🗊Презентация Словообразование в русском языке

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Словообразование в русском языке, слайд №1Словообразование в русском языке, слайд №2Словообразование в русском языке, слайд №3Словообразование в русском языке, слайд №4Словообразование в русском языке, слайд №5Словообразование в русском языке, слайд №6Словообразование в русском языке, слайд №7Словообразование в русском языке, слайд №8Словообразование в русском языке, слайд №9Словообразование в русском языке, слайд №10Словообразование в русском языке, слайд №11Словообразование в русском языке, слайд №12Словообразование в русском языке, слайд №13Словообразование в русском языке, слайд №14Словообразование в русском языке, слайд №15

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Словообразование в русском языке. Доклад-сообщение содержит 15 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1






Ещё раз о словообразовании

Работа учителя русского языка и литературы
Харлановой Натальи Георгиевны
2011 год
Описание слайда:
Ещё раз о словообразовании Работа учителя русского языка и литературы Харлановой Натальи Георгиевны 2011 год

Слайд 2






Словообразование
Обобщение
Описание слайда:
Словообразование Обобщение

Слайд 3





     Раздел науки о языке,  который изучает способы образования слов, называется словообразованием. 

     Раздел науки о языке,  который изучает способы образования слов, называется словообразованием. 
Описание слайда:
Раздел науки о языке, который изучает способы образования слов, называется словообразованием.  Раздел науки о языке, который изучает способы образования слов, называется словообразованием. 

Слайд 4





Способы образования слов
Вспомним основные понятия и определения.
   Новые слова в русском языке могут образовываться разными способами:
   приставочным (префиксальным);
   приставочно-суффиксальным (префиксально-суффиксальным);
   суффиксальным;
   бессуффиксным;
   сложением (здесь можно выделить следующие способы – сложение целых слов; сложение части основы слова и целого слова при помощи соединительных гласных О и Е; сложение основ слова; сложение частей основы слова; слияние целых слов).
Описание слайда:
Способы образования слов Вспомним основные понятия и определения. Новые слова в русском языке могут образовываться разными способами: приставочным (префиксальным); приставочно-суффиксальным (префиксально-суффиксальным); суффиксальным; бессуффиксным; сложением (здесь можно выделить следующие способы – сложение целых слов; сложение части основы слова и целого слова при помощи соединительных гласных О и Е; сложение основ слова; сложение частей основы слова; слияние целых слов).

Слайд 5





  Суффиксальный - это такой способ словообразования, при котором  новые слова образуются при помощи суффикса. При этом суффикс присоединяется к основе исходного слова, а основа может видоизменяться (например, отсекается часть основы или происходит чередование звуков и другое). Таким способом могут образовываться слова всех частей речи.
  Суффиксальный - это такой способ словообразования, при котором  новые слова образуются при помощи суффикса. При этом суффикс присоединяется к основе исходного слова, а основа может видоизменяться (например, отсекается часть основы или происходит чередование звуков и другое). Таким способом могут образовываться слова всех частей речи.
   Это очень продуктивный способ образования новых слов. В частности, многие абстрактные существительные образованы суффиксальным способом ( РАЗМЫШЛЯ-ть  РАЗМЫШЛ-ЕНИ-е) . Чаще других частей речи таким способом образуются имена существительные, прилагательные и наречия. Например, баба - бабушка, стол - столовый, громкий - громко и  т. д.
Описание слайда:
Суффиксальный - это такой способ словообразования, при котором новые слова образуются при помощи суффикса. При этом суффикс присоединяется к основе исходного слова, а основа может видоизменяться (например, отсекается часть основы или происходит чередование звуков и другое). Таким способом могут образовываться слова всех частей речи. Суффиксальный - это такой способ словообразования, при котором новые слова образуются при помощи суффикса. При этом суффикс присоединяется к основе исходного слова, а основа может видоизменяться (например, отсекается часть основы или происходит чередование звуков и другое). Таким способом могут образовываться слова всех частей речи. Это очень продуктивный способ образования новых слов. В частности, многие абстрактные существительные образованы суффиксальным способом ( РАЗМЫШЛЯ-ть  РАЗМЫШЛ-ЕНИ-е) . Чаще других частей речи таким способом образуются имена существительные, прилагательные и наречия. Например, баба - бабушка, стол - столовый, громкий - громко и т. д.

Слайд 6





  Приставочный – такой способ, при котором новые слова образуются при помощи приставки: ИГРА-ть  С-ЫГРА-ть 
  Приставочный – такой способ, при котором новые слова образуются при помощи приставки: ИГРА-ть  С-ЫГРА-ть 
   Если слово образуется одновременно при помощи приставки и суффикса,то это приставочно-суффиксальный способ: ОКН-о  
     ПОД-ОКОН-НИК.
Описание слайда:
Приставочный – такой способ, при котором новые слова образуются при помощи приставки: ИГРА-ть  С-ЫГРА-ть Приставочный – такой способ, при котором новые слова образуются при помощи приставки: ИГРА-ть  С-ЫГРА-ть Если слово образуется одновременно при помощи приставки и суффикса,то это приставочно-суффиксальный способ: ОКН-о   ПОД-ОКОН-НИК.

Слайд 7





   
   
   В русском языке также могут образовывать слова бессуффиксным способом – чаще всего этим способом образуютcя существительные от глагола и прилагательного: ТИХ-ий  ТИШЬ, БЕЖА-ть  БЕГ. 
Описание слайда:
В русском языке также могут образовывать слова бессуффиксным способом – чаще всего этим способом образуютcя существительные от глагола и прилагательного: ТИХ-ий  ТИШЬ, БЕЖА-ть  БЕГ. 

Слайд 8





   Все это морфологические способы образования слов. К ним также относится способ сложения. Это когда соединяются в одно слово корни слов, основы или целые слова:ДОБР-ый + ДУШ-а  ДОБР-о-ДУШ-Н-ый. Как вы видите, чтобы "слепить" два корня, используется соединительная гласная. Их в русском языке всего две: О и Е. И больше нет! Если вы внимательны, то увидели, что в данном примере кроме сложения ко второму корню еще присоединился суффикс. Способ называется сложение корней с суффиксацией.  
   Все это морфологические способы образования слов. К ним также относится способ сложения. Это когда соединяются в одно слово корни слов, основы или целые слова:ДОБР-ый + ДУШ-а  ДОБР-о-ДУШ-Н-ый. Как вы видите, чтобы "слепить" два корня, используется соединительная гласная. Их в русском языке всего две: О и Е. И больше нет! Если вы внимательны, то увидели, что в данном примере кроме сложения ко второму корню еще присоединился суффикс. Способ называется сложение корней с суффиксацией. 
Описание слайда:
Все это морфологические способы образования слов. К ним также относится способ сложения. Это когда соединяются в одно слово корни слов, основы или целые слова:ДОБР-ый + ДУШ-а  ДОБР-о-ДУШ-Н-ый. Как вы видите, чтобы "слепить" два корня, используется соединительная гласная. Их в русском языке всего две: О и Е. И больше нет! Если вы внимательны, то увидели, что в данном примере кроме сложения ко второму корню еще присоединился суффикс. Способ называется сложение корней с суффиксацией.  Все это морфологические способы образования слов. К ним также относится способ сложения. Это когда соединяются в одно слово корни слов, основы или целые слова:ДОБР-ый + ДУШ-а  ДОБР-о-ДУШ-Н-ый. Как вы видите, чтобы "слепить" два корня, используется соединительная гласная. Их в русском языке всего две: О и Е. И больше нет! Если вы внимательны, то увидели, что в данном примере кроме сложения ко второму корню еще присоединился суффикс. Способ называется сложение корней с суффиксацией. 

Слайд 9





  
  
 Задание по словообразованию   -одно из самых сложных заданий. Во-первых, потому что для того, чтобы не ошибаться при определении способа образования слова, надо практиковаться, набивать руку.
Описание слайда:
Задание по словообразованию -одно из самых сложных заданий. Во-первых, потому что для того, чтобы не ошибаться при определении способа образования слова, надо практиковаться, набивать руку.

Слайд 10





 
 
     Во-вторых, большинство выпускников, не имея практики, так и уверены, что ПО-ЗНА-НИ-е образовано от ЗНА-НИ-е приставочным способом и отказываются верить наотрез, что на самом деле это слово образовано суффиксальным способом от ПО-ЗНА -ть. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что частиречное значение имени существительного – предмет. Но ведь познание, чтение, умение, бег, упрёк это не предметы в чистом виде. Если мы задумаемся, то поймем, что это – не могу подобрать проще слов, извиняйте – опредмеченные процессы. Откуда значение процессуальности в существительном? Это приобретенное значение, и взяться оно может только из одного источника. От глагола. Именно поэтому все слова, которые выше, образованы от глаголов в данном случае суффисальным и бессуфиксным способами. Какой способ где – попробуйте определить сами. 
     Та же история с существительными типа благодать, красота, молодость. Это также абстрактные существительные, но уже со значением качества. Откуда оно в них? Только от прилагательного. И никак не наоборот.
Описание слайда:
Во-вторых, большинство выпускников, не имея практики, так и уверены, что ПО-ЗНА-НИ-е образовано от ЗНА-НИ-е приставочным способом и отказываются верить наотрез, что на самом деле это слово образовано суффиксальным способом от ПО-ЗНА -ть. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что частиречное значение имени существительного – предмет. Но ведь познание, чтение, умение, бег, упрёк это не предметы в чистом виде. Если мы задумаемся, то поймем, что это – не могу подобрать проще слов, извиняйте – опредмеченные процессы. Откуда значение процессуальности в существительном? Это приобретенное значение, и взяться оно может только из одного источника. От глагола. Именно поэтому все слова, которые выше, образованы от глаголов в данном случае суффисальным и бессуфиксным способами. Какой способ где – попробуйте определить сами. Та же история с существительными типа благодать, красота, молодость. Это также абстрактные существительные, но уже со значением качества. Откуда оно в них? Только от прилагательного. И никак не наоборот.

Слайд 11
















Итак, суммируем, что важно: 

    если вас просят найти слово, образованное приставочно-суффиксальным способом, в первую очередь ищите в отрывке наречие – большинство наречий в языке образовалось приставочно-суффиксальным способом: СПРАВА -   ПРАВЫЙ. Ну а уж если наречия нет, ищите существительные и прилагательные. А за ними глагол. Что-то же вы должны будете найти!
Описание слайда:
Итак, суммируем, что важно:  если вас просят найти слово, образованное приставочно-суффиксальным способом, в первую очередь ищите в отрывке наречие – большинство наречий в языке образовалось приставочно-суффиксальным способом: СПРАВА -   ПРАВЫЙ. Ну а уж если наречия нет, ищите существительные и прилагательные. А за ними глагол. Что-то же вы должны будете найти!

Слайд 12





   абстрактные существительные рассматриваем пристрастно, думаем, вторичное значение какой части речи присутствует в слове – глагола или прилагательного;

   абстрактные существительные рассматриваем пристрастно, думаем, вторичное значение какой части речи присутствует в слове – глагола или прилагательного;

    наречия образуются от прилагательных и причастий суффиксальным или приставочно-суффиксальным способом;
Описание слайда:
абстрактные существительные рассматриваем пристрастно, думаем, вторичное значение какой части речи присутствует в слове – глагола или прилагательного; абстрактные существительные рассматриваем пристрастно, думаем, вторичное значение какой части речи присутствует в слове – глагола или прилагательного;  наречия образуются от прилагательных и причастий суффиксальным или приставочно-суффиксальным способом;

Слайд 13





   словообразование не имеет ничего общего с формообразованием! Части речи в русском языке имеют разветвленную систему форм, особенно прилагательное, наречие и глагол, поэтому в первую очередь при определении способа образования слова его нужно поставить в начальную форму. 


   словообразование не имеет ничего общего с формообразованием! Части речи в русском языке имеют разветвленную систему форм, особенно прилагательное, наречие и глагол, поэтому в первую очередь при определении способа образования слова его нужно поставить в начальную форму. 
Описание слайда:
словообразование не имеет ничего общего с формообразованием! Части речи в русском языке имеют разветвленную систему форм, особенно прилагательное, наречие и глагол, поэтому в первую очередь при определении способа образования слова его нужно поставить в начальную форму.  словообразование не имеет ничего общего с формообразованием! Части речи в русском языке имеют разветвленную систему форм, особенно прилагательное, наречие и глагол, поэтому в первую очередь при определении способа образования слова его нужно поставить в начальную форму. 

Слайд 14





  Все перечисленные выше способы принято называть морфологическими
  Все перечисленные выше способы принято называть морфологическими
   способами словообразования.
  Наряду с ними существует так называемый неморфологический способ образования слов - переход из одной части речи в другую.
Описание слайда:
Все перечисленные выше способы принято называть морфологическими Все перечисленные выше способы принято называть морфологическими способами словообразования. Наряду с ними существует так называемый неморфологический способ образования слов - переход из одной части речи в другую.

Слайд 15





ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИК:
http://www.brave-on-ege.ru/5.php
Описание слайда:
ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИК: http://www.brave-on-ege.ru/5.php



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию