🗊Стилистические, жанровые и композиционные особенности поэмы А. А. Блока «Двенадцать».

Категория: Литература
Нажмите для полного просмотра!
Стилистические, жанровые и композиционные особенности  поэмы    А. А. Блока  «Двенадцать»., слайд №1Стилистические, жанровые и композиционные особенности  поэмы    А. А. Блока  «Двенадцать»., слайд №2Стилистические, жанровые и композиционные особенности  поэмы    А. А. Блока  «Двенадцать»., слайд №3Стилистические, жанровые и композиционные особенности  поэмы    А. А. Блока  «Двенадцать»., слайд №4Стилистические, жанровые и композиционные особенности  поэмы    А. А. Блока  «Двенадцать»., слайд №5Стилистические, жанровые и композиционные особенности  поэмы    А. А. Блока  «Двенадцать»., слайд №6Стилистические, жанровые и композиционные особенности  поэмы    А. А. Блока  «Двенадцать»., слайд №7Стилистические, жанровые и композиционные особенности  поэмы    А. А. Блока  «Двенадцать»., слайд №8Стилистические, жанровые и композиционные особенности  поэмы    А. А. Блока  «Двенадцать»., слайд №9Стилистические, жанровые и композиционные особенности  поэмы    А. А. Блока  «Двенадцать»., слайд №10Стилистические, жанровые и композиционные особенности  поэмы    А. А. Блока  «Двенадцать»., слайд №11Стилистические, жанровые и композиционные особенности  поэмы    А. А. Блока  «Двенадцать»., слайд №12Стилистические, жанровые и композиционные особенности  поэмы    А. А. Блока  «Двенадцать»., слайд №13Стилистические, жанровые и композиционные особенности  поэмы    А. А. Блока  «Двенадцать»., слайд №14Стилистические, жанровые и композиционные особенности  поэмы    А. А. Блока  «Двенадцать»., слайд №15Стилистические, жанровые и композиционные особенности  поэмы    А. А. Блока  «Двенадцать»., слайд №16Стилистические, жанровые и композиционные особенности  поэмы    А. А. Блока  «Двенадцать»., слайд №17Стилистические, жанровые и композиционные особенности  поэмы    А. А. Блока  «Двенадцать»., слайд №18Стилистические, жанровые и композиционные особенности  поэмы    А. А. Блока  «Двенадцать»., слайд №19Стилистические, жанровые и композиционные особенности  поэмы    А. А. Блока  «Двенадцать»., слайд №20

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Стилистические, жанровые и композиционные особенности поэмы А. А. Блока «Двенадцать».. Презентация содержит 20 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Стилистические, жанровые и композиционные особенности 
поэмы    А. А. Блока 
«Двенадцать».
Описание слайда:
Стилистические, жанровые и композиционные особенности поэмы А. А. Блока «Двенадцать».

Слайд 2





Цель урока: показать полемический характер поэмы, её художественные особенности; повторение понятий: стиль, жанр, композиция, символ; определить отношение автора к событиям революции 1917 года.
План урока:
Контраст как основное средство изображения в поэме.
Исторические и политические предпосылки создания поэмы.
Система образов 
Единство замысла и композиции
Стилистика и  жанровое своеобразие поэмы.
Образы-символы.
Контроль знаний.
Описание слайда:
Цель урока: показать полемический характер поэмы, её художественные особенности; повторение понятий: стиль, жанр, композиция, символ; определить отношение автора к событиям революции 1917 года. План урока: Контраст как основное средство изображения в поэме. Исторические и политические предпосылки создания поэмы. Система образов Единство замысла и композиции Стилистика и жанровое своеобразие поэмы. Образы-символы. Контроль знаний.

Слайд 3





«Сегодня я – гений!».
 «Двенадцать» - какие бы они ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью».
А. Блок (январь 1918 г.)
Описание слайда:
«Сегодня я – гений!». «Двенадцать» - какие бы они ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью». А. Блок (январь 1918 г.)

Слайд 4





Контрастность произведения
Описание слайда:
Контрастность произведения

Слайд 5





Контрастность произведения
    О. Парамонов (автор проекта «ХХ век глазами русских поэтов») – заслуженный учитель России -  вспоминает: «Когда я прочитал эту поэму монгольскому студенту, с котором мы встретились во время моей учебы в Ленинграде, он, плохо знавший русский язык, сказал: “Это буран в степи”.
Описание слайда:
Контрастность произведения О. Парамонов (автор проекта «ХХ век глазами русских поэтов») – заслуженный учитель России - вспоминает: «Когда я прочитал эту поэму монгольскому студенту, с котором мы встретились во время моей учебы в Ленинграде, он, плохо знавший русский язык, сказал: “Это буран в степи”.

Слайд 6





Контрастность произведения
  Основа содержания поэмы − 
«буря» в море жизни. Строя ее 
сюжет, Блок широко 
использует прием контраста: 
«Черный вечер./Белый 
снег…», -  резкое 
противопоставление двух 
миров – «черного» и «белого», 
старого и нового.
Описание слайда:
Контрастность произведения Основа содержания поэмы − «буря» в море жизни. Строя ее сюжет, Блок широко использует прием контраста: «Черный вечер./Белый снег…», - резкое противопоставление двух миров – «черного» и «белого», старого и нового.

Слайд 7





 Исторические и политические предпосылки создания поэмы
    Блок в своих стихах предчувствовал пробуждение России, приветствовал его очистительный приход, потому что жизнь настоящая была для него невозможна. Когда он завершил эту поэму в январе 1918 года, то достаточно строгий к себе записал в своём дневнике: “Сегодня я гений”
Описание слайда:
Исторические и политические предпосылки создания поэмы Блок в своих стихах предчувствовал пробуждение России, приветствовал его очистительный приход, потому что жизнь настоящая была для него невозможна. Когда он завершил эту поэму в январе 1918 года, то достаточно строгий к себе записал в своём дневнике: “Сегодня я гений”

Слайд 8





Герои поэмы
Герои обрисованы лаконично и выразительно. 
Образное сравнение: «старушка, как курица,/кой-как перемотнулась через сугроб»;
Речевая характеристика: «Предатели! Погибла Россия!/Должно быть, писатель - /Вития…»;
Хлесткий эпитет и оксюморон: «А вот и долгополый - /Сторонкой за сугроб…/Что нынче невеселый,/Товарищ поп?»;
Двенадцать героев составляют один отряд: «В зубах – цигарка, примят картуз, /На спину б надо бубновый туз!» - коротко и ясно – «тюрьма по ним плачет». 
Подробнее показана Катька. Здесь и внешность: «зубки блещут жемчугом»­, «больно ножки хороши», «толстоморденькая», и образ жизни: «у ей керенки есть в чулке»
Описание слайда:
Герои поэмы Герои обрисованы лаконично и выразительно. Образное сравнение: «старушка, как курица,/кой-как перемотнулась через сугроб»; Речевая характеристика: «Предатели! Погибла Россия!/Должно быть, писатель - /Вития…»; Хлесткий эпитет и оксюморон: «А вот и долгополый - /Сторонкой за сугроб…/Что нынче невеселый,/Товарищ поп?»; Двенадцать героев составляют один отряд: «В зубах – цигарка, примят картуз, /На спину б надо бубновый туз!» - коротко и ясно – «тюрьма по ним плачет». Подробнее показана Катька. Здесь и внешность: «зубки блещут жемчугом»­, «больно ножки хороши», «толстоморденькая», и образ жизни: «у ей керенки есть в чулке»

Слайд 9





Единство замысла и композиции
    Внешне поэма построена в соответствии с названием:
она состоит из двенадцати глав. Но если мы обратимся к 
героям поэмы, то снова обнаружим связь с названием: в 
центре событий  - 12  патрулирующих красноармейцев, 
которые в заключении поэмы, следуя за Христом, 
ассоциируются с 12-ю апостолами.
Описание слайда:
Единство замысла и композиции Внешне поэма построена в соответствии с названием: она состоит из двенадцати глав. Но если мы обратимся к героям поэмы, то снова обнаружим связь с названием: в центре событий - 12 патрулирующих красноармейцев, которые в заключении поэмы, следуя за Христом, ассоциируются с 12-ю апостолами.

Слайд 10





Образ Христа 
Появление Христа, может 
быть, залог будущего 
света, символ лучшего, 
справедливости, любви, 
знак веры. Он  «и от пули 
невредим», и он мертвый 
– «в белом венчике из 
роз». 
«Двенадцать  стреляют в 
него, пусть «невидимого».
Описание слайда:
Образ Христа Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего, справедливости, любви, знак веры. Он «и от пули невредим», и он мертвый – «в белом венчике из роз». «Двенадцать стреляют в него, пусть «невидимого».

Слайд 11





Стилистика, 
жанровое своеобразие поэмы
«Двенадцать» - эпическая 
поэма, как будто составленная 
из отдельных зарисовок, 
картинок с натуры, быстро 
сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность 
сюжета, выразительность 
эпизодов, из которых 
складывается поэма, передают 
неразбериху, которая царила и на 
улицах, и в умах.
Описание слайда:
Стилистика, жанровое своеобразие поэмы «Двенадцать» - эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах.

Слайд 12





«Музыка революции»
  «Слушайте музыку 
революции», − призывал Блок. В 
поэме и звучит эта музыка. 
Прежде всего, «музыка» у Блока 
– метафора, выражение «духа», 
звучание стихии жизни. 
Традиционные ямб и хорей 
сочетаются с разностопными 
размерами, иногда с 
нерифмованным стихом.
Описание слайда:
«Музыка революции» «Слушайте музыку революции», − призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка. Прежде всего, «музыка» у Блока – метафора, выражение «духа», звучание стихии жизни. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом.

Слайд 13





«Музыка революции»
В поэме звучат интонации марша.
Слышен городской романс.
Часто встречается частушечный мотив.
Прямо процитирована революционная песня.
Бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учредительному Собранию!»
Описание слайда:
«Музыка революции» В поэме звучат интонации марша. Слышен городской романс. Часто встречается частушечный мотив. Прямо процитирована революционная песня. Бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учредительному Собранию!»

Слайд 14





Образы - символы
  Ветер, вьюга, снег – 
постоянные блоковские 
мотивы.
    Символика:
 цвета: «Черный вечер. /Белый снег», кровавый флаг; 
число «двенадцать»;
старый мир - «пес безродный»; 
новый мир – двенадцать 
красногвардейцев, образ Христа.
Описание слайда:
Образы - символы Ветер, вьюга, снег – постоянные блоковские мотивы. Символика: цвета: «Черный вечер. /Белый снег», кровавый флаг; число «двенадцать»; старый мир - «пес безродный»; новый мир – двенадцать красногвардейцев, образ Христа.

Слайд 15





«…почему Христос?» 
    «Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!» (А. Горелов).
Описание слайда:
«…почему Христос?» «Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!» (А. Горелов).

Слайд 16





Вопросы по теме:
Как вы считаете, почему поэт так высоко оценил свое собственное сочинение (обращение к эпиграфу)?
Подберите  в тексте поэмы доказательства тезиса исследователя творчества А. А. Блока  
    Л. Дологополова: «Блок создал новую форму эпической поэмы, и новизна формы находилась в прямой зависимости с новизной содержания. Философия революционной эпохи, как ее понимал Блок, была воплощена в «Двенадцати в совершенно новой поэтической системе, которая нашла свое отражение в новых ритмах, в новой стилистике, в лексике».
Описание слайда:
Вопросы по теме: Как вы считаете, почему поэт так высоко оценил свое собственное сочинение (обращение к эпиграфу)? Подберите в тексте поэмы доказательства тезиса исследователя творчества А. А. Блока Л. Дологополова: «Блок создал новую форму эпической поэмы, и новизна формы находилась в прямой зависимости с новизной содержания. Философия революционной эпохи, как ее понимал Блок, была воплощена в «Двенадцати в совершенно новой поэтической системе, которая нашла свое отражение в новых ритмах, в новой стилистике, в лексике».

Слайд 17





Выполните тест:
Какие жанры словесно-музыкального творчества заимствованы 
А. Блоком в поэме «Двенадцать?
 (соедините соответствия стрелками)
Описание слайда:
Выполните тест: Какие жанры словесно-музыкального творчества заимствованы А. Блоком в поэме «Двенадцать? (соедините соответствия стрелками)

Слайд 18





Проверьте себя
Описание слайда:
Проверьте себя

Слайд 19





Домашнее задание
:выучить наизусть зачин поэмы «Двенадцать» (1 гл. до слов «...И буржуй на перекрестке в воротник упрятал нос»).
Описание слайда:
Домашнее задание :выучить наизусть зачин поэмы «Двенадцать» (1 гл. до слов «...И буржуй на перекрестке в воротник упрятал нос»).

Слайд 20





Источники:
Н. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. – М.: «ВАКО», 2005 год, стр.: 232-237.
С. В. Ломтев, А. В. Терновский. А. А. Блок. Стихотворения. Поэма. – М.: Издательский дом «Дрофа», 2001 год, стр.: 56-61.
«Русская литература ХХ века. 11 класс» под редакцией В. В. Агеносова. – М.: Издательский дом «Дрофа», 1998 год, стр.: 90-94.
Энциклопедия для детей. (То м 27). Великие люди мира./ под ред. М. Аксёнова и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта +. Астрель, 2006, стр.:261, 263
WWW.Shahatovo.ru.
http://solsand.by.ru./blok − 12. html.
Описание слайда:
Источники: Н. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. – М.: «ВАКО», 2005 год, стр.: 232-237. С. В. Ломтев, А. В. Терновский. А. А. Блок. Стихотворения. Поэма. – М.: Издательский дом «Дрофа», 2001 год, стр.: 56-61. «Русская литература ХХ века. 11 класс» под редакцией В. В. Агеносова. – М.: Издательский дом «Дрофа», 1998 год, стр.: 90-94. Энциклопедия для детей. (То м 27). Великие люди мира./ под ред. М. Аксёнова и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта +. Астрель, 2006, стр.:261, 263 WWW.Shahatovo.ru. http://solsand.by.ru./blok − 12. html.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию