Описание слайда:
Родился в семье военного поселенца. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художников (конец 1863) у Р.К.Жуковского и И.Н.Крамского и в Петербургской Академий Художеств (1864—71; в 1873—76 пенсионер (стипендиат) в Италии и Франции). Член Товарищества передвижных художеств, выставок. Действительный член Петербургской Академий Художеств (1893) .
В годы учёбы Репин сблизился с оказавшими на него большое влияние И.Н. Крамским и другими членами Артели художников, а также с В.В.Стасовым; познакомившись с эстетикой революционных демократов, он стал убеждённым её приверженцем. В 1860-е гг. Одарённость, наблюдательность и страстный темперамент художника, умение использовать позу, жест модели для её образной характеристики отчётливо проявились уже в его ранних портретах (портреты Р.Д.Хлобощина, 1868, и В.А.Шевцовой, 1869,— оба в Русском музее). В эти годы Репин И.Е. создал большой групповой портрет «Славянские композиторы» (1871—72, Московская консерватория), в который, добиваясь естественности группировки действующих лиц, ввёл жанровые элементы.
С начала 70-x гг. Репин выступает как художник-демократ; он отстаивает принципы народности художеств, творчества, борется против далёкого от жизни академического искусства. После поездок на Волгу, где Репин И.Е. наблюдал жизнь бурлаков, и длительной работы над этюдами он пришёл к её глубокому и яркому истолкованию в картине «Бурлаки на Волге» (1870—73, Русский музей) .
В годы пребывания в Италии и Франции Репин И.Е. ознакомился с искусством Западной Европы. Во Франции Репин написал картину «Садко в подводном царстве», воплотив в ней свои думы о родине.
В 1880-х гг. Репин много работал над темой революционного движения. Сочувствуя революционерам, видя в них героев борьбы за народное счастье, Репин создал целую галерею положительных образов, ярко и правдиво отразив и силу, и слабость разночинского революционно-демократического движения (Отказ от исповеди», 1879—85, «Арест пропагандиста», 1880—92, «Не ждали», 1884—88, Третьяковская галерея).
В 1870—80-е гг. он создаёт и лучшие портреты. В 1880—1900-е годы Репин много работает над иллюстрациями.
Репин И.Е. был также выдающимся художником в области исторической живописи. Его интерес к прошлому определялся вопросами, поднимавшимися современностью. Репина привлекали сильные натуры, судьбы которых связаны со значительными, историческими сдвигами, привлекали психологические и драматические задачи («Царевна Софья» (1879) Третьяковская галерея). Картина - «Иван Грозный и сын его Иван» (1885, Третьяковская галерея), поражающая силой переданных в ней страстей и экспрессией их выражения, прозвучала как обличение деспотизма.
Лучшие произведения 1890—1900-х годов — это графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным творческим, артистическим началом (портрет Э.Дузе, уголь, 1891, Третьяковская галерея), а также впечатляющие остротой социальных характеристик и живописным лаконизмом портреты-этюды к монументальному, групповому портрету «Торжественное заседание Государственного Совета» (выполнен совместно с художником Б.М.Кустодиевым и И.С.Куликовым, 1901—03, Русский музей).