🗊Презентация Шаманизм. Понимание шаманизма

Категория: Образование
Нажмите для полного просмотра!
Шаманизм. Понимание шаманизма, слайд №1Шаманизм. Понимание шаманизма, слайд №2Шаманизм. Понимание шаманизма, слайд №3Шаманизм. Понимание шаманизма, слайд №4Шаманизм. Понимание шаманизма, слайд №5Шаманизм. Понимание шаманизма, слайд №6Шаманизм. Понимание шаманизма, слайд №7Шаманизм. Понимание шаманизма, слайд №8Шаманизм. Понимание шаманизма, слайд №9Шаманизм. Понимание шаманизма, слайд №10Шаманизм. Понимание шаманизма, слайд №11Шаманизм. Понимание шаманизма, слайд №12Шаманизм. Понимание шаманизма, слайд №13Шаманизм. Понимание шаманизма, слайд №14Шаманизм. Понимание шаманизма, слайд №15Шаманизм. Понимание шаманизма, слайд №16Шаманизм. Понимание шаманизма, слайд №17Шаманизм. Понимание шаманизма, слайд №18Шаманизм. Понимание шаманизма, слайд №19

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Шаманизм. Понимание шаманизма. Доклад-сообщение содержит 19 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





ШАМАНИЗМ
Бехтерев Арсений Анатольевич РТК-12-1б
Описание слайда:
ШАМАНИЗМ Бехтерев Арсений Анатольевич РТК-12-1б

Слайд 2





Вступление
Шаманизм – форма первобытной религии, основанная на вере в способность шамана общаться с иными мирами, духами, божествами и, посредством этого излечивать людей, предсказывать события и координировать религиозную деятельность.
Можно установить пять форм, характерных для эпохи преобладания племенного строя. Это шаманизм, нагуализм, тайные союзы, культ вождей и культ племенного бога.
Понятие шаманизма (шаманства, «шаманского закона») вошло в литературу очень давно — еще в XVIII в., а о шаманах народов Сибири имеются упоминания в письменных источниках еще более раннего времени: в «отписках» и «доездах» русских служилых людей, в ясачных книгах и других документах XVII в., а немного позднее и в сочинениях иностранцев.
Описание слайда:
Вступление Шаманизм – форма первобытной религии, основанная на вере в способность шамана общаться с иными мирами, духами, божествами и, посредством этого излечивать людей, предсказывать события и координировать религиозную деятельность. Можно установить пять форм, характерных для эпохи преобладания племенного строя. Это шаманизм, нагуализм, тайные союзы, культ вождей и культ племенного бога. Понятие шаманизма (шаманства, «шаманского закона») вошло в литературу очень давно — еще в XVIII в., а о шаманах народов Сибири имеются упоминания в письменных источниках еще более раннего времени: в «отписках» и «доездах» русских служилых людей, в ясачных книгах и других документах XVII в., а немного позднее и в сочинениях иностранцев.

Слайд 3





Понимание шаманизма
5 этапов:
Первые наблюдатели этого явления, видели в шаманских действиях дело дьявола, а в шаманах — его слуг. («Краткое описание о народе остяцком» Гр. Новицкий 1715 г.)
Такой взгляд встречается и в литературе конца XIX в. в сочинении обруселого чуванца Дьячкова об Анадырском крае, в «Алтайских инородцах» миссионера-этнографа Вербицкого

Второй этап развития взглядов на шаманство связан с попыткой критического к нему отношения, рационалистическим мировоззрением XVIII в.: ученые-путешественники Гмелин, Паллас и другие считали шаманов попросту обманщиками и шарлатанами.
Описание слайда:
Понимание шаманизма 5 этапов: Первые наблюдатели этого явления, видели в шаманских действиях дело дьявола, а в шаманах — его слуг. («Краткое описание о народе остяцком» Гр. Новицкий 1715 г.) Такой взгляд встречается и в литературе конца XIX в. в сочинении обруселого чуванца Дьячкова об Анадырском крае, в «Алтайских инородцах» миссионера-этнографа Вербицкого Второй этап развития взглядов на шаманство связан с попыткой критического к нему отношения, рационалистическим мировоззрением XVIII в.: ученые-путешественники Гмелин, Паллас и другие считали шаманов попросту обманщиками и шарлатанами.

Слайд 4





Понимание шаманизма
5 этапов:
Третья точка зрения была вызвана преследованиями этой религии со стороны царской администрации и духовенства; стараясь защитить свои шаманские обряды от нападок миссионеров и оправдать свою приверженность к ним уже после формального крещения, они заявляли, что «шаманство не есть вера или религия, но действие частное», нечто вроде народной медицины.
Четвертый этап в развитии взглядов на шаманство состоял в понимании этого явления как определенной религиозной системы, подобной брахманизму, буддизму и др.; при этом грубые обряды и наивные верования сибирских шаманистов объяснялись как результат деградации, забвения первоначальной сущности шаманского учения. Этот взгляд был высказан еще в 1770-х годах Георги, его разделяли Иакинф Бичурин и первый бурятский ученый Доржи Банзаров.
Описание слайда:
Понимание шаманизма 5 этапов: Третья точка зрения была вызвана преследованиями этой религии со стороны царской администрации и духовенства; стараясь защитить свои шаманские обряды от нападок миссионеров и оправдать свою приверженность к ним уже после формального крещения, они заявляли, что «шаманство не есть вера или религия, но действие частное», нечто вроде народной медицины. Четвертый этап в развитии взглядов на шаманство состоял в понимании этого явления как определенной религиозной системы, подобной брахманизму, буддизму и др.; при этом грубые обряды и наивные верования сибирских шаманистов объяснялись как результат деградации, забвения первоначальной сущности шаманского учения. Этот взгляд был высказан еще в 1770-х годах Георги, его разделяли Иакинф Бичурин и первый бурятский ученый Доржи Банзаров.

Слайд 5





Понимание шаманизма
5 этапов:
С распространением взглядов эволюционной школы и сравнительного метода в этнографии — с 1870-х годов — шаманизм начинают рассматривать как определенную стадию развития всякой вообще религии. 
Такой взгляд мы находим у Лёббока и у других эволюционистов, а в России — у Михайловского , Харузина, Лопатина. В работах этих исследователей понятие шаманизма перестало обозначать верования одного ограниченного круга народов Сибири, а стало употребляться в гораздо более широком и общем смысле.
Описание слайда:
Понимание шаманизма 5 этапов: С распространением взглядов эволюционной школы и сравнительного метода в этнографии — с 1870-х годов — шаманизм начинают рассматривать как определенную стадию развития всякой вообще религии. Такой взгляд мы находим у Лёббока и у других эволюционистов, а в России — у Михайловского , Харузина, Лопатина. В работах этих исследователей понятие шаманизма перестало обозначать верования одного ограниченного круга народов Сибири, а стало употребляться в гораздо более широком и общем смысле.

Слайд 6


Шаманизм. Понимание шаманизма, слайд №6
Описание слайда:

Слайд 7





Камлание шамана
Обычный ритуал действия шамана —исступленная пляска с пением, ударами в бубен, громом железных подвесок и т. д. 

Камлание рассматривается как способ общения с духами, что достигается двумя путями: или духи вселяются в тело шамана (либо в его бубен), или, напротив, душа шамана отправляется в путешествие в царство духов. В действительности смысл камлания состоит в гипнозе окружающих и в самогипнозе, благодаря которому шаман не только заставляет зрителей верить в свои сверхъестественные способности, но обычно верит в них и сам и во время камлания переживает галлюцинации.

По мнению целого ряда наблюдателей, шаманское камлание очень напоминает истерический припадок, да и вообще шаманы обычно нервные, склонные к истерии люди. Цель шаманских обрядов состоит по большей части в лечении людей или животных, а также в борьбе с разными другими несчастьями, в гадании об успехе промысла и т. п.
Описание слайда:
Камлание шамана Обычный ритуал действия шамана —исступленная пляска с пением, ударами в бубен, громом железных подвесок и т. д. Камлание рассматривается как способ общения с духами, что достигается двумя путями: или духи вселяются в тело шамана (либо в его бубен), или, напротив, душа шамана отправляется в путешествие в царство духов. В действительности смысл камлания состоит в гипнозе окружающих и в самогипнозе, благодаря которому шаман не только заставляет зрителей верить в свои сверхъестественные способности, но обычно верит в них и сам и во время камлания переживает галлюцинации. По мнению целого ряда наблюдателей, шаманское камлание очень напоминает истерический припадок, да и вообще шаманы обычно нервные, склонные к истерии люди. Цель шаманских обрядов состоит по большей части в лечении людей или животных, а также в борьбе с разными другими несчастьями, в гадании об успехе промысла и т. п.

Слайд 8


Шаманизм. Понимание шаманизма, слайд №8
Описание слайда:

Слайд 9





«Культ сумасшествия»
Опыт полевых наблюдений и множество свидетельств описывают характер поведения шамана не иначе как истерический, легковозбудимый, восприимчивый к гипнозу и автогипнозу.
Так, Гуннар Ландтман писал: «Фактически для дикарского ума нет ничего более естественного, чем приписать экстаз духовным агентам. Конвульсивные жесты и бессвязные выкрики вдохновленного кажутся признаками того, что его воля отсутствует и что телом его овладело некое странное существо. Поэтому считается, что дух или бог говорит его устами и направляет его действия»
Описание слайда:
«Культ сумасшествия» Опыт полевых наблюдений и множество свидетельств описывают характер поведения шамана не иначе как истерический, легковозбудимый, восприимчивый к гипнозу и автогипнозу. Так, Гуннар Ландтман писал: «Фактически для дикарского ума нет ничего более естественного, чем приписать экстаз духовным агентам. Конвульсивные жесты и бессвязные выкрики вдохновленного кажутся признаками того, что его воля отсутствует и что телом его овладело некое странное существо. Поэтому считается, что дух или бог говорит его устами и направляет его действия»

Слайд 10


Шаманизм. Понимание шаманизма, слайд №10
Описание слайда:

Слайд 11





Теория возникновения шаманства
Начало разложения первобытно-родовой общины, сопровождающееся выделением в ней разных лиц и групп, по разным основаниям занимающих обособленное и частью господствующее положение в общине. Выделялись родовые предводители, военачальники и храбрые воины, знахари и т. И вот к числу таких выделяющихся в общине своими необычными качествами людей относились, очевидно, и нервнобольные, припадочные, истерики, эпилептики. Они — «одержимые», они — «бесноватые», в них вселяются «духи». Отсюда почти повсеместно на этой исторической ступени распространенное убеждение в сверхъестественном происхождении нервных заболеваний, вера в «одержимость».
Но особенно сильно действовал на воображение окружающих, вероятно, тот неврастеник, который научился овладевать своими припадками, их искусственно вызывать и регулировать. Такому человеку, естественно, приписывали не просто способность общаться с «духами», но и дар намеренно их призывать, вселять в себя, побуждать их к нужным для людей действиям.
Описание слайда:
Теория возникновения шаманства Начало разложения первобытно-родовой общины, сопровождающееся выделением в ней разных лиц и групп, по разным основаниям занимающих обособленное и частью господствующее положение в общине. Выделялись родовые предводители, военачальники и храбрые воины, знахари и т. И вот к числу таких выделяющихся в общине своими необычными качествами людей относились, очевидно, и нервнобольные, припадочные, истерики, эпилептики. Они — «одержимые», они — «бесноватые», в них вселяются «духи». Отсюда почти повсеместно на этой исторической ступени распространенное убеждение в сверхъестественном происхождении нервных заболеваний, вера в «одержимость». Но особенно сильно действовал на воображение окружающих, вероятно, тот неврастеник, который научился овладевать своими припадками, их искусственно вызывать и регулировать. Такому человеку, естественно, приписывали не просто способность общаться с «духами», но и дар намеренно их призывать, вселять в себя, побуждать их к нужным для людей действиям.

Слайд 12


Шаманизм. Понимание шаманизма, слайд №12
Описание слайда:

Слайд 13





Мировое шаманство
У австралийцев можно обнаружить лишь зачаточные проявления этой формы религии.
У курнаев, по словам Хауитта, функции бирраарка (профессионал по общению с духами) отделены от функций знахаря (мулламулунг). 
У андаманцев большим авторитетом пользовались око-джуму или око-пайяд («сновидцы») — лица, обладающие способностью сношений с духами. 
У семангов Малакки Пауль Шебеста нашел типичных знахарей хала, применяющих для лечения больных средства народной медицины и заклинания.
У кубу ранние исследователи (Буре, Валетт) наблюдали типичную картину шаманских камланий: шаман — шалим, или дукун — призывает духов, накрывая свою голову платком и через некоторое время «чувствует себя как бы опьяневшим», на него находит «сверхъестественное вдохновение», благодаря которому он узнает причину болезни пациента и приступает к ее лечению.
У огнеземельцев имелись шаманы — йекамуш — лицо, «призванное» духами, причем это призвание проявляется в видениях и снах; оно ощущается как своего рода болезнь. Главная функция йека-муша — лечение больных.
У бороро тоже описаны типичные шаманы бари. Это люди, впадающие в «состояние одержимости», что рассматривается как признак призвания.
Описание слайда:
Мировое шаманство У австралийцев можно обнаружить лишь зачаточные проявления этой формы религии. У курнаев, по словам Хауитта, функции бирраарка (профессионал по общению с духами) отделены от функций знахаря (мулламулунг).  У андаманцев большим авторитетом пользовались око-джуму или око-пайяд («сновидцы») — лица, обладающие способностью сношений с духами.  У семангов Малакки Пауль Шебеста нашел типичных знахарей хала, применяющих для лечения больных средства народной медицины и заклинания. У кубу ранние исследователи (Буре, Валетт) наблюдали типичную картину шаманских камланий: шаман — шалим, или дукун — призывает духов, накрывая свою голову платком и через некоторое время «чувствует себя как бы опьяневшим», на него находит «сверхъестественное вдохновение», благодаря которому он узнает причину болезни пациента и приступает к ее лечению. У огнеземельцев имелись шаманы — йекамуш — лицо, «призванное» духами, причем это призвание проявляется в видениях и снах; оно ощущается как своего рода болезнь. Главная функция йека-муша — лечение больных. У бороро тоже описаны типичные шаманы бари. Это люди, впадающие в «состояние одержимости», что рассматривается как признак призвания.

Слайд 14





  
 Шаманы хорошо известны в Меланезии, у более отсталых народов Индонезии, в Южной и Северной Америке, в Африке. 
У даяков-каянов Северного Борнео есть особые профессионалы, именуемые дайонг и занимающиеся лечением больных. Дайонг употребляет во время своих действий особые маски страшного вида. Он поет, призывая духов, и впадает в транс, причем иногда падает без сознания.
У арауканов мапуче (Южная Америка) имеются наряду со знахарями, которые лечат средствами народной медицины, так называемые мачи — шаманы. Для исцеления болезни, которая считается вызванной злыми духами, мачи раздевается догола и начинает камлание, ударяя в бубен и произнося нараспев монотонные заклинания. Дойдя таким образом до исступления, мачи падает на землю в конвульсиях и с пеной у рта, в то время как его помощники стараются криками, факелами, дикой скачкой кругом хижины отогнать духов. Прийдя в себя, мачи объявляет причину болезни и приступает к ее лечению, извлекая из тела больного какой-нибудь предмет.
У североамериканского племени черноногих. Шаман, одетый в шкуру желтого медведя, с посохом и бубном, пытался при помощи дикой пляски вылечить смертельно раненного индейца. Дико крича, прыгая вокруг умирающего, он толкал его и поворачивал с боку на бок, увеличивая его страдания, чем ускорил его смерть.
Описание слайда:
 Шаманы хорошо известны в Меланезии, у более отсталых народов Индонезии, в Южной и Северной Америке, в Африке.  У даяков-каянов Северного Борнео есть особые профессионалы, именуемые дайонг и занимающиеся лечением больных. Дайонг употребляет во время своих действий особые маски страшного вида. Он поет, призывая духов, и впадает в транс, причем иногда падает без сознания. У арауканов мапуче (Южная Америка) имеются наряду со знахарями, которые лечат средствами народной медицины, так называемые мачи — шаманы. Для исцеления болезни, которая считается вызванной злыми духами, мачи раздевается догола и начинает камлание, ударяя в бубен и произнося нараспев монотонные заклинания. Дойдя таким образом до исступления, мачи падает на землю в конвульсиях и с пеной у рта, в то время как его помощники стараются криками, факелами, дикой скачкой кругом хижины отогнать духов. Прийдя в себя, мачи объявляет причину болезни и приступает к ее лечению, извлекая из тела больного какой-нибудь предмет. У североамериканского племени черноногих. Шаман, одетый в шкуру желтого медведя, с посохом и бубном, пытался при помощи дикой пляски вылечить смертельно раненного индейца. Дико крича, прыгая вокруг умирающего, он толкал его и поворачивал с боку на бок, увеличивая его страдания, чем ускорил его смерть.

Слайд 15


Шаманизм. Понимание шаманизма, слайд №15
Описание слайда:

Слайд 16





Шаманизм Северной Азии
У народов Сибири и Севера, притом у народов, стоящих на довольно различных уровнях развития — от ительменов и чукчей до якутов и бурят, шаманство не только было повсеместно распространено, но в большинстве случаев поглотило и включило в себя целый ряд верований и обрядов, по происхождению с ним не связанных.

У юкагиров, эвенков, тунгусов, хантов и манси, бурят и некоторых других народов Сибири шаманство слилось с родовым культом в том смысле, что именно шаман принял на себя, целиком или частично, функции родового жреца.
Описание слайда:
Шаманизм Северной Азии У народов Сибири и Севера, притом у народов, стоящих на довольно различных уровнях развития — от ительменов и чукчей до якутов и бурят, шаманство не только было повсеместно распространено, но в большинстве случаев поглотило и включило в себя целый ряд верований и обрядов, по происхождению с ним не связанных. У юкагиров, эвенков, тунгусов, хантов и манси, бурят и некоторых других народов Сибири шаманство слилось с родовым культом в том смысле, что именно шаман принял на себя, целиком или частично, функции родового жреца.

Слайд 17


Шаманизм. Понимание шаманизма, слайд №17
Описание слайда:

Слайд 18





Заключение
На сегодняшний день поле исследования внутри шаманизма остается широким, несмотря на уже существующий объем исследований. Впрочем, сомнительно, что когда-нибудь вопрос о природе и закономерностях шаманства закроется окончательно, поскольку слишком крепка взаимосвязь религии с иррациональным восприятием действительности. И, вторя шаманскому автогипнозу, человек сам ограждает себя от досканального понимания. И может так он оказывается ближе к истине.
Описание слайда:
Заключение На сегодняшний день поле исследования внутри шаманизма остается широким, несмотря на уже существующий объем исследований. Впрочем, сомнительно, что когда-нибудь вопрос о природе и закономерностях шаманства закроется окончательно, поскольку слишком крепка взаимосвязь религии с иррациональным восприятием действительности. И, вторя шаманскому автогипнозу, человек сам ограждает себя от досканального понимания. И может так он оказывается ближе к истине.

Слайд 19





Список источников
Токарев С.А. - Ранние формы религии и их развитие
 Харузин И. Этнография
Михайловский В. Шаманство
Банзаров Д. Черная вера или шаманство у монголов
Василий Телицын. Шаманы и шаманизм
Электронные словари, порталы и энциклопедии.
Описание слайда:
Список источников Токарев С.А. - Ранние формы религии и их развитие  Харузин И. Этнография Михайловский В. Шаманство Банзаров Д. Черная вера или шаманство у монголов Василий Телицын. Шаманы и шаманизм Электронные словари, порталы и энциклопедии.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию