🗊Презентация Часть речи глагол

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Часть речи глагол, слайд №1Часть речи глагол, слайд №2Часть речи глагол, слайд №3Часть речи глагол, слайд №4Часть речи глагол, слайд №5Часть речи глагол, слайд №6Часть речи глагол, слайд №7Часть речи глагол, слайд №8Часть речи глагол, слайд №9Часть речи глагол, слайд №10Часть речи глагол, слайд №11Часть речи глагол, слайд №12Часть речи глагол, слайд №13Часть речи глагол, слайд №14Часть речи глагол, слайд №15Часть речи глагол, слайд №16Часть речи глагол, слайд №17Часть речи глагол, слайд №18Часть речи глагол, слайд №19Часть речи глагол, слайд №20Часть речи глагол, слайд №21Часть речи глагол, слайд №22Часть речи глагол, слайд №23Часть речи глагол, слайд №24Часть речи глагол, слайд №25Часть речи глагол, слайд №26Часть речи глагол, слайд №27Часть речи глагол, слайд №28Часть речи глагол, слайд №29Часть речи глагол, слайд №30Часть речи глагол, слайд №31Часть речи глагол, слайд №32Часть речи глагол, слайд №33Часть речи глагол, слайд №34Часть речи глагол, слайд №35Часть речи глагол, слайд №36

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Часть речи глагол. Доклад-сообщение содержит 36 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Глагол
Описание слайда:
Глагол

Слайд 2





Глагол 
Знаменательная часть речи со значением действия или состояния, которое выражается с помощью категорий, характерных только для глагола (категорий вида, залога, времени, лица и наклонения);
Выполняет в основном функцию сказуемого.
Описание слайда:
Глагол Знаменательная часть речи со значением действия или состояния, которое выражается с помощью категорий, характерных только для глагола (категорий вида, залога, времени, лица и наклонения); Выполняет в основном функцию сказуемого.

Слайд 3





Формы глагола
Спрягаемые формы – формы глагола, у которых определяется категория времени, наклонения и лица.
Неспрягаемые формы:
инфинитив;
причастие;
деепричастие.
Описание слайда:
Формы глагола Спрягаемые формы – формы глагола, у которых определяется категория времени, наклонения и лица. Неспрягаемые формы: инфинитив; причастие; деепричастие.

Слайд 4





Инфинитив
Неопределенная форма глагола – лексически и словообразовательно с ней связаны все остальные формы глагола.
Формообразующие суффиксы – ть/-ти, -чь (в глаголах с основой на г, к),  -сть/-сти (в глаголах с основой на т, д, б);
Характеризуется наличием категорий вида, переходности и возвратности;
Может употребляться в значении всех наклонений (в основном повелительного и условного с частицей бы);
Выступает в функции любого члена предложения, в том числе дополнения и обстоятельства:
Он попросил ее поторопиться (дополнение);
Он остановился купить цветы ( для чего? → обстоятельство).
Описание слайда:
Инфинитив Неопределенная форма глагола – лексически и словообразовательно с ней связаны все остальные формы глагола. Формообразующие суффиксы – ть/-ти, -чь (в глаголах с основой на г, к), -сть/-сти (в глаголах с основой на т, д, б); Характеризуется наличием категорий вида, переходности и возвратности; Может употребляться в значении всех наклонений (в основном повелительного и условного с частицей бы); Выступает в функции любого члена предложения, в том числе дополнения и обстоятельства: Он попросил ее поторопиться (дополнение); Он остановился купить цветы ( для чего? → обстоятельство).

Слайд 5





Формообразующие основы глагола
Основа инфинитива – образуется отсечением суффикса –ть (в инфинитивах на –чь используется «проясненная» основа – без чередований: нарисовать → нарисова; мочь - мог
Формы прошедшего времени: нарисовал; мог;
Формы сослагательного наклонения: нарисовал бы; мог бы;
Причастия прошедшего времени (страдательные и действительные): рисовавший – рисованный; могший;
Деепричастия сов.в.: нарисовав.
Описание слайда:
Формообразующие основы глагола Основа инфинитива – образуется отсечением суффикса –ть (в инфинитивах на –чь используется «проясненная» основа – без чередований: нарисовать → нарисова; мочь - мог Формы прошедшего времени: нарисовал; мог; Формы сослагательного наклонения: нарисовал бы; мог бы; Причастия прошедшего времени (страдательные и действительные): рисовавший – рисованный; могший; Деепричастия сов.в.: нарисовав.

Слайд 6





Формообразующие основы глагола
Основа настоящего (будущего простого) времени – образуется отсечением окончания наст.вр. 3 л. мн.ч.: рисуют → рисуй
Формы наст. / простого буд.вр.: рисую;
Форма повелительного наклонения: рисуй;
Причастия наст.вр. (страдательные и действительные): рисующий – рисуемый;
Деепричастия несов.в.: рисуя.
Описание слайда:
Формообразующие основы глагола Основа настоящего (будущего простого) времени – образуется отсечением окончания наст.вр. 3 л. мн.ч.: рисуют → рисуй Формы наст. / простого буд.вр.: рисую; Форма повелительного наклонения: рисуй; Причастия наст.вр. (страдательные и действительные): рисующий – рисуемый; Деепричастия несов.в.: рисуя.

Слайд 7





Классы глаголов
Словообразовательные группы, которые объединяют глаголы с одинаковым соотношением основы инфинитива и основы наст./буд.вр. – 5 классов.
Продуктивные классы – объединяют глаголы, чье соотношение основ неуникально, повторяемо, характерно для вновь образуемых глаголов.
Непродуктивные классы (около 400 глаголов).
«Уникальные» глаголы (быть, дать, есть..).
Описание слайда:
Классы глаголов Словообразовательные группы, которые объединяют глаголы с одинаковым соотношением основы инфинитива и основы наст./буд.вр. – 5 классов. Продуктивные классы – объединяют глаголы, чье соотношение основ неуникально, повторяемо, характерно для вновь образуемых глаголов. Непродуктивные классы (около 400 глаголов). «Уникальные» глаголы (быть, дать, есть..).

Слайд 8





Продуктивные классы глаголов
Описание слайда:
Продуктивные классы глаголов

Слайд 9





Вид глагола
Грамматическая категория, выражающая различия в протекании действия.
совершенный вид – целостное действие, ограниченное в своем протекании пределом (в настоящем, прошедшем и будущем времени);
несовершенный вид – действие представлено в развитии как процесс.
Категория вида связана с категорией времени:
совершенный вид – 2 формы времени (прошедшее, простое будущее)
несовершенный вид – 3 формы времени (прошедшее, настоящее, сложное будущее)
Описание слайда:
Вид глагола Грамматическая категория, выражающая различия в протекании действия. совершенный вид – целостное действие, ограниченное в своем протекании пределом (в настоящем, прошедшем и будущем времени); несовершенный вид – действие представлено в развитии как процесс. Категория вида связана с категорией времени: совершенный вид – 2 формы времени (прошедшее, простое будущее) несовершенный вид – 3 формы времени (прошедшее, настоящее, сложное будущее)

Слайд 10





Частновидовые значения
Частновидовое значение совершенного вида:
конкретно-фактическое (единичное действие): Вчера он вернулся домой поздно.
наглядно-примерное (пример подобных фактов): Каждый вечер он заходил в эту пекарню за булочками к чаю.
Частновидовое значение несовершенного вида:
конкретно-процессное: Он задумчиво ходил по комнате.
неограниченно кратное (повторяющееся действие): Он ходил в библиотеку трижды в неделю.
обобщенно-фактическое (факт наличия/ отсутствия действия): Он знал столицы всех стран.
значение постоянного отношения: Билет стоит недорого.
Описание слайда:
Частновидовые значения Частновидовое значение совершенного вида: конкретно-фактическое (единичное действие): Вчера он вернулся домой поздно. наглядно-примерное (пример подобных фактов): Каждый вечер он заходил в эту пекарню за булочками к чаю. Частновидовое значение несовершенного вида: конкретно-процессное: Он задумчиво ходил по комнате. неограниченно кратное (повторяющееся действие): Он ходил в библиотеку трижды в неделю. обобщенно-фактическое (факт наличия/ отсутствия действия): Он знал столицы всех стран. значение постоянного отношения: Билет стоит недорого.

Слайд 11





Видовые пары
Категория вида охватывает все глаголы русского языка, в том числе причастия и деепричастия.
Видовые пары – 2 глагола, лексически тождественные, но коррелирующие по виду.
Одновидовые глаголы – глаголы, не способные образовывать видовые пары (сожалеть, заискивать, хлынуть, грянуть).
Двувидовые глаголы – глаголы в зависимости от контекста могущие выступать в качестве глаголов сов. или несов.в.:
с исконно русской основой (казнить, ранить, женить, обещать);
с заимствованной основой (активировать).
Описание слайда:
Видовые пары Категория вида охватывает все глаголы русского языка, в том числе причастия и деепричастия. Видовые пары – 2 глагола, лексически тождественные, но коррелирующие по виду. Одновидовые глаголы – глаголы, не способные образовывать видовые пары (сожалеть, заискивать, хлынуть, грянуть). Двувидовые глаголы – глаголы в зависимости от контекста могущие выступать в качестве глаголов сов. или несов.в.: с исконно русской основой (казнить, ранить, женить, обещать); с заимствованной основой (активировать).

Слайд 12





Образование глаголов разных видов
Несов.в. от глаголов сов.в. (вторичная имперфективация):
ыва / ива (списать - списывать);
ва (дать - давать);
ева (продлить - продлевать);
 и //а (обучить - обучать).
Сов.в. от глаголов несов.в.:
ну (увядать – увянуть: промокать - промокнуть);
приставки (рисовать - нарисовать);
изменение места ударения (разрезать - разрезать);
супплетивизм (брать - взять).
Описание слайда:
Образование глаголов разных видов Несов.в. от глаголов сов.в. (вторичная имперфективация): ыва / ива (списать - списывать); ва (дать - давать); ева (продлить - продлевать); и //а (обучить - обучать). Сов.в. от глаголов несов.в.: ну (увядать – увянуть: промокать - промокнуть); приставки (рисовать - нарисовать); изменение места ударения (разрезать - разрезать); супплетивизм (брать - взять).

Слайд 13





Способы глагольного действия
Семантико-словообразовательная группа, связанная категорией вида.
Выделяются в зависимости от значения, которые вносятся приставками и суффиксами.
Определяются ТОЛЬКО у производных глаголов (глаголов с приставками или суффиксами).
Описание слайда:
Способы глагольного действия Семантико-словообразовательная группа, связанная категорией вида. Выделяются в зависимости от значения, которые вносятся приставками и суффиксами. Определяются ТОЛЬКО у производных глаголов (глаголов с приставками или суффиксами).

Слайд 14





Способы глагольного действия
Временные способы действия:
начинательные – запеть;
ограничительные каким-либо временным отрезком – почитать;
финитивные (прекращение действия) – отболеть.
Количественно-временные:
однократное (-ну-) – крикнуть;
многократное (-ова /-ева) – читывать;
уменьшительно-смягченное – приболеть.
Специально-результативные:
завершительное – доесть;
накопительно-суммарный – наездить.
Описание слайда:
Способы глагольного действия Временные способы действия: начинательные – запеть; ограничительные каким-либо временным отрезком – почитать; финитивные (прекращение действия) – отболеть. Количественно-временные: однократное (-ну-) – крикнуть; многократное (-ова /-ева) – читывать; уменьшительно-смягченное – приболеть. Специально-результативные: завершительное – доесть; накопительно-суммарный – наездить.

Слайд 15





Переходность - непереходность
Переходные глаголы – обозначают действие, направленное на объект:
прямо-переходные – управляющие прямым дополнением (В.п. без предлога / Р.п. при отрицании или обозначении части объекта): читать книгу – не читать книги – купить хлеба;
Морфологические признаки переходности обнаруживаются для глаголов на –еть и – ить (чернить – чернеть: обессилить кого – обессилеть самому).
косвенно-переходные –глаголы, для которых обязательно называние объекта, но дополнение ставится не в В.п. / Р.п. (завидовать кому – заботиться о ком).
Непереходные глаголы – обозначают действия, не способные переходить на прямой объект.
NB! При определении переходности и непереходности необходимо учитывать контекст: ребенок читает книгу – ребенок уже читает.
Описание слайда:
Переходность - непереходность Переходные глаголы – обозначают действие, направленное на объект: прямо-переходные – управляющие прямым дополнением (В.п. без предлога / Р.п. при отрицании или обозначении части объекта): читать книгу – не читать книги – купить хлеба; Морфологические признаки переходности обнаруживаются для глаголов на –еть и – ить (чернить – чернеть: обессилить кого – обессилеть самому). косвенно-переходные –глаголы, для которых обязательно называние объекта, но дополнение ставится не в В.п. / Р.п. (завидовать кому – заботиться о ком). Непереходные глаголы – обозначают действия, не способные переходить на прямой объект. NB! При определении переходности и непереходности необходимо учитывать контекст: ребенок читает книгу – ребенок уже читает.

Слайд 16





Возвратные глаголы
Глаголы с постфиксом –ся (после согласных) /-сь (после гласных):
собственно-возвратные – действие возвращается на субъекта (мыться, бриться);
взаимно-возвратные – действие имеет место между  двумя и более лицами, являющимися субъектом и объектом одновременно (обниматься, целоваться);
общевозвратные – действие представляет собой изменение в эмоциональном состоянии субъекта, в его физическом состоянии (радоваться, торопиться);
косвенно-возвратные – действие, совершающееся в своих интересах (запасаться);
безобъектно-возвратные  - глагол, указывающий на постоянное свойство субъекта (крапива жжется, собака кусается).
Описание слайда:
Возвратные глаголы Глаголы с постфиксом –ся (после согласных) /-сь (после гласных): собственно-возвратные – действие возвращается на субъекта (мыться, бриться); взаимно-возвратные – действие имеет место между двумя и более лицами, являющимися субъектом и объектом одновременно (обниматься, целоваться); общевозвратные – действие представляет собой изменение в эмоциональном состоянии субъекта, в его физическом состоянии (радоваться, торопиться); косвенно-возвратные – действие, совершающееся в своих интересах (запасаться); безобъектно-возвратные - глагол, указывающий на постоянное свойство субъекта (крапива жжется, собака кусается).

Слайд 17





Образование возвратных глаголов
Присоединение постфикса –ся/-сь;
Присоединение одновременное приставки и постфикса (дозвониться, докричаться);
Присоединение постфикса –ся:
вносит оттенок интенсивности в переходные глаголы (стучать в дверь – стучаться в дверь);
способствует переходу глаголов в разряд безличных (мне не спится, ему не сидится);
некоторые глаголы состояния  без –ся не употребляются (бояться, надеяться).
Описание слайда:
Образование возвратных глаголов Присоединение постфикса –ся/-сь; Присоединение одновременное приставки и постфикса (дозвониться, докричаться); Присоединение постфикса –ся: вносит оттенок интенсивности в переходные глаголы (стучать в дверь – стучаться в дверь); способствует переходу глаголов в разряд безличных (мне не спится, ему не сидится); некоторые глаголы состояния без –ся не употребляются (бояться, надеяться).

Слайд 18





Наклонение глагола
Грамматическая категория, выражающая отношение действия к действительности:
 изъявительное наклонение – указывает на реальный факт действительности  (у форм глагола определяется время, лицо и число);
сослагательное наклонение – указывает на действие как возможное или желательное: образуется аналитически от формы прош.вр. + частица бы → писал бы, рисовал бы (у форм глагола определяется род и число, но НЕ лицо);
повелительное наклонение – представляет собой побуждение к совершению действия, формы могут ранжироваться по степени директивности от пожелания до строгого приказа.
Описание слайда:
Наклонение глагола Грамматическая категория, выражающая отношение действия к действительности: изъявительное наклонение – указывает на реальный факт действительности (у форм глагола определяется время, лицо и число); сослагательное наклонение – указывает на действие как возможное или желательное: образуется аналитически от формы прош.вр. + частица бы → писал бы, рисовал бы (у форм глагола определяется род и число, но НЕ лицо); повелительное наклонение – представляет собой побуждение к совершению действия, формы могут ранжироваться по степени директивности от пожелания до строгого приказа.

Слайд 19





Образование форм повелительного наклонения
Синтетическим (простым) способом от основы настоящего времени:
прибавление суффикса –и (пиши);
бессуфиксно – от основ на Й (читай, рисуй) и от основ на согласный, который смягчается (кроме согласных ж, ш, ч, которые наличие мягкого знака не  смягчает) -→ кинуть – кинь, мазать – мажь;
формы мн.ч. образуются с помощью постфикса -те: рисуй – рисуйте;
«особые» формы повелительного наклонения: лечь – ляг, ехать – поезжай;
модальные глаголы и глаголы чувственного восприятия НЕ образуют формы повел. накл.: хотеть, видеть, слышать.
Описание слайда:
Образование форм повелительного наклонения Синтетическим (простым) способом от основы настоящего времени: прибавление суффикса –и (пиши); бессуфиксно – от основ на Й (читай, рисуй) и от основ на согласный, который смягчается (кроме согласных ж, ш, ч, которые наличие мягкого знака не смягчает) -→ кинуть – кинь, мазать – мажь; формы мн.ч. образуются с помощью постфикса -те: рисуй – рисуйте; «особые» формы повелительного наклонения: лечь – ляг, ехать – поезжай; модальные глаголы и глаголы чувственного восприятия НЕ образуют формы повел. накл.: хотеть, видеть, слышать.

Слайд 20





Образование форм повелительного наклонения
Аналитическим (сложным) способом:
частицы пусть, пускай (значение допущения, позволения), да + формы глагола наст. вр. 3 л.: пусть пойдет, да будет свет;
частица давай + инфин. глагола несов. вида / форма глагола наст. вр. 1 л. мн.ч.: давай рисовать, давай порисуем → обозначение призыва к совместному действию.
Описание слайда:
Образование форм повелительного наклонения Аналитическим (сложным) способом: частицы пусть, пускай (значение допущения, позволения), да + формы глагола наст. вр. 3 л.: пусть пойдет, да будет свет; частица давай + инфин. глагола несов. вида / форма глагола наст. вр. 1 л. мн.ч.: давай рисовать, давай порисуем → обозначение призыва к совместному действию.

Слайд 21





Замена одних наклонений другими
Изъявительное в значении повелительного (приказ, не допускающий возражений): пишем, читаем, спим;
Реже вежливое приглашение к действию: идем, идемте.
Сослагательное в значении повелительного (смягченный приказ, совет): поспал бы ты;
Повелительное в значении сослагательного (указание на условие или долженствование): смолчать – значит совершить подлость.
Описание слайда:
Замена одних наклонений другими Изъявительное в значении повелительного (приказ, не допускающий возражений): пишем, читаем, спим; Реже вежливое приглашение к действию: идем, идемте. Сослагательное в значении повелительного (смягченный приказ, совет): поспал бы ты; Повелительное в значении сослагательного (указание на условие или долженствование): смолчать – значит совершить подлость.

Слайд 22





Время 
грамматическая категория, выражающая отношение действия к моменту речи:
прошедшее время – действие предшествует моменту речи;
настоящее – действие совпадает с моментом речи;
будущее – действие  будет иметь место после момента речи.
Категория времени напрямую связана с категорией вида, так как у глаголов несов.в. обнаруживается 3 формы времени (прошедшее, настоящее и сложное будущее), а у глаголов сов. вида – 2 (прошедшее и простое будущее).
Описание слайда:
Время грамматическая категория, выражающая отношение действия к моменту речи: прошедшее время – действие предшествует моменту речи; настоящее – действие совпадает с моментом речи; будущее – действие будет иметь место после момента речи. Категория времени напрямую связана с категорией вида, так как у глаголов несов.в. обнаруживается 3 формы времени (прошедшее, настоящее и сложное будущее), а у глаголов сов. вида – 2 (прошедшее и простое будущее).

Слайд 23





Настоящее время
действие совпадает с моментом речи (у форм глаголов можно определить лицо и число).
Значения форм наст.вр.:
настоящее актуальное – действие, осуществляемое в момент речи: я сейчас сплю;
настоящее неактуальное – постоянное действие: на границы двух стран возвышаются горы.
действие, выражающее свойство, качество лица / предмета: он славно пишет, переводит.
действие охватывающее какой-то отрезок времени: я читаю эту книгу уже целую неделю.
Описание слайда:
Настоящее время действие совпадает с моментом речи (у форм глаголов можно определить лицо и число). Значения форм наст.вр.: настоящее актуальное – действие, осуществляемое в момент речи: я сейчас сплю; настоящее неактуальное – постоянное действие: на границы двух стран возвышаются горы. действие, выражающее свойство, качество лица / предмета: он славно пишет, переводит. действие охватывающее какой-то отрезок времени: я читаю эту книгу уже целую неделю.

Слайд 24





Прошедшее время
действие предшествует моменту речи.
Формы образуются от основы инфинитива прибавлением суффикса –л (у форм определяется значение рода и числа, но НЕ лица).	
у глаголов на –ну в прошедшем времени суффикс устраняется (мокнуть – мок, сохнуть - сох);
у глагола идти форма прошедшего времени супплетивна (идти - шел).
Описание слайда:
Прошедшее время действие предшествует моменту речи. Формы образуются от основы инфинитива прибавлением суффикса –л (у форм определяется значение рода и числа, но НЕ лица). у глаголов на –ну в прошедшем времени суффикс устраняется (мокнуть – мок, сохнуть - сох); у глагола идти форма прошедшего времени супплетивна (идти - шел).

Слайд 25





Прошедшее время
Значение форм прошедшего времени:
у глаголов сов. в. – действие, завершившееся в прошлом: написал, нарисовал:
у глаглов несов. в. – действие в его течении в прошлом (ограниченное или не ограниченное пределом): когда я вошел он рисовал / он рисовал уже пару часов;
у глаголов несов. в. – многократное действие, повторяющееся в прошлом: он ходил в магазин три раза в неделю.
Описание слайда:
Прошедшее время Значение форм прошедшего времени: у глаголов сов. в. – действие, завершившееся в прошлом: написал, нарисовал: у глаглов несов. в. – действие в его течении в прошлом (ограниченное или не ограниченное пределом): когда я вошел он рисовал / он рисовал уже пару часов; у глаголов несов. в. – многократное действие, повторяющееся в прошлом: он ходил в магазин три раза в неделю.

Слайд 26





Будущее время
действие  будет иметь место после момента речи.
Формы будущего времени
синтетическая (простая) форма – образуется от глаголов сов. в.: нарисую, напишу:
аналитическая (сложная) форма – образуется от глаголов несов. в. прибавлением к инфинитиву вспомогательного глагола быть: буду писать, буду рисовать;
обе формы обнаруживают значение лица и времени.
Описание слайда:
Будущее время действие будет иметь место после момента речи. Формы будущего времени синтетическая (простая) форма – образуется от глаголов сов. в.: нарисую, напишу: аналитическая (сложная) форма – образуется от глаголов несов. в. прибавлением к инфинитиву вспомогательного глагола быть: буду писать, буду рисовать; обе формы обнаруживают значение лица и времени.

Слайд 27





Употребление одной формы времени вместо другой
Настоящее историческое – настоящее в значении будущего: иду я вчера по улице и вижу;
Настоящее в значении будущего (выражает уверенность в том, что действие совершится): в этом году в отпуск я еду на море, уже билеты купил;
Настоящее изобразительное (воображаемая автором картина): и вот представьте: сидит он в кресле и мечтает;
 Прошедшее в значении будущего (говорящий уверен, что что-то произойдет): мы погибли!
Описание слайда:
Употребление одной формы времени вместо другой Настоящее историческое – настоящее в значении будущего: иду я вчера по улице и вижу; Настоящее в значении будущего (выражает уверенность в том, что действие совершится): в этом году в отпуск я еду на море, уже билеты купил; Настоящее изобразительное (воображаемая автором картина): и вот представьте: сидит он в кресле и мечтает; Прошедшее в значении будущего (говорящий уверен, что что-то произойдет): мы погибли!

Слайд 28





Категория лица
Грамматическая категория, указывающая на того, кто совершает действие;
Обнаруживается у глаголов изъявительного (в наст. и буд. вр.) и повелительного наклонения;
Грамматический показатель – окончание → категория лица связана с категорией спряжения;
6 форм: три лица, различающиеся в ед. и мн.ч., которые не являются соотносительными:
первое лицо – я / мы (-у, -ю/ -ем,-им);
второе лицо – ты / вы (-ешь/-ишь/ -ете, -ите);
третье лицо – он, она, оно / они (-ет,-ит/ -ат, -ят, -ут, -ют).
Описание слайда:
Категория лица Грамматическая категория, указывающая на того, кто совершает действие; Обнаруживается у глаголов изъявительного (в наст. и буд. вр.) и повелительного наклонения; Грамматический показатель – окончание → категория лица связана с категорией спряжения; 6 форм: три лица, различающиеся в ед. и мн.ч., которые не являются соотносительными: первое лицо – я / мы (-у, -ю/ -ем,-им); второе лицо – ты / вы (-ешь/-ишь/ -ете, -ите); третье лицо – он, она, оно / они (-ет,-ит/ -ат, -ят, -ут, -ют).

Слайд 29





«Вторичные» значения лица
Авторское мы – в научных текстах, не допускающих субъективного мнения;
1 л. мн.ч. в значении 2.л. ед. (выражение сочувствия, участия + в общении с детьми): А что мы плачем?
2 л. ед.ч. в значении 1 л. ед.ч. (указывает на обобщенный характер лица и действия): Тебя не поймешь = Я не могу тебя понять;
2 л. мн. ч. в значении 2 л. ед.ч. – вежливое обращение к кому-то: пойдемте, подпишите, знаете…;
3 л. ед. и мн.ч. в неопределенно-личном значении: из окна дуло, дом стоили три года.
Описание слайда:
«Вторичные» значения лица Авторское мы – в научных текстах, не допускающих субъективного мнения; 1 л. мн.ч. в значении 2.л. ед. (выражение сочувствия, участия + в общении с детьми): А что мы плачем? 2 л. ед.ч. в значении 1 л. ед.ч. (указывает на обобщенный характер лица и действия): Тебя не поймешь = Я не могу тебя понять; 2 л. мн. ч. в значении 2 л. ед.ч. – вежливое обращение к кому-то: пойдемте, подпишите, знаете…; 3 л. ед. и мн.ч. в неопределенно-личном значении: из окна дуло, дом стоили три года.

Слайд 30





Категория лица
«Недостаточные» глаголы – глаголы, чьи парадигмы дефектны (нет какой-то формы лица):
убедить, победить, чудить – нет формы 1 л. ед.ч.;
жеребиться, телиться, отпочковываться – нет форм 1-го и 2-го лица, так как действие не предполагает деятеля (при использовании глагола в прямом значении): корова телится / что ты телишься?;
близиться и другие глаголы с абстрактным значением, не предполагающим действие - нет форм 1-го и 2-го лица.
Описание слайда:
Категория лица «Недостаточные» глаголы – глаголы, чьи парадигмы дефектны (нет какой-то формы лица): убедить, победить, чудить – нет формы 1 л. ед.ч.; жеребиться, телиться, отпочковываться – нет форм 1-го и 2-го лица, так как действие не предполагает деятеля (при использовании глагола в прямом значении): корова телится / что ты телишься?; близиться и другие глаголы с абстрактным значением, не предполагающим действие - нет форм 1-го и 2-го лица.

Слайд 31





Категория лица
«Избыточные» глаголы – глаголы, чьи парадигмы–обнаруживают более одной формы какого-то лица:
различающиеся по смыслу: брызгает / брызжет; капает / каплет (значение контролируемости / неконтролируемости действия);
различающиеся по стилистической окраске (книжные vs разговорные): машет / махает; мурлычет / мурлыкает; мучит / мучает.
появление вариантных форм объясняется стремлением к «выравниванию» парадигмы и избавлению от чередований.
Описание слайда:
Категория лица «Избыточные» глаголы – глаголы, чьи парадигмы–обнаруживают более одной формы какого-то лица: различающиеся по смыслу: брызгает / брызжет; капает / каплет (значение контролируемости / неконтролируемости действия); различающиеся по стилистической окраске (книжные vs разговорные): машет / махает; мурлычет / мурлыкает; мучит / мучает. появление вариантных форм объясняется стремлением к «выравниванию» парадигмы и избавлению от чередований.

Слайд 32





Безличные глаголы
Глаголы, указывающие на действие, состояние, протекающее само по себе, без участия деятеля;
У таких глаголов НЕТ форм лица и постановка подлежащего не возможна → выступают в качестве сказуемых в безличных предложениях (вечереет, темнеет, подмораживает);
В прошедшем времени не изменяются по числам и родам («закрепляются» в форме ср.р.) (вечерело, темнело, подмораживало);
Не образуют причасти и деепричастий;
NB! Собственно безличные глаголы нужно отличать от  личных в значении безличных: ветер дует – из окна дует.
Описание слайда:
Безличные глаголы Глаголы, указывающие на действие, состояние, протекающее само по себе, без участия деятеля; У таких глаголов НЕТ форм лица и постановка подлежащего не возможна → выступают в качестве сказуемых в безличных предложениях (вечереет, темнеет, подмораживает); В прошедшем времени не изменяются по числам и родам («закрепляются» в форме ср.р.) (вечерело, темнело, подмораживало); Не образуют причасти и деепричастий; NB! Собственно безличные глаголы нужно отличать от личных в значении безличных: ветер дует – из окна дует.

Слайд 33





Безличные глаголы
Являются либо «исходными» - безличность определяется лексическим значением, либо образуются прибавлением постфикса – ся: я не сплю – мне не спится.
Некоторые безличные глаголы изначально имеют постфикс –ся (смеркается).
Безличные глаголы могут обозначать:
явления природы;
состояние (знобит, лихорадит);
ощущение (пахнет розами);
представления о судьбе (везет / не везет);
бытие, существование (не было чего-то)
Описание слайда:
Безличные глаголы Являются либо «исходными» - безличность определяется лексическим значением, либо образуются прибавлением постфикса – ся: я не сплю – мне не спится. Некоторые безличные глаголы изначально имеют постфикс –ся (смеркается). Безличные глаголы могут обозначать: явления природы; состояние (знобит, лихорадит); ощущение (пахнет розами); представления о судьбе (везет / не везет); бытие, существование (не было чего-то)

Слайд 34





Спряжение глаголов
«Несемантическая» грамматическая категория, определяющая формы окончания в наст. и простом будущем времени.
II спряжение – глаголы на –ить + глаголы исключения;
I спряжение – все остальные глаголы + брить, стелить, зыбиться, зиждиться + движет/ движем (от двигать),  но движИМый;
Разноспрягаемые глаголы – глаголы, обнаруживающие окончание и I, и II спряжений (хотеть, бежать);
«Особые» парадигмы (есть, дать, создать).
Описание слайда:
Спряжение глаголов «Несемантическая» грамматическая категория, определяющая формы окончания в наст. и простом будущем времени. II спряжение – глаголы на –ить + глаголы исключения; I спряжение – все остальные глаголы + брить, стелить, зыбиться, зиждиться + движет/ движем (от двигать), но движИМый; Разноспрягаемые глаголы – глаголы, обнаруживающие окончание и I, и II спряжений (хотеть, бежать); «Особые» парадигмы (есть, дать, создать).

Слайд 35





Залоги глагола
Действительный залог – действие совершается субъектом: субъект – предикат – объект: Рабочие строят дом.
Страдательный залог – действие совершается над объектом: объект – предикат – субъект в Т.п.: Дом строится рабочими.
Иногда, но не всегда страдательный залог может маркироваться постфиксом –ся: строить – строиться.
Залог четко определяется только в тех конструкциях, где есть указание на объект и субъект действия.
Не все глаголы могут употребляться в конструкциях страдательного залога – однозалоговые глаголы (благодарить).
Описание слайда:
Залоги глагола Действительный залог – действие совершается субъектом: субъект – предикат – объект: Рабочие строят дом. Страдательный залог – действие совершается над объектом: объект – предикат – субъект в Т.п.: Дом строится рабочими. Иногда, но не всегда страдательный залог может маркироваться постфиксом –ся: строить – строиться. Залог четко определяется только в тех конструкциях, где есть указание на объект и субъект действия. Не все глаголы могут употребляться в конструкциях страдательного залога – однозалоговые глаголы (благодарить).

Слайд 36





Словообразование глаголов
Глаголы образуются от глаголов и других частей речи, в том числе от существительных, прилагательных и местоимений (якать, тыкать) в основном морфологическим способом:
префиксальный: рисовать – нарисовать;
префиксально-суффиксальный: рисовать – рисоваться;
суффиксальный (вторичная имперфективация, однократные глаголы): зарисовать – зарисовывать; кричать – крикнуть.
Неморфологические способы (типа удвоения) используются реже, обычно в разговорной речи и не закрепляется словарем: он думал-думал, но ничего не надумал.
Описание слайда:
Словообразование глаголов Глаголы образуются от глаголов и других частей речи, в том числе от существительных, прилагательных и местоимений (якать, тыкать) в основном морфологическим способом: префиксальный: рисовать – нарисовать; префиксально-суффиксальный: рисовать – рисоваться; суффиксальный (вторичная имперфективация, однократные глаголы): зарисовать – зарисовывать; кричать – крикнуть. Неморфологические способы (типа удвоения) используются реже, обычно в разговорной речи и не закрепляется словарем: он думал-думал, но ничего не надумал.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию