🗊Задержка психического развития Презентация Евдокимовой Л.А.

Категория: Образование
Нажмите для полного просмотра!
Задержка психического развития  Презентация Евдокимовой Л.А., слайд №1Задержка психического развития  Презентация Евдокимовой Л.А., слайд №2Задержка психического развития  Презентация Евдокимовой Л.А., слайд №3Задержка психического развития  Презентация Евдокимовой Л.А., слайд №4Задержка психического развития  Презентация Евдокимовой Л.А., слайд №5Задержка психического развития  Презентация Евдокимовой Л.А., слайд №6Задержка психического развития  Презентация Евдокимовой Л.А., слайд №7Задержка психического развития  Презентация Евдокимовой Л.А., слайд №8Задержка психического развития  Презентация Евдокимовой Л.А., слайд №9Задержка психического развития  Презентация Евдокимовой Л.А., слайд №10Задержка психического развития  Презентация Евдокимовой Л.А., слайд №11Задержка психического развития  Презентация Евдокимовой Л.А., слайд №12Задержка психического развития  Презентация Евдокимовой Л.А., слайд №13Задержка психического развития  Презентация Евдокимовой Л.А., слайд №14Задержка психического развития  Презентация Евдокимовой Л.А., слайд №15Задержка психического развития  Презентация Евдокимовой Л.А., слайд №16Задержка психического развития  Презентация Евдокимовой Л.А., слайд №17

Вы можете ознакомиться и скачать Задержка психического развития Презентация Евдокимовой Л.А.. Презентация содержит 17 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Задержка психического развития
Презентация Евдокимовой Л.А.
Описание слайда:
Задержка психического развития Презентация Евдокимовой Л.А.

Слайд 2





Определение  ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временный  характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия для обучения и развития детей данной категории. 
      У этих детей отмечаются:
низкий уровень познавательной активности;
незрелость мотивации учебной деятельности;
сниженная способность к приему и переработке информации;
ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;
недостаточная  сформированность умственных операций;
отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи, и др.
Описание слайда:
Определение ЗПР Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия для обучения и развития детей данной категории. У этих детей отмечаются: низкий уровень познавательной активности; незрелость мотивации учебной деятельности; сниженная способность к приему и переработке информации; ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире; недостаточная сформированность умственных операций; отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи, и др.

Слайд 3





Классификация ЗПР

Классификация, разработанная М.С.Певзнер и Т.А.Власовой , выделяет два основных варианта ЗПР:
 нарушения познавательной деятельности, связанное с незрелостью эмоционально-волевой сферы и личности, т.е. с психическим инфантилизмом;
нарушение познавательной  деятельности  как  следствие стойких астенических и церебрастенических состояний.
    
 Классификация К.С.Лебединской легла в основу критериев отбора детей с ЗПР в коррекционно-образовательные учреждения и до сих пор используется педагогами-дефектологами:
 Конституционального характера;
Соматогенного характера;
Психогенного характера;
Церебрально-органического характера.
Описание слайда:
Классификация ЗПР Классификация, разработанная М.С.Певзнер и Т.А.Власовой , выделяет два основных варианта ЗПР: нарушения познавательной деятельности, связанное с незрелостью эмоционально-волевой сферы и личности, т.е. с психическим инфантилизмом; нарушение познавательной деятельности как следствие стойких астенических и церебрастенических состояний. Классификация К.С.Лебединской легла в основу критериев отбора детей с ЗПР в коррекционно-образовательные учреждения и до сих пор используется педагогами-дефектологами: Конституционального характера; Соматогенного характера; Психогенного характера; Церебрально-органического характера.

Слайд 4






Нейропсихологические исследования (И.Ф.Марковская, Ю.В.Микадзе и др.) позволяют более дифференцированно подойти к анализу структуры нарушенного развития детей с ЗПР.   И.Ф.Марковской (1982) выделены две группы детей с ЗПР:
дети с психическим инфантилизмом;

 дети с преобладанием интеллектуальной недостаточности в виде органической дефицитарности высших корковых функций.
Описание слайда:
Нейропсихологические исследования (И.Ф.Марковская, Ю.В.Микадзе и др.) позволяют более дифференцированно подойти к анализу структуры нарушенного развития детей с ЗПР. И.Ф.Марковской (1982) выделены две группы детей с ЗПР: дети с психическим инфантилизмом; дети с преобладанием интеллектуальной недостаточности в виде органической дефицитарности высших корковых функций.

Слайд 5





Психологические параметры  ЗПР детей.
Описание слайда:
Психологические параметры ЗПР детей.

Слайд 6





Психологические параметры  ЗПР детей.
Описание слайда:
Психологические параметры ЗПР детей.

Слайд 7






 
       Н.Я.Семаго и М.М.Семаго предложили разделить детей  с ЗПР на две принципиально различные подгруппы:
       «задержанное развитие» - замедленный темп формирования когнитивной и эмоционально - личностной сфер;

       «парциальная несформированность ВПФ»:
 с  преимущественной несформированностью регуляторного  компонента; 
с   преимущественной несформированностью вербального  и вербально- логического компонентов; 
с   несформированностью смешанного типа.

       Такая дифференциация отражает специфику проблем детей, определяет приоритетное направление коррекционной работы и необходимость участия конкретных специалистов в оказании помощи ребенку.
Описание слайда:
  Н.Я.Семаго и М.М.Семаго предложили разделить детей с ЗПР на две принципиально различные подгруппы: «задержанное развитие» - замедленный темп формирования когнитивной и эмоционально - личностной сфер; «парциальная несформированность ВПФ»:  с преимущественной несформированностью регуляторного компонента; с преимущественной несформированностью вербального и вербально- логического компонентов; с несформированностью смешанного типа. Такая дифференциация отражает специфику проблем детей, определяет приоритетное направление коррекционной работы и необходимость участия конкретных специалистов в оказании помощи ребенку.

Слайд 8





ЗПР конституционального генеза
       Наблюдается у детей с психофизическим инфантилизмом. Эмоциональная сфера находится на более ранней ступени развития. 
Их эмоции отличаются живостью, наблюдаются преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость.     Незрелость  эмоционально-волевой сферы этих детей проявляется в интеллектуальной недостаточности. 
У них преобладает конкретно-образное мышление, неравномерная познавательная активность, что снижает продуктивность их интеллектуальной деятельности. Наблюдается выраженная истощаемость внимания, особенно при интеллектуальных нагрузках. 
В процессе игровой деятельности продуктивность внимания улучшается.
Описание слайда:
ЗПР конституционального генеза Наблюдается у детей с психофизическим инфантилизмом. Эмоциональная сфера находится на более ранней ступени развития. Их эмоции отличаются живостью, наблюдаются преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость. Незрелость эмоционально-волевой сферы этих детей проявляется в интеллектуальной недостаточности. У них преобладает конкретно-образное мышление, неравномерная познавательная активность, что снижает продуктивность их интеллектуальной деятельности. Наблюдается выраженная истощаемость внимания, особенно при интеллектуальных нагрузках. В процессе игровой деятельности продуктивность внимания улучшается.

Слайд 9





ЗПР соматогенного генеза

Причины:
Хронические заболевания, инфекции, детские неврозы, врожденные и приобретенные пороки развития соматической системы.
Эмоциональное развитие обусловлено рядом невротических наслоений – неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности, а иногда и с режимом определенных ограничений и запретов, в которых находиться соматически ослабленный ребенок. 
Отмечается неустойчивое внимание, снижение объема памяти, нарушение динамики мыслительной деятельности.
Описание слайда:
ЗПР соматогенного генеза Причины: Хронические заболевания, инфекции, детские неврозы, врожденные и приобретенные пороки развития соматической системы. Эмоциональное развитие обусловлено рядом невротических наслоений – неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности, а иногда и с режимом определенных ограничений и запретов, в которых находиться соматически ослабленный ребенок. Отмечается неустойчивое внимание, снижение объема памяти, нарушение динамики мыслительной деятельности.

Слайд 10





ЗПР психогенного генеза
Причины:
Семейное неблагополучие (неблагополучная или неполная семья);
 различного рода психические травмы.
Характеризуется: 
многообразием  проявлений и зависит от этиологического фактора. 
При гипоопеке отмечаются черты незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной  внушаемости.  
В условиях гиперопеки у детей отсутствуют черты самостоятельности, инициативности, ответственности. 
Малая способность к волевому усилию сочетается с чертами эгоцентризма, нелюбовью к труду, установкой на постоянную помощь и опеку. 
Невротический тип личности, воспитывающихся в неблагополучных семьях, проявляется в несамостоятельности, нерешительности, малой активности, робости и боязливости.
Описание слайда:
ЗПР психогенного генеза Причины: Семейное неблагополучие (неблагополучная или неполная семья); различного рода психические травмы. Характеризуется: многообразием проявлений и зависит от этиологического фактора. При гипоопеке отмечаются черты незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости. В условиях гиперопеки у детей отсутствуют черты самостоятельности, инициативности, ответственности. Малая способность к волевому усилию сочетается с чертами эгоцентризма, нелюбовью к труду, установкой на постоянную помощь и опеку. Невротический тип личности, воспитывающихся в неблагополучных семьях, проявляется в несамостоятельности, нерешительности, малой активности, робости и боязливости.

Слайд 11





ЗПР церебрально-органического генеза
 Причины:
Токсикозы беременных;
Инфекционные заболевания, травмы, резус-конфликт;
ПЭП – перинатальная энцефалопатия.
Обладает яркостью и стойкостью нарушений в эмоционально-волевой сфере и в познавательной деятельности ребенка;
Преобладает наличие негрубой органической микросимптоматики.
Отсутствуют типичные для здорового ребенка живость и яркость эмоций. Отмечается слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний. 
Варианты:
Неустойчивый вариант органической ЗПР – с психомоторной расторможенностью;
Тормозимый тип – с преобладанием пониженного фона настроения, нерешительностью, безынициативностью, боязливостью.
Описание слайда:
ЗПР церебрально-органического генеза Причины: Токсикозы беременных; Инфекционные заболевания, травмы, резус-конфликт; ПЭП – перинатальная энцефалопатия. Обладает яркостью и стойкостью нарушений в эмоционально-волевой сфере и в познавательной деятельности ребенка; Преобладает наличие негрубой органической микросимптоматики. Отсутствуют типичные для здорового ребенка живость и яркость эмоций. Отмечается слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний. Варианты: Неустойчивый вариант органической ЗПР – с психомоторной расторможенностью; Тормозимый тип – с преобладанием пониженного фона настроения, нерешительностью, безынициативностью, боязливостью.

Слайд 12





Причины возникновения неблагоприятных эмоциональных состояний:

Типичные неблагоприятные эмоциональные состояния младших школьников с ЗПР:
Страх, тревога, агрессия, обида, эмоциональная напряженность.
социальные:  неправильное семейное воспитание, неконструктивный тип детско-родительских отношений, несформированные  способы межличностного  взаимодействия  со  сверстниками,  резкое изменение  ближайшего  социального  окружения;
психофизиологические, индивидуальные и личностные особенности ребенка: 
замедленный темп формирования высших психических функций, реакция ребенка на неуспешность в учебной деятельности и др.;
педагогические:   
педагогические ошибки, неэффективный стиль педагогического руководства.
Описание слайда:
Причины возникновения неблагоприятных эмоциональных состояний: Типичные неблагоприятные эмоциональные состояния младших школьников с ЗПР: Страх, тревога, агрессия, обида, эмоциональная напряженность. социальные: неправильное семейное воспитание, неконструктивный тип детско-родительских отношений, несформированные способы межличностного взаимодействия со сверстниками, резкое изменение ближайшего социального окружения; психофизиологические, индивидуальные и личностные особенности ребенка: замедленный темп формирования высших психических функций, реакция ребенка на неуспешность в учебной деятельности и др.; педагогические: педагогические ошибки, неэффективный стиль педагогического руководства.

Слайд 13





Методы коррекции познавательной деятельности младших школьников с ЗПР

В коррекционно-развивающем обучении  участвует  группа специалистов – учитель, психолог, дефектолог.
Учитель реализует коррекционное направление обучения путем индивидуального подхода к детям на уроке – при объяснении, закреплении учебного материала, а также при оценке знаний учащихся.
  Психолог проводит  диагностику  нарушений  психического  развития ребенка  и определяет  индивидуальные  потребности.  Проводит коррекционные  занятия  с  детьми и консультирует учителя.  В соответствии  с  концепцией  коррекционно-развивающего  обучения  индивидуальные  и  групповые  занятия  должен  проводить дефектолог,  но  на  практике часто такие   занятия  ведет  учитель.
При организации  занятий группы детей с ЗПР следует комплектовать по сходству решаемых коррекционных задач. Коррекционно-развивающие занятия рекомендуется проводить два-три раза в неделю. Продолжительность занятий в 1-2 классах не должна превышать 20 мин., в 3-4 классах – 40 мин.
Описание слайда:
Методы коррекции познавательной деятельности младших школьников с ЗПР В коррекционно-развивающем обучении участвует группа специалистов – учитель, психолог, дефектолог. Учитель реализует коррекционное направление обучения путем индивидуального подхода к детям на уроке – при объяснении, закреплении учебного материала, а также при оценке знаний учащихся. Психолог проводит диагностику нарушений психического развития ребенка и определяет индивидуальные потребности. Проводит коррекционные занятия с детьми и консультирует учителя. В соответствии с концепцией коррекционно-развивающего обучения индивидуальные и групповые занятия должен проводить дефектолог, но на практике часто такие занятия ведет учитель. При организации занятий группы детей с ЗПР следует комплектовать по сходству решаемых коррекционных задач. Коррекционно-развивающие занятия рекомендуется проводить два-три раза в неделю. Продолжительность занятий в 1-2 классах не должна превышать 20 мин., в 3-4 классах – 40 мин.

Слайд 14





Основные направления работы с детьми с ЗПР в условиях коррекционного обучения
 
1-е направление:
Использование средств искусства для коррекции поведения детей с ЗПР

Задачи направления:
1)      снять эмоциональную напряженность;
 2)    создать ситуацию успеха;
 3)   привить новые формы поведения (умение довести начатое дело до конца, дисциплинированность);
  4)  дать детям возможность почувствовать себя самостоятельными, развить чувство уверенности в себе;
  5)   воспитывать чувство прекрасного.
Занятия проводит психолог или дефектолог в групповой или индивидуальной форме.
Описание слайда:
Основные направления работы с детьми с ЗПР в условиях коррекционного обучения   1-е направление: Использование средств искусства для коррекции поведения детей с ЗПР Задачи направления: 1) снять эмоциональную напряженность; 2) создать ситуацию успеха; 3) привить новые формы поведения (умение довести начатое дело до конца, дисциплинированность); 4) дать детям возможность почувствовать себя самостоятельными, развить чувство уверенности в себе; 5) воспитывать чувство прекрасного. Занятия проводит психолог или дефектолог в групповой или индивидуальной форме.

Слайд 15





2-е направление
Использование сказок, игр, этюдов для коррекции поведения и эмоционально-личностной сферы детей с ЗПР
Задачи направления:
1)коррекция аффективного поведения и эмоционально-личностной сферы;
2) коррекция поведения учащихся в коллективе;
3) формирование моральных представлений
. Занятия проводит учитель или дефектолог в групповой форме.
Описание слайда:
2-е направление Использование сказок, игр, этюдов для коррекции поведения и эмоционально-личностной сферы детей с ЗПР Задачи направления: 1)коррекция аффективного поведения и эмоционально-личностной сферы; 2) коррекция поведения учащихся в коллективе; 3) формирование моральных представлений . Занятия проводит учитель или дефектолог в групповой форме.

Слайд 16





3-е направление

Использование природоведческого материала и экскурсий в целях расширения знаний об окружающей действительности и развития познавательного интереса у детей с ЗПР
Реализация задач этого направления осуществляется учителем  в процессе обучения.
При организации работы необходимо руководствоваться знаниями, предусмотренными программой по природоведению для начальной школы: времена года, явления природы, последовательное название месяцев, дней недели; образ жизни животных и его изменения  в различные времена года.
Занятия проводит учитель или дефектолог в групповой форме.
Описание слайда:
3-е направление Использование природоведческого материала и экскурсий в целях расширения знаний об окружающей действительности и развития познавательного интереса у детей с ЗПР Реализация задач этого направления осуществляется учителем в процессе обучения. При организации работы необходимо руководствоваться знаниями, предусмотренными программой по природоведению для начальной школы: времена года, явления природы, последовательное название месяцев, дней недели; образ жизни животных и его изменения в различные времена года. Занятия проводит учитель или дефектолог в групповой форме.

Слайд 17





4-е направление
Коррекционно- развивающая работа на уроках русского языка и чтения
При выполнении заданий учащиеся не всегда ориентируются в таких его компонентах, как инструкция, учебный материал, образец.
Поэтому на первом этапе обучения необходимопроводить коррекционно-развивающую работу  по преодолению этих затруднений.
Сначала предлагаются задания, которые включают два компонента – инструкцию  и учебный материал.
Занятия проводит учитель в групповой или индивидуальной форме.
Описание слайда:
4-е направление Коррекционно- развивающая работа на уроках русского языка и чтения При выполнении заданий учащиеся не всегда ориентируются в таких его компонентах, как инструкция, учебный материал, образец. Поэтому на первом этапе обучения необходимопроводить коррекционно-развивающую работу по преодолению этих затруднений. Сначала предлагаются задания, которые включают два компонента – инструкцию и учебный материал. Занятия проводит учитель в групповой или индивидуальной форме.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию