🗊Слово как единица языка Урок русского языка в 10 классе Автор работы учитель русского языка ГБОУ СОШ № 250 г. Санкт-Петербурга Со

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Слово как единица языка  Урок русского языка в 10 классе  Автор работы  учитель русского языка   ГБОУ СОШ № 250 г. Санкт-Петербурга     Со, слайд №1Слово как единица языка  Урок русского языка в 10 классе  Автор работы  учитель русского языка   ГБОУ СОШ № 250 г. Санкт-Петербурга     Со, слайд №2Слово как единица языка  Урок русского языка в 10 классе  Автор работы  учитель русского языка   ГБОУ СОШ № 250 г. Санкт-Петербурга     Со, слайд №3Слово как единица языка  Урок русского языка в 10 классе  Автор работы  учитель русского языка   ГБОУ СОШ № 250 г. Санкт-Петербурга     Со, слайд №4Слово как единица языка  Урок русского языка в 10 классе  Автор работы  учитель русского языка   ГБОУ СОШ № 250 г. Санкт-Петербурга     Со, слайд №5Слово как единица языка  Урок русского языка в 10 классе  Автор работы  учитель русского языка   ГБОУ СОШ № 250 г. Санкт-Петербурга     Со, слайд №6Слово как единица языка  Урок русского языка в 10 классе  Автор работы  учитель русского языка   ГБОУ СОШ № 250 г. Санкт-Петербурга     Со, слайд №7Слово как единица языка  Урок русского языка в 10 классе  Автор работы  учитель русского языка   ГБОУ СОШ № 250 г. Санкт-Петербурга     Со, слайд №8Слово как единица языка  Урок русского языка в 10 классе  Автор работы  учитель русского языка   ГБОУ СОШ № 250 г. Санкт-Петербурга     Со, слайд №9Слово как единица языка  Урок русского языка в 10 классе  Автор работы  учитель русского языка   ГБОУ СОШ № 250 г. Санкт-Петербурга     Со, слайд №10Слово как единица языка  Урок русского языка в 10 классе  Автор работы  учитель русского языка   ГБОУ СОШ № 250 г. Санкт-Петербурга     Со, слайд №11Слово как единица языка  Урок русского языка в 10 классе  Автор работы  учитель русского языка   ГБОУ СОШ № 250 г. Санкт-Петербурга     Со, слайд №12Слово как единица языка  Урок русского языка в 10 классе  Автор работы  учитель русского языка   ГБОУ СОШ № 250 г. Санкт-Петербурга     Со, слайд №13Слово как единица языка  Урок русского языка в 10 классе  Автор работы  учитель русского языка   ГБОУ СОШ № 250 г. Санкт-Петербурга     Со, слайд №14Слово как единица языка  Урок русского языка в 10 классе  Автор работы  учитель русского языка   ГБОУ СОШ № 250 г. Санкт-Петербурга     Со, слайд №15Слово как единица языка  Урок русского языка в 10 классе  Автор работы  учитель русского языка   ГБОУ СОШ № 250 г. Санкт-Петербурга     Со, слайд №16Слово как единица языка  Урок русского языка в 10 классе  Автор работы  учитель русского языка   ГБОУ СОШ № 250 г. Санкт-Петербурга     Со, слайд №17Слово как единица языка  Урок русского языка в 10 классе  Автор работы  учитель русского языка   ГБОУ СОШ № 250 г. Санкт-Петербурга     Со, слайд №18Слово как единица языка  Урок русского языка в 10 классе  Автор работы  учитель русского языка   ГБОУ СОШ № 250 г. Санкт-Петербурга     Со, слайд №19Слово как единица языка  Урок русского языка в 10 классе  Автор работы  учитель русского языка   ГБОУ СОШ № 250 г. Санкт-Петербурга     Со, слайд №20

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Слово как единица языка Урок русского языка в 10 классе Автор работы учитель русского языка ГБОУ СОШ № 250 г. Санкт-Петербурга Со. Презентация содержит 20 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Слово как единица языка
Урок русского языка в 10 классе
Автор работы
учитель русского языка 
ГБОУ СОШ № 250 г. Санкт-Петербурга  
 Соковых Н.Н.
Описание слайда:
Слово как единица языка Урок русского языка в 10 классе Автор работы учитель русского языка ГБОУ СОШ № 250 г. Санкт-Петербурга Соковых Н.Н.

Слайд 2





Слово - не воробей: вылетит – не поймаешь
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души…
Описание слайда:
Слово - не воробей: вылетит – не поймаешь Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай – не спеши. Оно бывает то сурово, То рождено теплом души…

Слайд 3





Слово как мгногоаспектное явление
Слово изучается в разных разделах языкознания:
 в фонетике, словообразовании, лексикографии, грамматике, 
так как имеет фонетическое оформление, лексическое значение, морфемную структуру, грамматические формы, участвует в построении синтаксических единиц.
Описание слайда:
Слово как мгногоаспектное явление Слово изучается в разных разделах языкознания: в фонетике, словообразовании, лексикографии, грамматике, так как имеет фонетическое оформление, лексическое значение, морфемную структуру, грамматические формы, участвует в построении синтаксических единиц.

Слайд 4





Лексика. Лексикография.
СОВОКУПНОСТЬ ВСЕХ СЛОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ЯЗЫКА.
НАУКА О СЛОВАРЯХ.
Описание слайда:
Лексика. Лексикография. СОВОКУПНОСТЬ ВСЕХ СЛОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ЯЗЫКА. НАУКА О СЛОВАРЯХ.

Слайд 5





Обратимся к самому понятию - СЛОВО
В « Словаре русского языка»С.И.Ожегова  отмечается 9 значений, т. е. оно многозначное.
1. Единица языка, служащая для называния отдельного понятия.
Например: Слова делятся на слоги.
Остальные значения связаны с древнерусским смыслом слова, связанным с понятием РЕЧЬ.
Описание слайда:
Обратимся к самому понятию - СЛОВО В « Словаре русского языка»С.И.Ожегова отмечается 9 значений, т. е. оно многозначное. 1. Единица языка, служащая для называния отдельного понятия. Например: Слова делятся на слоги. Остальные значения связаны с древнерусским смыслом слова, связанным с понятием РЕЧЬ.

Слайд 6





Примеры с другими значениями
2. Дар слова. ( Способность говорить).
3.Понять друг друга без слов.( Разговор, беседа).
4.Последнее слово подсудимого.( Речь, выступление).
5. « Слово о пользе стекла» М.В.Ломоносова.
( Произведение на тему).
6 Взять слово.( Право говорить публично).
7. Взять слово назад.( То же, что обещание).
8.Романс на слова А.С.Пушкина.(Текст к музыкальному произведению).
Описание слайда:
Примеры с другими значениями 2. Дар слова. ( Способность говорить). 3.Понять друг друга без слов.( Разговор, беседа). 4.Последнее слово подсудимого.( Речь, выступление). 5. « Слово о пользе стекла» М.В.Ломоносова. ( Произведение на тему). 6 Взять слово.( Право говорить публично). 7. Взять слово назад.( То же, что обещание). 8.Романс на слова А.С.Пушкина.(Текст к музыкальному произведению).

Слайд 7





Как появляются многозначные слова
Многозначнось ( полисемия) - это следствие переноса наименования с одного предмета на другой на основе сходства: по форме, по цвету,  по внутренним свойствам, качествам, функции, по сближению эмоционального характера.
Различаются первичные и вторичные производные значения, которые иногда понимаются как прямые и переносные.
Прямое значение связано с отражением явлений объективной действительности и имеет широкие словесные связи.
Описание слайда:
Как появляются многозначные слова Многозначнось ( полисемия) - это следствие переноса наименования с одного предмета на другой на основе сходства: по форме, по цвету, по внутренним свойствам, качествам, функции, по сближению эмоционального характера. Различаются первичные и вторичные производные значения, которые иногда понимаются как прямые и переносные. Прямое значение связано с отражением явлений объективной действительности и имеет широкие словесные связи.

Слайд 8





Полисемия
Автограф, -а, м. 1. Собственноручная, обычно памятная, надпись или подпись.  (Напр.Дать свой автограф). 2. Подлинная рукопись автора.(Напр. Пушкинские автографы).
СРАВНИ:
Аббревиатура,-ы, ж.Сложносокращенное слово (Напр., запчасти, завуч, МХАТ, вуз).
Описание слайда:
Полисемия Автограф, -а, м. 1. Собственноручная, обычно памятная, надпись или подпись. (Напр.Дать свой автограф). 2. Подлинная рукопись автора.(Напр. Пушкинские автографы). СРАВНИ: Аббревиатура,-ы, ж.Сложносокращенное слово (Напр., запчасти, завуч, МХАТ, вуз).

Слайд 9





Прямое и переносное значение слова
ЕХИДНА, -ы. 1.ж. Небольшое австралийское млекопитающее, покрытое иглами и шерстью. 2. м. и ж., перен. Злой, язвительный и коварный человек (разг.).
Значение слова реализуется в контексте
Описание слайда:
Прямое и переносное значение слова ЕХИДНА, -ы. 1.ж. Небольшое австралийское млекопитающее, покрытое иглами и шерстью. 2. м. и ж., перен. Злой, язвительный и коварный человек (разг.). Значение слова реализуется в контексте

Слайд 10





Влияние полисемии
Какие грамматические различия наблюдаются в слове
             ГЛУХОЙ 
в зависимости от контекста?
1) глухой ( сосед)
2) глухой ( звук)
Описание слайда:
Влияние полисемии Какие грамматические различия наблюдаются в слове ГЛУХОЙ в зависимости от контекста? 1) глухой ( сосед) 2) глухой ( звук)

Слайд 11





Основные виды переносных значений
Метафора - перенос значения на основе сходства между предметами.
Метонимия - перенос значения по смежности, связи.
Синекдоха - разновидность метонимии, основанная на том, что называется часть вместо целого.
Описание слайда:
Основные виды переносных значений Метафора - перенос значения на основе сходства между предметами. Метонимия - перенос значения по смежности, связи. Синекдоха - разновидность метонимии, основанная на том, что называется часть вместо целого.

Слайд 12





Примеры
«В каждый гвоздик душистой сирени, распевая, вползает пчела».
( А.Фет) – метафора «гвоздик».
« В саду горит костёр рябины красной…»               (С.Есенин) – метафора.
 Всю ночь читал Бунина - метонимия.
« …Не то на серебре, на золоте едал…» 
   ( А.Грибоедов)  - метонимия.
  «Швед, русский ,колет, рубит, режет…»
   (А.Пушкин) – синекдоха.
   Студент сейчас грамотный – синекдоха.
Описание слайда:
Примеры «В каждый гвоздик душистой сирени, распевая, вползает пчела». ( А.Фет) – метафора «гвоздик». « В саду горит костёр рябины красной…» (С.Есенин) – метафора. Всю ночь читал Бунина - метонимия. « …Не то на серебре, на золоте едал…» ( А.Грибоедов) - метонимия. «Швед, русский ,колет, рубит, режет…» (А.Пушкин) – синекдоха. Студент сейчас грамотный – синекдоха.

Слайд 13





 План лексического анализа слова
1. Определить значение слова в данном предложении.
2. Определить, в прямом или переносном значении употреблено слово.
3. Определить, какова стилистическая окраска слова.
4. Определить, каково происхождение слова.
Описание слайда:
План лексического анализа слова 1. Определить значение слова в данном предложении. 2. Определить, в прямом или переносном значении употреблено слово. 3. Определить, какова стилистическая окраска слова. 4. Определить, каково происхождение слова.

Слайд 14





Не путаем многозначные слова с ОМОНИМАМИ
КЛЮЧ – 1. Металлический стержень особой формы.2.Приспособление для отвинчивания и завинчивания.3.Перен. То, что служит для разгадки.4. Знак в начале нотной строки ( спец.)5. Верхний камень, замыкающий свод сооружения.
Ключ-1. Бьющий из земли источник, родник.
Описание слайда:
Не путаем многозначные слова с ОМОНИМАМИ КЛЮЧ – 1. Металлический стержень особой формы.2.Приспособление для отвинчивания и завинчивания.3.Перен. То, что служит для разгадки.4. Знак в начале нотной строки ( спец.)5. Верхний камень, замыкающий свод сооружения. Ключ-1. Бьющий из земли источник, родник.

Слайд 15





Омонимы никак не связаны, лишь  пишутся и произносятся одинаково
Между многозначными  же понятиями существует определённая связь:
1. Подобрать ключи к кому - нибудь.
2. Ключ для часов.
3.  Нарисовать скрипичный ключ.
Описание слайда:
Омонимы никак не связаны, лишь пишутся и произносятся одинаково Между многозначными же понятиями существует определённая связь: 1. Подобрать ключи к кому - нибудь. 2. Ключ для часов. 3. Нарисовать скрипичный ключ.

Слайд 16





Рассмотрим слово КЛЮЧ в разных аспектах
Фонетический разбор.
Состав слова и словообразование.
Грамматический.
Лексический.
Роль слова в построении синтаксических единиц.
Описание слайда:
Рассмотрим слово КЛЮЧ в разных аспектах Фонетический разбор. Состав слова и словообразование. Грамматический. Лексический. Роль слова в построении синтаксических единиц.

Слайд 17





 Объясните знаки, назовите выразительные средства
Как неизведанные страны,
Они понятны лишь сперва,
Потом значенья их туманны.
Их протирают ,как стекло,
И в этом наше ремесло.
            (Д.Самойлов)
Описание слайда:
Объясните знаки, назовите выразительные средства Как неизведанные страны, Они понятны лишь сперва, Потом значенья их туманны. Их протирают ,как стекло, И в этом наше ремесло. (Д.Самойлов)

Слайд 18





Слово обогащает нашу речь
Слово есть великий властелин, который ,
обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, творит чудеснейшие дела. ( Горгий – древнегреческий учитель красноречия).
Описание слайда:
Слово обогащает нашу речь Слово есть великий властелин, который , обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, творит чудеснейшие дела. ( Горгий – древнегреческий учитель красноречия).

Слайд 19





Домашнее задание
Стр. 21, 22( Правило). Учебник русского языка. А.И. Власенков,
Л.М. Рыбченкова.  Упр32.
Описание слайда:
Домашнее задание Стр. 21, 22( Правило). Учебник русского языка. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Упр32.

Слайд 20





Используемая литература
1.Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. А.И.Власенков, Л. М. Рыбченкова.
Москва.  «Просвещение» 2007 г.
2. Русский язык. Стилистика. Культура речи.  
И. Б. Голуб  , Д.Э.Розенталь.
Москва.  «Просвещение» 1998 г.
3.  Словарь русского языка. С.И. Ожегов.
Москва.  « Русский язык» 1986 г.
Описание слайда:
Используемая литература 1.Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. А.И.Власенков, Л. М. Рыбченкова. Москва. «Просвещение» 2007 г. 2. Русский язык. Стилистика. Культура речи. И. Б. Голуб , Д.Э.Розенталь. Москва. «Просвещение» 1998 г. 3. Словарь русского языка. С.И. Ожегов. Москва. « Русский язык» 1986 г.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию