🗊Презентация Дифференциальная психофизиология (часть 2)

Нажмите для полного просмотра!
Дифференциальная психофизиология (часть 2), слайд №1Дифференциальная психофизиология (часть 2), слайд №2Дифференциальная психофизиология (часть 2), слайд №3Дифференциальная психофизиология (часть 2), слайд №4Дифференциальная психофизиология (часть 2), слайд №5Дифференциальная психофизиология (часть 2), слайд №6Дифференциальная психофизиология (часть 2), слайд №7Дифференциальная психофизиология (часть 2), слайд №8Дифференциальная психофизиология (часть 2), слайд №9Дифференциальная психофизиология (часть 2), слайд №10Дифференциальная психофизиология (часть 2), слайд №11Дифференциальная психофизиология (часть 2), слайд №12Дифференциальная психофизиология (часть 2), слайд №13Дифференциальная психофизиология (часть 2), слайд №14Дифференциальная психофизиология (часть 2), слайд №15Дифференциальная психофизиология (часть 2), слайд №16Дифференциальная психофизиология (часть 2), слайд №17Дифференциальная психофизиология (часть 2), слайд №18Дифференциальная психофизиология (часть 2), слайд №19Дифференциальная психофизиология (часть 2), слайд №20Дифференциальная психофизиология (часть 2), слайд №21Дифференциальная психофизиология (часть 2), слайд №22Дифференциальная психофизиология (часть 2), слайд №23Дифференциальная психофизиология (часть 2), слайд №24

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Дифференциальная психофизиология (часть 2). Доклад-сообщение содержит 24 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Дифференциальная
психофизиология
ч.2
Описание слайда:
Дифференциальная психофизиология ч.2

Слайд 2





Дифференциальная психофизиология
Основная  система  взглядов  -  концепция свойств НС (учение   о типах ВНД  И. П. Павлова, развитая применительно  к  человеrу Б. М.  Тепловым и В. Д. Небылицыным )  
Два методических подхода: 
сопоставление физиологических и психологических параметров, полученных в независимых экспериментах, 
и изучение изменений физиологических функций во время реализации той или иной деятельности.
Описание слайда:
Дифференциальная психофизиология Основная  система  взглядов  -  концепция свойств НС (учение   о типах ВНД И. П. Павлова, развитая применительно  к  человеrу Б. М.  Тепловым и В. Д. Небылицыным ) Два методических подхода:  сопоставление физиологических и психологических параметров, полученных в независимых экспериментах,  и изучение изменений физиологических функций во время реализации той или иной деятельности.

Слайд 3





Психофизиологическая школа 
Б. М. Теплова и В. Д. Небылицина
Отказ от изучения типов ВНД, но изучение свойств нервной системы и соответствующих им особенностей поведения
Отказ от деления типов на хорошие и плохие
Разработка методологии  изучения свойств нервной системы на людях
Введены новые показатели свойств нервных процессов – лабильность, динамичность, активация
Применение  знаний о типологических свойствах для решение практических задач педагогики, профотбора, профориентации, прогнозирования успешности спортивной деятельности
Описание слайда:
Психофизиологическая школа Б. М. Теплова и В. Д. Небылицина Отказ от изучения типов ВНД, но изучение свойств нервной системы и соответствующих им особенностей поведения Отказ от деления типов на хорошие и плохие Разработка методологии изучения свойств нервной системы на людях Введены новые показатели свойств нервных процессов – лабильность, динамичность, активация Применение знаний о типологических свойствах для решение практических задач педагогики, профотбора, профориентации, прогнозирования успешности спортивной деятельности

Слайд 4





Три модели исследования ИП различий
Модель мозга (НС) – Теплов, Небылицин
Модель поведения – Симонов, Русалов
Модель человека – Мерлин
Описание слайда:
Три модели исследования ИП различий Модель мозга (НС) – Теплов, Небылицин Модель поведения – Симонов, Русалов Модель человека – Мерлин

Слайд 5





Модель мозга (НС) – Теплов, Небылицин
Образована на пересечении диф.психологии и физиологии ВНД,
Исследуются механизмы детерминации ИПР (в т.ч. способности и темперамент) особенностями нейродинамики (природа ИПР)
Ключевое понятие – свойство НС – определяется в терминах базисных аспектов функционирования мозга (используют ЭЭГрафию для диагностики) 
Исследуются психологические проявления  свойств НС
Проблема проявления свойств НС – Теплов  - преимущественно   в формально-динамическом аспекте поведения и мало в содержательных аспектах деятельности
Описание слайда:
Модель мозга (НС) – Теплов, Небылицин Образована на пересечении диф.психологии и физиологии ВНД, Исследуются механизмы детерминации ИПР (в т.ч. способности и темперамент) особенностями нейродинамики (природа ИПР) Ключевое понятие – свойство НС – определяется в терминах базисных аспектов функционирования мозга (используют ЭЭГрафию для диагностики) Исследуются психологические проявления свойств НС Проблема проявления свойств НС – Теплов - преимущественно в формально-динамическом аспекте поведения и мало в содержательных аспектах деятельности

Слайд 6





Теплов 
Темперамент  и задатки способностей определяются  свойствами НС
Трехфакторная структура темперамента:
Эмоциональная возбудимость, 
Выражение эмоций 
Общая быстрота движений
Описание слайда:
Теплов Темперамент и задатки способностей определяются свойствами НС Трехфакторная структура темперамента: Эмоциональная возбудимость, Выражение эмоций Общая быстрота движений

Слайд 7





Теории темперамента
Гуморальные теории (Гиппократ, Гален, И. Кант)
Конституциональные теории (Э. Кречмер, У. Шелдон)
Психологические теории темперамента   (К. Юнг, Г. Айзенк, Л. Терстоун, Дж. Гилфорд, К. Леонгард)
Синтетические концепции темперамента  (В.С. Мерлин и В.М. Русалов)
Биологические концепции темперамента  (Дж. Грей, С.Р. Клонингер)
Описание слайда:
Теории темперамента Гуморальные теории (Гиппократ, Гален, И. Кант) Конституциональные теории (Э. Кречмер, У. Шелдон) Психологические теории темперамента (К. Юнг, Г. Айзенк, Л. Терстоун, Дж. Гилфорд, К. Леонгард) Синтетические концепции темперамента (В.С. Мерлин и В.М. Русалов) Биологические концепции темперамента (Дж. Грей, С.Р. Клонингер)

Слайд 8





Небылицин
Понятие общих свойств НС ( являются детерминантами индивидуальных особенностей  поведения в наиболее общих проявлениях и чертах) 
Общие свойства  НС - физиологические параметры комплексов мозговых структур, имеющих значение для целостной психической деятельности и детерминируют проявления общеличнсных характеристик индивидуальности
Описание слайда:
Небылицин Понятие общих свойств НС ( являются детерминантами индивидуальных особенностей поведения в наиболее общих проявлениях и чертах) Общие свойства НС - физиологические параметры комплексов мозговых структур, имеющих значение для целостной психической деятельности и детерминируют проявления общеличнсных характеристик индивидуальности

Слайд 9





Общие и частные (парциальные) свойства нервной системы
Описание слайда:
Общие и частные (парциальные) свойства нервной системы

Слайд 10





Структура темперамента по Небылицину В.Д.
Новое определение Т. – свойства, характеризующие динамику поведения
2 ортогональных параметра:
Общая активность (внутреннее условие Д,  определяет внутр.потребность, тенденцию к эффективному освоению внешней действительности 
3 уровня: моторный, интеллектуальный и социальный
Связаны с лобно-ретикулярным комплексом

Эмоциональность (описывают динамику возникновения, протекания и прекращения эмоционального состояния)
Впечатлительность –чувствительность к эмоциогенным стимулам
Импульсивность – легкость трансформации эмоции в мотив к действию
Лабильность – скорость перехода одного состояния в другое
Связаны с лобно-лимбическим  комплексом
Описание слайда:
Структура темперамента по Небылицину В.Д. Новое определение Т. – свойства, характеризующие динамику поведения 2 ортогональных параметра: Общая активность (внутреннее условие Д, определяет внутр.потребность, тенденцию к эффективному освоению внешней действительности 3 уровня: моторный, интеллектуальный и социальный Связаны с лобно-ретикулярным комплексом Эмоциональность (описывают динамику возникновения, протекания и прекращения эмоционального состояния) Впечатлительность –чувствительность к эмоциогенным стимулам Импульсивность – легкость трансформации эмоции в мотив к действию Лабильность – скорость перехода одного состояния в другое Связаны с лобно-лимбическим комплексом

Слайд 11





Интеграция знаний об индивидуальности 
Основа – концепция системной организации деятельности мозга П.Анохина. 
Поведение  - последовательность (континуум) поведенческих актов , каждый организуется и осуществляется как система из 4-х блоков: афферентный синтез, принятие решения (формирование  программы и акцептора результата действия, реализация действия и обратная связь. 
Блоки образуют универсальную функциональную метасистему , которая лежит в основе любого действия.
Восьмимерная структура Т  - в основе  опросника структуры темперамента (ОСТ)
Описание слайда:
Интеграция знаний об индивидуальности Основа – концепция системной организации деятельности мозга П.Анохина. Поведение - последовательность (континуум) поведенческих актов , каждый организуется и осуществляется как система из 4-х блоков: афферентный синтез, принятие решения (формирование программы и акцептора результата действия, реализация действия и обратная связь. Блоки образуют универсальную функциональную метасистему , которая лежит в основе любого действия. Восьмимерная структура Т - в основе опросника структуры темперамента (ОСТ)

Слайд 12





Структура функциональной системы действия по Русалову
Параметры: 
Широта афферентного синтеза (связан с уровнем напряженности взаимодействия со средой),
Легкость переключения с одной программы на другую,
Скорость выполнения программы поведения
Порог обнаружения расхождения между ожидаемым и полученным результатом
Описание слайда:
Структура функциональной системы действия по Русалову Параметры: Широта афферентного синтеза (связан с уровнем напряженности взаимодействия со средой), Легкость переключения с одной программы на другую, Скорость выполнения программы поведения Порог обнаружения расхождения между ожидаемым и полученным результатом

Слайд 13





Восьмимерная структура темперамента
Предметная эргичность  уровень  потребности в освоении предметного мира, стремлении к умственному и физическому труду.
Социальная эргичность -   уровень потребности в социальных контактах, о стремлении к лидерству.
Пластичность -  степень легкости или трудности переключения с одного предмета на другой, быстрота перехода с одних способов мышления на другие.
Социальная пластичность - степень легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ.
Темп или Скорость  быстрота моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.
Социальный темп -  скоростные характеристики речедвигательных актов в процессе общения.
Эмоциональность -  эмоциональность, чувствительность, чувствительность к не удачам в работе.
Социальная эмоциональность -  эмоциональная чувствительность в коммуникативной сфере.
Описание слайда:
Восьмимерная структура темперамента Предметная эргичность  уровень потребности в освоении предметного мира, стремлении к умственному и физическому труду. Социальная эргичность - уровень потребности в социальных контактах, о стремлении к лидерству. Пластичность - степень легкости или трудности переключения с одного предмета на другой, быстрота перехода с одних способов мышления на другие. Социальная пластичность - степень легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ. Темп или Скорость  быстрота моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности. Социальный темп - скоростные характеристики речедвигательных актов в процессе общения. Эмоциональность - эмоциональность, чувствительность, чувствительность к не удачам в работе. Социальная эмоциональность - эмоциональная чувствительность в коммуникативной сфере.

Слайд 14





Эргичность -сила нервной системы; широта афферентого синтеза.  
Эргичность -сила нервной системы; широта афферентого синтеза.  
психомоторная показывает уровень мышечного напряжения (физич. работоспособности);  
интеллектуальная указывает на уровень умственного напряжения (интеллектуальной работоспособности); 
коммуникативная выявляет уровень потребности в О., широту социальных контактов. 
Пластичность -подвижность нервной системы; особенности перебора программ. 
психомоторная отражает уровень переключаемости (разнообразия) форм психомоторной (ручной) деятельности; 
интеллектуальная указывает на уровень переключаемости (разнообразия) интеллектуальных форм деятельности;  коммуникативная выявляет уровень переключаемости (разнообразия) в коммуникативной деятельности. 
 Скорость - лабильность нервной системы;  скорость реализации поведенческих актов.  
психомоторная отражает скорость двигательных операций; 
интеллектуальная указывает на скорость интеллектуальных операций; 
коммуникативная выявляет скорость коммуникативных процессов. 
 Эмоциональность - чувствительность к ошибкам поведения. 
психомоторная отражает чувствительность к расхождению между задуманным планом двигательной операции и реальным результатом этой операции.  
интеллектуальная выявляет чувствительность к ошибкам интеллектуального поведения; 
коммуникативная выявляет чувствительность к неудачам (ошибкам) 
Описание слайда:
Эргичность -сила нервной системы; широта афферентого синтеза.  Эргичность -сила нервной системы; широта афферентого синтеза.  психомоторная показывает уровень мышечного напряжения (физич. работоспособности);  интеллектуальная указывает на уровень умственного напряжения (интеллектуальной работоспособности);  коммуникативная выявляет уровень потребности в О., широту социальных контактов.  Пластичность -подвижность нервной системы; особенности перебора программ.  психомоторная отражает уровень переключаемости (разнообразия) форм психомоторной (ручной) деятельности;  интеллектуальная указывает на уровень переключаемости (разнообразия) интеллектуальных форм деятельности;  коммуникативная выявляет уровень переключаемости (разнообразия) в коммуникативной деятельности.   Скорость - лабильность нервной системы; скорость реализации поведенческих актов.  психомоторная отражает скорость двигательных операций;  интеллектуальная указывает на скорость интеллектуальных операций;  коммуникативная выявляет скорость коммуникативных процессов.   Эмоциональность - чувствительность к ошибкам поведения.  психомоторная отражает чувствительность к расхождению между задуманным планом двигательной операции и реальным результатом этой операции. интеллектуальная выявляет чувствительность к ошибкам интеллектуального поведения;  коммуникативная выявляет чувствительность к неудачам (ошибкам) 

Слайд 15





 Теория интегральной индивидуальности
Пермская школа по изучению природы темперамента
Основная проблема – влияние свойств НС и ее типов на ИПР
Направление исследований  - описание и диагностика темперамента, с акцетом на отдельных свойствах (как у Теплова , Небылицина)
Темперамент – структура, относящаяся к формально-динамическому аспекту индивидуального поведения
Индивидуальность  - понятие интегрирующее всю совокупность свойств человека.
Описание слайда:
Теория интегральной индивидуальности Пермская школа по изучению природы темперамента Основная проблема – влияние свойств НС и ее типов на ИПР Направление исследований - описание и диагностика темперамента, с акцетом на отдельных свойствах (как у Теплова , Небылицина) Темперамент – структура, относящаяся к формально-динамическому аспекту индивидуального поведения Индивидуальность - понятие интегрирующее всю совокупность свойств человека.

Слайд 16





Уровни в структуре ИИ 
(на основе принципов системного анализа)
Биохимический
Соматический
Нейродинамический (свойства НС)
Психодинамический (темперамент)
Свойства личности
Социальные роли
Исследования  школы Мерлина  - структура и взаимоотношения между уровнями – многомногозначные связи – свойства  одного уровня может быть связано с многими свойствами другого уровня и наоборот.
Описание слайда:
Уровни в структуре ИИ (на основе принципов системного анализа) Биохимический Соматический Нейродинамический (свойства НС) Психодинамический (темперамент) Свойства личности Социальные роли Исследования школы Мерлина - структура и взаимоотношения между уровнями – многомногозначные связи – свойства одного уровня может быть связано с многими свойствами другого уровня и наоборот.

Слайд 17


Дифференциальная психофизиология (часть 2), слайд №17
Описание слайда:

Слайд 18





Свойства нервной системы

Сила безусловных(врожденных) процессов
Сила условных (приобретенных) процессов 
Активированность  –баланс безусловных процессов
Динамичность – баланс условных процесов 
	(внешний баланс)
Лабильность – скорость возникновения и сменяемости безусловных процесов (внутренний баланс)
Подвижность – скорость возникновения и сменяемости условных процессов
Описание слайда:
Свойства нервной системы Сила безусловных(врожденных) процессов Сила условных (приобретенных) процессов Активированность –баланс безусловных процессов Динамичность – баланс условных процесов (внешний баланс) Лабильность – скорость возникновения и сменяемости безусловных процесов (внутренний баланс) Подвижность – скорость возникновения и сменяемости условных процессов

Слайд 19






Прибор для выработки условного защитного рефлекса состоит из двух частей: подставки с двумя лампочками (красного и зеленого цвета) и клемм, на которые через стабилизатор подается, дозировано электрический ток.
Опыт проводится вдвоем. Испытуемый садится на стул, принимает удобную позу и кладет расслабленную кисть руки на клеммы так, чтобы средний палец касался обеих пластин, то есть замыкал электрическую цепь. Далее испытуемого просят не отвлекаться и смотреть только на лампочку.
Перед опытом находится эффективный порог тока, при котором испытуемый без ощущения значительного болевого эффекта, безусловно-рефлекторно отдергивает руку. Данный порог находится следующим образом: испытуемый кладет палец на клеммы, а испытатель, постепенно увеличивая напряжение на трансформаторе, кнопкой на панели прибора замыкает цепь и следит за реакцией испытуемого.  
Как только пороговое значение раздражителя найдено, можно начинать опыт. В течение опыта в аудитории должна быть тишина и отсутствовать другие посторонние раздражители! Испытатель поочередно включает лампочку (сигнал, условный раздражитель) и подает ток на клеммы (подкрепление, безусловный раздражитель), делая перед ними интервал 1 - 2 с. Данные сочетания сигнала и подкрепления производятся до тех пор, пока только на один сигнал (свет лампочки) испытуемый не отдернет руку. Данное событие указывает на то, что у испытуемого выработался защитный условный рефлекс на свет. Посчитайте в течение опыта число подкреплений сигнала. Это и будет скорость образования условного рефлекса.
После того, как у испытуемого выработали условный рефлекс, подавайте только сигнал, не подкрепляя его током. Следите за реакцией испытуемого. Сколько раз он отдернет руку на неподкрепляемый свет лампочки, такая и будет скорость торможения условных рефлексов.
Описание слайда:
Прибор для выработки условного защитного рефлекса состоит из двух частей: подставки с двумя лампочками (красного и зеленого цвета) и клемм, на которые через стабилизатор подается, дозировано электрический ток. Опыт проводится вдвоем. Испытуемый садится на стул, принимает удобную позу и кладет расслабленную кисть руки на клеммы так, чтобы средний палец касался обеих пластин, то есть замыкал электрическую цепь. Далее испытуемого просят не отвлекаться и смотреть только на лампочку. Перед опытом находится эффективный порог тока, при котором испытуемый без ощущения значительного болевого эффекта, безусловно-рефлекторно отдергивает руку. Данный порог находится следующим образом: испытуемый кладет палец на клеммы, а испытатель, постепенно увеличивая напряжение на трансформаторе, кнопкой на панели прибора замыкает цепь и следит за реакцией испытуемого. Как только пороговое значение раздражителя найдено, можно начинать опыт. В течение опыта в аудитории должна быть тишина и отсутствовать другие посторонние раздражители! Испытатель поочередно включает лампочку (сигнал, условный раздражитель) и подает ток на клеммы (подкрепление, безусловный раздражитель), делая перед ними интервал 1 - 2 с. Данные сочетания сигнала и подкрепления производятся до тех пор, пока только на один сигнал (свет лампочки) испытуемый не отдернет руку. Данное событие указывает на то, что у испытуемого выработался защитный условный рефлекс на свет. Посчитайте в течение опыта число подкреплений сигнала. Это и будет скорость образования условного рефлекса. После того, как у испытуемого выработали условный рефлекс, подавайте только сигнал, не подкрепляя его током. Следите за реакцией испытуемого. Сколько раз он отдернет руку на неподкрепляемый свет лампочки, такая и будет скорость торможения условных рефлексов.

Слайд 20





Межполушарная асимметрия как фактор деятельности
Типы функциональных асимметрий:
Моторные – асимметрия двигательных функций (правши и левши)
Сенсорные – асимметрия простых форм восприятий (слуховые, зрительные, тактильные)
Психические – ассиметрия мозговой организации речи, мнестических и интеллектуальных процессов
	Латеральные профили – сочетание разных функциональных асимметрий у одного человека.
Описание слайда:
Межполушарная асимметрия как фактор деятельности Типы функциональных асимметрий: Моторные – асимметрия двигательных функций (правши и левши) Сенсорные – асимметрия простых форм восприятий (слуховые, зрительные, тактильные) Психические – ассиметрия мозговой организации речи, мнестических и интеллектуальных процессов Латеральные профили – сочетание разных функциональных асимметрий у одного человека.

Слайд 21





Эволюция взглядов на межполушарную асимметрию

Концепция абсолютного доминирования левого полушария в обеспечении интеллектуальных функций человека
Концепция парциального доминирования полушарий – левое полушарие вербальный интеллект, правое – образное и пространственное мышление
Концепция о двух разных стратегиях переработки информации правым и левым полушариями
Описание слайда:
Эволюция взглядов на межполушарную асимметрию Концепция абсолютного доминирования левого полушария в обеспечении интеллектуальных функций человека Концепция парциального доминирования полушарий – левое полушарие вербальный интеллект, правое – образное и пространственное мышление Концепция о двух разных стратегиях переработки информации правым и левым полушариями

Слайд 22





Стратегии правого и левого полушарий
Левое полушарие – из отдельных элементов информации создает однозначный контекст – знаково-логическая обработка информации и произвольная регуляция психических функций
Правое полушарие – создает многозначный контекст – образное и пространственное мышление, интуиция, непроизвольная регуляция психических функций, чувство юмора
Описание слайда:
Стратегии правого и левого полушарий Левое полушарие – из отдельных элементов информации создает однозначный контекст – знаково-логическая обработка информации и произвольная регуляция психических функций Правое полушарие – создает многозначный контекст – образное и пространственное мышление, интуиция, непроизвольная регуляция психических функций, чувство юмора

Слайд 23





Амбидекстры
Амбидекстры – люди у которых не выражены функциональные асимметрии

Они в равной степени используют стратегии правого и левого полушарий мозга
Высокий уровень адаптивности
Описание слайда:
Амбидекстры Амбидекстры – люди у которых не выражены функциональные асимметрии Они в равной степени используют стратегии правого и левого полушарий мозга Высокий уровень адаптивности

Слайд 24





Межполушарная асимметрия и профессиональная деятельность

«Левополушарники» (правши)
-  социально активны
- конформны
- коммуникабельны
- любят четкую структуру,
	ясно очерченный круг ответственности и налаженный контроль
Описание слайда:
Межполушарная асимметрия и профессиональная деятельность «Левополушарники» (правши) - социально активны - конформны - коммуникабельны - любят четкую структуру, ясно очерченный круг ответственности и налаженный контроль



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию