🗊«Баба-яга. Кто она? » ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА учитель начальных классов МОУ – СОШ № 3 города АТКАРСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИВАНОВ

Категория: Литература
Нажмите для полного просмотра!
«Баба-яга.  Кто она? » ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА учитель начальных классов  МОУ – СОШ № 3  города АТКАРСКА  САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИВАНОВ, слайд №1«Баба-яга.  Кто она? » ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА учитель начальных классов  МОУ – СОШ № 3  города АТКАРСКА  САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИВАНОВ, слайд №2«Баба-яга.  Кто она? » ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА учитель начальных классов  МОУ – СОШ № 3  города АТКАРСКА  САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИВАНОВ, слайд №3«Баба-яга.  Кто она? » ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА учитель начальных классов  МОУ – СОШ № 3  города АТКАРСКА  САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИВАНОВ, слайд №4«Баба-яга.  Кто она? » ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА учитель начальных классов  МОУ – СОШ № 3  города АТКАРСКА  САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИВАНОВ, слайд №5«Баба-яга.  Кто она? » ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА учитель начальных классов  МОУ – СОШ № 3  города АТКАРСКА  САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИВАНОВ, слайд №6«Баба-яга.  Кто она? » ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА учитель начальных классов  МОУ – СОШ № 3  города АТКАРСКА  САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИВАНОВ, слайд №7«Баба-яга.  Кто она? » ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА учитель начальных классов  МОУ – СОШ № 3  города АТКАРСКА  САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИВАНОВ, слайд №8«Баба-яга.  Кто она? » ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА учитель начальных классов  МОУ – СОШ № 3  города АТКАРСКА  САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИВАНОВ, слайд №9«Баба-яга.  Кто она? » ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА учитель начальных классов  МОУ – СОШ № 3  города АТКАРСКА  САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИВАНОВ, слайд №10«Баба-яга.  Кто она? » ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА учитель начальных классов  МОУ – СОШ № 3  города АТКАРСКА  САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИВАНОВ, слайд №11«Баба-яга.  Кто она? » ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА учитель начальных классов  МОУ – СОШ № 3  города АТКАРСКА  САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИВАНОВ, слайд №12

Вы можете ознакомиться и скачать «Баба-яга. Кто она? » ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА учитель начальных классов МОУ – СОШ № 3 города АТКАРСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИВАНОВ. Презентация содержит 12 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1






«Баба-яга. 
Кто она? »
ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА
учитель начальных классов 
МОУ – СОШ № 3 
города АТКАРСКА
 САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИВАНОВА ИРИНА ВИКТОРОВНА








2010 ГОД
Описание слайда:
«Баба-яга. Кто она? » ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА учитель начальных классов МОУ – СОШ № 3 города АТКАРСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИВАНОВА ИРИНА ВИКТОРОВНА 2010 ГОД

Слайд 2





Кому из нас с детства не знакомы эти строки? Откуда же пришла в русские сказки злая старуха-колдунья. 

«Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели; выехала из лесу Баба-яга – в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает. Подъехала к воротам, остановилась и, обнюхав вокруг себя, закричала:
- Фу, фу! Русским духом пахнет!»
Описание слайда:
Кому из нас с детства не знакомы эти строки? Откуда же пришла в русские сказки злая старуха-колдунья. «Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели; выехала из лесу Баба-яга – в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает. Подъехала к воротам, остановилась и, обнюхав вокруг себя, закричала: - Фу, фу! Русским духом пахнет!»

Слайд 3





Однако наша сказочная страхолюдина  едва ли порождение фантазии одних русских: она коренной житель и в сказках соседних фино-угорских народов. Живёт она, согласно сказкам, между странами полуночными, на границе тёмного и светлого царств – смерти и живого мира. И оба эти мира свободно посещает. Кстати, не следует забывать, что с античных времён земли за Рифейскими или Гиперборейскими (Уральскими горами)    именовались «странами полунощными», следовательно, можно предположить, что она  сибирячка. 
Однако наша сказочная страхолюдина  едва ли порождение фантазии одних русских: она коренной житель и в сказках соседних фино-угорских народов. Живёт она, согласно сказкам, между странами полуночными, на границе тёмного и светлого царств – смерти и живого мира. И оба эти мира свободно посещает. Кстати, не следует забывать, что с античных времён земли за Рифейскими или Гиперборейскими (Уральскими горами)    именовались «странами полунощными», следовательно, можно предположить, что она  сибирячка.
Описание слайда:
Однако наша сказочная страхолюдина едва ли порождение фантазии одних русских: она коренной житель и в сказках соседних фино-угорских народов. Живёт она, согласно сказкам, между странами полуночными, на границе тёмного и светлого царств – смерти и живого мира. И оба эти мира свободно посещает. Кстати, не следует забывать, что с античных времён земли за Рифейскими или Гиперборейскими (Уральскими горами) именовались «странами полунощными», следовательно, можно предположить, что она сибирячка. Однако наша сказочная страхолюдина едва ли порождение фантазии одних русских: она коренной житель и в сказках соседних фино-угорских народов. Живёт она, согласно сказкам, между странами полуночными, на границе тёмного и светлого царств – смерти и живого мира. И оба эти мира свободно посещает. Кстати, не следует забывать, что с античных времён земли за Рифейскими или Гиперборейскими (Уральскими горами) именовались «странами полунощными», следовательно, можно предположить, что она сибирячка.

Слайд 4





Цель : Изучение связи между традициями  и обычаями древних народов Севера и фольклорным образом сказочного персонажа – Бабы –Яги.
Задачи: 
 Рассмотреть отражение некоторых традиций и обычаев древних народов Севера во внешнем облике сказочного персонажа – Бабы-Яги;
Выявить этимологию слова Яга в языке древних народов Севера.
      Гипотеза:  Если учесть, что в традициях, обычаях, языке древних народов Севера присутствуют некоторые черты, характерные  фольклорному образу сказочного персонажа – Бабы-Яги,  то можно предположить, что этот образ заимствован и является отражением представлений первых русских путешественников о  народах Севера.
Описание слайда:
Цель : Изучение связи между традициями и обычаями древних народов Севера и фольклорным образом сказочного персонажа – Бабы –Яги. Задачи: Рассмотреть отражение некоторых традиций и обычаев древних народов Севера во внешнем облике сказочного персонажа – Бабы-Яги; Выявить этимологию слова Яга в языке древних народов Севера. Гипотеза: Если учесть, что в традициях, обычаях, языке древних народов Севера присутствуют некоторые черты, характерные фольклорному образу сказочного персонажа – Бабы-Яги, то можно предположить, что этот образ заимствован и является отражением представлений первых русских путешественников о народах Севера.

Слайд 5





ИМЯ
В межэтнической культурной традиции Тобольского Севера название «яга» имело множество значений, основное из них - верхняя зимняя мужская и женская одежда.                                                                        Таким образом, Баба-Яга – это женщина в меховой одежде. 
В языке народов коми «яг» - это сосновый бор, созвучно ему и хантыйское слово «яхэм» – бор.                                            Можно предполажить, что Яга проживала в сосновом лесу. 
Об этом же свидетельствуют и сказки.
Она живет в дремучем лесу или на болоте, в "избушке на курьих ножках". Окружает избушку забор из человеческих костей с черепами на столбах. На воротах вереями служат - ноги, вместо запора - руки. Вместо замка - челюсть с острыми зубами. Избушка Бабы Яги может поворачиваться вокруг оси, но в основном она обращена к лесу передом. Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание: "Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом".
Описание слайда:
ИМЯ В межэтнической культурной традиции Тобольского Севера название «яга» имело множество значений, основное из них - верхняя зимняя мужская и женская одежда. Таким образом, Баба-Яга – это женщина в меховой одежде. В языке народов коми «яг» - это сосновый бор, созвучно ему и хантыйское слово «яхэм» – бор. Можно предполажить, что Яга проживала в сосновом лесу. Об этом же свидетельствуют и сказки. Она живет в дремучем лесу или на болоте, в "избушке на курьих ножках". Окружает избушку забор из человеческих костей с черепами на столбах. На воротах вереями служат - ноги, вместо запора - руки. Вместо замка - челюсть с острыми зубами. Избушка Бабы Яги может поворачиваться вокруг оси, но в основном она обращена к лесу передом. Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание: "Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом".

Слайд 6





ЖИЛИЩЕ
Следует заметить, что избушка Бабы-Яги так мала, что хозяйка носом упирается в потолок, а ногами в двери. Но ведь она отнюдь не богатырша. Почему же так мало помещение? Зная, что живёт она между двумя мирами, будет логичнее отнести её к миру мёртвых, нежели живых, а домик её – скорее могила. Проведём аналогию с погребальными сооружениями обских угров. Чаще всего их делали в виде домика-сруба из брёвен, половинок брёвен, плах, досок с двускатной, часто уплощённой крышей на слегах-жердях. В намогильном сооружении во фронтонной стенке со стороны головы умершего (иногда — в боковой стене) делали окошко-дверь. Внутрь клали вещи умершего.  Сверху на середине погребального сооружения — одна или две пары черепов оленей с рогами. 
Ну, чем не избушка Бабы-яги?
Описание слайда:
ЖИЛИЩЕ Следует заметить, что избушка Бабы-Яги так мала, что хозяйка носом упирается в потолок, а ногами в двери. Но ведь она отнюдь не богатырша. Почему же так мало помещение? Зная, что живёт она между двумя мирами, будет логичнее отнести её к миру мёртвых, нежели живых, а домик её – скорее могила. Проведём аналогию с погребальными сооружениями обских угров. Чаще всего их делали в виде домика-сруба из брёвен, половинок брёвен, плах, досок с двускатной, часто уплощённой крышей на слегах-жердях. В намогильном сооружении во фронтонной стенке со стороны головы умершего (иногда — в боковой стене) делали окошко-дверь. Внутрь клали вещи умершего. Сверху на середине погребального сооружения — одна или две пары черепов оленей с рогами. Ну, чем не избушка Бабы-яги?

Слайд 7





СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
Баба-яга ездит или летает по воздуху в ступе, погоняет пестом или клюкою, помелом след заметает. 
Обратимся вновь к погребальным обрядам народов севера. 
Гробы были трёх видов: гроб-колода, гроб-лодка и дощатый. Лодку распиливали на две части (гроб и крышка) или отпиливали от неё нос и корму, края заделывали досками. Чем не ступа?
Описание слайда:
СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ Баба-яга ездит или летает по воздуху в ступе, погоняет пестом или клюкою, помелом след заметает. Обратимся вновь к погребальным обрядам народов севера. Гробы были трёх видов: гроб-колода, гроб-лодка и дощатый. Лодку распиливали на две части (гроб и крышка) или отпиливали от неё нос и корму, края заделывали досками. Чем не ступа?

Слайд 8





ВНЕШНОСТЬ
Внешне Баба-яга - это безобразная сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесаных волос, с одной костяной или золотой ногой. Одета Баба в одну рубаху без опояски. Глаза Яги горят красными сполохами. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела. У Бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы 
Вернёмся к погребальным обрядам угров.
Покойникам расплетали косы, обряжали в зимнюю одежду (ягушку), лицо покрывали «лицевым покрывалом». Когда умерший казался особенно опасным, в рот ему клали камень. На одежде делали надрезы, завязки обрывали: чтобы умерший «узнавал» о том, что он умер.  
Что же касается костяной ноги, то у народов севера существовал обычай при рождении девочкам ломать одну ножку, чтобы в будущем ей было легче рожать. Поэтому прихрамывающие колченогие женщины встречались довольно часто.
Описание слайда:
ВНЕШНОСТЬ Внешне Баба-яга - это безобразная сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесаных волос, с одной костяной или золотой ногой. Одета Баба в одну рубаху без опояски. Глаза Яги горят красными сполохами. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела. У Бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы Вернёмся к погребальным обрядам угров. Покойникам расплетали косы, обряжали в зимнюю одежду (ягушку), лицо покрывали «лицевым покрывалом». Когда умерший казался особенно опасным, в рот ему клали камень. На одежде делали надрезы, завязки обрывали: чтобы умерший «узнавал» о том, что он умер. Что же касается костяной ноги, то у народов севера существовал обычай при рождении девочкам ломать одну ножку, чтобы в будущем ей было легче рожать. Поэтому прихрамывающие колченогие женщины встречались довольно часто.

Слайд 9





 Живет Баба-яга со своими дочерьми. (Кстати, в хантыйском языке дочери – «яги»). Она знает язык животных и растений. 
Вот тут, пожалуй, стоит вспомнить ещё об одном персонаже, являющемся посредником между миром живых и мёртвых - шамане. У народов севера часто эту роль выполняли женщины. Они обладали  даром общения с духами. Во время проведения ритуалов шаманы одевались в специальные костюмы.
Описание слайда:
Живет Баба-яга со своими дочерьми. (Кстати, в хантыйском языке дочери – «яги»). Она знает язык животных и растений. Вот тут, пожалуй, стоит вспомнить ещё об одном персонаже, являющемся посредником между миром живых и мёртвых - шамане. У народов севера часто эту роль выполняли женщины. Они обладали даром общения с духами. Во время проведения ритуалов шаманы одевались в специальные костюмы.

Слайд 10





Шаманский наряд очень необычен. Шаманский плащ или кафтан непременно расшит множеством всевозможных лент и подвесок. Длинные металлические пластины на рукавах и груди - это кости шамана, круглые диски разных размеров - сердце. 
Шаманский наряд очень необычен. Шаманский плащ или кафтан непременно расшит множеством всевозможных лент и подвесок. Длинные металлические пластины на рукавах и груди - это кости шамана, круглые диски разных размеров - сердце. 
Жили шаманы на некотором удалении от селений, и вполне вероятно, были первыми, с кем встречались русские путешественники, которые шли покорять Сибирь. Шаманские камлания производили на них сильное впечатление. Чужая страна и природа были полны загадок, страшили своей неизвестностью и непредсказуемостью. Может, именно страх перед неизвестностью породил такое странное существо, живущее между двумя мирами – живых и мёртвых -  и вобравшее в себя черты тех и других.
Описание слайда:
Шаманский наряд очень необычен. Шаманский плащ или кафтан непременно расшит множеством всевозможных лент и подвесок. Длинные металлические пластины на рукавах и груди - это кости шамана, круглые диски разных размеров - сердце. Шаманский наряд очень необычен. Шаманский плащ или кафтан непременно расшит множеством всевозможных лент и подвесок. Длинные металлические пластины на рукавах и груди - это кости шамана, круглые диски разных размеров - сердце. Жили шаманы на некотором удалении от селений, и вполне вероятно, были первыми, с кем встречались русские путешественники, которые шли покорять Сибирь. Шаманские камлания производили на них сильное впечатление. Чужая страна и природа были полны загадок, страшили своей неизвестностью и непредсказуемостью. Может, именно страх перед неизвестностью породил такое странное существо, живущее между двумя мирами – живых и мёртвых - и вобравшее в себя черты тех и других.

Слайд 11





Существует множество толкований образа Бабы-яги. Вряд ли когда-нибудь будет достигнуто единство в этом вопросе. Потому, считаю, что версия о возникновении образа Бабы-яги как отражения первоначальных представлений русских о народах Сибири, тоже имеет право на существование. 
Существует множество толкований образа Бабы-яги. Вряд ли когда-нибудь будет достигнуто единство в этом вопросе. Потому, считаю, что версия о возникновении образа Бабы-яги как отражения первоначальных представлений русских о народах Сибири, тоже имеет право на существование.
Описание слайда:
Существует множество толкований образа Бабы-яги. Вряд ли когда-нибудь будет достигнуто единство в этом вопросе. Потому, считаю, что версия о возникновении образа Бабы-яги как отражения первоначальных представлений русских о народах Сибири, тоже имеет право на существование. Существует множество толкований образа Бабы-яги. Вряд ли когда-нибудь будет достигнуто единство в этом вопросе. Потому, считаю, что версия о возникновении образа Бабы-яги как отражения первоначальных представлений русских о народах Сибири, тоже имеет право на существование.

Слайд 12





Интернет-ресурсы
http://legendy.claw.ru/shared/6/information/024.html
 http://sueverija.narod.ru
 ttp://myfhology.narod.ru/heroes/b/baba-yaga.htm  
 http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm  
 http://www.zankovcom/lit-met3.htm  
 http://sf.perm.ru/kd_dop_baba.shtml
Описание слайда:
Интернет-ресурсы http://legendy.claw.ru/shared/6/information/024.html http://sueverija.narod.ru ttp://myfhology.narod.ru/heroes/b/baba-yaga.htm http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm http://www.zankovcom/lit-met3.htm http://sf.perm.ru/kd_dop_baba.shtml



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию