🗊Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Мотивы лирики и проблематика (Литературно-тематический вернисаж)

Категория: Литература
Нажмите для полного просмотра!
Роман М.Ю. Лермонтова   «Герой нашего  времени».  Мотивы лирики и проблематика  (Литературно-тематический вернисаж), слайд №1Роман М.Ю. Лермонтова   «Герой нашего  времени».  Мотивы лирики и проблематика  (Литературно-тематический вернисаж), слайд №2Роман М.Ю. Лермонтова   «Герой нашего  времени».  Мотивы лирики и проблематика  (Литературно-тематический вернисаж), слайд №3Роман М.Ю. Лермонтова   «Герой нашего  времени».  Мотивы лирики и проблематика  (Литературно-тематический вернисаж), слайд №4Роман М.Ю. Лермонтова   «Герой нашего  времени».  Мотивы лирики и проблематика  (Литературно-тематический вернисаж), слайд №5Роман М.Ю. Лермонтова   «Герой нашего  времени».  Мотивы лирики и проблематика  (Литературно-тематический вернисаж), слайд №6Роман М.Ю. Лермонтова   «Герой нашего  времени».  Мотивы лирики и проблематика  (Литературно-тематический вернисаж), слайд №7Роман М.Ю. Лермонтова   «Герой нашего  времени».  Мотивы лирики и проблематика  (Литературно-тематический вернисаж), слайд №8Роман М.Ю. Лермонтова   «Герой нашего  времени».  Мотивы лирики и проблематика  (Литературно-тематический вернисаж), слайд №9Роман М.Ю. Лермонтова   «Герой нашего  времени».  Мотивы лирики и проблематика  (Литературно-тематический вернисаж), слайд №10Роман М.Ю. Лермонтова   «Герой нашего  времени».  Мотивы лирики и проблематика  (Литературно-тематический вернисаж), слайд №11Роман М.Ю. Лермонтова   «Герой нашего  времени».  Мотивы лирики и проблематика  (Литературно-тематический вернисаж), слайд №12Роман М.Ю. Лермонтова   «Герой нашего  времени».  Мотивы лирики и проблематика  (Литературно-тематический вернисаж), слайд №13Роман М.Ю. Лермонтова   «Герой нашего  времени».  Мотивы лирики и проблематика  (Литературно-тематический вернисаж), слайд №14Роман М.Ю. Лермонтова   «Герой нашего  времени».  Мотивы лирики и проблематика  (Литературно-тематический вернисаж), слайд №15Роман М.Ю. Лермонтова   «Герой нашего  времени».  Мотивы лирики и проблематика  (Литературно-тематический вернисаж), слайд №16Роман М.Ю. Лермонтова   «Герой нашего  времени».  Мотивы лирики и проблематика  (Литературно-тематический вернисаж), слайд №17Роман М.Ю. Лермонтова   «Герой нашего  времени».  Мотивы лирики и проблематика  (Литературно-тематический вернисаж), слайд №18Роман М.Ю. Лермонтова   «Герой нашего  времени».  Мотивы лирики и проблематика  (Литературно-тематический вернисаж), слайд №19Роман М.Ю. Лермонтова   «Герой нашего  времени».  Мотивы лирики и проблематика  (Литературно-тематический вернисаж), слайд №20Роман М.Ю. Лермонтова   «Герой нашего  времени».  Мотивы лирики и проблематика  (Литературно-тематический вернисаж), слайд №21Роман М.Ю. Лермонтова   «Герой нашего  времени».  Мотивы лирики и проблематика  (Литературно-тематический вернисаж), слайд №22Роман М.Ю. Лермонтова   «Герой нашего  времени».  Мотивы лирики и проблематика  (Литературно-тематический вернисаж), слайд №23Роман М.Ю. Лермонтова   «Герой нашего  времени».  Мотивы лирики и проблематика  (Литературно-тематический вернисаж), слайд №24

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Мотивы лирики и проблематика (Литературно-тематический вернисаж). Презентация содержит 24 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Роман М.Ю. Лермонтова 
 «Герой нашего  времени». 
Мотивы лирики и проблематика
(Литературно-тематический вернисаж)
Описание слайда:
Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Мотивы лирики и проблематика (Литературно-тематический вернисаж)

Слайд 2





Цель урока
   Доказать, что все основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова развиты в романе «Герой нашего времени».
Описание слайда:
Цель урока Доказать, что все основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова развиты в романе «Герой нашего времени».

Слайд 3





1. Вступительное слово учителя
Роман «Герой нашего времени» написан 
М.Ю. Лермонтовым в последний период жизни, поэтому в нем развиты все основные мотивы творчества писателя:
мотив свободы и воли;
мотив одиночества;
мотив трагизма любви и дружбы;
мотив трагедии поколения;
мотив высокого назначения писателя, поэта.
Описание слайда:
1. Вступительное слово учителя Роман «Герой нашего времени» написан М.Ю. Лермонтовым в последний период жизни, поэтому в нем развиты все основные мотивы творчества писателя: мотив свободы и воли; мотив одиночества; мотив трагизма любви и дружбы; мотив трагедии поколения; мотив высокого назначения писателя, поэта.

Слайд 4





2. Литературно-тематическое исследование.
    Мотив свободы и воли в лирике 
   М.Ю. Лермонтова и романе «Герой нашего времени»
Описание слайда:
2. Литературно-тематическое исследование. Мотив свободы и воли в лирике М.Ю. Лермонтова и романе «Герой нашего времени»

Слайд 5





3. Литературоведческие загадки
1. Какое средство художественной выразительности помогает услышать нам мотив свободы и воли  в стихотворении «Прощай, немытая Россия»?
Описание слайда:
3. Литературоведческие загадки 1. Какое средство художественной выразительности помогает услышать нам мотив свободы и воли в стихотворении «Прощай, немытая Россия»?

Слайд 6





Ключ к литературоведческим загадкам
1. Эмоциональные эпитеты: «немытая Россия», «преданный народ» и др.
2. Прием развернутого сравнения: «Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится…»; «…желанный парус, сначала подобный крылу морской чайки…»
Описание слайда:
Ключ к литературоведческим загадкам 1. Эмоциональные эпитеты: «немытая Россия», «преданный народ» и др. 2. Прием развернутого сравнения: «Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится…»; «…желанный парус, сначала подобный крылу морской чайки…»

Слайд 7





4. Литературно-тематическое исследование.
    Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова
    и романе «Герой нашего времени».
Описание слайда:
4. Литературно-тематическое исследование. Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова и романе «Герой нашего времени».

Слайд 8





5. Иллюстрации к стихотворению «Выхожу один я на дорогу» и к роману «Герой нашего времени»
Предложите свои варианты
иллюстраций к данным 
произведениям…
Описание слайда:
5. Иллюстрации к стихотворению «Выхожу один я на дорогу» и к роману «Герой нашего времени» Предложите свои варианты иллюстраций к данным произведениям…

Слайд 9





6. Литературоведческие загадки
1. Какое средство художественной выразительности помогает глубоко осмыслить мотив одиночества в стихотворении «Выхожу один я на дорогу»?
2.  Какой художественный прием помогает увидеть индивидуализм Печорина?
Описание слайда:
6. Литературоведческие загадки 1. Какое средство художественной выразительности помогает глубоко осмыслить мотив одиночества в стихотворении «Выхожу один я на дорогу»? 2. Какой художественный прием помогает увидеть индивидуализм Печорина?

Слайд 10





Ключ к литературоведческим загадкам
1. Олицетворение: «пустыня внемлет богу», «звезда с звездою говорит», «спит земля» и др.
2. Психологический портрет – «самокритика»: «Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть, больше…во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня…»
Описание слайда:
Ключ к литературоведческим загадкам 1. Олицетворение: «пустыня внемлет богу», «звезда с звездою говорит», «спит земля» и др. 2. Психологический портрет – «самокритика»: «Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть, больше…во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня…»

Слайд 11





7. Литературно-тематическое исследование.
    Мотив трагизма любви и дружбы в лирике 
   М.Ю. Лермонтова и в романе «Герой нашего времени»
Описание слайда:
7. Литературно-тематическое исследование. Мотив трагизма любви и дружбы в лирике М.Ю. Лермонтова и в романе «Герой нашего времени»

Слайд 12





8. Иллюстрация к роману 
   М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Иллюстрация… Помогает она или мешает увидеть 
«художественную дуэль» 
Печорина с Грушницким?

Обсуждение вопроса.
Описание слайда:
8. Иллюстрация к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Иллюстрация… Помогает она или мешает увидеть «художественную дуэль» Печорина с Грушницким? Обсуждение вопроса.

Слайд 13





9. Литературоведческие загадки
1. Какой стилистический прием усиливает трагизм любви, дружбы, жизни в стихотворении «Благодарность»?
2.  Какой стилистический прием усиливает трагизм любви, дружбы, жизни в романе «Герой нашего времени»?
Описание слайда:
9. Литературоведческие загадки 1. Какой стилистический прием усиливает трагизм любви, дружбы, жизни в стихотворении «Благодарность»? 2. Какой стилистический прием усиливает трагизм любви, дружбы, жизни в романе «Герой нашего времени»?

Слайд 14





Ключ к литературоведческим загадкам
1.  Анафора или единоначатие: 
       За все, за все тебя благодарю я:
       За тайные мучения страстей,
       За горечь слез, отраву поцелуя,
       За месть врагов и клевету друзей;
       За жар души, растраченный в пустыне,
       За все, чем я обманут в жизни был…

2.  Поток вопросительных предложений без ответов: «Одно мне всегда было 
странно: я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда 
приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не 
стараясь. Отчего это? – оттого ли что я никогда ничем очень не дорожу и что
они ежеминутно боялись выпустить меня из рук? Или это – магнетическое 
влияние сильного организма? Или мне просто не удавалось встретить 
женщину с упорным характером?...» Или «Я сел на скамью и задумался… Я 
чувствовал необходимость излить свои мысли в дружеском разговоре… 
но с кем?...»
Описание слайда:
Ключ к литературоведческим загадкам 1. Анафора или единоначатие: За все, за все тебя благодарю я: За тайные мучения страстей, За горечь слез, отраву поцелуя, За месть врагов и клевету друзей; За жар души, растраченный в пустыне, За все, чем я обманут в жизни был… 2. Поток вопросительных предложений без ответов: «Одно мне всегда было странно: я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не стараясь. Отчего это? – оттого ли что я никогда ничем очень не дорожу и что они ежеминутно боялись выпустить меня из рук? Или это – магнетическое влияние сильного организма? Или мне просто не удавалось встретить женщину с упорным характером?...» Или «Я сел на скамью и задумался… Я чувствовал необходимость излить свои мысли в дружеском разговоре… но с кем?...»

Слайд 15





  10.  Литературно-тематическое исследование.
Мотив трагедии поколения в лирике
М.Ю. Лермонтова  и в романе «Герой нашего времени»
Описание слайда:
10. Литературно-тематическое исследование. Мотив трагедии поколения в лирике М.Ю. Лермонтова и в романе «Герой нашего времени»

Слайд 16





11. Литературоведческие загадки
1. В каком жанре написано стихотворение М.Ю. Лермонтова «Дума»?
2. Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов, показывая трагическую противоречивость образа Печорина?
Описание слайда:
11. Литературоведческие загадки 1. В каком жанре написано стихотворение М.Ю. Лермонтова «Дума»? 2. Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов, показывая трагическую противоречивость образа Печорина?

Слайд 17





Ключ к литературоведческим загадкам
1. Жанр элегии-сатиры помогает высветить трагедию поколения.
2. Прием антитезы (противопоставления): «Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия».
Описание слайда:
Ключ к литературоведческим загадкам 1. Жанр элегии-сатиры помогает высветить трагедию поколения. 2. Прием антитезы (противопоставления): «Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия».

Слайд 18





12. Литературно-тематическое исследование.
      Мотив высокого назначения писателя, поэта в лирике М.Ю. Лермонтова и в романе 
«Герой нашего времени»
Описание слайда:
12. Литературно-тематическое исследование. Мотив высокого назначения писателя, поэта в лирике М.Ю. Лермонтова и в романе «Герой нашего времени»

Слайд 19





13. Литературоведческие загадки
1. Для чего М.Ю. Лермонтов композиционно выстраивает стихотворение «Поэт» на развернутом сравнении?
2. Какие слова являются ключевыми в  романе «Герой нашего времени»?
Описание слайда:
13. Литературоведческие загадки 1. Для чего М.Ю. Лермонтов композиционно выстраивает стихотворение «Поэт» на развернутом сравнении? 2. Какие слова являются ключевыми в романе «Герой нашего времени»?

Слайд 20





Ключ к литературоведческим загадкам
1. В стихотворении «Поэт» использован прием развернутого сравнения – сравнение Поэта с кинжалом. Когда-то грозное боевое оружие, верно служившее своему господину на поле битвы,  – теперь кинжал превратился в игрушку, золотую, бесславную и безвредную. С судьбой кинжала сравнивает М.Ю. Лермонтов и судьбу Поэта в современном ему обществе.
2. Ключевые слова: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над сами собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».
Описание слайда:
Ключ к литературоведческим загадкам 1. В стихотворении «Поэт» использован прием развернутого сравнения – сравнение Поэта с кинжалом. Когда-то грозное боевое оружие, верно служившее своему господину на поле битвы, – теперь кинжал превратился в игрушку, золотую, бесславную и безвредную. С судьбой кинжала сравнивает М.Ю. Лермонтов и судьбу Поэта в современном ему обществе. 2. Ключевые слова: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над сами собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».

Слайд 21





14. Художественно-творческое задание.
      Определите, к каким произведениям созданы эти
      иллюстрации? Каких героев Вы узнали?
Описание слайда:
14. Художественно-творческое задание. Определите, к каким произведениям созданы эти иллюстрации? Каких героев Вы узнали?

Слайд 22





15. Заключительное слово учителя
Мотивы лирики и прозы М.Ю. Лермонтова
неразрывно связаны между собой. Тема, начатая в стихотворении,  находит свое продолжение в прозе (а именно – в романе «Герой нашего времени»). Все мотивы творчества художника объединены единой целью – помочь людям глубже заглянуть в себя, оценить свои мысли, поступки, окружающий мир, вернуться к истинным, духовным ценностям.
Описание слайда:
15. Заключительное слово учителя Мотивы лирики и прозы М.Ю. Лермонтова неразрывно связаны между собой. Тема, начатая в стихотворении, находит свое продолжение в прозе (а именно – в романе «Герой нашего времени»). Все мотивы творчества художника объединены единой целью – помочь людям глубже заглянуть в себя, оценить свои мысли, поступки, окружающий мир, вернуться к истинным, духовным ценностям.

Слайд 23





16. Домашнее задание
Выразите письменно собственную 
мысль (на свободную тему) в 
стихотворной и прозаической формах.
Описание слайда:
16. Домашнее задание Выразите письменно собственную мысль (на свободную тему) в стихотворной и прозаической формах.

Слайд 24





Спасибо за внимание!
Описание слайда:
Спасибо за внимание!



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию