🗊Презентация Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение, слайд №1Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение, слайд №2Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение, слайд №3Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение, слайд №4Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение, слайд №5Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение, слайд №6Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение, слайд №7Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение, слайд №8Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение, слайд №9Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение, слайд №10Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение, слайд №11Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение, слайд №12Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение, слайд №13Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение, слайд №14Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение, слайд №15Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение, слайд №16

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение. Доклад-сообщение содержит 16 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение
Подготивили студентки 309 группы 
Анастасия Крутикова, Полина Ульянова, 
Дарья Гуськова
Описание слайда:
Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение Подготивили студентки 309 группы Анастасия Крутикова, Полина Ульянова, Дарья Гуськова

Слайд 2





Как согласуются-1
Наличие при подлежащем приложения не влияет на согласование: 
Например: Девушка-агроном приехала сюда недавно. Цветок лилия распустился. Река Днепр разлилась. 
При сочетании в подлежащем нарицательного сущ. с собственным именем лица сказуемое согласуется с последним: 
Например: Редактор Павлова исправила рукопись.
Описание слайда:
Как согласуются-1 Наличие при подлежащем приложения не влияет на согласование: Например: Девушка-агроном приехала сюда недавно. Цветок лилия распустился. Река Днепр разлилась. При сочетании в подлежащем нарицательного сущ. с собственным именем лица сказуемое согласуется с последним: Например: Редактор Павлова исправила рукопись.

Слайд 3





Как согласуются-2
Явно наметилась тенденция к согласованию по смыслу в тех случаях, когда подлежащим является сущ. мужского рода, обозначающее должность, профессию, звание и т. д. в применении к лицу женского пола: военфельдшер добросовестна, не больше. 
Например: Преподаватель заболела.
Описание слайда:
Как согласуются-2 Явно наметилась тенденция к согласованию по смыслу в тех случаях, когда подлежащим является сущ. мужского рода, обозначающее должность, профессию, звание и т. д. в применении к лицу женского пола: военфельдшер добросовестна, не больше. Например: Преподаватель заболела.

Слайд 4





Что не влияет на согласование
На форму согласования сказуемого не влияет наличие при подлежащем уточняющих слов, присоединительных конструкций, сравнительных оборотов: 
Например: Язык Рима, а именно латынь, служившая и Римской империи, и католической церкви, продолжал быть общим языком западной науки вплоть до эпохи Возрождения. 
Встречающиеся изредка нарушения этого правила носят разговорный характер. Например: Из всех родственников только один человек, а именно восьмидесятилетняя бабушка, продолжала держать сторону бедной Клавы.
Описание слайда:
Что не влияет на согласование На форму согласования сказуемого не влияет наличие при подлежащем уточняющих слов, присоединительных конструкций, сравнительных оборотов: Например: Язык Рима, а именно латынь, служившая и Римской империи, и католической церкви, продолжал быть общим языком западной науки вплоть до эпохи Возрождения. Встречающиеся изредка нарушения этого правила носят разговорный характер. Например: Из всех родственников только один человек, а именно восьмидесятилетняя бабушка, продолжала держать сторону бедной Клавы.

Слайд 5





Брат с сестрой уехал (или уехали?) в деревню-1
Правильны оба варианта. Но при сочетании сущ. в И.п. с сущ. в Т.п. (с предлогом с) форма множественного числа сказуемого свидетельствует о том, что подлежащим мыслится не одно лицо. Форма ед. ч. сказуемого показывает, что подлежащим является только существительное в И.п., а существительное в Т.п. обозначает лицо, сопутствующее производителю действия.
Например: Пришел Разметнов с Демкой Ушаковым (Шолохов).
Описание слайда:
Брат с сестрой уехал (или уехали?) в деревню-1 Правильны оба варианта. Но при сочетании сущ. в И.п. с сущ. в Т.п. (с предлогом с) форма множественного числа сказуемого свидетельствует о том, что подлежащим мыслится не одно лицо. Форма ед. ч. сказуемого показывает, что подлежащим является только существительное в И.п., а существительное в Т.п. обозначает лицо, сопутствующее производителю действия. Например: Пришел Разметнов с Демкой Ушаковым (Шолохов).

Слайд 6





Брат с сестрой уехал (или уехали?) в деревню-2
Иногда этот вопрос решается лексическим значением слов, входящих в сочетание: Брат с сестричкой уехал в деревню; Мать с ребенком пошла в поликлинику. В других случаях выбору нужного числа помогает лексическое значение сказуемого: Мать с дочерью долго не могли успокоиться и вспоминали случившееся (оба действия могут производиться при равном участии субъектов действия). Брат с сестрой возвращались порознь.
Описание слайда:
Брат с сестрой уехал (или уехали?) в деревню-2 Иногда этот вопрос решается лексическим значением слов, входящих в сочетание: Брат с сестричкой уехал в деревню; Мать с ребенком пошла в поликлинику. В других случаях выбору нужного числа помогает лексическое значение сказуемого: Мать с дочерью долго не могли успокоиться и вспоминали случившееся (оба действия могут производиться при равном участии субъектов действия). Брат с сестрой возвращались порознь.

Слайд 7





Брат с сестрой уехал (или уехали?) в деревню-3
Может играть роль порядок слов в словосочетаниях: муж с женой пошли в театр – жена с мужем пошла в театр. Обычно в рассматриваемых конструкциях различной родовой принадлежности сущ. на первом месте фигурирует более сильный в грамматическом отношении мужской род: Отец с матерью, дед с бабкой, мальчик с девочкой. Поэтому выдвижение на первое место сущ. ж.р. подчеркивает его, а отсюда согласование с ним сказуемого.
Описание слайда:
Брат с сестрой уехал (или уехали?) в деревню-3 Может играть роль порядок слов в словосочетаниях: муж с женой пошли в театр – жена с мужем пошла в театр. Обычно в рассматриваемых конструкциях различной родовой принадлежности сущ. на первом месте фигурирует более сильный в грамматическом отношении мужской род: Отец с матерью, дед с бабкой, мальчик с девочкой. Поэтому выдвижение на первое место сущ. ж.р. подчеркивает его, а отсюда согласование с ним сказуемого.

Слайд 8





 Кто из лыжниц пришел (или пришла?) первым (или первой?) - 1
Как закончить это предложение? По общему правилу при вопросительном местоимении «кто» в роли подлежащего глагол-сказуемое становится в форме единственного числа. А в прош.вр. в м.р. даже когда речь идет о лице женского пола: Кто из сестер вам об этом сказал? 
Но в нашем случае неудобно сказать ни «пришел первой», ни «пришла первым». Поэтому прибегаем к обратному согласованию: Кто из лыжниц пришла первой?
Описание слайда:
Кто из лыжниц пришел (или пришла?) первым (или первой?) - 1 Как закончить это предложение? По общему правилу при вопросительном местоимении «кто» в роли подлежащего глагол-сказуемое становится в форме единственного числа. А в прош.вр. в м.р. даже когда речь идет о лице женского пола: Кто из сестер вам об этом сказал? Но в нашем случае неудобно сказать ни «пришел первой», ни «пришла первым». Поэтому прибегаем к обратному согласованию: Кто из лыжниц пришла первой?

Слайд 9





Другие случаи употребления “кто”
Если «кто» употребляется в функции союзного слова, т.е. является относительным местоимением, то возможны двоякие формы согласования – постановка сказуемого и форме ед.ч., и в форме мн.ч. 
Например: Все, кто не потерял еще головы, были против. Все, кто знали мадам Штоль, знали и любили Вареньку (Л. Толстой).
Описание слайда:
Другие случаи употребления “кто” Если «кто» употребляется в функции союзного слова, т.е. является относительным местоимением, то возможны двоякие формы согласования – постановка сказуемого и форме ед.ч., и в форме мн.ч. Например: Все, кто не потерял еще головы, были против. Все, кто знали мадам Штоль, знали и любили Вареньку (Л. Толстой).

Слайд 10





Употребление местоимения “что”
При относительном местоимении «что» сказуемое ставится во мн.ч., если заменяемое местоимением сущ. или местоимение стоит в форме мн.ч.: 
Например: Те, что ушли вперед и забрались на гору, все еще не теряли надежды захватить неприятельские обозы (Фурманов).
Описание слайда:
Употребление местоимения “что” При относительном местоимении «что» сказуемое ставится во мн.ч., если заменяемое местоимением сущ. или местоимение стоит в форме мн.ч.: Например: Те, что ушли вперед и забрались на гору, все еще не теряли надежды захватить неприятельские обозы (Фурманов).

Слайд 11





Сравним:
1. Детство и юность ее и двух братьев прошли на Пятницкой улице, в родной купеческой семье. 
2. В деревне послышался топот и крики.
Описание слайда:
Сравним: 1. Детство и юность ее и двух братьев прошли на Пятницкой улице, в родной купеческой семье. 2. В деревне послышался топот и крики.

Слайд 12





Варианты согласования
Как показывают примеры, согласование сказуемого с однородными подлежащими имеет два варианта: обычно при прямом порядке слов (сказуемое следует за подлежащим) сказуемое становится в форме мн.ч., а при обратном порядке слов (сказуемое предшествует подлежащему) в форме ед.ч. Но это не императивное требование, варианты такие возможны: в комнату вошла молодая женщина и маленький мальчик – в комнату вошли молодая женщина и маленький мальчик. Такое положение наблюдается при связи однородных подлежащих соединительными союзами (и, да) или бессоюзной связью. При выражении связи разделительными (и, либо) или противительными (но, однако, зато) союзами сказуемое обычно ставится в форме ед.ч.: Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту кажется и смешным, и странным, и непонятным (Фурманов). Не ты, но судьба виновата (Лерм.).
Описание слайда:
Варианты согласования Как показывают примеры, согласование сказуемого с однородными подлежащими имеет два варианта: обычно при прямом порядке слов (сказуемое следует за подлежащим) сказуемое становится в форме мн.ч., а при обратном порядке слов (сказуемое предшествует подлежащему) в форме ед.ч. Но это не императивное требование, варианты такие возможны: в комнату вошла молодая женщина и маленький мальчик – в комнату вошли молодая женщина и маленький мальчик. Такое положение наблюдается при связи однородных подлежащих соединительными союзами (и, да) или бессоюзной связью. При выражении связи разделительными (и, либо) или противительными (но, однако, зато) союзами сказуемое обычно ставится в форме ед.ч.: Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту кажется и смешным, и странным, и непонятным (Фурманов). Не ты, но судьба виновата (Лерм.).

Слайд 13





Смысловая близость
При смысловой близости подлежащих сказуемое ставится в ед.ч.
Например: Главной заботой была кухня и обед (Гонч.). Неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей (Черн.).
Описание слайда:
Смысловая близость При смысловой близости подлежащих сказуемое ставится в ед.ч. Например: Главной заботой была кухня и обед (Гонч.). Неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей (Черн.).

Слайд 14





Смысловая градация
При смысловой градации (расположение слов с нарастанием их значения) сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих. Обычно это бывает, если подлежащим предшествуют слова «каждый, всякий, любой, никакой, ни один, весь» и т.п.
Например: Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из тени и света. (Л.Т.)
Описание слайда:
Смысловая градация При смысловой градации (расположение слов с нарастанием их значения) сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих. Обычно это бывает, если подлежащим предшествуют слова «каждый, всякий, любой, никакой, ни один, весь» и т.п. Например: Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из тени и света. (Л.Т.)

Слайд 15





Действие совершается несколькими лицами порознь
Если сказуемое обозначает действие, совершаемое несколькими лицами порознь, то в любом положении оно ставится во мн.ч.
Например: А вечером нагрянули и Черемницкий, и новый городничий (Лесков). 
Если среди однородных подлежащих имеются личные местоимения, то при согласовании в лице первому лицу отдается предпочтение перед вторым и третьим, а второму лицу – перед третьим. 
Например: И я, и ты сумеем это сделать. И ты, и он сделаете это быстрее.
Описание слайда:
Действие совершается несколькими лицами порознь Если сказуемое обозначает действие, совершаемое несколькими лицами порознь, то в любом положении оно ставится во мн.ч. Например: А вечером нагрянули и Черемницкий, и новый городничий (Лесков). Если среди однородных подлежащих имеются личные местоимения, то при согласовании в лице первому лицу отдается предпочтение перед вторым и третьим, а второму лицу – перед третьим. Например: И я, и ты сумеем это сделать. И ты, и он сделаете это быстрее.

Слайд 16





Упражнения
1. Операцию провел(а) молодой хирург Бойцова, недавно защитившая кандидатскую диссертацию.
2. Интеллигенция, и особенно лучшая ее часть – образцовые писатели, всегда считались/считалась хранителями чистоты лит. Языка. 
3. Шоссе-магистраль пересекало/пересекала полотно железной дороги. 
4. Группа рабочих во главе с бригадиром Ильиным и комсоргом Степановым досрочно закончила/закончили монтаж сложной машины. 
5. Его малодушие, вернее, его трусость, поразило/поразила всех. 
6. В приемной сидела молодая женщина. Это был(а) секретарь директора.
Описание слайда:
Упражнения 1. Операцию провел(а) молодой хирург Бойцова, недавно защитившая кандидатскую диссертацию. 2. Интеллигенция, и особенно лучшая ее часть – образцовые писатели, всегда считались/считалась хранителями чистоты лит. Языка. 3. Шоссе-магистраль пересекало/пересекала полотно железной дороги. 4. Группа рабочих во главе с бригадиром Ильиным и комсоргом Степановым досрочно закончила/закончили монтаж сложной машины. 5. Его малодушие, вернее, его трусость, поразило/поразила всех. 6. В приемной сидела молодая женщина. Это был(а) секретарь директора.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию