🗊Тема лекции: ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА Вопросы, рассматриваемые на лекции: 1. Доисторическая эпоха. Каменный, бронзовый и железный век

Категория: Образование
Нажмите для полного просмотра!
Тема лекции: ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА   Вопросы, рассматриваемые на лекции:  1. Доисторическая эпоха. Каменный, бронзовый и железный век, слайд №1Тема лекции: ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА   Вопросы, рассматриваемые на лекции:  1. Доисторическая эпоха. Каменный, бронзовый и железный век, слайд №2Тема лекции: ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА   Вопросы, рассматриваемые на лекции:  1. Доисторическая эпоха. Каменный, бронзовый и железный век, слайд №3Тема лекции: ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА   Вопросы, рассматриваемые на лекции:  1. Доисторическая эпоха. Каменный, бронзовый и железный век, слайд №4Тема лекции: ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА   Вопросы, рассматриваемые на лекции:  1. Доисторическая эпоха. Каменный, бронзовый и железный век, слайд №5Тема лекции: ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА   Вопросы, рассматриваемые на лекции:  1. Доисторическая эпоха. Каменный, бронзовый и железный век, слайд №6Тема лекции: ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА   Вопросы, рассматриваемые на лекции:  1. Доисторическая эпоха. Каменный, бронзовый и железный век, слайд №7Тема лекции: ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА   Вопросы, рассматриваемые на лекции:  1. Доисторическая эпоха. Каменный, бронзовый и железный век, слайд №8Тема лекции: ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА   Вопросы, рассматриваемые на лекции:  1. Доисторическая эпоха. Каменный, бронзовый и железный век, слайд №9Тема лекции: ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА   Вопросы, рассматриваемые на лекции:  1. Доисторическая эпоха. Каменный, бронзовый и железный век, слайд №10Тема лекции: ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА   Вопросы, рассматриваемые на лекции:  1. Доисторическая эпоха. Каменный, бронзовый и железный век, слайд №11Тема лекции: ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА   Вопросы, рассматриваемые на лекции:  1. Доисторическая эпоха. Каменный, бронзовый и железный век, слайд №12Тема лекции: ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА   Вопросы, рассматриваемые на лекции:  1. Доисторическая эпоха. Каменный, бронзовый и железный век, слайд №13Тема лекции: ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА   Вопросы, рассматриваемые на лекции:  1. Доисторическая эпоха. Каменный, бронзовый и железный век, слайд №14Тема лекции: ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА   Вопросы, рассматриваемые на лекции:  1. Доисторическая эпоха. Каменный, бронзовый и железный век, слайд №15Тема лекции: ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА   Вопросы, рассматриваемые на лекции:  1. Доисторическая эпоха. Каменный, бронзовый и железный век, слайд №16Тема лекции: ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА   Вопросы, рассматриваемые на лекции:  1. Доисторическая эпоха. Каменный, бронзовый и железный век, слайд №17Тема лекции: ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА   Вопросы, рассматриваемые на лекции:  1. Доисторическая эпоха. Каменный, бронзовый и железный век, слайд №18Тема лекции: ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА   Вопросы, рассматриваемые на лекции:  1. Доисторическая эпоха. Каменный, бронзовый и железный век, слайд №19Тема лекции: ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА   Вопросы, рассматриваемые на лекции:  1. Доисторическая эпоха. Каменный, бронзовый и железный век, слайд №20Тема лекции: ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА   Вопросы, рассматриваемые на лекции:  1. Доисторическая эпоха. Каменный, бронзовый и железный век, слайд №21

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Тема лекции: ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА Вопросы, рассматриваемые на лекции: 1. Доисторическая эпоха. Каменный, бронзовый и железный век. Презентация содержит 21 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Тема лекции:
ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА 
Вопросы, рассматриваемые на лекции:
1. Доисторическая эпоха. Каменный, бронзовый и железный века.
2. Неолитическая революция.
3. Виды первобытной культуры.
4. Синкретизм первобытной культуры.
5. Формы верований и ритуалы.
6. Виды и формы первобытного искусства.
7. Памятники первобытного искусства.
Описание слайда:
Тема лекции: ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА Вопросы, рассматриваемые на лекции: 1. Доисторическая эпоха. Каменный, бронзовый и железный века. 2. Неолитическая революция. 3. Виды первобытной культуры. 4. Синкретизм первобытной культуры. 5. Формы верований и ритуалы. 6. Виды и формы первобытного искусства. 7. Памятники первобытного искусства.

Слайд 2





Доисторическая эпоха – 
это периоды первобытности:
- палеолит;
- мезолит;
- неолит.
Периодизация первобытной культуры основана на археологических данных.
Основное занятие человека верхнего палеолита – охота, которая формировала особую психику людей, верование, общественное устройство, накладывала отпечаток на искусство.
Описание слайда:
Доисторическая эпоха – это периоды первобытности: - палеолит; - мезолит; - неолит. Периодизация первобытной культуры основана на археологических данных. Основное занятие человека верхнего палеолита – охота, которая формировала особую психику людей, верование, общественное устройство, накладывала отпечаток на искусство.

Слайд 3





Первобытные люди:
австралопитек, питекантроп, синантроп, неандерталец, кроманьонец.
Основное их занятие – собирательство, охота.
На рубеже среднего и верхнего палеолита заканчивается биологическая эволюция «ископаемых людей» и появляется «настоящий человек» – Homo sapiens.
Описание слайда:
Первобытные люди: австралопитек, питекантроп, синантроп, неандерталец, кроманьонец. Основное их занятие – собирательство, охота. На рубеже среднего и верхнего палеолита заканчивается биологическая эволюция «ископаемых людей» и появляется «настоящий человек» – Homo sapiens.

Слайд 4





Племенная община
В палеолите происходит замена в эволюционном биологическом развитии: со стихийного на социальное развитие – упорядоченное общественными нормами и запретами.
Описание слайда:
Племенная община В палеолите происходит замена в эволюционном биологическом развитии: со стихийного на социальное развитие – упорядоченное общественными нормами и запретами.

Слайд 5





Два основных центра мировой цивилизации:
афро-европейский и азиатский  формируются в верхнем палеолите.
Это первые очаги зарождения человеческой цивилизационной культуры.
В позднем палеолите у обитателей приледниковой Европы уже были выражены черты европеоидной расы, в южном средиземноморье – негроидной, а на востоке – монголоидной.
Описание слайда:
Два основных центра мировой цивилизации: афро-европейский и азиатский формируются в верхнем палеолите. Это первые очаги зарождения человеческой цивилизационной культуры. В позднем палеолите у обитателей приледниковой Европы уже были выражены черты европеоидной расы, в южном средиземноморье – негроидной, а на востоке – монголоидной.

Слайд 6





Неолитическая революция
 - это переход к оседлому образу жизни, к земледелию и скотоводству.
Начинается с VIII тыс. до н.э. и заканчивается примерно в IV тыс. до н.э.
Кардинально меняется мировоззрение первобытного человека.
Наличие социальной культуры и иерархии социума в период неолитической революции отражала родовая община, которую возглавлял старейшина.
Описание слайда:
Неолитическая революция - это переход к оседлому образу жизни, к земледелию и скотоводству. Начинается с VIII тыс. до н.э. и заканчивается примерно в IV тыс. до н.э. Кардинально меняется мировоззрение первобытного человека. Наличие социальной культуры и иерархии социума в период неолитической революции отражала родовая община, которую возглавлял старейшина.

Слайд 7





Бронзовый и железный века
После неолитической революции наступили эпоха бронзы (IV – II тыс. до н.э.) и эпоха железа (I тыс. до н.э.).
Это уже периоды существования высокоразвитых цивилизаций древности (архаики). Их не относят к первобытной культуре. Но архаические формы мировосприятия остаются вплоть до зарождения философии и основ будущих мировых религий     (сер. I тыс. до н.э.).
Описание слайда:
Бронзовый и железный века После неолитической революции наступили эпоха бронзы (IV – II тыс. до н.э.) и эпоха железа (I тыс. до н.э.). Это уже периоды существования высокоразвитых цивилизаций древности (архаики). Их не относят к первобытной культуре. Но архаические формы мировосприятия остаются вплоть до зарождения философии и основ будущих мировых религий (сер. I тыс. до н.э.).

Слайд 8





Виды первобытной культуры
Описание слайда:
Виды первобытной культуры

Слайд 9





СИНКРЕТИЗМ - (греч. synkretismos – соединение) – сочетание разнородных воззрений, их однородность, основная характеристика архаической культуры и мышления человека в древности. Этим термином в  античности обозначали смешанные религиозные воззрения. В XVI веке философы-синкретисты пытались соединить учения Платона и Аристотеля (идеи и действия).
Синкретичный характер архаичного сознания определен европейскими учеными XIX – XX вв. – философами, историками, археологами, антропологами, культурологами – на основе научных данных и в ходе наблюдений за жизнью племен, находящихся на первобытном уровне развития в новейшее историческое время.
Антропологической проблематикой архаических форм мировосприятия (миф, символ, магия, игра) занимались Э. Тайлор, Э. Кассирер, З. Фрейд, К. Юнг, Ф. Ницше, К. Леви-Стросс и др.
Описание слайда:
СИНКРЕТИЗМ - (греч. synkretismos – соединение) – сочетание разнородных воззрений, их однородность, основная характеристика архаической культуры и мышления человека в древности. Этим термином в античности обозначали смешанные религиозные воззрения. В XVI веке философы-синкретисты пытались соединить учения Платона и Аристотеля (идеи и действия). Синкретичный характер архаичного сознания определен европейскими учеными XIX – XX вв. – философами, историками, археологами, антропологами, культурологами – на основе научных данных и в ходе наблюдений за жизнью племен, находящихся на первобытном уровне развития в новейшее историческое время. Антропологической проблематикой архаических форм мировосприятия (миф, символ, магия, игра) занимались Э. Тайлор, Э. Кассирер, З. Фрейд, К. Юнг, Ф. Ницше, К. Леви-Стросс и др.

Слайд 10





Синкретизм первобытного сознания
в том, что человек не выделял и не отделял себя от природы и коллектива, всё вокруг воспринимал не иначе, как цельное и неделимое.
Ему было характерно абстрактное мышление, динамизм и схематизм в символическом восприятии окружающего мира.
Созидательницей всего была природа-женщина-хаос.
Соединенными воедино были пространство-время, прошлое-будущее, космос-хаос, 
сакральное-профанное.
Описание слайда:
Синкретизм первобытного сознания в том, что человек не выделял и не отделял себя от природы и коллектива, всё вокруг воспринимал не иначе, как цельное и неделимое. Ему было характерно абстрактное мышление, динамизм и схематизм в символическом восприятии окружающего мира. Созидательницей всего была природа-женщина-хаос. Соединенными воедино были пространство-время, прошлое-будущее, космос-хаос, сакральное-профанное.

Слайд 11





Понятия о космосе и хаосе
Хаос и космос – это лишь смысловые пределы, в чистом виде не существуют, это интуиции, которым нет определения. Реальность хаоса-космоса в их непрерывной взаимной обращенности и взаимопревращении. 
Первые представления о времени связаны с понятиями о ритме и о цикле. Ритм – это как движение маятника, у которого нет фиксированного состояния покоя. Подобно абстрактному маятнику время всегда движется либо справа налево, либо слева направо.
Движение в одну сторону – космизация хаоса, движение в другую – хаотизация космоса.
Описание слайда:
Понятия о космосе и хаосе Хаос и космос – это лишь смысловые пределы, в чистом виде не существуют, это интуиции, которым нет определения. Реальность хаоса-космоса в их непрерывной взаимной обращенности и взаимопревращении. Первые представления о времени связаны с понятиями о ритме и о цикле. Ритм – это как движение маятника, у которого нет фиксированного состояния покоя. Подобно абстрактному маятнику время всегда движется либо справа налево, либо слева направо. Движение в одну сторону – космизация хаоса, движение в другую – хаотизация космоса.

Слайд 12





Понятия о времени и пространстве
Циклическое представление о времени относится к поздней первобытности, к зарождению земледельческой культуры, когда стала очевидна связь между временами года.
Время движется по замкнутой кривой, вечно возвращается.
Движение оказывается иллюзией по отношению к настоящему. Но качественное состояние мира постоянно меняется, совершенствуется.
Норма, повторение (в культурологии «традиция») – это для архаического сознания «благо».
Описание слайда:
Понятия о времени и пространстве Циклическое представление о времени относится к поздней первобытности, к зарождению земледельческой культуры, когда стала очевидна связь между временами года. Время движется по замкнутой кривой, вечно возвращается. Движение оказывается иллюзией по отношению к настоящему. Но качественное состояние мира постоянно меняется, совершенствуется. Норма, повторение (в культурологии «традиция») – это для архаического сознания «благо».

Слайд 13





Понятия «сакральное» и «профанное»
Сакральное – священное, относящееся к обряду, ритуалу или же к религиозному культу.
Описание слайда:
Понятия «сакральное» и «профанное» Сакральное – священное, относящееся к обряду, ритуалу или же к религиозному культу.

Слайд 14





Формы верований первобытности и ритуалы
Фетишизм (франц. fétichisme) – наделение магической силой неодушевленных предметов и поклонение им. В первобытности это были амулеты, талисманы, магические камни с отверстиями внутри естественного происхождения.
Тотемизм (индейское totem – его род) – вера в таинственную связь между человеческим родом и животными, растениями, птицами, которые считались покровителями их рода.
Анимизм (лат. anima – душа) – одушевление сил природы, явлений, в целом окружающего мира (универсума). Сверхъестественной силой человек наделял природу.
Описание слайда:
Формы верований первобытности и ритуалы Фетишизм (франц. fétichisme) – наделение магической силой неодушевленных предметов и поклонение им. В первобытности это были амулеты, талисманы, магические камни с отверстиями внутри естественного происхождения. Тотемизм (индейское totem – его род) – вера в таинственную связь между человеческим родом и животными, растениями, птицами, которые считались покровителями их рода. Анимизм (лат. anima – душа) – одушевление сил природы, явлений, в целом окружающего мира (универсума). Сверхъестественной силой человек наделял природу.

Слайд 15





Духовная культура архаики
Верования в первобытной культуре – это прочная основа бытия. Они оставались неизменными, как традиционная культура сохранялись в обрядах, поверьях. Охраняли и защищали человека.  Сначала возник миф, затем миф создал богов. Каждый бог имел свое имя, функцию, характер. Для каждого существовал свой ритуал, молитвы. Боги носили зооморфный и антропозооморфный (животное + человек) характер.
Монотеизм (греч. monos – один, единый; theos – бог) – единобожие.
Политеизм (греч. poly – много; theos – бог) – многобожие.
Язычество – это теологический термин христианства, который обозначает всю систему верований различных народов до принятия ими христианства. Происхождение термина связано со словом «язык» в значении «народ».
Миф (греч. mythos – предание) – духовная форма архаической культуры, выраженная в сказаниях, преданиях. Это коллективная память народа, которая создает эмоционально-образную картину мира, статично отражает мировоззрение.
Описание слайда:
Духовная культура архаики Верования в первобытной культуре – это прочная основа бытия. Они оставались неизменными, как традиционная культура сохранялись в обрядах, поверьях. Охраняли и защищали человека. Сначала возник миф, затем миф создал богов. Каждый бог имел свое имя, функцию, характер. Для каждого существовал свой ритуал, молитвы. Боги носили зооморфный и антропозооморфный (животное + человек) характер. Монотеизм (греч. monos – один, единый; theos – бог) – единобожие. Политеизм (греч. poly – много; theos – бог) – многобожие. Язычество – это теологический термин христианства, который обозначает всю систему верований различных народов до принятия ими христианства. Происхождение термина связано со словом «язык» в значении «народ». Миф (греч. mythos – предание) – духовная форма архаической культуры, выраженная в сказаниях, преданиях. Это коллективная память народа, которая создает эмоционально-образную картину мира, статично отражает мировоззрение.

Слайд 16





Формы первобытного искусства:
Ритуальный танец;
Ритуальное действие;
Мифологическое творчество;
Наскальная живопись;
Мелкая пластика.
Описание слайда:
Формы первобытного искусства: Ритуальный танец; Ритуальное действие; Мифологическое творчество; Наскальная живопись; Мелкая пластика.

Слайд 17





Виды первобытного искусства
Орнамент – изображение устойчивых форм и понятий (вода – волнистая линия, небо – круг, земля – квадрат, крест – четыре стороны света).
Искусство добывания огня (Миф о Прометее) – домашний очаг, гончарное дело.
Строительство крепостей, гигантских статуй.
Музыка.
Описание слайда:
Виды первобытного искусства Орнамент – изображение устойчивых форм и понятий (вода – волнистая линия, небо – круг, земля – квадрат, крест – четыре стороны света). Искусство добывания огня (Миф о Прометее) – домашний очаг, гончарное дело. Строительство крепостей, гигантских статуй. Музыка.

Слайд 18





Памятники первобытного искусства:
Палеолитическое франко-кантабрийское искусство (Испания, Франция);
Неолитическое искусство центральной Европы, России, Монголии;
Левантийское искусство;
Арктическое искусство Европы;
Северо-африканское и сахарское искусство и др.
Описание слайда:
Памятники первобытного искусства: Палеолитическое франко-кантабрийское искусство (Испания, Франция); Неолитическое искусство центральной Европы, России, Монголии; Левантийское искусство; Арктическое искусство Европы; Северо-африканское и сахарское искусство и др.

Слайд 19





Пещерная живопись Ляско
Пещера находится во Франции близ Монтиньяка (Дордонь). Согласно старинной легенде, от замка Монтиньяк, под р.Везер к поместью Ляско проходил подземный ход, в котором были спрятаны сокровища. Эти сокровища искали четверо подростков. 12 сентября 1940 года они обнаружили небольшой вход в пещеру, действительно таившую в себе настоящий клад - великолепные наскальные росписи эпохи позднего палеолита.
Описание слайда:
Пещерная живопись Ляско Пещера находится во Франции близ Монтиньяка (Дордонь). Согласно старинной легенде, от замка Монтиньяк, под р.Везер к поместью Ляско проходил подземный ход, в котором были спрятаны сокровища. Эти сокровища искали четверо подростков. 12 сентября 1940 года они обнаружили небольшой вход в пещеру, действительно таившую в себе настоящий клад - великолепные наскальные росписи эпохи позднего палеолита.

Слайд 20





Контрольные вопросы
1. Какой период считается доисторической эпохой?
2. Назовите первые очаги зарождения человеческой цивилизационной культуры.
3. Когда была неолитическая революция?
4. В чем сущность неолитической революции?
5. Назовите виды первобытной культуры по роду основной деятельности?
6. Что такое синкретизм?
7. С чем связано возникновение представлений о времени у первобытных людей?
8. Что такое «профанное» и «сакральное»?
9. Назовите формы верований первобытности.
10. Что такое мантика?
11. Дайте определение мифа.
12. Какие формы первобытного искусства вы знаете?
13. Назовите самый древний вид искусства.
14. Какие памятники первобытного искусства вы знаете?
Описание слайда:
Контрольные вопросы 1. Какой период считается доисторической эпохой? 2. Назовите первые очаги зарождения человеческой цивилизационной культуры. 3. Когда была неолитическая революция? 4. В чем сущность неолитической революции? 5. Назовите виды первобытной культуры по роду основной деятельности? 6. Что такое синкретизм? 7. С чем связано возникновение представлений о времени у первобытных людей? 8. Что такое «профанное» и «сакральное»? 9. Назовите формы верований первобытности. 10. Что такое мантика? 11. Дайте определение мифа. 12. Какие формы первобытного искусства вы знаете? 13. Назовите самый древний вид искусства. 14. Какие памятники первобытного искусства вы знаете?

Слайд 21





ЛИТЕРАТУРА:
Борзова Е.П. История мировой культуры. – СПб., 2001.
Очерки теории и истории культуры. / Под ред. И.Ф. Кефели, И.А. Громова. – СПб., 1992.
Сороко С. Культурология. Учебно-методический комплекс. –Новополоцк. 2008.
Дополнительная:
Леви-Стросс, К. Первобытное мышление. – М., 1994.
Тайлор, Э. Первобытная культура. – М., 1987.
Описание слайда:
ЛИТЕРАТУРА: Борзова Е.П. История мировой культуры. – СПб., 2001. Очерки теории и истории культуры. / Под ред. И.Ф. Кефели, И.А. Громова. – СПб., 1992. Сороко С. Культурология. Учебно-методический комплекс. –Новополоцк. 2008. Дополнительная: Леви-Стросс, К. Первобытное мышление. – М., 1994. Тайлор, Э. Первобытная культура. – М., 1987.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию