🗊Выразительные средства языка

Категория: Образование
Нажмите для полного просмотра!
Выразительные средства языка, слайд №1Выразительные средства языка, слайд №2Выразительные средства языка, слайд №3Выразительные средства языка, слайд №4Выразительные средства языка, слайд №5Выразительные средства языка, слайд №6Выразительные средства языка, слайд №7Выразительные средства языка, слайд №8Выразительные средства языка, слайд №9Выразительные средства языка, слайд №10Выразительные средства языка, слайд №11Выразительные средства языка, слайд №12Выразительные средства языка, слайд №13Выразительные средства языка, слайд №14Выразительные средства языка, слайд №15Выразительные средства языка, слайд №16Выразительные средства языка, слайд №17Выразительные средства языка, слайд №18Выразительные средства языка, слайд №19Выразительные средства языка, слайд №20Выразительные средства языка, слайд №21Выразительные средства языка, слайд №22Выразительные средства языка, слайд №23Выразительные средства языка, слайд №24Выразительные средства языка, слайд №25

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Выразительные средства языка. Презентация содержит 25 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1









Выразительные средства языка
Описание слайда:
Выразительные средства языка

Слайд 2





Тропы и фигуры речи
Тропы (лексические средства) – обороты речи, состоящие в употреблении слова или выражения в переносном значении.
Описание слайда:
Тропы и фигуры речи Тропы (лексические средства) – обороты речи, состоящие в употреблении слова или выражения в переносном значении.

Слайд 3








Тропы и лексические средства выразительности
Тропы: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, литота, перифраз, оксюморон.
Лексические средства: стилистически окрашенная лексика, оценочная лексика, фразеологизмы, термины и профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы.
Описание слайда:
Тропы и лексические средства выразительности Тропы: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, литота, перифраз, оксюморон. Лексические средства: стилистически окрашенная лексика, оценочная лексика, фразеологизмы, термины и профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы.

Слайд 4





Сравнение
Сравнение – сопоставление двух предметов, лиц, качеств по сходству. Способы выражения сравнения:
при помощи союзов (И стоит, словно зеркало, пруд, отражая свои берега (И. Бунин);
 при помощи творительного падежа (Уж озимь яркая блеснула изумрудом (П. Греков);
 при помощи сравнительной степени прилагательных и  наречий (Но когда замираю, смиренная, на груди твоей снега белей… (А. Ахматова).
Описание слайда:
Сравнение Сравнение – сопоставление двух предметов, лиц, качеств по сходству. Способы выражения сравнения: при помощи союзов (И стоит, словно зеркало, пруд, отражая свои берега (И. Бунин); при помощи творительного падежа (Уж озимь яркая блеснула изумрудом (П. Греков); при помощи сравнительной степени прилагательных и наречий (Но когда замираю, смиренная, на груди твоей снега белей… (А. Ахматова).

Слайд 5





Метафора
Метафора – слово или выражение, употребленное в переносном значении на основе сходства предметов, явлений.
 простая (нос корабля, утро года);
 развернутая (Вот охватывает ветер стаи волн объятием крепким и бросает их  размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады (М. Горький)
Описание слайда:
Метафора Метафора – слово или выражение, употребленное в переносном значении на основе сходства предметов, явлений. простая (нос корабля, утро года); развернутая (Вот охватывает ветер стаи волн объятием крепким и бросает их размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады (М. Горький)

Слайд 6





Метонимия
Метонимия – это перенос свойств предмета или явления на другой на основании их смежности:
 предмет – материал (Не то на серебре – на золоте едал. А. Грибоедов);
 содержимое – содержащее (Я три тарелки съел);
 действие – орудие действия (Его перо любовью дышит. А. Пушкин);
 автор – произведение (Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. А. Пушкин);
 место – люди (Город шумел. Ю. Олеша)
Описание слайда:
Метонимия Метонимия – это перенос свойств предмета или явления на другой на основании их смежности: предмет – материал (Не то на серебре – на золоте едал. А. Грибоедов); содержимое – содержащее (Я три тарелки съел); действие – орудие действия (Его перо любовью дышит. А. Пушкин); автор – произведение (Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. А. Пушкин); место – люди (Город шумел. Ю. Олеша)

Слайд 7





Эпитет
Эпитет – художественное определение. Обычно выражается прилагательным (чахоточный свет луны, бездонное небо).
Эпитеты: 1) метафорические (Октябрь серебристо-ореховый); 2) метонимические (Белые липы в нашем саду. Белый запах нарциссов).
Описание слайда:
Эпитет Эпитет – художественное определение. Обычно выражается прилагательным (чахоточный свет луны, бездонное небо). Эпитеты: 1) метафорические (Октябрь серебристо-ореховый); 2) метонимические (Белые липы в нашем саду. Белый запах нарциссов).

Слайд 8





Олицетворение
Олицетворение – разновидность метафоры, в которой свойства человека переносятся на неодушевленные предметы.
Плачут вербы, шепчут тополя (С. Есенин).
Описание слайда:
Олицетворение Олицетворение – разновидность метафоры, в которой свойства человека переносятся на неодушевленные предметы. Плачут вербы, шепчут тополя (С. Есенин).

Слайд 9





Гипербола и литота
Гипербола – художественное преувеличение.
В сто сорок солнц закат пылал 
(В. Маяковский)
Описание слайда:
Гипербола и литота Гипербола – художественное преувеличение. В сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский)

Слайд 10





Перифраз
Перифраз – замена собственного имени, названия предмета описательным оборотом (невольник чести – А. Пушкин, муза плача и печали – А. Ахматова).
Общеязыковые: страна восходящего солнца, солнце русской поэзии.
Описание слайда:
Перифраз Перифраз – замена собственного имени, названия предмета описательным оборотом (невольник чести – А. Пушкин, муза плача и печали – А. Ахматова). Общеязыковые: страна восходящего солнца, солнце русской поэзии.

Слайд 11





Фигуры речи
1. Фигуры повтора
Описание слайда:
Фигуры речи 1. Фигуры повтора

Слайд 12





Фигуры повтора
 Лексический повтор (повтор одного слова, повтор слов в разных значениях и формах).
И звенят-звенят, звенят-звенят запястья… (М. Цветаева)
2. Синтаксический повтор (параллелизм). 
Он над тучами смеется, он от радости рыдает (М. Горький).
Описание слайда:
Фигуры повтора Лексический повтор (повтор одного слова, повтор слов в разных значениях и формах). И звенят-звенят, звенят-звенят запястья… (М. Цветаева) 2. Синтаксический повтор (параллелизм). Он над тучами смеется, он от радости рыдает (М. Горький).

Слайд 13





Фигуры расположения
Инверсия – фигура, состоящая в намеренном нарушении прямого порядка слов (Роняет лес багряный свой убор).
Градация – фигура, заключающаяся в  нанизывании однотипных синтаксических единиц, при котором их смысловая и эмоциональная значимость возрастает или убывает (восходящая и нисходящая градация).
Описание слайда:
Фигуры расположения Инверсия – фигура, состоящая в намеренном нарушении прямого порядка слов (Роняет лес багряный свой убор). Градация – фигура, заключающаяся в нанизывании однотипных синтаксических единиц, при котором их смысловая и эмоциональная значимость возрастает или убывает (восходящая и нисходящая градация).

Слайд 14






Градация:


«На эту кафедру, с которой прочитывается Нобелевская лекция… я поднялся не по трем-четырем примощенным ступенькам, но по сотням или даже тысячам их – неуступным, обрывистым, обмерзлым» (А. Солженицын).
Описание слайда:
Градация: «На эту кафедру, с которой прочитывается Нобелевская лекция… я поднялся не по трем-четырем примощенным ступенькам, но по сотням или даже тысячам их – неуступным, обрывистым, обмерзлым» (А. Солженицын).

Слайд 15





Фигуры расположения
3. Антитеза – фигура, в основе которой резкое противопоставление слов, образов, персонажей и т.п.
(Ученье – свет, а неученье – тьма)
Описание слайда:
Фигуры расположения 3. Антитеза – фигура, в основе которой резкое противопоставление слов, образов, персонажей и т.п. (Ученье – свет, а неученье – тьма)

Слайд 16





Например:
Например:
«В доме два лифта. Один – слабенький, барахлит, часто ломается. Другой работал надежно, без перебоев. И вдруг именно он сломался. Безнадежно. Перегорел мотор. Все стали пользоваться вторым, хилым лифтом. Тот поначалу едва справлялся, по привычке выходил из строя, думали, ему не выжить… Но он мало-помалу обрел уверенность в себе и заработал бесперебойно.
	Закон жизни, оказывается, распространяется и на технику. Сколько раз доводилось видеть: на чьи-то слабенькие плечи ложится ответственность – и хилое создание, ощутив собственную необходимость, почувствовав, что на него возложены надежды, начинает вкалывать и вкалывать…» (А. Яхонтов)
Описание слайда:
Например: Например: «В доме два лифта. Один – слабенький, барахлит, часто ломается. Другой работал надежно, без перебоев. И вдруг именно он сломался. Безнадежно. Перегорел мотор. Все стали пользоваться вторым, хилым лифтом. Тот поначалу едва справлялся, по привычке выходил из строя, думали, ему не выжить… Но он мало-помалу обрел уверенность в себе и заработал бесперебойно. Закон жизни, оказывается, распространяется и на технику. Сколько раз доводилось видеть: на чьи-то слабенькие плечи ложится ответственность – и хилое создание, ощутив собственную необходимость, почувствовав, что на него возложены надежды, начинает вкалывать и вкалывать…» (А. Яхонтов)

Слайд 17





Фигуры расположения
4. Парцелляция – это такое расчленение синтаксической структуры, при котором она воплощается в нескольких фразах, оформленных как самостоятельные.
Описание слайда:
Фигуры расположения 4. Парцелляция – это такое расчленение синтаксической структуры, при котором она воплощается в нескольких фразах, оформленных как самостоятельные.

Слайд 18





Например:
Например:

Сильная (Она разыскала своего глупого Ваську и заставила поверить. В себя и в него).
Средняя (Слухи действительно пошли. И самые фантастические).
Слабая (Пришел я домой. Лег и лежу. И ужасно скучаю от огорчения).
Описание слайда:
Например: Например: Сильная (Она разыскала своего глупого Ваську и заставила поверить. В себя и в него). Средняя (Слухи действительно пошли. И самые фантастические). Слабая (Пришел я домой. Лег и лежу. И ужасно скучаю от огорчения).

Слайд 19





Фигуры расположения
5. Эллипсис – самостоятельно употребляемые предложения особого типа, спецификой структуры которых является отсутствие глагольного сказуемого, не являющегося необходимым для передачи сообщения (Теркин – дальше. Автор – вслед).
Описание слайда:
Фигуры расположения 5. Эллипсис – самостоятельно употребляемые предложения особого типа, спецификой структуры которых является отсутствие глагольного сказуемого, не являющегося необходимым для передачи сообщения (Теркин – дальше. Автор – вслед).

Слайд 20





Фигуры расположения
6. ОксЮморон – соединение несоединимых понятий (живой труп, горячий снег, грустная радость).

Легкомыслие! – Милый грех,
Милый спутник и враг мой милый!
				(М. Цветаева)
Описание слайда:
Фигуры расположения 6. ОксЮморон – соединение несоединимых понятий (живой труп, горячий снег, грустная радость). Легкомыслие! – Милый грех, Милый спутник и враг мой милый! (М. Цветаева)

Слайд 21





Фигуры расположения и повтора
Анафора – повторение одинаковых начальных элементов (Мне нравится, что вы больны не мной,Мне нравится, что я больна не вами).
Эпифора – повторение последних слов фразы (Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?)
Зеркало (Брат может не быть другом, но друг всегда брат).
Описание слайда:
Фигуры расположения и повтора Анафора – повторение одинаковых начальных элементов (Мне нравится, что вы больны не мной,Мне нравится, что я больна не вами). Эпифора – повторение последних слов фразы (Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?) Зеркало (Брат может не быть другом, но друг всегда брат).

Слайд 22





Фигуры имитации
Риторическое восклицание – фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение  («Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!»)
Риторическое обращение («Москва! Люблю тебя, как сын!»)
Описание слайда:
Фигуры имитации Риторическое восклицание – фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение («Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!») Риторическое обращение («Москва! Люблю тебя, как сын!»)

Слайд 23





Фигуры имитации
3. Риторический вопрос – фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение («Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?»)
4. Вопросно-ответное единство – построение речи одного человека в виде воображаемого диалога.
Описание слайда:
Фигуры имитации 3. Риторический вопрос – фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение («Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?») 4. Вопросно-ответное единство – построение речи одного человека в виде воображаемого диалога.

Слайд 24






Вопросно-ответное единство:
Что такое осень? Это небо, плачущее небо под ногами (Ю. Шевчук).
Что плохого в пронзительном взгляде? А все плохо! Я не хочу попадать под рентген недобрых, въедливых глаз (В. Харченко).
Что такое красота? Красота – это…
Описание слайда:
Вопросно-ответное единство: Что такое осень? Это небо, плачущее небо под ногами (Ю. Шевчук). Что плохого в пронзительном взгляде? А все плохо! Я не хочу попадать под рентген недобрых, въедливых глаз (В. Харченко). Что такое красота? Красота – это…

Слайд 25





Фигуры имитации
5. Умолчание – фигура, состоящая в том, что предложение (или фраза) остается недосказанным, начатая речь внезапно обрывается. 
1) Намеренно прерванное высказывание (Вскоре она заметила, что Королев обращается только к ней. Может, потому что она считалась лучшей чертежницей, а может…).
2) Ненамеренно прерванное, отражающее ход мысли (Нет… Они в поле уехали… да я не боюсь их… А вот Павел Петрович… Мне показалось…)
Описание слайда:
Фигуры имитации 5. Умолчание – фигура, состоящая в том, что предложение (или фраза) остается недосказанным, начатая речь внезапно обрывается. 1) Намеренно прерванное высказывание (Вскоре она заметила, что Королев обращается только к ней. Может, потому что она считалась лучшей чертежницей, а может…). 2) Ненамеренно прерванное, отражающее ход мысли (Нет… Они в поле уехали… да я не боюсь их… А вот Павел Петрович… Мне показалось…)



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию