🗊Презентация Духовная музыка в нашей жизни

Категория: Музыка
Нажмите для полного просмотра!
Духовная музыка в нашей жизни, слайд №1Духовная музыка в нашей жизни, слайд №2Духовная музыка в нашей жизни, слайд №3Духовная музыка в нашей жизни, слайд №4Духовная музыка в нашей жизни, слайд №5Духовная музыка в нашей жизни, слайд №6Духовная музыка в нашей жизни, слайд №7Духовная музыка в нашей жизни, слайд №8Духовная музыка в нашей жизни, слайд №9Духовная музыка в нашей жизни, слайд №10Духовная музыка в нашей жизни, слайд №11Духовная музыка в нашей жизни, слайд №12Духовная музыка в нашей жизни, слайд №13Духовная музыка в нашей жизни, слайд №14Духовная музыка в нашей жизни, слайд №15

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Духовная музыка в нашей жизни. Доклад-сообщение содержит 15 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Презентация на тему : 
духовная музыка в нашей жизни
Выполнила: Козлова Екатерина, 
ученица 5 класса отделения хорового пения ДШИ им. В.В.Толкуновой
Преподаватель Маркелова  Н. А.
Описание слайда:
Презентация на тему : духовная музыка в нашей жизни Выполнила: Козлова Екатерина, ученица 5 класса отделения хорового пения ДШИ им. В.В.Толкуновой Преподаватель Маркелова Н. А.

Слайд 2





                     Духовная музыка
Духовная музыка – это музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера.
Описание слайда:
Духовная музыка Духовная музыка – это музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера.

Слайд 3






Духовная музыка  как компонент культового ритуала входила в храмовое  искусство первых цивилизаций (Месопотамия, Египет и др.) Древнейшая форма духовной музыки в тесном смысле - синагогальная (в иудаизме) и церковная (у христиан) – пение псалмов. Раннехристианская  духовная музыка была одноголосной, без сопровождения инструментов. Со временем, в Западной Европе господствующим стало григорианское пение, а на Руси -знаменный распев. Многоголосие в духовной музыке зародилось позднее: в Римской католической церкви складывалось в 9-13 вв., а на Руси - в 17 в. (строчное или партесное пение).
В западной духовной музыке с конца
15 века хоровые партии могли
дублироваться инструментами, а  в 
некоторых разделах богослужения
хор заменялся органом.
Русская  духовная музыка была
 чисто вокальная.
Описание слайда:
Духовная музыка как компонент культового ритуала входила в храмовое искусство первых цивилизаций (Месопотамия, Египет и др.) Древнейшая форма духовной музыки в тесном смысле - синагогальная (в иудаизме) и церковная (у христиан) – пение псалмов. Раннехристианская духовная музыка была одноголосной, без сопровождения инструментов. Со временем, в Западной Европе господствующим стало григорианское пение, а на Руси -знаменный распев. Многоголосие в духовной музыке зародилось позднее: в Римской католической церкви складывалось в 9-13 вв., а на Руси - в 17 в. (строчное или партесное пение). В западной духовной музыке с конца 15 века хоровые партии могли дублироваться инструментами, а в некоторых разделах богослужения хор заменялся органом. Русская  духовная музыка была чисто вокальная.

Слайд 4






Церковное пение в древности было одноголосным, унисонным, мужским.
Описание слайда:
Церковное пение в древности было одноголосным, унисонным, мужским.

Слайд 5






История возникновения духовной музыки 



Наиболее распространённые жанры духовной музыки (каталической, православной или протестанской), заимствованы из музыки церковной: это хорал, псалом, гимн (в том числе Ave Maria),  месса (в том числе заупокойная — Реквием), секвенция и страсти (пассионы).
Каждый из перечисленных жанров имеет собственную историю, но общим для всех является то, что рождались они (или оформлялись) в церкви и право сочинять произведения духовного характера — не только тексты, но и музыкальное их оформление — изначально принадлежало исключительно служителям церкви. В результате отбора, переработки и унификации информации складывались каноны. 
Описание слайда:
История возникновения духовной музыки Наиболее распространённые жанры духовной музыки (каталической, православной или протестанской), заимствованы из музыки церковной: это хорал, псалом, гимн (в том числе Ave Maria),  месса (в том числе заупокойная — Реквием), секвенция и страсти (пассионы). Каждый из перечисленных жанров имеет собственную историю, но общим для всех является то, что рождались они (или оформлялись) в церкви и право сочинять произведения духовного характера — не только тексты, но и музыкальное их оформление — изначально принадлежало исключительно служителям церкви. В результате отбора, переработки и унификации информации складывались каноны. 

Слайд 6






История возникновения духовной музыки



     Со временем право музыкального оформления канонических текстов было предоставлено и светским композиторам. После Реформации широкое распространение получили духовные сочинения на неканонические тексты — хоралы, гимны (в том числе сочинённые Мартином Лютером), позже Страсти.
     К Страстям исторически восходит и появившаяся в XVII веке религиозная оратория; являясь формой более свободной, изначально не связанной с богослужением, оратория могла основываться как на событиях Страстной недели (например, «Семь слов Христа на кресте» Генриха Шютца или Йозефа Гайдна, так и на иных главах Евангелия («Рождественская история»  Шютца, «Мессия» Генделя, «Рождественская оратория» И.С. Баха, «Детство Христа» Гектора Берлиоза, а также на сюжетах из Ветхого Завета, например, оратории Генделя - «Саул», «Израиль в Египте», «Самсон».
Описание слайда:
История возникновения духовной музыки Со временем право музыкального оформления канонических текстов было предоставлено и светским композиторам. После Реформации широкое распространение получили духовные сочинения на неканонические тексты — хоралы, гимны (в том числе сочинённые Мартином Лютером), позже Страсти. К Страстям исторически восходит и появившаяся в XVII веке религиозная оратория; являясь формой более свободной, изначально не связанной с богослужением, оратория могла основываться как на событиях Страстной недели (например, «Семь слов Христа на кресте» Генриха Шютца или Йозефа Гайдна, так и на иных главах Евангелия («Рождественская история» Шютца, «Мессия» Генделя, «Рождественская оратория» И.С. Баха, «Детство Христа» Гектора Берлиоза, а также на сюжетах из Ветхого Завета, например, оратории Генделя - «Саул», «Израиль в Египте», «Самсон».

Слайд 7







История возникновения духовной музыки



     Начиная с эпохи Возрождения светская культура оказывала существенное влияние на традиционно церковные формы: развитие симфонических жанров, с одной стороны, и итальянской оперы — с другой. Преобразились и страсти, и мессы (особенно заупокойные), и другие, не столь крупные формы, которые, в свою очередь, эволюционировали в сторону симфонизации, концертности и «оперности». Исполнение духовных сочинений постепенно перешло в концертную практику, и уже в XVIII веке, а где-то и раньше многие произведения создавались специально для исполнения в концертном зале или для придворного обихода, заказывались к конкретному случаю, как, например, коронационные мессы и реквиемы.
Описание слайда:
История возникновения духовной музыки Начиная с эпохи Возрождения светская культура оказывала существенное влияние на традиционно церковные формы: развитие симфонических жанров, с одной стороны, и итальянской оперы — с другой. Преобразились и страсти, и мессы (особенно заупокойные), и другие, не столь крупные формы, которые, в свою очередь, эволюционировали в сторону симфонизации, концертности и «оперности». Исполнение духовных сочинений постепенно перешло в концертную практику, и уже в XVIII веке, а где-то и раньше многие произведения создавались специально для исполнения в концертном зале или для придворного обихода, заказывались к конкретному случаю, как, например, коронационные мессы и реквиемы.

Слайд 8





Примеры известных  жанров             духовной музыки
Псалмы - «Хвалебная песнь», это музыкальные произведения малой формы, основанные на тексте Псалтири. Самый древний жанр, поскольку песнопения и молитвы на стихи Давида слагались в Иудее ещё в дохристианские времена. Одно из самых известных сочинений — Симфония псалмов И.Ф.Стравинского.
Мессы — циклические вокальные или вокально-инструментальные произведения, представляющие собой собрание частей каталической литургии. Первая авторская месса на полный текст ординария была написана в середине XIV века Гийомом де Машо — четырёхголосная Messe de Notre Dame. Чуть позже в концертную практику прочно вошли мессы Баха (прежде всего си-минорная), Моцарта, Шуберта, Торжественная месса Бетховена. Существуют и органные мессы, в которых все хоровые части заменяются органными композициями. Сочинения этого жанра не содержат текст религиозного характера, однако, органные мессы также причисляют к духовной музыке. Это в первую очередь относится к «Немецкой органной мессе» И. С. Баха.
Реквиемы — изначально католические заупокойные мессы. Первым сочинением этого жанра, написанным на канонический латинский текст, считается не дошедший до нас Реквием Дюфаи. Первый сохранившийся, сочинение a capella в полифоническом стиле, принадлежит Йоханнесу Окегему(XV век). В настоящее время наиболее исполняемыми являются написанные на канонический латинский текст Реквиемы В.А.Моцарта и Д.Верди. В концертный репертуар прочно вошли также канонические реквиемы Л. Керубини (до-минорный), Г. Берлиоза, и неканонические Немецкий Реквием И. Брамса и Военный реквием Б. Бриттена, в котором традиционный латинский текст сочетается со стихами английского поэта Уилфреда Оуэна. В последнее время завоёвывают признание Реквиемы Я. Д. Зеленки, Г.Бибера.
Страсти — вокально-драматические произведения, посвящённые событиям Страстной недели, изначально основанные на евангельских текстах; однако с начала XVIII века для сочинений этого жанра всё чаще использовались тексты, написанные по мотивам Евангелий известными поэтами, в том числе оперными либреттистами. Самые ранние из известных Страстей принадлежат Орландо Лассо(XV—XVI вв.). Самые знаменитые Страсти по Матфею и по Иоанну И. С. Баха. В последнее время на концертной эстраде часто звучат Страсти господа нашего Иисуса Христа Антонио Сальери.
Описание слайда:
Примеры известных жанров духовной музыки Псалмы - «Хвалебная песнь», это музыкальные произведения малой формы, основанные на тексте Псалтири. Самый древний жанр, поскольку песнопения и молитвы на стихи Давида слагались в Иудее ещё в дохристианские времена. Одно из самых известных сочинений — Симфония псалмов И.Ф.Стравинского. Мессы — циклические вокальные или вокально-инструментальные произведения, представляющие собой собрание частей каталической литургии. Первая авторская месса на полный текст ординария была написана в середине XIV века Гийомом де Машо — четырёхголосная Messe de Notre Dame. Чуть позже в концертную практику прочно вошли мессы Баха (прежде всего си-минорная), Моцарта, Шуберта, Торжественная месса Бетховена. Существуют и органные мессы, в которых все хоровые части заменяются органными композициями. Сочинения этого жанра не содержат текст религиозного характера, однако, органные мессы также причисляют к духовной музыке. Это в первую очередь относится к «Немецкой органной мессе» И. С. Баха. Реквиемы — изначально католические заупокойные мессы. Первым сочинением этого жанра, написанным на канонический латинский текст, считается не дошедший до нас Реквием Дюфаи. Первый сохранившийся, сочинение a capella в полифоническом стиле, принадлежит Йоханнесу Окегему(XV век). В настоящее время наиболее исполняемыми являются написанные на канонический латинский текст Реквиемы В.А.Моцарта и Д.Верди. В концертный репертуар прочно вошли также канонические реквиемы Л. Керубини (до-минорный), Г. Берлиоза, и неканонические Немецкий Реквием И. Брамса и Военный реквием Б. Бриттена, в котором традиционный латинский текст сочетается со стихами английского поэта Уилфреда Оуэна. В последнее время завоёвывают признание Реквиемы Я. Д. Зеленки, Г.Бибера. Страсти — вокально-драматические произведения, посвящённые событиям Страстной недели, изначально основанные на евангельских текстах; однако с начала XVIII века для сочинений этого жанра всё чаще использовались тексты, написанные по мотивам Евангелий известными поэтами, в том числе оперными либреттистами. Самые ранние из известных Страстей принадлежат Орландо Лассо(XV—XVI вв.). Самые знаменитые Страсти по Матфею и по Иоанну И. С. Баха. В последнее время на концертной эстраде часто звучат Страсти господа нашего Иисуса Христа Антонио Сальери.

Слайд 9





Паралитургическая духовная музыка
На протяжении всей истории христианской церкви наряду с церковной существовала и так называемая паралитургическая духовная музыка: сочинения религиозного характера, не соответствовавшие церковным канонам. Не нашедшие себе применения в богослужении, а в иных случаях и заведомо для него не предназначенные, песни, как анонимные, так и авторские, — испано-португальские кантиги, французские ноэли и кондукты и др. — имели широкое хождение в быту. Отвергнутые Церковью в XVI в. секвенции оказали влияние на развитие народной духовной песни — немецких Rufe и Leise, английской carol, итальянской лауды, а те, в свою очередь, — на развитие духовной музыки более крупных форм.
Описание слайда:
Паралитургическая духовная музыка На протяжении всей истории христианской церкви наряду с церковной существовала и так называемая паралитургическая духовная музыка: сочинения религиозного характера, не соответствовавшие церковным канонам. Не нашедшие себе применения в богослужении, а в иных случаях и заведомо для него не предназначенные, песни, как анонимные, так и авторские, — испано-португальские кантиги, французские ноэли и кондукты и др. — имели широкое хождение в быту. Отвергнутые Церковью в XVI в. секвенции оказали влияние на развитие народной духовной песни — немецких Rufe и Leise, английской carol, итальянской лауды, а те, в свою очередь, — на развитие духовной музыки более крупных форм.

Слайд 10





Примеры  известных  католических произведений
Ave Maria — католическая молитва, обращённая к Деве Марии. Самая знаменитая Ave Maria принадлежит Францу Шуберту, изначально написана на неканонический текст. К каноническому тексту гимна охотно обращаются современные композиторы, в том числе Алемдар Караманов, Эннио Морриконе, Игорь Лученок.
Stabat Mater —каталическое песнопение (секвенция) на латинский текст Якопоне да Тоди. Из самых ранних известны сочинения  Палестрины и Орландо Лассо. Наиболее исполняемые в наше время — Stabat Mater Джоаккино Россини, с прекрасными вокальными партиями и, в целом, соответствующая театральному стилю композитора, и более аскетичная Stabat Mater Джованни Перголези. Известны также сочинения Вивальди, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Верди. Есть Stabat Mater и у А.Н.Серова. 
Te Deum — католический благодарственный гимн на текст, написанный в подражание псалмам; первоначально исполнялся в рамках христианского богослужения. Первый сохранившийся образец двухголосного Te Deum относится к концу IX века. Отделившись от культовой обрядовости, с XVIII века гимн все чаще звучал во время придворных торжеств, в т.ч. коронационных, для них писали свои гимны Гендель, Гайдн, Сальери, Моцарт. В XIX веке Te Deum стал произведением концертного характера, писался для больших исполнительских составов — солистов и хора в сопровождении оркестра или органа; таковы гимны Берлиоза, Листа, Верди, Брукнера и Дворжака.
Описание слайда:
Примеры известных католических произведений Ave Maria — католическая молитва, обращённая к Деве Марии. Самая знаменитая Ave Maria принадлежит Францу Шуберту, изначально написана на неканонический текст. К каноническому тексту гимна охотно обращаются современные композиторы, в том числе Алемдар Караманов, Эннио Морриконе, Игорь Лученок. Stabat Mater —каталическое песнопение (секвенция) на латинский текст Якопоне да Тоди. Из самых ранних известны сочинения Палестрины и Орландо Лассо. Наиболее исполняемые в наше время — Stabat Mater Джоаккино Россини, с прекрасными вокальными партиями и, в целом, соответствующая театральному стилю композитора, и более аскетичная Stabat Mater Джованни Перголези. Известны также сочинения Вивальди, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Верди. Есть Stabat Mater и у А.Н.Серова. Te Deum — католический благодарственный гимн на текст, написанный в подражание псалмам; первоначально исполнялся в рамках христианского богослужения. Первый сохранившийся образец двухголосного Te Deum относится к концу IX века. Отделившись от культовой обрядовости, с XVIII века гимн все чаще звучал во время придворных торжеств, в т.ч. коронационных, для них писали свои гимны Гендель, Гайдн, Сальери, Моцарт. В XIX веке Te Deum стал произведением концертного характера, писался для больших исполнительских составов — солистов и хора в сопровождении оркестра или органа; таковы гимны Берлиоза, Листа, Верди, Брукнера и Дворжака.

Слайд 11


Духовная музыка в нашей жизни, слайд №11
Описание слайда:

Слайд 12





Примеры православной духовной музыки

В русском православном богослужении аналогом католического Te Deum является песнопение «Тебе Бога хвалим» (это церковнославянский перевод латинского текста Te Deum). Самые известные сочинения  А.Л.Веделя, С.И.Давыдова, Н.А.Римского-Корсакова, А.А.Архангельского. 
Русский духовный концерт: Пришедший в Россию с Запада в конце XVII века духовный концерт, представлявший собою «состязание» двух и более противопоставленных друг другу хоров, поначалу развивался как жанр сугубо церковной музыки и соответствовал традициям православного богослужения: в отличие от западноевропейского, не предполагал инструментальное сопровождение и писался в форме утвердившегося к тому времени в церкви партерного многоголосия, в котором количество голосов обычно колебалось от 3 до 12 (в некоторых концертах оно достигало 48-ми). Но во второй половине XVIII века духовный концерт вышел за пределы церкви; классические сочинения в этом жанре созданы Максимом Березовским и Дмитрием Бортнянским.
Всенощное бдение: Начиная с XVIII века русские композиторы создавали на тексты «Всенощного бдения» произведения концертного характера — «Всенощные», которые могли исполняться и вне богослужения, например, известны «Всенощные» А. Л. Веделя и С.А.Дягтярева. Со второй половины XIX века «Всенощные» нередко принимали форму оригинальных хоровых сочинений или достаточно свободных обработок древних распевов. Такие сочинения создали А.А.Архангельский, А.Т.Гречанинов, П.Г.Чесноков. Лучшими образцами жанра считаются «Всенощные» П.И.Чайковского и С.В.Рахманинова.
Описание слайда:
Примеры православной духовной музыки В русском православном богослужении аналогом католического Te Deum является песнопение «Тебе Бога хвалим» (это церковнославянский перевод латинского текста Te Deum). Самые известные сочинения А.Л.Веделя, С.И.Давыдова, Н.А.Римского-Корсакова, А.А.Архангельского. Русский духовный концерт: Пришедший в Россию с Запада в конце XVII века духовный концерт, представлявший собою «состязание» двух и более противопоставленных друг другу хоров, поначалу развивался как жанр сугубо церковной музыки и соответствовал традициям православного богослужения: в отличие от западноевропейского, не предполагал инструментальное сопровождение и писался в форме утвердившегося к тому времени в церкви партерного многоголосия, в котором количество голосов обычно колебалось от 3 до 12 (в некоторых концертах оно достигало 48-ми). Но во второй половине XVIII века духовный концерт вышел за пределы церкви; классические сочинения в этом жанре созданы Максимом Березовским и Дмитрием Бортнянским. Всенощное бдение: Начиная с XVIII века русские композиторы создавали на тексты «Всенощного бдения» произведения концертного характера — «Всенощные», которые могли исполняться и вне богослужения, например, известны «Всенощные» А. Л. Веделя и С.А.Дягтярева. Со второй половины XIX века «Всенощные» нередко принимали форму оригинальных хоровых сочинений или достаточно свободных обработок древних распевов. Такие сочинения создали А.А.Архангельский, А.Т.Гречанинов, П.Г.Чесноков. Лучшими образцами жанра считаются «Всенощные» П.И.Чайковского и С.В.Рахманинова.

Слайд 13


Духовная музыка в нашей жизни, слайд №13
Описание слайда:

Слайд 14





Вывод:
Описание слайда:
Вывод:

Слайд 15





Список использованной литературы:
Большой энциклопедический словарь
Википедия ( www.Wikipedia.com )
Стенды зарубежных и русских композиторов для кабинета музыки
Фотография Старшего хора ДШИ им. В.В.Толкуновой под руководством Умяровой Л.В. из личного архива автора проекта (2017г.)
Музыка «Ave Maria» Франца Шуберта (https://goo.gl/UVLBax)
Описание слайда:
Список использованной литературы: Большой энциклопедический словарь Википедия ( www.Wikipedia.com ) Стенды зарубежных и русских композиторов для кабинета музыки Фотография Старшего хора ДШИ им. В.В.Толкуновой под руководством Умяровой Л.В. из личного архива автора проекта (2017г.) Музыка «Ave Maria» Франца Шуберта (https://goo.gl/UVLBax)



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию