🗊Презентация Сочинение об особенностях разговорного стиля речи. ГИА С2

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Сочинение об особенностях разговорного стиля речи. ГИА С2, слайд №1Сочинение об особенностях разговорного стиля речи. ГИА С2, слайд №2Сочинение об особенностях разговорного стиля речи. ГИА С2, слайд №3Сочинение об особенностях разговорного стиля речи. ГИА С2, слайд №4Сочинение об особенностях разговорного стиля речи. ГИА С2, слайд №5Сочинение об особенностях разговорного стиля речи. ГИА С2, слайд №6Сочинение об особенностях разговорного стиля речи. ГИА С2, слайд №7Сочинение об особенностях разговорного стиля речи. ГИА С2, слайд №8Сочинение об особенностях разговорного стиля речи. ГИА С2, слайд №9Сочинение об особенностях разговорного стиля речи. ГИА С2, слайд №10Сочинение об особенностях разговорного стиля речи. ГИА С2, слайд №11Сочинение об особенностях разговорного стиля речи. ГИА С2, слайд №12Сочинение об особенностях разговорного стиля речи. ГИА С2, слайд №13Сочинение об особенностях разговорного стиля речи. ГИА С2, слайд №14Сочинение об особенностях разговорного стиля речи. ГИА С2, слайд №15Сочинение об особенностях разговорного стиля речи. ГИА С2, слайд №16Сочинение об особенностях разговорного стиля речи. ГИА С2, слайд №17Сочинение об особенностях разговорного стиля речи. ГИА С2, слайд №18Сочинение об особенностях разговорного стиля речи. ГИА С2, слайд №19Сочинение об особенностях разговорного стиля речи. ГИА С2, слайд №20Сочинение об особенностях разговорного стиля речи. ГИА С2, слайд №21Сочинение об особенностях разговорного стиля речи. ГИА С2, слайд №22

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Сочинение об особенностях разговорного стиля речи. ГИА С2. Доклад-сообщение содержит 22 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1


Сочинение об особенностях разговорного стиля речи. ГИА С2, слайд №1
Описание слайда:

Слайд 2





         Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского языковеда Д.Э.Розенталя: «Разговорной речи присущи заметные особенности на всех уровнях языковой системы — в  лексике, морфологии и синтаксисе».
         Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского языковеда Д.Э.Розенталя: «Разговорной речи присущи заметные особенности на всех уровнях языковой системы — в  лексике, морфологии и синтаксисе».
Описание слайда:
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского языковеда Д.Э.Розенталя: «Разговорной речи присущи заметные особенности на всех уровнях языковой системы — в лексике, морфологии и синтаксисе». Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского языковеда Д.Э.Розенталя: «Разговорной речи присущи заметные особенности на всех уровнях языковой системы — в лексике, морфологии и синтаксисе».

Слайд 3





Основные стилевые черты:
Основные стилевые черты:
• отсутствие предварительного продумывания высказывания, что делает его живым, а автора свободным в выборе слов и выражений;
• раскрытие отношения автора к предмету речи и собеседнику;
• эмоциональность, непринужденность, обобщенность.
Описание слайда:
Основные стилевые черты: Основные стилевые черты: • отсутствие предварительного продумывания высказывания, что делает его живым, а автора свободным в выборе слов и выражений; • раскрытие отношения автора к предмету речи и собеседнику; • эмоциональность, непринужденность, обобщенность.

Слайд 4





Следует помнить…
Повествовование  как тип речи чаще всего представляет разговорный стиль. 
 Писатели вводят в текст художественного произведения разговорную лексику со следующими целями:
дать речевую характеристику персонажа;
передать отношение героя к сообщаемому.
Описание слайда:
Следует помнить… Повествовование как тип речи чаще всего представляет разговорный стиль. Писатели вводят в текст художественного произведения разговорную лексику со следующими целями: дать речевую характеристику персонажа; передать отношение героя к сообщаемому.

Слайд 5


Сочинение об особенностях разговорного стиля речи. ГИА С2, слайд №5
Описание слайда:

Слайд 6





Лексические средства разговорного стиля
Лексика преимущественно бытового содержания, конкретная; 
мало книжных слов, отвлеченной лексики, терминов и заимствований;
достаточно много экспрессивно-эмоциональной лексики (фамильярной, ласкательной, неодобрительной, уничижительной, иронической);
разговорные фразеологизмы, поговорки, пословицы.
Описание слайда:
Лексические средства разговорного стиля Лексика преимущественно бытового содержания, конкретная; мало книжных слов, отвлеченной лексики, терминов и заимствований; достаточно много экспрессивно-эмоциональной лексики (фамильярной, ласкательной, неодобрительной, уничижительной, иронической); разговорные фразеологизмы, поговорки, пословицы.

Слайд 7





Словообразовательные приметы разговорной речи
           
Суффиксы субъективной оценки со значениями ласкательности, неодобрения, увеличительности и др. 
глаголов совершенного вида с приставкой за – со значением начала действия;
суффиксы с функциональной окраской разговорности, например суффиксы у существительных: - к -; - ик-. 
Словообразование прилагательных оценочного значения: глаз-ас-тый, очк-ас-тый; кус-ач-ий; драч-лив-ый. 
В целях усиления экспрессии используется удвоение слов: он огромный-огромный.
Описание слайда:
Словообразовательные приметы разговорной речи Суффиксы субъективной оценки со значениями ласкательности, неодобрения, увеличительности и др. глаголов совершенного вида с приставкой за – со значением начала действия; суффиксы с функциональной окраской разговорности, например суффиксы у существительных: - к -; - ик-. Словообразование прилагательных оценочного значения: глаз-ас-тый, очк-ас-тый; кус-ач-ий; драч-лив-ый. В целях усиления экспрессии используется удвоение слов: он огромный-огромный.

Слайд 8





Морфологические средства разговорного стиля
Глаголы частотнее, чем существительные;
большое  количество личных и указательных местоимений;
 малоупотребительны прилагательные (особенно краткие), причастия и деепричастия;
большое количество частиц и междометий.
Описание слайда:
Морфологические средства разговорного стиля Глаголы частотнее, чем существительные; большое количество личных и указательных местоимений; малоупотребительны прилагательные (особенно краткие), причастия и деепричастия; большое количество частиц и междометий.

Слайд 9





Синтаксис разговорного стиля
Свободный порядок слов в предложении;
вопросительные, побудительные предложения;
неполные предложения;
односоставные предложения (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные); 
обращения; 
слова-предложения;
 повторы слов; 
вставные конструкции;
бессоюзные сложные предложения.
Описание слайда:
Синтаксис разговорного стиля Свободный порядок слов в предложении; вопросительные, побудительные предложения; неполные предложения; односоставные предложения (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные); обращения; слова-предложения; повторы слов; вставные конструкции; бессоюзные сложные предложения.

Слайд 10


Сочинение об особенностях разговорного стиля речи. ГИА С2, слайд №10
Описание слайда:

Слайд 11





       (1) Возвращался я как-то из тайги домой, да припозднился. (2)А  все ж таки хотелось  мне до ночи к себе домой добраться, в рыбачий  поселок.  (3)Вышел  я  по  течению  ручья на берег  моря. (4)Ветер  вовсю разошелся.  (5)В  лесу-то  он  по  вершинам  гуляет, а на море сильную волну  развел.
       (1) Возвращался я как-то из тайги домой, да припозднился. (2)А  все ж таки хотелось  мне до ночи к себе домой добраться, в рыбачий  поселок.  (3)Вышел  я  по  течению  ручья на берег  моря. (4)Ветер  вовсю разошелся.  (5)В  лесу-то  он  по  вершинам  гуляет, а на море сильную волну  развел.
         (6)Мне еще по пути  домой  нужно было бухту обогнуть. 
         (7)Только  я  из глубины бухты  обратно в сторону открытого моря повернул,  вижу: не пройти. (8)Сильный накат идет, волны песчаную полосу уже  захлестывают своими гребнями, запросто могут с ног сбить и утащить в море...
        (9)Одна  дорога  остается:  вверх, на крутую скалу.  (10)И  вода  подгоняет: она уже  к  сапогам подбирается, скоро голенища захлестнет.
        (11)Начал  я  вверх  карабкаться.  (12)А  с  тяжёлым рюкзаком да еще  с ружьем  по  скалам лазить не  больно-то удобно.  (13)Да  и смеркаться  стало  раньше  обычного. (14)Тучи небо плотно обложили, чувствую я: стемнеет скоро. (15)Надо на ночлег устраиваться загодя, а то в темноте и  голову сломать недолго.
        (16)Еще немного  вверх  залез,  остановился отдышаться. (17)Вижу: площадка на скале небольшая.  (18)Да мне одному много ли надо? 
        (19)Зато  площадка  удобная:  скала  над  ней  козырьком нависает, дождь не страшен, и от ветра укрытие.
        (20)А  внизу  береговую  полосу  совсем  приливом   скрыло. (21)Ну, устроился я.  (22)Ружье  к каменной стенке прислонил, лапничку наломал, постель  себе приготовил.... 
         (23) "Переночую тут спокойно, - размышляю про себя, -  а завтра  по заре  и  двину дальше".
        (24)Вдруг  я слышу: кто-то  ко  мне на площадку карабкается. (25)Камни из-под него сыплются, стучат по скале,  кусты шевелятся. (26)Кто же это такой от прилива спасается?
Описание слайда:
(1) Возвращался я как-то из тайги домой, да припозднился. (2)А все ж таки хотелось мне до ночи к себе домой добраться, в рыбачий поселок. (3)Вышел я по течению ручья на берег моря. (4)Ветер вовсю разошелся. (5)В лесу-то он по вершинам гуляет, а на море сильную волну развел. (1) Возвращался я как-то из тайги домой, да припозднился. (2)А все ж таки хотелось мне до ночи к себе домой добраться, в рыбачий поселок. (3)Вышел я по течению ручья на берег моря. (4)Ветер вовсю разошелся. (5)В лесу-то он по вершинам гуляет, а на море сильную волну развел. (6)Мне еще по пути домой нужно было бухту обогнуть. (7)Только я из глубины бухты обратно в сторону открытого моря повернул, вижу: не пройти. (8)Сильный накат идет, волны песчаную полосу уже захлестывают своими гребнями, запросто могут с ног сбить и утащить в море... (9)Одна дорога остается: вверх, на крутую скалу. (10)И вода подгоняет: она уже к сапогам подбирается, скоро голенища захлестнет. (11)Начал я вверх карабкаться. (12)А с тяжёлым рюкзаком да еще с ружьем по скалам лазить не больно-то удобно. (13)Да и смеркаться стало раньше обычного. (14)Тучи небо плотно обложили, чувствую я: стемнеет скоро. (15)Надо на ночлег устраиваться загодя, а то в темноте и голову сломать недолго. (16)Еще немного вверх залез, остановился отдышаться. (17)Вижу: площадка на скале небольшая. (18)Да мне одному много ли надо? (19)Зато площадка удобная: скала над ней козырьком нависает, дождь не страшен, и от ветра укрытие. (20)А внизу береговую полосу совсем приливом скрыло. (21)Ну, устроился я. (22)Ружье к каменной стенке прислонил, лапничку наломал, постель себе приготовил.... (23) "Переночую тут спокойно, - размышляю про себя, - а завтра по заре и двину дальше". (24)Вдруг я слышу: кто-то ко мне на площадку карабкается. (25)Камни из-под него сыплются, стучат по скале, кусты шевелятся. (26)Кто же это такой от прилива спасается?

Слайд 12





         (27)Cмотрю:  над площадкой медвежья голова поднимается!  (28)Уставились   мы  друг  на  друга,   и  на   какое-то  мгновение  оба  от неожиданности застыли. (29)Не знаю, о  чем медведь успел подумать, а я-то думаю:"Ну все...  (30)Сейчас он меня лапой  как огребет - и кувырк я со скалы в воду! (31)Плохо дело..."  (32)Похолодел весь и про ружье забыл...
         (27)Cмотрю:  над площадкой медвежья голова поднимается!  (28)Уставились   мы  друг  на  друга,   и  на   какое-то  мгновение  оба  от неожиданности застыли. (29)Не знаю, о  чем медведь успел подумать, а я-то думаю:"Ну все...  (30)Сейчас он меня лапой  как огребет - и кувырк я со скалы в воду! (31)Плохо дело..."  (32)Похолодел весь и про ружье забыл...
            (33)А  снизу  вдруг  волна ка-а-ак ударит! (34)И такая в ней силища многотонная - аж скала дрогнула и брызги вверх  полетели! (35)Нас обоих, словно из пожарного шланга, обдало. (36)Медведь пискнул и бросился прямо ко мне в руки!
          (37)Вот  уж  и верно: у страха глаза  велики! (38)Никакой  это и  не медведь оказался, а маленький,  годовалый медвежонок. (39)Должно быть, от матери отстал, заигрался на берегу - его водой прихватило и напугало до смерти. (40)Он ко мне прижался, как ребенок, голову  прячет и  только дрожит от страха - мелко-мелко, всей своей шкуркой...
     (41)Я  погладил  его  осторожно: вдруг  цапнет?  (42)Нет, вижу, ничего, терпит.
        (43)А волна опять как даст!  (44)Накрыл я медвежонка своей курткой брезентовой, сам возле него угрелся, да так  мы  с ним -  не поверите! - и задремали под вой ветра  и грохот прибоя.  (45)Только от каждого удара волны медвежонок во сне вздрагивал. (46)Дышал он ровно и так доверчиво ко мне прижимался...
    (47) Вот,  думаю,  какая  удивительная  история.  (48)Это  же  не  в цирке,  где дрессированные  медведи  за кусочек  сахара всякие  штуки вытворяют. (49) Это же дикий зверь! (50)А беда приперла - и к человеку сунулся. (51)Доверяет..
           (52) Всегда бы так! (53)Мирно...
(По Л.Куклину)
Описание слайда:
(27)Cмотрю: над площадкой медвежья голова поднимается! (28)Уставились мы друг на друга, и на какое-то мгновение оба от неожиданности застыли. (29)Не знаю, о чем медведь успел подумать, а я-то думаю:"Ну все... (30)Сейчас он меня лапой как огребет - и кувырк я со скалы в воду! (31)Плохо дело..." (32)Похолодел весь и про ружье забыл... (27)Cмотрю: над площадкой медвежья голова поднимается! (28)Уставились мы друг на друга, и на какое-то мгновение оба от неожиданности застыли. (29)Не знаю, о чем медведь успел подумать, а я-то думаю:"Ну все... (30)Сейчас он меня лапой как огребет - и кувырк я со скалы в воду! (31)Плохо дело..." (32)Похолодел весь и про ружье забыл... (33)А снизу вдруг волна ка-а-ак ударит! (34)И такая в ней силища многотонная - аж скала дрогнула и брызги вверх полетели! (35)Нас обоих, словно из пожарного шланга, обдало. (36)Медведь пискнул и бросился прямо ко мне в руки! (37)Вот уж и верно: у страха глаза велики! (38)Никакой это и не медведь оказался, а маленький, годовалый медвежонок. (39)Должно быть, от матери отстал, заигрался на берегу - его водой прихватило и напугало до смерти. (40)Он ко мне прижался, как ребенок, голову прячет и только дрожит от страха - мелко-мелко, всей своей шкуркой... (41)Я погладил его осторожно: вдруг цапнет? (42)Нет, вижу, ничего, терпит. (43)А волна опять как даст! (44)Накрыл я медвежонка своей курткой брезентовой, сам возле него угрелся, да так мы с ним - не поверите! - и задремали под вой ветра и грохот прибоя. (45)Только от каждого удара волны медвежонок во сне вздрагивал. (46)Дышал он ровно и так доверчиво ко мне прижимался... (47) Вот, думаю, какая удивительная история. (48)Это же не в цирке, где дрессированные медведи за кусочек сахара всякие штуки вытворяют. (49) Это же дикий зверь! (50)А беда приперла - и к человеку сунулся. (51)Доверяет.. (52) Всегда бы так! (53)Мирно... (По Л.Куклину)

Слайд 13





Приметы стиля в тексте
Описание слайда:
Приметы стиля в тексте

Слайд 14





Работаем с фрагментом текста
(33) А снизу вдруг волна ка-а-ак ударит! (34)И такая в ней силища многотонная — аж скала дрогнула и брызги вверх полетели. (35)Нас обоих, словно из пожарного шланга, обдало. (36)Медведь пискнул и бросился прямо ко мне в руки!
Описание слайда:
Работаем с фрагментом текста (33) А снизу вдруг волна ка-а-ак ударит! (34)И такая в ней силища многотонная — аж скала дрогнула и брызги вверх полетели. (35)Нас обоих, словно из пожарного шланга, обдало. (36)Медведь пискнул и бросился прямо ко мне в руки!

Слайд 15





(37)Вот уж и верно — у страха глаза велики! (38)Никакой это и не медведь оказался, а маленький годовалый медвежонок. (39)Должно быть, от матери отстал, заигрался на берегу — его водой прихватило и напугало до смерти. (40)Он ко мне прижался, как ребёнок, голову прячет и только дрожит от страха — мелко-мелко, всей своей шкуркой...
(37)Вот уж и верно — у страха глаза велики! (38)Никакой это и не медведь оказался, а маленький годовалый медвежонок. (39)Должно быть, от матери отстал, заигрался на берегу — его водой прихватило и напугало до смерти. (40)Он ко мне прижался, как ребёнок, голову прячет и только дрожит от страха — мелко-мелко, всей своей шкуркой...
(41)Я погладил его осторожно: вдруг цапнет? (42)Нет, вижу, ничего, терпит.
Описание слайда:
(37)Вот уж и верно — у страха глаза велики! (38)Никакой это и не медведь оказался, а маленький годовалый медвежонок. (39)Должно быть, от матери отстал, заигрался на берегу — его водой прихватило и напугало до смерти. (40)Он ко мне прижался, как ребёнок, голову прячет и только дрожит от страха — мелко-мелко, всей своей шкуркой... (37)Вот уж и верно — у страха глаза велики! (38)Никакой это и не медведь оказался, а маленький годовалый медвежонок. (39)Должно быть, от матери отстал, заигрался на берегу — его водой прихватило и напугало до смерти. (40)Он ко мне прижался, как ребёнок, голову прячет и только дрожит от страха — мелко-мелко, всей своей шкуркой... (41)Я погладил его осторожно: вдруг цапнет? (42)Нет, вижу, ничего, терпит.

Слайд 16


Сочинение об особенностях разговорного стиля речи. ГИА С2, слайд №16
Описание слайда:

Слайд 17


Сочинение об особенностях разговорного стиля речи. ГИА С2, слайд №17
Описание слайда:

Слайд 18





          Разговорному стилю речи, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, характерны естественность,  эмоциональность, непринуждённость, и это находит отражение в его лексических и грамматических особенностях.
          Разговорному стилю речи, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, характерны естественность,  эмоциональность, непринуждённость, и это находит отражение в его лексических и грамматических особенностях.
            Например, эмоциональное состояние рассказчика, его переживания от разыгравшейся стихии передаёт восклицательное предложение 33 («А снизу вдруг волна ка-а-ак ударит!»). И в следующем же предложении просторечное слово с оценочным значением «силища» и просторечная частица «аж» придают речи рассказчика оттенок легкого ужаса перед разбушевавшимся морем.
                Поэтому можно согласиться с известным русским языковедом Д.Э.Розенталем, который считал, что «разговорной речи присущи заметные особенности на всех уровнях языковой системы – в лексике, морфологии и синтаксисе».
Описание слайда:
Разговорному стилю речи, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, характерны естественность, эмоциональность, непринуждённость, и это находит отражение в его лексических и грамматических особенностях. Разговорному стилю речи, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, характерны естественность, эмоциональность, непринуждённость, и это находит отражение в его лексических и грамматических особенностях. Например, эмоциональное состояние рассказчика, его переживания от разыгравшейся стихии передаёт восклицательное предложение 33 («А снизу вдруг волна ка-а-ак ударит!»). И в следующем же предложении просторечное слово с оценочным значением «силища» и просторечная частица «аж» придают речи рассказчика оттенок легкого ужаса перед разбушевавшимся морем. Поэтому можно согласиться с известным русским языковедом Д.Э.Розенталем, который считал, что «разговорной речи присущи заметные особенности на всех уровнях языковой системы – в лексике, морфологии и синтаксисе».

Слайд 19


Сочинение об особенностях разговорного стиля речи. ГИА С2, слайд №19
Описание слайда:

Слайд 20





        Известный русский языковед Д.Э.Розенталь считал, что «разговорной речи присущи заметные особенности на всех уровнях языковой системы – в лексике, морфологии и синтаксисе».
        Известный русский языковед Д.Э.Розенталь считал, что «разговорной речи присущи заметные особенности на всех уровнях языковой системы – в лексике, морфологии и синтаксисе».
       Думаю, что лингвистические особенности разговорной речи  возникли из-за преимущественно устной формы этого стиля, когда многое в речи  можно заменить интонацией, жестами, мимикой, либо необходимый смысл извлечь из ситуации.
         Например, в неполном предложении 32 («Похолодел весь и про ружьё забыл...») нет подлежащего, но оно и не нужно: читателю ясно из монолога, что речь идёт о рассказчике, попавшем в непростое положение и испытавшем сложные чувства.
            Именно поэтому в его рассказе так много усилительных частиц в восклицательном предложении: «Вот уж и верно — у страха глаза велики!»
            Таким образом, на примерах из текста мы убедились, что разговорная речь — особая функциональная разновидность литературного языка.
Описание слайда:
Известный русский языковед Д.Э.Розенталь считал, что «разговорной речи присущи заметные особенности на всех уровнях языковой системы – в лексике, морфологии и синтаксисе». Известный русский языковед Д.Э.Розенталь считал, что «разговорной речи присущи заметные особенности на всех уровнях языковой системы – в лексике, морфологии и синтаксисе». Думаю, что лингвистические особенности разговорной речи возникли из-за преимущественно устной формы этого стиля, когда многое в речи можно заменить интонацией, жестами, мимикой, либо необходимый смысл извлечь из ситуации. Например, в неполном предложении 32 («Похолодел весь и про ружьё забыл...») нет подлежащего, но оно и не нужно: читателю ясно из монолога, что речь идёт о рассказчике, попавшем в непростое положение и испытавшем сложные чувства. Именно поэтому в его рассказе так много усилительных частиц в восклицательном предложении: «Вот уж и верно — у страха глаза велики!» Таким образом, на примерах из текста мы убедились, что разговорная речь — особая функциональная разновидность литературного языка.

Слайд 21


Сочинение об особенностях разговорного стиля речи. ГИА С2, слайд №21
Описание слайда:

Слайд 22





Литература
Бабайцева В.В., Максимова Л.Ю. Современный русский язык: В 3 ч. - М., 1983.
Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1988.
Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. - М., 1977.
Львов М.Р. Риторика. - М., 1995.
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М, 1973.
Солганик Г.Я. Стилистика текста. - М., 1997.
Описание слайда:
Литература Бабайцева В.В., Максимова Л.Ю. Современный русский язык: В 3 ч. - М., 1983. Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1988. Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. - М., 1977. Львов М.Р. Риторика. - М., 1995. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М, 1973. Солганик Г.Я. Стилистика текста. - М., 1997.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию