🗊Презентация Познавательные процессы

Нажмите для полного просмотра!
Познавательные процессы, слайд №1Познавательные процессы, слайд №2Познавательные процессы, слайд №3Познавательные процессы, слайд №4Познавательные процессы, слайд №5Познавательные процессы, слайд №6Познавательные процессы, слайд №7Познавательные процессы, слайд №8Познавательные процессы, слайд №9Познавательные процессы, слайд №10Познавательные процессы, слайд №11Познавательные процессы, слайд №12Познавательные процессы, слайд №13Познавательные процессы, слайд №14Познавательные процессы, слайд №15Познавательные процессы, слайд №16Познавательные процессы, слайд №17Познавательные процессы, слайд №18Познавательные процессы, слайд №19Познавательные процессы, слайд №20Познавательные процессы, слайд №21Познавательные процессы, слайд №22Познавательные процессы, слайд №23Познавательные процессы, слайд №24Познавательные процессы, слайд №25Познавательные процессы, слайд №26Познавательные процессы, слайд №27

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Познавательные процессы. Доклад-сообщение содержит 27 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Лекция 2
Познавательные процессы
Видт И.А.
Описание слайда:
Лекция 2 Познавательные процессы Видт И.А.

Слайд 2





План лекции
Познавательные процессы в структуре психики.
Познание.
Специфические познавательные процессы.
Описание слайда:
План лекции Познавательные процессы в структуре психики. Познание. Специфические познавательные процессы.

Слайд 3





Психика (от греч. psychikós - душевный) - свойство высокоорганизованной материи, проявляющееся в способности живого существа получать информацию об окружающей действительности, создавать образы объективного мира, самого себя и других живых существ, и на этой основе регулировать собственное поведение и деятельность.
Возникая на определённой ступени биологической эволюции, психика представляет собой необходимое условие дальнейшего развития жизни. Изменяясь и усложняясь, психическое отражение приобретает у человека качественно новую форму — форму сознания, порождаемого его жизнью в обществе. 
Будучи главной формой психики человека, сознание, однако, не исчерпывает её; у человека имеются и несознаваемые психические явления и процессы, т. е. такие, в которых он не может дать себе отчёта, которые скрыты от его самонаблюдения.
Описание слайда:
Психика (от греч. psychikós - душевный) - свойство высокоорганизованной материи, проявляющееся в способности живого существа получать информацию об окружающей действительности, создавать образы объективного мира, самого себя и других живых существ, и на этой основе регулировать собственное поведение и деятельность. Возникая на определённой ступени биологической эволюции, психика представляет собой необходимое условие дальнейшего развития жизни. Изменяясь и усложняясь, психическое отражение приобретает у человека качественно новую форму — форму сознания, порождаемого его жизнью в обществе. Будучи главной формой психики человека, сознание, однако, не исчерпывает её; у человека имеются и несознаваемые психические явления и процессы, т. е. такие, в которых он не может дать себе отчёта, которые скрыты от его самонаблюдения.

Слайд 4


Познавательные процессы, слайд №4
Описание слайда:

Слайд 5





Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений
Психический процесс, как составляющее структуры психики, это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.
Описание слайда:
Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений Психический процесс, как составляющее структуры психики, это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Слайд 6





Психические процессы
Описание слайда:
Психические процессы

Слайд 7





Познание — высшая форма психического отражения действительности, носящая активный, избирательный и опережающий характер. 


Это интегральное свойство психики и целостный процесс, в организации 
(структуре) которого выделяются следующие уровни:

чувственное познание — восприятие окружающего мира посредством органов чувств,

 мышление;
Описание слайда:
Познание — высшая форма психического отражения действительности, носящая активный, избирательный и опережающий характер. Это интегральное свойство психики и целостный процесс, в организации (структуре) которого выделяются следующие уровни: чувственное познание — восприятие окружающего мира посредством органов чувств, мышление;

Слайд 8





Познание — это динамическая характеристика духовно-теоретического освоения человеком условий его бытия, 
 Знание — характеристика, фиксирующая результаты этого освоения, готовые к использованию и распространению.
Описание слайда:
Познание — это динамическая характеристика духовно-теоретического освоения человеком условий его бытия, Знание — характеристика, фиксирующая результаты этого освоения, готовые к использованию и распространению.

Слайд 9





Классификация познавательных процессов (Петухов В.В.)
   Критерий – отношение процесса к   познавательной сфере
По этому критерию собственно познавательными процессами могут быть названы лишь ощущение, восприятие и мышление. Результатом этих процессов является знание субъекта о мире, полученное либо чувственным путем, с помощью органов чувств, — это обеспечивают ощущение и восприятие, либо рациональным путем — это является задачей мышления. Память, внимание, воображение В. В. Петухов , называл «универсальными» процессами, поскольку они имеют неспецифическое отношение к познанию и обеспечивают осуществление разных форм деятельности (в том числе, конечно, и познания).
Описание слайда:
Классификация познавательных процессов (Петухов В.В.) Критерий – отношение процесса к познавательной сфере По этому критерию собственно познавательными процессами могут быть названы лишь ощущение, восприятие и мышление. Результатом этих процессов является знание субъекта о мире, полученное либо чувственным путем, с помощью органов чувств, — это обеспечивают ощущение и восприятие, либо рациональным путем — это является задачей мышления. Память, внимание, воображение В. В. Петухов , называл «универсальными» процессами, поскольку они имеют неспецифическое отношение к познанию и обеспечивают осуществление разных форм деятельности (в том числе, конечно, и познания).

Слайд 10





Ощущение
Описание слайда:
Ощущение

Слайд 11





Виды ощущений
Интероцептивные;
Проприоцептивные;
Экстерорецептивные:
Контактные (вкусовые, осязательные)
Дистантные (обонятельные, слуховые, зрительные)
Описание слайда:
Виды ощущений Интероцептивные; Проприоцептивные; Экстерорецептивные: Контактные (вкусовые, осязательные) Дистантные (обонятельные, слуховые, зрительные)

Слайд 12





Свойства ощущений
Качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений. 
Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя на функциональное состояние рецептора. 
Длительность ощущения – его временная характеристика. Она определяется функциональным состоянием органа чувств, но, главным образом, временем действия раздражителя и его интенсивностью.
Пространственная локализация
Описание слайда:
Свойства ощущений Качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений. Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя на функциональное состояние рецептора. Длительность ощущения – его временная характеристика. Она определяется функциональным состоянием органа чувств, но, главным образом, временем действия раздражителя и его интенсивностью. Пространственная локализация

Слайд 13





Восприятие 
Психический познавательный процесс целостного отражения предметов, ситуаций и событий, протекающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств
Описание слайда:
Восприятие Психический познавательный процесс целостного отражения предметов, ситуаций и событий, протекающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств

Слайд 14





Филогенетически и в онтогенезе ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений) развиваются несколько раньше, а восприятие целостных предметов складывается уже на основе существующей способности к ощущениям.
Филогенетически и в онтогенезе ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений) развиваются несколько раньше, а восприятие целостных предметов складывается уже на основе существующей способности к ощущениям.
Такое же соотношение между ними существует и взрослого у человека, поскольку физиологически раздражение сначала возникает на рецепторах органов чувств, а затем, перемещаясь по нервным волокнам, оно подвергается сложной переработке, в результате которой складываются образы, на основании которых можно судить о том, с какими явлениями и предметами человек имеет дело. Однако субъективно мы отмечаем обратное соотношение: уже возникшие (автоматически созданные) образы восприятия расчленяются на отдельные качества – нам не приходится собирать целостные образы из разрозненных ощущений. Например, чтобы описать характеристики комнаты, в которой мы находимся, нам приходится иметь дело с уже сложившимся образом этой комнаты
Описание слайда:
Филогенетически и в онтогенезе ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений) развиваются несколько раньше, а восприятие целостных предметов складывается уже на основе существующей способности к ощущениям. Филогенетически и в онтогенезе ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений) развиваются несколько раньше, а восприятие целостных предметов складывается уже на основе существующей способности к ощущениям. Такое же соотношение между ними существует и взрослого у человека, поскольку физиологически раздражение сначала возникает на рецепторах органов чувств, а затем, перемещаясь по нервным волокнам, оно подвергается сложной переработке, в результате которой складываются образы, на основании которых можно судить о том, с какими явлениями и предметами человек имеет дело. Однако субъективно мы отмечаем обратное соотношение: уже возникшие (автоматически созданные) образы восприятия расчленяются на отдельные качества – нам не приходится собирать целостные образы из разрозненных ощущений. Например, чтобы описать характеристики комнаты, в которой мы находимся, нам приходится иметь дело с уже сложившимся образом этой комнаты

Слайд 15





Виды восприятий
В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают:
 зрительные, 
слуховые, 
осязательные, 
обонятельные и 
вкусовые восприятия. 
Обычно восприятие является результатом воздействия ряда анализаторов.
Описание слайда:
Виды восприятий В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые восприятия. Обычно восприятие является результатом воздействия ряда анализаторов.

Слайд 16





Свойства восприятия
предметность, 
целостность, 
константность, 
осмысленность и 
апперцепция.
Описание слайда:
Свойства восприятия предметность, целостность, константность, осмысленность и апперцепция.

Слайд 17





Предметность 
отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. 
Действительно, мы не воспринимаем предметы и явления как действующие на органы чувств раздражители – рассматриваемый карандаш не «торчит» у нас в глазу, а звуки как правило приходят откуда-то, а не возникают в ушах. Предметность складывается на ранних этапах жизни ребенка, благодаря активному взаимодействию с большим набором реальных вещей.
Описание слайда:
Предметность отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Действительно, мы не воспринимаем предметы и явления как действующие на органы чувств раздражители – рассматриваемый карандаш не «торчит» у нас в глазу, а звуки как правило приходят откуда-то, а не возникают в ушах. Предметность складывается на ранних этапах жизни ребенка, благодаря активному взаимодействию с большим набором реальных вещей.

Слайд 18





Целостность  
В отличие от ощущений, отражающих отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.
Описание слайда:
Целостность В отличие от ощущений, отражающих отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

Слайд 19





Константность 
относительное постоянство восприятия предметов при изменении условий, в которых это восприятие протекает
Благодаря свойству константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т.д.
Описание слайда:
Константность относительное постоянство восприятия предметов при изменении условий, в которых это восприятие протекает Благодаря свойству константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т.д.

Слайд 20





Осмысленность 
 отнесенность  (мысленно, действенно, эмоционально) воспринимаемого предмета  к какой-либо категории
Описание слайда:
Осмысленность отнесенность (мысленно, действенно, эмоционально) воспринимаемого предмета к какой-либо категории

Слайд 21





Апперцепция 
зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от его личностных особенностей
Описание слайда:
Апперцепция зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от его личностных особенностей

Слайд 22





Мышление
Наиболее сложный познавательный процесс целенаправленного, опосредованного и обобщенного отражения существенных связей и отношений предметов, явлений и ситуаций
Описание слайда:
Мышление Наиболее сложный познавательный процесс целенаправленного, опосредованного и обобщенного отражения существенных связей и отношений предметов, явлений и ситуаций

Слайд 23





Виды мышления
По форме:
Наглядно-действенное;
Наглядно-образное;
Абстрактно-логическое.
По степени новизны и оригинальности
Репродуктивное (воспроизводящее);
Продуктивное (творческое)
По характеру решаемых задач
Теоретическое;
 Практическое.
Описание слайда:
Виды мышления По форме: Наглядно-действенное; Наглядно-образное; Абстрактно-логическое. По степени новизны и оригинальности Репродуктивное (воспроизводящее); Продуктивное (творческое) По характеру решаемых задач Теоретическое; Практическое.

Слайд 24





Особенности предметно-действенного мышления проявляются в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, испытания свойств объектов. 
Особенности предметно-действенного мышления проявляются в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, испытания свойств объектов. 
Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. Человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о явлениях и предметах. 
Наиболее развитой формой мышления считается словесно-логическое мышление, посредством которого человек, опираясь на коды языка, становится способен отражать сложные связи, отношения, формировать понятия, делать выводы и решать сложные теоретические задачи.
Описание слайда:
Особенности предметно-действенного мышления проявляются в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, испытания свойств объектов. Особенности предметно-действенного мышления проявляются в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, испытания свойств объектов. Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. Человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о явлениях и предметах. Наиболее развитой формой мышления считается словесно-логическое мышление, посредством которого человек, опираясь на коды языка, становится способен отражать сложные связи, отношения, формировать понятия, делать выводы и решать сложные теоретические задачи.

Слайд 25





Мыслительные операции
Анализ – это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. 
Синтез – это мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. 
Сравнение – это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками.
Описание слайда:
Мыслительные операции Анализ – это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Синтез – это мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Сравнение – это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками.

Слайд 26





Мыслительные операции (продолжение)
Абстрагирование - вычленение какие-либо свойств, признаков изучаемого объекта и отвлечение от остальных. 
Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.
Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Описание слайда:
Мыслительные операции (продолжение) Абстрагирование - вычленение какие-либо свойств, признаков изучаемого объекта и отвлечение от остальных. Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Слайд 27





основные формы мышления
Понятие — это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений.
Суждение—это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств.
Умозаключение – такая форма мышления в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. 
Описание слайда:
основные формы мышления Понятие — это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений. Суждение—это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств. Умозаключение – такая форма мышления в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. 



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию