Описание слайда:
2. Средневековая Европа
2. Средневековая Европа
Периодизация: Раннее Средневековье (кон.5 – нач. 11 вв.) Классическое Средневековье ( нач. 11 – 15 вв.) Позднее Средневековье (16 – пер. пол. 17 вв.)
Модель мира: Монотеистическая религия – католицизм
Основные черты : 1) начин. формироваться европейские нации, а затем и государства. 2)складываются современные европейские языки 3)становление крестьянско-феодально-аграрной системы, основанной на натуральном хозяйстве. 4) развитие товарно-денежных отношений. 5)сословно-корпоративная организация общества, строгая иерархия 6) формирование особого типа города. 7) появление новых стилей в искусстве.
8) тип человека – покорный, знающий свое место. 9) идея жизни – идея служения, религиозность пронизывает всю жизнь человека. Счастье чел-ка – познать бога в себе, соединение со всевышним, и тем самым осуществить преодоление человеческих возможностей. 10) стремление перенести божественный, универсальный порядок на Землю. 11) наука работает на церковь и подтверждает ее истины
Отражение модели мира в рамках художественной культуры : Предмет искусства был тогда уникален, индивидуален и дорог. Поэтому искусство стремится к концентрации, зримым воплощением которой явились книга и храм. Храм – не только место поклонения Богу, но и модель мира, сотворенного Богом, были своеобразными каменными энциклопедиями универсального знания – «Библиями мирян». Мастера, возводившие их, пытались показать мир в его многообразии и завершенном гармоническом единстве. В Х в. складывается так называемый романский, стиль, ориентирующийся на сохранившиеся после всех разрушений образцы античного строительства. Мощные каменные стены и сводчатые перекрытия романских соборов делают их храмами-крепостями, цитаделями Бога. Портал собора должен был создавать представление о небесных вратах: грубая простота и строгость форм напоминает о монолитной сплоченности церкви как войска Божия. Скульптурные фигуры, украшающие храм, кажутся приземистыми и асимметричными, но в них чувствуется мощь и непосредственность, соединение физической и душевной силы. Именно такими виделись святые вчерашним варварам, жившим в эпоху жесточайших феодальных междоусобиц. Постройки романского стиля сохранились в Германии, Италии; во Франции – это соборы в Клюни и Отене, замок в Каркассоне. В XII-XIII вв. наступает новый этап в развитии средневекового искусства, появляется готика. Готические соборы строились по заказу городских коммун и свидетельствовали не только о религиозности, но и о богатстве, независимости горожан. Размеры этих зданий очень велики, возводились они многие десятилетия, а часто и века. Готический собор лишен четкости линий, необозрим, устремлен ввысь. Его стены как бы растворены, они становятся ажурными, легкими, уступая место высоким узким окнам, украшенным цветными витражами. В убранстве собора преобладают объемные изображения – скульптуры и рельефы. Готическая скульптура хочет передать человеческие чувства, в особенности трагические страдания Христа и мучеников. Она славит победу духа над плотью, используя при этом выразительность деталей, поз, жестов. Ярким примером готической архитектуры является Собор Парижской Богоматери.
Религия, философия, наука : Труды Аврелия Августина «Исповедь», «О жизни блаженной», «О порядке», Марциана Капеллы, Северина Боэция. Иоанн Скот Эриугена – учение о «четырех природах». Фома Аквинский - «Сумма истины католической веры против язычников», «Сумма теологии».
Художественные стили эпохи : романский стиль (с 10 в.) – появился в Риме; готический стиль (с 12-13 вв.) появился в аббатстве Сен-Дени под Парижем