🗊Презентация Доклассический и классический периоды развития культурологии

Нажмите для полного просмотра!
Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №1Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №2Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №3Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №4Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №5Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №6Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №7Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №8Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №9Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №10Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №11Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №12Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №13Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №14Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №15Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №16Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №17Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №18Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №19Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №20Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №21Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №22Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №23Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №24Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №25Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №26Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №27Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №28Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №29Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №30Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №31Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №32Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №33Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №34Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №35Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №36Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №37Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №38Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №39Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №40Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №41Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №42Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №43Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №44Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №45Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №46Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №47Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №48Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №49Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №50Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №51Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №52Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №53Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №54Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №55Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №56Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №57Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №58Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №59Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №60Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №61Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №62Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №63Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №64Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №65Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №66Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №67Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №68Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №69Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №70Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №71Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №72Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №73Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №74Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №75Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №76Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №77Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №78Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №79Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №80Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №81Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №82Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №83Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №84Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №85Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №86Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №87Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №88Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №89Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №90Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №91Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №92Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №93Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №94Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №95Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №96Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №97Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №98Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №99Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №100Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №101Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №102Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №103Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №104Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №105Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №106Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №107Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №108Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №109Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №110Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №111Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №112Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №113Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №114Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №115Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №116Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №117Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №118Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №119Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №120Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №121Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №122Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №123Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №124Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №125Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №126Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №127Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №128Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №129Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №130Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №131Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №132Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №133Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №134Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №135Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №136Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №137Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №138Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №139Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №140Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №141Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №142Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №143Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №144Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №145Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №146Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №147Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №148Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №149Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №150Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №151Доклассический и классический периоды развития культурологии, слайд №152

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Доклассический и классический периоды развития культурологии. Доклад-сообщение содержит 152 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Лекция № 7
Лекция № 7
Доклассический и классический периоды развития культурологии
Описание слайда:
Лекция № 7 Лекция № 7 Доклассический и классический периоды развития культурологии

Слайд 2





План:
План:
1. Доклассический период развития культурологии 
1.1. Античные представления о культуре
1.2. Понимание культуры в Средние века
2. Классический период развития культурологии 
2.1. «Открытие человека» в эпоху Возрождения
2.2. Культурологическое учение Д. Вико
2.3. Просветительские и идеалистические концепции культуры
2.3.1. Гуманистическая концепция культуры И.Г. Гердера
2.3.2. Теория «географического детерминизма» Руссо
2.4. Концепция культуры немецких романтиков
2.4.1. Философия культуры Ф. Шиллера
2.4.2. Философия романтизма Ф. Шлегеля
2.4.3. Философия искусства Ф. Шеллинга
2.5. Представители немецкой классической философии о культуре
2.5.1. Внутренняя и внешняя культура И. Канта
2.5.2. Гегель о культуре как форме отчуждения абсолютного духа
Описание слайда:
План: План: 1. Доклассический период развития культурологии 1.1. Античные представления о культуре 1.2. Понимание культуры в Средние века 2. Классический период развития культурологии 2.1. «Открытие человека» в эпоху Возрождения 2.2. Культурологическое учение Д. Вико 2.3. Просветительские и идеалистические концепции культуры 2.3.1. Гуманистическая концепция культуры И.Г. Гердера 2.3.2. Теория «географического детерминизма» Руссо 2.4. Концепция культуры немецких романтиков 2.4.1. Философия культуры Ф. Шиллера 2.4.2. Философия романтизма Ф. Шлегеля 2.4.3. Философия искусства Ф. Шеллинга 2.5. Представители немецкой классической философии о культуре 2.5.1. Внутренняя и внешняя культура И. Канта 2.5.2. Гегель о культуре как форме отчуждения абсолютного духа

Слайд 3





1. Доклассический период развития культурологии
Описание слайда:
1. Доклассический период развития культурологии

Слайд 4






Само слово «культура» латинского происхождения, оно появилось в эпоху римской Античности. 
Это слово произошло от глагола «colere», который означал «возделывание», «обработку», «уход».
Описание слайда:
Само слово «культура» латинского происхождения, оно появилось в эпоху римской Античности. Это слово произошло от глагола «colere», который означал «возделывание», «обработку», «уход».

Слайд 5






В этом значении его использовал известный римский политик Марк Порций Катон (234-149 до н. э.), написавший трактат «De agri cultura».
Описание слайда:
В этом значении его использовал известный римский политик Марк Порций Катон (234-149 до н. э.), написавший трактат «De agri cultura».

Слайд 6






И в наши дни мы говорим о культивировании каких-то сортов растений, используем термины «культура картофеля» и другие, пользуемся сельскохозяйственными машинами, которые называются «культиваторы».
Описание слайда:
И в наши дни мы говорим о культивировании каких-то сортов растений, используем термины «культура картофеля» и другие, пользуемся сельскохозяйственными машинами, которые называются «культиваторы».

Слайд 7






Уже в античности люди догадывались, что они чем-то отличаются от животных, что есть четкая грань, отделяющая мир природы от человеческого мира. 
Гомер и Гесиод – знаменитые историки и систематизаторы античных мифов, видели эту грань в нравственности.
Описание слайда:
Уже в античности люди догадывались, что они чем-то отличаются от животных, что есть четкая грань, отделяющая мир природы от человеческого мира. Гомер и Гесиод – знаменитые историки и систематизаторы античных мифов, видели эту грань в нравственности.

Слайд 8






Именно нравственность изначально понималась как главное человеческое качество, которое отличает людей от животных. 
Позже это отличие назовут «культурой».
Описание слайда:
Именно нравственность изначально понималась как главное человеческое качество, которое отличает людей от животных. Позже это отличие назовут «культурой».

Слайд 9





Воспитание и обучение в Греции
Воспитание и обучение древние греки определяли термином «пайдейя» (становление гражданина в античном полисе).
В основании пайдейи лежит аристократический тип культуры, с ним связана красота и физическое совершенство, честь, стремление к славе. 
Добродетели, по античным представлениям, наследуются.
Описание слайда:
Воспитание и обучение в Греции Воспитание и обучение древние греки определяли термином «пайдейя» (становление гражданина в античном полисе). В основании пайдейи лежит аристократический тип культуры, с ним связана красота и физическое совершенство, честь, стремление к славе. Добродетели, по античным представлениям, наследуются.

Слайд 10





Гесиод
Описание слайда:
Гесиод

Слайд 11





Лукреций Кар
Этой же точки зрения придерживался и римлянин Лукреций Кар в работе «О природе вещей».
Описание слайда:
Лукреций Кар Этой же точки зрения придерживался и римлянин Лукреций Кар в работе «О природе вещей».

Слайд 12





Цицерон
Римляне слово «культура» стали использовать как термин. 
Марк Туллий Цицерон в работе «Тускуланские беседы» (45 г. до н. э.) под понятием «cultura animae» подразуемвал возделывание человеческой души.
Описание слайда:
Цицерон Римляне слово «культура» стали использовать как термин. Марк Туллий Цицерон в работе «Тускуланские беседы» (45 г. до н. э.) под понятием «cultura animae» подразуемвал возделывание человеческой души.

Слайд 13





Культура в понимании Цицерона
Понятие  «культура» стало противопоставляться другому латинскому понятию – «натура» (природа). 
Цицерон считал, что дух, разум человека необходимо возделывать так же, как крестьянин возделывает землю.
Описание слайда:
Культура в понимании Цицерона Понятие «культура» стало противопоставляться другому латинскому понятию – «натура» (природа). Цицерон считал, что дух, разум человека необходимо возделывать так же, как крестьянин возделывает землю.

Слайд 14






Именно «обработка разума», развитие мыслительных способностей человека есть истинное призвание свободного гражданина, в отличие от рабов и низших сословий, уделом которых является физический труд – обработка земли.
Описание слайда:
Именно «обработка разума», развитие мыслительных способностей человека есть истинное призвание свободного гражданина, в отличие от рабов и низших сословий, уделом которых является физический труд – обработка земли.

Слайд 15






Цицерон понимал культуру как идеальное единство личности и государства.
Историческим оправданием и смыслом культуры он считал воспитание в человеке потребности быть идеальным гражданином, четко осознающим свой долг по отношению к обществу и государству.
Описание слайда:
Цицерон понимал культуру как идеальное единство личности и государства. Историческим оправданием и смыслом культуры он считал воспитание в человеке потребности быть идеальным гражданином, четко осознающим свой долг по отношению к обществу и государству.

Слайд 16







1.2. Понимание культуры в Средние века


Культура – это вера в единого Бога (монотеизм), духовность (душа – от Бога, тело – от дьявола), утверждение аскетизма (пренебрежение материальными благами).
Описание слайда:
1.2. Понимание культуры в Средние века Культура – это вера в единого Бога (монотеизм), духовность (душа – от Бога, тело – от дьявола), утверждение аскетизма (пренебрежение материальными благами).

Слайд 17






Смысл мира заключается отныне только в Боге, а сам мир видится огромным хранилищем символов, все предметы и явления материального мира считаются лишь письменами в божественной книге природы. Так, Луна – это символ божественной Церкви, ветер – символ Святого Духа и т. д. 
Знающий человек мог «прочесть» таким образом весь окружающий мир.
Описание слайда:
Смысл мира заключается отныне только в Боге, а сам мир видится огромным хранилищем символов, все предметы и явления материального мира считаются лишь письменами в божественной книге природы. Так, Луна – это символ божественной Церкви, ветер – символ Святого Духа и т. д. Знающий человек мог «прочесть» таким образом весь окружающий мир.

Слайд 18






Так в Средние века впервые появилось представление о предметах и явлениях мира как о текстах, развившееся в XX в. до символических теорий культуры. 
Культура превратилась в культ.
Описание слайда:
Так в Средние века впервые появилось представление о предметах и явлениях мира как о текстах, развившееся в XX в. до символических теорий культуры. Культура превратилась в культ.

Слайд 19






Культура любого народа также оценивалась с точки зрения соответствия ее христианским моральным ценностям, которые считались универсальными, что привело к рождению европоцентризма, который объявил Европу центром мировой цивилизации и проповедовал превосходство ее культуры над всеми остальными и необходимость распространения ее во все регионы земного шара.
Описание слайда:
Культура любого народа также оценивалась с точки зрения соответствия ее христианским моральным ценностям, которые считались универсальными, что привело к рождению европоцентризма, который объявил Европу центром мировой цивилизации и проповедовал превосходство ее культуры над всеми остальными и необходимость распространения ее во все регионы земного шара.

Слайд 20





 
Августин Блаженный 

Ценность человеческой жизни заключается в том, чтобы жить по Богу и отказаться от всех человеческих благ. Блага делятся на те, которые следует любить (Бог), и те, которыми нужно только пользоваться (материальные вещи). 
Главная задача культуры – самосовершенствование индивида в диалоге с Богом.
Описание слайда:
  Августин Блаженный Ценность человеческой жизни заключается в том, чтобы жить по Богу и отказаться от всех человеческих благ. Блага делятся на те, которые следует любить (Бог), и те, которыми нужно только пользоваться (материальные вещи). Главная задача культуры – самосовершенствование индивида в диалоге с Богом.

Слайд 21





2. Классический период развития культурологии 
2.1. «Открытие человека» в эпоху Возрождения
Само понятие «Возрождение» было впервые использовано историком искусства середины XVI в. Джорджо Вазари в его труде «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550) при характеристике упадка живописи, скульптуры и архитектуры, которые, по его мнению, «низверглись до крайней свой гибели».
Описание слайда:
2. Классический период развития культурологии 2.1. «Открытие человека» в эпоху Возрождения Само понятие «Возрождение» было впервые использовано историком искусства середины XVI в. Джорджо Вазари в его труде «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550) при характеристике упадка живописи, скульптуры и архитектуры, которые, по его мнению, «низверглись до крайней свой гибели».

Слайд 22






Считается, что эпоха Возрождения началась в Европе со второй половины XIV в., когда в общественном сознании Италии произошло новое открытие Античности, ее идеалов и ценностей, и, прежде всего, – отношения к человеку как к гармонично развитой личности.
Описание слайда:
Считается, что эпоха Возрождения началась в Европе со второй половины XIV в., когда в общественном сознании Италии произошло новое открытие Античности, ее идеалов и ценностей, и, прежде всего, – отношения к человеку как к гармонично развитой личности.

Слайд 23






В этом мире человек занял место творца культуры и самого себя и тем самым он становился равным Богу. 
Утверждение такого рода идей означало признание факта духовной самостоятельности человека.
Описание слайда:
В этом мире человек занял место творца культуры и самого себя и тем самым он становился равным Богу. Утверждение такого рода идей означало признание факта духовной самостоятельности человека.

Слайд 24






Отныне человек судит о мире на основании собственного понимания и разумения. Поэтому разум становится главной ценностью культуры, целью воспитания и образования человека. 
В этом заключалось знаменитое «открытие» человека эпохи Возрождения.
Описание слайда:
Отныне человек судит о мире на основании собственного понимания и разумения. Поэтому разум становится главной ценностью культуры, целью воспитания и образования человека. В этом заключалось знаменитое «открытие» человека эпохи Возрождения.

Слайд 25






Антропоцентризм вызвал глубокий интерес к истории, которая должна была ответить на вопрос, кем был и кем должен стать человек. 
Под влиянием гуманизма сложилась новая светская интеллигенция, появилась свобода суждений, критический и смелый дух.
Описание слайда:
Антропоцентризм вызвал глубокий интерес к истории, которая должна была ответить на вопрос, кем был и кем должен стать человек. Под влиянием гуманизма сложилась новая светская интеллигенция, появилась свобода суждений, критический и смелый дух.

Слайд 26





Данте Алигьери
Основоположником нового восприятия личности выступил Данте Алигьери (1265–1324), который в своей «Божественной комедии» впервые воспел человеческое достоинство.
Описание слайда:
Данте Алигьери Основоположником нового восприятия личности выступил Данте Алигьери (1265–1324), который в своей «Божественной комедии» впервые воспел человеческое достоинство.

Слайд 27







Сандро Боттичелли Клевета
 
Низкие поступки людей гуманистами рассматривались не как греховные, а как следствие неразвитости личности человека.
Описание слайда:
Сандро Боттичелли Клевета Низкие поступки людей гуманистами рассматривались не как греховные, а как следствие неразвитости личности человека.

Слайд 28






Чтобы человек сформировался полноценной личностью, следует устранить все препятствия для его роста, не ограничивать его возможности, а помогать ему и поощрять в нем то, что изначально в нем заложено. 
И все это можно сделать с помощью образования.
Описание слайда:
Чтобы человек сформировался полноценной личностью, следует устранить все препятствия для его роста, не ограничивать его возможности, а помогать ему и поощрять в нем то, что изначально в нем заложено. И все это можно сделать с помощью образования.

Слайд 29






Если говорить о тех мыслителях, которые внесли наибольший вклад в разработку основ культурологической теории в эпоху европейского Возрождения, то из всего созвездия имен, прославивших эту историческую эпоху, можно выделить:
Описание слайда:
Если говорить о тех мыслителях, которые внесли наибольший вклад в разработку основ культурологической теории в эпоху европейского Возрождения, то из всего созвездия имен, прославивших эту историческую эпоху, можно выделить:

Слайд 30






поэта и мыслителя Франческо Петрарку (1304-1374), а также общественного и политического деятеля Франции Мишеля Монтеня (1533-1592), которого многие исследователи считают последним гуманистом Возрождения.
Описание слайда:
поэта и мыслителя Франческо Петрарку (1304-1374), а также общественного и политического деятеля Франции Мишеля Монтеня (1533-1592), которого многие исследователи считают последним гуманистом Возрождения.

Слайд 31






Петрарка выделил характерные черты Возрождения, показав, что ренессансное миропонимание и мироощущение коренным образом отличается от средневекового.
Описание слайда:
Петрарка выделил характерные черты Возрождения, показав, что ренессансное миропонимание и мироощущение коренным образом отличается от средневекового.

Слайд 32






Он выдвинул и обосновал тезис, согласно которому творцом культуры является свободная раскрепощенная личность, не испытывающая духовного гнета церкви, обладающая чуткой душой, разносторонне образованная и гармонично развитая.
Описание слайда:
Он выдвинул и обосновал тезис, согласно которому творцом культуры является свободная раскрепощенная личность, не испытывающая духовного гнета церкви, обладающая чуткой душой, разносторонне образованная и гармонично развитая.

Слайд 33






На жизнь мадонны Лауры (VII)
Обжорство, леность мысли, праздный пух
Погубят в людях доброе начало:
На свете добродетелей не стало,
И голосу природы смертный глух.
На небе свет благих светил потух -
И жизнь былую форму потеряла,
И среди нас на удивленье мало
Таких, в ком песен не скудеет дух.
«Мечтать о лавре? Мирту поклоняться?
От Философии протянешь ноги!» -
Стяжателей не умолкает хор.
С тобой, мой друг, не многим по дороге:
Тем паче должен ты стези держаться
Достойной, как держался до сих пор.
Описание слайда:
На жизнь мадонны Лауры (VII) Обжорство, леность мысли, праздный пух Погубят в людях доброе начало: На свете добродетелей не стало, И голосу природы смертный глух. На небе свет благих светил потух - И жизнь былую форму потеряла, И среди нас на удивленье мало Таких, в ком песен не скудеет дух. «Мечтать о лавре? Мирту поклоняться? От Философии протянешь ноги!» - Стяжателей не умолкает хор. С тобой, мой друг, не многим по дороге: Тем паче должен ты стези держаться Достойной, как держался до сих пор.

Слайд 34






Петрарка первым из гуманистов поставил вопрос о необходимости рассмотрения взаимосвязи культуры и природы.
Описание слайда:
Петрарка первым из гуманистов поставил вопрос о необходимости рассмотрения взаимосвязи культуры и природы.

Слайд 35






По его мнению, человек связан с природой многочисленными связями и должен жить в гармонии с ней, а не рассматривать ее только в качестве объекта приложения свой активности.
Описание слайда:
По его мнению, человек связан с природой многочисленными связями и должен жить в гармонии с ней, а не рассматривать ее только в качестве объекта приложения свой активности.

Слайд 36






Позднее эта идея будет развита в трудах идеологов Просвещения, и в частности в работах Ж-Ж. Руссо, который создаст свою концепцию «естественного человека».
Описание слайда:
Позднее эта идея будет развита в трудах идеологов Просвещения, и в частности в работах Ж-Ж. Руссо, который создаст свою концепцию «естественного человека».

Слайд 37






Наконец, Петрарка первым обосновал идею о культурном единстве Европы, которая сегодня доминирует в сознании всех европейских народов.
Описание слайда:
Наконец, Петрарка первым обосновал идею о культурном единстве Европы, которая сегодня доминирует в сознании всех европейских народов.

Слайд 38






Он показал, что, несмотря на различие языков и исторических судеб, народы Европы могут рассматриваться как единый суперэтнос, как носители одного и того же цивилизационного начала, ориентирующиеся на одинаковую систему ценностей.
Описание слайда:
Он показал, что, несмотря на различие языков и исторических судеб, народы Европы могут рассматриваться как единый суперэтнос, как носители одного и того же цивилизационного начала, ориентирующиеся на одинаковую систему ценностей.

Слайд 39






Мишель Монтень
Существенное влияние на развитие культурологической мысли оказал видный общественный и политический деятель Франции Мишель Монтень. 
Он критиковал европейскую цивилизацию. 
Монтень противопоставляет европейцам образ жизни, политическое устройство, обычаи народов майя, ацтеков.
Описание слайда:
Мишель Монтень Существенное влияние на развитие культурологической мысли оказал видный общественный и политический деятель Франции Мишель Монтень. Он критиковал европейскую цивилизацию. Монтень противопоставляет европейцам образ жизни, политическое устройство, обычаи народов майя, ацтеков.

Слайд 40






Их заслугу он видит в том, что они смогли создать культуру, основывающуюся на использовании естественных законов, позволяющую человеку жить в гармонии с природой.
Описание слайда:
Их заслугу он видит в том, что они смогли создать культуру, основывающуюся на использовании естественных законов, позволяющую человеку жить в гармонии с природой.

Слайд 41






Особенно он подчеркивает высокую моральность культур этих народов. 
Он пишет, что в лексиконе коренных жителей Нового Света нет даже слов, обозначающих ложь, предательство, притворство, скупость, зависть и злословие.
Описание слайда:
Особенно он подчеркивает высокую моральность культур этих народов. Он пишет, что в лексиконе коренных жителей Нового Света нет даже слов, обозначающих ложь, предательство, притворство, скупость, зависть и злословие.

Слайд 42






Исходя из этого, он делает вывод, что культура народов Нового Света превосходит культуру любой страны Европы.
Описание слайда:
Исходя из этого, он делает вывод, что культура народов Нового Света превосходит культуру любой страны Европы.

Слайд 43






Культура людей, с точки зрения Монтеня, тем выше, чем более они доверяют природе и следуют ее указаниям. 
Не учить природу, а учиться у нее – вот путь к подлинной культуре.
Описание слайда:
Культура людей, с точки зрения Монтеня, тем выше, чем более они доверяют природе и следуют ее указаниям. Не учить природу, а учиться у нее – вот путь к подлинной культуре.

Слайд 44






Монтень высказал также и ряд других конструктивных идей, которые в дальнейшем были развиты другими теоретиками культуры. 
В частности, он неоднократно подчеркивал тесную связь культуры и морали.
Описание слайда:
Монтень высказал также и ряд других конструктивных идей, которые в дальнейшем были развиты другими теоретиками культуры. В частности, он неоднократно подчеркивал тесную связь культуры и морали.

Слайд 45





Иероним Босх Христос, несущий крест 
С его точки зрения, общество, в котором отсутствует человеколюбие, где нет представления о стыде и долге, не может называться культурным. 
Корни человеческой жестокости он видел в биологической природе человека, а подавить ее можно только с помощью культуры.
Описание слайда:
Иероним Босх Христос, несущий крест С его точки зрения, общество, в котором отсутствует человеколюбие, где нет представления о стыде и долге, не может называться культурным. Корни человеческой жестокости он видел в биологической природе человека, а подавить ее можно только с помощью культуры.

Слайд 46






Нравственность, как и культуру, Монтень понимает не как врожденное и неизменное свойство человека, а как результат воспитания, в результате которого человек становится культурным существом.
Описание слайда:
Нравственность, как и культуру, Монтень понимает не как врожденное и неизменное свойство человека, а как результат воспитания, в результате которого человек становится культурным существом.

Слайд 47






Витторе Карпаччо Проповедь Св. Стефана

Нравственность, по Монтеню, есть итог самовоспитания, результат большой духовной работы человека над собой.
Описание слайда:
Витторе Карпаччо Проповедь Св. Стефана Нравственность, по Монтеню, есть итог самовоспитания, результат большой духовной работы человека над собой.

Слайд 48






Как представитель эпохи Возрождения, с ее свободомыслием и скептическим отношением к религии, Монтень не мог не обратиться к вопросу о противоположности культуры и религии.
Описание слайда:
Как представитель эпохи Возрождения, с ее свободомыслием и скептическим отношением к религии, Монтень не мог не обратиться к вопросу о противоположности культуры и религии.

Слайд 49







Сандро Боттичелли Оплакивание Христа, 1490
 
С его точки зрения, христианская вера обрекает человека на безрадостную жизнь, на подавление в себе естественных стремлений и желаний.
Описание слайда:
Сандро Боттичелли Оплакивание Христа, 1490 С его точки зрения, христианская вера обрекает человека на безрадостную жизнь, на подавление в себе естественных стремлений и желаний.

Слайд 50







Тициан Вечеллио Любовь земная и небесная
 
Он осуждал негативное отношение церкви к чувственной любви и усматривал в этом попытку насильственного изменения человеческой природы.
Описание слайда:
Тициан Вечеллио Любовь земная и небесная Он осуждал негативное отношение церкви к чувственной любви и усматривал в этом попытку насильственного изменения человеческой природы.

Слайд 51







Тициан Вечеллио Кающаяся Мария Магдалина
 
Он также критически относился к обряду покаяния, поскольку, по его мнению, твердая уверенность кающегося в том, что грехи отпущены, подавляет в человеке голос совести и снимает с него моральную ответственность за совершенные неблаговидные поступки.
Описание слайда:
Тициан Вечеллио Кающаяся Мария Магдалина Он также критически относился к обряду покаяния, поскольку, по его мнению, твердая уверенность кающегося в том, что грехи отпущены, подавляет в человеке голос совести и снимает с него моральную ответственность за совершенные неблаговидные поступки.

Слайд 52






2.2. Культурологическое учение Д. Вико

Понятие «культура» в современном значении вошло в обиход во второй половине XVIII в. в Германии. 
Оно имело два смысловых оттенка:
– господство над природой с помощью знаний и ремесла;
– внутренние духовные богатства личности.
Описание слайда:
2.2. Культурологическое учение Д. Вико Понятие «культура» в современном значении вошло в обиход во второй половине XVIII в. в Германии. Оно имело два смысловых оттенка: – господство над природой с помощью знаний и ремесла; – внутренние духовные богатства личности.

Слайд 53






В эпоху Просвещения появляются и первые сочинения, посвященные теории культуры.
Дж. Вико является основоположником культурологической мысли.
Описание слайда:
В эпоху Просвещения появляются и первые сочинения, посвященные теории культуры. Дж. Вико является основоположником культурологической мысли.

Слайд 54






В 1725-1744 гг. выходит книга итальянского философа 
Джамбаттиста Вико (1668-1744) «Основания новой науки об общей природе наций», где впервые дан анализ истории культуры.
Описание слайда:
В 1725-1744 гг. выходит книга итальянского философа  Джамбаттиста Вико (1668-1744) «Основания новой науки об общей природе наций», где впервые дан анализ истории культуры.

Слайд 55






В своей книге Вико указал на несовершенство европейской цивилизации, 
– сделал историко-сравнительный анализ различных культур, 
– описал национальные психологии, 
– исследовал проблемы аккультурации и ассимиляции (усвоения элементов чужой культуры и приспособления к ней).
Описание слайда:
В своей книге Вико указал на несовершенство европейской цивилизации, – сделал историко-сравнительный анализ различных культур, – описал национальные психологии, – исследовал проблемы аккультурации и ассимиляции (усвоения элементов чужой культуры и приспособления к ней).

Слайд 56






При этом он исходил из идеи, что каждая культура самоценна и изучать ее можно только с точки зрения ее собственных ценностей.
Описание слайда:
При этом он исходил из идеи, что каждая культура самоценна и изучать ее можно только с точки зрения ее собственных ценностей.

Слайд 57






Вместе с тем Вико считал, что существуют общие параметры и принципы развития культуры, которые делают возможным сопоставление разных культур.
Описание слайда:
Вместе с тем Вико считал, что существуют общие параметры и принципы развития культуры, которые делают возможным сопоставление разных культур.

Слайд 58






Таковыми, по его мнению, являются 
– классовые структуры; 
– характер труда и форма его организации;
– структуры власти; 
– язык.
Описание слайда:
Таковыми, по его мнению, являются – классовые структуры; – характер труда и форма его организации; – структуры власти; – язык.

Слайд 59






Кроме того, он видел общие для всех культур обычаи: наличие религии, обязательное заключение брака, а также обряды погребения. 
Именно с этих трех вещей, по его мнению, должна была начаться культура.
Описание слайда:
Кроме того, он видел общие для всех культур обычаи: наличие религии, обязательное заключение брака, а также обряды погребения. Именно с этих трех вещей, по его мнению, должна была начаться культура.

Слайд 60






Вико был убежден, что в основе культуры лежит борьба классов, сословий и социальных групп, которая либо укрепляет культуру, либо приводит ее к гибели.
Описание слайда:
Вико был убежден, что в основе культуры лежит борьба классов, сословий и социальных групп, которая либо укрепляет культуру, либо приводит ее к гибели.

Слайд 61






Культура имеет строго определенные границы своего существования, в этом она сродни живому организму, и в своем развитии она проходит через определенные этапы.
Описание слайда:
Культура имеет строго определенные границы своего существования, в этом она сродни живому организму, и в своем развитии она проходит через определенные этапы.

Слайд 62






Век богов – это золотой век, в это время властные структуры не противостоят массам, нет конфликта между властью и теми, над кем властвуют.
Описание слайда:
Век богов – это золотой век, в это время властные структуры не противостоят массам, нет конфликта между властью и теми, над кем властвуют.

Слайд 63






Еще отсутствует техника, в мировоззрении господствует мифология, все говорят на едином общечеловеческом языке.
Описание слайда:
Еще отсутствует техника, в мировоззрении господствует мифология, все говорят на едином общечеловеческом языке.

Слайд 64






Люди пока обожествляют весь мир, воображение и фантазия доминируют в сознании людей, данное приводит к поэтическому, творческому восприятию мира.
Описание слайда:
Люди пока обожествляют весь мир, воображение и фантазия доминируют в сознании людей, данное приводит к поэтическому, творческому восприятию мира.

Слайд 65






От той эпохи нам в наследство достались мифы – истории первых народов. 
Это был период языческой культуры.
Описание слайда:
От той эпохи нам в наследство достались мифы – истории первых народов. Это был период языческой культуры.

Слайд 66






Мудрецами этой эпохи были поэты-теологи, которые истолковывали тайны оракулов, заключенные в стихах. 
Они же представляли власть – теократию, объединявшую светскую и религиозную власть в одних руках.
Описание слайда:
Мудрецами этой эпохи были поэты-теологи, которые истолковывали тайны оракулов, заключенные в стихах. Они же представляли власть – теократию, объединявшую светскую и религиозную власть в одних руках.

Слайд 67






Век героев – серебряный век – начинается благодаря переходу к оседлости.
Описание слайда:
Век героев – серебряный век – начинается благодаря переходу к оседлости.

Слайд 68






В это время выделяются отдельные семьи, причем неограниченная власть отца в семье (она сменяет теократическое правление эпохи богов) распространяется и на входящих в состав семьи людей, и на слуг.
Описание слайда:
В это время выделяются отдельные семьи, причем неограниченная власть отца в семье (она сменяет теократическое правление эпохи богов) распространяется и на входящих в состав семьи людей, и на слуг.

Слайд 69






Отцы семей постепенно обратились в библейских патриархов, в римских патрициев, рядовые члены семьи – в плебеев.
Описание слайда:
Отцы семей постепенно обратились в библейских патриархов, в римских патрициев, рядовые члены семьи – в плебеев.

Слайд 70






Это эпоха аристократического правления, нарастания религиозных конфликтов, прогресса техники и изобретательства. 
В это же время началась культурная дифференциация, непосредственно связанная с распадом единого языка, что привело к усложнению межкультурных контактов.
Описание слайда:
Это эпоха аристократического правления, нарастания религиозных конфликтов, прогресса техники и изобретательства. В это же время началась культурная дифференциация, непосредственно связанная с распадом единого языка, что привело к усложнению межкультурных контактов.

Слайд 71





Месопотамия 
Выделяются сильные и слабые культуры.
Слабость культур связана с природной изолированностью, удаленностью от торговых путей, судоходных рек, недостаточной численностью населения, враждебным окружением.
Описание слайда:
Месопотамия Выделяются сильные и слабые культуры. Слабость культур связана с природной изолированностью, удаленностью от торговых путей, судоходных рек, недостаточной численностью населения, враждебным окружением.

Слайд 72






Эти культуры ждет либо подчинение, либо ассимиляция более сильной культурой.
Описание слайда:
Эти культуры ждет либо подчинение, либо ассимиляция более сильной культурой.

Слайд 73






Эпоха людей – железный век, эпоха зрелости, сознательности человеческого рода. 
Здесь отношения между людьми начинают регулироваться совестью, долгом и разумом, пришедшими на смену инстинктам, бессознательным действиям.
Описание слайда:
Эпоха людей – железный век, эпоха зрелости, сознательности человеческого рода. Здесь отношения между людьми начинают регулироваться совестью, долгом и разумом, пришедшими на смену инстинктам, бессознательным действиям.

Слайд 74






С одной стороны, человеческие отношения становятся более гуманными, утверждается демократия как форма правления, основанная на признании гражданского и политического равенства.
Описание слайда:
С одной стороны, человеческие отношения становятся более гуманными, утверждается демократия как форма правления, основанная на признании гражданского и политического равенства.

Слайд 75






В этот период преодолевается национальная ограниченность, человечество начинает существовать как единое целое.
Описание слайда:
В этот период преодолевается национальная ограниченность, человечество начинает существовать как единое целое.

Слайд 76






Идет дифференциация религий, которые заменяются наукой, а с ней связано быстрое развитие техники и технологии, торговли, межгосударственных обменов.
Описание слайда:
Идет дифференциация религий, которые заменяются наукой, а с ней связано быстрое развитие техники и технологии, торговли, межгосударственных обменов.

Слайд 77






Но оборотная сторона этой эпохи – культурный кризис, который вызван тем, что масса недостаточно культурных людей, пришедших к власти, не может править, ориентируясь на высшие ценности.
Описание слайда:
Но оборотная сторона этой эпохи – культурный кризис, который вызван тем, что масса недостаточно культурных людей, пришедших к власти, не может править, ориентируясь на высшие ценности.

Слайд 78






И тогда вместо социального равенства мы видим социальную борьбу трудящихся, войны.
Даже язык становится не формой культурной идентификации, а фактором разобщения людей.
Описание слайда:
И тогда вместо социального равенства мы видим социальную борьбу трудящихся, войны. Даже язык становится не формой культурной идентификации, а фактором разобщения людей.

Слайд 79






Поэтому высший взлет культуры одновременно становится ее концом.
Вико прогнозирует три выхода из этой ситуации: 
1) захват власти одним лицом, которое благодаря силе оружия берет на себя заботу об общественном благе – Август у римлян;
Описание слайда:
Поэтому высший взлет культуры одновременно становится ее концом. Вико прогнозирует три выхода из этой ситуации: 1) захват власти одним лицом, которое благодаря силе оружия берет на себя заботу об общественном благе – Август у римлян;

Слайд 80






2) завоевание испорченного народа лучшими народами – так произошло с Грецией, а затем и с Римом;
Описание слайда:
2) завоевание испорченного народа лучшими народами – так произошло с Грецией, а затем и с Римом;

Слайд 81






3) полное разложение государства, когда гражданские войны и анархия превращают города в развалины, наступает период «второго варварства» – это путь восточных народов.
Описание слайда:
3) полное разложение государства, когда гражданские войны и анархия превращают города в развалины, наступает период «второго варварства» – это путь восточных народов.

Слайд 82






Исходя из этих представлений, Вико утверждал, что европейские государства живут в последней эпохе, Россия и Япония – в эпохе героев, а многие народы севера и юга – в эпохе богов.
Описание слайда:
Исходя из этих представлений, Вико утверждал, что европейские государства живут в последней эпохе, Россия и Япония – в эпохе героев, а многие народы севера и юга – в эпохе богов.

Слайд 83






Таким образом, Вико не является создателем концепции циклического развития истории, его заслуга состоит в том, что он первым представил историю в систематизированном виде, а также поставил ряд проблем, которые были творчески восприняты последующими мыслителями.
Описание слайда:
Таким образом, Вико не является создателем концепции циклического развития истории, его заслуга состоит в том, что он первым представил историю в систематизированном виде, а также поставил ряд проблем, которые были творчески восприняты последующими мыслителями.

Слайд 84





2.3. Просветительские и идеалистические концепции культуры
2.3.1. Гуманистическая концепция культуры 
И.Г. Гердера
Продолжателем идей Вико явился представитель немецкого просвещения Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803). 
Он внес наиболее весомый вклад в немецкую просветительскую концепцию культуры.
Описание слайда:
2.3. Просветительские и идеалистические концепции культуры 2.3.1. Гуманистическая концепция культуры И.Г. Гердера Продолжателем идей Вико явился представитель немецкого просвещения Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803). Он внес наиболее весомый вклад в немецкую просветительскую концепцию культуры.

Слайд 85






Великий зиккурат в г. Уре – храмовый комплекс Древнего Междуречья (XXI в. до н. э.), святилище лунного божества Нанна.
Гердер отказался от европоцентризма в пользу полицентризма, признавая существование нескольких равноправных центров мировой культуры.
Описание слайда:
Великий зиккурат в г. Уре – храмовый комплекс Древнего Междуречья (XXI в. до н. э.), святилище лунного божества Нанна. Гердер отказался от европоцентризма в пользу полицентризма, признавая существование нескольких равноправных центров мировой культуры.

Слайд 86






Согласно Гердеру, культура представляет определенную ступень исторического развития, тесно связанную с уровнем достижений науки и просвещения.
Описание слайда:
Согласно Гердеру, культура представляет определенную ступень исторического развития, тесно связанную с уровнем достижений науки и просвещения.

Слайд 87






Всему роду человеческому предстоит пройти в своем развитии ряд одинаковых ступеней в соответствии с естественными законами природы, чтобы достичь гармонии чувств, разума, веры и справедливости.
Описание слайда:
Всему роду человеческому предстоит пройти в своем развитии ряд одинаковых ступеней в соответствии с естественными законами природы, чтобы достичь гармонии чувств, разума, веры и справедливости.

Слайд 88






Василий Васильевич Верещагин Апофеоз войны

При этом человечество пока находится лишь в начале своего пути, поскольку еще слишком много в мире невежества и преступлений против гуманизма.
Описание слайда:
Василий Васильевич Верещагин Апофеоз войны При этом человечество пока находится лишь в начале своего пути, поскольку еще слишком много в мире невежества и преступлений против гуманизма.

Слайд 89






Леонардо да Винчи 
Мадонна Бенуа (с цветком)

Согласно И. Г. Гердеру, совершенствование человека предполагает развитие наук и просвещения.
Главной характеристикой человека он считал разум.
Описание слайда:
Леонардо да Винчи Мадонна Бенуа (с цветком) Согласно И. Г. Гердеру, совершенствование человека предполагает развитие наук и просвещения. Главной характеристикой человека он считал разум.

Слайд 90






Но, в отличие от других мыслителей того времени, он считал разум неврожденным, а достигаемым в постоянной работе. 
Из-за этого слабый по своей природе человек одержал верх над животными, обратив свою слабость в силу.
Описание слайда:
Но, в отличие от других мыслителей того времени, он считал разум неврожденным, а достигаемым в постоянной работе. Из-за этого слабый по своей природе человек одержал верх над животными, обратив свою слабость в силу.

Слайд 91






Впервые в культурологии у Гердера появляется концепция национального духа культуры как выражения абсолютного духа, сил разума, властвующего над миром.
Описание слайда:
Впервые в культурологии у Гердера появляется концепция национального духа культуры как выражения абсолютного духа, сил разума, властвующего над миром.

Слайд 92







Чем больше национальных культур, тем больше проявляет себя универсальный разум, материализуясь в национальном характере, который складывается из способов отражения мира и реагирования на это отражение. 
Поэтому каждая культура самоценна и уникальна.
Описание слайда:
Чем больше национальных культур, тем больше проявляет себя универсальный разум, материализуясь в национальном характере, который складывается из способов отражения мира и реагирования на это отражение. Поэтому каждая культура самоценна и уникальна.

Слайд 93






Конкретным выражением национального характера является язык, благодаря которому люди установили правила жизни и законы, передавали из поколения в поколение знания, умения и навыки деятельности.
Описание слайда:
Конкретным выражением национального характера является язык, благодаря которому люди установили правила жизни и законы, передавали из поколения в поколение знания, умения и навыки деятельности.

Слайд 94






Письменность Древнего Египта

Появление языка, по его мнению, обеспечило выживание человека в природе, частью которой он являлся, но был плохо приспособлен к ее условиям.
Описание слайда:
Письменность Древнего Египта Появление языка, по его мнению, обеспечило выживание человека в природе, частью которой он являлся, но был плохо приспособлен к ее условиям.

Слайд 95






Лишь смышленость, общественные связи между людьми, нашедшие свое выражение в языке, позволили человеку превзойти животных и выжить.
Описание слайда:
Лишь смышленость, общественные связи между людьми, нашедшие свое выражение в языке, позволили человеку превзойти животных и выжить.

Слайд 96






Мысль, общество и язык стали особой человеческой формой жизни, составив в совокупности человеческую культуру.
Описание слайда:
Мысль, общество и язык стали особой человеческой формой жизни, составив в совокупности человеческую культуру.

Слайд 97






Поэтому анализ языка у Гердера становится и анализом культуры, а изменения, корректировки языка ведут к изменению всей культуры.
Описание слайда:
Поэтому анализ языка у Гердера становится и анализом культуры, а изменения, корректировки языка ведут к изменению всей культуры.

Слайд 98






Для Гердера создание единого общемирового языка – один из будущих итогов исторического процесса наряду с отмиранием государства, торжеством свободы, равенства и братства.
Описание слайда:
Для Гердера создание единого общемирового языка – один из будущих итогов исторического процесса наряду с отмиранием государства, торжеством свободы, равенства и братства.

Слайд 99






2.3.2. Теория «географического детерминизма» Руссо

Не все просветители были едины в оценке культуры.
Французский философ Жан-Жак Руссо (1712-1778) считает, что с развитием наук и искусств разрушается «естественное» состояние людей, деградирует нравственность, человек достигает цивилизованного состояния ценой общественного неравенства и подавления чувства свободы.
Описание слайда:
2.3.2. Теория «географического детерминизма» Руссо Не все просветители были едины в оценке культуры. Французский философ Жан-Жак Руссо (1712-1778) считает, что с развитием наук и искусств разрушается «естественное» состояние людей, деградирует нравственность, человек достигает цивилизованного состояния ценой общественного неравенства и подавления чувства свободы.

Слайд 100





Ж.Ж. Руссо о культуре
По мнению Ж.-Ж. Руссо культура ведёт к моральному развращению человека.
Описание слайда:
Ж.Ж. Руссо о культуре По мнению Ж.-Ж. Руссо культура ведёт к моральному развращению человека.

Слайд 101






Это вовсе не означало отказа от благ цивилизации и призыва к возвращению «назад, к природе», хотя именно так поняли его тогда, как и сейчас воспринимают критику современной цивилизации.
Описание слайда:
Это вовсе не означало отказа от благ цивилизации и призыва к возвращению «назад, к природе», хотя именно так поняли его тогда, как и сейчас воспринимают критику современной цивилизации.

Слайд 102






Руссо показал, что противоречивость человеческого бытия вытекает из противоречивости исторического движения человека от первобытного к цивилизационному состоянию.
Описание слайда:
Руссо показал, что противоречивость человеческого бытия вытекает из противоречивости исторического движения человека от первобытного к цивилизационному состоянию.

Слайд 103





Ж.Ж. Руссо о прогрессе культуры
Говорит Руссо и о прогрессе в культуре. 
До него прогресс культуры неизбежно связывался с количественным ростом материального благосостояния, но своей критикой комфорта он отверг такое понимание прогресса.
Описание слайда:
Ж.Ж. Руссо о прогрессе культуры Говорит Руссо и о прогрессе в культуре. До него прогресс культуры неизбежно связывался с количественным ростом материального благосостояния, но своей критикой комфорта он отверг такое понимание прогресса.

Слайд 104






Неприемлем для него и прогресс как качественное возрастание сложности вещей, т.к. это приводит к еще большему отчуждению их от человека, а следовательно, к отчуждению между людьми, нарушению связей между ними, деградации морали и религии.
Описание слайда:
Неприемлем для него и прогресс как качественное возрастание сложности вещей, т.к. это приводит к еще большему отчуждению их от человека, а следовательно, к отчуждению между людьми, нарушению связей между ними, деградации морали и религии.

Слайд 105






Руссо полагает, что развитие культуры является негативным фактором в жизни общества, ибо она не объединяет, а разъединяет людей, ее рост означает развитие тех качеств, которые делают из человека асоциальное существо, агрессивного индивидуалиста.
Описание слайда:
Руссо полагает, что развитие культуры является негативным фактором в жизни общества, ибо она не объединяет, а разъединяет людей, ее рост означает развитие тех качеств, которые делают из человека асоциальное существо, агрессивного индивидуалиста.

Слайд 106






Поэтому прогресса в культуре просто нет, ибо традиционное понимание прогресса неизбежно приводит к кризису культуры, к росту антиценностей как итога культурного развития.
Описание слайда:
Поэтому прогресса в культуре просто нет, ибо традиционное понимание прогресса неизбежно приводит к кризису культуры, к росту антиценностей как итога культурного развития.

Слайд 107





2.4. Концепция культуры немецких романтиков
Немецкие романтики Шиллер, Шлегель, поздний Шеллинг, представители немецкой классической философии в понимании культуры продолжили традицию Гердера, а не Руссо.
Описание слайда:
2.4. Концепция культуры немецких романтиков Немецкие романтики Шиллер, Шлегель, поздний Шеллинг, представители немецкой классической философии в понимании культуры продолжили традицию Гердера, а не Руссо.

Слайд 108





2.4.1. Философия культуры Ф. Шиллера
Отправной точкой философии культуры 
Фридриха Шиллера (1759-1805) стал идеал этического сообщества людей.
Описание слайда:
2.4.1. Философия культуры Ф. Шиллера Отправной точкой философии культуры  Фридриха Шиллера (1759-1805) стал идеал этического сообщества людей.

Слайд 109







Теодор Жерико Бег свободных лошадей в Риме, 1817
 
Свою концепцию культуры он построил на основании следующих идей:
1. Искусство поможет утвердить принципы добра и красоты:
перед красотой, созданной человеком, никто не сможет устоять, искусство покоряет и возвышает людей.
Описание слайда:
Теодор Жерико Бег свободных лошадей в Риме, 1817 Свою концепцию культуры он построил на основании следующих идей: 1. Искусство поможет утвердить принципы добра и красоты: перед красотой, созданной человеком, никто не сможет устоять, искусство покоряет и возвышает людей.

Слайд 110






2. Люди разделены имущественно, что разделило их и культурно. 
Польза стала великим идолом времени. 
Меркантилизм и предпринимательство враждебны красоте.
Описание слайда:
2. Люди разделены имущественно, что разделило их и культурно. Польза стала великим идолом времени. Меркантилизм и предпринимательство враждебны красоте.

Слайд 111






Жан Огюст Доминик Энгр Апофеоз Гомера

3. Спасение гармоничности и цельности человеческого характера, возможность противостояния натиску торгашества и денежного расчета состоят в принятии концепции эстетического воспитания.
Описание слайда:
Жан Огюст Доминик Энгр Апофеоз Гомера 3. Спасение гармоничности и цельности человеческого характера, возможность противостояния натиску торгашества и денежного расчета состоят в принятии концепции эстетического воспитания.

Слайд 112






Антуан-Жан Гро Портрет Паулины де Оур 

4. Только красота ведет к свободе, добру и справедливости. 
А красота творится в сфере искусства. 
В искусстве достигается не только воспроизведение жизни, но и идеализация ее. 
В основе идеализации – игра творческих сил художника.
Такая игра – инструмент, с помощью которого человек создает мир прекрасного.
Описание слайда:
Антуан-Жан Гро Портрет Паулины де Оур 4. Только красота ведет к свободе, добру и справедливости. А красота творится в сфере искусства. В искусстве достигается не только воспроизведение жизни, но и идеализация ее. В основе идеализации – игра творческих сил художника. Такая игра – инструмент, с помощью которого человек создает мир прекрасного.

Слайд 113





2.4.2. Философия романтизма Ф. Шлегеля
Описание слайда:
2.4.2. Философия романтизма Ф. Шлегеля

Слайд 114






Леохар Артемида-охотница

Главной характеристикой культуры определенного народа Шлегель считает наличие у народа, создающей ее, свободы.
Описание слайда:
Леохар Артемида-охотница Главной характеристикой культуры определенного народа Шлегель считает наличие у народа, создающей ее, свободы.

Слайд 115






В 1810-е годы Шлегель отойдет от бесконечного прославления античности и несколько пересмотрит свои взгляды. 
Более поздние его воззрения обращены к теме национальных культур и духовного единения Европы (он даже начнет выпускать журнал «Европа»).
Описание слайда:
В 1810-е годы Шлегель отойдет от бесконечного прославления античности и несколько пересмотрит свои взгляды. Более поздние его воззрения обращены к теме национальных культур и духовного единения Европы (он даже начнет выпускать журнал «Европа»).

Слайд 116






2.4.3. Философия искусства Ф. Шеллинга

Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (1775-1854)  также не чужд идей синтеза античной и современной культур, о чем пишет в своих работах «Философия искусства», «Философия мифологии» и «Система трансцендентального идеализма».
Описание слайда:
2.4.3. Философия искусства Ф. Шеллинга Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (1775-1854)  также не чужд идей синтеза античной и современной культур, о чем пишет в своих работах «Философия искусства», «Философия мифологии» и «Система трансцендентального идеализма».

Слайд 117






Шеллинг противопоставляет мир природный и мир человеческий, а основанием этого противопоставления выступает культура.
Описание слайда:
Шеллинг противопоставляет мир природный и мир человеческий, а основанием этого противопоставления выступает культура.

Слайд 118






Элементами культуры Шеллинг считает «науку, религию, само искусство», отдавая последнему пальму первенства среди всех остальных.
Описание слайда:
Элементами культуры Шеллинг считает «науку, религию, само искусство», отдавая последнему пальму первенства среди всех остальных.

Слайд 119






Стоит заметить, что под культурой Шеллинг понимает также и политическое (в широком смысле этого слова – как пространство взаимодействия людей) устройство.
Описание слайда:
Стоит заметить, что под культурой Шеллинг понимает также и политическое (в широком смысле этого слова – как пространство взаимодействия людей) устройство.

Слайд 120





Микеланджело Буонарроти Сотворение Адама 

Главнейшим условием существования человеческой культуры Шеллинг, как и Фридрих Шлегель, считает свободу.
Описание слайда:
Микеланджело Буонарроти Сотворение Адама Главнейшим условием существования человеческой культуры Шеллинг, как и Фридрих Шлегель, считает свободу.

Слайд 121





Рафаэль Санти Афинская школа

Для Шеллинга идея культуры, свободы и творчества тесно соприкасаются друг с другом. 
Идеал античности предстает у Шеллинга и истоком идеала свободы, необходимой в современной ему культуре.
Описание слайда:
Рафаэль Санти Афинская школа Для Шеллинга идея культуры, свободы и творчества тесно соприкасаются друг с другом. Идеал античности предстает у Шеллинга и истоком идеала свободы, необходимой в современной ему культуре.

Слайд 122






2.5. Представители немецкой классической философии о культуре

2.5.1. Внутренняя и внешняя культура 
И. Канта
Проблемы культуры у немецкого философа Иммануила Канта  (1724-1804)  теснейшим образом связаны с проблемой человека.
Описание слайда:
2.5. Представители немецкой классической философии о культуре 2.5.1. Внутренняя и внешняя культура И. Канта Проблемы культуры у немецкого философа Иммануила Канта  (1724-1804)  теснейшим образом связаны с проблемой человека.

Слайд 123






Исходным пунктом его концепции культуры является признание существования двух миров: мира природы и мира свободы.
Описание слайда:
Исходным пунктом его концепции культуры является признание существования двух миров: мира природы и мира свободы.

Слайд 124






Человек принадлежит к миру природы, поэтому он не свободен, поскольку находится во власти законов природы, где лежит источник зла.
Описание слайда:
Человек принадлежит к миру природы, поэтому он не свободен, поскольку находится во власти законов природы, где лежит источник зла.

Слайд 125






Но в то же время человек принадлежит и к миру свободы, являясь нравственным существом, обладателем практического разума (нравственности). 
Зло можно побороть через культуру, ядром которой является мораль.
Описание слайда:
Но в то же время человек принадлежит и к миру свободы, являясь нравственным существом, обладателем практического разума (нравственности). Зло можно побороть через культуру, ядром которой является мораль.

Слайд 126






Совершенствование происходит в постоянной борьбе с самим собой, собственной леностью и прочими дурными наклонностями.
Описание слайда:
Совершенствование происходит в постоянной борьбе с самим собой, собственной леностью и прочими дурными наклонностями.

Слайд 127






Главное противоречие культуры – это противоречие между стремлением к собственной свободе и границами, определяемыми для нее обществом.
Описание слайда:
Главное противоречие культуры – это противоречие между стремлением к собственной свободе и границами, определяемыми для нее обществом.

Слайд 128






Василий Григорьевич Перов Тройка

Умение определять эту границу является признаком культурного человека и называется категорическим императивом, смысл которого в следующем:  человек должен относиться к другому человеку только как к цели и никогда как к средству для достижения собственных целей.
Описание слайда:
Василий Григорьевич Перов Тройка Умение определять эту границу является признаком культурного человека и называется категорическим императивом, смысл которого в следующем: человек должен относиться к другому человеку только как к цели и никогда как к средству для достижения собственных целей.

Слайд 129








Культура не может иметь своей целью достижение счастья отдельным человеком, культура должна сделать его достойным своего счастья, стать условием не счастливой, а достойной жизни.
Описание слайда:
Культура не может иметь своей целью достижение счастья отдельным человеком, культура должна сделать его достойным своего счастья, стать условием не счастливой, а достойной жизни.

Слайд 130






В этой ситуации культура для Канта – это инструмент, подготовка человека к осуществлению его нравственного долга.
Описание слайда:
В этой ситуации культура для Канта – это инструмент, подготовка человека к осуществлению его нравственного долга.

Слайд 131






Человек, как замечает Кант, должен еще соблюдать внешние приличия, но это признак цивилизованности, а не культуры.
Цивилизованности, в отличие от культуры, можно легко обучить.
Описание слайда:
Человек, как замечает Кант, должен еще соблюдать внешние приличия, но это признак цивилизованности, а не культуры. Цивилизованности, в отличие от культуры, можно легко обучить.

Слайд 132






Ведь это достижения техники и технологии, механизмы удовлетворения массовых утилитарных потребностей – внешняя культура.
Описание слайда:
Ведь это достижения техники и технологии, механизмы удовлетворения массовых утилитарных потребностей – внешняя культура.

Слайд 133






Субъектами, овладевшими только внешней культурой, легко управлять. 
Общество и государство заинтересованы именно в такой культуре, которую правильней называть цивилизацией. 
Таким образом, И. Кант ввел и четко определил понятие внешней и внутренней культуры.
Описание слайда:
Субъектами, овладевшими только внешней культурой, легко управлять. Общество и государство заинтересованы именно в такой культуре, которую правильней называть цивилизацией. Таким образом, И. Кант ввел и четко определил понятие внешней и внутренней культуры.

Слайд 134






Собственно культурой является только внутренняя культура – совокупность нравственных идеалов и нравственных детерминантов общества. 
Она уникальна, не претендует на универсализм, а подчеркивает неповторимость личности.
Описание слайда:
Собственно культурой является только внутренняя культура – совокупность нравственных идеалов и нравственных детерминантов общества. Она уникальна, не претендует на универсализм, а подчеркивает неповторимость личности.

Слайд 135






Жак Луи Давид Наполеон на перевале Сен-Бернар

Для обычного человека внешняя культура предпочтительнее. 
Но человеческое общество продуцирует два типа личностей, приобщающих человека к внутренней культуре, – талантов и гениев.
Описание слайда:
Жак Луи Давид Наполеон на перевале Сен-Бернар Для обычного человека внешняя культура предпочтительнее. Но человеческое общество продуцирует два типа личностей, приобщающих человека к внутренней культуре, – талантов и гениев.

Слайд 136






Таланты передают культурное наследие, воспроизводят уже имеющееся семантическое поле культуры, раскрывая в нем новые значения, образы, интерпретации существующих культурных смыслов.
Описание слайда:
Таланты передают культурное наследие, воспроизводят уже имеющееся семантическое поле культуры, раскрывая в нем новые значения, образы, интерпретации существующих культурных смыслов.

Слайд 137






Гении подвергают сомнению все установления в обществе, они не просто воспроизводят уже созданное, а создают что-то новое, благодаря чему идет движение общества вперед.
Описание слайда:
Гении подвергают сомнению все установления в обществе, они не просто воспроизводят уже созданное, а создают что-то новое, благодаря чему идет движение общества вперед.

Слайд 138





2.5.2. Гегель о культуре как форме отчуждения абсолютного духа

Новое понимание культуры внес великий немецкий философ 
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831).
Описание слайда:
2.5.2. Гегель о культуре как форме отчуждения абсолютного духа Новое понимание культуры внес великий немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831).

Слайд 139






Он изложил свою концепцию культуры в работах «Философия права» и «Философия истории». 
В них Гегель анализирует историю самораскрытия мирового разума.
Описание слайда:
Он изложил свою концепцию культуры в работах «Философия права» и «Философия истории». В них Гегель анализирует историю самораскрытия мирового разума.

Слайд 140






По Гегелю, подлинной реальностью бытия является абсолютная идея. 
Она развивается сначала в логике, затем отчуждается в природу и возвращается к себе в форме абсолютного духа.
Описание слайда:
По Гегелю, подлинной реальностью бытия является абсолютная идея. Она развивается сначала в логике, затем отчуждается в природу и возвращается к себе в форме абсолютного духа.

Слайд 141






Культура для Гегеля – это способ самопознания абсолютного духа и самого человечества.
Описание слайда:
Культура для Гегеля – это способ самопознания абсолютного духа и самого человечества.

Слайд 142






Культура воплощается в человечестве, в народах, в отдельных личностях, проявляется через их деятельность и познает себя, выражаясь в продуктах духовного творчества людей.
Описание слайда:
Культура воплощается в человечестве, в народах, в отдельных личностях, проявляется через их деятельность и познает себя, выражаясь в продуктах духовного творчества людей.

Слайд 143






В индивидах она выступает как субъективный дух, в обществе – как объективный дух, и, наконец, в духовной культуре – как абсолютный дух.
Описание слайда:
В индивидах она выступает как субъективный дух, в обществе – как объективный дух, и, наконец, в духовной культуре – как абсолютный дух.

Слайд 144






Важнейшим свойством культуры является творчество – создание нового, при котором оно не уничтожает старого, сохраняет его.
Описание слайда:
Важнейшим свойством культуры является творчество – создание нового, при котором оно не уничтожает старого, сохраняет его.

Слайд 145






Из потребностей человека на основе труда возникает культура. 
Вначале – это практическая культура как потребность и привычка вообще чем-либо заниматься, что развивает рассудок, внимание, память, привычку ограничивать себя, дисциплину.
Описание слайда:
Из потребностей человека на основе труда возникает культура. Вначале – это практическая культура как потребность и привычка вообще чем-либо заниматься, что развивает рассудок, внимание, память, привычку ограничивать себя, дисциплину.

Слайд 146






А затем появляется теоретическая культура – многообразие представлений и познаний, подвижность и быстрота этих представлений, схватывание всеобщих отношений – развитие разума.
Описание слайда:
А затем появляется теоретическая культура – многообразие представлений и познаний, подвижность и быстрота этих представлений, схватывание всеобщих отношений – развитие разума.

Слайд 147






Основополагающей силой исторического процесса Гегель считает разум, который не только познает мир, но и способен его преобразовывать. 
Поэтому Гегель рассматривает всемирно-исторический процесс как ход развития разума.
Описание слайда:
Основополагающей силой исторического процесса Гегель считает разум, который не только познает мир, но и способен его преобразовывать. Поэтому Гегель рассматривает всемирно-исторический процесс как ход развития разума.

Слайд 148






Он приходит к идее, что каждая историческая эпоха представляет собой определенную ступень в развитии человечества (и в самопознании абсолютного духа).
Описание слайда:
Он приходит к идее, что каждая историческая эпоха представляет собой определенную ступень в развитии человечества (и в самопознании абсолютного духа).

Слайд 149






Сущностью абсолютного духа является свобода, поэтому всемирная история есть прогресс в сознании свободы.
Описание слайда:
Сущностью абсолютного духа является свобода, поэтому всемирная история есть прогресс в сознании свободы.

Слайд 150






В каждую эпоху носителем мирового духа, разума является определенный народ. 
Дух этих народов, которые Гегель называл всемирно-историческими, представляет собой ступени сознания свободы.
Описание слайда:
В каждую эпоху носителем мирового духа, разума является определенный народ. Дух этих народов, которые Гегель называл всемирно-историческими, представляет собой ступени сознания свободы.

Слайд 151






Панлогизм гегелевской концепции истории и культуры явился кульминацией рационализма Просвещения.
Описание слайда:
Панлогизм гегелевской концепции истории и культуры явился кульминацией рационализма Просвещения.

Слайд 152






Но жизнь, повседневный опыт постоянно опровергали эти идеи, менялся сам мир, который уже невозможно было объяснить в рамках классической философии. 
Наступала новая эпоха, которая требовала новой философии, новых подходов к анализу культуры.
Описание слайда:
Но жизнь, повседневный опыт постоянно опровергали эти идеи, менялся сам мир, который уже невозможно было объяснить в рамках классической философии. Наступала новая эпоха, которая требовала новой философии, новых подходов к анализу культуры.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию