🗊Презентация Интонация. Интонационные конструкции (ИК)

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Интонация. Интонационные конструкции (ИК), слайд №1Интонация. Интонационные конструкции (ИК), слайд №2Интонация. Интонационные конструкции (ИК), слайд №3Интонация. Интонационные конструкции (ИК), слайд №4Интонация. Интонационные конструкции (ИК), слайд №5Интонация. Интонационные конструкции (ИК), слайд №6Интонация. Интонационные конструкции (ИК), слайд №7Интонация. Интонационные конструкции (ИК), слайд №8Интонация. Интонационные конструкции (ИК), слайд №9Интонация. Интонационные конструкции (ИК), слайд №10Интонация. Интонационные конструкции (ИК), слайд №11Интонация. Интонационные конструкции (ИК), слайд №12Интонация. Интонационные конструкции (ИК), слайд №13Интонация. Интонационные конструкции (ИК), слайд №14Интонация. Интонационные конструкции (ИК), слайд №15Интонация. Интонационные конструкции (ИК), слайд №16Интонация. Интонационные конструкции (ИК), слайд №17Интонация. Интонационные конструкции (ИК), слайд №18Интонация. Интонационные конструкции (ИК), слайд №19Интонация. Интонационные конструкции (ИК), слайд №20

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Интонация. Интонационные конструкции (ИК). Доклад-сообщение содержит 20 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1


Интонация. Интонационные конструкции (ИК), слайд №1
Описание слайда:

Слайд 2





Интонация – (от. лат. intono – громко произношу) – изменение основного тона, интенсивности, тембра  и длительности звучащих высказываний.
Интонация – (от. лат. intono – громко произношу) – изменение основного тона, интенсивности, тембра  и длительности звучащих высказываний.
 Интонация членит речевой поток на смысловые отрезки, противопоставляет высказывания по цели высказывания и детализирует внутренние смысловые отношения, участвует в выражении эмоций.
Интонация служит важнейшим средством различения смысла предложений.
Описание слайда:
Интонация – (от. лат. intono – громко произношу) – изменение основного тона, интенсивности, тембра и длительности звучащих высказываний. Интонация – (от. лат. intono – громко произношу) – изменение основного тона, интенсивности, тембра и длительности звучащих высказываний. Интонация членит речевой поток на смысловые отрезки, противопоставляет высказывания по цели высказывания и детализирует внутренние смысловые отношения, участвует в выражении эмоций. Интонация служит важнейшим средством различения смысла предложений.

Слайд 3





В русском языке выделяют:
В русском языке выделяют:
 7 интонационных конструкций (ИК)
 Каждая ИК имеет центр – слог, на который падает основное ударение (тактовое, фразовое или логическое), 
Предцентровую и постцентровую части речевого такта (иногда они отсутствуют). Различаются ИК направлением движения тона в центре и уровнем тона постцентровой части.
 
Описание слайда:
В русском языке выделяют: В русском языке выделяют: 7 интонационных конструкций (ИК) Каждая ИК имеет центр – слог, на который падает основное ударение (тактовое, фразовое или логическое), Предцентровую и постцентровую части речевого такта (иногда они отсутствуют). Различаются ИК направлением движения тона в центре и уровнем тона постцентровой части.  

Слайд 4





На начальном этапе обучения достаточно различать 4 ИК.
На начальном этапе обучения достаточно различать 4 ИК.
Иногда вводится ИК 5 (интонация восклицательного предложения).
Изучение русской интонации на начальном этапе предполагает знакомство
 с основными типами интонационных конструкций (ИК),
с их употреблением, правилами синтагматического членения,
 с понятием центра ИК и его местом в предложении, 
с движением тона на центре ИК.
 
Описание слайда:
На начальном этапе обучения достаточно различать 4 ИК. На начальном этапе обучения достаточно различать 4 ИК. Иногда вводится ИК 5 (интонация восклицательного предложения). Изучение русской интонации на начальном этапе предполагает знакомство с основными типами интонационных конструкций (ИК), с их употреблением, правилами синтагматического членения, с понятием центра ИК и его местом в предложении, с движением тона на центре ИК.  

Слайд 5





   Понятие ИК, принципы классификации принадлежит Е.А. Брызгуновой. Предложенная система является практически общепринятой при обучении иностранцев русскому языку.
   Понятие ИК, принципы классификации принадлежит Е.А. Брызгуновой. Предложенная система является практически общепринятой при обучении иностранцев русскому языку.
Брызгунова Е.А.:
Звуки и интонации русской речи. М., 1981.
Практическая  фонетика интонация русского языка: пособие для преподавателей, занимающихся с иностранцами. М., 1963.
Описание слайда:
Понятие ИК, принципы классификации принадлежит Е.А. Брызгуновой. Предложенная система является практически общепринятой при обучении иностранцев русскому языку. Понятие ИК, принципы классификации принадлежит Е.А. Брызгуновой. Предложенная система является практически общепринятой при обучении иностранцев русскому языку. Брызгунова Е.А.: Звуки и интонации русской речи. М., 1981. Практическая фонетика интонация русского языка: пособие для преподавателей, занимающихся с иностранцами. М., 1963.

Слайд 6






Если предложение содержит утверждение или сообщение, то тон понижается на ударном слоге последнего слова. В конце такого предложения ставится точка. 
Задания для отработки интонации:
     Читайте и повторяйте. Обратите внимание на понижение голоса в конце предложения.
а) –     –    \      –       \          Это дом. Он там.
б)–   –  –  \         –      \           Это банан.  Он тут.
 в)  Это мама. Она тут. Она дома.
 г)  Это папа. Он тут. Он дома.
 д)  Это Анна и Антон. Это они.
 Лексическое и грамматическое наполнение предложений должно соответствовать уровню восприятия учащихся.
Описание слайда:
Если предложение содержит утверждение или сообщение, то тон понижается на ударном слоге последнего слова. В конце такого предложения ставится точка. Задания для отработки интонации: Читайте и повторяйте. Обратите внимание на понижение голоса в конце предложения. а) – – \ – \ Это дом. Он там. б)– – – \ – \ Это банан. Он тут. в) Это мама. Она тут. Она дома. г) Это папа. Он тут. Он дома. д) Это Анна и Антон. Это они.  Лексическое и грамматическое наполнение предложений должно соответствовать уровню восприятия учащихся.

Слайд 7





   Используется в предложениях, где на первом месте стоят вопросительные слова кто, где, куда, какой и др. Тон немного повышается в центре, т.е. на вопросительном слове, а затем опускается в постцентровой части ниже среднего. В конце вопросительного предложения ставится знак вопроса.
   Используется в предложениях, где на первом месте стоят вопросительные слова кто, где, куда, какой и др. Тон немного повышается в центре, т.е. на вопросительном слове, а затем опускается в постцентровой части ниже среднего. В конце вопросительного предложения ставится знак вопроса.
         _____    /                             \ 
            Ку -  да    вы    и-дё-те?
 
Закрепление.  Читайте и повторяйте:
         Кто это? – Это студент.
         Кто это? – Это студентка.
         Кто это? – Это преподаватель.
                      __    /                     _  _  _    \ 
                  Какое      сегодня  число?
Описание слайда:
Используется в предложениях, где на первом месте стоят вопросительные слова кто, где, куда, какой и др. Тон немного повышается в центре, т.е. на вопросительном слове, а затем опускается в постцентровой части ниже среднего. В конце вопросительного предложения ставится знак вопроса. Используется в предложениях, где на первом месте стоят вопросительные слова кто, где, куда, какой и др. Тон немного повышается в центре, т.е. на вопросительном слове, а затем опускается в постцентровой части ниже среднего. В конце вопросительного предложения ставится знак вопроса.   _____ / \ Ку - да вы и-дё-те?   Закрепление. Читайте и повторяйте: Кто это? – Это студент. Кто это? – Это студентка. Кто это? – Это преподаватель. __ / _ _ _ \ Какое сегодня число?

Слайд 8






 Предложения типа: Это школа? Это ваша комната?
Вопрос в таких предложениях передается при помощи интонации, а центр ИК находится на ударном слоге того слова, которое показывает, о чём именно спрашивается. Постцентровая часть произносится на среднем тоне, на центре вопроса тон резко повышается с предударной частью. На постцентровой части происходит низкое понижение тона ниже среднего.
                                    _____            /           \  
                                   Это       ваш       шарф? 
                                             _____     ____      /
                                   Это       ваш    шарф?
                                     /       _____    _____
                                             Это       ваш      шарф?
Описание слайда:
 Предложения типа: Это школа? Это ваша комната? Вопрос в таких предложениях передается при помощи интонации, а центр ИК находится на ударном слоге того слова, которое показывает, о чём именно спрашивается. Постцентровая часть произносится на среднем тоне, на центре вопроса тон резко повышается с предударной частью. На постцентровой части происходит низкое понижение тона ниже среднего.   _____ / \ Это ваш шарф? _____ ____ / Это ваш шарф? / _____ _____ Это ваш шарф?

Слайд 9





                __      /
                __      /
        А   вы?    А он?
 
        /   \      /                        /   \   /        
        А ма – ма?                  А     его?
 
   В таких ИК предцентровая часть поизносится на среднем тоне. В центре тон сначала понижается, а затем плавно повышается. Если в вопросительном предложении есть заударная часть, то в центре тон понижается, а в постцентровой части повышается. 
      __ __                __ __                \             /                       \           /
    Меня      зовут    Наталья Георгиевна.       А      Вас?
  \             /
Ваше      имя?
Описание слайда:
__ / __ / А вы? А он?   / \ / / \ / А ма – ма? А его?   В таких ИК предцентровая часть поизносится на среднем тоне. В центре тон сначала понижается, а затем плавно повышается. Если в вопросительном предложении есть заударная часть, то в центре тон понижается, а в постцентровой части повышается. __ __ __ __ \ / \ / Меня зовут Наталья Георгиевна. А Вас? \ / Ваше имя?

Слайд 10





   Следует обратить внимание на то, что восклицательная интонация передается одной ИК, в то время как вопрос передается самым различным образом.
   Следует обратить внимание на то, что восклицательная интонация передается одной ИК, в то время как вопрос передается самым различным образом.
 
   Как Инду читает стихи!
Описание слайда:
Следует обратить внимание на то, что восклицательная интонация передается одной ИК, в то время как вопрос передается самым различным образом. Следует обратить внимание на то, что восклицательная интонация передается одной ИК, в то время как вопрос передается самым различным образом. Как Инду читает стихи!

Слайд 11





В простом повествовательном предложении: ИК – 1
В простом повествовательном предложении: ИК – 1
В вопросительном предложении: ИК – 2, ИК – 3, ИК – 4
В побудительном предложении: ИК – 2
В сложносочинённом предложении: ИК – 1
В сложноподчинённом предложении: ИК – 1, ИК - 3
Интонация пояснения: ИК – 1, ИК – 3, ИК – 4
В восклицательном предложении: ИК-5
Описание слайда:
В простом повествовательном предложении: ИК – 1 В простом повествовательном предложении: ИК – 1 В вопросительном предложении: ИК – 2, ИК – 3, ИК – 4 В побудительном предложении: ИК – 2 В сложносочинённом предложении: ИК – 1 В сложноподчинённом предложении: ИК – 1, ИК - 3 Интонация пояснения: ИК – 1, ИК – 3, ИК – 4 В восклицательном предложении: ИК-5

Слайд 12





 На первом же уроке вводится ИК – 1 в связи с включением самых простых предложений
 На первом же уроке вводится ИК – 1 в связи с включением самых простых предложений
(предваряет работу по интонации знакомство со слогом). 
На схеме, изображающей интонационную конструкцию, следует показывать, на каком слоге ниспадающая интонация, т.е. понижение тона, и выделять слово, на котором должно быть понижение тона.
Описание слайда:
На первом же уроке вводится ИК – 1 в связи с включением самых простых предложений На первом же уроке вводится ИК – 1 в связи с включением самых простых предложений (предваряет работу по интонации знакомство со слогом). На схеме, изображающей интонационную конструкцию, следует показывать, на каком слоге ниспадающая интонация, т.е. понижение тона, и выделять слово, на котором должно быть понижение тона.

Слайд 13





Интонационная конструкция сопровождается номером (цифрой).
Интонационная конструкция сопровождается номером (цифрой).
 
     /   _ _              _ _   _    \
   Кто это?           Это  Антон.
   2                             1
  Кто это?           Это   Ира.
Цифра стоит на соответствующем слове и слоге, указывающем на место повышения или понижения интонации.
Описание слайда:
Интонационная конструкция сопровождается номером (цифрой). Интонационная конструкция сопровождается номером (цифрой).   / _ _ _ _ _ \ Кто это? Это Антон. 2 1 Кто это? Это Ира. Цифра стоит на соответствующем слове и слоге, указывающем на место повышения или понижения интонации.

Слайд 14





 На среднем и продвинутом этапах интонация изучается как средство различения эмоциональных оттенков.
 На среднем и продвинутом этапах интонация изучается как средство различения эмоциональных оттенков.
     
Слушать! Ну да?
 
На этих этапах обучения:
активная работа над аудированием, 
включение сложного и разнообразного лексико-грамматического материала
Описание слайда:
На среднем и продвинутом этапах интонация изучается как средство различения эмоциональных оттенков. На среднем и продвинутом этапах интонация изучается как средство различения эмоциональных оттенков. Слушать! Ну да?   На этих этапах обучения: активная работа над аудированием, включение сложного и разнообразного лексико-грамматического материала

Слайд 15





Функции интонации и состав интонационных компонентов универсальны. 
Функции интонации и состав интонационных компонентов универсальны. 
Функционирование компонентов интонации в каждом из языков осуществляется по-разному. 
Опора на интонацию родного языка в речи на иностранном языке   влечет за собой появление интонационных ошибок.
Описание слайда:
Функции интонации и состав интонационных компонентов универсальны. Функции интонации и состав интонационных компонентов универсальны. Функционирование компонентов интонации в каждом из языков осуществляется по-разному. Опора на интонацию родного языка в речи на иностранном языке влечет за собой появление интонационных ошибок.

Слайд 16






Н.А. Любимова:
 ошибка может быть спровоцирована и близостью парадигм, что «создает благоприятные условия для отождествления различного как сходного».
«в речи иностранцев могут появляться ошибки, не свойственные ни родному языку, ни изучаемому языку, поскольку учащийся может осуществлять речевую деятельность по правилам, так называемой, промежуточной системы».
Описание слайда:
Н.А. Любимова: ошибка может быть спровоцирована и близостью парадигм, что «создает благоприятные условия для отождествления различного как сходного». «в речи иностранцев могут появляться ошибки, не свойственные ни родному языку, ни изучаемому языку, поскольку учащийся может осуществлять речевую деятельность по правилам, так называемой, промежуточной системы».

Слайд 17





Интонационное выражение эмоций в речи универсально, восприятие эмоционального высказывания не вызывает больших затруднений. 
Интонационное выражение эмоций в речи универсально, восприятие эмоционального высказывания не вызывает больших затруднений. 

Л.П. Щербакова, Л.Т. Юн . Постановка русской интонации в иноязычной аудитории (на примере русской речи корейцев).//Вестник СПбГУ сер.2, 2002, вып.1 (№2), с.94-101.
Описание слайда:
Интонационное выражение эмоций в речи универсально, восприятие эмоционального высказывания не вызывает больших затруднений. Интонационное выражение эмоций в речи универсально, восприятие эмоционального высказывания не вызывает больших затруднений. Л.П. Щербакова, Л.Т. Юн . Постановка русской интонации в иноязычной аудитории (на примере русской речи корейцев).//Вестник СПбГУ сер.2, 2002, вып.1 (№2), с.94-101.

Слайд 18





Обучение интонации встречает гораздо большие трудности, чем обучение правильному произношению сегментных единиц. 
Обучение интонации встречает гораздо большие трудности, чем обучение правильному произношению сегментных единиц. 
При объяснении артикуляции звуков речи преподаватель может не только воспроизвести эту артикуляцию, но и показать её (рассказать, какой уклад языка при произнесении того или иного звука, какую работу он совершает), т.е. в методику обучения можно внести элемент сознательности (о необходимости которого говорил еще Л.В. Щерба).
Описание слайда:
Обучение интонации встречает гораздо большие трудности, чем обучение правильному произношению сегментных единиц. Обучение интонации встречает гораздо большие трудности, чем обучение правильному произношению сегментных единиц. При объяснении артикуляции звуков речи преподаватель может не только воспроизвести эту артикуляцию, но и показать её (рассказать, какой уклад языка при произнесении того или иного звука, какую работу он совершает), т.е. в методику обучения можно внести элемент сознательности (о необходимости которого говорил еще Л.В. Щерба).

Слайд 19





Интонация разговорной речи
Интонация разговорной речи
 характеризуется богатством эмоционально-экспрессивных интонаций,
 резкими повышениями и понижениями тона, 
изменением темпа речи и ритма фраз.
Описание слайда:
Интонация разговорной речи Интонация разговорной речи характеризуется богатством эмоционально-экспрессивных интонаций, резкими повышениями и понижениями тона, изменением темпа речи и ритма фраз.

Слайд 20





предполагает:
предполагает:
 рассмотрение примеров интонационного и ритмического оформления речи (на примере аудио- и видеоматериалов), 
 тренировочные упражнения (чтение прослушанных и подобных им диалогов, составление собственных диалогов по предложенной модели). 
включение в диалоги и монологи фразеологизированных синтаксических конструкций, произносящихся с определенной интонацией (например, фраза «Какой сюрприз!» в зависимости от интонации может выражать как позитивную, так и негативную оценку ситуации).
Описание слайда:
предполагает: предполагает: рассмотрение примеров интонационного и ритмического оформления речи (на примере аудио- и видеоматериалов), тренировочные упражнения (чтение прослушанных и подобных им диалогов, составление собственных диалогов по предложенной модели). включение в диалоги и монологи фразеологизированных синтаксических конструкций, произносящихся с определенной интонацией (например, фраза «Какой сюрприз!» в зависимости от интонации может выражать как позитивную, так и негативную оценку ситуации).



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию