🗊Презентация Принципы русской орфографии

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Принципы русской орфографии, слайд №1Принципы русской орфографии, слайд №2Принципы русской орфографии, слайд №3Принципы русской орфографии, слайд №4Принципы русской орфографии, слайд №5Принципы русской орфографии, слайд №6Принципы русской орфографии, слайд №7Принципы русской орфографии, слайд №8Принципы русской орфографии, слайд №9Принципы русской орфографии, слайд №10Принципы русской орфографии, слайд №11Принципы русской орфографии, слайд №12Принципы русской орфографии, слайд №13Принципы русской орфографии, слайд №14Принципы русской орфографии, слайд №15Принципы русской орфографии, слайд №16Принципы русской орфографии, слайд №17Принципы русской орфографии, слайд №18Принципы русской орфографии, слайд №19Принципы русской орфографии, слайд №20Принципы русской орфографии, слайд №21Принципы русской орфографии, слайд №22Принципы русской орфографии, слайд №23Принципы русской орфографии, слайд №24Принципы русской орфографии, слайд №25Принципы русской орфографии, слайд №26Принципы русской орфографии, слайд №27Принципы русской орфографии, слайд №28Принципы русской орфографии, слайд №29Принципы русской орфографии, слайд №30Принципы русской орфографии, слайд №31Принципы русской орфографии, слайд №32

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Принципы русской орфографии. Доклад-сообщение содержит 32 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Принципы русской орфографии
Занятие  23.04.2016
Описание слайда:
Принципы русской орфографии Занятие 23.04.2016

Слайд 2





Русская орфография – это система правил написания слов.

Она состоит из пяти основных разделов:

1) передача буквами фонемного состава слов;
2) слитные, раздельные и дефисные (полуслитные) написания слов и их частей;
3) употребления прописных и строчных букв;
4) перенос части слова с одной строки на другую;
5) графические сокращения слов.
Описание слайда:
Русская орфография – это система правил написания слов. Она состоит из пяти основных разделов: 1) передача буквами фонемного состава слов; 2) слитные, раздельные и дефисные (полуслитные) написания слов и их частей; 3) употребления прописных и строчных букв; 4) перенос части слова с одной строки на другую; 5) графические сокращения слов.

Слайд 3





Принципы русской орфографии
Морфологический.
Фонетический.
Исторический, или Традиционный.
Принцип дифференцированного написания (смысловой).
Принцип слитного, дефисного и раздельного написания
Описание слайда:
Принципы русской орфографии Морфологический. Фонетический. Исторический, или Традиционный. Принцип дифференцированного написания (смысловой). Принцип слитного, дефисного и раздельного написания

Слайд 4





Морфологический принцип 
Суть принципа - морфема (значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, окончание) сохраняет единое буквенное написание, хотя при произношении звуки, входящие в эту морфему, могут видоизменяться.
Например: 
Хлеб – хлебовоз.
Поддержать, подпрыгнуть.
Прилагательные насмешливый и хвастливый имеют один и тот же суффикс -лив-; 
Безударное окончание и ударное обозначаются одинаково: в столе - в книге, большого - великого, синего – моего.
Описание слайда:
Морфологический принцип Суть принципа - морфема (значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, окончание) сохраняет единое буквенное написание, хотя при произношении звуки, входящие в эту морфему, могут видоизменяться. Например: Хлеб – хлебовоз. Поддержать, подпрыгнуть. Прилагательные насмешливый и хвастливый имеют один и тот же суффикс -лив-; Безударное окончание и ударное обозначаются одинаково: в столе - в книге, большого - великого, синего – моего.

Слайд 5





Фонетический принцип 
Суть принципа - слова или их части пишутся так, как они произносятся

Например, 
на з изменяются в зависимости от качества следующего за приставкой согласного: перед звонким согласным слышится и пишется в приставках буква з (без-, воз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез-, через-), а перед глухим согласным в этих же приставках слышится и пишется буква с, ср.: возразить - воскликнуть, избить - испить, низвергнуть - ниспослать и т.п.
Описание слайда:
Фонетический принцип Суть принципа - слова или их части пишутся так, как они произносятся Например, на з изменяются в зависимости от качества следующего за приставкой согласного: перед звонким согласным слышится и пишется в приставках буква з (без-, воз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез-, через-), а перед глухим согласным в этих же приставках слышится и пишется буква с, ср.: возразить - воскликнуть, избить - испить, низвергнуть - ниспослать и т.п.

Слайд 6





Фонетический принцип 
Действием фонетического принципа объясняется и написание гласных о - ё после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи, где выбор соответствующего гласного зависит от ударения, ср.: клочок - ножичек, парчовый - кочевой, свечой - тучей и т.п.
Описание слайда:
Фонетический принцип Действием фонетического принципа объясняется и написание гласных о - ё после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи, где выбор соответствующего гласного зависит от ударения, ср.: клочок - ножичек, парчовый - кочевой, свечой - тучей и т.п.

Слайд 7





Фонетический принцип 
Корневой гласный и после русских приставок на согласный переходит в ы и обозначается этой буквой тоже в соответствии с фонетическим принципом, т.е. пишется так, как слышится и произносится: предыстория, предыюльский, розыгрыш, разыгрывать и т.п.
Описание слайда:
Фонетический принцип Корневой гласный и после русских приставок на согласный переходит в ы и обозначается этой буквой тоже в соответствии с фонетическим принципом, т.е. пишется так, как слышится и произносится: предыстория, предыюльский, розыгрыш, разыгрывать и т.п.

Слайд 8





Под влиянием фонетических закономерностей:
одесский = Одесса+ -ск-
Ссудить = с- +ссуда
Манка = манна + -к_
Оперетка = оперетта + -к-
Но в слове «возжженый» возобладало морфологическое написание!
Описание слайда:
Под влиянием фонетических закономерностей: одесский = Одесса+ -ск- Ссудить = с- +ссуда Манка = манна + -к_ Оперетка = оперетта + -к- Но в слове «возжженый» возобладало морфологическое написание!

Слайд 9





Двойные согласные не сохраняются: 
Грампластинка, грамзапись (хотя: граммофонная запись);
Корпункт (хотя: корреспондентский пункт);
Военкор,  рабкор, селькор, собкор, спецкор, юнкор, военкоровский, собкоровский и пр.
Описание слайда:
Двойные согласные не сохраняются: Грампластинка, грамзапись (хотя: граммофонная запись); Корпункт (хотя: корреспондентский пункт); Военкор, рабкор, селькор, собкор, спецкор, юнкор, военкоровский, собкоровский и пр.

Слайд 10





Двойные согласные не сохраняются: 
Кирилка, Филипка (Кирилл, Кириллушка, Филипп, Филиппок);
антенка, антенщик (хотя: антенна);
колонка, колончатый (хотя: колонна);
полуторатонка (хотя: тонна, полуторатонный);
форменка (хотя: форменный);
финский, финка (хотя: финн, финно-угорский)
Описание слайда:
Двойные согласные не сохраняются: Кирилка, Филипка (Кирилл, Кириллушка, Филипп, Филиппок); антенка, антенщик (хотя: антенна); колонка, колончатый (хотя: колонна); полуторатонка (хотя: тонна, полуторатонный); форменка (хотя: форменный); финский, финка (хотя: финн, финно-угорский)

Слайд 11





Двойные согласные не сохраняются: 
Кристальный, кристально, кристальность, кристальчик (но: кристаллический, кристаллизация, кристаллик и др.);
Оперетка, опереточность, опереточный;
Буденовка, буденовец (но: Буденный, буденновский)
Описание слайда:
Двойные согласные не сохраняются: Кристальный, кристально, кристальность, кристальчик (но: кристаллический, кристаллизация, кристаллик и др.); Оперетка, опереточность, опереточный; Буденовка, буденовец (но: Буденный, буденновский)

Слайд 12





Двойные согласные не сохраняются: 
Брильянт, брильянтик, брильянтин, брильянтовый, брильянтщик (разговорная речь, поэтические тексты);
Мильон, мильонный, мильонщик, мильонщица (устаревшие формы и не рекомендуемые орфографические формы).
Описание слайда:
Двойные согласные не сохраняются: Брильянт, брильянтик, брильянтин, брильянтовый, брильянтщик (разговорная речь, поэтические тексты); Мильон, мильонный, мильонщик, мильонщица (устаревшие формы и не рекомендуемые орфографические формы).

Слайд 13





Морфологическому принципу подчиняется написание:
пятибалльный
боннский
килограммовый
стоваттный и др.
Описание слайда:
Морфологическому принципу подчиняется написание: пятибалльный боннский килограммовый стоваттный и др.

Слайд 14





Исторический (традиционный) принцип 
Суть принципа - слова пишутся так, как они писались раньше, в старину.
Так, написание гласных и, а, у после шипящих - это отголосок древнейшего состояния фонетической системы русского языка. 
По этому же принципу пишутся и словарные слова, а также заимствованные. Объяснить такие написания можно только с привлечением исторических законов развития языка в целом.
Описание слайда:
Исторический (традиционный) принцип Суть принципа - слова пишутся так, как они писались раньше, в старину. Так, написание гласных и, а, у после шипящих - это отголосок древнейшего состояния фонетической системы русского языка. По этому же принципу пишутся и словарные слова, а также заимствованные. Объяснить такие написания можно только с привлечением исторических законов развития языка в целом.

Слайд 15





Исторический (традиционный) принцип
На традиционном принципе написания  базируются такие правила: 
правописание непроверяемых,
правописание чередующихся гласных и согласных в корне, 
правописание гласных после шипящих и ц, 
употребление ь после шипящих, 
слитное и раздельное правописание наречий, 
наречных сочетаний и некоторых предлогов, 
правописание окончания прилагательных мужского рода р.п. ед. ч. -ого и др.
Описание слайда:
Исторический (традиционный) принцип На традиционном принципе написания базируются такие правила: правописание непроверяемых, правописание чередующихся гласных и согласных в корне, правописание гласных после шипящих и ц, употребление ь после шипящих, слитное и раздельное правописание наречий, наречных сочетаний и некоторых предлогов, правописание окончания прилагательных мужского рода р.п. ед. ч. -ого и др.

Слайд 16





ПРИНЦИП ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО НАПИСАНИЯ (смысловой принцип)
Суть принципа - слова пишутся в зависимости от их лексического значения.
Например: ожёг (глагол) и ожог (существительное), компания (группа людей) и кампания (какое-либо мероприятие), бал (танцевальный вечер) и балл (единица оценки).
Описание слайда:
ПРИНЦИП ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО НАПИСАНИЯ (смысловой принцип) Суть принципа - слова пишутся в зависимости от их лексического значения. Например: ожёг (глагол) и ожог (существительное), компания (группа людей) и кампания (какое-либо мероприятие), бал (танцевальный вечер) и балл (единица оценки).

Слайд 17





Принцип слитного, раздельного и дефисного написания слов
Суть принципа - сложные слова мы пишем слитно или через дефис, а сочетания слов - раздельно
Описание слайда:
Принцип слитного, раздельного и дефисного написания слов Суть принципа - сложные слова мы пишем слитно или через дефис, а сочетания слов - раздельно

Слайд 18





Проверь себя!
1. 
Укажите слова, в которых гласный пишется в соответствии с традиционным принципом русской орфографии: 
1) ложка; 2) чашка; 3) кружка; 4) шишка; 5) книжка; 6) игрушка. 
(Подсказка: ч – всегда мягкий согласный в русском языке, ш – всегда твердый); 
1) трава; 2) бетон; 3) заслон;  4) батон; 5) вагон; 6) выгон.
Описание слайда:
Проверь себя! 1. Укажите слова, в которых гласный пишется в соответствии с традиционным принципом русской орфографии: 1) ложка; 2) чашка; 3) кружка; 4) шишка; 5) книжка; 6) игрушка. (Подсказка: ч – всегда мягкий согласный в русском языке, ш – всегда твердый); 1) трава; 2) бетон; 3) заслон; 4) батон; 5) вагон; 6) выгон.

Слайд 19





Проверь себя!
2. 
Укажите слова, написание которых опирается на фонетический принцип русской орфографии:
 бездарный; отважный; бесплодный; подходящий;  отсталый; подробный; предыстория;  розыгрыш;  расписание;  заигрывать;  расписка.
Описание слайда:
Проверь себя! 2. Укажите слова, написание которых опирается на фонетический принцип русской орфографии: бездарный; отважный; бесплодный; подходящий; отсталый; подробный; предыстория; розыгрыш; расписание; заигрывать; расписка.

Слайд 20





Проверь себя!
3.
Укажите слова, написание которых опирается на морфемный принцип русской орфографии: 
умирать; 
миролюбивый; 
разыгрывать;
подбор.
Описание слайда:
Проверь себя! 3. Укажите слова, написание которых опирается на морфемный принцип русской орфографии: умирать; миролюбивый; разыгрывать; подбор.

Слайд 21





Проверь себя!
Укажите слова, написание которых опирается на дифференцирующий принцип русской орфографии: 
компания, водолаз, воды, кампания; пример, пребывать, президент, прибывать.
Описание слайда:
Проверь себя! Укажите слова, написание которых опирается на дифференцирующий принцип русской орфографии: компания, водолаз, воды, кампания; пример, пребывать, президент, прибывать.

Слайд 22






 Задание №1. 
Распределите слова по столбикам так, чтобы в первом столбике оказались слова с ударением на первом слоге; во втором – с ударением на втором слоге; в третьем - с ударением на третьем слоге. 
 Арбуз, верба, документ, километр, компас, крапива, партер, свекла, сирота, статуя, столяр.
Описание слайда:
Задание №1. Распределите слова по столбикам так, чтобы в первом столбике оказались слова с ударением на первом слоге; во втором – с ударением на втором слоге; в третьем - с ударением на третьем слоге. Арбуз, верба, документ, километр, компас, крапива, партер, свекла, сирота, статуя, столяр.

Слайд 23






Задание №1 (ответы).
Описание слайда:
Задание №1 (ответы).

Слайд 24






Задание №2.
Поставьте ударение в словах: 
вероисповедание, диспансер, завидно, закупорить, каталог, мастерски, обеспечение, ракушка, умерший, донельзя, дремота, принудить, кедровый, баловать, коклюш, водопровод.
Описание слайда:
Задание №2. Поставьте ударение в словах: вероисповедание, диспансер, завидно, закупорить, каталог, мастерски, обеспечение, ракушка, умерший, донельзя, дремота, принудить, кедровый, баловать, коклюш, водопровод.

Слайд 25






 Задание №2 (ответы).
Поставьте ударение в словах: 
ВероисповЕдание, диспансЕр, завИдно, закУпорить, каталОг, мастерскИ, обеспЕчение, ракУшка, умЕрший, донЕльзя, дремОта, принУдить, кедрОвый, баловАть, коклЮш, водопровОд.
Описание слайда:
Задание №2 (ответы). Поставьте ударение в словах: ВероисповЕдание, диспансЕр, завИдно, закУпорить, каталОг, мастерскИ, обеспЕчение, ракУшка, умЕрший, донЕльзя, дремОта, принУдить, кедрОвый, баловАть, коклЮш, водопровОд.

Слайд 26






 Задание №3.
В.И. Даль считал, что почти всегда можно найти русское слово, равнозначное иностранному. Какими русскими словами вы предлагаете заменить слова: адекватный, лояльный, толерантность, креативный, машинальный, мотор, парадокс?
Описание слайда:
Задание №3. В.И. Даль считал, что почти всегда можно найти русское слово, равнозначное иностранному. Какими русскими словами вы предлагаете заменить слова: адекватный, лояльный, толерантность, креативный, машинальный, мотор, парадокс?

Слайд 27






 Задание №3 (ответ). 
Наиболее подходящими для замены данных слов будут следующие слова общеславянского, восточнославянского или русского происхождения: 
адекватный – соответствующий 
лояльный – законный 
толерантный – терпимость 
креативный – необычный 
машинальный – бессознательный, непроизвольный 
мотор – двигатель 
парадокс – несовпадение, противоречие.
Описание слайда:
Задание №3 (ответ). Наиболее подходящими для замены данных слов будут следующие слова общеславянского, восточнославянского или русского происхождения: адекватный – соответствующий лояльный – законный толерантный – терпимость креативный – необычный машинальный – бессознательный, непроизвольный мотор – двигатель парадокс – несовпадение, противоречие.

Слайд 28






 Задание №4. В языках разных народов немало одинаковых по внутреннему содержанию пословиц и поговорок. «Переведите» следующие пословицы на русский язык: 
1. Тот не заблудится, кто спрашивает (Финляндия) 
2. Сын леопарда – тоже леопард (Африка) 
3. Куда лопата ведет, туда вода течет (Тибет) 
4. После обеда приходится платить (Англия) 
5. Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция) 
6. Маленький горшок хорошо нагревается (Англия) 
7. Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) 
8. Бойся тихой реки, а не шумной (Греция)
Описание слайда:
Задание №4. В языках разных народов немало одинаковых по внутреннему содержанию пословиц и поговорок. «Переведите» следующие пословицы на русский язык: 1. Тот не заблудится, кто спрашивает (Финляндия) 2. Сын леопарда – тоже леопард (Африка) 3. Куда лопата ведет, туда вода течет (Тибет) 4. После обеда приходится платить (Англия) 5. Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция) 6. Маленький горшок хорошо нагревается (Англия) 7. Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) 8. Бойся тихой реки, а не шумной (Греция)

Слайд 29






 Ответ. 
1. Язык до Киева доведет. 
2. Яблоко от яблони недалеко падает. 
3. Куда нитка – туда и иголка. 
4. Сколько веревочке ни виться, а конец будет. 
5. Ожегшийся на молоке, на воду дует. 
6. Тише едешь – дальше будешь. 
7. Шила в мешке не утаишь. 
8. В тихом омуте черти водятся.
Описание слайда:
Ответ. 1. Язык до Киева доведет. 2. Яблоко от яблони недалеко падает. 3. Куда нитка – туда и иголка. 4. Сколько веревочке ни виться, а конец будет. 5. Ожегшийся на молоке, на воду дует. 6. Тише едешь – дальше будешь. 7. Шила в мешке не утаишь. 8. В тихом омуте черти водятся.

Слайд 30





Задание 5. Соедините   пары  слов
Описание слайда:
Задание 5. Соедините пары слов

Слайд 31





Объясните постановку  знаков  препинания
Что ж, однако ж, из этого? К какому результату ведут эти усилия? (М.Салтыков-Щедрин).
Однако все ребята из нашего класса были в сборе.
Математика – наука сложная, однако чрезвычайно интересная.
Эта работа для нас новая, однако мы постараемся с ней справиться.
Семьдесят рублей за доллар, однако!
Однако! Какой стыд! Какое самомнение!
Однако, немного отогревшись, его голос смягчился.
Описание слайда:
Объясните постановку знаков препинания Что ж, однако ж, из этого? К какому результату ведут эти усилия? (М.Салтыков-Щедрин). Однако все ребята из нашего класса были в сборе. Математика – наука сложная, однако чрезвычайно интересная. Эта работа для нас новая, однако мы постараемся с ней справиться. Семьдесят рублей за доллар, однако! Однако! Какой стыд! Какое самомнение! Однако, немного отогревшись, его голос смягчился.

Слайд 32





2. Поставьте знаки препинания и запишите предложения в тетрадь.
Мне очень хочется однако поддержать этого дебошира.
Однако я прошу вас начинать урок а то времени маловато.
Это понравится не всем однако на каникулах занятия не отменяются.
Выучить все орфограммы трудно однако попробовать можно.
Однако Какой хитрец
Однако сосредоточившись как следует он смог вспомнить её адрес.
Описание слайда:
2. Поставьте знаки препинания и запишите предложения в тетрадь. Мне очень хочется однако поддержать этого дебошира. Однако я прошу вас начинать урок а то времени маловато. Это понравится не всем однако на каникулах занятия не отменяются. Выучить все орфограммы трудно однако попробовать можно. Однако Какой хитрец Однако сосредоточившись как следует он смог вспомнить её адрес.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию