Содержание ▲
- Система упражнений по подготовке к написанию…
- Сжатое изложение
Содержательная обработка…
- Слайд №3
- Роль плана
Раскрывает содержание…
- Принципы составления плана.
1. Выделив в абзацах…
-
Образец плана текста
…
- Опорные фразы – ключи к пониманию текста. 1…
- Познание себя, понимание ответственности за свои…
- Это происходит еще и потому, что подростковый…
- Проживая этот сложный период, подросток…
- УПРАЖНЕНИЯ
НА ОСВОЕНИЕ ПРИЁМОВ
СЖАТИЯ…
- Перестройте сложные предложение в простые,…
- Деловой человек наращивает скорости, внедряет…
- Не только у него цейтнот становится всеобщим:…
- Самое дорогое, что есть у человека,- это жизнь,…
- Сократите сложное предложение за счет менее…
- Замените фрагменты предложений обобщающими…
- Я родился и большую часть жизни прожил в…
- Исключите повторы и объедините предложения.…
- Замените прямую речь косвенной, сохранив смысл…
- Изложите указанную часть текста одним…
- Подчеркните в тексте предложения, смысловые…
- Сжато изложите содержание абзаца.…
- Напишите текст, объединяющий общую информацию…
- Проверяем себя
Андерсен умел радоваться…
- Проверяем себя
Мы ходим по земле, но…
- Проверяем себя
Разве не интересен сухой…
- Проверяем себя
В сложной биографии…
- Проверяем себя
Свободное воображение ловит…
- Проверяем себя
Что толкнуло Андерсена в…
- Проверяем себя
Но мы также знаем, что…
- Внимание!
При написании изложения экзаменуемым…
- Слайд №33
- Скачать
- Похожие презентации
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Система упражнений по подготовке к написанию сжатого изложения
Слайд 2
Описание слайда:
Сжатое изложение
Содержательная обработка прослушанного текста.
Умение извлекать главную информацию из текста.
Слайд 3
Слайд 4
Описание слайда:
Роль плана
Раскрывает содержание текста.
Отражает последовательность развития авторской мысли.
Восстанавливает в памяти содержание текста.
Ускоряет работу над текстом сжатого изложения.
Помогает сохранить авторский стиль.
Организует самоконтроль.
Сосредотачивает внимание на содержании абзацев и текста в целом.
Слайд 5
Описание слайда:
Принципы составления плана.
1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получаем назывной план.
2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получаем вопросный план.
3. Ответив на вопрос кратко, получаем тезисный план.
Слайд 6
Описание слайда:
Образец плана текста
Слайд 7
Описание слайда:
Опорные фразы – ключи к пониманию текста. 1 абзац
Подростковый возраст психологи называют самым трудным. В это время многое меняется в человеке. Он осознаёт, что не хочет жить так, как навязывают ему взрослые. Но сам ещё не может чётко определить жизненные ориентиры. Он хочет войти в большой мир, найти в нём собственное место и в то же время подвергает этот мир жёсткой критике. Мысли и желания подростка в этот период противоречивы, непонятны ему самому.
Слайд 8
Описание слайда:
Познание себя, понимание ответственности за свои действия – это основа становления личности подростка. Прежде поступки совершались импульсивно, под влиянием мгновенных чувств. Ребенок искренне утверждал, что «чашка сама упала», а задача «не решилась». Единственным желанием при этом было, чтобы буря поскорее миновала и родители перестали сердиться. Зато теперь, даже если не случилось никаких неприятностей, начинается мучительный процесс переживаний,
Познание себя, понимание ответственности за свои действия – это основа становления личности подростка. Прежде поступки совершались импульсивно, под влиянием мгновенных чувств. Ребенок искренне утверждал, что «чашка сама упала», а задача «не решилась». Единственным желанием при этом было, чтобы буря поскорее миновала и родители перестали сердиться. Зато теперь, даже если не случилось никаких неприятностей, начинается мучительный процесс переживаний,
обдумывания своих действий.
Слайд 9
Описание слайда:
Это происходит еще и потому, что подростковый возраст связан с потребностью во внешней оценке, признании значимости собственной личности. Взрослеющему человеку хочется знать, какой он на самом деле. Появляется интерес к собственному внутреннему миру. Сам себе он кажется не таким, как все, а особенным, стремится стать индивидуальностью. Его чувства противоречивы, могут колебаться от
Это происходит еще и потому, что подростковый возраст связан с потребностью во внешней оценке, признании значимости собственной личности. Взрослеющему человеку хочется знать, какой он на самом деле. Появляется интерес к собственному внутреннему миру. Сам себе он кажется не таким, как все, а особенным, стремится стать индивидуальностью. Его чувства противоречивы, могут колебаться от
уверенности в своей гениальности до неверия в себя.
Слайд 10
Описание слайда:
Проживая этот сложный период, подросток взрослеет: по-новому осознаёт себя и пытается самостоятельно принимать серьезные решения.Он приобретает опыт общения с окружающими и выходит во взрослую жизнь с ценнейшими качествами личности: чувством ответственности, совест-ливостью, осознанием собственной неповторимости.
Проживая этот сложный период, подросток взрослеет: по-новому осознаёт себя и пытается самостоятельно принимать серьезные решения.Он приобретает опыт общения с окружающими и выходит во взрослую жизнь с ценнейшими качествами личности: чувством ответственности, совест-ливостью, осознанием собственной неповторимости.
Слайд 11
Описание слайда:
УПРАЖНЕНИЯ
НА ОСВОЕНИЕ ПРИЁМОВ
СЖАТИЯ ТЕКСТА
Слайд 12
Описание слайда:
Перестройте сложные предложение в простые, сохраняя их суть.
Философы, то есть древние философы, первыми поняли ценность времени – они наверняка еще до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно доставляло людям огорчение своей быстротечностью.
Слайд 13
Описание слайда:
Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, он и говорить старается лаконичнее, уже не пишет, а диктует в диктофон, а дефицит времени увеличивается.
Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, он и говорить старается лаконичнее, уже не пишет, а диктует в диктофон, а дефицит времени увеличивается.
Слайд 14
Описание слайда:
Не только у него цейтнот становится всеобщим: недостает времени на друзей, на письма, на детей, нет времени на то, чтобы думать, чтобы не думая постоять в осеннем лесу, слушая черенковый хруст облетающих листьев, нет времени ни на стихи, ни на могилы родителей.
Не только у него цейтнот становится всеобщим: недостает времени на друзей, на письма, на детей, нет времени на то, чтобы думать, чтобы не думая постоять в осеннем лесу, слушая черенковый хруст облетающих листьев, нет времени ни на стихи, ни на могилы родителей.
Слайд 15
Описание слайда:
Самое дорогое, что есть у человека,- это жизнь, но если всмотреться в эту самую жизнь поподробнее, то можно сказать, что самое дорогое - это Время, потому что жизнь состоит из времени, складывается из часов и минут.
Самое дорогое, что есть у человека,- это жизнь, но если всмотреться в эту самую жизнь поподробнее, то можно сказать, что самое дорогое - это Время, потому что жизнь состоит из времени, складывается из часов и минут.
Слайд 16
Описание слайда:
Сократите сложное предложение за счет менее существенной части.
Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты. Мне нравилось всё в этой удивительной стране: и то, что слабых детей сбрасывали со скалы, и что мать-спартанка провожала сына на войну не слезами, а прекрасной, афористичной фразой: «Со щитом или на щите», и что маленький спартанец, пронёсший в школу под рубахой живого лисёнка, не плакал и не кричал, когда зверёк вгрызался в его тело.
Слайд 17
Описание слайда:
Замените фрагменты предложений обобщающими понятиями.
Мордочка Микки-Мауса изображена на куртках, футболках, ночных рубашечках, пижамках, носках, свитерах, фартучках, портфелях, пеналах, карандашах, на обоях, на часах (предмет коллекционный); на детских бутылочках, на баночках, коробках, картонках, на бумаге, пластмассе, дереве, жести.
Слайд 18
Описание слайда:
Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде.
Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде.
В своём внешнем облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина.
Слайд 19
Описание слайда:
Исключите повторы и объедините предложения.
В Спарте сразу после рождения в пропасть швыряли слабосильных и нестандартных, то есть тех, кто в дальнейшем просто вынужден был бы противопоставить безукоризненной мужественности окружающих мощь разума и силу духа. Тех, кого непосильная тяжесть меча поневоле отталкивала бы к резцу, линейке и перу. Тех, для кого «выжить» означало бы - «изобрести».
Слайд 20
Описание слайда:
Замените прямую речь косвенной, сохранив смысл высказывания.
Знаменитый художник В.В.Стасов так говорил об И.И. Шишкине: «Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный».(37 слов)
Слайд 21
Описание слайда:
Изложите указанную часть текста одним предложением.
Едва ли кто-нибудь может сказать, что, однажды увидев море, он забыл его.
Более того, море продолжает звать к себе, оно является в сновидениях, в мечтах и думах. И сколько бы ни прошло лет, каждый из нас, вновь увидев море, потрясен его жизненной силой, игрой волн, неукротимым ритмом движения. Море - вот поистине колдовской калейдоскоп самых невероятных сочетаний цветов, бликов и пятен.
Слайд 22
Описание слайда:
Подчеркните в тексте предложения, смысловые части, которые могут быть убраны без ущерба для содержания.
На протяжении всей истории человечества волки и люди всегда жили рядом. Эти хищники всегда представляли опасность для человека. Они нападали на домашний скот, а иногда и на человека. А потому люди всегда стремились уничтожать этих хищников всеми способами и средствами. Волков травили ядами, убивали из ружей, ловили в капканы и петли. В последние годы против волков стали применять самолеты и вертолеты, снегоходы. Несмотря на все эти меры, волки продолжают жить. Правда, во многих странах Западной Европы волков уже давно нет, но там мало и условий для их жизни.
Волки очень пластичны и живут в самых разнообразных климатических условиях. Они обитают в тайге и в тундре, в степях и в пустынях, в городах и болотах.
Слайд 23
Описание слайда:
Сжато изложите содержание абзаца.
Что надо лесному зверю, зверьку или зверенышу для зимнего выживания? То же, что и человеку: надежная крыша над головой, удобная, теплая одежка да приличный запас калорийного корма, которого до спасительницы-весны должно хватить. Бобры не исключение. Но в отличие от всяких разных любителей чужими руками сотворенных убежищ, от охочих до соседских кладовых воришек, а также от некоторых «хитрецов», погружающихся зимой в крепкий сон, лесные дровосеки все от начала до конца делают сами. И жилища сооружают, надежнее не придумаешь, и корм припасают, как усердные домохозяйки, и образ жизни ведут – любой спортсмен позавидует. (90 слов)
Слайд 24
Описание слайда:
Напишите текст, объединяющий общую информацию высказываний
Египет был крупнейшей аграрной державой, и многочисленные запасы зерна необходимо было оберегать от нашествий грызунов. Кошек, истребляющих крыс и мышей, египтяне считали священными животными. Не случайно у верховного бога Египта Ра была кошачья голова.
В Китае кошка символизировала материнство. Верили, что, если повесить на дверь комнаты молодой матери пучок кошачьей шерсти, малыш обязательно будет счастлив.
В Японии хозяином кошки мог стать только очень обеспеченный человек. Содержание животного требовало огромных расходов: питомца было принято наряжать, кормить только из золотой и серебряной посуды специально приготовленной пищей и даже приставлять к нему персонального слугу.
Слайд 25
Описание слайда:
Проверяем себя
Андерсен умел радоваться всему интересному и хорошему, что попадается на каждой тропинке и на каждом шагу. Пожалуй, неправильно называть это свойство умением. Гораздо вернее назвать его талантом, редкой способностью замечать то, что ускользает от ленивых человеческих глаз. (37 слов)
Слайд 26
Описание слайда:
Проверяем себя
Мы ходим по земле, но часто ли нам является в голову желание нагнуться
и тщательно рассмотреть эту землю, рассмотреть все, что находится у нас под ногами? А если бы мы нагнулись или даже больше - легли бы на землю и начали рассматривать ее, то на каждой пяди мы бы нашли много любопытных вещей. (53 слова)
Слайд 27
Описание слайда:
Проверяем себя
Разве не интересен сухой мох, рассыпающий из своих кувшинчиков
изумрудную пыльцу, или цветок подорожника, похожий на сиреневый солдатский султан? Или обломок перламутровой ракушки - такой крошечный, что из него нельзя сделать даже карманное зеркальце для куклы, но достаточно большой, чтобы бесконечно переливаться и блестеть таким же множеством неярких красок, каким горит на утренней заре небо над Балтикой. Разве не прекрасна каждая травинка, наполненная пахучим соком, и каждое летучее семечко липы? Из него обязательно вырастет могучее дерево! (74 слова)
Слайд 28
Описание слайда:
Проверяем себя
В сложной биографии Андерсена нелегко установить то время, когда он начал писать свои первые прелестные сказки. С раннего детства его память была полна разных волшебных историй. Но юноша Андерсен долго считал себя кем угодно - певцом, танцором, декламатором, поэтом, сатириком и драматургом, но только не сказочником. Несмотря на это, отдаленный голос сказки давно слышался то в одном, то в другом из его произведений как звук чуть затронутой, но тотчас же отпущенной струны. (72 слова)
Слайд 29
Описание слайда:
Проверяем себя
Свободное воображение ловит в окружающей нас жизни сотни частностей и соединяет их в стройный и мудрый рассказ. Нет ничего, чем пренебрег бы
сказочник, - будь то горлышко пивной бутылки, капля росы на пере, потерянном иволгой, или заржавленный уличный фонарь. Любая мысль - самая могучая и
великолепная - может быть выражена при дружеском содействии этих скромных вещей. (56 слов)
Слайд 30
Описание слайда:
Проверяем себя
Что толкнуло Андерсена в область сказки?
Сам он говорил, что легче всего писать сказки, оставаясь наедине с природой, "слушая ее голос", особенно в то время, когда он отдыхал в лесах Зеландии, почти всегда окутанных неплотным туманом, дремлющих под слабым мерцанием звезд. Далекий ропот моря, долетавший в чащу этих лесов, придавал им таинственность.(52 слова)
Слайд 31
Описание слайда:
Проверяем себя
Но мы также знаем, что многие свои сказки Андерсен писал среди зимы, в разгар детских елочных праздников, и придавал им нарядную форму, свойственную елочным украшениям. Этот человек был настоящим волшебником. (32 слова) (По К.Паустовскому)
(376 слов)
Слайд 32
Описание слайда:
Внимание!
При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте.
Читая экзаменационную работу, эксперт устанавливает:
1) соответствие количества микротем в работе экзаменуемого количеству микротем в информации о тексте;
2) соответствие последовательности микротем в работе экзаменуемого последовательности микротем в информации о тексте;
3) точность передачи информации в каждой из микротем.
Слайд 33
Презентацию на
тему Система упражнений по подготовке к написанию сжатого изложения можно скачать бесплатно ниже: