🗊Презентация Русский язык и культура речи

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Русский язык и культура речи, слайд №1Русский язык и культура речи, слайд №2Русский язык и культура речи, слайд №3Русский язык и культура речи, слайд №4Русский язык и культура речи, слайд №5Русский язык и культура речи, слайд №6Русский язык и культура речи, слайд №7Русский язык и культура речи, слайд №8Русский язык и культура речи, слайд №9Русский язык и культура речи, слайд №10Русский язык и культура речи, слайд №11Русский язык и культура речи, слайд №12Русский язык и культура речи, слайд №13Русский язык и культура речи, слайд №14Русский язык и культура речи, слайд №15Русский язык и культура речи, слайд №16Русский язык и культура речи, слайд №17Русский язык и культура речи, слайд №18Русский язык и культура речи, слайд №19

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Русский язык и культура речи. Доклад-сообщение содержит 19 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1






РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Преподаватель: к. филол. н., доцент кафедры русского языка и культуры речи ТГПУ 
Светлана Александровна Песоцкая

8-913-847-52-88
swetla62@tpu.ru
Описание слайда:
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Преподаватель: к. филол. н., доцент кафедры русского языка и культуры речи ТГПУ Светлана Александровна Песоцкая 8-913-847-52-88 swetla62@tpu.ru

Слайд 2





Цель изучения дисциплины
Овладеть основами грамотной русской речи в ее основных формах (устной и письменной) на всех уровнях языка:
лексический (сочетаемость слов с контекстом),
орфоэпический уровень (произношение и ударение),
орфографический уровень (написание слов),
пунктационный уровень (постановка знаков препинания),
грамматический уровень       
 морфология                       синтаксис
Описание слайда:
Цель изучения дисциплины Овладеть основами грамотной русской речи в ее основных формах (устной и письменной) на всех уровнях языка: лексический (сочетаемость слов с контекстом), орфоэпический уровень (произношение и ударение), орфографический уровень (написание слов), пунктационный уровень (постановка знаков препинания), грамматический уровень морфология синтаксис

Слайд 3





Что изучает морфология?
Грамматические категории – части речи и их характерные признаки:
для именных частей речи (существительное, прилагательное, причастие) – род, число, падеж, 
для глаголов – время, вид, залог,
для наречий, числительных, существительных, прилагательных – разряды.
Описание слайда:
Что изучает морфология? Грамматические категории – части речи и их характерные признаки: для именных частей речи (существительное, прилагательное, причастие) – род, число, падеж, для глаголов – время, вид, залог, для наречий, числительных, существительных, прилагательных – разряды.

Слайд 4





Что изучает синтаксис?
порядок слов в предложении,
управление и согласование в словосочетаниях,
построение сложных предложений и    согласование их частей,
однородные члены предложения
Описание слайда:
Что изучает синтаксис? порядок слов в предложении, управление и согласование в словосочетаниях, построение сложных предложений и согласование их частей, однородные члены предложения

Слайд 5





Что такое высокая культура речи?
Только ли грамотная речь?
грамотная речь,
богатый словарный запас,
отражение индивидуальности говорящего и навыки красноречия
Описание слайда:
Что такое высокая культура речи? Только ли грамотная речь? грамотная речь, богатый словарный запас, отражение индивидуальности говорящего и навыки красноречия

Слайд 6





Отношения культуры речи и науки красноречия – риторики 
  
доказательство,
убеждение,
красноречие
условие для изучения следующего уровня
Описание слайда:
Отношения культуры речи и науки красноречия – риторики доказательство, убеждение, красноречие условие для изучения следующего уровня

Слайд 7





Индивидуальность речи = соблюдение языковой нормы?
Причина отклонения от нормы – безграмотность говорящего/пишущего (не осознается)
Причина отклонения от нормы –  реализация задачи автора (осознается, носит намеренный характер).
Пример осознанного отклонения от литературной нормы (использование окказионализма): 
«…и было мне, друзья мои,
и кюхельбекерно, и тошно» (А. С. Пушкин)
Описание слайда:
Индивидуальность речи = соблюдение языковой нормы? Причина отклонения от нормы – безграмотность говорящего/пишущего (не осознается) Причина отклонения от нормы – реализация задачи автора (осознается, носит намеренный характер). Пример осознанного отклонения от литературной нормы (использование окказионализма): «…и было мне, друзья мои, и кюхельбекерно, и тошно» (А. С. Пушкин)

Слайд 8





Причины изучения курса «Русский язык и культура речи»
I. Неправильная речь выдает низкое социальное происхождение говорящего, недостаток образования и общей культуры→ вредит  имиджу человека
Примеры: 
«А еще называется образованный! Все мои фиялочки копытами перемял».
«Нет у меня таких правов, чтобы лезть в чужие дела».
«Не беспокойтесь, молодой человек! На вашей такси поеду домой я».
             (Бернард Шоу. «Пигмалион и Галатея», перевод Полины Мелковой)
Описание слайда:
Причины изучения курса «Русский язык и культура речи» I. Неправильная речь выдает низкое социальное происхождение говорящего, недостаток образования и общей культуры→ вредит имиджу человека Примеры: «А еще называется образованный! Все мои фиялочки копытами перемял». «Нет у меня таких правов, чтобы лезть в чужие дела». «Не беспокойтесь, молодой человек! На вашей такси поеду домой я». (Бернард Шоу. «Пигмалион и Галатея», перевод Полины Мелковой)

Слайд 9






Неправильная речь  как недостаток образования и общей культуры: примеры

Г-жа Простакова (Тришке): А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет, другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты оправдываешься?
Тришка: Да ведь я, сударыня, учился самоучкой. Я тогда же вам докладывал: ну да извольте отдавать портному.
Г-жа Простакова: Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!
Описание слайда:
Неправильная речь как недостаток образования и общей культуры: примеры Г-жа Простакова (Тришке): А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет, другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты оправдываешься? Тришка: Да ведь я, сударыня, учился самоучкой. Я тогда же вам докладывал: ну да извольте отдавать портному. Г-жа Простакова: Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!

Слайд 10






Неправильная речь  как недостаток образования и общей культуры: примеры


Тришка: Да ведь портной-то учился, сударыня, а я нет.
Г-жа Простакова: Еще он же и спорит. Портной учился у другого, другой у третьего, да первоет портной у кого же учился? Говори, скот.
Тришка: Да первоет портной, может быть, шил хуже и моего.
(Фонвизин. Комедия «Недоросль»)
Описание слайда:
Неправильная речь как недостаток образования и общей культуры: примеры Тришка: Да ведь портной-то учился, сударыня, а я нет. Г-жа Простакова: Еще он же и спорит. Портной учился у другого, другой у третьего, да первоет портной у кого же учился? Говори, скот. Тришка: Да первоет портной, может быть, шил хуже и моего. (Фонвизин. Комедия «Недоросль»)

Слайд 11





Причины изучения курса «Русский язык и культура речи»
II. Недостаточная общеобразовательная подготовка по русскому языку: не каждый может похвалиться абсолютной грамотностью и способностью свободно рассуждать даже на известную тему. 
III. Отсутствие четких представлений, знаний и умений в области культуры научного и делового общения (как в устной форме, так и  в письменной).
Описание слайда:
Причины изучения курса «Русский язык и культура речи» II. Недостаточная общеобразовательная подготовка по русскому языку: не каждый может похвалиться абсолютной грамотностью и способностью свободно рассуждать даже на известную тему. III. Отсутствие четких представлений, знаний и умений в области культуры научного и делового общения (как в устной форме, так и в письменной).

Слайд 12





Причины изучения курса «Русский язык и культура речи»
IV. Развитие речи способствует развитию мышления; это два взаимосвязанных и не отделимых друг от друга процесса. Но роль языка в формировании и развитии личности часто недостаточно осознается.
 «<…> в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному». (Н. М. Карамзин)
Описание слайда:
Причины изучения курса «Русский язык и культура речи» IV. Развитие речи способствует развитию мышления; это два взаимосвязанных и не отделимых друг от друга процесса. Но роль языка в формировании и развитии личности часто недостаточно осознается. «<…> в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному». (Н. М. Карамзин)

Слайд 13





Причины изучения курса «Русский язык и культура речи»
V. Язык отражает в себе все многообразие культуры. Освоив язык, мы овладеваем основами знаний о культуре.
Языковое образование во все времена рассматривалось как залог овладения культурой. 
«Язык есть зеркало, орудие и хранилище культуры» (С. Г. Тер-Минасова).
Описание слайда:
Причины изучения курса «Русский язык и культура речи» V. Язык отражает в себе все многообразие культуры. Освоив язык, мы овладеваем основами знаний о культуре. Языковое образование во все времена рассматривалось как залог овладения культурой. «Язык есть зеркало, орудие и хранилище культуры» (С. Г. Тер-Минасова).

Слайд 14





Предмет дисциплины «Русский язык и культура речи»
Нормы литературного языка (лексические, орфоэпические, грамматические: морфологические, синтаксические).
Правила речевого этикета (запреты – табу, этикетные формулы вежливости). 
Функциональные стили речи (устный стиль – разговорный, письменные – научный, официально-деловой, публицистический, художественный), их характерные черты и основные жанры.
Трудности применения речевых норм.
Проблемы современного состояния речевой культуры общества.
Описание слайда:
Предмет дисциплины «Русский язык и культура речи» Нормы литературного языка (лексические, орфоэпические, грамматические: морфологические, синтаксические). Правила речевого этикета (запреты – табу, этикетные формулы вежливости). Функциональные стили речи (устный стиль – разговорный, письменные – научный, официально-деловой, публицистический, художественный), их характерные черты и основные жанры. Трудности применения речевых норм. Проблемы современного состояния речевой культуры общества.

Слайд 15





Разделы/модули/темы курса
Язык как знаковая система. Функции языка.
Формы существования национального языка (литературная и нелитературные: диалекты, жаргоны, просторечие).
Коммуникативные качества речи (ясность, точность, логичность, уместность, выразительность и др.).
Слушание и чтение как виды речевой деятельности
Описание слайда:
Разделы/модули/темы курса Язык как знаковая система. Функции языка. Формы существования национального языка (литературная и нелитературные: диалекты, жаргоны, просторечие). Коммуникативные качества речи (ясность, точность, логичность, уместность, выразительность и др.). Слушание и чтение как виды речевой деятельности

Слайд 16





Разделы/модули/темы курса
Невербальные  и паравербальные средства общения 
       
жесты           позы   взгляд                         громкость голоса
         
прикосновения 
                                                тембр голоса    интонация
      мимика                              темп речи              артикуляция

телодвижения
Описание слайда:
Разделы/модули/темы курса Невербальные и паравербальные средства общения жесты позы взгляд громкость голоса прикосновения тембр голоса интонация мимика темп речи артикуляция телодвижения

Слайд 17





Домашнее задание: основное
Прочтите учебный материал и выполните задания из учебного пособия «РЯ и КР для студентов-нефилологов. Часть 1: Учебное пособие / Л.В. Колпакова, Е.В. Максименко, О.С. Михайлова и др. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2008» на стр. 7-12 (письменно 2 любых упр. по выбору студента).
Какой круг вопросов составляет содержательную основу дисциплины «Русский язык и культура речи»?
Описание слайда:
Домашнее задание: основное Прочтите учебный материал и выполните задания из учебного пособия «РЯ и КР для студентов-нефилологов. Часть 1: Учебное пособие / Л.В. Колпакова, Е.В. Максименко, О.С. Михайлова и др. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2008» на стр. 7-12 (письменно 2 любых упр. по выбору студента). Какой круг вопросов составляет содержательную основу дисциплины «Русский язык и культура речи»?

Слайд 18





Домашнее задание: дополнительное
Пришлите на электронную почту преподавателя swetla62@tpu.ru  примеры использования педагогами юмора как инструмента коммуникации, отражающего высокую культуру речи.
Выявите виды ошибок во фрагментах речи Элизы Дулитл, приведенных в лекции преподавателя. К каким уровням языка относятся эти ошибки? Прокомментируйте свое суждение (в чем проявилась ошибка, какую форму слова/выражения можно считать нормативной?)
Описание слайда:
Домашнее задание: дополнительное Пришлите на электронную почту преподавателя swetla62@tpu.ru примеры использования педагогами юмора как инструмента коммуникации, отражающего высокую культуру речи. Выявите виды ошибок во фрагментах речи Элизы Дулитл, приведенных в лекции преподавателя. К каким уровням языка относятся эти ошибки? Прокомментируйте свое суждение (в чем проявилась ошибка, какую форму слова/выражения можно считать нормативной?)

Слайд 19





Спасибо за внимание!
ВОПРОСЫ???
Описание слайда:
Спасибо за внимание! ВОПРОСЫ???



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию