🗊Презентация Языкознание, как наука

Категория: Образование
Нажмите для полного просмотра!
Языкознание, как наука, слайд №1Языкознание, как наука, слайд №2Языкознание, как наука, слайд №3Языкознание, как наука, слайд №4Языкознание, как наука, слайд №5Языкознание, как наука, слайд №6Языкознание, как наука, слайд №7Языкознание, как наука, слайд №8Языкознание, как наука, слайд №9Языкознание, как наука, слайд №10Языкознание, как наука, слайд №11Языкознание, как наука, слайд №12Языкознание, как наука, слайд №13Языкознание, как наука, слайд №14Языкознание, как наука, слайд №15Языкознание, как наука, слайд №16Языкознание, как наука, слайд №17Языкознание, как наука, слайд №18Языкознание, как наука, слайд №19Языкознание, как наука, слайд №20Языкознание, как наука, слайд №21Языкознание, как наука, слайд №22Языкознание, как наука, слайд №23

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Языкознание, как наука. Доклад-сообщение содержит 23 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Языкознание как наука
План.
1. Языкознание как наука. Связь языкознания с другими науками.
2. Различные точки зрения на сущность языка.
3. Язык как особая система знаков.
4. Функции языка.
Описание слайда:
Языкознание как наука План. 1. Языкознание как наука. Связь языкознания с другими науками. 2. Различные точки зрения на сущность языка. 3. Язык как особая система знаков. 4. Функции языка.

Слайд 2





Литература:

1. Кадухов В.И. Введение в языкознание. М., 1979. - Глава I.
2. Баранникова Л.И. Введение в языкознание. Саратов, 1973. Глава I.
3. Кодухов В.И. Общее языкознание.  М., 1974. - С.33. (2 вопрос)
4. Березин Ф.М. История лингвистических учений. Стр.48-49, стр.103-104. (ко 2 вопр.)
5. И.А.Бодуэн де Куртене. Некоторые общие  замечания о языковедении и языке в книги «Введение в языкознание» Хрестоматия. М., 2000. с.55-59.
6. К третьему вопросу: Э.Бенвенист. Общая лингвистика. М.,1974. Глава VI.
Природа  языкового знака. с.90-97.
Описание слайда:
Литература: 1. Кадухов В.И. Введение в языкознание. М., 1979. - Глава I. 2. Баранникова Л.И. Введение в языкознание. Саратов, 1973. Глава I. 3. Кодухов В.И. Общее языкознание. М., 1974. - С.33. (2 вопрос) 4. Березин Ф.М. История лингвистических учений. Стр.48-49, стр.103-104. (ко 2 вопр.) 5. И.А.Бодуэн де Куртене. Некоторые общие замечания о языковедении и языке в книги «Введение в языкознание» Хрестоматия. М., 2000. с.55-59. 6. К третьему вопросу: Э.Бенвенист. Общая лингвистика. М.,1974. Глава VI. Природа языкового знака. с.90-97.

Слайд 3





Языкознание, языковедение, лингвистика [от лат. lingua-язык]
это наука о языке, изучающая особенности, свойственные языку вообще. 
Объектом Я. является язык во всем объеме свойств и функций: строение, функционирование и его историческое развитие.
Описание слайда:
Языкознание, языковедение, лингвистика [от лат. lingua-язык] это наука о языке, изучающая особенности, свойственные языку вообще. Объектом Я. является язык во всем объеме свойств и функций: строение, функционирование и его историческое развитие.

Слайд 4





Возникновение языкознания
Языковедческая традиция насчитывает около 3 000 лет.
В 5 в до. н.э. появилось первое научное описание древнеиндийского литер.языка – грамматика Панини.
В это же время нач. развиваться Я. в Др.Греции и на Др.Востоке – в Месопотамии, Сирии. Египте.
Описание слайда:
Возникновение языкознания Языковедческая традиция насчитывает около 3 000 лет. В 5 в до. н.э. появилось первое научное описание древнеиндийского литер.языка – грамматика Панини. В это же время нач. развиваться Я. в Др.Греции и на Др.Востоке – в Месопотамии, Сирии. Египте.

Слайд 5





Самые древние лингвистические идеи уходят в глубину веков – в мифы, сказания.
Самые древние лингвистические идеи уходят в глубину веков – в мифы, сказания.
Одной из древнейших идей является идея о Слове как духовном начале, которое послужило основой зарождения и становления мира. 
Уже в мифах люди пытались решить вопросы о возникновении языка (связывая их чаще всего с возникновением самой жизни, о том, как были даны имена предметам, о том, почему люди говорят на разных языках.
Описание слайда:
Самые древние лингвистические идеи уходят в глубину веков – в мифы, сказания. Самые древние лингвистические идеи уходят в глубину веков – в мифы, сказания. Одной из древнейших идей является идея о Слове как духовном начале, которое послужило основой зарождения и становления мира. Уже в мифах люди пытались решить вопросы о возникновении языка (связывая их чаще всего с возникновением самой жизни, о том, как были даны имена предметам, о том, почему люди говорят на разных языках.

Слайд 6





Наука о языке началась с учения о правильном чтении и письме и носила у греков название грамматики искусства, которая входила в ряд других словесных искусств: риторики, логики, стилистики.
Наука о языке началась с учения о правильном чтении и письме и носила у греков название грамматики искусства, которая входила в ряд других словесных искусств: риторики, логики, стилистики.
Языкознание относилось к числу не только наиболее древних, но и основных наук в системе знаний. Важность науки о языке для древних греков вытекает из особенностей их мировоззрения, для которого язык является органической частью окружающего мира. Он не только связывает человека с действительностью, но и дает возможность постигать мир, определять место человека в нем. 
В системе современного научного знания лингвистика также занимает одно из ведущих мест, так как естественный язык становится универсальным инструментом познания, используемый во всех науках.
Описание слайда:
Наука о языке началась с учения о правильном чтении и письме и носила у греков название грамматики искусства, которая входила в ряд других словесных искусств: риторики, логики, стилистики. Наука о языке началась с учения о правильном чтении и письме и носила у греков название грамматики искусства, которая входила в ряд других словесных искусств: риторики, логики, стилистики. Языкознание относилось к числу не только наиболее древних, но и основных наук в системе знаний. Важность науки о языке для древних греков вытекает из особенностей их мировоззрения, для которого язык является органической частью окружающего мира. Он не только связывает человека с действительностью, но и дает возможность постигать мир, определять место человека в нем. В системе современного научного знания лингвистика также занимает одно из ведущих мест, так как естественный язык становится универсальным инструментом познания, используемый во всех науках.

Слайд 7





Объект этой науки: язык чрезвычайно сложен и потому наука об этом объекте должна расчленяться на аспекты (или отрасли). 
Описание слайда:
Объект этой науки: язык чрезвычайно сложен и потому наука об этом объекте должна расчленяться на аспекты (или отрасли). 

Слайд 8





Для теоретического изучения ставится ещё целый ряд вопросов:

1. Каково содержание понятия “прошедшее время” в грамматике того или иного языка? С одной стороны, всегда ли истекшее событие изображается формами прошедшего времени и, с другой стороны, всегда ли прошедшее время изображает истекшее событие? (1. Иду я вчера по улице и встречаю…2. Формы на-Л не обозначающие истекшее событие: куда ни шло, как ни в чем не бывало, пошел вон и под.).
2. Какое место занимает прошедшее время в грамматике русского языка по сравнению с английским, немецким, французским и др.?
(В современном русском языке-1 прошедшее время, в английском-5, в немецком-3, во французском-5…)
3. Обращение к истории. Каково происхождение этого суффикса-Л? Почему он имеется у ряда прилагательных? приш-Л-ый, лежа-Л-ый, гни-Л-ой, бег-Л-ый и под. Почему русское прошедшее время изменяется по родам, чего в других языках не бывает? Почему некоторые русские глаголы не имеют этого суффикса? (Вёз, нёс, грёб.)
Описание слайда:
Для теоретического изучения ставится ещё целый ряд вопросов: 1. Каково содержание понятия “прошедшее время” в грамматике того или иного языка? С одной стороны, всегда ли истекшее событие изображается формами прошедшего времени и, с другой стороны, всегда ли прошедшее время изображает истекшее событие? (1. Иду я вчера по улице и встречаю…2. Формы на-Л не обозначающие истекшее событие: куда ни шло, как ни в чем не бывало, пошел вон и под.). 2. Какое место занимает прошедшее время в грамматике русского языка по сравнению с английским, немецким, французским и др.? (В современном русском языке-1 прошедшее время, в английском-5, в немецком-3, во французском-5…) 3. Обращение к истории. Каково происхождение этого суффикса-Л? Почему он имеется у ряда прилагательных? приш-Л-ый, лежа-Л-ый, гни-Л-ой, бег-Л-ый и под. Почему русское прошедшее время изменяется по родам, чего в других языках не бывает? Почему некоторые русские глаголы не имеют этого суффикса? (Вёз, нёс, грёб.)

Слайд 9





Теоретическое языкознание подразделяется на общее и частное
Суть этого деления в следующем. На Земле около 5000 языков. И каждый из них является предметом изучения. 
Частное языкознание изучает отдельные языки и группы родственных языков: отсюда названия русистика, полонистика, гебраистика, арабистика, с одной стороны, и славистика или славяноведение, романистика, семитология, тюркология и т. п. с другой.
Но каждый из 3000 языков существует только потому, что является средством общения между людьми. Человек – единственное из живых существ на Земле - способен выражать свои мысли и общаться с другими людьми. Эта особенность – общечеловеческая. И потому совершенно ясно, что разнообразные языки мира имеют общие особенности.
Эти общие особенности, свойственные всем языкам мира, и изучает общее языкознание. Объектом общего языкознания является языковой инвариант [лат. неизменное, постоянное], который остаётся, если отбросить то особенное, что присуще отдельным языкам.
Описание слайда:
Теоретическое языкознание подразделяется на общее и частное Суть этого деления в следующем. На Земле около 5000 языков. И каждый из них является предметом изучения. Частное языкознание изучает отдельные языки и группы родственных языков: отсюда названия русистика, полонистика, гебраистика, арабистика, с одной стороны, и славистика или славяноведение, романистика, семитология, тюркология и т. п. с другой. Но каждый из 3000 языков существует только потому, что является средством общения между людьми. Человек – единственное из живых существ на Земле - способен выражать свои мысли и общаться с другими людьми. Эта особенность – общечеловеческая. И потому совершенно ясно, что разнообразные языки мира имеют общие особенности. Эти общие особенности, свойственные всем языкам мира, и изучает общее языкознание. Объектом общего языкознания является языковой инвариант [лат. неизменное, постоянное], который остаётся, если отбросить то особенное, что присуще отдельным языкам.

Слайд 10





Общее и частное языкознание неразрывно связаны: для того, чтобы изучить отдельные языки, необходимо знать особенности языка как явления, свойственного всем людям. А как выявить эти общие для всех языков особенности? Их можно выявить только из изучения конкретных языков. Поэтому языкознание является вступлением к изучению конкретных языков, это наука – компас, наука- проводник. И в то же время языкознание является обобщением, выводом из отдельных частных языковедческих дисциплин.
Общее и частное языкознание неразрывно связаны: для того, чтобы изучить отдельные языки, необходимо знать особенности языка как явления, свойственного всем людям. А как выявить эти общие для всех языков особенности? Их можно выявить только из изучения конкретных языков. Поэтому языкознание является вступлением к изучению конкретных языков, это наука – компас, наука- проводник. И в то же время языкознание является обобщением, выводом из отдельных частных языковедческих дисциплин.
Общее языкознание включает и так называемое типологическое языкознание, осуществляющее сопоставление между собой не только родственных, но и неродственных языков, сопоставление, направленное на выяснение общих закономерностей языка.
Описание слайда:
Общее и частное языкознание неразрывно связаны: для того, чтобы изучить отдельные языки, необходимо знать особенности языка как явления, свойственного всем людям. А как выявить эти общие для всех языков особенности? Их можно выявить только из изучения конкретных языков. Поэтому языкознание является вступлением к изучению конкретных языков, это наука – компас, наука- проводник. И в то же время языкознание является обобщением, выводом из отдельных частных языковедческих дисциплин. Общее и частное языкознание неразрывно связаны: для того, чтобы изучить отдельные языки, необходимо знать особенности языка как явления, свойственного всем людям. А как выявить эти общие для всех языков особенности? Их можно выявить только из изучения конкретных языков. Поэтому языкознание является вступлением к изучению конкретных языков, это наука – компас, наука- проводник. И в то же время языкознание является обобщением, выводом из отдельных частных языковедческих дисциплин. Общее языкознание включает и так называемое типологическое языкознание, осуществляющее сопоставление между собой не только родственных, но и неродственных языков, сопоставление, направленное на выяснение общих закономерностей языка.

Слайд 11





Частное языкознание 
описательным, синхроническим (др. греч Syn- “со”-, “вместе” + chronos - “время” = относящийся к одновременности к тому, что сосуществует во времени, в одно и то же время). Синхроническое языкознание описывает факты языка в какой – то момент его истории, чаще всего факты современного языка.
2. Частное языкознание может быть также историческим, диахроническим (др. греч. dia-“через”, сквозь + chronos - время).
Диахроническое языкознание прослеживает развитие языка на протяжении большего или меньшего отрезка времени.
Разновидностью диахронического (исторического) языкознания является сравнительно - историческое языкознание (компаративистика), выясняющее с помощью сравнения между собой родственных языков их историческое прошлое.
Описание слайда:
Частное языкознание описательным, синхроническим (др. греч Syn- “со”-, “вместе” + chronos - “время” = относящийся к одновременности к тому, что сосуществует во времени, в одно и то же время). Синхроническое языкознание описывает факты языка в какой – то момент его истории, чаще всего факты современного языка. 2. Частное языкознание может быть также историческим, диахроническим (др. греч. dia-“через”, сквозь + chronos - время). Диахроническое языкознание прослеживает развитие языка на протяжении большего или меньшего отрезка времени. Разновидностью диахронического (исторического) языкознания является сравнительно - историческое языкознание (компаративистика), выясняющее с помощью сравнения между собой родственных языков их историческое прошлое.

Слайд 12





Общее языкознание
1. Интралингвистика («интра» – внутри)
2. Эктралингвитика («экстра» – внешнее)
3. Компаративистика
Описание слайда:
Общее языкознание 1. Интралингвистика («интра» – внутри) 2. Эктралингвитика («экстра» – внешнее) 3. Компаративистика

Слайд 13





Интралингвистика изучает внутреннее устройство языка
1) звуковой состав языка – фонетику
2) Слова и их значение, использование – лексику.
3) Грамматику (морфологию и синтаксис)
Описание слайда:
Интралингвистика изучает внутреннее устройство языка 1) звуковой состав языка – фонетику 2) Слова и их значение, использование – лексику. 3) Грамматику (морфологию и синтаксис)

Слайд 14





Экстралингвистика(внешняя)
Связь языка и общества (язык и культура, язык и история, язык и религия, язык и школа, язык и политика  и др – социолингвистика.
Связь языка и мышления (психолингвистика или менталингвистика) изучает речеобразование, вопросы восприятия в их соотнесенности с системой языка. Язык – средство передачи мысли.
Описание слайда:
Экстралингвистика(внешняя) Связь языка и общества (язык и культура, язык и история, язык и религия, язык и школа, язык и политика и др – социолингвистика. Связь языка и мышления (психолингвистика или менталингвистика) изучает речеобразование, вопросы восприятия в их соотнесенности с системой языка. Язык – средство передачи мысли.

Слайд 15





Компаративистика («компаратив») – сравнительное языкознание)
Сравнительно-историческое изучает родственные языки; типологию языков; лингвистические универсалии. В частности, типологическое языкознание выделяет и формулирует языковые универсалии как явления (свойства, характеристики, процессы), присущие всем (абсолютные универсалии) или почти всем (статистические универсалии)) языкам мира.
Положения, действительные для всех языков мира (так называемые абсолютные универсалии): во всех языках мира существуют гласные и согласные; на всех языках мира люди говорят предложениями; во всех языках мира есть имена собственные.
Статистические, или вероятностные универсалии (положения, действительные почти для всех языков мира): почти во всех мира имеется минимум две гласные фонемы. (Исключения – язык аборигенов Австралии аранта, индейский язык тонкава, абазинский язык (кавказская “семья”). 
И ещё один пример. Если в языке есть противопоставление по роду у имён существительных, то это же противопоставление есть и у местоимений. Исключение составляют некоторые дагестанские языки.
Описание слайда:
Компаративистика («компаратив») – сравнительное языкознание) Сравнительно-историческое изучает родственные языки; типологию языков; лингвистические универсалии. В частности, типологическое языкознание выделяет и формулирует языковые универсалии как явления (свойства, характеристики, процессы), присущие всем (абсолютные универсалии) или почти всем (статистические универсалии)) языкам мира. Положения, действительные для всех языков мира (так называемые абсолютные универсалии): во всех языках мира существуют гласные и согласные; на всех языках мира люди говорят предложениями; во всех языках мира есть имена собственные. Статистические, или вероятностные универсалии (положения, действительные почти для всех языков мира): почти во всех мира имеется минимум две гласные фонемы. (Исключения – язык аборигенов Австралии аранта, индейский язык тонкава, абазинский язык (кавказская “семья”). И ещё один пример. Если в языке есть противопоставление по роду у имён существительных, то это же противопоставление есть и у местоимений. Исключение составляют некоторые дагестанские языки.

Слайд 16





Ареальная лингвистика / лингвистическая география изучает территориальное распространение языков на земном шаре.
Ареальная лингвистика / лингвистическая география изучает территориальное распространение языков на земном шаре.
Прикладное языкознание – направление, занимающееся разработкой методов решения практических задач с использованием языка (создание алфавитов, системы письма для слепых; создание спец.лингвистич.справочников, словарей; отбор языкового материала для методики преподавания языков
Описание слайда:
Ареальная лингвистика / лингвистическая география изучает территориальное распространение языков на земном шаре. Ареальная лингвистика / лингвистическая география изучает территориальное распространение языков на земном шаре. Прикладное языкознание – направление, занимающееся разработкой методов решения практических задач с использованием языка (создание алфавитов, системы письма для слепых; создание спец.лингвистич.справочников, словарей; отбор языкового материала для методики преподавания языков

Слайд 17





Связь Я. с другими науками
1. Связь с общественными науками:
Философией, кот. определяет подход к изучению языка, принципы его исследования
Логикой – связь языка с законами мышления
Социологией – изучается связь языка с обществом
Описание слайда:
Связь Я. с другими науками 1. Связь с общественными науками: Философией, кот. определяет подход к изучению языка, принципы его исследования Логикой – связь языка с законами мышления Социологией – изучается связь языка с обществом

Слайд 18





Связь с историческими науками
Обусловлена связью истории языка с историей народа. Знание истории народа позволяет понять особенности языка, например, в англ.яз. имеется много лат. и французских корней. 
С др.стороны, языкознание позволяет узнать некоторые факты из истории народа, н-р: определить особенности его хозяйства в далеком прошлом помогают названия; связь с другими народами - заимствования
Описание слайда:
Связь с историческими науками Обусловлена связью истории языка с историей народа. Знание истории народа позволяет понять особенности языка, например, в англ.яз. имеется много лат. и французских корней. С др.стороны, языкознание позволяет узнать некоторые факты из истории народа, н-р: определить особенности его хозяйства в далеком прошлом помогают названия; связь с другими народами - заимствования

Слайд 19





Связь с этнографией- изучает быт и культуру народа – этнолингвистика
Связь с этнографией- изучает быт и культуру народа – этнолингвистика
С антропологией – наукой о биологической природе человека (вопрос о происхождении языка)
С психологией – вопрос о языке и мышлении, разработка проблем внутренней речи. Психолингвистика изучает процессы порождения, восприятия речи человека, речевую деятельность
С физиологией и акустикой (условия производства и восприятия звука). Ф. изучает работу речевого аппарата, с акустической  т.зрения изучаются физическая природа звука.
Описание слайда:
Связь с этнографией- изучает быт и культуру народа – этнолингвистика Связь с этнографией- изучает быт и культуру народа – этнолингвистика С антропологией – наукой о биологической природе человека (вопрос о происхождении языка) С психологией – вопрос о языке и мышлении, разработка проблем внутренней речи. Психолингвистика изучает процессы порождения, восприятия речи человека, речевую деятельность С физиологией и акустикой (условия производства и восприятия звука). Ф. изучает работу речевого аппарата, с акустической т.зрения изучаются физическая природа звука.

Слайд 20





С семиотикой – наукой о знаке. Язык использует основное положение  о знаках, их признаках, типах.
С семиотикой – наукой о знаке. Язык использует основное положение  о знаках, их признаках, типах.
С теорией информации (математич.науками): изучаются процессы передачи информации по каналам связи. В процессе речи мы имеем дело с передатчиком, получателем речи и формой связи.
С литературоведением – это филологические науки. Тесно связь проявляется  в стилистике
Описание слайда:
С семиотикой – наукой о знаке. Язык использует основное положение о знаках, их признаках, типах. С семиотикой – наукой о знаке. Язык использует основное положение о знаках, их признаках, типах. С теорией информации (математич.науками): изучаются процессы передачи информации по каналам связи. В процессе речи мы имеем дело с передатчиком, получателем речи и формой связи. С литературоведением – это филологические науки. Тесно связь проявляется в стилистике

Слайд 21





Различные точки зрения на сущность языка
Биологическая концепция – создатель Август Шлейхер. Язык уподобляется живому организму, законы развития которого соответствуют законам развития природы: язык рождается, развивается, достигает зрелости и умирает.
Наследуется ли язык?
Существует ли биологический механизм возникновения и формирования чел.речи?
Описание слайда:
Различные точки зрения на сущность языка Биологическая концепция – создатель Август Шлейхер. Язык уподобляется живому организму, законы развития которого соответствуют законам развития природы: язык рождается, развивается, достигает зрелости и умирает. Наследуется ли язык? Существует ли биологический механизм возникновения и формирования чел.речи?

Слайд 22





Психологическая концепция – автор Вильгельм фон Гумбольдт
Язык представляет собой беспрерывную деятельность духа, стремящуюся превратить звук в выражение мысли. Язык народа есть его дух и дух народа есть его язык. 
Язык является своеобразным промежуточным миром, находящимся между народом и окружающим миром. Язык влияет на мировоззрение и мировосприятие людей. Гумбольдт рассматривал язык как идеальную вещь, существующую в умах и душах людей.
Описание слайда:
Психологическая концепция – автор Вильгельм фон Гумбольдт Язык представляет собой беспрерывную деятельность духа, стремящуюся превратить звук в выражение мысли. Язык народа есть его дух и дух народа есть его язык. Язык является своеобразным промежуточным миром, находящимся между народом и окружающим миром. Язык влияет на мировоззрение и мировосприятие людей. Гумбольдт рассматривал язык как идеальную вещь, существующую в умах и душах людей.

Слайд 23





Социальная концепция языка (авторы Ф.Энгельс, Анутан Мейе, Ф.Ф.Фортунатов)
Язык – социальный продукт общества. Вырабатывается коллективно как основное средство общения. 
Все языковые особенности складываются в коллективе и все языковые явления социально обусловлены, т.е. обусловлены историей и условиями народной жизни, уровнем развития науки и культуры, национальным характером (менталитетом).
Описание слайда:
Социальная концепция языка (авторы Ф.Энгельс, Анутан Мейе, Ф.Ф.Фортунатов) Язык – социальный продукт общества. Вырабатывается коллективно как основное средство общения. Все языковые особенности складываются в коллективе и все языковые явления социально обусловлены, т.е. обусловлены историей и условиями народной жизни, уровнем развития науки и культуры, национальным характером (менталитетом).



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию