🗊Презентация Шестоднев. Особенности святоотеческого толкования первых глав кн. Бытия

Категория: Образование
Нажмите для полного просмотра!
Шестоднев. Особенности святоотеческого толкования первых глав кн. Бытия, слайд №1Шестоднев. Особенности святоотеческого толкования первых глав кн. Бытия, слайд №2Шестоднев. Особенности святоотеческого толкования первых глав кн. Бытия, слайд №3Шестоднев. Особенности святоотеческого толкования первых глав кн. Бытия, слайд №4Шестоднев. Особенности святоотеческого толкования первых глав кн. Бытия, слайд №5Шестоднев. Особенности святоотеческого толкования первых глав кн. Бытия, слайд №6Шестоднев. Особенности святоотеческого толкования первых глав кн. Бытия, слайд №7Шестоднев. Особенности святоотеческого толкования первых глав кн. Бытия, слайд №8Шестоднев. Особенности святоотеческого толкования первых глав кн. Бытия, слайд №9Шестоднев. Особенности святоотеческого толкования первых глав кн. Бытия, слайд №10Шестоднев. Особенности святоотеческого толкования первых глав кн. Бытия, слайд №11Шестоднев. Особенности святоотеческого толкования первых глав кн. Бытия, слайд №12Шестоднев. Особенности святоотеческого толкования первых глав кн. Бытия, слайд №13Шестоднев. Особенности святоотеческого толкования первых глав кн. Бытия, слайд №14Шестоднев. Особенности святоотеческого толкования первых глав кн. Бытия, слайд №15Шестоднев. Особенности святоотеческого толкования первых глав кн. Бытия, слайд №16Шестоднев. Особенности святоотеческого толкования первых глав кн. Бытия, слайд №17Шестоднев. Особенности святоотеческого толкования первых глав кн. Бытия, слайд №18Шестоднев. Особенности святоотеческого толкования первых глав кн. Бытия, слайд №19Шестоднев. Особенности святоотеческого толкования первых глав кн. Бытия, слайд №20

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Шестоднев. Особенности святоотеческого толкования первых глав кн. Бытия. Доклад-сообщение содержит 20 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Лекция 2. Шестоднев
Описание слайда:
Лекция 2. Шестоднев

Слайд 2





священный Текст понимается, прежде всего, буквально, как написано.
священный Текст понимается, прежде всего, буквально, как написано.
при буквальном прочтении широко использовались данные современной естественной науки. 
помимо буквального метода толкования используется и символическое духовное толкование, которое при этом не отвергает буквального смысла.
Описание слайда:
священный Текст понимается, прежде всего, буквально, как написано. священный Текст понимается, прежде всего, буквально, как написано. при буквальном прочтении широко использовались данные современной естественной науки. помимо буквального метода толкования используется и символическое духовное толкование, которое при этом не отвергает буквального смысла.

Слайд 3





Большинство святых отцов понимали дни творения буквально, то есть продолжительностью в 24 часа. Этой точки зрения придерживается и часть современных богословов, так называемые креационисты. 
Большинство святых отцов понимали дни творения буквально, то есть продолжительностью в 24 часа. Этой точки зрения придерживается и часть современных богословов, так называемые креационисты. 
Из буквального понимания первой главы Книги Бытия следует, что мир сотворен за шесть дней, а возраст Земли составляет не более 10 000 лет.
Блаженный Августин был не столь категоричен: «что то были за дни, нам очень трудно представить, или совсем невозможно; и еще менее возможно говорить об этом».
Прп. Иоанн Дамаскин допускал, что дни творения могут иметь неопределённо долгую продолжительность: «говорят о семи веках этого мира, то есть от сотворения неба и земли до общего как конца людей, так и воскресения. … Говорят же и о веках веков, поскольку и семь веков настоящего мира обнимают множество веков»
Подобной точки зрения придерживается и часть современных богословов, которые называются эволюционистами. «У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3, 8). С лингвистической точки зрения «день» евр. «йом» - может означать неопределенный промежуток времени.
При таком понимании длительности дней творения, возраст Земли может составлять сотни миллионов лет.
Представление о многомиллионной длительности процесса Творения в такой же степени «умаляет» величие и всемогущество Творца, как и  представление о поэтапности Творения мира.  Для «божественного могущества … было совершенно безразлично – создать ли весь мир во мгновение ока, употребить ли на это целую неделю, или, вложив в мир известные целесообразные законы, более или менее естественное течение, приведшее к продолжительному мирообразованию».
Важно понимать, в каком контексте о сотворении мира писали святые отцы: они полемизировали с языческими философскими представлениями о бесконечности и безначальности мира (т.е. приписывания ему божественных свойств). Поэтому им  очень важным было показать, что мир сотворен в определенное время, он не безначален, но имеет начало своего бытия от Бога, он не бесконечен, но создан в определенное время, соответственно книга Бытия  должна отражать реальные исторические этапы сотворения нашей Земли.
Описание слайда:
Большинство святых отцов понимали дни творения буквально, то есть продолжительностью в 24 часа. Этой точки зрения придерживается и часть современных богословов, так называемые креационисты. Большинство святых отцов понимали дни творения буквально, то есть продолжительностью в 24 часа. Этой точки зрения придерживается и часть современных богословов, так называемые креационисты. Из буквального понимания первой главы Книги Бытия следует, что мир сотворен за шесть дней, а возраст Земли составляет не более 10 000 лет. Блаженный Августин был не столь категоричен: «что то были за дни, нам очень трудно представить, или совсем невозможно; и еще менее возможно говорить об этом». Прп. Иоанн Дамаскин допускал, что дни творения могут иметь неопределённо долгую продолжительность: «говорят о семи веках этого мира, то есть от сотворения неба и земли до общего как конца людей, так и воскресения. … Говорят же и о веках веков, поскольку и семь веков настоящего мира обнимают множество веков» Подобной точки зрения придерживается и часть современных богословов, которые называются эволюционистами. «У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3, 8). С лингвистической точки зрения «день» евр. «йом» - может означать неопределенный промежуток времени. При таком понимании длительности дней творения, возраст Земли может составлять сотни миллионов лет. Представление о многомиллионной длительности процесса Творения в такой же степени «умаляет» величие и всемогущество Творца, как и представление о поэтапности Творения мира. Для «божественного могущества … было совершенно безразлично – создать ли весь мир во мгновение ока, употребить ли на это целую неделю, или, вложив в мир известные целесообразные законы, более или менее естественное течение, приведшее к продолжительному мирообразованию». Важно понимать, в каком контексте о сотворении мира писали святые отцы: они полемизировали с языческими философскими представлениями о бесконечности и безначальности мира (т.е. приписывания ему божественных свойств). Поэтому им очень важным было показать, что мир сотворен в определенное время, он не безначален, но имеет начало своего бытия от Бога, он не бесконечен, но создан в определенное время, соответственно книга Бытия должна отражать реальные исторические этапы сотворения нашей Земли.

Слайд 4





Святитель Афанасий Великий, следуя александрийской традиции аллегорического толкования вслед за Филоном, Оригеном и Климентом Александрийским, говорил о мгновенном сотворении мира и населяющих его живых существ. 6 дней или этапность  в творении понималась не исторически, а богословски, не последовательно, а качественно. 
Святитель Афанасий Великий, следуя александрийской традиции аллегорического толкования вслед за Филоном, Оригеном и Климентом Александрийским, говорил о мгновенном сотворении мира и населяющих его живых существ. 6 дней или этапность  в творении понималась не исторически, а богословски, не последовательно, а качественно. 
Сирийцы и антиохийцы: прп. Ефрем Сирин, свт. Иоанн Златоуст учили о поэтапном сотворении мира на протяжении шести 24-часовых творческих дней.
 Прп. Ефрем Сирин: «Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание. Непозволительно также говорить, будто бы то, что, по описанию, сотворено в продолжение шести дней, сотворено в одно мгновение». 
Отцы-каппадокийцы – свт. Григорий Богослов, Василий Великий, Григорий Нисский совместили оба толковательных метода – и умеренный аллегоризм, и буквальное толкование. Они допускали термин и идею одномоментного сотворения как потенцию того, что оформилось по воле Бога на протяжении шести реальных творческих дней.
Блж. Августин: «все создано разом, и тем не менее, в шесть дней. Отсюда и трудности в понимании рассказа о происхождении мира. То есть в Писании рассказ о творении уже приспособлен к пониманию людей «простого восприятия», которые могут мыслить лишь временными категориями».
Описание слайда:
Святитель Афанасий Великий, следуя александрийской традиции аллегорического толкования вслед за Филоном, Оригеном и Климентом Александрийским, говорил о мгновенном сотворении мира и населяющих его живых существ. 6 дней или этапность в творении понималась не исторически, а богословски, не последовательно, а качественно. Святитель Афанасий Великий, следуя александрийской традиции аллегорического толкования вслед за Филоном, Оригеном и Климентом Александрийским, говорил о мгновенном сотворении мира и населяющих его живых существ. 6 дней или этапность в творении понималась не исторически, а богословски, не последовательно, а качественно. Сирийцы и антиохийцы: прп. Ефрем Сирин, свт. Иоанн Златоуст учили о поэтапном сотворении мира на протяжении шести 24-часовых творческих дней. Прп. Ефрем Сирин: «Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание. Непозволительно также говорить, будто бы то, что, по описанию, сотворено в продолжение шести дней, сотворено в одно мгновение». Отцы-каппадокийцы – свт. Григорий Богослов, Василий Великий, Григорий Нисский совместили оба толковательных метода – и умеренный аллегоризм, и буквальное толкование. Они допускали термин и идею одномоментного сотворения как потенцию того, что оформилось по воле Бога на протяжении шести реальных творческих дней. Блж. Августин: «все создано разом, и тем не менее, в шесть дней. Отсюда и трудности в понимании рассказа о происхождении мира. То есть в Писании рассказ о творении уже приспособлен к пониманию людей «простого восприятия», которые могут мыслить лишь временными категориями».

Слайд 5





Визуальные образы - во время Божественного созерцания ум под действием Божиим видит, что угодно Господу ему показать.
Визуальные образы - во время Божественного созерцания ум под действием Божиим видит, что угодно Господу ему показать.
 Свт. Иннокентий Херсонский: «Моисей описал происхождение мира, водясь взглядом человека, - описал то, что мог бы видеть человек, если бы был свидетелем сотворения мира».
Иное течение времени - Во время Божественного созерцания сознание человека в максимально возможной степени сливается с Богом, и поскольку Бог находится вне времени и для Него нет ни прошлого, ни будущего, естественно предположить, что и сознание пророка во время Откровения пребывало в иных временных координатах. 
«Пред очами Твоими, Господи, тысяча лет как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи» (Пс. 89, 5).
Неизбежность искажения Откровения при передаче его на человеческий язык - мера открываемого и созерцаемого так велика, что его не вместит никакое человеческое слово.
«Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем... Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13, 9,12).
Объяснения Оригена - Бог намеренно исказил Истину для того, чтобы мы не увлекались очевидным смыслом, а искали смысл более глубокий.
Искажения в смысл Откровения могут вноситься при их переводе
«Итак, прошу вас, читайте [эту книгу] благосклонно и внимательно и имейте снисхождение к тому, что в некоторых местах мы, может быть, погрешили: трудясь над переводом: ибо неодинаковый смысл имеет то, что читается по-еврейски, когда будет переведено на другой язык, - и не только эта [книга], но даже закон, пророчества и остальные книги имеют немалую разницу в смысле, если читать их в подлиннике». (Предисловие к книге Ис. Сир.).
Описание слайда:
Визуальные образы - во время Божественного созерцания ум под действием Божиим видит, что угодно Господу ему показать. Визуальные образы - во время Божественного созерцания ум под действием Божиим видит, что угодно Господу ему показать. Свт. Иннокентий Херсонский: «Моисей описал происхождение мира, водясь взглядом человека, - описал то, что мог бы видеть человек, если бы был свидетелем сотворения мира». Иное течение времени - Во время Божественного созерцания сознание человека в максимально возможной степени сливается с Богом, и поскольку Бог находится вне времени и для Него нет ни прошлого, ни будущего, естественно предположить, что и сознание пророка во время Откровения пребывало в иных временных координатах. «Пред очами Твоими, Господи, тысяча лет как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи» (Пс. 89, 5). Неизбежность искажения Откровения при передаче его на человеческий язык - мера открываемого и созерцаемого так велика, что его не вместит никакое человеческое слово. «Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем... Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13, 9,12). Объяснения Оригена - Бог намеренно исказил Истину для того, чтобы мы не увлекались очевидным смыслом, а искали смысл более глубокий. Искажения в смысл Откровения могут вноситься при их переводе «Итак, прошу вас, читайте [эту книгу] благосклонно и внимательно и имейте снисхождение к тому, что в некоторых местах мы, может быть, погрешили: трудясь над переводом: ибо неодинаковый смысл имеет то, что читается по-еврейски, когда будет переведено на другой язык, - и не только эта [книга], но даже закон, пророчества и остальные книги имеют немалую разницу в смысле, если читать их в подлиннике». (Предисловие к книге Ис. Сир.).

Слайд 6





Дни творения
Первый день - сотворён свет;
Второй день - сотворена твердь небесная;
Третий день - сотворены суша и растительность;
Четвертый день - сотворены светила;
Пятый день - сотворены рыбы и птицы;
Шестой день - сотворены животные и человек;
Седьмой день - день Субботний (покоя).
Описание слайда:
Дни творения Первый день - сотворён свет; Второй день - сотворена твердь небесная; Третий день - сотворены суша и растительность; Четвертый день - сотворены светила; Пятый день - сотворены рыбы и птицы; Шестой день - сотворены животные и человек; Седьмой день - день Субботний (покоя).

Слайд 7


Шестоднев. Особенности святоотеческого толкования первых глав кн. Бытия, слайд №7
Описание слайда:

Слайд 8


Шестоднев. Особенности святоотеческого толкования первых глав кн. Бытия, слайд №8
Описание слайда:

Слайд 9


Шестоднев. Особенности святоотеческого толкования первых глав кн. Бытия, слайд №9
Описание слайда:

Слайд 10


Шестоднев. Особенности святоотеческого толкования первых глав кн. Бытия, слайд №10
Описание слайда:

Слайд 11


Шестоднев. Особенности святоотеческого толкования первых глав кн. Бытия, слайд №11
Описание слайда:

Слайд 12


Шестоднев. Особенности святоотеческого толкования первых глав кн. Бытия, слайд №12
Описание слайда:

Слайд 13


Шестоднев. Особенности святоотеческого толкования первых глав кн. Бытия, слайд №13
Описание слайда:

Слайд 14





1) Единственность Бога (монотеизм)
1) Единственность Бога (монотеизм)
2) Трансцендентность Бога 
3) Личностность Бога 
4) Всемогущество Божие 
5) Тварность видимого мира, его не беспричинность, а сотворенность Богом Творцом
6) Постепенная усложняемость мира 
7) Гармоничность мира, его завершенность
8) Человек является венцом творения
Описание слайда:
1) Единственность Бога (монотеизм) 1) Единственность Бога (монотеизм) 2) Трансцендентность Бога 3) Личностность Бога 4) Всемогущество Божие 5) Тварность видимого мира, его не беспричинность, а сотворенность Богом Творцом 6) Постепенная усложняемость мира 7) Гармоничность мира, его завершенность 8) Человек является венцом творения

Слайд 15





Мерность и строгая симметричность дней творения
Описание слайда:
Мерность и строгая симметричность дней творения

Слайд 16





Три стихии библейской вселенной (мира)
«Господь в шесть дней создал небо и землю, море и все, что в них» (Исх. 20:11); 
«о Боге Живом, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них» (Деян. 14:15); 
«Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем» (Откр. 10:5–6).
Описание слайда:
Три стихии библейской вселенной (мира) «Господь в шесть дней создал небо и землю, море и все, что в них» (Исх. 20:11); «о Боге Живом, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них» (Деян. 14:15); «Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем» (Откр. 10:5–6).

Слайд 17





Композиция творения мира (шестоднева)
Как была сотворена вселенная, то есть небо, земля и море (вода) – Быт.1, 2-10. 
1 день («бара» - «сотворил»)— вода, «и Дух Божий носился над водою»  (Быт 1:2);
2 день — небо, «и создал («аса») Бог твердь <...> и назвал Бог твердь небом» (Быт 1:7–8);
3 день — земля, «Да явится суша <...> и назвал Бог сушу землею» (Быт 1:9–10);
2) Как вселенная была наполнена «всем, что в ней» - Быт. 1, 12-21.
3 день — наполняется земля: «и произвела земля зелень, траву <...> и дерево плодовитое» (Быт 1:12);
4 день — наполняется небо: «и создал («аса» ) Бог два светила великие <...> и звезды» (Быт 1:16);
5 день — наполняются моря: «и сотворил («бара») Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода <...> И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях» (Быт 1:21).
Описание слайда:
Композиция творения мира (шестоднева) Как была сотворена вселенная, то есть небо, земля и море (вода) – Быт.1, 2-10. 1 день («бара» - «сотворил»)— вода, «и Дух Божий носился над водою» (Быт 1:2); 2 день — небо, «и создал («аса») Бог твердь <...> и назвал Бог твердь небом» (Быт 1:7–8); 3 день — земля, «Да явится суша <...> и назвал Бог сушу землею» (Быт 1:9–10); 2) Как вселенная была наполнена «всем, что в ней» - Быт. 1, 12-21. 3 день — наполняется земля: «и произвела земля зелень, траву <...> и дерево плодовитое» (Быт 1:12); 4 день — наполняется небо: «и создал («аса» ) Бог два светила великие <...> и звезды» (Быт 1:16); 5 день — наполняются моря: «и сотворил («бара») Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода <...> И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях» (Быт 1:21).

Слайд 18





Библейский параллелизм
Такая фигура, когда начало соотносится с концом, второй член с предпоследним, а третий с третьим с конца и т. д., обычно обозначается как зеркальный параллелизм, или хиазм (АБВВ’Б’А’). Параллелизм очень характерен для библейского повествования Ветхого и Нового Завета:
Концентрический параллелизм (АБВБ’А’) - Зах. 9, 5:





Обратный параллелизм (АББ’А’) - Мк. 2,27:




Прямой параллелизм (АБА’Б’) – Пс. 32, 13-14:
Описание слайда:
Библейский параллелизм Такая фигура, когда начало соотносится с концом, второй член с предпоследним, а третий с третьим с конца и т. д., обычно обозначается как зеркальный параллелизм, или хиазм (АБВВ’Б’А’). Параллелизм очень характерен для библейского повествования Ветхого и Нового Завета: Концентрический параллелизм (АБВБ’А’) - Зах. 9, 5: Обратный параллелизм (АББ’А’) - Мк. 2,27: Прямой параллелизм (АБА’Б’) – Пс. 32, 13-14:

Слайд 19





Значение параллелизма
Древние евреи (семиты) восхищались симметрией. Обнаружить симметрию — хотя бы издали (Иов 36,25), хотя бы «как блеск искры» (Сир. 42:23) — значит узреть совершенство. В ней надежность и благополучие мира, благодаря ей «одно поддерживает благо другого», так что «все живет и пребывает вовек» (Сир. 42, 23). «Как напротив зла — добро, и напротив смерти — жизнь, так напротив благочестивого — грешник. Так смотри и на все дела Всевышнего: их по два, одно напротив другого» (Сир. 33,14).
Поэтому для древних читателей Шестоднева подобная упорядоченность и параллелизм служили признаком совершенства мира и славы его Творца.
Симметрия творения: АБВА’Б’В’
Описание слайда:
Значение параллелизма Древние евреи (семиты) восхищались симметрией. Обнаружить симметрию — хотя бы издали (Иов 36,25), хотя бы «как блеск искры» (Сир. 42:23) — значит узреть совершенство. В ней надежность и благополучие мира, благодаря ей «одно поддерживает благо другого», так что «все живет и пребывает вовек» (Сир. 42, 23). «Как напротив зла — добро, и напротив смерти — жизнь, так напротив благочестивого — грешник. Так смотри и на все дела Всевышнего: их по два, одно напротив другого» (Сир. 33,14). Поэтому для древних читателей Шестоднева подобная упорядоченность и параллелизм служили признаком совершенства мира и славы его Творца. Симметрия творения: АБВА’Б’В’

Слайд 20


Шестоднев. Особенности святоотеческого толкования первых глав кн. Бытия, слайд №20
Описание слайда:



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию