🗊Презентация Основные этапы развития экономической теории

Нажмите для полного просмотра!
Основные этапы развития экономической теории, слайд №1Основные этапы развития экономической теории, слайд №2Основные этапы развития экономической теории, слайд №3Основные этапы развития экономической теории, слайд №4Основные этапы развития экономической теории, слайд №5Основные этапы развития экономической теории, слайд №6Основные этапы развития экономической теории, слайд №7Основные этапы развития экономической теории, слайд №8Основные этапы развития экономической теории, слайд №9Основные этапы развития экономической теории, слайд №10Основные этапы развития экономической теории, слайд №11Основные этапы развития экономической теории, слайд №12Основные этапы развития экономической теории, слайд №13Основные этапы развития экономической теории, слайд №14Основные этапы развития экономической теории, слайд №15Основные этапы развития экономической теории, слайд №16Основные этапы развития экономической теории, слайд №17Основные этапы развития экономической теории, слайд №18Основные этапы развития экономической теории, слайд №19Основные этапы развития экономической теории, слайд №20Основные этапы развития экономической теории, слайд №21Основные этапы развития экономической теории, слайд №22

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Основные этапы развития экономической теории. Доклад-сообщение содержит 22 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Лекция 1 
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Считается, что первым стал употреблять термин «экономия» ученик Сократа греческий мыслитель Ксенофонт (430–355 гг. до н. э.). 
Он составил руководство по управлению домашним хозяйством рабовладельца под названием «Экономикос» (от греч. ойкос – дом, номос – закон), что можно перевести как «домострой», т. е. искусство (законы) управления домашним хозяйством.
Источник богатства он видел в домоводстве и сельском хозяйстве, а ремесло, торговлю и ростовщичество отвергал как недостойные виды деятельности.
Описание слайда:
Лекция 1 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Считается, что первым стал употреблять термин «экономия» ученик Сократа греческий мыслитель Ксенофонт (430–355 гг. до н. э.). Он составил руководство по управлению домашним хозяйством рабовладельца под названием «Экономикос» (от греч. ойкос – дом, номос – закон), что можно перевести как «домострой», т. е. искусство (законы) управления домашним хозяйством. Источник богатства он видел в домоводстве и сельском хозяйстве, а ремесло, торговлю и ростовщичество отвергал как недостойные виды деятельности.

Слайд 2





Аристотель. Наряду с «экономией» он разглядел явление, названное им «хрематистикой» 
Аристотель. Наряду с «экономией» он разглядел явление, названное им «хрематистикой» 
(греч. хрема – имущество, владение), т. е. искусство наживать денежное богатство. Экономия и хрематистика вместе составляют учение о богатстве. Если экономия связана с производством продуктов, то хрематистика – с движением денег, с вложением и накоплением капитала.
Для Аристотеля, как и Ксенофонта, идеалом оставалось натуральное хозяйство. Но в отличие от Ксенофонта Аристотель не только допускал товарно-денежные отношения, но и пытался их исследовать.
Описание слайда:
Аристотель. Наряду с «экономией» он разглядел явление, названное им «хрематистикой» Аристотель. Наряду с «экономией» он разглядел явление, названное им «хрематистикой» (греч. хрема – имущество, владение), т. е. искусство наживать денежное богатство. Экономия и хрематистика вместе составляют учение о богатстве. Если экономия связана с производством продуктов, то хрематистика – с движением денег, с вложением и накоплением капитала. Для Аристотеля, как и Ксенофонта, идеалом оставалось натуральное хозяйство. Но в отличие от Ксенофонта Аристотель не только допускал товарно-денежные отношения, но и пытался их исследовать.

Слайд 3





Оценивая заслуги античных мыслителей, можно сделать следующие выводы:
Оценивая заслуги античных мыслителей, можно сделать следующие выводы:
1 Объектом их интереса было полунатуральное рабовладельческое хозяйство. Исследование зарождающихся в обществе товарно-денежных отношений не было специальным; оно имело случайный характер.
2 Принципы организации и управления рабовладельческим хозяйством впервые в мире оформлены греческими учеными в учение под название «экономия».
3 Воззрения античных мыслителей еще нельзя назвать наукой. Они образуют лишь ее теоретические исходные пункты, в которых, однако, прозорливо названы два важных положения:
необходимость исследовать законы ведения хозяйства;
пути увеличения его богатства.
Описание слайда:
Оценивая заслуги античных мыслителей, можно сделать следующие выводы: Оценивая заслуги античных мыслителей, можно сделать следующие выводы: 1 Объектом их интереса было полунатуральное рабовладельческое хозяйство. Исследование зарождающихся в обществе товарно-денежных отношений не было специальным; оно имело случайный характер. 2 Принципы организации и управления рабовладельческим хозяйством впервые в мире оформлены греческими учеными в учение под название «экономия». 3 Воззрения античных мыслителей еще нельзя назвать наукой. Они образуют лишь ее теоретические исходные пункты, в которых, однако, прозорливо названы два важных положения: необходимость исследовать законы ведения хозяйства; пути увеличения его богатства.

Слайд 4





На Руси «домострои», аналогичные ксенофонтовскому «Экономиксу», появились в XI в. 
На Руси «домострои», аналогичные ксенофонтовскому «Экономиксу», появились в XI в. 
В XVI в. советник Ивана IV Сильвестр соединил их в наказ, вошедший в историю как «Домострой Сильвестра». В России не было рабства, поэтому русский «Домострой» – это руководство по организации феодального хозяйства, содержащее, однако, рыночные советы:
     – когда и что покупать по низким ценам;
     – какие товары приобретать с избытком, чтобы в случае повышения цен их перепродавать;
     – покупать не в кредит, а за наличные деньги, чтобы не платить процент, и т. п.
«Домострой Сильвестра» просуществовал вплоть до XVIII в. С утверждением в России капитализма он потерял свою актуальность
Описание слайда:
На Руси «домострои», аналогичные ксенофонтовскому «Экономиксу», появились в XI в. На Руси «домострои», аналогичные ксенофонтовскому «Экономиксу», появились в XI в. В XVI в. советник Ивана IV Сильвестр соединил их в наказ, вошедший в историю как «Домострой Сильвестра». В России не было рабства, поэтому русский «Домострой» – это руководство по организации феодального хозяйства, содержащее, однако, рыночные советы: – когда и что покупать по низким ценам; – какие товары приобретать с избытком, чтобы в случае повышения цен их перепродавать; – покупать не в кредит, а за наличные деньги, чтобы не платить процент, и т. п. «Домострой Сильвестра» просуществовал вплоть до XVIII в. С утверждением в России капитализма он потерял свою актуальность

Слайд 5





Меркантилизм – первая школа политической экономии
Сущность меркантилизма: богатство – это прежде всего золото, на которое можно все купить. Его приносит торговля, главным образом – внешняя, значит, золото следует ввозить, не допуская вывоза, а потому исследовать надо только сферу обращения.
Меркантилизм возник как попытка теоретического обоснования политики, отстаиваемой купцами.
На раннем этапе он выступал в форме монетаризма (от англ. money – деньги), для которого характерна идеализация серебра и золота как единственной формы богатства. Монетаристы выдвинули теорию «денежного баланса», в соответствии с которой они рекомендовали запретить вывоз денег из страны. 
На втором этапе меркантилисты обратились к исследованию сферы не денежного, а товарного обмена. Была разработана теория «торгового баланса».
Представителями меркантилизма являются Т. Мен, А. Монкретьен, У. Стаффорд, Кольбер; в России – Ордин-Нащокин (1605–1680), Петр I (1672–1725), И. Т. Посошков (1652–1726) и др.
Описание слайда:
Меркантилизм – первая школа политической экономии Сущность меркантилизма: богатство – это прежде всего золото, на которое можно все купить. Его приносит торговля, главным образом – внешняя, значит, золото следует ввозить, не допуская вывоза, а потому исследовать надо только сферу обращения. Меркантилизм возник как попытка теоретического обоснования политики, отстаиваемой купцами. На раннем этапе он выступал в форме монетаризма (от англ. money – деньги), для которого характерна идеализация серебра и золота как единственной формы богатства. Монетаристы выдвинули теорию «денежного баланса», в соответствии с которой они рекомендовали запретить вывоз денег из страны. На втором этапе меркантилисты обратились к исследованию сферы не денежного, а товарного обмена. Была разработана теория «торгового баланса». Представителями меркантилизма являются Т. Мен, А. Монкретьен, У. Стаффорд, Кольбер; в России – Ордин-Нащокин (1605–1680), Петр I (1672–1725), И. Т. Посошков (1652–1726) и др.

Слайд 6





Меркантилизм – первая школа политической экономии
Особого внимания среди меркантилистов заслуживает человек, который ввел в термин «политическая экономия». Это был Антуан Монкретьен де Ваттевиль (1575–1622).
в 1615 г. он опубликовал свое единственное экономическое произведение «Трактат политической экономии для короля и королевы», посвятив его молодому Людовику XIII и королеве-матери.
это было одно из первых в Европе сочинений, специально посвященных экономическим проблемам. В нем выделялся особый предмет исследования, отличный от предмета других общественных наук.
Политическая экономия объявлялась наукой о законах развития общественного хозяйства.
С выходом в свет книги Монкретьена экономическая наука более 300 лет развивалась как политическая экономия.
Описание слайда:
Меркантилизм – первая школа политической экономии Особого внимания среди меркантилистов заслуживает человек, который ввел в термин «политическая экономия». Это был Антуан Монкретьен де Ваттевиль (1575–1622). в 1615 г. он опубликовал свое единственное экономическое произведение «Трактат политической экономии для короля и королевы», посвятив его молодому Людовику XIII и королеве-матери. это было одно из первых в Европе сочинений, специально посвященных экономическим проблемам. В нем выделялся особый предмет исследования, отличный от предмета других общественных наук. Политическая экономия объявлялась наукой о законах развития общественного хозяйства. С выходом в свет книги Монкретьена экономическая наука более 300 лет развивалась как политическая экономия.

Слайд 7





Меркантилизм – первая школа политической экономии
Оценивая меркантилизм в целом, можно сделать следующие выводы:
1 Источник богатства меркантилисты видели в деньгах. Их теоретические попытки объяснить погоню за деньгами сыграли важную роль в возникновении классической политической экономии. Сам же меркантилизм еще не стал действительной наукой. Его можно назвать предысторией буржуазной политической экономии.
2 Действительная наука началась с тех исследований, которые перешли от анализа обращения (торговли) к анализу производства.
Меркантилизм исторически изжил себя в новой эпохе, когда в экономике стал господствовать не торговый, а промышленный капитал.
Описание слайда:
Меркантилизм – первая школа политической экономии Оценивая меркантилизм в целом, можно сделать следующие выводы: 1 Источник богатства меркантилисты видели в деньгах. Их теоретические попытки объяснить погоню за деньгами сыграли важную роль в возникновении классической политической экономии. Сам же меркантилизм еще не стал действительной наукой. Его можно назвать предысторией буржуазной политической экономии. 2 Действительная наука началась с тех исследований, которые перешли от анализа обращения (торговли) к анализу производства. Меркантилизм исторически изжил себя в новой эпохе, когда в экономике стал господствовать не торговый, а промышленный капитал.

Слайд 8





Классическая политическая экономия и физиократия
доказывается, что источником богатства является производство, а не торговля, в которой лишь обмениваются созданные блага. Истинным богатством являются не деньги, а товары. Так возникает школа классической политической экономии.
Начало ей положили англичанин Уильям Петти и французский судья Буагильбер. Наиболее интересен У. Петти.
Как многие мыслители XVII–XVIII вв., Петти (1623–1687) не был «чистым» экономистом. Моряк по призванию и врач по образованию, он имел степень доктора физики, был преподавателем музыки и занимал должность профессора анатомии. Его называют отцом или Колумбом политической экономии, так как он первым заявил, что источником богатства является труд. Петти принадлежит крылатое выражение: «Труд есть отец богатства, а земля – мать его». С именем Петти связано создание экономической статистики, которую он называл политической арифметикой.
Описание слайда:
Классическая политическая экономия и физиократия доказывается, что источником богатства является производство, а не торговля, в которой лишь обмениваются созданные блага. Истинным богатством являются не деньги, а товары. Так возникает школа классической политической экономии. Начало ей положили англичанин Уильям Петти и французский судья Буагильбер. Наиболее интересен У. Петти. Как многие мыслители XVII–XVIII вв., Петти (1623–1687) не был «чистым» экономистом. Моряк по призванию и врач по образованию, он имел степень доктора физики, был преподавателем музыки и занимал должность профессора анатомии. Его называют отцом или Колумбом политической экономии, так как он первым заявил, что источником богатства является труд. Петти принадлежит крылатое выражение: «Труд есть отец богатства, а земля – мать его». С именем Петти связано создание экономической статистики, которую он называл политической арифметикой.

Слайд 9





Классическая политическая экономия и физиократия
Европа того времени оставалась в основном аграрной, поэтому многие экономисты отождествляли производство с сельским хозяйством. Они являются представителями школы физиократов (от греч. physis – природа, kratos – власть). Она сформировалась во Франции в середине XVIII в. 
Ее основателем был Франсуа Кенэ (1694–1774). Доктор медицины и врач при дворе Людовика XV, он считал общество организмом и различал в нем здоровье (норму) и болезнь (патологию). Здоровое общество, по его мнению, должно находиться в равновесии, для достижения которого надо «не деньги копить, а развивать сельское хозяйство». 
Только в земледельческом труде и земледельческом продукте физиократы видели источник богатства. Они полностью игнорировали промышленный труд и промышленный продукт – в этом их ошибка.
 Заслуга же в том, что они перенесли исследование источника богатства из сферы обращения в сферу производства, а носителями богатства стали считать не деньги, а товары.
Описание слайда:
Классическая политическая экономия и физиократия Европа того времени оставалась в основном аграрной, поэтому многие экономисты отождествляли производство с сельским хозяйством. Они являются представителями школы физиократов (от греч. physis – природа, kratos – власть). Она сформировалась во Франции в середине XVIII в. Ее основателем был Франсуа Кенэ (1694–1774). Доктор медицины и врач при дворе Людовика XV, он считал общество организмом и различал в нем здоровье (норму) и болезнь (патологию). Здоровое общество, по его мнению, должно находиться в равновесии, для достижения которого надо «не деньги копить, а развивать сельское хозяйство». Только в земледельческом труде и земледельческом продукте физиократы видели источник богатства. Они полностью игнорировали промышленный труд и промышленный продукт – в этом их ошибка. Заслуга же в том, что они перенесли исследование источника богатства из сферы обращения в сферу производства, а носителями богатства стали считать не деньги, а товары.

Слайд 10





Классическая политическая экономия
Самыми яркими представителями классической политической экономии являются Адам Смит (1723–1790) и Давид Рикардо (17721823).
А. Смит родился в Шотландии, имел звание профессора философии и логики, был ректором университета в Глазго. Наряду с К. Марксом и Дж. Кейнсом он считается одним из трех величайших экономистов мира. 
В 1777 г. А. Смит выпустил книгу «Исследование о природе и причине богатства народов». Ее главная идея состояла в обосновании теории трудовой стоимости, в доказательстве того, что источником богатства является труд во всех сферах производства, а не только в земледелии, благодаря затратам которого образуется стоимость, а затем – цена товара. 
Уместно заметить, что Смит, размышляя о субстанции (основе) стоимости (труд или полезность), не сразу сделал выбор в пользу труда. К этому выбору его склонило рассуждение о пользе воды и бриллиантов. Он задал себе вопрос, почему вода, имеющая большую полезность для человека, нежели бриллианты, ценится так низко? 
Не сумев объяснить стоимость воды и бриллиантов полезностью, он сконцентрировал внимание на зависимости стоимости товара от трудовых затрат. Дело в том, что Смит еще не знал разницы между предельной и общей полезностью. А цена как раз связана не с общей, а с предельной полезностью блага. Ведь потребляется не вода или алмазы вообще, а какое-то их количество: литры или караты. А при увеличении количества потребляемых единиц блага снижается полезность дополнительной единицы. Так как воды много, то потребление большого числа единиц воды делает предельную полезность воды для каждого потребителя низкой. Это и объясняет ее низкую цену. Но при недостатке воды, например в пустыне, ценность дополнительной единицы воды может быть много выше ценности единицы любых драгоценных камней. Именно желание разрешить парадокс «вода-алмаз» подтолкнуло экономическую науку к открытию предельного анализа. Поэтому лишь спустя столетие авторы теории предельной полезности нашли контраргументы против этого «парадокса Смита».
Описание слайда:
Классическая политическая экономия Самыми яркими представителями классической политической экономии являются Адам Смит (1723–1790) и Давид Рикардо (17721823). А. Смит родился в Шотландии, имел звание профессора философии и логики, был ректором университета в Глазго. Наряду с К. Марксом и Дж. Кейнсом он считается одним из трех величайших экономистов мира. В 1777 г. А. Смит выпустил книгу «Исследование о природе и причине богатства народов». Ее главная идея состояла в обосновании теории трудовой стоимости, в доказательстве того, что источником богатства является труд во всех сферах производства, а не только в земледелии, благодаря затратам которого образуется стоимость, а затем – цена товара. Уместно заметить, что Смит, размышляя о субстанции (основе) стоимости (труд или полезность), не сразу сделал выбор в пользу труда. К этому выбору его склонило рассуждение о пользе воды и бриллиантов. Он задал себе вопрос, почему вода, имеющая большую полезность для человека, нежели бриллианты, ценится так низко? Не сумев объяснить стоимость воды и бриллиантов полезностью, он сконцентрировал внимание на зависимости стоимости товара от трудовых затрат. Дело в том, что Смит еще не знал разницы между предельной и общей полезностью. А цена как раз связана не с общей, а с предельной полезностью блага. Ведь потребляется не вода или алмазы вообще, а какое-то их количество: литры или караты. А при увеличении количества потребляемых единиц блага снижается полезность дополнительной единицы. Так как воды много, то потребление большого числа единиц воды делает предельную полезность воды для каждого потребителя низкой. Это и объясняет ее низкую цену. Но при недостатке воды, например в пустыне, ценность дополнительной единицы воды может быть много выше ценности единицы любых драгоценных камней. Именно желание разрешить парадокс «вода-алмаз» подтолкнуло экономическую науку к открытию предельного анализа. Поэтому лишь спустя столетие авторы теории предельной полезности нашли контраргументы против этого «парадокса Смита».

Слайд 11





Достижения Адама Смита
Считается, что три постулата Смита до сих пор определяют вектор экономической науки. Они образуют парадигму А. Смита. 
Научные достижения (парадигма) Смита:

Во-первых, это анализ «экономического человека». «Экономический человек» представляет собой образное выражение, обозначающее модель или концепцию человека в экономической теории. Место обитания «экономического человека» – труды ученых-экономистов. Отношение между «экономическим человеком» и человеком, участвующим в реальной хозяйственной жизни, – это отношение между теорией и практикой. Заслуга А. Смита в том, что он проанализировал модель «экономического человека» применительно к индустриально-рыночной экономике.
Во-вторых, это «невидимая рука» рынка, предполагающая минимальное вмешательство государства и рыночное саморегулирование на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения под влиянием конкуренции. «Невидимая рука» – это, по сути, стихийное действие объективных экономических законов. Эти законы действуют помимо, а часто против воли людей. Введя в такой форме в науку понятие об экономическом законе, А. Смит поставил политическую экономию на научную основу.
В-третьих, это богатство как целевая функция и объект экономических отношений.
Описание слайда:
Достижения Адама Смита Считается, что три постулата Смита до сих пор определяют вектор экономической науки. Они образуют парадигму А. Смита. Научные достижения (парадигма) Смита: Во-первых, это анализ «экономического человека». «Экономический человек» представляет собой образное выражение, обозначающее модель или концепцию человека в экономической теории. Место обитания «экономического человека» – труды ученых-экономистов. Отношение между «экономическим человеком» и человеком, участвующим в реальной хозяйственной жизни, – это отношение между теорией и практикой. Заслуга А. Смита в том, что он проанализировал модель «экономического человека» применительно к индустриально-рыночной экономике. Во-вторых, это «невидимая рука» рынка, предполагающая минимальное вмешательство государства и рыночное саморегулирование на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения под влиянием конкуренции. «Невидимая рука» – это, по сути, стихийное действие объективных экономических законов. Эти законы действуют помимо, а часто против воли людей. Введя в такой форме в науку понятие об экономическом законе, А. Смит поставил политическую экономию на научную основу. В-третьих, это богатство как целевая функция и объект экономических отношений.

Слайд 12





Заслуги классической школы
Сделала главным объектом изучения сферу производства, а не обращения.
Раскрыла значение труда как основы и меры ценности всех товаров как источника богатства общества.
Доказала, что экономика должна регулироваться рынком и имеет свои законы, которые объективны, т. е. не могут быть отменены ни королями, ни правительствами.
Выявила источники доходов всех слоев общества: предпринимателей, рабочих, земельных собственников, банкиров, торговцев. 
Русскими представителями классической школы принято считать Н. С. Мордвинова (1754–1845), декабриста Н. Тургенева (1789–1871), М. М. Сперанского (1772–1839) и др. В XVIII – первой половине XIX в. Россия оставалась страной, в которой господствовало крепостное право. Поэтому анализ таких категорий капитализма, как цена, прибыль, стоимость и др., которыми интересовалась классическая школа политэкономии, не был для России актуальным. Гораздо более важным являлось другое – найти способы и средства, которые помогли бы «вытянуть» страну из отсталости
Описание слайда:
Заслуги классической школы Сделала главным объектом изучения сферу производства, а не обращения. Раскрыла значение труда как основы и меры ценности всех товаров как источника богатства общества. Доказала, что экономика должна регулироваться рынком и имеет свои законы, которые объективны, т. е. не могут быть отменены ни королями, ни правительствами. Выявила источники доходов всех слоев общества: предпринимателей, рабочих, земельных собственников, банкиров, торговцев. Русскими представителями классической школы принято считать Н. С. Мордвинова (1754–1845), декабриста Н. Тургенева (1789–1871), М. М. Сперанского (1772–1839) и др. В XVIII – первой половине XIX в. Россия оставалась страной, в которой господствовало крепостное право. Поэтому анализ таких категорий капитализма, как цена, прибыль, стоимость и др., которыми интересовалась классическая школа политэкономии, не был для России актуальным. Гораздо более важным являлось другое – найти способы и средства, которые помогли бы «вытянуть» страну из отсталости

Слайд 13





Марксизм
Основатель марксизма Карл Маркс (1818–1883, закончил юридический факультет Берлинского университета, имел ученую степень доктора философских наук, умер и похоронен в Лондоне. 
Главный труд его жизни «Капитал», сделавший его одним из трех величайших экономистов мира, Ф. Энгельс назвал «библией рабочего класса». «Капитал» состоит из четырех томов.
Первый том «Капитала» вышел в свет в 1867 г. и называется «Процесс производства капитала». Второй том «Капитала» вышел в свет в 1885 г. (издан Ф. Энгельсом) и называется «Процесс обращения капитала». Третий том «Капитала» опубликован Энгельсом в 1894 г. Он называется «Процесс капиталистического производства, взятый в целом». Четвертый том «Капитала» опубликован Каутским в 1905–1910 гг. и называется «Теории прибавочной стоимости». В нем в форме полемики с предшественниками содержится подробная критика истории центрального пункта политэкономии – теории прибавочной стоимости.
Во всех работах предметом своего исследования Маркс считал капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена, а конечной целью – открытие экономических законов капитализма. Главным в учении Маркса явилась теория прибавочной стоимости, в которой утверждалось, что ее производство достигается путем эксплуатации пролетариата (ибо прибавочная стоимость – это неоплаченный труд рабочего), а ее присвоение капиталистами является постоянным источником увеличения их богатства.
Описание слайда:
Марксизм Основатель марксизма Карл Маркс (1818–1883, закончил юридический факультет Берлинского университета, имел ученую степень доктора философских наук, умер и похоронен в Лондоне. Главный труд его жизни «Капитал», сделавший его одним из трех величайших экономистов мира, Ф. Энгельс назвал «библией рабочего класса». «Капитал» состоит из четырех томов. Первый том «Капитала» вышел в свет в 1867 г. и называется «Процесс производства капитала». Второй том «Капитала» вышел в свет в 1885 г. (издан Ф. Энгельсом) и называется «Процесс обращения капитала». Третий том «Капитала» опубликован Энгельсом в 1894 г. Он называется «Процесс капиталистического производства, взятый в целом». Четвертый том «Капитала» опубликован Каутским в 1905–1910 гг. и называется «Теории прибавочной стоимости». В нем в форме полемики с предшественниками содержится подробная критика истории центрального пункта политэкономии – теории прибавочной стоимости. Во всех работах предметом своего исследования Маркс считал капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена, а конечной целью – открытие экономических законов капитализма. Главным в учении Маркса явилась теория прибавочной стоимости, в которой утверждалось, что ее производство достигается путем эксплуатации пролетариата (ибо прибавочная стоимость – это неоплаченный труд рабочего), а ее присвоение капиталистами является постоянным источником увеличения их богатства.

Слайд 14





Заслуги Маркса
1 Экономическое учение К. Маркса явилось вершиной классической политэкономии.
2 Созданное им экономическое учение было основано на немецкой классической философии (Гегель, Фейербах), английской классической политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо), французском утопическом социализме (Сен-Симон, Фурье) и в течение 70 лет являлось государственной идеологией в СССР.
3 Его учение об общественно-экономических формациях и причинах их смены позволило рассматривать историю человечества в виде логической системы, а не хаоса фактов.
4 Впервые в истории экономической науки капитализм был исследован им не фрагментарно, а как единая система законов и категорий, что позволило ему:
– раскрыть двойственный характер труда (конкретный и абстрактный);
– вскрыть противоречия товара (между меновой и потребительной стоимостью);
– развить учение о прибавочной стоимости;
– раскрыть сущность наемного труда и капиталистической эксплуатации;
– развить теорию средней прибыли, заработной платы, ренты и процента;
– разработать теорию воспроизводства и кризисов.
После К. Маркса политическая экономия стала развиваться в рамках трех основных направлений: неоклассического, кейнсианского и институционально-социологического.
Описание слайда:
Заслуги Маркса 1 Экономическое учение К. Маркса явилось вершиной классической политэкономии. 2 Созданное им экономическое учение было основано на немецкой классической философии (Гегель, Фейербах), английской классической политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо), французском утопическом социализме (Сен-Симон, Фурье) и в течение 70 лет являлось государственной идеологией в СССР. 3 Его учение об общественно-экономических формациях и причинах их смены позволило рассматривать историю человечества в виде логической системы, а не хаоса фактов. 4 Впервые в истории экономической науки капитализм был исследован им не фрагментарно, а как единая система законов и категорий, что позволило ему: – раскрыть двойственный характер труда (конкретный и абстрактный); – вскрыть противоречия товара (между меновой и потребительной стоимостью); – развить учение о прибавочной стоимости; – раскрыть сущность наемного труда и капиталистической эксплуатации; – развить теорию средней прибыли, заработной платы, ренты и процента; – разработать теорию воспроизводства и кризисов. После К. Маркса политическая экономия стала развиваться в рамках трех основных направлений: неоклассического, кейнсианского и институционально-социологического.

Слайд 15





Неоклассическое направление
Оно возникло в 70-80-х гг. XIX в., когда произошел существенный скачок в движении экономической теории
основатели неоклассического направления – Л. Вальрас, В. Парето, И. Фишер и др. 
Отличительной характеристикой является активное внедрение формально-математических методов в экономическую теорию. 
Стремление внести в экономическую теорию формальные методы объяснялось желанием, во-первых, превратить ее в точную науку, свободную от неопределенных суждений, которыми характеризовалась политическая экономия со времен А. Смита, во-вторых, сделать ее в отличие от марксизма социально нейтральной.
Описание слайда:
Неоклассическое направление Оно возникло в 70-80-х гг. XIX в., когда произошел существенный скачок в движении экономической теории основатели неоклассического направления – Л. Вальрас, В. Парето, И. Фишер и др. Отличительной характеристикой является активное внедрение формально-математических методов в экономическую теорию. Стремление внести в экономическую теорию формальные методы объяснялось желанием, во-первых, превратить ее в точную науку, свободную от неопределенных суждений, которыми характеризовалась политическая экономия со времен А. Смита, во-вторых, сделать ее в отличие от марксизма социально нейтральной.

Слайд 16





Монетаризм
Монетаризм – это экономическая теория, в соответствии с которой денежная масса, находящаяся в обращении, играет определяющую роль в стабилизации и развитии рыночной экономики.
Основоположник монетаризма – создатель Чикагской школы, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1976 г. американский ученый Милтон Фридмен. Его рекомендации использовались в 1960-1970-е гг. в США, Великобритании, ФРГ, Чили и других странах. В России неудачные монетаристские преобразования в начале 90-х гг. XX в. предпринимались Е. Гайдаром. Монетаристы допускают вмешательство государства в экономику, но роль его сводят только к контролю над денежной массой.
Описание слайда:
Монетаризм Монетаризм – это экономическая теория, в соответствии с которой денежная масса, находящаяся в обращении, играет определяющую роль в стабилизации и развитии рыночной экономики. Основоположник монетаризма – создатель Чикагской школы, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1976 г. американский ученый Милтон Фридмен. Его рекомендации использовались в 1960-1970-е гг. в США, Великобритании, ФРГ, Чили и других странах. В России неудачные монетаристские преобразования в начале 90-х гг. XX в. предпринимались Е. Гайдаром. Монетаристы допускают вмешательство государства в экономику, но роль его сводят только к контролю над денежной массой.

Слайд 17





Теоретические постулаты неоклассической школы можно подытожить несколькими выводами:

1 Отвергнув марксистский, классовый подход в изучении экономики, неоклассики стремились исследовать «чистую экономику», отвлекаясь от характера общественных отношений, в рамках которых она организована.
2 Отошли от изучения объективно действующих законов, сконцентрировав внимание на изучении внешних форм проявления этих законов, их поверхностного среза. К примеру, неоклассики изучают количественные пропорции между спросом и предложением, которые есть не что иное, как внешнее проявление закона стоимости, открытого представителями классической школы.
3 Используя принцип А. Смита «laissez faire» – «ласэ фэр» («предоставьте свободу действовать»), т. е. невмешательства государства в экономику, неоклассики ратовали за рыночный, а не государственный механизм установления равновесия между производством и потреблением, выступали за свободу частного предпринимательства.
4 Используя микроэкономический подход к описанию экономики, они перешли от трудовой оценки стоимости товара к субъективной теории предельной полезности, поставив в центр своих исследований субъективно-психологические мотивы поведения отдельных хозяйствующих субъектов.
5 Неоклассики заложили базу для более поздних теорий, которые ныне составляют «новый классический экономикс», лежащий в основе курса, преподаваемого во всех университетах мира под названием «мейнстрим» (mainstream – основное течение).
6 Маржиналистский подход неоклассиков имеет существенное негативное качество: он излишне математизирован, переполнен абстрактными рассуждениями, перегружен графиками, формулами. А главное – несоциален.
Описание слайда:
Теоретические постулаты неоклассической школы можно подытожить несколькими выводами: 1 Отвергнув марксистский, классовый подход в изучении экономики, неоклассики стремились исследовать «чистую экономику», отвлекаясь от характера общественных отношений, в рамках которых она организована. 2 Отошли от изучения объективно действующих законов, сконцентрировав внимание на изучении внешних форм проявления этих законов, их поверхностного среза. К примеру, неоклассики изучают количественные пропорции между спросом и предложением, которые есть не что иное, как внешнее проявление закона стоимости, открытого представителями классической школы. 3 Используя принцип А. Смита «laissez faire» – «ласэ фэр» («предоставьте свободу действовать»), т. е. невмешательства государства в экономику, неоклассики ратовали за рыночный, а не государственный механизм установления равновесия между производством и потреблением, выступали за свободу частного предпринимательства. 4 Используя микроэкономический подход к описанию экономики, они перешли от трудовой оценки стоимости товара к субъективной теории предельной полезности, поставив в центр своих исследований субъективно-психологические мотивы поведения отдельных хозяйствующих субъектов. 5 Неоклассики заложили базу для более поздних теорий, которые ныне составляют «новый классический экономикс», лежащий в основе курса, преподаваемого во всех университетах мира под названием «мейнстрим» (mainstream – основное течение). 6 Маржиналистский подход неоклассиков имеет существенное негативное качество: он излишне математизирован, переполнен абстрактными рассуждениями, перегружен графиками, формулами. А главное – несоциален.

Слайд 18





Кейнсианство
В основу формирования этого направления легли идеи английского ученого Джона Мейнарда Кейнса.
Д. М. Кейнс (1883–1946) наряду со А. Смитом и К. Марксом является одним из трех величайших экономистов мира. Он окончил Итонский и Кембриджский университеты, получил экономическое и математическое образование, слушал лекции А. Маршалла.
Кейнс был не только ученым, но и заместителем канцлера казначейства, членом Совета директоров Английского банка, разрабатывал основы послевоенных международных финансовых отношений, которые были приняты Бреттон-Вудской конференцией (1944) и привели к созданию Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития.
В отличие от неоклассиков Кейнс предметом своего анализа сделал народное хозяйство в целом.
Такой подход получил название макроэкономического, а созданное им направление, изложенное в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.), – кейнсианством.
Кейнсианство – это макроэкономическая теория, признающая и обосновывающая необходимость и значимость государственного регулирования рыночной экономики.
Описание слайда:
Кейнсианство В основу формирования этого направления легли идеи английского ученого Джона Мейнарда Кейнса. Д. М. Кейнс (1883–1946) наряду со А. Смитом и К. Марксом является одним из трех величайших экономистов мира. Он окончил Итонский и Кембриджский университеты, получил экономическое и математическое образование, слушал лекции А. Маршалла. Кейнс был не только ученым, но и заместителем канцлера казначейства, членом Совета директоров Английского банка, разрабатывал основы послевоенных международных финансовых отношений, которые были приняты Бреттон-Вудской конференцией (1944) и привели к созданию Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития. В отличие от неоклассиков Кейнс предметом своего анализа сделал народное хозяйство в целом. Такой подход получил название макроэкономического, а созданное им направление, изложенное в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.), – кейнсианством. Кейнсианство – это макроэкономическая теория, признающая и обосновывающая необходимость и значимость государственного регулирования рыночной экономики.

Слайд 19





Кейнсианство
Обзор кейнсианства позволяет сделать ряд выводов:
1. В отличие от своих предшественников кейнсианская теория разработала макроэкономический метод исследования экономики.
2. Обосновала необходимость и назвала конкретные рычаги государственного регулирования рыночной экономики как во время кризиса, так и на длительную перспективу.
3. Циклическое развитие экономики (спад, оживление, подъем) объясняла не объективными законами, а психологией людей: их стремлением по мере роста дохода больше сберегать, чем потреблять, результатом чего становится уменьшение «эффективного спроса», которое приводит к замедлению темпов роста производства и занятости.
Борьба неоклассической и неокейнсианской школ за претворение в жизнь своих идей идет постоянно, наряду с этим предпринимаются попытки соединить отдельные положения классической теории, неоклассицизма и кейнсианства. Это течение получило название «неоклассического синтеза» и считается основным в современной западной науке.
Описание слайда:
Кейнсианство Обзор кейнсианства позволяет сделать ряд выводов: 1. В отличие от своих предшественников кейнсианская теория разработала макроэкономический метод исследования экономики. 2. Обосновала необходимость и назвала конкретные рычаги государственного регулирования рыночной экономики как во время кризиса, так и на длительную перспективу. 3. Циклическое развитие экономики (спад, оживление, подъем) объясняла не объективными законами, а психологией людей: их стремлением по мере роста дохода больше сберегать, чем потреблять, результатом чего становится уменьшение «эффективного спроса», которое приводит к замедлению темпов роста производства и занятости. Борьба неоклассической и неокейнсианской школ за претворение в жизнь своих идей идет постоянно, наряду с этим предпринимаются попытки соединить отдельные положения классической теории, неоклассицизма и кейнсианства. Это течение получило название «неоклассического синтеза» и считается основным в современной западной науке.

Слайд 20





Институционально-социологическое направление
На рубеже XIX–XX вв. возникло и сформировалось институционально-социологическое направление (от лат. institutio – обычай, наставление, указание). Его основоположник – американский экономист Т. Веблен. Оно явилось реакцией реформистски настроенных экономистов на негативные социально-экономические стороны капитализма.
Институционализм – это совокупность теорий, в которых акцентируется внимание на роли социальных институтов в экономическом развитии.
Термин «институционализм» впервые применен американским экономистом У. Гамильтоном в 1916 г. для обозначения системы взглядов на общество и экономику, в основе которой лежит категория института.
Принципиальное отличие этой концепции от других состояло в том, что в ней экономические процессы объяснялись не только экономическими, но и социально-политическими, правовыми, социально-психическими, этическими условиями жизни, а также обычаями, традициями и привычками, существующими как в жизни отдельного человека, так и общества в целом. По мнению авторов этой теории, один из трех постулатов А. Смита, модель homo economicus («экономического человека», непрерывно сопоставляющего полезность благ и тяготы их приобретения), безнадежно устарела.
Описание слайда:
Институционально-социологическое направление На рубеже XIX–XX вв. возникло и сформировалось институционально-социологическое направление (от лат. institutio – обычай, наставление, указание). Его основоположник – американский экономист Т. Веблен. Оно явилось реакцией реформистски настроенных экономистов на негативные социально-экономические стороны капитализма. Институционализм – это совокупность теорий, в которых акцентируется внимание на роли социальных институтов в экономическом развитии. Термин «институционализм» впервые применен американским экономистом У. Гамильтоном в 1916 г. для обозначения системы взглядов на общество и экономику, в основе которой лежит категория института. Принципиальное отличие этой концепции от других состояло в том, что в ней экономические процессы объяснялись не только экономическими, но и социально-политическими, правовыми, социально-психическими, этическими условиями жизни, а также обычаями, традициями и привычками, существующими как в жизни отдельного человека, так и общества в целом. По мнению авторов этой теории, один из трех постулатов А. Смита, модель homo economicus («экономического человека», непрерывно сопоставляющего полезность благ и тяготы их приобретения), безнадежно устарела.

Слайд 21





Доклады
Российская экономическая школа и ее специфика
Трудовая теория стоимости
Петр I как меркантилист.
Менделеев: великий химик и блестящий экономист.
Канторович – первый нобелевский лауреат по экономике в России.
Описание слайда:
Доклады Российская экономическая школа и ее специфика Трудовая теория стоимости Петр I как меркантилист. Менделеев: великий химик и блестящий экономист. Канторович – первый нобелевский лауреат по экономике в России.

Слайд 22





Обзоры
Выступите на семинаре с обзорами книг:
1. Гэлбрейт Дж. К. Новое индустриальное общество. – М.: Прогресс, 1967.
Тема: Рыночная и планирующая системы.
2. Кейнс Д. М. Общая теория занятости, процента и денег. Антология экономической классики. – М.: Экономика, 1992. Т. 2.
Тема: Пределы вмешательства государства в экономику.
3. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Социально-экономическая литература, 1962.
Тема: Экономический человек А. Смита.
Описание слайда:
Обзоры Выступите на семинаре с обзорами книг: 1. Гэлбрейт Дж. К. Новое индустриальное общество. – М.: Прогресс, 1967. Тема: Рыночная и планирующая системы. 2. Кейнс Д. М. Общая теория занятости, процента и денег. Антология экономической классики. – М.: Экономика, 1992. Т. 2. Тема: Пределы вмешательства государства в экономику. 3. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Социально-экономическая литература, 1962. Тема: Экономический человек А. Смита.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию