🗊Презентация Русский язык и культура речи

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Русский язык и культура речи, слайд №1Русский язык и культура речи, слайд №2Русский язык и культура речи, слайд №3Русский язык и культура речи, слайд №4Русский язык и культура речи, слайд №5Русский язык и культура речи, слайд №6Русский язык и культура речи, слайд №7Русский язык и культура речи, слайд №8Русский язык и культура речи, слайд №9Русский язык и культура речи, слайд №10Русский язык и культура речи, слайд №11Русский язык и культура речи, слайд №12Русский язык и культура речи, слайд №13Русский язык и культура речи, слайд №14Русский язык и культура речи, слайд №15Русский язык и культура речи, слайд №16Русский язык и культура речи, слайд №17Русский язык и культура речи, слайд №18Русский язык и культура речи, слайд №19Русский язык и культура речи, слайд №20Русский язык и культура речи, слайд №21

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Русский язык и культура речи. Доклад-сообщение содержит 21 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Русский язык и культура речи
Язык – это орудие мышления… Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: нечетко, приблизительно, неверно.

                                              А. Толстой
Описание слайда:
Русский язык и культура речи Язык – это орудие мышления… Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: нечетко, приблизительно, неверно. А. Толстой

Слайд 2





Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в  его устной и письменной форме 
Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в  его устной и письменной форме 
  (  Это те качества речи, которые обеспечивают достижение цели общения при соблюдении языковых и этических норм).
Культура речи имеет 3 аспекта: нормативный, коммуникативный, этический.
Описание слайда:
Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме ( Это те качества речи, которые обеспечивают достижение цели общения при соблюдении языковых и этических норм). Культура речи имеет 3 аспекта: нормативный, коммуникативный, этический.

Слайд 3





Нормативный аспект культуры речи  предполагает владение  языковыми нормами, т.е. знание правил использования языковых единиц в   литературной речи (правильно класть, а не ложить; инженеры, а не инженера; созвони’мся, а не созво’нимся; заведующий кафедрой, а не кафедры; согласно приказу, а не приказа; возможность предоставилась, а не представилась и др.).
Нормативный аспект культуры речи  предполагает владение  языковыми нормами, т.е. знание правил использования языковых единиц в   литературной речи (правильно класть, а не ложить; инженеры, а не инженера; созвони’мся, а не созво’нимся; заведующий кафедрой, а не кафедры; согласно приказу, а не приказа; возможность предоставилась, а не представилась и др.).
Описание слайда:
Нормативный аспект культуры речи предполагает владение языковыми нормами, т.е. знание правил использования языковых единиц в литературной речи (правильно класть, а не ложить; инженеры, а не инженера; созвони’мся, а не созво’нимся; заведующий кафедрой, а не кафедры; согласно приказу, а не приказа; возможность предоставилась, а не представилась и др.). Нормативный аспект культуры речи предполагает владение языковыми нормами, т.е. знание правил использования языковых единиц в литературной речи (правильно класть, а не ложить; инженеры, а не инженера; созвони’мся, а не созво’нимся; заведующий кафедрой, а не кафедры; согласно приказу, а не приказа; возможность предоставилась, а не представилась и др.).

Слайд 4





Коммуникативный аспект культуры речи связан с тем влиянием, которое оказывает на речь обстановка (сфера и ситуация) общения. Сфера общения определяет выбор стиля речи (разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, литературно-художественный), а ситуация общения (например, официальная/неофициальная ситуация, количество коммуникантов:   два-три-несколько   и   др.) определяет   
Коммуникативный аспект культуры речи связан с тем влиянием, которое оказывает на речь обстановка (сфера и ситуация) общения. Сфера общения определяет выбор стиля речи (разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, литературно-художественный), а ситуация общения (например, официальная/неофициальная ситуация, количество коммуникантов:   два-три-несколько   и   др.) определяет   
а)   выбор речевого жанра,      
б)  объем высказывания  и   его   вид   (монолог/диалог/полилог), 
в)  приспособление речи к потребностям и возможностям адресата (его знанию предмета речи, интересам, эрудиции и т.п.).
Описание слайда:
Коммуникативный аспект культуры речи связан с тем влиянием, которое оказывает на речь обстановка (сфера и ситуация) общения. Сфера общения определяет выбор стиля речи (разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, литературно-художественный), а ситуация общения (например, официальная/неофициальная ситуация, количество коммуникантов: два-три-несколько и др.) определяет Коммуникативный аспект культуры речи связан с тем влиянием, которое оказывает на речь обстановка (сфера и ситуация) общения. Сфера общения определяет выбор стиля речи (разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, литературно-художественный), а ситуация общения (например, официальная/неофициальная ситуация, количество коммуникантов: два-три-несколько и др.) определяет а) выбор речевого жанра, б) объем высказывания и его вид (монолог/диалог/полилог), в) приспособление речи к потребностям и возможностям адресата (его знанию предмета речи, интересам, эрудиции и т.п.).

Слайд 5





Этикетный аспект культуры речи – это владение говорящим нормами  речевого этикета, принятыми в данном обществе. Речевой этикет – это общепринятый порядок культурного речевого общения, знание и использование в  речевых ситуациях устойчивых выражений, соответствующих правилам вежливости (этикетные стереотипы приветствия, прощания, знакомства, благодарности, извинения, просьбы и т.п.).
Этикетный аспект культуры речи – это владение говорящим нормами  речевого этикета, принятыми в данном обществе. Речевой этикет – это общепринятый порядок культурного речевого общения, знание и использование в  речевых ситуациях устойчивых выражений, соответствующих правилам вежливости (этикетные стереотипы приветствия, прощания, знакомства, благодарности, извинения, просьбы и т.п.).
Описание слайда:
Этикетный аспект культуры речи – это владение говорящим нормами речевого этикета, принятыми в данном обществе. Речевой этикет – это общепринятый порядок культурного речевого общения, знание и использование в речевых ситуациях устойчивых выражений, соответствующих правилам вежливости (этикетные стереотипы приветствия, прощания, знакомства, благодарности, извинения, просьбы и т.п.). Этикетный аспект культуры речи – это владение говорящим нормами речевого этикета, принятыми в данном обществе. Речевой этикет – это общепринятый порядок культурного речевого общения, знание и использование в речевых ситуациях устойчивых выражений, соответствующих правилам вежливости (этикетные стереотипы приветствия, прощания, знакомства, благодарности, извинения, просьбы и т.п.).

Слайд 6





Русский литературный язык – основа культуры речи
Если  язык – это система знаков и символов, то речь – это процесс пользования языком. Речь является реализацией языка, который и обнаруживает себя  только через речь.
Описание слайда:
Русский литературный язык – основа культуры речи Если язык – это система знаков и символов, то речь – это процесс пользования языком. Речь является реализацией языка, который и обнаруживает себя только через речь.

Слайд 7






Литературный язык  – основная разновидность национального языка: общий исторически сложившийся язык, обработанный мастерами слова и потому принимаемый за образцовый.
Описание слайда:
Литературный язык – основная разновидность национального языка: общий исторически сложившийся язык, обработанный мастерами слова и потому принимаемый за образцовый.

Слайд 8





Литературный язык - высшая форма национального языка, которая отличается нормативностью от различных диалектов и просторечия.
Литературный язык - высшая форма национального языка, которая отличается нормативностью от различных диалектов и просторечия.
 Основные признаки литературного языка:
           - обработанность;
           - стабильность и обязательность для всех носителей языка;
           - нормативность;
           - функционирование в двух речевых формах (устной и письменной);
           - взаимодействие книжной и разговорной речи при существовании стилистической дифференциации языка;
           - стилистическое богатство;
           - полифункционирование.
Описание слайда:
Литературный язык - высшая форма национального языка, которая отличается нормативностью от различных диалектов и просторечия. Литературный язык - высшая форма национального языка, которая отличается нормативностью от различных диалектов и просторечия. Основные признаки литературного языка: - обработанность; - стабильность и обязательность для всех носителей языка; - нормативность; - функционирование в двух речевых формах (устной и письменной); - взаимодействие книжной и разговорной речи при существовании стилистической дифференциации языка; - стилистическое богатство; - полифункционирование.

Слайд 9





Обработанность литературного языка  возникает в результате целенаправленного отбора всего лучшего, что есть в языке. Этот отбор осуществляется в процессе использования языка - писателями, общественными деятелями, а также специалистами-языковедами в результате специальных  исследований.
Обработанность литературного языка  возникает в результате целенаправленного отбора всего лучшего, что есть в языке. Этот отбор осуществляется в процессе использования языка - писателями, общественными деятелями, а также специалистами-языковедами в результате специальных  исследований.
Устойчивость (стабильность) литературного языка связана с         
             письменной фиксацией текстов.
Описание слайда:
Обработанность литературного языка возникает в результате целенаправленного отбора всего лучшего, что есть в языке. Этот отбор осуществляется в процессе использования языка - писателями, общественными деятелями, а также специалистами-языковедами в результате специальных исследований. Обработанность литературного языка возникает в результате целенаправленного отбора всего лучшего, что есть в языке. Этот отбор осуществляется в процессе использования языка - писателями, общественными деятелями, а также специалистами-языковедами в результате специальных исследований. Устойчивость (стабильность) литературного языка связана с письменной фиксацией текстов.

Слайд 10







Стилистическая дифференциация  формируется в результате использования литературного языка в разных сферах общения (управление обществом, наука, образование, искусство, СМИ, политика, право, наука и др.) что приводит к формированию  функциональных стилей. 
Нормированность выражается в том, что употребление языковых    
           средств регулируется едиными      
             общеобязательными нормами.
Описание слайда:
Стилистическая дифференциация формируется в результате использования литературного языка в разных сферах общения (управление обществом, наука, образование, искусство, СМИ, политика, право, наука и др.) что приводит к формированию функциональных стилей. Нормированность выражается в том, что употребление языковых средств регулируется едиными общеобязательными нормами.

Слайд 11





Основными функциями языка /речи являются:
Основными функциями языка /речи являются:
информационная – передача информации, сообщение о мыслях, намерениях людей;
коммуникативная – функция общения;
экспрессивная – непосредственное выражение чувств, эмоций; 
эстетическая – функция воздействия;
фатическая – установление контакта между участниками общения.
метаязыковая  – использование языка для
                   описания предмета.
Описание слайда:
Основными функциями языка /речи являются: Основными функциями языка /речи являются: информационная – передача информации, сообщение о мыслях, намерениях людей; коммуникативная – функция общения; экспрессивная – непосредственное выражение чувств, эмоций; эстетическая – функция воздействия; фатическая – установление контакта между участниками общения. метаязыковая – использование языка для описания предмета.

Слайд 12






Речевое общение  происходит в двух формах – устной и письменной. В условиях реальной коммуникации наблюдается их постоянное  взаимодействие. Любой письменный текст может быть озвучен, т.е. прочитан вслух, а устный текст – записан на магнитофонную пленку.
Описание слайда:
Речевое общение происходит в двух формах – устной и письменной. В условиях реальной коммуникации наблюдается их постоянное взаимодействие. Любой письменный текст может быть озвучен, т.е. прочитан вслух, а устный текст – записан на магнитофонную пленку.

Слайд 13





В чем состоит различие устной и письменной   форм речи? 
Устная речь - это звучащая речь, которая функционирует в сфере непосредственного общения людей. 
Письмо - это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка (звуков речи).
Описание слайда:
В чем состоит различие устной и письменной форм речи? Устная речь - это звучащая речь, которая функционирует в сфере непосредственного общения людей. Письмо - это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка (звуков речи).

Слайд 14





Основные различия между устной и письменной речью представлены в следующей схеме
Описание слайда:
Основные различия между устной и письменной речью представлены в следующей схеме

Слайд 15





Взаимоотношения литературного языка и нелитературных образований формируют языковую ситуацию. 
Взаимоотношения литературного языка и нелитературных образований формируют языковую ситуацию. 

Русская языковая ситуация конца 20 века характеризуется тем, что литературный язык резко противопоставлен диалектам и просторечию, а также социальным нелитературным образованиям.
Описание слайда:
Взаимоотношения литературного языка и нелитературных образований формируют языковую ситуацию. Взаимоотношения литературного языка и нелитературных образований формируют языковую ситуацию. Русская языковая ситуация конца 20 века характеризуется тем, что литературный язык резко противопоставлен диалектам и просторечию, а также социальным нелитературным образованиям.

Слайд 16





Какие варианты языка не входят в литературный язык?
Диалекты
Просторечия
Жаргоны
Описание слайда:
Какие варианты языка не входят в литературный язык? Диалекты Просторечия Жаргоны

Слайд 17





Диалекты – территориальные разновидности речи. В русском языке (как и в других языках) обнаруживается целая система диалектов, которые существуют в устной форме и используются в бытовом общении людей.
Диалекты – территориальные разновидности речи. В русском языке (как и в других языках) обнаруживается целая система диалектов, которые существуют в устной форме и используются в бытовом общении людей.


Примеры: векша (белка), гашник (пояс), околица (обл.), кочет (обл.). Оканье, яканье, цоканье   характеризуют черты диалектной фонетики;
Описание слайда:
Диалекты – территориальные разновидности речи. В русском языке (как и в других языках) обнаруживается целая система диалектов, которые существуют в устной форме и используются в бытовом общении людей. Диалекты – территориальные разновидности речи. В русском языке (как и в других языках) обнаруживается целая система диалектов, которые существуют в устной форме и используются в бытовом общении людей. Примеры: векша (белка), гашник (пояс), околица (обл.), кочет (обл.). Оканье, яканье, цоканье характеризуют черты диалектной фонетики;

Слайд 18





Просторечие (речь малообразованных 
Просторечие (речь малообразованных 
Примеры: хтой-то (вм. кто-то), волокешь (вм. понимаешь), хочем (вм. хотим), идеть  (вм. идет), энтот (вм. этот), ихний (вм. их), ложить (вм. класть или положить);
Описание слайда:
Просторечие (речь малообразованных Просторечие (речь малообразованных Примеры: хтой-то (вм. кто-то), волокешь (вм. понимаешь), хочем (вм. хотим), идеть (вм. идет), энтот (вм. этот), ихний (вм. их), ложить (вм. класть или положить);

Слайд 19





Возрастные, профессиональные, социальные жаргоны  (молодежный жаргон,  жаргон физиков-электронщиков, военных, морской, спортсменов, медиков и др.) 
Возрастные, профессиональные, социальные жаргоны  (молодежный жаргон,  жаргон физиков-электронщиков, военных, морской, спортсменов, медиков и др.) 

Примеры: классный, клевый (хороший, замечательный), балдеть (получать удовольствие), братан (крим. младший), бортануть (отделаться от кого-то, отвергнуть), бабки (деньги), круто (слишком дорого), баксы (из англ. доллары США), юзер (из англ. пользователь).
Описание слайда:
Возрастные, профессиональные, социальные жаргоны (молодежный жаргон, жаргон физиков-электронщиков, военных, морской, спортсменов, медиков и др.) Возрастные, профессиональные, социальные жаргоны (молодежный жаргон, жаргон физиков-электронщиков, военных, морской, спортсменов, медиков и др.) Примеры: классный, клевый (хороший, замечательный), балдеть (получать удовольствие), братан (крим. младший), бортануть (отделаться от кого-то, отвергнуть), бабки (деньги), круто (слишком дорого), баксы (из англ. доллары США), юзер (из англ. пользователь).

Слайд 20





Вульгаризмы (бранная лексика). 

Примеры: чукча (жарг., груб. невоспитанный, тупой, необразованный человек), шибзик (жарг. груб. слабый, худой, суетливый мужчина или юноша невысокого роста), хмырь (жарг., негат. непривлекательный, угрюмый человек, подозрительная личность).
Описание слайда:
Вульгаризмы (бранная лексика). Примеры: чукча (жарг., груб. невоспитанный, тупой, необразованный человек), шибзик (жарг. груб. слабый, худой, суетливый мужчина или юноша невысокого роста), хмырь (жарг., негат. непривлекательный, угрюмый человек, подозрительная личность).

Слайд 21





Явления культуры требуют охраны, бережного отношения требует и язык. Сознательная забота о языке называется кодификацией. 
Явления культуры требуют охраны, бережного отношения требует и язык. Сознательная забота о языке называется кодификацией.
Описание слайда:
Явления культуры требуют охраны, бережного отношения требует и язык. Сознательная забота о языке называется кодификацией. Явления культуры требуют охраны, бережного отношения требует и язык. Сознательная забота о языке называется кодификацией.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию