🗊Словообразование Презентацию подготовила Карлина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 37 г. Краснод

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Словообразование  Презентацию подготовила Карлина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 37 г. Краснод, слайд №1Словообразование  Презентацию подготовила Карлина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 37 г. Краснод, слайд №2Словообразование  Презентацию подготовила Карлина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 37 г. Краснод, слайд №3Словообразование  Презентацию подготовила Карлина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 37 г. Краснод, слайд №4Словообразование  Презентацию подготовила Карлина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 37 г. Краснод, слайд №5Словообразование  Презентацию подготовила Карлина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 37 г. Краснод, слайд №6Словообразование  Презентацию подготовила Карлина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 37 г. Краснод, слайд №7Словообразование  Презентацию подготовила Карлина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 37 г. Краснод, слайд №8Словообразование  Презентацию подготовила Карлина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 37 г. Краснод, слайд №9Словообразование  Презентацию подготовила Карлина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 37 г. Краснод, слайд №10Словообразование  Презентацию подготовила Карлина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 37 г. Краснод, слайд №11Словообразование  Презентацию подготовила Карлина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 37 г. Краснод, слайд №12Словообразование  Презентацию подготовила Карлина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 37 г. Краснод, слайд №13Словообразование  Презентацию подготовила Карлина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 37 г. Краснод, слайд №14Словообразование  Презентацию подготовила Карлина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 37 г. Краснод, слайд №15Словообразование  Презентацию подготовила Карлина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 37 г. Краснод, слайд №16Словообразование  Презентацию подготовила Карлина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 37 г. Краснод, слайд №17

Вы можете ознакомиться и скачать Словообразование Презентацию подготовила Карлина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 37 г. Краснод. Презентация содержит 17 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Словообразование
Презентацию подготовила Карлина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 37 г. Краснодара
Описание слайда:
Словообразование Презентацию подготовила Карлина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 37 г. Краснодара

Слайд 2





Имена  существительные 
Образуются   от  существительных, прилагательных, числительных и глаголов:
Описание слайда:
Имена существительные Образуются от существительных, прилагательных, числительных и глаголов:

Слайд 3





Имена прилагательные 
Образуются от существительных, глаголов и других прилагательных:
1) при помощи суффиксов: ёж — ежовый, жарить жареный;
2) при помощи приставок: добрый — предобрый;
3) при помощи суффиксов и приставок: избежать — неизбежный,
4) сложением основ без суффикса и с прибавлением суффикса: русский, немецкий —русско-немецкий;
5) слиянием слов: трудно доступный — труднодоступный;
6) путём перехода слов из других частей речи: блестящий на солнце предмет — блестящие (выдающиеся) способности.
Описание слайда:
Имена прилагательные Образуются от существительных, глаголов и других прилагательных: 1) при помощи суффиксов: ёж — ежовый, жарить жареный; 2) при помощи приставок: добрый — предобрый; 3) при помощи суффиксов и приставок: избежать — неизбежный, 4) сложением основ без суффикса и с прибавлением суффикса: русский, немецкий —русско-немецкий; 5) слиянием слов: трудно доступный — труднодоступный; 6) путём перехода слов из других частей речи: блестящий на солнце предмет — блестящие (выдающиеся) способности.

Слайд 4





Числительные 
1) при помощи суффиксов: два — двадцать;
2) сложением: четыре, сто — четыреста.

Местоимения 
Образуются от других местоимений:
1) при помощи суффиксов: кто — кто-то, сколько — сколько-нибудь;
2) при помощи приставок: кто — никто.
Описание слайда:
Числительные 1) при помощи суффиксов: два — двадцать; 2) сложением: четыре, сто — четыреста. Местоимения Образуются от других местоимений: 1) при помощи суффиксов: кто — кто-то, сколько — сколько-нибудь; 2) при помощи приставок: кто — никто.

Слайд 5





Глаголы 
1) при помощи приставок: писать — написать;
2) при помощи суффиксов: зелёный — зеленеть;
3) при помощи суффиксов и приставок: бежать — разбежаться
Причастия и деепричастия 
Образуются только при помощи суффиксов.
Разрешить – разрешенный, петь – поющий
увидеть – увидевший, увидев, делать – делая, сделать – сделав.
Описание слайда:
Глаголы 1) при помощи приставок: писать — написать; 2) при помощи суффиксов: зелёный — зеленеть; 3) при помощи суффиксов и приставок: бежать — разбежаться Причастия и деепричастия Образуются только при помощи суффиксов. Разрешить – разрешенный, петь – поющий увидеть – увидевший, увидев, делать – делая, сделать – сделав.

Слайд 6





Наречия 
образуются от существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, глагольных форм, наречий:

1) при помощи приставок: смерть — насмерть;
2) при помощи суффиксов: дружеский — дружески;
3) при помощи приставок и суффиксов: далеко — издалека, зимний – по-зимнему;
4) путём перехода других частей речи в наречия: лёжа на диване — читать лёжа.
Описание слайда:
Наречия образуются от существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, глагольных форм, наречий: 1) при помощи приставок: смерть — насмерть; 2) при помощи суффиксов: дружеский — дружески; 3) при помощи приставок и суффиксов: далеко — издалека, зимний – по-зимнему; 4) путём перехода других частей речи в наречия: лёжа на диване — читать лёжа.

Слайд 7





Образование служебных частей речи
Предлоги производные образуются:
1) путем слияния слов: на счёт банка — поговорить насчёт экскурсии;
2) путём перехода слов из других частей речи: жили согласно - согласно приказу;
Союзы производные образуются:
1) путём слияния слов: зато, тоже, оттого что, потому что,
2) путём перехода слов из других частей речи:  Что случилось?—Я не знал, что письмо получено.
Описание слайда:
Образование служебных частей речи Предлоги производные образуются: 1) путем слияния слов: на счёт банка — поговорить насчёт экскурсии; 2) путём перехода слов из других частей речи: жили согласно - согласно приказу; Союзы производные образуются: 1) путём слияния слов: зато, тоже, оттого что, потому что, 2) путём перехода слов из других частей речи: Что случилось?—Я не знал, что письмо получено.

Слайд 8





Следует различать разбор слова по составу и словообразовательный разбор.
При разборе слова по составу выясняется, из каких значимых частей оно состоит. Для этого надо:
1) выделить основу и окончание;
2) последовательно подбирая родственные слова, указать все  имеющиеся в основе приставки и суффиксы (а в сложных словах — части основы и соединительную гласную);
3) выделить корень.
Описание слайда:
Следует различать разбор слова по составу и словообразовательный разбор. При разборе слова по составу выясняется, из каких значимых частей оно состоит. Для этого надо: 1) выделить основу и окончание; 2) последовательно подбирая родственные слова, указать все имеющиеся в основе приставки и суффиксы (а в сложных словах — части основы и соединительную гласную); 3) выделить корень.

Слайд 9






При словообразовательном разборе выясняется, от какого исходного слова (слов) или исходной основы (основ) и при помощи какого способа образовано данное слово. Для этого надо:
1) установить лексическое значение разбираемого слова и выде­лить в нём основу;
2) найти ближайшее по смыслу родственное слово (слова), от которого образовано данное слово, и указать в нём основу (основы);
3) сопоставляя состав основ разбираемого и ближайшего родственного слова (слов),                                            установить способ словообразования, указать те значимые части слова, при помощи которых данное слово образовано.
Описание слайда:
При словообразовательном разборе выясняется, от какого исходного слова (слов) или исходной основы (основ) и при помощи какого способа образовано данное слово. Для этого надо: 1) установить лексическое значение разбираемого слова и выде­лить в нём основу; 2) найти ближайшее по смыслу родственное слово (слова), от которого образовано данное слово, и указать в нём основу (основы); 3) сопоставляя состав основ разбираемого и ближайшего родственного слова (слов), установить способ словообразования, указать те значимые части слова, при помощи которых данное слово образовано.

Слайд 10





Определи, от какого слова образовано каждое из данных слов, назови способ образования
Подзаголовок 
неудача 
привкус  
преважный  
бесполезный 
развесёлый 
кое-что, нечто, ничто
нисколько, несколько
вычитать, дочитать
доныне 
повсюду 
нигде 
Приставочный способ
Описание слайда:
Определи, от какого слова образовано каждое из данных слов, назови способ образования Подзаголовок неудача привкус преважный бесполезный развесёлый кое-что, нечто, ничто нисколько, несколько вычитать, дочитать доныне повсюду нигде Приставочный способ

Слайд 11





Определи, от какого слова образовано каждое из данных слов, назови способ образования
Земляк 
лебединый 
быстро 
аптекарь 
скрипач 
синенький 
мудрец 
разговорчивый 
желтоватый 
мамин 
ветвистый 
дворник 
слепота 
бодрость
Описание слайда:
Определи, от какого слова образовано каждое из данных слов, назови способ образования Земляк лебединый быстро аптекарь скрипач синенький мудрец разговорчивый желтоватый мамин ветвистый дворник слепота бодрость

Слайд 12





Определи, от какого слова образовано каждое из данных слов, назови способ образования
Нахлебник 
наездник 
наследник 
побережье 
подземелье 
Заволжье 
затылок 
подбородок 
разболеться 
размечтаться 
по-братски 
по деловому 
по-летнему
Описание слайда:
Определи, от какого слова образовано каждое из данных слов, назови способ образования Нахлебник наездник наследник побережье подземелье Заволжье затылок подбородок разболеться размечтаться по-братски по деловому по-летнему

Слайд 13





Определи, от какого слова образовано каждое из данных слов, назови способ образования
Зелень 
отлет 
повтор  
отдел
побег 
бег 
резь
Описание слайда:
Определи, от какого слова образовано каждое из данных слов, назови способ образования Зелень отлет повтор отдел побег бег резь

Слайд 14





Неморфологический способ образования слов 

Определи, из какой части речи в какую произошел переход.
Столовая посуда 

Первый год в школе 

Подтянутые резервы 

Лёжа на песке, загорал 

Медленным шагом 
Впереди замелькали огни деревеньки. 
(И. Тургенев)
Он писал ему часто, 
благодаря друга за 
поддержку.
Описание слайда:
Неморфологический способ образования слов Определи, из какой части речи в какую произошел переход. Столовая посуда Первый год в школе Подтянутые резервы Лёжа на песке, загорал Медленным шагом Впереди замелькали огни деревеньки. (И. Тургенев) Он писал ему часто, благодаря друга за поддержку.

Слайд 15





Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке?
учить     учитель       ...        учительствовать
1) учительский	               3) учение
2) учительница	               4) учительство
общий     обобщить      ...      обобщенно
1) обобщенный	               3) приобщение
2) общество	               4) обобщение 
свет     светить     …        освещение
1) осветитель                    3) осветить
2) светлый                        4) просвет
ходить    походить    поход    ...    по-походному
1) походка	                     3) походный
2) похождение	            4) выход
Описание слайда:
Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке? учить учитель ... учительствовать 1) учительский 3) учение 2) учительница 4) учительство общий обобщить ... обобщенно 1) обобщенный 3) приобщение 2) общество 4) обобщение свет светить … освещение 1) осветитель 3) осветить 2) светлый 4) просвет ходить походить поход ... по-походному 1) походка 3) походный 2) похождение 4) выход

Слайд 16





Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке?
живой   живить   оживить    ...     оживленность
1) оживление                  3) живительный
2) оживленно                  4) оживленный
пустой     пустыня      ...        пустынно
1) пустырь	                     3) пустынный
2) пустота	                     4) опустошить
единый      соединить     ...      несоединимый
1) соединиться               3) соединимый
2) соединенный              4) соединение
равный     равнять     ...     уравнение
1) уравнять	            3) поровну
2) сравняться	            4) равнение
Описание слайда:
Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке? живой живить оживить ... оживленность 1) оживление 3) живительный 2) оживленно 4) оживленный пустой пустыня ... пустынно 1) пустырь 3) пустынный 2) пустота 4) опустошить единый соединить ... несоединимый 1) соединиться 3) соединимый 2) соединенный 4) соединение равный равнять ... уравнение 1) уравнять 3) поровну 2) сравняться 4) равнение

Слайд 17


Словообразование  Презентацию подготовила Карлина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 37 г. Краснод, слайд №17
Описание слайда:



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию