Описание слайда:
Пример противоречий, обозначенных в работе, посвященной разработке системы профессиональной подготовки учителя
Устоявшиеся программы, учебники по курсам методик преподавания конкретных учебных дисциплин, опыт преподавателей курсов, методическое обеспечение, наработанный дидактический материал, ориентированные в основном на цели и задачи единой общеобразовательной школы, единые программы и учебники (в какой-то мере исключение составляют лишь классы некоторые факультативные курсы), вступают в противоречие с появлением новых типов учебных заведений, многопрофильностью школы, большим количеством учебных планов и программ, обилием учебников для средней школы, правом их выбора учителем. Соответственно, различие задач, которые ставятся перед учителями в различных учебных заведениях, особенно нетрадиционного типа, и в классах различного профиля и уровня, почти не отображается в учебниках и учебных пособиях по методикам преподавания конкретных учебных дисциплин.
Высокая продуктивность индивидуального подхода в обучении не находит подкрепления в административных решениях. Напротив, на современном этапе развития высшей школы существует тенденция к увеличению коэффициента, по которому рассчитываются штаты вузов, и, соответственно, учебная нагрузка преподавателей.
Жесткая дифференциация профессиональной подготовки по блокам и отдельным учебным дисциплинам, часто полное отсутствие межпредметных связей и даже попыток их установить не соответствуют интегративному характеру модели педагога современной школы.
Традиционно сложившееся разделение аудиторной подготовки учителей в вузе на такие виды как лекционный курс, семинарско - практические занятия, практикумы, не соответствует сложному характеру реальной педагогической деятельности, к которой готовится студент, так как она, во-первых, не повторяет структуру профессиональной подготовки а, во-вторых, не может быть представлена в виде простой совокупности элементов, присутствующих в профессиональной подготовке.
Уникальность профессиональной подготовки учителя, выражающаяся в том, что в ней отсутствует разделение процесса и его результата (учат тому, как надо учить) используется на практике с большим трудом из-за того, что процесс профессиональной подготовки учителя выступает в качестве психологического барьера «сильной стороны вещи», из-за которого ни студенты, ни преподаватели часто не идентифицируют собственную деятельность и деятельность окружающих как постоянный объект педагогического анализа.
Психологическое обоснование систематичности учебных занятий, необходимости закрепления полученных знаний и отработки умений путем постоянного включения их в разнообразные связи и отношения на практике встречается с вузовским графиком учебного процесса, предполагающим большие временные разрывы между занятиями одного вида и конкретным расписанием учебных занятий.