🗊Аналитическое чтение поэмы «Двенадцать»

Категория: Литература
Нажмите для полного просмотра!
Аналитическое чтение поэмы   «Двенадцать», слайд №1Аналитическое чтение поэмы   «Двенадцать», слайд №2Аналитическое чтение поэмы   «Двенадцать», слайд №3Аналитическое чтение поэмы   «Двенадцать», слайд №4Аналитическое чтение поэмы   «Двенадцать», слайд №5Аналитическое чтение поэмы   «Двенадцать», слайд №6Аналитическое чтение поэмы   «Двенадцать», слайд №7Аналитическое чтение поэмы   «Двенадцать», слайд №8Аналитическое чтение поэмы   «Двенадцать», слайд №9Аналитическое чтение поэмы   «Двенадцать», слайд №10Аналитическое чтение поэмы   «Двенадцать», слайд №11Аналитическое чтение поэмы   «Двенадцать», слайд №12Аналитическое чтение поэмы   «Двенадцать», слайд №13Аналитическое чтение поэмы   «Двенадцать», слайд №14Аналитическое чтение поэмы   «Двенадцать», слайд №15Аналитическое чтение поэмы   «Двенадцать», слайд №16Аналитическое чтение поэмы   «Двенадцать», слайд №17Аналитическое чтение поэмы   «Двенадцать», слайд №18Аналитическое чтение поэмы   «Двенадцать», слайд №19Аналитическое чтение поэмы   «Двенадцать», слайд №20Аналитическое чтение поэмы   «Двенадцать», слайд №21Аналитическое чтение поэмы   «Двенадцать», слайд №22Аналитическое чтение поэмы   «Двенадцать», слайд №23Аналитическое чтение поэмы   «Двенадцать», слайд №24

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Аналитическое чтение поэмы «Двенадцать». Презентация содержит 24 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Аналитическое чтение поэмы 
«Двенадцать»
Описание слайда:
Аналитическое чтение поэмы «Двенадцать»

Слайд 2





«СЕГОДНЯ  Я – ГЕНИЙ »
Описание слайда:
«СЕГОДНЯ Я – ГЕНИЙ »

Слайд 3





Блок и революция
Январь 1918 года.
«…Поэма написана в ту пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях—природы, жизни и искусства» 
                                                 А.Блок статья «Интеллигенция и революция»

«Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию»…
Поэма «Двенадцать», 
Статья«Интеллигенция и революция»: 
     «Что же вы думали? Что революция – идиллия ?Что творчество ничего не разрушает га своем пути?  …что так  бескровно и безболезненно разрешится вековая распря между «черной» и «белой» костью…между интеллигенцией и народом?» 
Стихотворение «Скифы».
Революция  для Блока — сложнейшая переделка внутреннего мира  человека. Образ ветра, стихии— это глубокое противоречие в человеческой душе, оно не может быть однозначно добром или злом.
Описание слайда:
Блок и революция Январь 1918 года. «…Поэма написана в ту пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях—природы, жизни и искусства» А.Блок статья «Интеллигенция и революция» «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию»… Поэма «Двенадцать», Статья«Интеллигенция и революция»: «Что же вы думали? Что революция – идиллия ?Что творчество ничего не разрушает га своем пути? …что так бескровно и безболезненно разрешится вековая распря между «черной» и «белой» костью…между интеллигенцией и народом?» Стихотворение «Скифы». Революция для Блока — сложнейшая переделка внутреннего мира человека. Образ ветра, стихии— это глубокое противоречие в человеческой душе, оно не может быть однозначно добром или злом.

Слайд 4





1 глава
Место – «божий свет». Гигантская сфера, как будто действие происходит на гигантской покатости земного шара, потому и трудно держаться на ногах.
Время. «Черный вечер».
Цвета – черный, белый, красный.
Главный герой – ветер – стихия революции.
Старый мир –
 «старушка-курица»,
 «товарищ поп»,
 «писатель-вития»,                             
 «барыня в каракуле»
 «профсоюз» проституток – сметены веселым, злым ветром революции.
  Устоял буржуй.
Глава заканчивается вопросом: «Что впереди?»
Описание слайда:
1 глава Место – «божий свет». Гигантская сфера, как будто действие происходит на гигантской покатости земного шара, потому и трудно держаться на ногах. Время. «Черный вечер». Цвета – черный, белый, красный. Главный герой – ветер – стихия революции. Старый мир – «старушка-курица», «товарищ поп», «писатель-вития», «барыня в каракуле» «профсоюз» проституток – сметены веселым, злым ветром революции. Устоял буржуй. Глава заканчивается вопросом: «Что впереди?»

Слайд 5





2 глава.
Во второй главе появляются герои. Идут обыкновенные люди – парни с городских окраин. В них нет ничего героического.
В зубах - цыгарка, примят картуз,                                                     На спину б надо бубновый туз!
Все обыденно. И разговоры обыденные:
— А Ванька с Катькой — в кабаке...
Ванька просто не с ними, а потому — против них. 
Сначала отказ от запретов. 
Свобода, свобода, 
Эх, эх, без креста!
Описание слайда:
2 глава. Во второй главе появляются герои. Идут обыкновенные люди – парни с городских окраин. В них нет ничего героического. В зубах - цыгарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз! Все обыденно. И разговоры обыденные: — А Ванька с Катькой — в кабаке... Ванька просто не с ними, а потому — против них. Сначала отказ от запретов. Свобода, свобода, Эх, эх, без креста!

Слайд 6





Заявлена цель их движения (тем, кто их ведет к новой жизни): «Неугомонный не дремлет враг».
Заявлена цель их движения (тем, кто их ведет к новой жизни): «Неугомонный не дремлет враг».
Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в Святую Русь…
 Эх, эх, без креста!
Вот и сущность нового, революционного времени: без креста. Достоевский считал, что сущность социализма ни в коем случае не экономическое учение, а атеистическое: «Бога нет — и все дозволено».
Описание слайда:
Заявлена цель их движения (тем, кто их ведет к новой жизни): «Неугомонный не дремлет враг». Заявлена цель их движения (тем, кто их ведет к новой жизни): «Неугомонный не дремлет враг». Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в Святую Русь… Эх, эх, без креста! Вот и сущность нового, революционного времени: без креста. Достоевский считал, что сущность социализма ни в коем случае не экономическое учение, а атеистическое: «Бога нет — и все дозволено».

Слайд 7





3 глава
Двенадцать строк – три  четверостишия. Диапазон — 
От солдатской песни до молитвы. 
Частушка и марш. 
Цель огромна — «Мировой пожар в крови». Революция  для Блока — сложнейшая переделка внутреннего мира  человека. Это явно перекликается со словами Иисуса Христа: «Построить храм новой веры в душах ваших». Пожар именно в крови, а не на всей земле только. Новое кровообращение, новая природа человека. Но для этого надобно отрешиться от старого. 
И вдруг — «Господи, благослови!» Сейчас он и переступит, как все герои русской литературы, через главное: «Не убий!»
Описание слайда:
3 глава Двенадцать строк – три четверостишия. Диапазон — От солдатской песни до молитвы. Частушка и марш. Цель огромна — «Мировой пожар в крови». Революция для Блока — сложнейшая переделка внутреннего мира человека. Это явно перекликается со словами Иисуса Христа: «Построить храм новой веры в душах ваших». Пожар именно в крови, а не на всей земле только. Новое кровообращение, новая природа человека. Но для этого надобно отрешиться от старого. И вдруг — «Господи, благослови!» Сейчас он и переступит, как все герои русской литературы, через главное: «Не убий!»

Слайд 8





4и5 главы
Четвертая  и пятая главы посвящены героине поэмы – Катьке.	Ради таких, как она, по утверждению большевиков, делалась революция. Но что изменилось в ее жизни? Да только  клиенты: 
«С юнкерьем гулять ходила, с солдатьем теперь пошла».
Описание слайда:
4и5 главы Четвертая и пятая главы посвящены героине поэмы – Катьке. Ради таких, как она, по утверждению большевиков, делалась революция. Но что изменилось в ее жизни? Да только клиенты: «С юнкерьем гулять ходила, с солдатьем теперь пошла».

Слайд 9





6 глава
Кульминация поэмы. 
Бессмысленность убийства: месть Ваньке не осуществлена: «Утек, подлец!» 
Зато  безжизненное тело Катьки — «наглядный» упрек:
А Катька где?—
Мертва, мертва! 
Простреленная голова!
Что, Катька, рада  — 
Ни гу-гу... 
Лежи ты, падаль, на снегу!
Повторы слов и фраз, как упреки совести, которую, заглушив, не обмануть. 
А через Катьку просто перешагивают, устремляясь вперед на встречу с таинственным и неугомонным врагом: 
Революцьонный держите шаг! 
Неугомонный не дремлет враг!
Но перед нами не враг,  она случайная жертва, предусмотренная теорией уличных жертв. Через нее перешагнули и забыли. 
Блок почувствовал, что в революции есть и разрушительная стихия, «черная злоба».
Описание слайда:
6 глава Кульминация поэмы. Бессмысленность убийства: месть Ваньке не осуществлена: «Утек, подлец!» Зато безжизненное тело Катьки — «наглядный» упрек: А Катька где?— Мертва, мертва! Простреленная голова! Что, Катька, рада — Ни гу-гу... Лежи ты, падаль, на снегу! Повторы слов и фраз, как упреки совести, которую, заглушив, не обмануть. А через Катьку просто перешагивают, устремляясь вперед на встречу с таинственным и неугомонным врагом: Революцьонный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг! Но перед нами не враг, она случайная жертва, предусмотренная теорией уличных жертв. Через нее перешагнули и забыли. Блок почувствовал, что в революции есть и разрушительная стихия, «черная злоба».

Слайд 10





7 глава.
В шестой главе поэмы, после убийства Катьки, начинается перелом, переход от веселой удали к ощущению трагизма. 
Это сгущение красок и теней — от сомнений Блока в созидательных  началах революции.
Автор сочувствует Петьке потому, что в нем живы человеческие чувства и сознание преступления. 
«Лишь у бедного убийцы не видать совсем лица», — говорил Блок о Петьке, которому от любви и боли «не оправиться никак».
Описание слайда:
7 глава. В шестой главе поэмы, после убийства Катьки, начинается перелом, переход от веселой удали к ощущению трагизма. Это сгущение красок и теней — от сомнений Блока в созидательных началах революции. Автор сочувствует Петьке потому, что в нем живы человеческие чувства и сознание преступления. «Лишь у бедного убийцы не видать совсем лица», — говорил Блок о Петьке, которому от любви и боли «не оправиться никак».

Слайд 11





Слова Петрухи о Катьке — одни из самых проникновенных в блоковской любовной лирике вообще: 
Слова Петрухи о Катьке — одни из самых проникновенных в блоковской любовной лирике вообще: 
- Ох, товарищ, родные,     
Эту девку я любил...     
Ночки черные, хмельные     
С этой девкой проводил...     
- Из-за удали бедовой     
В огневых ее очах,     
Из-за родники пунцовой     
Возле правого плеча,     
Загубил я, бестолковый,     
Загубил я сгоряча... ах!
Описание слайда:
Слова Петрухи о Катьке — одни из самых проникновенных в блоковской любовной лирике вообще: Слова Петрухи о Катьке — одни из самых проникновенных в блоковской любовной лирике вообще: - Ох, товарищ, родные, Эту девку я любил... Ночки черные, хмельные С этой девкой проводил... - Из-за удали бедовой В огневых ее очах, Из-за родники пунцовой Возле правого плеча, Загубил я, бестолковый, Загубил я сгоряча... ах!

Слайд 12






Но товарищи Петрухи обрывают его исповедь: «Не такое нынче время». 
В этой главе убивается любовь к Катьке и тоска. Полное пренебрежение к личности.
Описание слайда:
Но товарищи Петрухи обрывают его исповедь: «Не такое нынче время». В этой главе убивается любовь к Катьке и тоска. Полное пренебрежение к личности.

Слайд 13





8 глава.
Но контроль нравственный красногвардейцами уже потерян: 
«Гуляет нынче голытьба!»
Выжженное пространство. Отъединенность от всех. Богооставленность.
И человеческая боль обращается в ожесточение:
Уж я ножичком 
Полосну, полосну!..
Описание слайда:
8 глава. Но контроль нравственный красногвардейцами уже потерян: «Гуляет нынче голытьба!» Выжженное пространство. Отъединенность от всех. Богооставленность. И человеческая боль обращается в ожесточение: Уж я ножичком Полосну, полосну!..

Слайд 14





9 глава
Тишина опустошенного, разграбленного мира. 
В элегических строфах городского романса обнаруживается, что старый мир сломлен и обессилен:
Стоит буржуй, как пес голодный, 
Стоит безмолвный, как вопрос. 
И старый мир, как пес безродный, 
Стоит за ним, поджавши хвост.
Описание слайда:
9 глава Тишина опустошенного, разграбленного мира. В элегических строфах городского романса обнаруживается, что старый мир сломлен и обессилен: Стоит буржуй, как пес голодный, Стоит безмолвный, как вопрос. И старый мир, как пес безродный, Стоит за ним, поджавши хвост.

Слайд 15





10 глава
Нарастает ощущение слепоты красногвардейцев, их затерянности в обезлюдевшем мире бездорожья.
Стихия природы уже не с ними, а против них. Это вызывает отчаянный вскрик Петьки – обращение  за помощью к Богу:
         Ох, пурга какая, Спасе!
Однако сотоварищи по убийству напоминают Петьке о бесполезности церкви для революции («От чего тебя упас / Золотой иконостас?», «Али руки не в крови / Из-за Катькиной любви?»). 
Оказывается, они шли на это убийство сознательно. Катька — средство. Теперь эти люди, повязанные кровью, — единомышленники.
Описание слайда:
10 глава Нарастает ощущение слепоты красногвардейцев, их затерянности в обезлюдевшем мире бездорожья. Стихия природы уже не с ними, а против них. Это вызывает отчаянный вскрик Петьки – обращение за помощью к Богу: Ох, пурга какая, Спасе! Однако сотоварищи по убийству напоминают Петьке о бесполезности церкви для революции («От чего тебя упас / Золотой иконостас?», «Али руки не в крови / Из-за Катькиной любви?»). Оказывается, они шли на это убийство сознательно. Катька — средство. Теперь эти люди, повязанные кровью, — единомышленники.

Слайд 16





11 глава
  Преступление и высокая нравственная цель, как и у Достоевского, у Блока оказываются «несовместными».                              И потому в 11-й главе красногвардейцы «идут без имени святого». 
  Рефрен («Вперед, вперед, / Рабочий народ!») подчеркивает бесцельность движения:
Ко всему готовы, 
Ничего не жаль...
  И движение становится тяжким, и знамя уже не воодушевляет, а препятствует:
В очи бьется Красный флаг.
  Но Двенадцать все идут и идут:
Их винтовочки стальные 
На незримого врага... 
В переулочки глухие, 
Где одна пылит пурга...
Описание слайда:
11 глава Преступление и высокая нравственная цель, как и у Достоевского, у Блока оказываются «несовместными». И потому в 11-й главе красногвардейцы «идут без имени святого». Рефрен («Вперед, вперед, / Рабочий народ!») подчеркивает бесцельность движения: Ко всему готовы, Ничего не жаль... И движение становится тяжким, и знамя уже не воодушевляет, а препятствует: В очи бьется Красный флаг. Но Двенадцать все идут и идут: Их винтовочки стальные На незримого врага... В переулочки глухие, Где одна пылит пурга...

Слайд 17





12 глава
Встреча произошла. Это встреча с Христом. Эти двенадцать стреляют в него. Они от Христа отказались. Преступая через кровь, красногвардейцы идут дальше «без имени святого», хотя в незримом сопровождении Христа.
А он «с кровавым флагом». Принял на себя всё — и всю будущую кровь. Страшное блоковское пророчество. Поэт предвидел все бесконечные жертвы. 
А Христос от России не отказывается.
Описание слайда:
12 глава Встреча произошла. Это встреча с Христом. Эти двенадцать стреляют в него. Они от Христа отказались. Преступая через кровь, красногвардейцы идут дальше «без имени святого», хотя в незримом сопровождении Христа. А он «с кровавым флагом». Принял на себя всё — и всю будущую кровь. Страшное блоковское пророчество. Поэт предвидел все бесконечные жертвы. А Христос от России не отказывается.

Слайд 18





Загадка последней строфы
Описание слайда:
Загадка последней строфы

Слайд 19






Об отношении двенадцати и простонародного Исуса велись разнообразные споры.
Благославляет ли Христос красногвардейцев и возглавляет ли движение своих апостолов?
Убегает ли он, а они преследуют и стреляют в невидимый призрак?
Несет ли он сам кровавый флаг или полотнище развевается само по себе?
Описание слайда:
Об отношении двенадцати и простонародного Исуса велись разнообразные споры. Благославляет ли Христос красногвардейцев и возглавляет ли движение своих апостолов? Убегает ли он, а они преследуют и стреляют в невидимый призрак? Несет ли он сам кровавый флаг или полотнище развевается само по себе?

Слайд 20






"Мне тоже не нравится конец "Двенадцати". Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И я тогда же записал у себя: "К сожалению, Христос"».
Описание слайда:
"Мне тоже не нравится конец "Двенадцати". Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И я тогда же записал у себя: "К сожалению, Христос"».

Слайд 21





Поэту ясно только одно: прошлое (безродный пес старого мира), настоящее (двенадцать апостолов-разбойников), возможное будущее (невидимый призрак под красным флагом и в «белом венчике из роз») оказываются в одном символическом пространстве-времени, посреди вьюги, с памятью о невинной жертве. 
Поэту ясно только одно: прошлое (безродный пес старого мира), настоящее (двенадцать апостолов-разбойников), возможное будущее (невидимый призрак под красным флагом и в «белом венчике из роз») оказываются в одном символическом пространстве-времени, посреди вьюги, с памятью о невинной жертве.
Описание слайда:
Поэту ясно только одно: прошлое (безродный пес старого мира), настоящее (двенадцать апостолов-разбойников), возможное будущее (невидимый призрак под красным флагом и в «белом венчике из роз») оказываются в одном символическом пространстве-времени, посреди вьюги, с памятью о невинной жертве. Поэту ясно только одно: прошлое (безродный пес старого мира), настоящее (двенадцать апостолов-разбойников), возможное будущее (невидимый призрак под красным флагом и в «белом венчике из роз») оказываются в одном символическом пространстве-времени, посреди вьюги, с памятью о невинной жертве.

Слайд 22






Вот почему поэма заканчивается призраком, увиденным Блоком в революционную бурю, в метель. 
Блок не осуждает революцию и не оправдывает ее. Он занял самую трудную позицию — показал революцию во всей ее сложности.
Описание слайда:
Вот почему поэма заканчивается призраком, увиденным Блоком в революционную бурю, в метель. Блок не осуждает революцию и не оправдывает ее. Он занял самую трудную позицию — показал революцию во всей ее сложности.

Слайд 23





Блок умер в Петрограде 7 августа 1921 года
Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы – дети страшных лет России – 
Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы! 
Безумья ль в Вас, надежды ль весть?
От дней войны, до дней свободы – 
Кровавый отсвет в лицах есть…

И пусть над нашим смертным ложем
Взовьется с криком воронье, - 
Те, кто достойней, Боже, Боже, 
Да узрят царствие Твое!
Описание слайда:
Блок умер в Петрограде 7 августа 1921 года Рожденные в года глухие Пути не помнят своего. Мы – дети страшных лет России – Забыть не в силах ничего. Испепеляющие годы! Безумья ль в Вас, надежды ль весть? От дней войны, до дней свободы – Кровавый отсвет в лицах есть… И пусть над нашим смертным ложем Взовьется с криком воронье, - Те, кто достойней, Боже, Боже, Да узрят царствие Твое!

Слайд 24






В презентации использовалась аудиозапись поэмы в исполнении Игоря Кваши.
Поэма Александра Блока «Двенадцать» в книге И.С. Грачевой Уроки русской литературы, СПб, 1994.
Описание слайда:
В презентации использовалась аудиозапись поэмы в исполнении Игоря Кваши. Поэма Александра Блока «Двенадцать» в книге И.С. Грачевой Уроки русской литературы, СПб, 1994.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию