🗊Три «Памятника» Тема поэта и поэзии в русской литературе

Категория: Литература
Нажмите для полного просмотра!
Три «Памятника»  Тема поэта и поэзии в русской литературе, слайд №1Три «Памятника»  Тема поэта и поэзии в русской литературе, слайд №2Три «Памятника»  Тема поэта и поэзии в русской литературе, слайд №3Три «Памятника»  Тема поэта и поэзии в русской литературе, слайд №4Три «Памятника»  Тема поэта и поэзии в русской литературе, слайд №5Три «Памятника»  Тема поэта и поэзии в русской литературе, слайд №6Три «Памятника»  Тема поэта и поэзии в русской литературе, слайд №7Три «Памятника»  Тема поэта и поэзии в русской литературе, слайд №8Три «Памятника»  Тема поэта и поэзии в русской литературе, слайд №9Три «Памятника»  Тема поэта и поэзии в русской литературе, слайд №10Три «Памятника»  Тема поэта и поэзии в русской литературе, слайд №11Три «Памятника»  Тема поэта и поэзии в русской литературе, слайд №12Три «Памятника»  Тема поэта и поэзии в русской литературе, слайд №13Три «Памятника»  Тема поэта и поэзии в русской литературе, слайд №14Три «Памятника»  Тема поэта и поэзии в русской литературе, слайд №15Три «Памятника»  Тема поэта и поэзии в русской литературе, слайд №16Три «Памятника»  Тема поэта и поэзии в русской литературе, слайд №17Три «Памятника»  Тема поэта и поэзии в русской литературе, слайд №18Три «Памятника»  Тема поэта и поэзии в русской литературе, слайд №19Три «Памятника»  Тема поэта и поэзии в русской литературе, слайд №20Три «Памятника»  Тема поэта и поэзии в русской литературе, слайд №21Три «Памятника»  Тема поэта и поэзии в русской литературе, слайд №22Три «Памятника»  Тема поэта и поэзии в русской литературе, слайд №23

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Три «Памятника» Тема поэта и поэзии в русской литературе. Презентация содержит 23 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Три «Памятника»
Тема поэта и поэзии в русской литературе
Описание слайда:
Три «Памятника» Тема поэта и поэзии в русской литературе

Слайд 2






Тема «назначение поэта и поэзии» – одна из ведущих в мировой литературе. 
Сегодня мы обратимся к переводам оды Горация – древнеримского поэта – «К Мельпомене», известного как «Памятник». В русской литературе известно 9 переводов 30–й оды Горация.
В зависимости от того, какую цель преследовали поэты, тексты можно разделить на две группы: переводы и подражания. Переводы, в свою очередь, также делятся на две группы: выполненные с академической целью и выполненные с художественной целью. 
Академическим переводом называют передачу на другом языке содержания оригинала с максимальным содержанием его формы. 
Художественным переводом называют передачу на другом языке содержания оригинала в форме, наиболее соответствующей эстетическим представлениям переводчика.
Подражаниями же называют текст, сохраняющий поэтическую идею оригинала, но передающий личное мировоззрение создателя подражания.
Прочно бытует мнение, что переводчик прозы является рабом переводимого автора, а переводчик стихов – его соперником. Действительно, стихотворные переводы порой превосходят оригиналы по своей художественной значимости и мастерству.
Описание слайда:
Тема «назначение поэта и поэзии» – одна из ведущих в мировой литературе. Сегодня мы обратимся к переводам оды Горация – древнеримского поэта – «К Мельпомене», известного как «Памятник». В русской литературе известно 9 переводов 30–й оды Горация. В зависимости от того, какую цель преследовали поэты, тексты можно разделить на две группы: переводы и подражания. Переводы, в свою очередь, также делятся на две группы: выполненные с академической целью и выполненные с художественной целью. Академическим переводом называют передачу на другом языке содержания оригинала с максимальным содержанием его формы. Художественным переводом называют передачу на другом языке содержания оригинала в форме, наиболее соответствующей эстетическим представлениям переводчика. Подражаниями же называют текст, сохраняющий поэтическую идею оригинала, но передающий личное мировоззрение создателя подражания. Прочно бытует мнение, что переводчик прозы является рабом переводимого автора, а переводчик стихов – его соперником. Действительно, стихотворные переводы порой превосходят оригиналы по своей художественной значимости и мастерству.

Слайд 3





Ода — стихотворение, выражающее восторженные чувства, которые возбуждает в поэте какой-то великий человек или событие.
Ода — стихотворение, выражающее восторженные чувства, которые возбуждает в поэте какой-то великий человек или событие.
Описание слайда:
Ода — стихотворение, выражающее восторженные чувства, которые возбуждает в поэте какой-то великий человек или событие. Ода — стихотворение, выражающее восторженные чувства, которые возбуждает в поэте какой-то великий человек или событие.

Слайд 4





Гораций
Гораций – выдающийся поэт времён Августа (65–8 гг. до н.э.) родился в Венузии на юге Италии. 
Лучшие стихи Горация посвящены прославлению поэзии, дарующей поэту бессмертие и любовь Богов.
Заключительное стихотворение 2–й книги од говорит о бесконечности бытия поэзии в пространстве («Лебедь»); заключительное стихотворение 3–ей книги и всего 1–ого сборника од – о бесконечности поэзии во времени («Памятник»).
Описание слайда:
Гораций Гораций – выдающийся поэт времён Августа (65–8 гг. до н.э.) родился в Венузии на юге Италии. Лучшие стихи Горация посвящены прославлению поэзии, дарующей поэту бессмертие и любовь Богов. Заключительное стихотворение 2–й книги од говорит о бесконечности бытия поэзии в пространстве («Лебедь»); заключительное стихотворение 3–ей книги и всего 1–ого сборника од – о бесконечности поэзии во времени («Памятник»).

Слайд 5





Ода Горация “К Мельпомене” 
Quintus Horatius Flaccus
“Ad Melpomenen”

Exegi monument(um) aere perennius
Regalique situ pyramid(um) altius
Quod non imber edax, non Aquil(o) impotens
Possit diruer(e) aut innumerabilis
Annorum series et fuga temporum.
Non omnis moriar, multaque pars mei
Vitabit Libitin(am): usqu(e) ego posreta
Creascam laude recens, dum Capitolium
Scandet cum tacita virgane pontifex.
Dicar, qua violens obstrepit Aufidus
Et qua pauper aquae Daunus agrestium
Regnavit populor(um), ex humili potens
Princeps Aeoleum carmen ad Italos
Deduxisse modos. Sume superbiam
Quasitam meritis et mihi Delphica
Lauro cinge volens, Melpomene, comam.
Описание слайда:
Ода Горация “К Мельпомене” Quintus Horatius Flaccus “Ad Melpomenen” Exegi monument(um) aere perennius Regalique situ pyramid(um) altius Quod non imber edax, non Aquil(o) impotens Possit diruer(e) aut innumerabilis Annorum series et fuga temporum. Non omnis moriar, multaque pars mei Vitabit Libitin(am): usqu(e) ego posreta Creascam laude recens, dum Capitolium Scandet cum tacita virgane pontifex. Dicar, qua violens obstrepit Aufidus Et qua pauper aquae Daunus agrestium Regnavit populor(um), ex humili potens Princeps Aeoleum carmen ad Italos Deduxisse modos. Sume superbiam Quasitam meritis et mihi Delphica Lauro cinge volens, Melpomene, comam.

Слайд 6





«Словарь Античности».
Апулия – родина Горация.
Аквилон – бог северного моря; поэтическое наименование сильного северного ветра.
Ауфид – главная река в Апулии.
Давнус – мифический царь северной Апулии.
Эол – бог ветра, повелитель ветров.
Алцей – стихотворец.
Мельпомена – муза трагической поэзии.
Описание слайда:
«Словарь Античности». Апулия – родина Горация. Аквилон – бог северного моря; поэтическое наименование сильного северного ветра. Ауфид – главная река в Апулии. Давнус – мифический царь северной Апулии. Эол – бог ветра, повелитель ветров. Алцей – стихотворец. Мельпомена – муза трагической поэзии.

Слайд 7





М.В Ломоносов
Ломоносов Михаил Васильевич – 

первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.
 Крупнейший русский поэт-просветитель 18 в., один из основоположников силлабо-тонического стихосложения. Создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания.
Описание слайда:
М.В Ломоносов Ломоносов Михаил Васильевич – первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Крупнейший русский поэт-просветитель 18 в., один из основоположников силлабо-тонического стихосложения. Создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания.

Слайд 8





В 1747 году М.В. Ломоносов перевел Горация на русский язык.
В 1747 году М.В. Ломоносов перевел Горация на русский язык.
 
Прочитайте переложение оды Горация 
“К Мельпомене” (“Памятник”), созданное М.В. Ломоносовым. 
Определите тему и главную мысль стихотворения.
Какие средства выразительности придают стихам торжественность и чеканность?
Описание слайда:
В 1747 году М.В. Ломоносов перевел Горация на русский язык. В 1747 году М.В. Ломоносов перевел Горация на русский язык. Прочитайте переложение оды Горация “К Мельпомене” (“Памятник”), созданное М.В. Ломоносовым. Определите тему и главную мысль стихотворения. Какие средства выразительности придают стихам торжественность и чеканность?

Слайд 9





..Я знак бессмертия себе воздвиг…
Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру; но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.

Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,

Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатный род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски
И первому звенеть Алцейской лирой.
Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу дельфийским лавром.
Описание слайда:
..Я знак бессмертия себе воздвиг… Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди, Что бурный аквилон сотреть не может, Ни множество веков, ни едка древность. Не вовсе я умру; но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь скончаю. Я буду возрастать повсюду славой, Пока великий Рим владеет светом. Где быстрыми шумит струями Авфид, Где Давнус царствовал в простом народе, Отечество мое молчать не будет, Что мне беззнатный род препятством не был, Чтоб внесть в Италию стихи эольски И первому звенеть Алцейской лирой. Взгордися праведной заслугой, муза, И увенчай главу дельфийским лавром.

Слайд 10





Объяснить значение слов:
аквилон
Авфид
стихи эольски
Алцейской лирой 
муза
Дельфийским лавром
Описание слайда:
Объяснить значение слов: аквилон Авфид стихи эольски Алцейской лирой муза Дельфийским лавром

Слайд 11





Г. Р. Державин
В 1796 году 
Г.Р. Державин обращается к данной теме, пишет стихотворение “Памятник” - это вольное переложение оды Горация. Но Державин не повторяет мыслей далекого предшественника, а высказывает собственную точку зрения на поэта и поэзию.
Описание слайда:
Г. Р. Державин В 1796 году Г.Р. Державин обращается к данной теме, пишет стихотворение “Памятник” - это вольное переложение оды Горация. Но Державин не повторяет мыслей далекого предшественника, а высказывает собственную точку зрения на поэта и поэзию.

Слайд 12





Прочитайте стихотворение Державина “Памятник”. Определите его тему и основную мысль.
Прочитайте стихотворение Державина “Памятник”. Определите его тему и основную мысль.
Каким размером написано стихотворение, какие в нем рифмы?
Какие средства художественной изобразительности использовал поэт (эпитеты, олицетворение, сравнение, гиперболы)?
Описание слайда:
Прочитайте стихотворение Державина “Памятник”. Определите его тему и основную мысль. Прочитайте стихотворение Державина “Памятник”. Определите его тему и основную мысль. Каким размером написано стихотворение, какие в нем рифмы? Какие средства художественной изобразительности использовал поэт (эпитеты, олицетворение, сравнение, гиперболы)?

Слайд 13





ПАМЯТНИК


Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.

Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.

О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.
1795
Описание слайда:
ПАМЯТНИК Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит. Так! — весь я не умру, но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить, И слава возрастет моя, не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить. Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных, Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал; Всяк будет помнить то в народах неисчетных, Как из безвестности я тем известен стал, Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о боге И истину царям с улыбкой говорить. О муза! возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой неторопливой Чело твое зарей бессмертия венчай. 1795

Слайд 14





Чтобы придать торжественность стихотворной речи, поэт использует слова “высокого стиля” - чело, возгордись, возгласить, дерзнул, неисчетных и т.д.;
Чтобы придать торжественность стихотворной речи, поэт использует слова “высокого стиля” - чело, возгордись, возгласить, дерзнул, неисчетных и т.д.;
эпитеты – неторопливою рукой, сердечной простоте, заслугой справедливой, памятник чудесный, вечный, гром быстротечный. 
Гипербола и сравнение одновременно – “металлов выше он и тверже пирамид”. Памятник – это творение, оставляемое потомкам, поэтому сравнение с пирамидами, металлом явно фигуральное, т.е. подразумевающее переносный смысл. 
Все это помогает утвердить мысль о важности творчества, о бессмертии художественных произведений
Описание слайда:
Чтобы придать торжественность стихотворной речи, поэт использует слова “высокого стиля” - чело, возгордись, возгласить, дерзнул, неисчетных и т.д.; Чтобы придать торжественность стихотворной речи, поэт использует слова “высокого стиля” - чело, возгордись, возгласить, дерзнул, неисчетных и т.д.; эпитеты – неторопливою рукой, сердечной простоте, заслугой справедливой, памятник чудесный, вечный, гром быстротечный. Гипербола и сравнение одновременно – “металлов выше он и тверже пирамид”. Памятник – это творение, оставляемое потомкам, поэтому сравнение с пирамидами, металлом явно фигуральное, т.е. подразумевающее переносный смысл. Все это помогает утвердить мысль о важности творчества, о бессмертии художественных произведений

Слайд 15





А.С. Пушкин
За год до смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельности, осмысливая собственный творческий путь, А.С. Пушкин написал стихотворение “Памятник” (1836 г.). По своей теме и построению стихотворение А.С. Пушкина близко к одноименному стихотворению Державина, однако Пушкин отступил от прежних образов.
Описание слайда:
А.С. Пушкин За год до смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельности, осмысливая собственный творческий путь, А.С. Пушкин написал стихотворение “Памятник” (1836 г.). По своей теме и построению стихотворение А.С. Пушкина близко к одноименному стихотворению Державина, однако Пушкин отступил от прежних образов.

Слайд 16





Выразительно прочитайте стихотворение Пушкина “Памятник”. Определите тему и основную мысль.
Выразительно прочитайте стихотворение Пушкина “Памятник”. Определите тему и основную мысль.
Какова жанровая специфика стихотворения?
Назовите средства поэтической выразительности в оде Пушкина.
Найдите в стихотворении Пушкина славянизмы. Какую тональность они придают стихотворению?
Описание слайда:
Выразительно прочитайте стихотворение Пушкина “Памятник”. Определите тему и основную мысль. Выразительно прочитайте стихотворение Пушкина “Памятник”. Определите тему и основную мысль. Какова жанровая специфика стихотворения? Назовите средства поэтической выразительности в оде Пушкина. Найдите в стихотворении Пушкина славянизмы. Какую тональность они придают стихотворению?

Слайд 17






Я памятник себе воздвиг нерукотворный

Тема поэта и поэзии, проблема поэтической славы, поэтического бессмертия: преодоление смерти через славу
Жанр – ода, это продиктовано традицией: стихи написаны как своеобразное подражание стихотворению Державина, которое, как мы уже говорили, является переделкой оды Горация, известной русскому читателю по переводу Ломоносова.
Эпиграф Пушкин заимствовал у Горация “Я воздвиг памятник…”
Эпитеты: памятник нерукотворный, душа в заветной лире, в мой жестокий век, главою непокорной;
Метонимия: 
Что чувства добрые я лирой пробуждал…
Синекдоха: 
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян и финн, и ныне дикой
Тунгус и друг степей калмык.
Олицетворение: Веленью Божию, о муза, будь послушна…
Подбор слов, интонация отличаются торжественностью, возвышенностью, благодаря славянизмам: воздвиг, главою, тленья, пиит, сущий в ней язык (т.е. народ), велению и другие.
 По интонации “Памятник” представляет собой торжественную речь народного поэта-гражданина, утверждающего свое право на историческое бессмертие.
Описание слайда:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный Тема поэта и поэзии, проблема поэтической славы, поэтического бессмертия: преодоление смерти через славу Жанр – ода, это продиктовано традицией: стихи написаны как своеобразное подражание стихотворению Державина, которое, как мы уже говорили, является переделкой оды Горация, известной русскому читателю по переводу Ломоносова. Эпиграф Пушкин заимствовал у Горация “Я воздвиг памятник…” Эпитеты: памятник нерукотворный, душа в заветной лире, в мой жестокий век, главою непокорной; Метонимия: Что чувства добрые я лирой пробуждал… Синекдоха: И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян и финн, и ныне дикой Тунгус и друг степей калмык. Олицетворение: Веленью Божию, о муза, будь послушна… Подбор слов, интонация отличаются торжественностью, возвышенностью, благодаря славянизмам: воздвиг, главою, тленья, пиит, сущий в ней язык (т.е. народ), велению и другие. По интонации “Памятник” представляет собой торжественную речь народного поэта-гражданина, утверждающего свое право на историческое бессмертие.

Слайд 18





Исследовательская работа. 

Сравним стихотворения Горация, Державина и Пушкина по строфам. 
Что общего в композиции этих стихотворений?
1 строфа. Как характеризует свой “Памятник” Державин? Какой новый, по сравнению со стихотворением Державина, смысл возникает со словами Пушкина “памятник нерукотворный”, с упоминанием о “народной тропе” и сравнением с Александрийским столпом?
Описание слайда:
Исследовательская работа. Сравним стихотворения Горация, Державина и Пушкина по строфам. Что общего в композиции этих стихотворений? 1 строфа. Как характеризует свой “Памятник” Державин? Какой новый, по сравнению со стихотворением Державина, смысл возникает со словами Пушкина “памятник нерукотворный”, с упоминанием о “народной тропе” и сравнением с Александрийским столпом?

Слайд 19





2 -3 строфа. С какими фактами и явлениями общественной жизни связывает мысль о длительности своей славы каждый из поэтов? 
2 -3 строфа. С какими фактами и явлениями общественной жизни связывает мысль о длительности своей славы каждый из поэтов? 
4 строфа. Какими заслугами своего творчества каждый из поэтов обусловливал свое право на славу?
5 строфа. У всех трех поэтов стихотворение заключается обращением к музе. Что нового появляется в пушкинских строках по сравнению с державинскими?
Описание слайда:
2 -3 строфа. С какими фактами и явлениями общественной жизни связывает мысль о длительности своей славы каждый из поэтов? 2 -3 строфа. С какими фактами и явлениями общественной жизни связывает мысль о длительности своей славы каждый из поэтов? 4 строфа. Какими заслугами своего творчества каждый из поэтов обусловливал свое право на славу? 5 строфа. У всех трех поэтов стихотворение заключается обращением к музе. Что нового появляется в пушкинских строках по сравнению с державинскими?

Слайд 20





«Гораций говорит: «Я считаю себя достойным славы за то, что хорошо писал стихи»; Державин заменяет это другим: «Я считаю себя достойным славы за то, что говорил правду и народу и царям» ,Пушкин — «за то, что я благодетельно действовал на общество и защищал страдальцев».
«Гораций говорит: «Я считаю себя достойным славы за то, что хорошо писал стихи»; Державин заменяет это другим: «Я считаю себя достойным славы за то, что говорил правду и народу и царям» ,Пушкин — «за то, что я благодетельно действовал на общество и защищал страдальцев».
						Н.Г. Чернышевский
Описание слайда:
«Гораций говорит: «Я считаю себя достойным славы за то, что хорошо писал стихи»; Державин заменяет это другим: «Я считаю себя достойным славы за то, что говорил правду и народу и царям» ,Пушкин — «за то, что я благодетельно действовал на общество и защищал страдальцев». «Гораций говорит: «Я считаю себя достойным славы за то, что хорошо писал стихи»; Державин заменяет это другим: «Я считаю себя достойным славы за то, что говорил правду и народу и царям» ,Пушкин — «за то, что я благодетельно действовал на общество и защищал страдальцев». Н.Г. Чернышевский

Слайд 21





Итоговая работа
Первая группа анализирует “Я знак бессмертия себе воздвигнул…” М.В. Ломоносова,
вторая группа – “Памятник” Г.Р. Державина, 
третья группа – “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” А.С. Пушкина. 

План анализа (единый для всех групп)
1. Выразительно прочитайте стихотворение.
2. Какие черты биографии поэта нашли отражение в стихотворении?
3. Какими видит поэт границы собственного творческого бессмертия?
4. С какими словами обращается творец к Музе? Каковы отношения между ними?
Описание слайда:
Итоговая работа Первая группа анализирует “Я знак бессмертия себе воздвигнул…” М.В. Ломоносова, вторая группа – “Памятник” Г.Р. Державина, третья группа – “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” А.С. Пушкина. План анализа (единый для всех групп) 1. Выразительно прочитайте стихотворение. 2. Какие черты биографии поэта нашли отражение в стихотворении? 3. Какими видит поэт границы собственного творческого бессмертия? 4. С какими словами обращается творец к Музе? Каковы отношения между ними?

Слайд 22





Три «Памятника»
Описание слайда:
Три «Памятника»

Слайд 23





Использованные материалы
http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk-i-literatura 
http://festival.1september.ru/ 
http://ru.wikipedia.org/wiki 
http://images.yandex.ru/yandsearch 
http://lit-helper.ru
Описание слайда:
Использованные материалы http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk-i-literatura http://festival.1september.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki http://images.yandex.ru/yandsearch  http://lit-helper.ru



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию