🗊ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ Открытый урок с использованием цифровой лаборатории учитель биологии Воро

Категория: Биология
Нажмите для полного просмотра!
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ   ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ  Открытый урок с использованием цифровой лаборатории          учитель биологии   Воро, слайд №1ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ   ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ  Открытый урок с использованием цифровой лаборатории          учитель биологии   Воро, слайд №2ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ   ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ  Открытый урок с использованием цифровой лаборатории          учитель биологии   Воро, слайд №3ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ   ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ  Открытый урок с использованием цифровой лаборатории          учитель биологии   Воро, слайд №4ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ   ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ  Открытый урок с использованием цифровой лаборатории          учитель биологии   Воро, слайд №5ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ   ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ  Открытый урок с использованием цифровой лаборатории          учитель биологии   Воро, слайд №6ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ   ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ  Открытый урок с использованием цифровой лаборатории          учитель биологии   Воро, слайд №7ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ   ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ  Открытый урок с использованием цифровой лаборатории          учитель биологии   Воро, слайд №8ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ   ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ  Открытый урок с использованием цифровой лаборатории          учитель биологии   Воро, слайд №9ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ   ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ  Открытый урок с использованием цифровой лаборатории          учитель биологии   Воро, слайд №10ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ   ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ  Открытый урок с использованием цифровой лаборатории          учитель биологии   Воро, слайд №11ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ   ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ  Открытый урок с использованием цифровой лаборатории          учитель биологии   Воро, слайд №12ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ   ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ  Открытый урок с использованием цифровой лаборатории          учитель биологии   Воро, слайд №13ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ   ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ  Открытый урок с использованием цифровой лаборатории          учитель биологии   Воро, слайд №14ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ   ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ  Открытый урок с использованием цифровой лаборатории          учитель биологии   Воро, слайд №15ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ   ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ  Открытый урок с использованием цифровой лаборатории          учитель биологии   Воро, слайд №16ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ   ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ  Открытый урок с использованием цифровой лаборатории          учитель биологии   Воро, слайд №17ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ   ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ  Открытый урок с использованием цифровой лаборатории          учитель биологии   Воро, слайд №18ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ   ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ  Открытый урок с использованием цифровой лаборатории          учитель биологии   Воро, слайд №19ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ   ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ  Открытый урок с использованием цифровой лаборатории          учитель биологии   Воро, слайд №20ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ   ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ  Открытый урок с использованием цифровой лаборатории          учитель биологии   Воро, слайд №21ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ   ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ  Открытый урок с использованием цифровой лаборатории          учитель биологии   Воро, слайд №22

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ Открытый урок с использованием цифровой лаборатории учитель биологии Воро. Презентация содержит 22 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
 
ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ
Открытый урок с использованием цифровой лаборатории




учитель биологии 
Воробьева Валентина Федоровна

Москва 2010
Описание слайда:
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ Открытый урок с использованием цифровой лаборатории учитель биологии Воробьева Валентина Федоровна Москва 2010

Слайд 2


ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ   ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ  Открытый урок с использованием цифровой лаборатории          учитель биологии   Воро, слайд №2
Описание слайда:

Слайд 3





Цель урока:
1)разъяснить механизм вдоха и выдоха, роль дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха
2) раскрыть механизм нейрогуморальной регуляции дыхания  
 3)сформировать понятие «жизненная емкость легких»
Описание слайда:
Цель урока: 1)разъяснить механизм вдоха и выдоха, роль дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха 2) раскрыть механизм нейрогуморальной регуляции дыхания 3)сформировать понятие «жизненная емкость легких»

Слайд 4





Оборудование:
таблица «Органы дыхания», 
Цифровая лаборатория «Архимед»



СД диск «Регуляция дыхательных движений. Приемы искусственного дыхания» 
Датчики дыхания
Описание слайда:
Оборудование: таблица «Органы дыхания», Цифровая лаборатория «Архимед» СД диск «Регуляция дыхательных движений. Приемы искусственного дыхания» Датчики дыхания

Слайд 5





Ход урока

I. Организационный момент
 II. Актуализация опорных знаний. 

Повторение домашнего задания
 Индивидуальная работа по карточкам 
Фронтальный опрос.

 III Изучение новой темы
 Лабораторная работа
IV. Закрепление учебных знаний
V. Домашнее задание
Описание слайда:
Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация опорных знаний. Повторение домашнего задания Индивидуальная работа по карточкам Фронтальный опрос. III Изучение новой темы Лабораторная работа IV. Закрепление учебных знаний V. Домашнее задание

Слайд 6





Фронтальный опрос.

Примеры вопросов и заданий обязательного уровня.
1. Какую роль в организме человека изучает кислород?
2. В чем заключается основная функция дыхательной системы?
3. Какими органами она образована?
4. В каком органе дыхательной системы происходит газообмен? Каковы особен­ности строения этого органа?
5. Как изменяется воздух в дыхательных путях? Почему надо дышать носом, а не ртом?
Описание слайда:
Фронтальный опрос. Примеры вопросов и заданий обязательного уровня. 1. Какую роль в организме человека изучает кислород? 2. В чем заключается основная функция дыхательной системы? 3. Какими органами она образована? 4. В каком органе дыхательной системы происходит газообмен? Каковы особен­ности строения этого органа? 5. Как изменяется воздух в дыхательных путях? Почему надо дышать носом, а не ртом?

Слайд 7






III. Изучение новой темы

Учитель сообщает тему урока и акцентирует внимание учащихся на доску, где записан план занятия.
 I. Механизм легочной вентиляции:
1) вдох; 2) выдох.
П. Жизненная емкость легких.                       
III. Регуляция дыхания. Роль дыхательного         
центра в ритмическом чередовании вдоха и выдоха IV Влияние гуморальной регуляции на дыхательный центр.
  V Искусственное дыхание, 
После ознакомления с планом работы учитель просит сформулировать основные задачи урока.
Описание слайда:
III. Изучение новой темы Учитель сообщает тему урока и акцентирует внимание учащихся на доску, где записан план занятия. I. Механизм легочной вентиляции: 1) вдох; 2) выдох. П. Жизненная емкость легких. III. Регуляция дыхания. Роль дыхательного центра в ритмическом чередовании вдоха и выдоха IV Влияние гуморальной регуляции на дыхательный центр. V Искусственное дыхание, После ознакомления с планом работы учитель просит сформулировать основные задачи урока.

Слайд 8





«Дыхание - значит жизнь». Эта фраза бесспорна.
Обычно дыхание ассоциируется с вдохом и выдохом, т.е. легкие - орган дыхания - не имеют мышц, однако при дыхании они расширяются и сжимаются. Благодаря чему легкие обладают такой способностью? 
Легкие самостоятельно никогда не растягиваются и не сокращаются, они пассивно следуют за грудной клеткой.
Описание слайда:
«Дыхание - значит жизнь». Эта фраза бесспорна. Обычно дыхание ассоциируется с вдохом и выдохом, т.е. легкие - орган дыхания - не имеют мышц, однако при дыхании они расширяются и сжимаются. Благодаря чему легкие обладают такой способностью? Легкие самостоятельно никогда не растягиваются и не сокращаются, они пассивно следуют за грудной клеткой.

Слайд 9





Демонстрация механизмов вдоха и выдоха на модели Дондерса
За вдохом наступает выдох. При обычном выдохе диафрагма и межреберные мышцы расслабляются, грудная клетка спадается и ее объем уменьшается. При этом объем легких уменьшается, и воздух выходит наружу.
Поступление воздуха в легкие и его изгнание из легких можно пронаблюдать на модели, носящей имя своего изобретателя, физиолога Дондерса.
Описание слайда:
Демонстрация механизмов вдоха и выдоха на модели Дондерса За вдохом наступает выдох. При обычном выдохе диафрагма и межреберные мышцы расслабляются, грудная клетка спадается и ее объем уменьшается. При этом объем легких уменьшается, и воздух выходит наружу. Поступление воздуха в легкие и его изгнание из легких можно пронаблюдать на модели, носящей имя своего изобретателя, физиолога Дондерса.

Слайд 10





Итоги первой части урока.
1. Механизм вдоха 
сокращение дыхательных мышц (межреберных и диафрагмы)
увеличение объема грудной полости
уменьшение давления в грудной полости и в полости легких
засасывание атмосферного воздуха через воздухоносные пути
2. Механизм выдоха 
опускание ребер и расслабление диафрагмы
уменьшение объема грудной полости и полости легких
увеличение давления в легких
выталкивание части воздуха наружу
Описание слайда:
Итоги первой части урока. 1. Механизм вдоха сокращение дыхательных мышц (межреберных и диафрагмы) увеличение объема грудной полости уменьшение давления в грудной полости и в полости легких засасывание атмосферного воздуха через воздухоносные пути 2. Механизм выдоха опускание ребер и расслабление диафрагмы уменьшение объема грудной полости и полости легких увеличение давления в легких выталкивание части воздуха наружу

Слайд 11





Жизненная емкость легких ЖЕЛ
 Измеряя дыхание, мы можем судить об интенсивности обмена веществ в организме.
Объем воздуха, вдыхаемый при обычном (неизменном) вдохе и вдыхаемый при обычном  выдохе, называется ды­хательным объемом.
Объем максимального выдоха после предшествовавшего максимального вдоха называется жизненной емкостью легких (ЖЕЛ).
Описание слайда:
Жизненная емкость легких ЖЕЛ Измеряя дыхание, мы можем судить об интенсивности обмена веществ в организме. Объем воздуха, вдыхаемый при обычном (неизменном) вдохе и вдыхаемый при обычном выдохе, называется ды­хательным объемом. Объем максимального выдоха после предшествовавшего максимального вдоха называется жизненной емкостью легких (ЖЕЛ).

Слайд 12





Лабораторная работа с использованием цифровой лаборатории «Архимед»
Тема: «Определение ЖЕЛ учащихся»
Цель работы: определить ЖЕЛ учащихся, сравнить показатели тренированного и нетренированного ученика
Оборудование: цифровая лаборатория «Архимед» «Нова», датчик , инструктивные карточки
Описание слайда:
Лабораторная работа с использованием цифровой лаборатории «Архимед» Тема: «Определение ЖЕЛ учащихся» Цель работы: определить ЖЕЛ учащихся, сравнить показатели тренированного и нетренированного ученика Оборудование: цифровая лаборатория «Архимед» «Нова», датчик , инструктивные карточки

Слайд 13





Замеры ЖЕЛ учащихся
1 учащийся 178,56=2,9л.
2 учащийся 195,5=3,2л.
Описание слайда:
Замеры ЖЕЛ учащихся 1 учащийся 178,56=2,9л. 2 учащийся 195,5=3,2л.

Слайд 14





Определение жизненной емкости легких

Цель работы:
Определить жизненную емкость легких.  
Теоретические основы работы:
Жизненная емкость легких – важный показатель функциональной возможности системы дыхания.
Оборудование:
Карманный Компьютер (КПК) и/или Измерительный Интерфейс, Датчик дыхания
Монтаж экспериментальной установки
 Подключите датчики
Установка параметров измерения
частота – 10 замеров в секунду
длительность – 2000 замеров (эксперимент можно остановить ранее, чем через 2000 замеров)
Порядок проведения эксперимента
Сделайте глубокий вдох и полный выдох через датчик дыхания со скоростью 40-50 литров в минуту. Получите график скорости выдоха от времени. Сохраните результат эксперимента.
Обработка и анализ результатов
Откройте файл опыта с датчиком дыхания на КПК или ПК.
Получите результат в виде графика.
Используя «Мастер анализа» в программе Мультилаб, определите площадь под этим графиком получите величину жизненной емкости легких (ЖЕЛ).
Описание слайда:
Определение жизненной емкости легких Цель работы: Определить жизненную емкость легких. Теоретические основы работы: Жизненная емкость легких – важный показатель функциональной возможности системы дыхания. Оборудование: Карманный Компьютер (КПК) и/или Измерительный Интерфейс, Датчик дыхания Монтаж экспериментальной установки Подключите датчики Установка параметров измерения частота – 10 замеров в секунду длительность – 2000 замеров (эксперимент можно остановить ранее, чем через 2000 замеров) Порядок проведения эксперимента Сделайте глубокий вдох и полный выдох через датчик дыхания со скоростью 40-50 литров в минуту. Получите график скорости выдоха от времени. Сохраните результат эксперимента. Обработка и анализ результатов Откройте файл опыта с датчиком дыхания на КПК или ПК. Получите результат в виде графика. Используя «Мастер анализа» в программе Мультилаб, определите площадь под этим графиком получите величину жизненной емкости легких (ЖЕЛ).

Слайд 15





График зависимости ЖЕЛ в покое и при нагрузке (ритмичные сгибания руки с частотой 20 раз в минуту)
Описание слайда:
График зависимости ЖЕЛ в покое и при нагрузке (ритмичные сгибания руки с частотой 20 раз в минуту)

Слайд 16





Сделайте выводы:

Вопросы для учащихся:
1) Как влияет мышечная активность на легочную вентиляцию?
 2) Как спорт и физическая нагрузка способствуют развитию мышц, участвующих в дыхательных движениях?
Итог:
     Человек дышит ритмично. С первого и до последнего дня жизни ритм дыхания у него не нарушается, изменяется лишь его частота. Новорожденный ребенок 60 раз в мин совершает дыхательное движение, пятилетний - 25, с 15-16 лет частота дыхания устанавливается 16-18 раз в мин и сохраняется такой до старости, а в старости вновь учащается.
Описание слайда:
Сделайте выводы: Вопросы для учащихся: 1) Как влияет мышечная активность на легочную вентиляцию? 2) Как спорт и физическая нагрузка способствуют развитию мышц, участвующих в дыхательных движениях? Итог: Человек дышит ритмично. С первого и до последнего дня жизни ритм дыхания у него не нарушается, изменяется лишь его частота. Новорожденный ребенок 60 раз в мин совершает дыхательное движение, пятилетний - 25, с 15-16 лет частота дыхания устанавливается 16-18 раз в мин и сохраняется такой до старости, а в старости вновь учащается.

Слайд 17






Показатели ЖЕЛ спортсменов (мл)

Гимнаст  4000
Футболист  4200 
Штангист  4300
Пловец  4900
Гребец  5500
Описание слайда:
Показатели ЖЕЛ спортсменов (мл) Гимнаст 4000 Футболист 4200 Штангист 4300 Пловец 4900 Гребец 5500

Слайд 18





IV. Общие выводы урока

1.  Воздух поступает в легкие благодаря дыхательным движениям, в которых участвуют межреберные мышцы и диафрагма.
2.  Дыхательные движения происходят автоматически благодаря нервным импульсам, возникающим каждые 4 с в дыхательном центре продолговатого мозга. Вдох рефлекторно вызывает выдох, а выдох вызывает вдох.
3.  На работу дыхательного центра оказывает влияние кора больших полушарий.
4.  Большое значение для поддержания постоянной концентрации углекислого газа и кислорода в крови имеет гуморальная регуляция дыхания.
Описание слайда:
IV. Общие выводы урока 1. Воздух поступает в легкие благодаря дыхательным движениям, в которых участвуют межреберные мышцы и диафрагма. 2. Дыхательные движения происходят автоматически благодаря нервным импульсам, возникающим каждые 4 с в дыхательном центре продолговатого мозга. Вдох рефлекторно вызывает выдох, а выдох вызывает вдох. 3. На работу дыхательного центра оказывает влияние кора больших полушарий. 4. Большое значение для поддержания постоянной концентрации углекислого газа и кислорода в крови имеет гуморальная регуляция дыхания.

Слайд 19





Закрепление изученного материала

Решите задачу.
1.  Сколько воздуха проходит чрез легкие человека при спокойном дыхании в минуту, в 1 ч, в сутки, если дыхательный объем воздуха равен 500 мл, а частота дыхания — 18 раз в минуту?
Описание слайда:
Закрепление изученного материала Решите задачу. 1. Сколько воздуха проходит чрез легкие человека при спокойном дыхании в минуту, в 1 ч, в сутки, если дыхательный объем воздуха равен 500 мл, а частота дыхания — 18 раз в минуту?

Слайд 20





Работа с криптограммой
(использование игрового момента)
12  4      7       5      1       9             11    2      3             13     1      8      5      10
1) Какие органоиды клетки отвечают за клеточное дыхание?
    1           2           3          4          3           5          6              -       1          1
2)  Какой процесс происходит в легких и тканях?
-        7             8            3             3               -             -              9            5
3) Компонент внутренней среды организма.
-                         -                         3                          -                            10
4) Форменные элементы крови
11     -            1         2             -             3            -           1           2            12
5) Какие мышцы отвечают за дыхание и называются дыхательными мышцами?
,9 13   -     9    -     9     -     5     12   9            6   1     7   -      -     7      -    -     7
Описание слайда:
Работа с криптограммой (использование игрового момента) 12 4 7 5 1 9 11 2 3 13 1 8 5 10 1) Какие органоиды клетки отвечают за клеточное дыхание? 1 2 3 4 3 5 6 - 1 1 2) Какой процесс происходит в легких и тканях? - 7 8 3 3 - - 9 5 3) Компонент внутренней среды организма. - - 3 - 10 4) Форменные элементы крови 11 - 1 2 - 3 - 1 2 12 5) Какие мышцы отвечают за дыхание и называются дыхательными мышцами? ,9 13 - 9 - 9 - 5 12 9 6 1 7 - - 7 - - 7

Слайд 21





Домашнее задание

Изучить текст учебника, выполнить задание к тексту,  работа со словариком, выполнить задание №111 в рабочей тетради.
 Решите задачи: 
1. Зная, что во вдыхаемом воздухе содержится около 20 % кислорода, опреде­лите, сколько О2 человек пропускает чрез легкие в сутки при спокойном ды­хании.
  2. Зная, что выдыхаемый воздух содержит 4 % углекислого газа, определите, сколько ученик выделяет СО2 в 1 минуту, в 1 ч, сколько — все учащиеся класса в 1 ч.
Индивидуальное задание: подготовить сообщения к следующему занятию.
Сообщение 1. «Дыхание на Эльбрусе».
Провести работу с использованием цифровой лаборатории «Влияние курения на величину ЖЕЛ»  - (приглашаются на элективные курсы)
Описание слайда:
Домашнее задание Изучить текст учебника, выполнить задание к тексту, работа со словариком, выполнить задание №111 в рабочей тетради. Решите задачи: 1. Зная, что во вдыхаемом воздухе содержится около 20 % кислорода, опреде­лите, сколько О2 человек пропускает чрез легкие в сутки при спокойном ды­хании. 2. Зная, что выдыхаемый воздух содержит 4 % углекислого газа, определите, сколько ученик выделяет СО2 в 1 минуту, в 1 ч, сколько — все учащиеся класса в 1 ч. Индивидуальное задание: подготовить сообщения к следующему занятию. Сообщение 1. «Дыхание на Эльбрусе». Провести работу с использованием цифровой лаборатории «Влияние курения на величину ЖЕЛ» - (приглашаются на элективные курсы)

Слайд 22







Дополнительная литература

Источник. Детская энциклопедия. Человек. Т. 7 — М.: «Педагогика», 1975. Биология. 9 класс. Сборник рефератов. Часть 2. - М.: «ЭКСМО», 2003. Сообщение 2. «Ныряем!»
Источник. Богданов К. Ю. Физик в гостях у биолога. — М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1986 - (Б-чка «Квант». Вып. 49).
Биология. 9 класс. Сборник рефератов. Часть 2. - М.: ЭКСМО, 2003.
Описание слайда:
Дополнительная литература Источник. Детская энциклопедия. Человек. Т. 7 — М.: «Педагогика», 1975. Биология. 9 класс. Сборник рефератов. Часть 2. - М.: «ЭКСМО», 2003. Сообщение 2. «Ныряем!» Источник. Богданов К. Ю. Физик в гостях у биолога. — М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1986 - (Б-чка «Квант». Вып. 49). Биология. 9 класс. Сборник рефератов. Часть 2. - М.: ЭКСМО, 2003.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию