🗊Презентация Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс)

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс), слайд №1Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс), слайд №2Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс), слайд №3Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс), слайд №4Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс), слайд №5Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс), слайд №6Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс), слайд №7Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс), слайд №8Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс), слайд №9Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс), слайд №10Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс), слайд №11Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс), слайд №12Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс), слайд №13Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс), слайд №14Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс), слайд №15Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс), слайд №16Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс), слайд №17Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс), слайд №18Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс), слайд №19Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс), слайд №20Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс), слайд №21Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс), слайд №22Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс), слайд №23Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс), слайд №24Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс), слайд №25Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс), слайд №26Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс), слайд №27Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс), слайд №28Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс), слайд №29Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс), слайд №30Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс), слайд №31Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс), слайд №32Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс), слайд №33Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс), слайд №34Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс), слайд №35Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс), слайд №36Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс), слайд №37Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс), слайд №38

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс). Доклад-сообщение содержит 38 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1






Учимся писать
сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Описание слайда:
Учимся писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Слайд 2


Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс), слайд №2
Описание слайда:

Слайд 3


Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс), слайд №3
Описание слайда:

Слайд 4


Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс), слайд №4
Описание слайда:

Слайд 5


Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс), слайд №5
Описание слайда:

Слайд 6


Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс), слайд №6
Описание слайда:

Слайд 7


Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс), слайд №7
Описание слайда:

Слайд 8





        Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на то, что в нём сформулированы основные требования к сочинению. При написании сочинения старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.
        Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на то, что в нём сформулированы основные требования к сочинению. При написании сочинения старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.

Задание: Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания К.Паустовского: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". 
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами (автора).
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 
Описание слайда:
Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на то, что в нём сформулированы основные требования к сочинению. При написании сочинения старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы. Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на то, что в нём сформулированы основные требования к сочинению. При написании сочинения старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы. Задание: Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания К.Паустовского: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом".  Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами (автора). Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 

Слайд 9





– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.
– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.
– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.
– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.
(7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.
(8)Анна Федотовна уточнила:
– (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.
(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её.
(12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:
– (13)Это же всё ненастоящее
– (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. – (15)Откройте верхний ящик комода.
(16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.(17)Когда ей положили на руки шкатулку,
она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали
документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:
– (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.
– (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.
– (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем.
– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии.
Описание слайда:
– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога. – (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога. – (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она. – (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя. (7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал. (8)Анна Федотовна уточнила: – (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ. (11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её. (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием: – (13)Это же всё ненастоящее – (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. – (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал: – (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста. – (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы. – (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем. – (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии.

Слайд 10





– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. –(28)И пожалуйста, верните мне все документы.
– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. –(28)И пожалуйста, верните мне все документы.
(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:
– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.
(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
– (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас.
– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик. 
– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.
(39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:
– (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.
(43)Делегация молча удалилась. (44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну... (45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:
– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!
– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и  фотографии, а писем нет.
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась,  но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
(По Б. Васильеву)
Описание слайда:
– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. –(28)И пожалуйста, верните мне все документы. – (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. –(28)И пожалуйста, верните мне все документы. (29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала: – (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала. (33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел. – (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас. – (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик. – (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься. (39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением: – (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала. (43)Делегация молча удалилась. (44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну... (45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила: – (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку! – (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет. (51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа… (По Б. Васильеву)

Слайд 11













Инструкция по написанию 
сочинения
Описание слайда:
Инструкция по написанию сочинения

Слайд 12





Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
Внимательно прочитайте высказывание о языке.
   Осмыслите его. 
   Выделите ключевые слова.
Описание слайда:
Шаг 1. Знакомимся с высказыванием Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.

Слайд 13





Шаг 2.  Определяем основную мысль высказывания
Описание слайда:
Шаг 2.  Определяем основную мысль высказывания

Слайд 14





Шаг 3. Оформляем вступление
    Во вступлении необходимо:
  сформулировать           
    позицию автора высказывания; 
    выразить своё отношение к ней.


Сформулировать
    позицию автора вам помогут слова и выражения:
Описание слайда:
Шаг 3. Оформляем вступление Во вступлении необходимо: сформулировать   позицию автора высказывания;  выразить своё отношение к ней. Сформулировать   позицию автора вам помогут слова и выражения:

Слайд 15





Вступление

Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
Текст заканчивается словами: "…". На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …
Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …
Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом...
По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …
В этом отрывке автор говорит о том, что…
Смысл данного отрывка я понимаю так: …
В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что… 
Описание слайда:
Вступление Смысл последних строк текста говорит нам о том, что… Текст заканчивается словами: "…". На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) … Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что … Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом... По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: … В этом отрывке автор говорит о том, что… Смысл данного отрывка я понимаю так: … В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что… 

Слайд 16









Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:


действительно
на самом деле
не могу не согласиться с автором высказывания
я полностью согласен с ...
вынужден согласиться с ...
я разделяю точку зрения автора высказывания
я поддерживаю мнение автора
бесспорно мнение автора о том, что ...
и т.д.
Описание слайда:
Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова: действительно на самом деле не могу не согласиться с автором высказывания я полностью согласен с ... вынужден согласиться с ... я разделяю точку зрения автора высказывания я поддерживаю мнение автора бесспорно мнение автора о том, что ... и т.д.

Слайд 17










Помните, что вступление должно состоять 
примерно из 2-3 предложений. 
Можно применить цитирование, например:



       
Описание слайда:
Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3 предложений.  Можно применить цитирование, например:        

Слайд 18





Можно обойтись и без цитирования, например:


        

 	Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
 
 или:
        Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.

или:

        В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
Описание слайда:
Можно обойтись и без цитирования, например: Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.   или:         Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя. или:         В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.

Слайд 19





Шаг 4. Пишем основную часть


Основную часть можно начать следующими фразами:

Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста)
Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)

Докажем эту мысль на примерах из текста...

Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ... 
Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
Внимательно изучите критерии оценивания 
примеров-аргументов:
Описание слайда:
Шаг 4. Пишем основную часть Основную часть можно начать следующими фразами: Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста) Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста) Докажем эту мысль на примерах из текста... Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...  Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения. Внимательно изучите критерии оценивания  примеров-аргументов:

Слайд 20







общие требования к аргументам таковы:

примеров должно быть 2;
примеры должны быть из указанного текста;
приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
. 
Описание слайда:
общие требования к аргументам таковы: примеров должно быть 2; примеры должны быть из указанного текста; приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте. . 

Слайд 21





Аргументы
 
Способы оформления
Указать номера предложений
ИЛИ
использовать цитирование. (Обратить
внимание на точность цитирования)
Описание слайда:
Аргументы Способы оформления Указать номера предложений ИЛИ использовать цитирование. (Обратить внимание на точность цитирования)

Слайд 22





Основная часть
В основной части следует избегать: 
    пересказа текста,
     изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.
В основной части необходимо продемонстрировать умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли.

В основной части вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли.
Описание слайда:
Основная часть В основной части следует избегать: пересказа текста, изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме. В основной части необходимо продемонстрировать умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли. В основной части вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли.

Слайд 23





Как это сделать?
 Вот некоторые рекомендации:

1. Перечитайте текст несколько раз.
2. Определите его тему (о чём текст?), идею (какими мыслями хочет поделиться с читателями автор?) Как правило, идея текста заключается именно в выделенном фрагменте.
3. Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею своими словами и запишите её на черновике.
4. Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают, по вашему мнению, эту идею.
5. Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и запишите на черновике. Помните, что это должен быть не пересказ, а рассуждение и анализ текста!
Описание слайда:
Как это сделать? Вот некоторые рекомендации: 1. Перечитайте текст несколько раз. 2. Определите его тему (о чём текст?), идею (какими мыслями хочет поделиться с читателями автор?) Как правило, идея текста заключается именно в выделенном фрагменте. 3. Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею своими словами и запишите её на черновике. 4. Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают, по вашему мнению, эту идею. 5. Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и запишите на черновике. Помните, что это должен быть не пересказ, а рассуждение и анализ текста!

Слайд 24





В основной части вы должны назвать не менее двух аргументов (или доказательств) и привести минимум по одному примеру на каждый аргумент.
· Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
В основной части вы должны назвать не менее двух аргументов (или доказательств) и привести минимум по одному примеру на каждый аргумент.
· Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
· Проиллюстрировать данный аргумент можно на примере …. предложения текста.
· Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.
· В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.
· Предложение № … подтверждает мысль о том, что … . 
Описание слайда:
В основной части вы должны назвать не менее двух аргументов (или доказательств) и привести минимум по одному примеру на каждый аргумент. · Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. В основной части вы должны назвать не менее двух аргументов (или доказательств) и привести минимум по одному примеру на каждый аргумент. · Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. · Проиллюстрировать данный аргумент можно на примере …. предложения текста. · Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения. · В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста. · Предложение № … подтверждает мысль о том, что … . 

Слайд 25





Несколько слов о СЛОВЕ
Основной значимой единицей языка является слово. Слова несут в себе информацию о предметах, явлениях, действиях, качествах окружающего человека мира и духовной сферы.
Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире. Каждое слово имеет свое звучание, буквенную оболочку, индивидуальное лексическое и типичное грамматическое  значения. Существует несколько способов толкования слов: подбором синонимов, толкование, включающее в свой состав однокоренные слова, иллюстрация смысла, рисунок.
Описание слайда:
Несколько слов о СЛОВЕ Основной значимой единицей языка является слово. Слова несут в себе информацию о предметах, явлениях, действиях, качествах окружающего человека мира и духовной сферы. Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире. Каждое слово имеет свое звучание, буквенную оболочку, индивидуальное лексическое и типичное грамматическое значения. Существует несколько способов толкования слов: подбором синонимов, толкование, включающее в свой состав однокоренные слова, иллюстрация смысла, рисунок.

Слайд 26





Функции слова
Называть предметы, явления, события, понятия, признаки, количество, обозначать действия.
Слово выражает отношение  говорящего к предмету говорения.
Описание слайда:
Функции слова Называть предметы, явления, события, понятия, признаки, количество, обозначать действия. Слово выражает отношение говорящего к предмету говорения.

Слайд 27





Лексические явления 
для аргументации
лексика с точки зрения стилистической окраски;
лексика с точки зрения активного и пассивного запаса (историзмы, архаизмы и др.);
лексика с точки зрения происхождения;
лексика с точки зрения сферы употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы);
синонимы, антонимы;
фразеологизмы и др.
Описание слайда:
Лексические явления для аргументации лексика с точки зрения стилистической окраски; лексика с точки зрения активного и пассивного запаса (историзмы, архаизмы и др.); лексика с точки зрения происхождения; лексика с точки зрения сферы употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы); синонимы, антонимы; фразеологизмы и др.

Слайд 28





Грамматические явления 
для аргументации
однородные  члены предложения;
вводные слова;
обращения;
обособленные  члены предложения;
разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные)
Описание слайда:
Грамматические явления для аргументации однородные члены предложения; вводные слова; обращения; обособленные члены предложения; разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные)

Слайд 29













Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися  дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини(указана роль в тексте).

Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.



При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
Описание слайда:
Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини(указана роль в тексте). Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения. При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

Слайд 30





На заметку…
Не в  каждом тексте можно  обнаружить все приведенные выше грамматические или лексические явления. Поэтому  проводится предварительная работа по всему материалу.
В тексте Б. Васильева мною выделены цветом  примеры для лексических и грамматических аргументов. Ниже даны сочинения по тексту с опорой на выделенный лексический и грамматический материал.
Описание слайда:
На заметку… Не в каждом тексте можно обнаружить все приведенные выше грамматические или лексические явления. Поэтому проводится предварительная работа по всему материалу. В тексте Б. Васильева мною выделены цветом примеры для лексических и грамматических аргументов. Ниже даны сочинения по тексту с опорой на выделенный лексический и грамматический материал.

Слайд 31





Шаг 5. Пишем заключение
В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.

Начать вывод можно следующими словами и фразами:
Таким образом, ... 
Итак, ...
Следовательно, ...
В итоге можно прийти к такому выводу: ...
В заключение можно сказать, что ...
Мы убеждаемся в том, что ...
Обобщая сказанное, ...
Из этого следует, что ...
и т.д.
Описание слайда:
Шаг 5. Пишем заключение В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. Начать вывод можно следующими словами и фразами: Таким образом, ...  Итак, ... Следовательно, ... В итоге можно прийти к такому выводу: ... В заключение можно сказать, что ... Мы убеждаемся в том, что ... Обобщая сказанное, ... Из этого следует, что ... и т.д.

Слайд 32





Например:
         
         



           
          Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

или:

           Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков  мыслей, чувств и оценок автора текста.
Описание слайда:
Например: Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств. или:         Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков  мыслей, чувств и оценок автора текста.

Слайд 33





Важно:

 сочинение должно иметь не менее 3 –х абзацев:  
1 абзац - тезис, 
 2 абзац – аргументы с примерами, 
 3 абзац – вывод
Основная часть может состоять более чем из одного абзаца.  Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент. 
Описание слайда:
Важно:  сочинение должно иметь не менее 3 –х абзацев:  1 абзац - тезис,  2 абзац – аргументы с примерами,  3 абзац – вывод Основная часть может состоять более чем из одного абзаца.  Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент. 

Слайд 34







1. Примерный образец сочинения :


	Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: русский язык настолько богат, что при помощи русского слова мы можем назвать не только предметы, но и всякое действие и состояние. Докажем это на примерах, взятых из текста Б.Васильева.
	    Наш язык очень богат синонимами - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.
     Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный, т.е. образование новых слов при помощи суффикса. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
	Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
Описание слайда:
1. Примерный образец сочинения : Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: русский язык настолько богат, что при помощи русского слова мы можем назвать не только предметы, но и всякое действие и состояние. Докажем это на примерах, взятых из текста Б.Васильева.     Наш язык очень богат синонимами - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.      Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный, т.е. образование новых слов при помощи суффикса. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения. Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

Слайд 35





2. Примерный образец сочинения
Язык - это сложная многоуровневая, но в то же время взаимосвязанная система. Так, лексика (словарный запас языка) отображает представление человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Но как выразить свои мысли в речи? Без знания грамматических правил невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст. Связь грамматики и лексики очевидна. Объясним данное утверждение с помощью конкретных примеров из текста.
Но само по себе слово еще не текст, а материал для его построения. И чтобы создать текст, необходимо знать законы грамматики, раздела лингвистики, который изучает правила построения словосочетаний и предложений. В предложенном тексте в предложении 52 (Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда.) автор выстраивает однородные челны по принципу градации, используя бессоюзную связь, чтобы показать степень трагедии, которую переживает старая женщина. А также в предложении 53 (Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…), соединяя однородные челны союзом «не только, но и», противопоставил душу шкатулке, то есть духовность, душевность  - бездушию 
Таким образом, смысл афоризма, введенного в задание, я вижу в том, что и словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса и пунктуации помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь.
Описание слайда:
2. Примерный образец сочинения Язык - это сложная многоуровневая, но в то же время взаимосвязанная система. Так, лексика (словарный запас языка) отображает представление человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Но как выразить свои мысли в речи? Без знания грамматических правил невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст. Связь грамматики и лексики очевидна. Объясним данное утверждение с помощью конкретных примеров из текста. Но само по себе слово еще не текст, а материал для его построения. И чтобы создать текст, необходимо знать законы грамматики, раздела лингвистики, который изучает правила построения словосочетаний и предложений. В предложенном тексте в предложении 52 (Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда.) автор выстраивает однородные челны по принципу градации, используя бессоюзную связь, чтобы показать степень трагедии, которую переживает старая женщина. А также в предложении 53 (Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…), соединяя однородные челны союзом «не только, но и», противопоставил душу шкатулке, то есть духовность, душевность - бездушию Таким образом, смысл афоризма, введенного в задание, я вижу в том, что и словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса и пунктуации помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь.

Слайд 36





3. Примерный образец сочинения
Лингвисты считают слово основной единицей языка. И это не случайно. Ведь все свое знание о мире, понимание явлений действительности, их свойств человек прежде всего выразил в слове. Он назвал всякое действие, состояния, определил признаки и качества всего, что его окружает, и все это – с помощью слова.
Для доказательства тезиса, приведенного  в задании, обратимся к тексту. Так, слово ПИСЬМО, употребленное  в предложениях 14, 17, 18 имеет синонимы: бесценные листочки (….) и документ (…). Использовав эти слова, автор показал, как по-разному относятся к одному и тому же люди. Для главной героини эти пожелтевшие листочки были нитью, которая связывала ее с прошлым, делала воспоминания живыми . А для школьников они оказались всего лишь документом для музея. Оригинальным документом, а не копией.
В 1 предложении, использовав слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами БАБУЛЯ , ТАНЕЧКА, автор выразил отношение к героям рассказа. Они ему симпатичны, в отличие от школьников, которых он назвал «делегацией». Ведь их сюда привел не интерес  к судьбе неизвестного героя, а задание, которое необходимо  выполнить.
Слово – это великий зодчий человечества. Оно способно объяснить абсолютно все, вызвать улыбку и слезы, доставить радость и принести беду
Так лексика и грамматика помогают разгадать тайны текста, постичь замысел автора.
Описание слайда:
3. Примерный образец сочинения Лингвисты считают слово основной единицей языка. И это не случайно. Ведь все свое знание о мире, понимание явлений действительности, их свойств человек прежде всего выразил в слове. Он назвал всякое действие, состояния, определил признаки и качества всего, что его окружает, и все это – с помощью слова. Для доказательства тезиса, приведенного в задании, обратимся к тексту. Так, слово ПИСЬМО, употребленное в предложениях 14, 17, 18 имеет синонимы: бесценные листочки (….) и документ (…). Использовав эти слова, автор показал, как по-разному относятся к одному и тому же люди. Для главной героини эти пожелтевшие листочки были нитью, которая связывала ее с прошлым, делала воспоминания живыми . А для школьников они оказались всего лишь документом для музея. Оригинальным документом, а не копией. В 1 предложении, использовав слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами БАБУЛЯ , ТАНЕЧКА, автор выразил отношение к героям рассказа. Они ему симпатичны, в отличие от школьников, которых он назвал «делегацией». Ведь их сюда привел не интерес к судьбе неизвестного героя, а задание, которое необходимо выполнить. Слово – это великий зодчий человечества. Оно способно объяснить абсолютно все, вызвать улыбку и слезы, доставить радость и принести беду Так лексика и грамматика помогают разгадать тайны текста, постичь замысел автора.

Слайд 37





Закончите сочинение
Слово – душа языка, его богатство и гордость. Слово – тончайшее прикосновение к сердцу. Через слово мы выражаем свои мысли и впитываем новые знания о жизни.
К.Г. Паустовский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слово, его лексическое значение отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст. 
Так в … части текста …, нахожу ярчайшую метафору, придавшую предложению особую выразительность, эмоциональность. Интересно предложение … и с точки зрения грамматики. Это сложносочиненное предложение, состоящее из двух простых. Если в первом – констатируется факт,…. то во втором – подводится его итог .
Могу уверенно сказать, что прав был замечательный русский писатель, утверждавший, что нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом.
Описание слайда:
Закончите сочинение Слово – душа языка, его богатство и гордость. Слово – тончайшее прикосновение к сердцу. Через слово мы выражаем свои мысли и впитываем новые знания о жизни. К.Г. Паустовский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слово, его лексическое значение отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст. Так в … части текста …, нахожу ярчайшую метафору, придавшую предложению особую выразительность, эмоциональность. Интересно предложение … и с точки зрения грамматики. Это сложносочиненное предложение, состоящее из двух простых. Если в первом – констатируется факт,…. то во втором – подводится его итог . Могу уверенно сказать, что прав был замечательный русский писатель, утверждавший, что нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом.

Слайд 38


Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс), слайд №38
Описание слайда:



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию