантская этика центральный, но не единственный феномен, определивший развитие западноевропейского капитализма: формирование средневековых городов с социально связующим городским средним классом и присущей ему универсалистской этикой торговли; развитие экспериментальной науки; рационализация права и рациональная правительственная администрация

Слайд 15





Типология религиозных сообществ:
Церковь – универсальная, консервативная, массовая организация, приемлющая мир и приспособленная к его порядкам.
Секта – свободное объединение стойких и сознательных верующих, отделенных от мира, ограниченных узким кругом. 
И церковь и секта, по Э.Трельчу, равно вытекают из Евангелия.
3. Мистерия (мистика) – «духовные религии»
Описание слайда:
Типология религиозных сообществ: Церковь – универсальная, консервативная, массовая организация, приемлющая мир и приспособленная к его порядкам. Секта – свободное объединение стойких и сознательных верующих, отделенных от мира, ограниченных узким кругом. И церковь и секта, по Э.Трельчу, равно вытекают из Евангелия. 3. Мистерия (мистика) – «духовные религии»

Слайд 16





Сравнительно-типологическое направление
(И.Вах, Г.Меншинг)
Религиозный опыт имеет несколько форм выражения:
Теоретическое выражение – это религиозная доктрина (догматика), концентрирующаяся вокруг 3-х тем: Бог, мир, человек
Практическое выражение – религиозный культ (поклонение Всевышнему)
Социологические выражение – община, коллективное в религии.
Помимо доктрины и обрядов есть и 3-я сфера проявления религиозности: религиозные группы, коллективность, ассоциации, индивидуальное, типологические и сравнительное изучение которых является областью СР.
И.Вах : «Религия есть опыт священного»
Описание слайда:
Сравнительно-типологическое направление (И.Вах, Г.Меншинг) Религиозный опыт имеет несколько форм выражения: Теоретическое выражение – это религиозная доктрина (догматика), концентрирующаяся вокруг 3-х тем: Бог, мир, человек Практическое выражение – религиозный культ (поклонение Всевышнему) Социологические выражение – община, коллективное в религии. Помимо доктрины и обрядов есть и 3-я сфера проявления религиозности: религиозные группы, коллективность, ассоциации, индивидуальное, типологические и сравнительное изучение которых является областью СР. И.Вах : «Религия есть опыт священного»

Слайд 17





Типология религиозных групп
(предлагаемые типы не носят исторического характера)
тайное общество
мистерийное общество (более сложное)
«сампрадайя» (тип индуистской организации)
«основанные религии»: а) круг учеников, б) братство, в) церковь
Секта рассматривается как форма внутрирелигиозного протеста.
Описание слайда:
Типология религиозных групп (предлагаемые типы не носят исторического характера) тайное общество мистерийное общество (более сложное) «сампрадайя» (тип индуистской организации) «основанные религии»: а) круг учеников, б) братство, в) церковь Секта рассматривается как форма внутрирелигиозного протеста.

Слайд 18





Меншинг (1901 -1978): «Общая теория социологии религии»:
«общее развитие идет от примитивного коллективизма к высокорелигиозному индивидуализму, который, в свою очередь преодолевается высокорелигиозным коллективизмом»
- закон исторического изменения религиозных феноменов
Описание слайда:
Меншинг (1901 -1978): «Общая теория социологии религии»: «общее развитие идет от примитивного коллективизма к высокорелигиозному индивидуализму, который, в свою очередь преодолевается высокорелигиозным коллективизмом» - закон исторического изменения религиозных феноменов

Слайд 19





Функционалистская школа. К.Дэвис и У.Мур:
«Причина, по которой необходима религия, очевидно, заключается в том, что человеческое общество достигает единства, главным образом в результате наличия всеобщих ценностей и общих целей у данного общества. Хотя эти ценности и цели являются субъективными, они влияют на поведение и их интеграция позволяет обществу функционировать как системе… Через поклонение священным объектам и существам… и принятие сверхъестественных предначертаний, которые в то же время являются кодексом поведения, устанавливается могущественный контроль над человеческим поведением, направляющий (поведение) на поддержание институциональной структуры и на соответствие его высшим ценностям и целям».
Описание слайда:
Функционалистская школа. К.Дэвис и У.Мур: «Причина, по которой необходима религия, очевидно, заключается в том, что человеческое общество достигает единства, главным образом в результате наличия всеобщих ценностей и общих целей у данного общества. Хотя эти ценности и цели являются субъективными, они влияют на поведение и их интеграция позволяет обществу функционировать как системе… Через поклонение священным объектам и существам… и принятие сверхъестественных предначертаний, которые в то же время являются кодексом поведения, устанавливается могущественный контроль над человеческим поведением, направляющий (поведение) на поддержание институциональной структуры и на соответствие его высшим ценностям и целям».

Слайд 20





Чарлз Глок (амер. с-г) 5 основных измерений религиозности:
1. Религиозный опыт (виды мистических и экстатических состояний)
По Бергеру, рел. опыт и божественное откровение – отправной пункт поиска Бога.
2. Религиозная вера – вера в религиозные мифы и догматы
3. Участие в религиозном культе – формы культового поведения (совершение молитвы, участие в исповеди и причастии, посещение богослужений и др.)
4. Уровень религиозной информированности – знание основных положений религиозного вероучения
5. Вес религиозной мотивации в поведении индивида
Описание слайда:
Чарлз Глок (амер. с-г) 5 основных измерений религиозности: 1. Религиозный опыт (виды мистических и экстатических состояний) По Бергеру, рел. опыт и божественное откровение – отправной пункт поиска Бога. 2. Религиозная вера – вера в религиозные мифы и догматы 3. Участие в религиозном культе – формы культового поведения (совершение молитвы, участие в исповеди и причастии, посещение богослужений и др.) 4. Уровень религиозной информированности – знание основных положений религиозного вероучения 5. Вес религиозной мотивации в поведении индивида

Слайд 21





Французская католическая «религиозная социология» (Габриэль Ле Бра, аббат Ф.Булар, иезуит Эмиль Пэн)
Г.Ле Бра (1891 – 1970) проф. в Сорбонне, основатель журнала «Архивы СР»; автор книги «Этюды религиозной социологии»
Социология культа
Оценка культовой активности католиков – исполнение ими церковных обрядов (посещение воскресных месс, причащения).
На основе эмпирических данных была создана карта религиозности населения Франции.
Описание слайда:
Французская католическая «религиозная социология» (Габриэль Ле Бра, аббат Ф.Булар, иезуит Эмиль Пэн) Г.Ле Бра (1891 – 1970) проф. в Сорбонне, основатель журнала «Архивы СР»; автор книги «Этюды религиозной социологии» Социология культа Оценка культовой активности католиков – исполнение ими церковных обрядов (посещение воскресных месс, причащения). На основе эмпирических данных была создана карта религиозности населения Франции.

Слайд 22





Феноменологическая СР
кон. 1960-х – нач. 1970-х гг (П.Л.Бергер, Томас Лукман)
Томас Лукман (р. 1927) («Невидимая религия» (1963), «Проблема религии в современном обществе»)
амер. с-ог Питер Людвиг Бергер (р. 1929)
«Слухи об ангелах. Современное общество и открытие заново сверхъестественного» (1969)
«Шум торжественных ассмблей» (1961)
«Двусмысленное видение» (1961) 
«Священная завеса» (1967)
Описание слайда:
Феноменологическая СР кон. 1960-х – нач. 1970-х гг (П.Л.Бергер, Томас Лукман) Томас Лукман (р. 1927) («Невидимая религия» (1963), «Проблема религии в современном обществе») амер. с-ог Питер Людвиг Бергер (р. 1929) «Слухи об ангелах. Современное общество и открытие заново сверхъестественного» (1969) «Шум торжественных ассмблей» (1961) «Двусмысленное видение» (1961) «Священная завеса» (1967)

Слайд 23





Религиозная жизнь современного общества и социология религии
Лекция 2
Описание слайда:
Религиозная жизнь современного общества и социология религии Лекция 2

Слайд 24





Томас Лукман:
Формы религиозности: церковная и «неспецифическая»,
т.е. всеобщая социальная форма Р., которая коренится в антропологической природе
Человек изначально (от рождения) религиозен; испытывает потребность в священном.
Мировоззрение, т.е. целостное осмысление мира, имеет религиозный характер; - это «элементарная социальная форма религии».
Религия, ставшая делом личного выбора, дающая человеку независимость и возможность «самореализации», никогда не исчезнет.
Описание слайда:
Томас Лукман: Формы религиозности: церковная и «неспецифическая», т.е. всеобщая социальная форма Р., которая коренится в антропологической природе Человек изначально (от рождения) религиозен; испытывает потребность в священном. Мировоззрение, т.е. целостное осмысление мира, имеет религиозный характер; - это «элементарная социальная форма религии». Религия, ставшая делом личного выбора, дающая человеку независимость и возможность «самореализации», никогда не исчезнет.

Слайд 25





П.Л.Бергер
Самооценка: слишком большое внимание уделял секуляризации и кризису религии и слишком незначительное – ее универсальной значимости
«Священная завеса» (1967)
Р. – средство легитимации (т.е. объяснения и оправдания) социального порядка.
- играет важную роль при конструировании человеком социальной реальности.
Секуляризация не охватывает равномерно всех областей жизни: значительна в «публичной сфере», и не затрагивает «частную сферу».
Описание слайда:
П.Л.Бергер Самооценка: слишком большое внимание уделял секуляризации и кризису религии и слишком незначительное – ее универсальной значимости «Священная завеса» (1967) Р. – средство легитимации (т.е. объяснения и оправдания) социального порядка. - играет важную роль при конструировании человеком социальной реальности. Секуляризация не охватывает равномерно всех областей жизни: значительна в «публичной сфере», и не затрагивает «частную сферу».

Слайд 26





Постсекулярное общество
Немецкий философ Ю.Хабермас:
«религия утверждается во все более секулярной среде»,
сохраняются конфессиональные различия и уважение к религиозным сообществам,
«модернизация … охватывает как религиозный, так и светский менталитет и рефлексивно видоизменяет их»
Хабермас Ю. Дополитические основы демократического правового государства? // Хабермас Ю., Ратцингер Й. (Бенедикт XVI) Диалектика секуляризации. О разуме и религии. М., 2006
Описание слайда:
Постсекулярное общество Немецкий философ Ю.Хабермас: «религия утверждается во все более секулярной среде», сохраняются конфессиональные различия и уважение к религиозным сообществам, «модернизация … охватывает как религиозный, так и светский менталитет и рефлексивно видоизменяет их» Хабермас Ю. Дополитические основы демократического правового государства? // Хабермас Ю., Ратцингер Й. (Бенедикт XVI) Диалектика секуляризации. О разуме и религии. М., 2006

Слайд 27





Исследования религиозности в СССР
Ю.Левада, В.И.Добреньков, И.Н. Яблоков, Д.М. Угринович
Доминирующая установка: отмирание религии под напором победной атеистической пропаганды
1970 г. «Разработка научно-обоснованных методов преодоления религиозных верований в западных областях Украины»
- определить основные пути преодоления религиозных пережитков в современных условиях, а также
- выявить причины, которые тормозят процесс разложения религиозного сознания.
Описание слайда:
Исследования религиозности в СССР Ю.Левада, В.И.Добреньков, И.Н. Яблоков, Д.М. Угринович Доминирующая установка: отмирание религии под напором победной атеистической пропаганды 1970 г. «Разработка научно-обоснованных методов преодоления религиозных верований в западных областях Украины» - определить основные пути преодоления религиозных пережитков в современных условиях, а также - выявить причины, которые тормозят процесс разложения религиозного сознания.

Слайд 28





Большие трудности в проведении КСИ:
Настороженность и недоверие с разных сторон:
властей
церкви (натянутость отношений с государством)
верующих-респондентов, которые не стремились афишировать свои религиозные убеждения
Описание слайда:
Большие трудности в проведении КСИ: Настороженность и недоверие с разных сторон: властей церкви (натянутость отношений с государством) верующих-респондентов, которые не стремились афишировать свои религиозные убеждения

Слайд 29





Религия и религиозность
Религия – форма ОС, особый тип социальных связей и социальный институт
Религиозность – понятие, отражающее степень воздействия религии на сознание и поведение человека и социальной группы, выражающее субъективную сторону религии
Религиозность – это социальное качество индивида или группы, выражающееся в совокупности их религиозных признаков, т.е. вере и поклонении священным объектам и символам.
Описание слайда:
Религия и религиозность Религия – форма ОС, особый тип социальных связей и социальный институт Религиозность – понятие, отражающее степень воздействия религии на сознание и поведение человека и социальной группы, выражающее субъективную сторону религии Религиозность – это социальное качество индивида или группы, выражающееся в совокупности их религиозных признаков, т.е. вере и поклонении священным объектам и символам.

Слайд 30





Признаки религиозности:
содержание и сила религиозной веры
интенсивность участия в религиозном культе (совершение молитвы, обрядов, посещение богослужений и др.)
религиозное воспитание в семье
религиозное образование (чтение религ. литературы)
членство в религ. общине (роль и функции в религ. организации)
значении и роль религ. мотивации в структуре общей мотивации индивида
Описание слайда:
Признаки религиозности: содержание и сила религиозной веры интенсивность участия в религиозном культе (совершение молитвы, обрядов, посещение богослужений и др.) религиозное воспитание в семье религиозное образование (чтение религ. литературы) членство в религ. общине (роль и функции в религ. организации) значении и роль религ. мотивации в структуре общей мотивации индивида

Слайд 31





Параметры религиозности:
Степень религиозности – сила влияния религии на отдельного человека
Колич. показатель: низк., сред., высокая степень
Уровень религиозности – показывает соотношение религиозного и нерелигиозного населения определенного региона, группы и т.д.
Колич. показатель и выражается в % от взрослого населения страны (региона, города) или всей численности группы. Может быть низк., сред (ниже и выше сред.), высокой.
Характер религиозности – выявляет специфику и отличие религиозности тех или иных конфессий или религ. групп.
Качественный показатель: последовательная или нет, разумная-фанатичная и т.д.
Описание слайда:
Параметры религиозности: Степень религиозности – сила влияния религии на отдельного человека Колич. показатель: низк., сред., высокая степень Уровень религиозности – показывает соотношение религиозного и нерелигиозного населения определенного региона, группы и т.д. Колич. показатель и выражается в % от взрослого населения страны (региона, города) или всей численности группы. Может быть низк., сред (ниже и выше сред.), высокой. Характер религиозности – выявляет специфику и отличие религиозности тех или иных конфессий или религ. групп. Качественный показатель: последовательная или нет, разумная-фанатичная и т.д.

Слайд 32





Атеистичность: эмпирич. индикаторы
В сфере сознания:
- отсутствие веры в сверхъестественное
- субъективная самоидентификация с неверующими или атеистами
- негативное отношение к религ. ценностям и нормам
- позит отн-ие к ценностям и нормам, вытекающим из атеистич убеждений
В сфере поведения:
неучастие в коллективных культ действиях и деят-ти религ организаций
отсутствие индив культ действий в домашней обстановке
- участие в пропаганде и распространении атеизма
Описание слайда:
Атеистичность: эмпирич. индикаторы В сфере сознания: - отсутствие веры в сверхъестественное - субъективная самоидентификация с неверующими или атеистами - негативное отношение к религ. ценностям и нормам - позит отн-ие к ценностям и нормам, вытекающим из атеистич убеждений В сфере поведения: неучастие в коллективных культ действиях и деят-ти религ организаций отсутствие индив культ действий в домашней обстановке - участие в пропаганде и распространении атеизма

Слайд 33





Типология религиозных групп:
Глубоко верующие – религ. вера играет определяющую роль в жизни
Верующие – религ. ориентация уравнивается с «земной»
Колеблющиеся – отсутствует прочная вера, он непоследовательна 
Формальные – признают веру на словах, а не на деле
Безрелигиозные – не сформировались ни религ., ни материалистические убеждения
Неверующие – не веруют, но занимают нейтральную позицию по отношению к религии
Атеисты – отрицают Бога, непримиримы к религиозной идеологии и культу
Описание слайда:
Типология религиозных групп: Глубоко верующие – религ. вера играет определяющую роль в жизни Верующие – религ. ориентация уравнивается с «земной» Колеблющиеся – отсутствует прочная вера, он непоследовательна Формальные – признают веру на словах, а не на деле Безрелигиозные – не сформировались ни религ., ни материалистические убеждения Неверующие – не веруют, но занимают нейтральную позицию по отношению к религии Атеисты – отрицают Бога, непримиримы к религиозной идеологии и культу

Слайд 34





Считаете ли себя верующим человеком и в какой степени?
Описание слайда:
Считаете ли себя верующим человеком и в какой степени?

Слайд 35





Всероссийская перепись населения 1897 г.
Описание слайда:
Всероссийская перепись населения 1897 г.

Слайд 36





Динамика религиозности в СССР:
Начало 1920-х гг. – 10% отошли от религии
Конец 1920-х гг. -  20%
Середина 1930-х гг. – верующие 1/3 горожан и 2/3 сельчан
1937 г. Перепись населения – 50% заявили о религиозности
Конец 1930-х – кон. 1950-х гг. – пауза в исследованиях религиозности
1960-1970-е гг. – время наиболее интенсивного развития эмпирич. исслед. религиозности:
Пензенская область (1968) – уровень религиозности 29%
Горьковская область (1973) – 27%; 1982 – 21%
Татария – 40%, Сев. Осетия – 39%, Чечено-Ингушетия – 50%
Конец 1970 – 1980-е гг.: стабилизация и некоторый рост уровня религ-ти
Описание слайда:
Динамика религиозности в СССР: Начало 1920-х гг. – 10% отошли от религии Конец 1920-х гг. - 20% Середина 1930-х гг. – верующие 1/3 горожан и 2/3 сельчан 1937 г. Перепись населения – 50% заявили о религиозности Конец 1930-х – кон. 1950-х гг. – пауза в исследованиях религиозности 1960-1970-е гг. – время наиболее интенсивного развития эмпирич. исслед. религиозности: Пензенская область (1968) – уровень религиозности 29% Горьковская область (1973) – 27%; 1982 – 21% Татария – 40%, Сев. Осетия – 39%, Чечено-Ингушетия – 50% Конец 1970 – 1980-е гг.: стабилизация и некоторый рост уровня религ-ти

Слайд 37





Трансформация религиозности в постсоветской РоссииРост прорелигиозных настроений в нач. 1990-х гг. (города России и Сев. Казахстан):
Описание слайда:
Трансформация религиозности в постсоветской РоссииРост прорелигиозных настроений в нач. 1990-х гг. (города России и Сев. Казахстан):

Слайд 38





Рост мировоззренческой неопределенности, отход от цельного самоопределения и мировосприятия:
Рост категории «христиан вообще» без конфессиональной принадлежности
Расширение религиозной терпимости
Увеличение числа людей с размытым, аморфным религиозным мировоззрением
Рост числа людей, верующих не в Бога, а в сверхъестественные силы
Трансформация идеи Бога: «Бог-везде», «Бог-любовь», «Бог-мораль», «бесконечное существо»
Описание слайда:
Рост мировоззренческой неопределенности, отход от цельного самоопределения и мировосприятия: Рост категории «христиан вообще» без конфессиональной принадлежности Расширение религиозной терпимости Увеличение числа людей с размытым, аморфным религиозным мировоззрением Рост числа людей, верующих не в Бога, а в сверхъестественные силы Трансформация идеи Бога: «Бог-везде», «Бог-любовь», «Бог-мораль», «бесконечное существо»

Слайд 39





График 16-1 К какому вероисповеданию Вы себя относите?
Данные Левада-центра
Описание слайда:
График 16-1 К какому вероисповеданию Вы себя относите? Данные Левада-центра

Слайд 40





"Состояние и динамика межэтнических и межконфессиональных отношений в Республике Татарстан"
Февраль 2012 года
1590 респондентов
Квотная выборка (ошибка выборки 3,3%)
Рабочая группа: С.А.Ахметова, Г.Я.Гузельбаева, М.Ю.Ефлова, Р.Г.Минзарипов, Л.Р.Низамова, А.Н.Нурутдинова
35 вопросов по блоку «Религиозность»
Описание слайда:
"Состояние и динамика межэтнических и межконфессиональных отношений в Республике Татарстан" Февраль 2012 года 1590 респондентов Квотная выборка (ошибка выборки 3,3%) Рабочая группа: С.А.Ахметова, Г.Я.Гузельбаева, М.Ю.Ефлова, Р.Г.Минзарипов, Л.Р.Низамова, А.Н.Нурутдинова 35 вопросов по блоку «Религиозность»

Слайд 41





Ходите ли Вы в церковь, мечеть, синагогу, другие храмы?
Описание слайда:
Ходите ли Вы в церковь, мечеть, синагогу, другие храмы?

Слайд 42





Соблюдаете ли вы пост?
Описание слайда:
Соблюдаете ли вы пост?

Слайд 43





Молитесь ли вы, если да, то как часто?
Описание слайда:
Молитесь ли вы, если да, то как часто?

Слайд 44





Если вы совершаете молитву, то какими молитвами вы обычно молитесь?
Описание слайда:
Если вы совершаете молитву, то какими молитвами вы обычно молитесь?

Слайд 45





Могли бы вы назвать себя «соблюдающим мусульманином»?
Описание слайда:
Могли бы вы назвать себя «соблюдающим мусульманином»?

Слайд 46





Как вы считаете, православие должно стать государственной религией в России или религия по-прежнему должна быть отделена от государства?
Описание слайда:
Как вы считаете, православие должно стать государственной религией в России или религия по-прежнему должна быть отделена от государства?

Слайд 47





Религиозная жизнь современного общества и социология религии
Лекция 2
Описание слайда:
Религиозная жизнь современного общества и социология религии Лекция 2



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию