🗊Автор: Литвина Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 16

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Автор: Литвина Татьяна Михайловна,                                          учитель русского языка и литературы                                             МКОУ «СОШ № 16, слайд №1Автор: Литвина Татьяна Михайловна,                                          учитель русского языка и литературы                                             МКОУ «СОШ № 16, слайд №2Автор: Литвина Татьяна Михайловна,                                          учитель русского языка и литературы                                             МКОУ «СОШ № 16, слайд №3Автор: Литвина Татьяна Михайловна,                                          учитель русского языка и литературы                                             МКОУ «СОШ № 16, слайд №4Автор: Литвина Татьяна Михайловна,                                          учитель русского языка и литературы                                             МКОУ «СОШ № 16, слайд №5Автор: Литвина Татьяна Михайловна,                                          учитель русского языка и литературы                                             МКОУ «СОШ № 16, слайд №6Автор: Литвина Татьяна Михайловна,                                          учитель русского языка и литературы                                             МКОУ «СОШ № 16, слайд №7

Вы можете ознакомиться и скачать Автор: Литвина Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 16. Презентация содержит 7 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1






                                        Автор: Литвина Татьяна Михайловна,
                                        учитель русского языка и литературы
                                           МКОУ «СОШ № 16» п. Солнечнодольска
                  Изобильненского района 
              Ставропольского края
Описание слайда:
Автор: Литвина Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 16» п. Солнечнодольска Изобильненского района Ставропольского края

Слайд 2







Колонны  слов , или что такое морфология

Велико количество слов в языке – сотни тысяч! А если прибавить к ним все формы
рода, числа, падежа, лица, времени, наклонения и вида, то 
получится неисчислимое количество. Как разобраться 
и управиться  слов и их форм?  К счастью, есть у их слов 
строгий командир Морфология. Подаст, к примеру, команду: 
«Части речи, становись!» -  вмиг все слова построились 
в четкие колонны.
Таким образом,  МОРФОЛОГИЯ  изучает части речи 
и формы словоизменения. Вместе с СИНТАКСИСОМ  
она составляет ГРАММАТИКУ.
Описание слайда:
Колонны слов , или что такое морфология Велико количество слов в языке – сотни тысяч! А если прибавить к ним все формы рода, числа, падежа, лица, времени, наклонения и вида, то получится неисчислимое количество. Как разобраться и управиться слов и их форм? К счастью, есть у их слов строгий командир Морфология. Подаст, к примеру, команду: «Части речи, становись!» - вмиг все слова построились в четкие колонны. Таким образом, МОРФОЛОГИЯ изучает части речи и формы словоизменения. Вместе с СИНТАКСИСОМ она составляет ГРАММАТИКУ.

Слайд 3





Под знамена частей речи становись!
Попытались как-то все слова построиться. Становились, становились – все плохо
получается. «Без командира нам не обойтись, – поняли слова, – призовем-ка  мы
Морфологию!»
– Кто обозначает предмет? – спросила Морфология у слов.
– Мы обозначаем предмет.
– А какие формы у вас есть?
– Род, число и падеж.
– А что вы умеете делать?
– Быть всеми членами предложения, но в первую очередь 
подлежащим и дополнением.
– Становитесь под знамя «Имя существительное», –  приказала Морфология.
Она собрала и объединила и все оставшиеся слова.
Так тысячи слов встали под знамена частей речи, учитывая свои значения,
грамматические формы и синтаксическую функцию.
Описание слайда:
Под знамена частей речи становись! Попытались как-то все слова построиться. Становились, становились – все плохо получается. «Без командира нам не обойтись, – поняли слова, – призовем-ка мы Морфологию!» – Кто обозначает предмет? – спросила Морфология у слов. – Мы обозначаем предмет. – А какие формы у вас есть? – Род, число и падеж. – А что вы умеете делать? – Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением. – Становитесь под знамя «Имя существительное», – приказала Морфология. Она собрала и объединила и все оставшиеся слова. Так тысячи слов встали под знамена частей речи, учитывая свои значения, грамматические формы и синтаксическую функцию.

Слайд 4





Для чего существительному род?
                                                         – Зачем Вы имени существительному? – 
                                                          спросили как-то у Рода.
                                                    – А разве есть хоть одно существительное без Рода? –                               ответил тот. –  Без меня существительное не 
                                                        сможет обозначать предмет, т. е.
                                                                  перестанет быть существительным.  
                                                                     Стоит какой-нибудь падежной      
                                                                      форме «сбежать» и лишиться Рода, 
                                                                     как  она тотчас же превращается в  
                                                              наречие:  Было вот бЕгом, да стало бегОм.
                                                           И всегда, как  только выделяется или создается
                                                           новый предмет, его обозначают именем  
                                                      существительным в одной из форм рода:  
                                                       Чебурашка, игрушка, изделие, предмет и т.д.
Описание слайда:
Для чего существительному род? – Зачем Вы имени существительному? – спросили как-то у Рода. – А разве есть хоть одно существительное без Рода? – ответил тот. – Без меня существительное не сможет обозначать предмет, т. е. перестанет быть существительным. Стоит какой-нибудь падежной форме «сбежать» и лишиться Рода, как она тотчас же превращается в наречие: Было вот бЕгом, да стало бегОм. И всегда, как только выделяется или создается новый предмет, его обозначают именем существительным в одной из форм рода: Чебурашка, игрушка, изделие, предмет и т.д.

Слайд 5





Существительное считает
 –  Кто за это предложение, прошу поднять руку, - сказал председатель. – 
     Существительное , подсчитайте количество голосов.
 –  Много! – моментально отвечало то.
 –  Вы же не считали, - укоризненно покачал головой председатель. 
–  Много!  – тут же повторило Существительное.
–  Вы не хотите считать?!
– Товарищ председатель, –  вступился  Глагол, – 
    Существительное не умеет считать по порядку, 
    у него есть единственное число, обозначающее 
    один предмет, и множественное со  значением 
    неопределенного множества.
–  Числительное! – хором выдохнул зал...
    На рисунке противопоставлены формы единственного и множественного числа
(яблоко – яблоки): одно и неопределенное  множество. Отдельные
существительные имеют количественное значение, но это значение не части
речи, а лексическое:  четверка, четверть.
Описание слайда:
Существительное считает – Кто за это предложение, прошу поднять руку, - сказал председатель. – Существительное , подсчитайте количество голосов. – Много! – моментально отвечало то. – Вы же не считали, - укоризненно покачал головой председатель. – Много! – тут же повторило Существительное. – Вы не хотите считать?! – Товарищ председатель, – вступился Глагол, – Существительное не умеет считать по порядку, у него есть единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределенного множества. – Числительное! – хором выдохнул зал... На рисунке противопоставлены формы единственного и множественного числа (яблоко – яблоки): одно и неопределенное множество. Отдельные существительные имеют количественное значение, но это значение не части речи, а лексическое: четверка, четверть.

Слайд 6





Что делает падеж?  
У Падежа спросили:
 –  А зачем нужны существительному Вы?
 –  И без меня нельзя, - отвечал Падеж , - я указываю на отношение моего
хозяина-существительного к другим словам в предложении.
 –  А как именно?
 –  Я могу указывать на отношения действия и места (сидеть на стуле, идти в
школу), действия и орудия  (бить молотком, чертить карандашом), 
действия  и объекта (читать книгу, собирать ягоды), целого предмета  и его
части (ветка дерева, стрелка прибора) и многое другое.
Без меня существительное не проживет, как и без Рода и Числа.
Описание слайда:
Что делает падеж? У Падежа спросили: – А зачем нужны существительному Вы? – И без меня нельзя, - отвечал Падеж , - я указываю на отношение моего хозяина-существительного к другим словам в предложении. – А как именно? – Я могу указывать на отношения действия и места (сидеть на стуле, идти в школу), действия и орудия (бить молотком, чертить карандашом), действия и объекта (читать книгу, собирать ягоды), целого предмета и его части (ветка дерева, стрелка прибора) и многое другое. Без меня существительное не проживет, как и без Рода и Числа.

Слайд 7





На чем или где?
В тетради было написано:  в рюкзаке.
 –  В  ч е м? – задала вопрос Морфология.
 –  Позвольте, - заволновался Синтаксис, - нужно спрашивать г д е?
 –  Не спорьте, оба вопроса одинаково нужны, - вмешалась Грамматика, - только тебя, Морфология, какая это падежная форма, а тебе, Синтаксис, нужно непременно знать, какой это член предложения.
 –  А как же мы задаем один вопрос  ч т о? к слову розу?
 –  Нет, - отвечала мудрая Грамматика, -  вы снова задаете два вопроса, только они на этот раз совпадают.
Описание слайда:
На чем или где? В тетради было написано: в рюкзаке. – В ч е м? – задала вопрос Морфология. – Позвольте, - заволновался Синтаксис, - нужно спрашивать г д е? – Не спорьте, оба вопроса одинаково нужны, - вмешалась Грамматика, - только тебя, Морфология, какая это падежная форма, а тебе, Синтаксис, нужно непременно знать, какой это член предложения. – А как же мы задаем один вопрос ч т о? к слову розу? – Нет, - отвечала мудрая Грамматика, - вы снова задаете два вопроса, только они на этот раз совпадают.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию