🗊Презентация Типы лексических значений

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Типы лексических значений, слайд №1Типы лексических значений, слайд №2Типы лексических значений, слайд №3Типы лексических значений, слайд №4Типы лексических значений, слайд №5Типы лексических значений, слайд №6Типы лексических значений, слайд №7Типы лексических значений, слайд №8Типы лексических значений, слайд №9Типы лексических значений, слайд №10Типы лексических значений, слайд №11Типы лексических значений, слайд №12Типы лексических значений, слайд №13Типы лексических значений, слайд №14Типы лексических значений, слайд №15Типы лексических значений, слайд №16Типы лексических значений, слайд №17Типы лексических значений, слайд №18Типы лексических значений, слайд №19Типы лексических значений, слайд №20Типы лексических значений, слайд №21Типы лексических значений, слайд №22Типы лексических значений, слайд №23Типы лексических значений, слайд №24Типы лексических значений, слайд №25Типы лексических значений, слайд №26Типы лексических значений, слайд №27Типы лексических значений, слайд №28Типы лексических значений, слайд №29Типы лексических значений, слайд №30Типы лексических значений, слайд №31Типы лексических значений, слайд №32Типы лексических значений, слайд №33Типы лексических значений, слайд №34Типы лексических значений, слайд №35Типы лексических значений, слайд №36Типы лексических значений, слайд №37Типы лексических значений, слайд №38Типы лексических значений, слайд №39Типы лексических значений, слайд №40Типы лексических значений, слайд №41Типы лексических значений, слайд №42Типы лексических значений, слайд №43Типы лексических значений, слайд №44Типы лексических значений, слайд №45Типы лексических значений, слайд №46Типы лексических значений, слайд №47Типы лексических значений, слайд №48Типы лексических значений, слайд №49Типы лексических значений, слайд №50Типы лексических значений, слайд №51Типы лексических значений, слайд №52Типы лексических значений, слайд №53Типы лексических значений, слайд №54Типы лексических значений, слайд №55Типы лексических значений, слайд №56Типы лексических значений, слайд №57Типы лексических значений, слайд №58Типы лексических значений, слайд №59Типы лексических значений, слайд №60Типы лексических значений, слайд №61Типы лексических значений, слайд №62Типы лексических значений, слайд №63Типы лексических значений, слайд №64

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Типы лексических значений. Доклад-сообщение содержит 64 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





ТИПЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ
Описание слайда:
ТИПЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ

Слайд 2





В.В.Виноградов
«Мои наблюдения над способами объединения различных значений в словах приводят к выводу, что не все значения слов однородны или однотипны, что есть качественные различия в структуре разных видов ЛЗ»
Описание слайда:
В.В.Виноградов «Мои наблюдения над способами объединения различных значений в словах приводят к выводу, что не все значения слов однородны или однотипны, что есть качественные различия в структуре разных видов ЛЗ»

Слайд 3





В.В.Виноградов 
                        Типы ЛЗ:
Прямое номинативное 
Производно-номинативное  
Фразеологически  связанное 
 Конструктивно-обусловленное
Описание слайда:
В.В.Виноградов Типы ЛЗ: Прямое номинативное Производно-номинативное Фразеологически связанное Конструктивно-обусловленное

Слайд 4





Современная классификация типов ЛЗ
Описание слайда:
Современная классификация типов ЛЗ

Слайд 5





Значения терминологические
Значения терминологические
Диэреза
Ассимиляция
Гидролиз
Ангина
Аспирин
Описание слайда:
Значения терминологические Значения терминологические Диэреза Ассимиляция Гидролиз Ангина Аспирин

Слайд 6






Терминологическое  значение присуще словам, обозначающим научные понятия
Нетерминологическое  значение присуще словам, обозначающим бытовые понятия
Описание слайда:
Терминологическое значение присуще словам, обозначающим научные понятия Нетерминологическое значение присуще словам, обозначающим бытовые понятия

Слайд 7





Термины
Слова, обладающее  особыми формальными и семантическими признаками:
Ограниченная сфера  употребления ( в языке научной и технической литературы)
Образованы от корней греческого и латинского происхождения 
Иногда термины состоит из 2-З слов (н-р, медный купорос, сложное предложение и др.)
Описание слайда:
Термины Слова, обладающее особыми формальными и семантическими признаками: Ограниченная сфера употребления ( в языке научной и технической литературы) Образованы от корней греческого и латинского происхождения Иногда термины состоит из 2-З слов (н-р, медный купорос, сложное предложение и др.)

Слайд 8





Термины
Семантическая особенность - термины стремится воплотить в качестве своего значения логическое понятие
Не развивают новые ЛЗ
Не образуют синонимических рядов
Описание слайда:
Термины Семантическая особенность - термины стремится воплотить в качестве своего значения логическое понятие Не развивают новые ЛЗ Не образуют синонимических рядов

Слайд 9






Лаг – мор. Навигационный прибор для измерения скорости хода судна и пройденного расстояния.
Катаракта – мед. Помутнение хрусталика глаза, вызывающее ослабление и потерю зрения.
Описание слайда:
Лаг – мор. Навигационный прибор для измерения скорости хода судна и пройденного расстояния. Катаракта – мед. Помутнение хрусталика глаза, вызывающее ослабление и потерю зрения.

Слайд 10





Снег

  1.  Атмосферные осадки в виде белых хлопьев. 
  2. Седина. 
  З.  (Спец. в телевидении) Особый вид изображения.
Описание слайда:
Снег 1. Атмосферные осадки в виде белых хлопьев. 2. Седина. З. (Спец. в телевидении) Особый вид изображения.

Слайд 11





Квадрат
 1.  Равносторонний прямоугольник. 
 2.  Произведение от умножения числа на самого себя (матем.). 
 З.  Показатель степени равный двум. Возвести в квадрат (матем.).
Описание слайда:
Квадрат 1. Равносторонний прямоугольник. 2. Произведение от умножения числа на самого себя (матем.). З. Показатель степени равный двум. Возвести в квадрат (матем.).

Слайд 12





Производящие значения
Производящие значения
Описание слайда:
Производящие значения Производящие значения

Слайд 13





1. Тропическое растение, из семян которого готовят особый напиток. Кофейное дерево.
1. Тропическое растение, из семян которого готовят особый напиток. Кофейное дерево.
2. Семена (зёрна) этого растения. Молоть кофе.
3. Напиток. Пить кофе.
4. Питье такого напитка. Читать за кофе.
Описание слайда:
1. Тропическое растение, из семян которого готовят особый напиток. Кофейное дерево. 1. Тропическое растение, из семян которого готовят особый напиток. Кофейное дерево. 2. Семена (зёрна) этого растения. Молоть кофе. 3. Напиток. Пить кофе. 4. Питье такого напитка. Читать за кофе.

Слайд 14





1. Растение
1. Растение
2. Семена (зёрна) растения
3. Напиток
4. Питье такого напитка
Описание слайда:
1. Растение 1. Растение 2. Семена (зёрна) растения 3. Напиток 4. Питье такого напитка

Слайд 15






1. Расколоть, разломать на куски. Разбить стекло. 
2. Разделить на части. Разделить поле на участки. 
3. Победить, нанести поражение. Разбить врага. 
4. Расстроить, разрушить. Разбить надежды, мечты. 
5. Привести в негодность длительным употреблением. Разбить сапоги. 



1. Расколоть, разломать на куски. Разбить стекло. 
2. Разделить на части. Разделить поле на участки. 
3. Победить, нанести поражение. Разбить врага. 
4. Расстроить, разрушить. Разбить надежды, мечты. 
5. Привести в негодность длительным употреблением. Разбить сапоги.
Описание слайда:
1. Расколоть, разломать на куски. Разбить стекло. 2. Разделить на части. Разделить поле на участки. 3. Победить, нанести поражение. Разбить врага. 4. Расстроить, разрушить. Разбить надежды, мечты. 5. Привести в негодность длительным употреблением. Разбить сапоги. 1. Расколоть, разломать на куски. Разбить стекло. 2. Разделить на части. Разделить поле на участки. 3. Победить, нанести поражение. Разбить врага. 4. Расстроить, разрушить. Разбить надежды, мечты. 5. Привести в негодность длительным употреблением. Разбить сапоги.

Слайд 16





Первое значение отражает три наиболее существенных признака действия «разбить»:
Первое значение отражает три наиболее существенных признака действия «разбить»:
 способ действия (путем удара)
цель действия (дробление предмета)
 связанное с этим уничтожение
Описание слайда:
Первое значение отражает три наиболее существенных признака действия «разбить»: Первое значение отражает три наиболее существенных признака действия «разбить»: способ действия (путем удара) цель действия (дробление предмета) связанное с этим уничтожение

Слайд 17


Типы лексических значений, слайд №17
Описание слайда:

Слайд 18





Семантическая
Семантическая
Кофе 1. Растение
Кофе 2. Семена (зёрна) растения
Кофе 3. Напиток
Кофе 4. Питье такого напитка
Описание слайда:
Семантическая Семантическая Кофе 1. Растение Кофе 2. Семена (зёрна) растения Кофе 3. Напиток Кофе 4. Питье такого напитка

Слайд 19





 Прил. к золото. Золотой слиток.
 Прил. к золото. Золотой слиток.
Сделанный из золота. Золотые часы.
Блестяще-желтый, цвета золота. Золотые кудри.
перен. Замечательный по своим достоинствам, очень хороший. Сердце у него золотое.
Описание слайда:
Прил. к золото. Золотой слиток. Прил. к золото. Золотой слиток. Сделанный из золота. Золотые часы. Блестяще-желтый, цвета золота. Золотые кудри. перен. Замечательный по своим достоинствам, очень хороший. Сердце у него золотое.

Слайд 20





5. перен. Счастливый, благоприятный. Золотые дни.
5. перен. Счастливый, благоприятный. Золотые дни.
6. перен. (в обращении). Дорогой, любимый.
Описание слайда:
5. перен. Счастливый, благоприятный. Золотые дни. 5. перен. Счастливый, благоприятный. Золотые дни. 6. перен. (в обращении). Дорогой, любимый.

Слайд 21





Мы учитываем взаимоотношение предметов , отражаемых в разных значениях многозначного слова. 
Мы учитываем взаимоотношение предметов , отражаемых в разных значениях многозначного слова. 
Мы учитываем близость толкования двух значений: производного и производящего.
Описание слайда:
Мы учитываем взаимоотношение предметов , отражаемых в разных значениях многозначного слова. Мы учитываем взаимоотношение предметов , отражаемых в разных значениях многозначного слова. Мы учитываем близость толкования двух значений: производного и производящего.

Слайд 22





Мы принимаем во внимание общие семантические законы языка, отражающие законы предметного мира: чаще развитие значения идет в направлении от конкретного к абстрактному  
Мы принимаем во внимание общие семантические законы языка, отражающие законы предметного мира: чаще развитие значения идет в направлении от конкретного к абстрактному
Описание слайда:
Мы принимаем во внимание общие семантические законы языка, отражающие законы предметного мира: чаще развитие значения идет в направлении от конкретного к абстрактному Мы принимаем во внимание общие семантические законы языка, отражающие законы предметного мира: чаще развитие значения идет в направлении от конкретного к абстрактному

Слайд 23





Клубок
Клубок
1. Шарик из смотанных ниток.
2. перен. Запутанное сцепление множества чего-либо. Клубок противоречий.
Описание слайда:
Клубок Клубок 1. Шарик из смотанных ниток. 2. перен. Запутанное сцепление множества чего-либо. Клубок противоречий.

Слайд 24





Производящее
Производящее
Описание слайда:
Производящее Производящее

Слайд 25





Первичное
Первичное
Описание слайда:
Первичное Первичное

Слайд 26





Жажда
Жажда
Желание, потребность пить.
перен. Сильно, страстно желать чего-либо. Жажда знаний.
Описание слайда:
Жажда Жажда Желание, потребность пить. перен. Сильно, страстно желать чего-либо. Жажда знаний.

Слайд 27





 Главное
 Главное
     значение
Описание слайда:
Главное Главное значение

Слайд 28





Чистить
Чистить
Сыпать
Дуть
Описание слайда:
Чистить Чистить Сыпать Дуть

Слайд 29





Главное значение
 наиболее частотно в речи
 первым всплывает в памяти говорящего
 наиболее общо по своему содержанию
Описание слайда:
Главное значение наиболее частотно в речи первым всплывает в памяти говорящего наиболее общо по своему содержанию

Слайд 30





Главное значение
Наиболее обусловлено парадигматически и наименее синтагматически. 

Главное значение слова в наименьшей степени зависит от контекста (от окружения) (Д.Н.Шмелев)
Описание слайда:
Главное значение Наиболее обусловлено парадигматически и наименее синтагматически. Главное значение слова в наименьшей степени зависит от контекста (от окружения) (Д.Н.Шмелев)

Слайд 31





1. прозрачная бесцветная жидкость 
1. прозрачная бесцветная жидкость 
2. напиток. 
3. водная поверхность. 
4. водное пространство. 
5. поток, струи. 
6. минеральная вода (источники). 
7. о чем-либо бессодержательном.
Описание слайда:
1. прозрачная бесцветная жидкость 1. прозрачная бесцветная жидкость 2. напиток. 3. водная поверхность. 4. водное пространство. 5. поток, струи. 6. минеральная вода (источники). 7. о чем-либо бессодержательном.

Слайд 32






обладает широкой сочетаемостью: чистая, прозрачная, мутная; носить, переливать, проливать; стакан, глоток, запас, течение, цвет и т.п. 
отчетливо противопоставляется парадигматически: вода — земля, суша, лед, пар, небо.
Описание слайда:
обладает широкой сочетаемостью: чистая, прозрачная, мутная; носить, переливать, проливать; стакан, глоток, запас, течение, цвет и т.п. отчетливо противопоставляется парадигматически: вода — земля, суша, лед, пар, небо.

Слайд 33





лишен четкой парадигматической противопоставленности, зато «жестко» связан в тексте с определенным кругом слов: доклад, статья, выступление. 


лишен четкой парадигматической противопоставленности, зато «жестко» связан в тексте с определенным кругом слов: доклад, статья, выступление.
Описание слайда:
лишен четкой парадигматической противопоставленности, зато «жестко» связан в тексте с определенным кругом слов: доклад, статья, выступление. лишен четкой парадигматической противопоставленности, зато «жестко» связан в тексте с определенным кругом слов: доклад, статья, выступление.

Слайд 34





Прямое ЛЗ 
Прямое ЛЗ
Описание слайда:
Прямое ЛЗ Прямое ЛЗ

Слайд 35





Слово, обладающее прямым значением,  прямо указывает на предмет, то есть непосредственно соотнесено с понятием или конкретным его признаком. 


Слово, обладающее прямым значением,  прямо указывает на предмет, то есть непосредственно соотнесено с понятием или конкретным его признаком.
Описание слайда:
Слово, обладающее прямым значением, прямо указывает на предмет, то есть непосредственно соотнесено с понятием или конкретным его признаком. Слово, обладающее прямым значением, прямо указывает на предмет, то есть непосредственно соотнесено с понятием или конкретным его признаком.

Слайд 36





Переносное значение отражает предметы не прямо, а через призму других предметов, в чем-то с ним сопоставимых. 
Переносное значение отражает предметы не прямо, а через призму других предметов, в чем-то с ним сопоставимых.
Описание слайда:
Переносное значение отражает предметы не прямо, а через призму других предметов, в чем-то с ним сопоставимых. Переносное значение отражает предметы не прямо, а через призму других предметов, в чем-то с ним сопоставимых.

Слайд 37





Переносное значение имеет любое слово, возникшее в результате переноса наименования: ножка стула, нос корабля, крылья самолета
и др. 

Переносное значение имеет любое слово, возникшее в результате переноса наименования: ножка стула, нос корабля, крылья самолета
и др.
Описание слайда:
Переносное значение имеет любое слово, возникшее в результате переноса наименования: ножка стула, нос корабля, крылья самолета и др. Переносное значение имеет любое слово, возникшее в результате переноса наименования: ножка стула, нос корабля, крылья самолета и др.

Слайд 38





являются только те ЛЗ,  которые сохраняют живую образность.  Лопоухий 1.  с большими ушами. 2.  перен.: глупый, несообразительный, нерасторопный. Вот, лопоухие. Дали себя заманить в эту ловушку. 
являются только те ЛЗ,  которые сохраняют живую образность.  Лопоухий 1.  с большими ушами. 2.  перен.: глупый, несообразительный, нерасторопный. Вот, лопоухие. Дали себя заманить в эту ловушку.
Описание слайда:
являются только те ЛЗ, которые сохраняют живую образность. Лопоухий 1. с большими ушами. 2. перен.: глупый, несообразительный, нерасторопный. Вот, лопоухие. Дали себя заманить в эту ловушку. являются только те ЛЗ, которые сохраняют живую образность. Лопоухий 1. с большими ушами. 2. перен.: глупый, несообразительный, нерасторопный. Вот, лопоухие. Дали себя заманить в эту ловушку.

Слайд 39





Манёвр
Манёвр
1. воен. Передвижение и группировка войск или флота.
2. перен. Ловкий прием, уловка.
Описание слайда:
Манёвр Манёвр 1. воен. Передвижение и группировка войск или флота. 2. перен. Ловкий прием, уловка.

Слайд 40






«Переносным» значениям со стертой образностью В.В. Виноградов  дал название  — номинативно-производные ЛЗ.
Описание слайда:
«Переносным» значениям со стертой образностью В.В. Виноградов дал название — номинативно-производные ЛЗ.

Слайд 41





Модель
1. Образцовый экземпляр какого-либо изделия. Модели женского платья.
2. Образец, с которого снимается форма для отливки в другом материале. 
3. Тип, марка, образец конструкции. Новая модель автомобиля.
4. Спец. Вспомогательный объект, заменяющий изучаемый объект. Модель атома.
Описание слайда:
Модель 1. Образцовый экземпляр какого-либо изделия. Модели женского платья. 2. Образец, с которого снимается форма для отливки в другом материале. 3. Тип, марка, образец конструкции. Новая модель автомобиля. 4. Спец. Вспомогательный объект, заменяющий изучаемый объект. Модель атома.

Слайд 42





Копировать
1. Снимать копию. Копировать картину.
2. перен. Подражать кому-л., чему-л.
3. спец. Воспроизводить что-л. (при помощи специальных устройств).
Описание слайда:
Копировать 1. Снимать копию. Копировать картину. 2. перен. Подражать кому-л., чему-л. 3. спец. Воспроизводить что-л. (при помощи специальных устройств).

Слайд 43





По возможности лексической сочетаемости
Свободные  ЛЗ
Описание слайда:
По возможности лексической сочетаемости Свободные ЛЗ

Слайд 44





Свободные ЛЗ
Хотя сочетаемость слов со свободным значением достаточно широкая (голова, стол, сказка, спор, удача и др.),   «свобода» лексической сочетаемости — понятие относительное, ибо она ограничена не только предметно-логическими отношениями, но и собственно языковыми. Ср.: *весёлая рука и каряя сумка.
Описание слайда:
Свободные ЛЗ Хотя сочетаемость слов со свободным значением достаточно широкая (голова, стол, сказка, спор, удача и др.), «свобода» лексической сочетаемости — понятие относительное, ибо она ограничена не только предметно-логическими отношениями, но и собственно языковыми. Ср.: *весёлая рука и каряя сумка.

Слайд 45





Связанные/ несвободные значения 
фразеологически связанные
 синтаксически связанные
конструктивно связанные
Описание слайда:
Связанные/ несвободные значения фразеологически связанные синтаксически связанные конструктивно связанные

Слайд 46





Фразеологически связанные ЛЗ
Фразеологически связанное значение реализуется только в условиях определенных сочетаний данного слова с узким кругом других лексических единиц (часто в так называемых фразеологических сочетаниях).
Описание слайда:
Фразеологически связанные ЛЗ Фразеологически связанное значение реализуется только в условиях определенных сочетаний данного слова с узким кругом других лексических единиц (часто в так называемых фразеологических сочетаниях).

Слайд 47





Фразеологически связанные ЛЗ
Закадычный друг
 Заклятый враг
 Круглый отличник/дурак
 Безысходный — тоска, горе, скорбь
Брать — «охватывать» -  радость берет
Описание слайда:
Фразеологически связанные ЛЗ Закадычный друг Заклятый враг Круглый отличник/дурак Безысходный — тоска, горе, скорбь Брать — «охватывать» - радость берет

Слайд 48





«Многие слова в РЯ вообще не имеют прямых номинативных значений, (кромешный, карий, закадычный). Они существуют лишь в составе немногочисленных фразеологических сочетаний: потупить взгляд, взор; ходячее выражение, энциклопедия. 


«Многие слова в РЯ вообще не имеют прямых номинативных значений, (кромешный, карий, закадычный). Они существуют лишь в составе немногочисленных фразеологических сочетаний: потупить взгляд, взор; ходячее выражение, энциклопедия.
Описание слайда:
«Многие слова в РЯ вообще не имеют прямых номинативных значений, (кромешный, карий, закадычный). Они существуют лишь в составе немногочисленных фразеологических сочетаний: потупить взгляд, взор; ходячее выражение, энциклопедия. «Многие слова в РЯ вообще не имеют прямых номинативных значений, (кромешный, карий, закадычный). Они существуют лишь в составе немногочисленных фразеологических сочетаний: потупить взгляд, взор; ходячее выражение, энциклопедия.

Слайд 49





В.В.Виноградов
фразеологически связанные значения «настолько слиты со спецификой данного конкретного языка, что общечеловеческое, логическое содержание … обрастает в них со всех сторон ... смысловыми оттенками национального творчества данного народа».
Описание слайда:
В.В.Виноградов фразеологически связанные значения «настолько слиты со спецификой данного конкретного языка, что общечеловеческое, логическое содержание … обрастает в них со всех сторон ... смысловыми оттенками национального творчества данного народа».

Слайд 50





Черный + неблагодарность, измена = «особенно подлый, преступный». 
*черная подлость (предательство) 

Черный + неблагодарность, измена = «особенно подлый, преступный». 
*черная подлость (предательство) 

Черный день — «безотрадный, тяжелый, без средств к существованию». 
*Черный час, минута.
Описание слайда:
Черный + неблагодарность, измена = «особенно подлый, преступный». *черная подлость (предательство) Черный + неблагодарность, измена = «особенно подлый, преступный». *черная подлость (предательство) Черный день — «безотрадный, тяжелый, без средств к существованию». *Черный час, минута.

Слайд 51





Черная работа — «тяжелый, неквалифицированный труд» 
* Черный труд 


Черная работа — «тяжелый, неквалифицированный труд» 
* Черный труд
Описание слайда:
Черная работа — «тяжелый, неквалифицированный труд» * Черный труд Черная работа — «тяжелый, неквалифицированный труд» * Черный труд

Слайд 52





   1. Расколоть, разрушить, сломать. 
2. Устроить, расположить (сквер, сад, лагерь, палатку) – фразеологически связанное значение.


   1. Расколоть, разрушить, сломать. 
2. Устроить, расположить (сквер, сад, лагерь, палатку) – фразеологически связанное значение.
Описание слайда:
1. Расколоть, разрушить, сломать. 2. Устроить, расположить (сквер, сад, лагерь, палатку) – фразеологически связанное значение. 1. Расколоть, разрушить, сломать. 2. Устроить, расположить (сквер, сад, лагерь, палатку) – фразеологически связанное значение.

Слайд 53





Синтаксически связанным («синтаксически обусловленным» В.В.Виноградов) называется такое значение, которое проявляет у слов при выполнении ими не свойственной,  необычной для них функции в предложении.
Синтаксически связанным («синтаксически обусловленным» В.В.Виноградов) называется такое значение, которое проявляет у слов при выполнении ими не свойственной,  необычной для них функции в предложении.
Описание слайда:
Синтаксически связанным («синтаксически обусловленным» В.В.Виноградов) называется такое значение, которое проявляет у слов при выполнении ими не свойственной, необычной для них функции в предложении. Синтаксически связанным («синтаксически обусловленным» В.В.Виноградов) называется такое значение, которое проявляет у слов при выполнении ими не свойственной, необычной для них функции в предложении.

Слайд 54





Ворона!— перебил он вдруг себя.— Пропустил почтовый ящик (А. Куприн) 
Ворона!— перебил он вдруг себя.— Пропустил почтовый ящик (А. Куприн) 
Опять на ногу наступил. Медведь!
 Пирожки блеск!
-  Эй, шляпа, чего стоишь? Работать надо.
Описание слайда:
Ворона!— перебил он вдруг себя.— Пропустил почтовый ящик (А. Куприн) Ворона!— перебил он вдруг себя.— Пропустил почтовый ящик (А. Куприн) Опять на ногу наступил. Медведь! Пирожки блеск! - Эй, шляпа, чего стоишь? Работать надо.

Слайд 55





 
Конструктивно обусловленные значения требуют для своего раскрытия определенных грамматических конструкций, благодаря которым такие значения отличаются от других. 


 
Конструктивно обусловленные значения требуют для своего раскрытия определенных грамматических конструкций, благодаря которым такие значения отличаются от других.
Описание слайда:
Конструктивно обусловленные значения требуют для своего раскрытия определенных грамматических конструкций, благодаря которым такие значения отличаются от других. Конструктивно обусловленные значения требуют для своего раскрытия определенных грамматических конструкций, благодаря которым такие значения отличаются от других.

Слайд 56





Втянуться «вобраться внутрь, впасть»
Втянуться «вобраться внутрь, впасть»
Описание слайда:
Втянуться «вобраться внутрь, впасть» Втянуться «вобраться внутрь, впасть»

Слайд 57





Свободное ЛЗ
Свободное ЛЗ
Играть 1. Забавляться, развлекаться
Описание слайда:
Свободное ЛЗ Свободное ЛЗ Играть 1. Забавляться, развлекаться

Слайд 58





«Конструктивно обусловленное значение характеризуется предметно смысловой неполнотой его раскрытия в формах самого слова: полностью оно реализуется лишь в свойственной ему синтаксической конструкции— в сочетаемости с  другими словами, количество и состав которых могут быть ничем не ограничены». 

«Конструктивно обусловленное значение характеризуется предметно смысловой неполнотой его раскрытия в формах самого слова: полностью оно реализуется лишь в свойственной ему синтаксической конструкции— в сочетаемости с  другими словами, количество и состав которых могут быть ничем не ограничены».
Описание слайда:
«Конструктивно обусловленное значение характеризуется предметно смысловой неполнотой его раскрытия в формах самого слова: полностью оно реализуется лишь в свойственной ему синтаксической конструкции— в сочетаемости с другими словами, количество и состав которых могут быть ничем не ограничены». «Конструктивно обусловленное значение характеризуется предметно смысловой неполнотой его раскрытия в формах самого слова: полностью оно реализуется лишь в свойственной ему синтаксической конструкции— в сочетаемости с другими словами, количество и состав которых могут быть ничем не ограничены».

Слайд 59





   может быть: 
1. прямое номинативное значение. Верх мастерства, блаженства. 
2. производное, переносное значение. Волна восторга, протеста. 
З. фразеологически связанное значение. Буря восторгов, рукоплесканий, аплодисментов. 


   может быть: 
1. прямое номинативное значение. Верх мастерства, блаженства. 
2. производное, переносное значение. Волна восторга, протеста. 
З. фразеологически связанное значение. Буря восторгов, рукоплесканий, аплодисментов.
Описание слайда:
может быть: 1. прямое номинативное значение. Верх мастерства, блаженства. 2. производное, переносное значение. Волна восторга, протеста. З. фразеологически связанное значение. Буря восторгов, рукоплесканий, аплодисментов. может быть: 1. прямое номинативное значение. Верх мастерства, блаженства. 2. производное, переносное значение. Волна восторга, протеста. З. фразеологически связанное значение. Буря восторгов, рукоплесканий, аплодисментов.

Слайд 60





   1. Водяной вал, образуемый колебательными движениями воды.  Волна набегает, бьет, сильная. 
2. Физ. Форма распространение колебаний в упругой среде. Звуковая волна. 
З. Перен. Кого-чего. Масса, поток кого-либо, чего-либо. Волна восторга, протеста, недовольства. 


   1. Водяной вал, образуемый колебательными движениями воды.  Волна набегает, бьет, сильная. 
2. Физ. Форма распространение колебаний в упругой среде. Звуковая волна. 
З. Перен. Кого-чего. Масса, поток кого-либо, чего-либо. Волна восторга, протеста, недовольства.
Описание слайда:
1. Водяной вал, образуемый колебательными движениями воды. Волна набегает, бьет, сильная. 2. Физ. Форма распространение колебаний в упругой среде. Звуковая волна. З. Перен. Кого-чего. Масса, поток кого-либо, чего-либо. Волна восторга, протеста, недовольства. 1. Водяной вал, образуемый колебательными движениями воды. Волна набегает, бьет, сильная. 2. Физ. Форма распространение колебаний в упругой среде. Звуковая волна. З. Перен. Кого-чего. Масса, поток кого-либо, чего-либо. Волна восторга, протеста, недовольства.

Слайд 61





 Номинативные 
ЛЗ
 Номинативные 
ЛЗ
бессмысленность
двигаться
 еда 
конь
 путешествие
Описание слайда:
Номинативные ЛЗ Номинативные ЛЗ бессмысленность двигаться еда конь путешествие

Слайд 62





   ЛЗ: «быть охваченным каким-либо чувством» 
1. Нетерминологическое.
   ЛЗ: «быть охваченным каким-либо чувством» 
1. Нетерминологическое.
2. Производное, так как семантически мотивировано значениями «клокотать, пениться», периферийные  семы «выходить за рамки» производящего значения послужили базой для развития производного значения.
Описание слайда:
ЛЗ: «быть охваченным каким-либо чувством» 1. Нетерминологическое. ЛЗ: «быть охваченным каким-либо чувством» 1. Нетерминологическое. 2. Производное, так как семантически мотивировано значениями «клокотать, пениться», периферийные семы «выходить за рамки» производящего значения послужили базой для развития производного значения.

Слайд 63





Характеристика типов ЛЗ
З. Второстепенное, так как менее частотно в речи; наиболее обусловлено синтагматически, контекстом; при употреблении слова вне контекста не «всплывает» первым в памяти говорящего. 
4. Переносное, т.к. отражает действие не прямо, а через призму другого действия.  Метафора, ассоциативная, образная.
Описание слайда:
Характеристика типов ЛЗ З. Второстепенное, так как менее частотно в речи; наиболее обусловлено синтагматически, контекстом; при употреблении слова вне контекста не «всплывает» первым в памяти говорящего. 4. Переносное, т.к. отражает действие не прямо, а через призму другого действия. Метафора, ассоциативная, образная.

Слайд 64





Характеристика типов ЛЗ
Экспрессивно-синонимическое, так как служит не для номинации действия, а  для его характеристики. Ср.: возмущаться. 
6. Конструктивно связанное.
Описание слайда:
Характеристика типов ЛЗ Экспрессивно-синонимическое, так как служит не для номинации действия, а для его характеристики. Ср.: возмущаться. 6. Конструктивно связанное.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию